Чем отличается обгон и опережение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличается обгон и опережение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.

Главные правила опережения и обгона

Прежде чем выполнять обгон водителю любого транспортного средства необходимо придерживаться простых, но очень важных требований:

  1. Убедитесь в том, что встречная полоса свободна, а впереди движущиеся транспортные средства находятся на большом расстоянии от вас. Самый оптимальный вариант – отсутствие на горизонте встречных автомобилей.
  2. Предварительно удостоверьтесь, что ваш маневр не создаст никаких помех для остальных участников движения.
  3. Не забывайте смотреть в зеркала! Именно они вам помогут визуально убедиться в том, что следующий за вами автомобиль не начал так же выполнять маневр.
  4. Нельзя совершать обгон одновременно двум и более транспортным средствам. «Обгон паровозиком» категорически запрещен!
  5. Включайте поворотники перед тем, как приступите к маневрированию на дорожном полотне.

С опережением все намного проще. Вам нужно лишь использовать указатели поворота, соблюдать заявленный скоростной режим и быть внимательным на дороге.

Стандартный маневр обгона включает в себя не только классическое опережение впереди идущих транспортных средств, но и маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение на исходную полосу движения. Правила дорожного движения предусматривают ограничения и запреты, которые не допускают выполнять обгон. Но там так же прописаны случаи при которых подобный маневр разрешен.

Выполняя опережение, все действия совершаются в рамках границ той проезжей части, по которой двигается автомобиль. Конечно, скорость в этот момент выше чем у других участников движения. Опережение не предусматривает выезд на встречную полосу и возвращение транспортного средства на ранее занимаемую им сторону.

Помимо этого, обгон и опережение отличаются тем, что:

  • обгон можно совершить как с разных сторон. Опережение можно выполнить только слева.
  • обгон ограничен правилами дорожного движения. В большинстве случаев он запрещен.
  • опережение можно выполнить в любой ситуации. Исключением может является только наличие большого количества автомобилей в потоке, которые не позволят выполнить действие.

Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.

В процессе своего движения каждый водитель вынужденно встречается с различными препятствиями на пути. И долгое время (еще с далеких советских времен) автолюбители квалифицировали это понятие на свой манер и лад. И раньше чаще всего термин «препятствие» применялся при обосновании объезда какого-либо объекта, создающего помехи. С 2010 года в ПДД РФ обозначилось это понятие на законных основаниях.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.

Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Разберем наиболее приоритетные составляющие понятия «Препятствие».

1. Препятствие – это неподвижный объект.

Читайте также:  Правила въезда для граждан Украины

Стадо коров, отара овец и пр. не могут быть признаны препятствием потому, что они способны двигаться и перемещаться.

Когда обгон запрещен правилами?

В соответствии с ПДД 2013, перед тем, как совершать обгон, следует удостовериться в том, что при выполнении данного маневра другим участникам дорожного движения не будет создано каких-либо помех, и убедиться в отсутствии знака, запрещающего маневр (3.20). Человек за рулем должен проанализировать дорожную ситуацию, выбрать безопасную дистанцию для совершения обгона и лишь после этого «обходить» попутные ТС. Причем очень важно убедиться в отсутствии автомобилей на «встречке».

Обгон запрещен в далее указанных случаях:

  • машина, движущаяся спереди по той же полосе, что и авто, которое планирует совершить обгон, сигнализирует о том, что его водитель хочет повернуть налево;
  • автомобиль спереди выполняет объезд какого-либо препятствия либо обгон;
  • обгон начала машина, следующая за вашим авто.

Знаки, сигнализирующие о невозможности выполнения обгона

В ПДД 2013 содержится информация обо всех видах разметки автомобильных дорог и знаках, которые помогают водителям определиться с участками, где обгонные маневры запрещены. Верным помощником автомобилисту-лихачу, предостерегающим его от неразумных действий, является переход через дорогу для пешеходов.

Как было сказано, на пешеходном переходе выполнять обгон или опережение категорически запрещено. А это означает, что, увидев «зебру», водитель должен сразу же забыть о своем желании побыстрее доехать до нужного ему места. Обратите внимание – маневры на пешеходном переходе запрещены и тогда, когда на нем есть люди, переходящие дорогу, и в ситуации, когда пешеходов нет.

