Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие тахографа в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно законам, передвижение некоторых автомобилей без работающего тахографа запрещено. Нарушение может повлечь за собой серьезное взыскание в виде крупного штрафа. Причем отвечать придется не только водителю, но и юридическим и должностным лицам, допустившим выпуск транспортного средства компании на дороги без тахографа. Привлечь к ответственности могут даже за нарушение режима труда – длительная работа без отдыха запрещена соответствующим Приказом №15, изданным Минтрансом.
Штрафы для организаций (юридических лиц и ИП)
Штрафы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также предусмотрены статьей 11.23 КоАП:
Статья КоАП | Нарушение | Наказание |
11.23 часть 1 | Отсутствие тахографа или нарушение требований к использованию тахографа |
Водитель: 3 000 — 5 000 рублей |
11.23 часть 2 | Выпуск на линию автомобиля без тахографа или автомобиля, с нарушениями требований к использованию тахографа |
Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
11.23 часть 3 | Несоблюдение режима труда и отдыха водителя | Водитель: 1 500 — 2 000 рублей Должностное лицо: 7 000 — 10 000 рублей ИП: 15 000 — 25 000 рублей Юр. лицо: 20 000 — 50 000 рублей |
Как пользоваться и хранить данные — срок эксплуатации
Придерживаться определенных правил следует также при использовании тахографа. Их нарушение тоже может привести к ответственности, причем как внутри компании, так и со стороны закона.
Как правильно ездить на автомобиле с тахографом:
- Вставить свою карту в тахограф и ввести PIN. Если с водителем едет сменщик, то его карточку нужно вставить в соответствующий слот и тоже ввести код.
- При желании произвести настройку прибора, указав яркость дисплея, его автоотключение и т. п.
- Начать движение. Взаимодействовать с прибором не требуется, т. к. он автоматически переходит в режим езды и считывает информацию со всех установленных датчиков.
- При остановках, связанных с работой, нужно активировать режим «Работа», который показывает, что водитель занят иной деятельностью, входящей в рабочий процесс.
- По окончании смены карточку из тахометра нужно достать. На время отдыха следует просто переключать прибор на соответствующий режим.
Требования к тахографам
Полные функции и требования к тахографам устанавливаются Приказом Минтранса от 13 февраля 2013 № 36. Первоначальный проект подразумевал использование таких приборов для учета работы водителей, чтобы не допускать переработок. Именно они влекли за собой многочисленные ДТП с участием автобусов и грузовых машин. Водители выходили на рейсы непрерывно и попросту засыпали за рулем. Ситуацию необходимо было менять кардинально и, как следствие, стали внедряться приборы учета времени нахождения водителя в пути.
Законодательная инициатива с установкой тахографов дала возможность минимизировать такие случаи и улучшить дорожную обстановку. Однако со временем появились усовершенствованные аппараты, позволяющие дополнительно отслеживать скоростной режим и сообщать о его превышении.
Современные тахографы имеют следующие функции:
- определять скорость движения транспортного средства и соотносить ее с данными, получаемыми от ГЛОНАСС;
- регистрировать скоростной режим автосредства, сообщать и фиксировать превышение допустимых величин;
- определять координаты нахождения и регистрировать их;
- определять пройденное расстояние (пробег).
Обязательной составляющей использования прибора является карта водителя, которая обеспечивает его распознавание и хранение данных о выходе на маршрут. Карта содержит следующую информацию:
- наименование организации, выдавшей карту, а также дату выдачи;
- сведения о водителе, включая его ФИО, дату рождения, номер водительского удостоверения, кем оно выдано, фотографию владельца;
- срок действия карты (три года от даты выдачи).
Тахографы должны строго придерживаться следующих параметров:
- соответствовать сертификатам соответствия требованиям электромагнитной совместимости элементов;
- соответствовать техническим регламентам Таможенного союза, что подтверждено соответствующими сертификатами;
- иметь документы о верификации тахографа с указанием данных об установке прибора, его калибровке, а также сведения об организации, осуществившей установку и пломбировку (организация должна иметь на это аккредитацию);
- иметь возможность предоставить распечатку показаний прибора по запросу инспектора ГИБДД;
- быть исправным в момент выезда на маршрут.
Законом предусмотрена проверка аппарата представителями правоохранительных органов, т.е. сотрудниками ГИБДД. Она осуществляется в части:
- наличия тахографа в транспортном средстве;
- работоспособности аппарата путем запроса распечатки показаний с него;
- наличия карточки водителя и соответствия ее фактическим данным.
При этом водитель не вправе отказать инспектору в требовании допустить его в транспортное средство для проверки его наличия, а также иных мероприятий, направленных на уточнение сведений с прибора и водительских данных. В случае отказа инспектор составляет протокол о нарушении, который влечет за собой штраф.
Штрафы за тахограф на физическое лицо зависят от тяжести нарушения. Если тахографа вообще нет, или же нарушены требования по его использованию, размер штрафов составит от 3 до 5 тысяч рублей.
