Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Положение о порядке прохождения военной службы – обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Под оставлением части или места службы следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части, где военнослужащий обязан присутствовать на основании приказа или одобрения командования.
Не является исполнением обязанностей военной службы обстоятельство, которое явилось следствием:
По новому Федеральному |
По Уставу |
По ранее |
самовольного нахождения |
нахождения вне |
нахождения вне |
При анализе данных таблицы 2 сразу возникает вопрос: «Является ли исполнением обязанностей военной службы нахождение военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, вне расположения воинской части, на отдыхе, в увольнении или отпуске?» Интерес к этому вопросу не случаен. Несчастный случай в этот период времени может произойти с любым. И на практике вопрос об исполнении обязанностей военной службы в период отдыха становится очень актуальным. Такой вопрос может возникнуть не только в связи с необходимостью выплаты страховых сумм, но и с необходимостью проведения административного расследования, привлечения к дисциплинарной ответственности и т.д.
Ни ранее действовавший Закон «О воинской обязанности и военной службе», ни Устав внутренней службы ВС РФ нахождение вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении или отпуске не включает в исполнение обязанностей военной службы. В новом Федеральном законе «О воинской обязанности и военной службе» эти обстоятельства из перечня случаев, не входящих в исполнение служебных обязанностей, исключены. Вряд ли «забывчивость» законодателя можно назвать случайной. Получается, что в соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. такие обстоятельства в исполнение обязанностей военной службы не входят, а в соответствии с ч. 2 ст. 37 того же Закона их отнесение к исполнению обязанностей военной службы не исключается. И возможно это потому, что данная правовая норма содержит исчерпывающий перечень действий, не влекущих за собой льгот при наличии отрицательных последствий.
Между тем жизнь требует четкой регламентации отнесения периода «нахождение военнослужащего или гражданина, проходящего военные сборы, вне расположения воинской части на отдыхе, в увольнении» или к исполнению обязанностей военной службы, или к неисполнению. Ясно одно, что и Закон, и Устав должны однозначно толковать этот вопрос. А Закон должен обязательно содержать такую правовую норму. А пока, представляется, что сложившаяся ситуация в законодательстве по данному вопросу приводит к неопределенной правовой трактовке.
Предотвращение самовольного оставления части
Случаи самовольного оставления части солдатами-срочниками зачастую вызывают огромный общественный резонанс. Тем более, когда они сопровождаются отягчающими обстоятельствами — хищением, применением боевого оружия военнослужащим против своих сослуживцев, командиров, посторонних гражданских лиц, оказанием вооруженного сопротивления при задержании.
Информация о подобных происшествиях широко публикуется в СМИ, многие из которых делают основной упор на негативные явления в ходе прохождения военной службы и стремятся использовать эти факты для возбуждения антиармейских настроений в обществе. Следует отметить, что в 1970-1990-е годы целый ряд негативных явлений, таких, как издевательства и денежные поборы со стороны старослужащих и офицеров, были достаточно распространенными в советской, а затем российской армии.
Возникновение военной службы
1. Условия поступления на военную службу. Военная служба, с одной стороны, является обязанностью граждан Российской Федерации, привлекаемых к ней по призыву, одной из форм конституционной обязанности по защите Отечества, а с другой — правом поступать на нее в добровольном порядке, тем самым реализуя свой конституционный долг по защите Отечества. Однако не каждое лицо может быть привлечено к военной службе или поступить на нее и, следовательно, не у каждого лица могут возникнуть военно-служебные отношения, поскольку для этого необходимы определенные условия.
Под условиями поступления на военную службу имеются в виду фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии которых могут возникнуть военно-служебные отношения.