Здесь лучше точно соблюдать правила 2013 г., если вы не хотите быть оштрафованными. Добавим, что на пешеходном переходе запрещен и разворот, и встречный обгон (его определение будет предоставлено ниже), и езда задним ходом. Думается, говорить о том, как узнать «зебру» и знак, обозначающий ее, нет необходимости.

Перед началом маневра водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на достаточном для обгона расстоянии. Но главное — обгон не должен создавать опасности другим автомобилям (п. 11.1 ПДД).

Получается, что автомобилист перед началом маневра должен посмотреть в зеркала заднего вида и убедиться, что другие машины не начали выполнять обгон. Только после этого он вправе включить левый указатель поворота и начинать обгон.

Согласно п. 11.2 ПДД обгон запрещен, если движущееся впереди транспортное средство:

  • начало подавать знак левого поворота;
  • производит обгон или объезд препятствия.

Если движущийся позади автомобиль начал совершать обгон, маневр также запрещен.

Водителю, который совершает обгон, запрещено резко маневрировать и препятствовать движению других машин. Ему необходимо соблюдать безопасную дистанцию и скорость движения, возвращаясь на исходную полосу. Попросту, не «подрезать» другие авто. При этом водитель обгоняемого транспортного средства должен не мешать обгону. Например, резко повышать скорость.

Обгон запрещен, если водители впереди или сзади вас уже совершают такой маневр.

Алгоритм действий водителя при обгоне

Готовиться к обгону нужно заранее, как только становится ясно, что ваша скорость выше скорости попутного транспортного средства, а расстояние до него сокращается настолько, что для поддержания безопасной дистанции придется сбрасывать газ.

Действовать в такой ситуации нужно по следующему алгоритму:

  1. Убедитесь что дорожные знаки и разметка не запрещают обгон. Если он невозможен — сбросьте скорость и двигайтесь до окончания действия запрещающих знаков или до прерывистой разметки.
  2. Убедитесь по зеркалам, что следующее за вами транспортное средство не начало аналогичный маневр.
  3. Убедитесь, что встречная полоса свободна для маневра. Если дорога впереди просматривается плохо из-за впереди идущего транспорта, можно взять немного левее. На этом этапе главное не прижиматься слишком быстро к идущему впереди транспорту, иначе обзор будет ограничен.
  4. Оцените скорость движения — свою, обгоняемого и встречного автомобиля. Убедитесь, что маневр будет безопасным и его можно будет завершить вовремя.
  5. Убедившись, что нет препятствий для обгона, включите указатель левого поворота и начинайте маневр.
  6. Опередив попутное транспортное средство, вернитесь на свою полосу. При этом нужно убедиться, что такой маневр не вынудит других участников сбрасывать скорость или менять траекторию движения — «подрезать» нельзя.

Движение по встречной полосе допускается только для обгона или объезда препятствия, поэтому ее нужно покинуть как можно скорее. Если не хватает скорости — можно переключиться на пониженную передачу.

Любое маневрирование на проезжей части отличается особой долей риска, так как может привести к дорожному происшествию. Опасности при выполнении обгона и опережения различны.

Читайте также:  Что делать, если потерял паспорт

Обгон, так как он совершается с выездом на встречную полосу, опасен:

  • из-за большой вероятности лобового столкновения автомобилей, вследствие неправильной оценки расстояния между автотранспортными средствами или чрезмерно высокой скорости;
  • из-за возможности снижения управляемости автомашины, что может привести к опрокидыванию или перевертыванию. Резкое увеличение (снижение) скорости при выполнении обгона негативно отражается на возможности управления автомашины. Не исключены такие явления, как занос, блокировка колес и так далее;
  • из-за создания определенных помех как транспорту, движущемуся в попутном направлении, так и транспорту, движущемуся во встречном направлении. Помехи могут быть созданы вследствие неправильной оценки ситуации на проезжей части или высокой скорости.

Опережение является менее опасным маневром, но так же может привести к дорожной аварии.