Если же были не соблюдены меры по управлению и отдыху, тогда размер штрафа от 1,5 до 2 тысяч рублей. Размер штрафов устанавливается статьями КоАП. Это, в частности, статья 11.23 часть 1 и 11.23 часть 3.
Примеры:
- Водитель не нарушает правила дорожного движения, имеются документы на груз, транспортное средство исправно, но он по той или иной причине не включил тахограф.
- Водитель не вставил в тахограф карту водителя.
Размер штрафа зависит от тяжести нарушения, связанного с отсутствием или некорректным использование тахографа. Всего существует две группы:
- Первая группа — назначается штраф за неисправный тахограф, то есть, когда он фактически имеется, но не может эксплуатироваться согласно инструкции и требований. Например, на момент проверки выключен или применяется без карты водителя. В этом случае вступают в силу положения первой части статьи 11.23, которые касаются водителя, а также второй части этой же статьи, которые касаются самой организации или должностного лица организации.
- Вторая группа — тахограф присутствует и используется по назначению, но при этом водитель нарушает режим труда и/или режим отдыха. Речь идет об отклонении от рабочего времени водителя, нарушения времени управления транспортным средством, игнорировании определенным графиком перерыва для отдыха и питания, межсменным отдыхом. В этом случае в силу вступает третья часть статьи 11.23
На какие типы делится по конструкции
По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.
Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.
Далее на этот носитель с помощью иглы самописца заносится информация о его движении в течение суток.
Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.
Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.
Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.
Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.
В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.
С 2021 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспортного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспортного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством.
Сферы применения тахографа
Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:
-
скорость движения;
-
пробег;
-
маршрут следования;
-
время работы и отдыха водителя.
Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.
Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.
В перечень входят:
-
ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).
-
Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).
За что же будут штрафовать?
1. За управление транспортным средством без тахографа, если его установка требуется по закону.
Здесь все просто. Закон требует, чтобы тахограф стоял в транспорте юридических лиц и ИП, а также в грузовиках массой от 3,5 тонн и автобусах, эксплуатируемых физическими лицами.
Наказывать за такое нарушение будут непосредственно водителя, работающего на юридическое лицо или ИП, и водителя, управляющего своим собственным грузовиком.
Штраф — 3-5 тыс. рублей.
2. За выпуск на линию транспортного средства без тахографа, если его установка требуется по закону.
Смысл тот же самый, что и в первом пункте, только по этому составу к ответственности привлекаются:
- должностное лицо — 7-10 тыс. рублей;
- ИП — 15-25 тыс. рублей;
- юридическое лицо — 20-50 тыс. рублей.
Обращаем внимание: оштрафовать по этому пункту физического собственника грузовика не могут.
3. За управление транспортным средством с тахографом, который не является тахографом СКЗИ или контрольным устройством ЕСТР.
Да, формулировка «за управление транспортным средством с нарушением установленных нормативно-правовыми актами РФ требований к использованию тахографа» означает и это в том числе.
До 26 июля 2020г в Приложении №2 к Приказу Минтранса РФ №36 существовал ряд транспортных средств коммерческого назначения, которые не попали в перечень для обязательной установки тахографа. К таким автомобилям относились:
- Специальная техника, используемая для проведения сельскохозяйственных работ. Например, скотовоз или трактор.
- ТС, на которых установлены заводские системы контроля. Важно отметить, что транспортные средства должны получить специальные лицензии и выполнять международные перевозки пассажиров.
- Специальная техника, используемая на строительстве объектов различного назначения (бетономешалки и т.д.);
- Автомобили, оборудованные для учебной езды, включая большегрузные фуры и автобусы для перевозки пассажиров.
- Транспортные средства, чей возраст составляет 30 и более лет.
- Автомобили, используемые в военных целях.
- Авто, используемые сотрудниками МВД или ФСБ России для проведения оперативно-розыскных мероприятий и иных поставленных задач в рамках служебного расследования.
Штраф за езду с чужой картой в тахографе
В транспортных средствах, которые используются для международных перевозок или в грузовых автомобилях нередко присутствуют два водителя. Это позволяет передвигаться без остановки для отдыха и регулярная смена водителей обеспечивает необходимый уровень безопасности грузов и пассажиров.
Каждый водитель обязан при себе иметь собственную карту для тахографа. Ряд транспортных средств оборудован новейшей системой защиты, которая блокирует работу двигателя в результате длительного нахождения за рулем одного человека. При смене водителя необходимо осуществить замену карты тахографа.
Внимание
Отсутствие собственной карты тахографа или использование чужой при перемещении за рулем ТС в 2020 год грозит частному лицу штрафом в размере от 1000 до 3000р. Для должностного лица размер наказания составит от 5000 до 10000, а для юридического лица штраф составит от 10 000 до 30 000р.
Важно помнить, что в 2020 году необходимо не только оборудовать транспортное средство тахографом. Но и своевременно проводить поверку прибора. Он должен отвечать определенным параметрам, чтобы полученные данные можно было использовать для контроля за работой водителя:
- Тахограф должен быть оснащен прибором, который позволяет контролировать показатели скоростного режима;
- Наличие устройства для чип-карты, который принадлежит водителю.
- Наличие навигатора, который подключен к системам GPS и ГЛОНАСС.
- Пломба не должна содержать царапин и иных следов физического воздействия.
- Внешний вид прибора также не должен содержать видимых повреждений, вмятин, царапин и иных дефектов, которые могут свидетельствовать о возможности применения физического воздействия с целью изменения показаний или модификации оборудования.
- Внешняя целостность корпуса не нарушена.
Только в этом случае можно говорить о том, что показания данного прибора соответствуют действительности и не проводилось никаких попыток внести изменения в модификацию аппарата или откорректировать показания.
Вопрос | Ответ |
Можно ли эксплуатировать транспортное средство без тахографа или с неисправным аппаратом в 2020 году? | Нет. За такое правонарушение установлено административное наказание по статье 11.23 КоАП. |
Кто подлежит взысканию? | Водитель, должностное лицо, юридическое лицо. |
Каков размер штрафных санкций за езду без тахографа в 2020 году? |
|
Можно ли обжаловать назначенный сотрудником ГИБДД штраф? | Да. Если поломка тахографа произошла уже после выхода на линию. Необходимо предоставить заявление вышестоящему должностному лицу. К нему приложить распечатанные данные и данные, которые водитель записывал вручную после выявления поломки оборудования. |
Одинаков ли размер штрафных санкций в разных странах ЕС? | Нет. Размер штрафа напрямую зависит от законодательной базы страны, в которой было выявлено правонарушение. Наиболее жесткие требования выдвигаются к Германии, Австрии и Великобритании. А в Прибалтийских странах штраф минимален и составляет от 30 до 690 евро. |
Штраф за неисправный тахограф
Здесь имеется правовая коллизия, вокруг которой и будет строиться обвинение. Речь идёт о том, когда именно оборудование вышло из строя – если во время движения автотранспорта, (что, собственно, и случается чаще всего, ведь тахограф включается только во время движения, вероятность поломки в выключенном состоянии очень низка), то в этом случае санкций за неисправный тахограф не будет. Водителю нужно только доказать этот факт.
При этом если пломбы не повреждены, ему следует по прибытии в гараж доложить руководству о возникновении поломки, а если он и является автовладельцем, то предпринять меры, направленные на устранение неисправности
Здесь важно учесть, что правом проводить ремонтные работы тахографического оборудования обладают уполномоченные организации, имеющие допуск к осуществлению таких работ
В противном случае сотрудник ДПС вправе считать, что поломка произошла до выезда на маршрут, и тогда, в соответствии со ст. 12.05, п. 01, придётся уплатить штраф за неработающий тахограф в размере 500 рублей. Если на этот счет у сотрудника Госавтоинспекции возникли сомнения, он может ограничиться предупреждением, с требованием устранить неисправность по прибытии в гараж.
Какой штраф за то, что в машине отсутствует тахограф
Если в ТС нет тахографа, то это считается административным правонарушением, а потому наказание за него находится в юрисдикции Кодекса об Административных нарушениях (КоАП). Рассмотрим штрафы за отсутствие тахографа в 2021 году, вменяемые физическим и юридическим лицам, в следующей таблице:
Объект наказания | Штраф (руб.) | Юридическая норма (КоАП) | |
---|---|---|---|
физическое лицо | водитель | 3 000 — 5 000 | п. 1 ст. 11.23 |
должностное лицо | 7 000 — 10 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
ИП | 15 000 — 25 000 | п. 2 ст. 11.23 | |
юридическое лицо | 25 000 — 50 000 | п. 2 ст. 11.23 |
Кто должен ездить с тахографом в 2023 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2023 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2023 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Определение тахографу дано в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Это устройство, которое регистрирует информацию о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей. Оно обязательно только в отдельных случаях, поэтому автолюбителям, которые занимаются частным извозом, не надо задумываться на тему, какой штраф за отсутствие тахографа в 2021 г.
Перечень транспортных средств, где обязательно надо устанавливать такой прибор, содержится в двух нормативных актах: Приказе Минтранса России от 13.02.2013 № 36 и Постановлении Правительства РФ от 30.03.2019 № 382. По ним, специальное устройство должно присутствовать:
- в автобусах и микроавтобусах вместимостью более 8 пассажиров (помимо водителя), которые осуществляют регулярные перевозки граждан в городском, пригородном и междугородном сообщении, в том числе для собственных нужд организации;
- грузовых автомобилях;
- пассажирских и грузовых троллейбусах;
- специализированных транспортных средствах, в том числе в каретах скорой помощи, пожарных, автокранах, эвакуаторах, автомобилях, используемых для обучения и сдачи экзаменов на водительские удостоверения.
Если транспортное средство отнесено к категории, где фиксировать продолжительность и параметры работы обязательно, но спецустройства для этого нет, в КоАП РФ предусмотрена ответственность за отсутствие тахографа на грузовом автомобиле или в пассажирском транспорте. Установить, что записывающего устройства нет, могут сотрудники ГИБДД при проверке документов и машины.