Сделки между взаимозависимыми лицами налоговые риски в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сделки между взаимозависимыми лицами налоговые риски в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Суть взаимозависимости в особых отношениях между лицами, при которых одни могут влиять на условия и результаты деятельности других. Это установлено в статье 105.1 Налогового кодекса. Непосредственным признаком существования связи между лицами является участие одного из них в капитале другого. Например, компания А является учредителем компании Б. Еще один классический пример — физическое лицо и ООО, участником которого он является. Это самые простые случаи.

Контролируемые сделки

В законодательстве есть понятие «контролируемые сделки» — их перечень проведен в статье 105.14 НК РФ. А в статье 105.16 Кодекса указано, что о совершении таких сделок необходимо уведомлять налоговую службу. Однако любая ли сделка между взаимозависимыми лицами будет считаться контролируемой? Вовсе нет. Контролируемыми могут признаваться сделки, которые влияют на налогооблагаемую базу по налогам на прибыль организаций, на добычу полезных ископаемых, НДФЛ граждан, имеющих статус ИП, а также НДС. Причем в отношении последнего налога указано такое условие: одна из сторон сделки не является его плательщиком или применяет освобождение от его уплаты. Таковы требования пункта 11 статьи 105.14 и пункта 13 статьи 105.3 НК РФ.

В целом, если говорить о взаимоотношениях с российскими зависимыми лицами, то большинство сделок с ними к контролируемым как раз относиться не будет. Но это вовсе не значит, что они выпадут из поля зрения ИФНС.

Сделки, которым не избежать контроля

В силу п. 2 ст. 105.14 НК РФ, по общему правилу сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей;
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
  • хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим ЕСХН или ЕНВД для отдельных видов деятельности (а сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом среди других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;
  • хотя бы одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль организаций или применяет нулевую налоговую ставку в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена (не освобождены) от этих обязанностей и не применяет (не применяют) налоговую ставку 0 процентов по указанным обстоятельствам;
  • хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации), при этом другая сторона (стороны) сделки не является (не являются) резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны.
  • сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
  1. одна из сторон является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  2. любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
  • хотя бы одна из сторон является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим нулевую налоговую ставку и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в порядке и на условиях ст. 284.3 НК РФ.

Сделки между взаимозависимыми лицами и налоговые риски

Сделки между взаимозависимыми лицами сопряжены с определенными налоговыми рисками, которые необходимо учитывать при планировании и проведении таких операций.

Взаимозависимые лица — это лица, между которыми существует влияние, контроль или привязанность. Такие лица могут быть связаны семейными, владельческими или финансовыми отношениями, а также общим управлением или собственностью.

При совершении сделок между взаимозависимыми лицами возникают риски, связанные с возможным искусственным увеличением или снижением цены, условий или объема сделки. Такие действия могут быть направлены на налоговую оптимизацию и могут привести к нарушению налогового законодательства.

Налоговая служба обычно обращает особое внимание на сделки между взаимозависимыми лицами, проводя анализ их условий и соответствия рыночным условиям. Если сделка считается несоответствующей рыночным условиям, налоговая служба может применить налоговые корректировки, например, увеличить доход или уменьшить расходы.

Для снижения налоговых рисков при совершении сделок между взаимозависимыми лицами рекомендуется:

  • Провести анализ рыночных цен и условий — перед проведением сделки необходимо провести анализ рыночных цен и условий аналогичных операций. Это позволит определить, соответствуют ли условия сделки рыночным условиям и избежать налоговых корректировок.
  • Заключить письменное соглашение — рекомендуется заключить письменное соглашение о сделке, в котором будут четко описаны условия сделки, цена, сроки и другие существенные условия. Это поможет предоставить доказательства соответствия сделки рыночным условиям.
  • Соблюдать документационные требования — налоговое законодательство может предусматривать обязательные требования к документации при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. Необходимо соблюдать эти требования и подготовить необходимые документы.
  • Консультироваться с налоговыми специалистами — для минимизации налоговых рисков рекомендуется обратиться за консультацией к налоговым специалистам, которые помогут разработать наиболее эффективную стратегию совершения сделок между взаимозависимыми лицами.