Основанная опасность при совершении опережения заключается в следующих аспектах:

  • превышение установленного для определенного участка дороги скоростного режима, что может дополнительно привести к потере управления, опрокидыванию и так далее;
  • ограниченность видимости. При совершении маневра с правой или с левой стороны водитель на определенный промежуток времени теряет контроль над ситуацией, складывающейся в соседних полосах движения;
  • возможность столкновения с пешеходами. В отличие от обгона опережение можно совершать на пешеходных переходах, что может привести к причинению вреда здоровью (жизни) людей.

Где в Москве купить камеру обгона для праворульных машин, рассказываете в статье: камера обгона для праворульных машин. Какой штраф за обгон по встречной полосе через сплошную, читайте здесь.

Где обгон запрещен и какой за это штраф 2020

Согласно ПДД, перед началом обгона обгон, водитель должен быть полностью уверен, что полоса движения, куда он собирается перестроиться, свободна на расстояние, достаточное для обгона, и обгон не создаст опасности другим транспортным средствам.

  1. Раньше обгон считался таковым при опережении движущегося авто, теперь этот пункт убрали и чёткой трактовки этому поводу законодательство не дало. Это значит, что обгоном может считаться также объезд стоящего транспортного средства.
  2. Новые правила в какой-то степени сузили понятие обгона. Теперь обгон предусматривает понятие выезда на встречную полосу. Однако этот выезд разрешён только на участках трассы, где нет чёткого запрета на пересечение (например, двухполосная дорога без разделительной двойной сплошной линии).

Частые ошибки, которые совершают водители

Дополнительно следует рассказать о самых частых ошибках, которые допускают неопытные водители при обгоне. В упомянутых случаях нужно быть максимально внимательным и осторожным на дороге:

  1. Не ориентировался на знаки и разметку.
  2. Не посмотрел в зеркало заднего вида.
  3. Совершал затяжной маневр (медленный).
  4. Не включил поворотник во время обгона.
  5. Игнорировал погодные условия (туман, снег и пр.).
  6. Обгон паровозиком (вслед за другим авто).
  7. Объезд сразу нескольких транспортных средств.
  8. Плотный прижим к другому авто.
  9. Резкий сброс скорости после обгона ниже, чем нужно.
  10. Обгон на перекрёстке (запрещён согласно п. 11.4).
  11. Незнание «негласных правил» движения.

Всегда нужно быть предельно внимательным на дороге: самое опасное – это не штраф и лишение удостоверения, а риск попасть в ДТП, которое может закончиться летальным исходом.

Расшифровка термина «опережение»

Опережение – это маневр, при котором транспортное средство обгоняет другое, при этом, не выезжая на полосу встречного движения.

такое перестроение выполняется проще, реже приводит к авариям и может быть выполнено почти в любой момент. Тем не менее есть несколько случаев, когда опережение запрещено.

Выполнять опережение нельзя:

  • на пешеходном переходе;
  • на железнодорожном переезде;
  • на мостах и в тоннелях;
  • на участках дороги с плохой видимостью.

Существует два вида маневра:

  • без смены полосы движения, когда транспортное средство за счет скорости обгоняет автомобиль;
  • с выездом на соседнюю полосу движения, при этом она не должна быть встречной.

Нужно помнить о том, что если транспортное средство выезжает на другую полосу, опережение должно осуществляться по левой полосе.

Путаница между терминами чаще всего возникает у тех водителей, которые редко пользуются многополосными дорогами.

«Какой еще обгон, инспектор?»

В нашем случае имеет место опережение, то есть, движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства и без выезда на полосу встречного движения. Объезжать других по обочине, конечно, хамство, но, скажем, «разводить» за него водителя и лишать прав — незаконно. Наглого «пилота» можно наказать максимум по 1 части статьи 12.15 КоАП: «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней – влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей».

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

Особо отметим, что мы выступаем против нарушений Правил дорожного движения и, в частности, езды по обочине. Во-первых, это плевок в лицо добропорядочных законопослушных водителей. Во-вторых, езда подобный маневр способен спровоцировать аварийную ситуацию. В-третьих, вы не можете знать о поджидающих впереди ямах и колдобинах. Влетите в такую и кто знает, в какую копеечку обойдется ремонт.