Обязанности командира роты
В обязанности ротного входят:
- планирование, организация занятий по совершенствованию боевой подготовки. Составление еженедельного расписания запланированных теоретических занятий в классах, практических — на позициях роты. Проведение с офицерами, младшими командирами учебного процесса. Организация профессионального управления подразделением в любых обстоятельствах;
- периодическая проверка знаний у своего личного состава, практических навыков;
- безупречно знать звания, ФИО, национальную принадлежность, срок службы того или иного подчиненного. Его семейное положение, занимаемую должность, предписанную воинскую специальность (стрелок, снайпер, пулеметчик, гранатометчик, водитель и проч.), моральный облик, психологические качества военнослужащих;
- отбирать желающих для прохождения дальнейшей службы на контрактной основе. Добровольцев для обучения в военных учебных заведениях;
Отношение командира части к личным проблемам подчиненных, согласно устава. Должен
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 21.02.2019) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации», «Дисциплинарным уставом Вооруженных…
Общие обязанности командиров (начальников)
75. Командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание.
Командир обязан последовательно проводить в жизнь политику государства в области обороны и безопасности, постоянно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления воинской частью (подразделением), строго соблюдать порядок прохождения военной службы подчиненными военнослужащими, руководить научной, изобретательской и рационализаторской работой.
76. Командир (начальник) обязан поддерживать боевую и мобилизационную готовность вверенной воинской части (подразделения):
разрабатывать планы мероприятий по поддержанию и совершенствованию боевой и мобилизационной готовности и добиваться их выполнения, своевременно вносить в планы необходимые изменения и уточнения;
добиваться полной обеспеченности вооружением, военной техникой и другим военным имуществом, организовывать их правильную эксплуатацию;
повышать полевую выучку, проводить занятия и тренировки в действиях по приведению подразделений в различные степени боевой готовности, добиваться знания и исполнения личным составом своих обязанностей;
знать действительное состояние воинской части (подразделения), постоянно иметь точные сведения о ее штатном, списочном и наличном составе, а также о наличии и состоянии вооружения, военной техники и другого военного имущества;
принимать меры по обеспечению сохранения государственной тайны.
77. Командир (начальник) обязан непосредственно руководить боевой подготовкой подчиненных военнослужащих:
планировать и своевременно ставить задачи по организации боевой подготовки;
постоянно совершенствовать профессиональные знания, методическое мастерство и педагогическую культуру подчиненных командиров;
лично проводить занятия и учения, добиваясь полного охвата личного состава боевой учебой; организовывать и контролировать подготовку классных специалистов;
осуществлять контроль и оказывать подчиненным военнослужащим необходимую помощь в ходе боевой подготовки; внедрять в боевую учебу принцип состязательности, все новое, передовое, способствующее повышению эффективности обучения и воспитания военнослужащих; проводить мероприятия по созданию условий обучения, максимально приближенных к боевой обстановке; совершенствовать учебно-материальную базу.
Командир (начальник) в ходе боевой подготовки обязан организовывать правовое обучение подчиненных военнослужащих, направленное на усвоение ими установленного правового минимума и норм международного гуманитарного права. В ходе выполнения боевых задач воинской частью (подразделением) командир (начальник), руководствуясь требованиями боевых уставов, должен принимать меры по соблюдению норм международного гуманитарного права, а виновных в их нарушении привлекать к дисциплинарной ответственности. При этом в случае обнаружения в действиях (бездействии) подчиненных, нарушивших указанные нормы, признаков преступления командир воинской части незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, органы военной полиции и принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
Командир (начальник), рассматривая вопросы, касающиеся применения норм международного гуманитарного права, в случае необходимости пользуется помощью юридического советника.
78. Командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных военнослужащих:
формировать и поддерживать у них моральную и психологическую готовность к защите Российской Федерации, гордость и ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам; развивать у военнослужащих качества, необходимые для выполнения воинского долга, сознание святости и нерушимости Военной присяги (обязательства), отвагу, выдержку, находчивость, бдительность, чувство войскового товарищества и взаимовыручки, активно использовать в этих целях личный пример воспитанности, ревностного отношения к службе, а также воинские ритуалы (приложения N 1, 2, 3, 3.1, 5 и 6);
(в ред. Указа Президента РФ от 14.01.2013 N 20)
(см. текст в предыдущей редакции)
повышать культуру межнационального общения; заботиться о сплочении воинского коллектива и укреплении дружбы между военнослужащими различных национальностей; учитывать их национальные чувства, вероисповедание, традиции и обычаи;
проявлять чуткость и внимательность к подчиненным, не допускать в отношении их бестактности и грубости, сочетать высокую требовательность и принципиальность с уважением их личного достоинства;
принимать меры, направленные на решение бытовых вопросов и обеспечение правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, при необходимости ходатайствовать за них перед старшими начальниками;
создавать условия для культурного, физического и творческого развития, отдыха и укрепления здоровья военнослужащих.
79. Командир (начальник) обязан постоянно поддерживать воинскую дисциплину и высокое морально-психологическое состояние личного состава, руководствуясь федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, незамедлительно докладывать обо всех преступлениях и происшествиях в подчиненной воинской части (подразделении) непосредственному начальнику, а командир воинской части, кроме того, незамедлительно уведомлять военного прокурора, руководителя военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органы военной полиции.
При осуществлении полномочий органа дознания командир воинской части руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
(п. 79 в ред. Указа Президента РФ от 25.03.2015 N 161)
(см. текст в предыдущей редакции)
80. Командир (начальник) обязан обеспечивать твердый внутренний порядок в подчиненной воинской части (подразделении):
направлять деятельность штаба и подчиненных командиров (начальников) на организацию глубокого изучения и строгого выполнения всеми военнослужащими требований общевоинских уставов;
организовывать правильное размещение подразделений в военном городке и военнослужащих в помещениях, вооружения, военной техники и другого военного имущества в парках и на складах;
предусматривать целесообразное распределение времени в повседневной деятельности воинской части;
проводить всестороннюю подготовку личного состава к несению службы в суточном наряде; организовывать контроль за несением внутренней службы, лично участвовать в проверке караулов, а также разрабатывать рекомендации по улучшению службы суточного наряда;
устанавливать порядок посещения военнослужащих, выезда военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизона, увольнения из расположения воинской части военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, убытия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за территорию закрытых военных городков, пропускного режима и требовать его соблюдения;
(в ред. Указа Президента РФ от 16.05.2017 N 210)
(см. текст в предыдущей редакции)
организовывать и поддерживать внутренний порядок в полевых условиях (лагерях) и в других местах временного размещения воинской части (подразделения).
Как правильно написать рапорт на увольнение по ОШМ?
В ходе ОШМ, связанных, например, с переходом на новый штат, военнослужащие могут подать рапорт о том, чтобы их уволили в связи с ОШМ со ссылкой на п.п.а п.2 ст. 51 ФЗ № 53.
- Рапорт подается на имя командира части.
- В рапорте необходимо указать от кого он подается, т.е. свои ФИО и должность.
- Документ должен называться «рапорт».
- В рапорте необходимо указать просьбу об увольнении, сославшись на положения закона, касающиеся ОШМ.
- В рапорте помимо просьбы об увольнении, военнослужащие могут указать, чтобы их обеспечили жилыми помещениями. Также в рапорте должен содержаться отказ или согласие, чтобы их перевели на другую должность (вышестоящую или нижестоящую). Также должно содержаться согласие или отказ от прохождения военно-врачебной комиссии. Если лицо обеспечено жильем, то об этом также необходимо указать в рапорте. Помимо указанной информации в рапорте могут содержаться иные просьбы, например, чтобы лицо отправили на переподготовку по гражданской специальности.
- При написании рапорта и изложении своих просьб следует сделать ссылки на конкретные нормы права.
- В конце рапорта указывается должность и звание военнослужащего, ставится подпись и указывается расшифровка подписи, а также указывается дата рапорта.
Что такое ОШМ в армии: основные принципы
Применение данных мер достаточно часто характеризует перестановку кадрового состава и проведение некоторых сокращений. При этом, увольнение может затронуть практически любого служащего, вне зависимости от наличия персональных достижений и текущих отношений с товарищами. Таким образом, можно сделать вывод, что ОШМ — не самое лучшее явление для служащих, в особенности, когда они не планируют уволиться и менять сферу деятельности.
Рассматривая вопрос, что такое ОШМ в армии, стоит упомянуть, что ситуация не настолько критична, как кажется на первый взгляд. Попавший под такие сокращения военный может получить определенную поддержку и компенсации со стороны государства. Давайте детально рассмотрим данные процессы, каким образом происходит увольнение, и что может получить в таком случае военный.
При этом, существует ряд нюансов, на которые крайне важно обратить особое внимание, чтобы избежать существенных затрат и потерь при подобных ситуациях.
Порядок прохождения военной службы
Порядок прохождения военной службы в Российской Федерации регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами. Особенности прохождения военной службы при введении чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, иных органах и войсках. Особенности прохождения военной службы военнослужащими, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, определяются Уголовным кодексом РФ, Уголовно-исполнительным кодексом РФ, законодательными и другими нормативными правовыми актами РФ.
Под прохождением военной службы понимают изменение правового положения гражданина на основе его призыва в Вооруженные Силы РФ или добровольного желания поступить на военную службу по контракту на определенный срок. Прохождение военной службы сопровождается обязательными действиями (юридическими фактами) военнослужащего или органа военного управления.
Среди юридических фактов (обстоятельств) прохождения военной службы следует выделять:
- а) назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей;
- б) присвоение воинских званий и лишение воинских званий;
- в) аттестацию военнослужащих;
- г) приведение к военной присяге;
- д) переводы и перемещения военнослужащих;
- е) приостановление военной службы;
- ж) исполнение обязанностей военной службы;
- з) сроки военной службы;
- и) порядок ношения военной формы;
- к) увольнение с военной службы и другие обстоятельства.
Рассмотрим более подробно некоторые из данных обстоятельств.
Что делать, если не приняли?
Такое же право у него есть, если рапорт приняли, но не дают ему хода, и в течение месяца так и нет решения или приказа об увольнении.
Военнослужащему уволиться гораздо сложнее, чем гражданскому работнику. Особенно это касается рапорта по собственному желанию. Просто так уволиться не получится, необходима уважительная причина, которую можно подтвердить документально.
Окончание контракта — одно из оснований уйти с военной службы. Если военнослужащий не планирует продолжение службы в воинских частях РФ, он может подать рапорт на увольнение по окончании
Мнение эксперта
Семенов Вячеслав Денисович
Юрист-практик с 8-летним опытом. Специализация — уголовное право. Член ассоциации юристов.
Несущий военную службу гражданин по общему правилу не имеет права отказаться от исполнения своих обязанностей в одностороннем порядке. Но при наличии веских причин увольнение по собственному
К состоянию здоровья отдельных категорий граждан предъявляются очень высокие требования. Временами, при ухудшении состояния, выполнять привычную работу не представляется возможным. Состояние
Больше обо мне и нашей команде здесь и связаться с нами здесь.
Служба в ВС РФ производится по контракту и в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 № 53-ФЗ (Далее – ФЗ № 53-ФЗ). Военнослужащий может уволиться с воинской службы по собственному желанию, включая досрочное прерывание контракта при наличии уважительных причин.
- Основания, признаваемые уважительными для увольнения
- Подача рапорта командиру
- Форма и сведения рапорта об увольнении
- Особенности увольнения военнослужащих, не обеспеченных жильем
- Дата увольнения со службы
- Расчет при увольнении военнослужащего
- Ошибки, допускаемые при увольнении военнослужащего
Что можно делать во время увольнения
Увольнительные в армии предоставляются военнослужащим по призыву для проведения досуга по собственному усмотрению. Это позволяет солдатам отвлечься от однообразной казарменной обстановки, дает возможность посещать город и его объекты культурно-досуговой сферы, свободно общаться с лицами в статусе «гражданских». То есть фактически в часы увольнения военнослужащий вправе отдыхать в соответствии с личными интересами и наклонностями, не нарушая запреты (о которых будет отдельно сказано далее).
В условиях, когда увольнения предоставляются весьма редко, солдату имеет смысл провести эти часы с максимальной пользой для несения дальнейшей службы. Например, рекомендуется уделить время посещению военторгов или гражданских торговых объектов. Это будет особенно полезно, если в части не слишком часто выдают новые уставные носки и нижнее белье, средства гигиены и т.п., либо стандартное армейское качество этих вещей оказывается неподходящим.
Права и обязанности военнослужащих находящихся в распоряжении
Указом Президента РФ ОППВС установлено, что военнослужащий в распоряжении подпадает под компетенцию начальника/командира военной части. Только командир ВЧ наделен полномочиями отдавать приказы и распоряжения заштатникам. С одной стороны, это нормативное требование регламентирует порядок нахождения армейца за штатом, но с другой — не дает необходимой конкретики, которая требуется при определении объема обязанностей служащего в каждом отдельном случае. По этой причине заштатник должен руководствоваться общей армейской обязанностью — выполнять приказы своего командира, а уже насколько правомерны такие распоряжения, и кто несет ответственность за их исполнение — это нужно определять, исходя из сложившейся ситуации, и руководствуясь положениями общевоинских уставов.
Зачисление работающего военнослужащего в распоряжение — это фактически снятие его с должности без окончательного увольнения. Таким правом наделены руководители, в полномочия которых входит назначение служащих на данную вакансию. Список должностных лиц, обладающих правом подписывать приказы по личному составу, утверждается Министерством обороны РФ.
Например, если начальник ВЧ назначил вас на должность инспектора финансово-экономического отдела ВЧ, то и вывести в распоряжение с этой должности может только этот руководитель в случае:
- сокращения или освобождения от должности, ликвидации части;
- регистрации уголовного дела по обвинению армейца;
- нахождения в плену;
- невозможности увольнения (декретницы, служащие до предоставления бесплатного жилья, если оно положено по закону).
Порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира
Основным документом, регулирующим порядок зачисления военнослужащих в распоряжение командира, является Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ). В соответствии с ним военнослужащий проходит военную службу на воинской должности. Исключение сделано для военнослужащих, зачисленных в распоряжение командира на основаниях, приведенных в п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ. В то же время в Законе не раскрывается, что считать зачислением военнослужащего в распоряжение командира, а представленный в нем перечень оснований неокончательный, и он может быть расширен иными законодательными актами.
В частности, таким документом, как Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 «Вопросы прохождения военной службы», утвердивший Положение о порядке прохождения военной службы (далее — Положение о военной службе). В нем даны определение зачисления военнослужащего в распоряжение командира и более широкий перечень условий такого зачисления по сравнению с представленным в указанной статье Федерального закона N 53-ФЗ. Исходя из п. 1 ст. 13 Положения о военной службе для решения вопросов дальнейшего прохождения военной службы военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, могут быть зачислены в распоряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов, должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает указанный военнослужащий.
Также в Положении о военной службе определены сроки, на которые осуществляется зачисление военнослужащего в распоряжение командира:
а) в случае освобождения от воинской должности (должности) — не более чем на три месяца;
б) в случае освобождения от воинской должности (должности) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий — не более чем на шесть месяцев;
в) в связи с возбуждением в отношении военнослужащего уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу. Одним из условий отстранения военнослужащего от должности является совершение им деяния, подпадающего под признаки состава преступления (в рамках уголовно-процессуального производства). Как определено ст. 114 УПК РФ, оно осуществляется на основании вынесенного в целях обеспечения порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора следователем военной прокуратуры ходатайства перед судом об отстранении от должности при привлечении военнослужащего в качестве подозреваемого или обвиняемого. Ходатайство представляется судье, который в течение 48 часов выносит постановление, определяющее временное отстранение военнослужащего от должности или отказ в этом. Согласно пп. «в» п. 2 ст. 13 Положения о военной службе исполнение постановления суда об отстранении военнослужащего от должности производится, как правило, не на основании приказа об отстранении от должности, а путем освобождения его от должности и зачисления в распоряжение командира до вынесения судом решения. Однако исходя из п. 1 ст. 13 Положения о военной службе исполнение названного подпункта является правом, а не обязанностью командира — он имеет право издать приказ о временном отстранении военнослужащего от должности.