Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсионные изменения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2023 году увеличится продолжительность трудового стажа необходимая для оформления пенсии. В 2022 году непрерывный стаж должен быть 28 лет, в нынешнем — 29 лет. Совет Министров Республики Беларусь также заявил, что процесс роста стажа будет остановлен только в 2025 году. К тому времени составит 31 год.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
В 2023 году на выплату пособий по материнству и семейных пособий планируется направить Br3,2 млрд, из них Br2 млрд — на выплату пособий по уходу за детьми в возрасте до 3 лет.
В частности, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в среднем выплачивается на 228 тыс. детей. Его размер перерассчитывается два раза в год (с 1 февраля и 1 августа) в связи с ростом средней заработной платы работников в стране.
Ежеквартально (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) подлежат перерасчету и пособия, исчисляемые от бюджета прожиточного минимума: единовременное пособие при рождении детей (10 БПМ и 14 БПМ); единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12 недель беременности (100% БПМ); пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (50% БПМ); пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (70% БПМ и 50% БПМ); пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (100% БПМ, 120% БПМ) и др.
В январе 2023 года единовременное пособие в связи с рождением первого ребенка составит почти Br3,4 тыс., второго и последующих — почти Br4,8 тыс.
Пособия выплачиваются на 405 тыс. детей, или каждого четвертого ребенка страны.
В 2023 году на финансирование учреждений социального обслуживания, а это 146 территориальных центров соцобслуживания населения и 92 дома-интерната, планируется направить почти Br500 млн. Различные виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания получают более 155 тыс. пожилых людей и инвалидов.
Еще около Br133 млн предусмотрено на финансирование системы государственной адресной социальной помощи. Речь идет об оказании материальной поддержки малообеспеченным и оказавшимся в трудной жизненной ситуации семьям и гражданам.
С 2022 года ежегодно выплачивается материальная помощь к празднику 9 Мая ветеранам Великой Отечественной войны и лицам, пострадавшим от последствий войны. В наступающем году на эти цели запланировано около Br10 млн.
Два сценария развития событий
По первому предполагается сохранение пенсий на нынешнем уровне, который составляет 39% от средней зарплаты. В таком случае дефицит пенсионных денег, который сейчас равен 0,5% ВВП, к 2050 году достигнет 5% ВВП.
Второй сценарий предполагает, что дефицит сохранится на стабильном уровне в 0,31% ВВП, но в таком случае размер пенсий будет снижаться и может достигнуть 26% от средней зарплаты, что оставит многих пенсионеров за чертой бедности.
Одно из решений этих проблем, как говорят эксперты BEROC, — повышение пенсионного возраста. Однако в этом году его уже подняли до 58 лет для женщин и до 63 лет для мужчин, а дальнейшее повышение — под большим вопросом, оно несёт дополнительные риски.
«Дальнейшее повышение пенсионного возраста мало того, что является непопулярной мерой, может быть ещё и проблематичным вариантом с точки зрения полученной выгоды», — сказано в исследовании. Одна из причин — относительно невысокая продолжительность жизни у мужчин – 64 года (данные Минздрава, которые ведомство озвучило в 2020 году).
Но даже этой сверхмеры было бы недостаточно. Для ФСЗН в итоге потребуются дополнительные источники финансирования.
Таблица выхода на пенсию с 2017 года
Дата рождения | Пенсионный возраст, лет | Период выхода на пенсию | ||
---|---|---|---|---|
женщины | мужчины | женщины | мужчины | |
01.01-30.06.1962 | 01.01-30.06.1957 | 55,5 | 60,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1962 | 01.07-31.12.1957 | 56 | 61 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1963 | 01.01-30.06.1958 | 56,5 | 61,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1963 | 01.07-31.12.1958 | 57 | 62 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1964 | 01.01-30.06.1959 | 57,5 | 62,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1964 и младше | 01.07-31.12.1959 и младше | 58 | 63 | 01.07-31.12.2022 |
Изменений уже с 1 января 2023 года относительно пенсионеров, настоящих и будущих, сразу несколько. Так, отработанное время, за которое надо предоставить справки о заработной плате, вырастет до 29 лет. Впереди еще два года и повышения данного срока до 31 года. А до 19 лет повысится тот минимальный страховой стаж, который нужен для назначения трудовой пенсии.
А вот реформа, затрагивавшая увеличение пенсионного возраста белорусов, уже завершена. Потому с 1 января 2023 года и далее (пока ее продолжение не планируется) пенсионный возраст в Беларуси для женщин составляет 58 лет, для мужчин — 63 года.
Теперь о том, что касается конкретных сумм. Так, Федерация профсоюзов Беларуси сообщала, что в 2023-м было запланировано, как минимум, одно повышение пенсии. А еще есть цифра среднемесячной пенсии по возрасту для неработающего пенсионера в 2023 году – это 693 белорусских рубля.
Что касается повышение пенсии в Беларуси (речь о трудовой пенсии), то в Минтруда его также ожидают не менее одного раза в 2023 году. Произойти это может, по словам главы госоргана Ирины Костевич, при росте зарплаты в стране и соответствующим уровнем инфляции. А наиболее оптимистичным на этом фоне выглядит заявление президента Беларуси Александра Лукашенко, который пообещал повысить пенсии в 2023 году «раза три».
Добавим также, что своим чередом стоит ждать повышения социальных пенсий, повышений, надбавок и доплат к пенсиям. Их, по традиции, пересчитают в соответствии с ростом бюджетом прожиточного минимума, который пересчитывают раз в квартал – с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.
Решением Правительства с 1 января 2023 года месячная минимальная заработная плата установлена в размере 554 рублей. По сравнению с январем 2022-го она увеличилась на 21,2 процента. Как подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, сравнивая с ноябрем прошлого года, минимальная зарплата повысилась на 70,8 рубля, или на 14,7 процента, с январем 2022-го — на 97 рублей, или на 21,2 процента.
Напомним, минимальная заработная плата применяется в качестве низшей границы оплаты труда в отношении всех работников, заключивших трудовой договор. Платить сотрудникам меньше этой суммы организации и предприятия не имеют права. К слову, коллективным договором (соглашением) может быть установлен более высокий размер месячной минимальной зарплаты.
Новации для автовладельцев
Тарифы на некоторые услуги ГАИ выросли с 1 января. Так, в частности, курсантам при повторной сдаче практического экзамена в ГАИ учебное транспортное средство (легковое авто, грузовик или автобус) будет предоставляться уже не за 30 рублей, как раньше, а за 40. Аренда мотоцикла для повторной сдачи экзамена будет стоить 20 рублей. Предоставление автодрома для обучения вождению — 7 рублей.
Изменены правила оплаты проезда по платным дорогам. Для автомобилей массой не более 3,5 тонны электронная виньетка становится единственным способом оплаты проезда по платным дорогам Беларуси. Владельцы транспортных средств с максимально допустимой общей массой не более 3,5 тонны, которые в настоящее время пользуются для оплаты проезда по платным дорогам в системе BelToll бортовым устройством, могут сдать оборудование в любом пункте обслуживания клиентов и получить обратно внесенный при его получении депозит и сумму неизрасходованной предоплаты в течение трех лет с момента совершения ими последней транзакции в системе. Для транспортных средств с максимально допустимой общей массой более 3,5 тонны в качестве способа оплаты за проезд по-прежнему будет использоваться исключительно бортовое устройство.
Что предлагают профсоюзы
Федерация профсоюзов внесла в правительство пакет предложений по совершенствованию пенсионной системы
В частности, для дифференциации пенсионных выплат предлагается более активно использовать дополнительное пенсионное страхование. Речь идет о более широком участии в таких программах как бизнеса, так и непосредственно работников. При этом должна сохраниться и солидарная система пенсионного обеспечения, которая сегодня действует в Беларуси. Сочетание двух этих механизмов поможет решить вопрос повышения выплат и максимального учета трудовых заслуг работника при назначении пенсии.
Сегодня довольно часто в трудовых коллективах поднимается вопрос о необходимости совершенствования подходов к исчислению страхового стажа. В частности, сейчас в страховой стаж не включают периоды, связанные с беременностью и родами, уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
В страховой стаж засчитывается, к примеру, период срочной военной службы. Такой же подход, по мнению профсоюзов, должен применяться и в отношении женщин при рождении детей.
В ФПБ подчеркивают, что постепенное увеличение необходимого для начисления трудовой пенсии страхового стажа приводит к тому, что некоторые граждане в принципе не могут получить трудовую пенсию. Причем зачастую не по своей вине, например, если человека увольняют в связи с сокращением численности или штата и у него отсутствует нужный страховой стаж. А ведь трудоустроиться в предпенсионном возрасте намного сложнее, чем в более молодом.
Также отмечаются ситуации, когда в связи с экономической несостоятельностью организации за работников не уплачивают страховые взносы, переводят их на неполный рабочий день, отправляют в отпуска без сохранения заработной платы. Все это приводит к исключению некоторых периодов из страхового стажа. В качестве решения подобных проблем ФПБ предлагает ввести альтернативные механизмы приобретения застрахованным лицом недостающего страхового стажа и смягчить некоторые условия его исчисления.
Еще один актуальный вопрос — размер пенсионных выплат работающим пенсионерам. Сейчас, если работник по достижении пенсионного возраста продолжает работать, размер его пенсии не пересчитывается независимо от того, сколько он еще трудился. При этом работник по-прежнему отчисляет страховые взносы.
Профсоюзы предлагают установить более справедливый подход и производить перерасчет пенсии с учетом стажа работы после ее назначения. Альтернативный вариант — отменить в отношении работающих пенсионеров взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в размере 1 % от заработной платы.
С учетом постепенного повышения пенсионного возраста все более актуальной становится проблема занятости людей зрелого возраста. Для защиты интересов таких работников предлагается ввести на законодательном уровне понятие «предпенсионный возраст» и установить его порог на уровне 5 лет до наступления общеустановленного пенсионного возраста.
Трудовым кодексом предусмотрено, что наниматель с согласия работника обязан продлить срок действия контракта либо заключить новый контракт с добросовестным работником, которому до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не более 2 лет, — не менее чем до достижения указанного возраста. Людям зрелого возраста все труднее на равных конкурировать на рынке труда. Поэтому предлагается распространить гарантии Трудового кодекса на лиц, у которых до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет.
Ряд предложений ФПБ касаются начисления пенсий за особые условия труда, профессиональной и льготной пенсий отдельным категориям работников.
Что нужно для назначения трудовой пенсии по возрасту
Право на такую пенсию получают жители Беларуси, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, которые до этого трудились и получали доход и уплачивали страховые взносы в ФЗСН.
Основными показателями, определяющими размер пенсии, являются:
- стаж работы;
- величина заработка;
- доплаты и льготы за трудные условия и особые заслуги.
Последний пункт касается вредных условий труда, например, при горных работах; заслугами могут счесть и многодетность матери, и научные степени и т.д.
О стаже
Первым основанием для назначения пенсии является стаж. Он учитывается двумя способами:
- страховой стаж – время, в которое с зарплаты уплачивались взносы в Фонд соцзащиты;
- общий трудовой стаж – сюда включают и те периоды, за которые взносы не платили, например, отпуска по уходы за ребенком, срочная служба в армии и пр.
Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе
Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.
Год | Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет | Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет |
2017 | 55,5 | 60,5 |
2018 | 56 | 61 |
2019 | 56,5 | 61,5 |
2020 | 57 | 62 |
2021 | 57,5 | 62,5 |
2022 | 58 | 63 |
Размер пенсионных выплат в Беларуси
Выход на пенсию в Белоруссии в 2019 году предполагает получение выплаты, которая не может быть ниже следующих величин:
Вид пенсии | Размер, % от минимального размера пенсии по возрасту на 01.10.2019 — 57,73 белорусских руб. |
Социальная пенсия по старости | 25 от прожиточного минимума |
По инвалидности I, II группы | 100 |
По инвалидности III группы | 50 |
Матерям-героиням | 100 |
По потере кормильца | 100 |
Детям-сиротам | 200 |
По выслуге лет | 100 |
Гарантии предпенсионеров
В целом, на гарантии от страны могут рассчитывать все граждане, однако есть некоторые позиции, на которые стоит обратить внимание. Трудовое законодательство дает гарантии для тех, кому до пенсии не хватает пары лет. Контракты, которые заключаются такими работниками, продлеваются, а не заканчиваются после достижения пенсионного возраста.
Однако делается это только в том случае, если человек выполняет свою работу добросовестно, не нарушая технологических и трудовых дисциплин.
Достигнув пенсионного возраста человек может разорвать контракт в любой момент, самостоятельно определив момента увольнения, только нужно указать это в заявлении. Приказ об увольнении контролируются трудовым кодексом, то есть статьей, которая связана с выходом на пенсию по возрасту.
Власти предлагают «докупить» стаж для выхода на пенсию
В сети появилась информация о том, что власти предлагают «докупить» стаж для выхода на пенсию. То есть, те, у кого не хватает наработанного трудового периода для оформления страхового пенсионного пособия смогут заплатить некую сумму, тем самым компенсировать недостаток стажа.
Отчасти это правда. Действительно, возможность «докупить» стаж существует, но не в России, а на Украине. Там, также, как и в РФ проводится пенсионная реформа, а ее переходный период завершается в 2028 году.
Единственное отличие в том, что она направлена не на повышение возраста выхода на заслуженный отдых, а на увеличение минимального трудового периода, который должен быть у человека для оформления пенсии.
Сейчас он составляет 30 лет, а к 2028 году приблизится к отметке 35 лет. Кто не успел наработать такой приличный период, отправятся на пенсию чуть позже. Оформить пенсионное пособие украинцы могут в возрасте:
- 60 лет при наличии 30 лет стажа;
- 63 года при совокупном стаже от 20 до 29 лет;
- 65 лет, если человек в своей жизни отработал меньше 20 лет.
Так, те у кого не хватает стажа для выхода на пенсию, украинские власти предлагают «докупить» его. Купить можно до 5-ти лет. За это придется заплатить около 100 тыс. гривен.
Также на Украине придумали, как человек может позаботится о своей будущей пенсии заранее, если он не работает или трудится не официально. Для этого ему необходимо заключить с налоговой договор, на основании которого гражданин будет ежемесячно вносить ЕСВ. Тогда не имеет никакого значения, работает он или нет, стаж продолжит накапливаться.
На пенсию белорусы с 2022 г. будут уходить позже. Страховой стаж тоже изменится
Известно, что на сегодняшний день уровень плановой инфляции составляет 8,1%. Но в поручении президента правительству сказано, что индексация пенсий должна быть выше. Следовательно, эксперты предположили, что с начала 2022 года ее проиндексируют на 9%.
В настоящее время достаточно сложно с максимальной точностью сказать, насколько увеличится пенсия для российских граждан, которые находятся на заслуженном отдыхе. Только к концу декабря 2021 года станут известны данные по итоговой инфляции, и уже тогда можно высчитать приблизительный уровень индексации пенсий.
Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.
«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».
Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».
В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.
Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.
Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.
Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.
С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.
Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.
На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.
Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.
Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.
В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.
Детские пособия и единовременные выплаты
С ростом БПМ изменятся государственные пособия семьям, воспитывающим детей, для исчисления которых применяют этот денежный норматив.
- Женщины, родившие первенца, получат единовременно вместо 3285 рублей 3397 рублей 30 копеек.
- При рождении второго и последующих детей пособие вырастет на 158 рублей 62 копейки: мамам однократно выплатят 4757 рублей 62 копейки вместо прежних 4599 рублей.
- Будущие мамы, которые станут на учет в женской консультации до 12-недельного срока беременности, могут рассчитывать, что положенное им единовременное пособие вырастет на 11 рублей 33 копейки и составит 339 рублей 83 копейки.
- При появлении на свет двойни (тройни) роженице дополнительно теперь выплатят 679 рублей 66 копеек (на одного малыша) вместо прежнего пособия размером 657 рублей.
- Вырастут и пособия семьям, где кроме новорожденных воспитываются дети старше 3 лет. В таком случае на старшего ребенка пособие составит 169 рублей 92 копейки, что выше предыдущего норматива на 5 рублей 67 копеек. Если старший в семье малыш имеет инвалидность, то в этом случае детское пособие на ребенка старше 3 лет составит 237 рублей 88 копеек вместо 229 рублей 95 копеек.
- Также с 1 ноября подрастут пособия по уходу за несовершеннолетними детьми-инвалидами: при I и II степени утраты здоровья, пока ребенку не исполнится 18 лет, также при III и IV степени утраты здоровья у малышей до 3 лет размер социальной выплаты вырастет на 11 рублей 33 копейки и достигнет 339 рублей 83 копейки; при наличии III и IV степени утраты здоровья у ребенка старше 3 лет сумма пособия увеличилась до 407 рублей 80 копеек – плюс 13 рублей 69 копеек.
- Семьи, в которых растут инфицированные вирусом иммунодефицита дети, также могут рассчитывать на увеличение детского пособия с 1 ноября: вместо 229 рублей 95 копеек мамам ежемесячно будут выплачивать 237 рублей 88 копеек.
Дата | Средний размер назначенных пенсий по возрасту |
---|---|
2021 год | |
май — июль | 512,78 руб. |
февраль — апрель | 512,78 руб. |
2020 год | |
ноябрь — январь | 457,93 руб. |
август — октябрь | 456,81 руб. |
май — июль | 447,55 руб. |