Однозначно ответить на вопрос, разрешен ли двойной обгон, затруднительно. Этот маневр требует предельной осторожности и быстрой реакции. Как упоминалось ранее, из всех авто, составляющих «паровозик», грамотно ведет себя управляющий первой машины. Что еще необходимо предпринять, чтобы обезопасить ситуацию при обгоне? Вот основные рекомендации:

  • Сначала внимательно осматриваем дорогу и обочину, нет ли запрещающих знаков, сплошных линий, пешеходных переходов, шлагбаумов, тоннелей и сложных участков.
  • Затем обращаем внимание на встречную полосу, нет ли приближающегося автотранспорта.
  • Делаем обзор соседних авто, не готовятся ли они объезжать препятствие или опережать соседние ТС. Следим за сигналами поворотников как переднего, так и заднего автомобилей.
  • Следующий важный шаг – это определение достаточной дистанции для необходимого разъезда и возвращения на первоначальную позицию.
  • Включаем левый поворотник и, ускоряя езду на 15–20 делений, выходим навстречку. Чем выше скорость, тем скорее завершится маневр.
  • Включаем правый поворотник и, обогнав машину, занимаем первоначальную позицию.
  • Выключаем правый поворотник.

Наказание и штраф за обгон под знак «Обгон запрещен» в 2022 году

Наказание за несоблюдение предписаний дорожных знаков, регламентирует статья 12.16 КоАП РФ. Если речь идёт об обгоне, в силу вступают пункты 3 3.1 вышеуказанного нормативно-правового акта.

За обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году нарушителя могут оштрафовать на 5000 руб или лишить прав на 4 — 6 месяцев. Причём в действующем законодательстве не сказано, когда какое наказание применяется. Лишить водительского удостоверения имеет право только судья. Поэтому выбор наказания будет проходить во время судебного разбирательства. Во внимание будут приняты обстоятельства произошедшего и репутация гражданина.

Если нарушение допущено повторно, в силу вступает пункт 3.1 статьи 12.16 КоАП РФ. Гражданина лишат прав сроком на один год. Если обгон под знак «обгон запрещен» в 2021 году зафиксировала камера, будет вменено денежное взыскание в размере 5000 руб.

Ситуация Нормативный акт Наказание Возможность скидки
Выполнен обгон под знак «обгон запрещен», и водителя остановил инспектор п.3 ст. 12.16 КоАП РФ Штраф 5000 руб. или лишение прав на 4-6 месяцев Да
Повторное нарушение зафиксировано инспектором п. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ Лишение прав на 1 год Нет
Обгон под знак «обгон запрещен» зафиксировала камера п. 3 ст. 12.16 КоАП РФ Штраф 5000 руб. Да
Повторное нарушение зафиксировала камера п. 3.1 ст. 12.16 КоАП РФ Штраф 5000 руб. Нет

Опережать автомобиль можно с любой стороны, главное — чтобы вы не двигались по обочине. Такого понятия, как опережение справа, теперь в правилах не существует, а значит запретить его не могут. Главное — чтобы вы ехали в пределах своей части дороги.

Для обгона действуют более серьезные запретительные меры. Например, нельзя идти на обгон машины, которая уже включила левый поворотник и собирается либо поворачивать, либо обгонять; или если водитель, который едет за вами, тоже начал обгонять, но раньше вас.

Также нельзя обгонять, если установлены знаки запрета (до перекрестка или до знака, который отменяет ограничения). Никакого обгона на ж\д переездах, мостах, путепроводах, тоннелях, на «зебре», на опасных поворотах, дороге с плохой видимостью, на подъеме.

К обгону, как и к другому виду автомобильного маневра, применяются соответствующие требования. Перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, куда он хочет выехать, полностью свободна, то есть на расстоянии, достаточном для обгона, нет транспортных средств. Также автомобилист обязан удостовериться, что при обгоне он не создаст никаких помех и опасности другим участникам движения.

Надо сказать, что данное требование достаточно актуально, так как выезд на встречную полосу в большинстве случаев связан с конкретным риском. Именно поэтому перед выполнением любого обгона водитель должен быть уверен, что не является помехой для других ТС.

Кстати, если во время обгона произошло ДТП , то виновным считается тот автомобилист, который как раз и совершал данный маневр, но есть исключения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *