Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как встать в очередь на получение жилья». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
Кто может претендовать на улучшения
Согласно действующему жилищному законодательству выделяются категории граждан, имеющих право обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося :
- Малоимущие граждане
Признание гражданина таковым происходит путем оценки его доходов и имущества, которое подлежит налогообложению, и варьируется в зависимости от субъекта РФ,
- инвалиды,
- ветераны войны,
- несовершеннолетние дети и сироты,
- герои СССР, герои РФ,
- работники спасательных служб, служащие полиции,
- граждане, не являющиеся нанимателями социального жилья и членами их семей;
- граждане , не имеющие в собственности жилплощадь и не входящие в состав семьи тех, кто ее имеет;
- граждане, не обеспеченные размером минимальной жилплощади на одного человека по норме;
- граждане, проживающие на одной жилплощади с лицом, имеющим хроническую болезнь, которая препятствует возможности совместного проживания с ним.
Кто может оформить нуждаемость
В перечень таких граждан входят:
- малоимущие по ст. 49 ЖК РФ;
- молодые семьи – категория устанавливается целевой программой;
- инвалиды – по Закону о соцзащите данных граждан № 181 от 24.11. 1995;
- военнослужащие и ветераны боевых действий – в рамках Закона № 76 от 27.05.1998 и ФЗ № 5 от 12.01.1995;
- иные категории граждан – права в основном связаны с их профессией.
Основания для исключения из списка очередников
В соответствии с положениями ЖК РФ, причинами для снятия с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилища являются:
- Заявление о добровольном исключении из числа претендентов;
- Рост среднемесячного дохода семейной пары;
- Смена статуса малоимущего;
- Перемена места жительства обратившихся за помощью лиц;
- Выделение нуждающимся материальной поддержки из бюджета на приобретение или возведение жилого объекта;
- Предоставление участка земли, отведенного для возведения жилого сооружения;
- Заведомое представление ложной информации при оформлении. Например, справки о доходах или недостоверное количество лиц, живущих на одной жилплощади.
Особенности представления жилья в регионах
Во всех субъектах РФ производится обеспечение граждан социальными недвижимыми объектами, имеющимися в распоряжении жилого фонда. Но так как очередь движется очень медленно, то в некоторых местах разработаны дополнительные меры поддержки.
Так, например в городе Москва действует проект «Жилье», который предоставляет нуждающимся возможность:
- Получения средств для строительства личного дома;
- Приобрести квартиру в рассрочку с участием бюджетных денег, составляющих до 40% стоимости помещения;
- Претендовать на субсидию при приобретении недвижимости;
- Покупки квартиры увеличенной площади с финансированием за счет покупателя;
- Получить средства за жилье, расположенное в здании, которое запланировано к сносу, для приобретения объекта в другом месте.
Помимо этого, в столице активно растет сфера строительства новых жилых объектов, квартиры которых выдаются по очередности, а также обновляется уже существующий жилфонд.
Новострой активно возводится и в Санкт-Петербурге, что дает возможность решать проблемы с жильем до 500 обратившихся в год, причем приоритет отдается семьям с большим количеством детей, обеспечивающихся первоочередно.
Жителям Московской области приходится ждать государственной помощи около 5-6 лет, поэтому ситуация гораздо проще, чем в самой столице.
Особенности принятия на учет граждан
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье производит орган местного самоуправления. Это происходит на основании заявлений, которые направили в орган граждане. Заявления о приеме на учет должно быть подано по месту жительства гражданина, которым признается место, где он преимущественно или постоянно проживает.
В нашей стране есть граждане, которые не имеют определенного места жительства. По этой причине в ЖК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой в законодательно установленном порядке такие граждане могут подать заявление о принятии их на учет не по месту жительства. Данное положение может распространяться на тех лиц, трудовая деятельность которых может быть связана с постоянными переездами.
Основание для установления места жительства заключается в формальном признаке, который представляет собой регистрацию гражданина по месту жительства. В качестве документа, который подтверждает адрес места жительства гражданина РФ, выступает паспорт или другой документ, который удостоверяет его личность.
Принятие на такой учет недееспособных граждан производится на основе заявлений, которые подают их законные представители. Вместе с заявлением нужно предоставить документы, которые подтверждают право определенного гражданина состоять на учете как лица, нуждающегося в жилом помещении.
Гражданин, который подает заявление, должен получить расписку, подтверждающую получение данного заявления и документов, которые к нему приложены, включая их перечень и дату получения органом местного самоуправления.
52 статья ЖК РФ содержит положение о том, что решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) должно выноситься в результате рассмотрения заявления и приложенных документов. Это производит орган местного самоуправления в срок 30 рабочих дней с момента предоставления документов.
Он же, не позднее чем через 3 рабочих дня с момента принятия решения о постановке на учет, должен выдать заявителю лично или направить по почте документ, который подтверждает принятие решения.
Учет граждан, которым необходимо жилое помещение, происходит в соответствии с законами соответствующего субъекта. Те лица, которые для получения права состоять на учете совершают намеренные действия, в ходе которых они признаются нуждающимися в жилье, принимаются как таковые не ранее чем через 5 лет с момента их совершения.
Сохранение права учета в качестве нуждающихся в жилом помещении происходит до момента получения гражданами жилого помещения (предусматривает договор социального найма) или до момента выявления оснований для снятия их с учета.
Что делать в случае отказа
Если заявитель не согласен с принятым решением, он может отстоять свои права в судебном порядке, подав соответствующее исковое заявление. При этом все издержки, возникшие в процессе судебного разбирательства, будут покрыты за счёт того, кто проиграет дело.
В заявлении нужно будет указать:
- ФИО пострадавшего, его подпись и адрес проживания.
- Дата составления иска.
- Полное название судебной инстанции, которая займётся рассмотрением дела.
- Конкретное решение местных органов, которое должно быть признано недействительным.
- Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.
Основания для снятия с учета нуждающихся
Согласно статье 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;
6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Среди указанных оснований снятия с учета, пожалуй, наиболее часто встречающееся в практике, это — утрата оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Требования к претендентам
Если вы обратились с просьбой о поддержке в решении жилищно-бытовых проблем, чиновники в первую очередь поинтересуются, действительно ли существуют основания для предоставления помощи. В ст. 51 ЖК указано, что признать НУЖУ могут субъектов, которые:
- не являются нанимателями соцжилья, собственниками или членами семьи собственника жилой недвижимости;
- пользуются наемной или собственной квартирой, домом, но на 1 человека приходиться площади менее закрепленного показателя учетной нормы;
- занимают помещение, не отвечающее действующим санитарно-эпидемиологическим предписаниям;
- проживают совместно с человеком, страдающим тяжелыми хроническими болезнями;
Важно! Список таких заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 29.11.2012.
Кроме перечисленного кандидат должен подтвердить российское гражданство, статус малоимущего и постоянную регистрацию не менее 10 лет в том регионе, где оформлен запрос.
Многие россияне активно ищут способы и подсказки, как ускорить процедуру и не ждать годами предоставления собственной жилплощади. На самом деле будущие получатели почти не в состоянии повлиять на движение очереди. Желающих всегда много, а вот жилфонд государства ограничен.
Более высокие шансы сохраняются за так называемыми внеочередниками — малообеспеченными, которые проживают в аварийных домах или занимают помещение совместно с тяжело больным родственником, детьми-сиротами, федеральными льготниками. Указанная категория владеет определенными преимуществами. Однако подтверждение льготного статуса не значит, что лицу сразу выделят жилище. Здесь работает другой принцип — внеочередники формируют свою отдельную очередь.
Фактически единственный способ уменьшить срок ожидания заключается в активном контроле над любыми решениями, принятыми местными властями в сфере жилищной обеспеченности населения. Другими словами, заинтересованный гражданин должен постоянно напоминать о себе. Для этого допускается направление запросов, письменных требований по обнародованию данных о выделенных средствах, записи на личный прием к руководству и другое.
Важно! Если в процессе ожидания субъект получил определенные льготы, например, стал многодетным родителем или оформил инвалидность, об этих фактах нужно уведомить жилкомитет.
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции нашей страны обозначено, что каждый подданный Российской Федерации имеет право на обладание собственным жильем. Кроме того, ЖК РФ закрепляет, что жители государства также наделены правом на приобретение оного с максимально выгодными условиями, при условии, что имеют статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, этим же нормативно-правовым актом определяется, что искомый статус присуждается тем лицам, которые стоят на государственном учете. Постановка на учет обеспечивается:
- отсутствием у людей достойных условий проживания;
- наличием дополнительного статуса малоимущих.
Кто имеет право встать на очередь
Условно граждан, нуждающихся в жилье, делят на группы:
1-я очередь | Вне очереди | Общая очередь |
---|---|---|
семьи многодетного состава | потеря жилья из-за чрезвычайных обстоятельств | малоимущие |
матери одиночки | судьи | многодетные |
инвалиды ВОВ | работники Прокуратуры | лица, нуждающиеся в улучшении условий жилья |
участники локальных конфликтов | сироты | молодые семьи |
Герои Труда | инвалиды | |
лица, проходящие службу в ВС |
Нуждающиеся в жилье: как встать на учет после совершеннолетия?
Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.
Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).
Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.
Перечень документов для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях
Рассмотрение уполномоченным органом возможности учета граждан как нуждающихся в квартире происходит на основании оценки уполномоченным органом соответствующего права этих граждан.
В администрацию муниципалитета, лично, или через МФЦ граждане подают заявление о признании их нуждающимися в предоставлении квартиры. С заявлением гражданин подает все необходимые документы для того, чтобы уполномоченный орган мог оценить соответствующее право граждан. Перечень таких документов устанавливается административным регламентом.
Как правило, среди них:
- Паспорт
- Справка о месте проживания каждого члена семьи
- Свидетельства, подтверждающие родство граждан (о рождении, о браке)
- Сведения о доходах заявителя
- СНИЛС
- Технический паспорт жилого помещения
- Домовая книга
- Выписка лицевого счета жилого помещения
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Законодательством установлен закрытый перечень случаев, когда местные власти могут отказать гражданам в постановке на квартирный учет.
К примеру, основанием для отказа может стать не предоставление гражданами документов, которые они обязаны были предоставить вместе с заявлением о постановке на учет. Следует обратиться внимания, что административные регламенты предоставления данной муниципальной услуги содержат перечень документов, обязанность предоставить которые ложится на заявителя.
Кроме того, регламент перечисляет и документы, которые могут потребоваться для оценки права граждан на квартирный учет. Нужно помнить, что властный орган не может просить больше документов, чем устанавливает административный регламент. В случае, если отказ в постановке на учет связан с непредставлением заявителем документа, который он не обязан был предоставить, такой отказ необходимо обжаловать.
Кроме того, основанием для отказа может стать и отсутствие документов или информации, получаемой в порядке межведомственного взаимодействия. Дело в том, что властный орган, оценивая право гражданина на квартирный учет, при недостаточности документов, предоставленных заявителем, может сделать запрос информации (документов) другим органам власти.
Если дополнительная информация необходима, но не может быть получена от других государственных органов, муниципальные власти могут отказать. Поэтому следует внимательно следить за процессом рассмотрения заявления, предоставлять необходимые документы по своей инициативе. Отказ в постановке учет по указанному основанию может быть обжалован в случае, если предоставленных документов было достаточно.