Учет прибыли и расходов от сделок между взаимозависимыми лицами

При проведении сделок между взаимозависимыми лицами, особенно в сфере налогообложения, возникает необходимость учета прибыли и расходов. Это связано с тем, что такие сделки могут быть признаны контролируемыми и регулируются специальными налоговыми правилами.

Читайте также:  Госпошлина на снижение алиментов 2024 год

В компании, осуществляющей сделки с взаимозависимыми лицами, необходимо строго соблюдать законодательство и налоговые требования. Для этого важно правильно учитывать все прибыли и расходы, связанные с такими сделками, и предоставлять достоверную информацию в налоговую службу.

В регулируемых организацией сделках между взаимозависимыми лицами, прибыль и расходы должны определяться на основе условий, которые обычно применяются в аналогичных сделках между независимыми лицами. Это означает, что цены должны быть соразмерными и соответствовать рыночным условиям.

Для учета прибыли и расходов от сделок с взаимозависимыми лицами, компании могут использовать различные методы. Например, наиболее популярным методом является метод сопоставимых контролируемых цен. Он позволяет определить цены, которые были бы применены в условиях сделок между независимыми лицами. Также распространенными методами являются методы розничных цен, методы рыночных цен и методы распределения совокупной прибыли.

Правильный учет прибыли и расходов от сделок между взаимозависимыми лицами является важным фактором для минимизации налоговых рисков в 2024 году. Компании должны тщательно анализировать условия сделок, учитывать все связанные с ними прибыли и расходы, а также использовать соответствующие методы учета. Только так можно избежать проблем с налоговыми органами и обеспечить соблюдение требований законодательства.

Аффилированность включает широкий круг субъектов, входящих в понятие «группа лиц». Согласно статье 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, отношения внутри группы лиц могут носить имущественный, договорный, организационно-управленческий, семейно-правовой и даже смешанный характер.

Признаки такого взаимодействия:

  • на долю участия юридического или физлица приходится более, чем 50% в уставном капитале компании;
  • руководитель компании представлен одновременно как физическое лицо, так и юридическое (например, управляющий ИП);
  • наличие в организации физических и юридических лиц, которые могут давать обязательные для исполнения указания, в том числе по назначению руководителя или состава коллегиального исполнительного органа;
  • руководящий состав двух компаний больше, чем наполовину состоят из одних и тех же лиц;
  • физические лица, состоящие в родстве, в том числе на правах усыновления;
  • к уже состоящим в группе физическим и юрлицам присоединились другие физические и юридические лица.

Заинтересованные лица

Заинтересованность является одним из признаков аффилированности, и наоборот. Но, как и термин «взаимозависимость», понятие «заинтересованные лица» применяется только в определенной отрасли права – в корпоративной. Поэтому в уставе организация может закрепить свои критерии отнесения к заинтересованным лицам (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ).

Согласно статьи 19 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ заинтересованными лицами являются аффилированные лица должника и те, кто входит с ним в одну группу. Закон ссылается и на другие нормативно-правовые акты, регулирующие определенные правоотношения, в которых имеет место быть заинтересованность. Так, в статье 45 Закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ говорится, что будет признана заинтересованность компании в сделке, если руководитель, «контролирующее лицо», представитель коллегиального исполнительного органа компании, а также кто-то из их родственников (в т. ч. неполнородные и усыновленные/усыновители) будет:

  • участником сделки;
  • выгодоприобретателем;
  • посредником или представителем;
  • занимать управляющие должности в компании, вступающей в сделку.

Другие новости компании

Все Новости компании 29 января 2024 Обзор изменений законодательства от 29.01.2024

Эксперты Группы представляют мониторинг законодательных нововведений в РФ за период с 22 по 29 января 2024 года.

Налоги Право Налоговые льготы Добыча полезных ископаемых Торговля Экономика 22 января 2024 Обзор изменений законодательства от 22.01.2024

Эксперты Группы представляют мониторинг законодательных нововведений в РФ за период с 15 по 22 января 2024 года.

Налоги Право Налоговые льготы Торговля Экономика 18 января 2024 «Промсвязьбанк» подтверждает высокое качество оценочных услуг Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» успешно прошла процедуры аккредитации в банке «Промсвязьбанк» по направлению оценки.

Ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ был дополнен двумя видами налоговых правонарушений, за совершение которых будет предусмотрена соответствующая налоговая ответственность:

  • за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми в виде штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 рублей (ст. 129.3 НК РФ). Привлечение к ответственности при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды, истекшие до 01.01.2012, применяется порядок, действовавший до дня вступления в силу закона; при вынесении решений о доначислении налогов за налоговые периоды 2012 — 2013 годов, не применяется; за налоговые периоды 2014 — 2016 годов применяется в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога; за налоговые периоды начиная с 2017 года – в полном объеме.
  • за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках и за представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках в виде штрафа в размере 5 000 рублей (ст. 129.4 НК РФ)
  • Значительным образом расширяется круг взаимозависимых лиц. Взаимозависимыми будут признаваться:
    • организации, если одно физическое лицо (i) владеет долей более 25% и (или) (ii) имеет полномочия назначать (а) генерального директора или (б) не менее 50% состава совета директоров в одной организации (совместно с родственниками), а (iii) другое физическое лицо — в другой организации, и (iv) оба физ. лица признаются взаимозависимыми по «критерию родства» (пп. 12 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
    • иностранная компания, признаваемая КИК, и ее контролирующее лицо (пп. 13 п. 2 ст. 105.1 НК РФ);
    • иностранные компании, признаваемые КИК, у которых одно и то же контролирующее лицо (пп. 14 п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Контролируемые сделки

  • Сделки с иностранными структурами без образования юридического лица будут приравниваться к сделкам с взаимозависимым лицом, если местом регистрации или местом налогового резидентства такой структуры, одного из ее участников или иных бенефициаров является государство, включенное Министерством финансов РФ в перечень офшорных и не сотрудничающих юрисдикций согласно пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ («Перечень офшорных зонПриказ Министерства финансов РФ №86н от 5 июня 2023 года «Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)» ») (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Соответственно, сделки с иностранными фондами (трастами и пр. структурами) с суммой доходов свыше 120 миллионов рублей в год будут признаваться контролируемыми и попадать под российские ТЦО правила.
  • Согласно п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила ТЦО распространяются на сделки, из которых возникает необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что влияет на налоговую базу по налогам, указанным в п. 4 ст. 105.3 НК РФ. Закон уточняет данное правило так, что оно будет распространяться на сделки, одной из сторон которых является иностранная структура без образования юридического лица.
  • Не будут признаваться контролируемыми сделки, одной из сторон которых является организация, которая в соответствии со своим личным законом является экспортно-кредитным агентством и (или) банком, если соблюдены все следующие условия (пп. 9 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):
    • такая организация зарегистрирована или является налоговым резидентом иностранного государства, с которым указом Президента РФ от 08.08.2023 №585Указ Президента РФ №585 от 8 августа 2023 года «О приостановлении Российской Федерацией действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения». от 8 августа 2023 года №585 («Указ 585») приостановлены некоторые положения договоров по вопросам налогообложения между РФ и иностранными государствами («СоИДН»);
    • указанная организация и иные участники таких сделок не признаются в соответствии со ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми лицами;
    • отсутствуют обстоятельства для признания таких сделок контролируемыми в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
  • Исключаются из перечня контролируемых также любые сделки с иностранными организациями, зарегистрированными или являющимися налоговыми резидентами иностранных государств, некоторые положения СоИДН с которыми приостановлены Указом 585, в случае одновременного соблюдения всех следующих условий (пп. 11 п. 4 ст. 105.14 НК РФ):
    • договоры заключены до 1 марта 2022 года;
    • порядок определения цен и (или) методик (формул) ценообразования после этой даты не менялся;
    • такие сделки не являлись на 1 марта 2022 года контролируемыми согласно п. 1 и 3. ст. 105.14 НК РФ.

Как известно, так называемые «недружественные» иностранные юрисдикции, где зарегистрированы контрагенты многих российских компаний, были включены в обновленный Перечень офшорных зон. В результате все сделки с контрагентами из таких «новых» офшорных юрисдикций попадают под ТЦО контроль с 2024 года (пп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом бремя по подготовке документации и ответственность за несоблюдение правил ТЦО фактически ложится на российского налогоплательщика.

Изменения, предлагаемые пунктами c. и d. выше, направлены на некоторое смягчение негативных последствий принятия Перечня офшорных зон для того, чтобы российские компании могли продолжать работу с независимыми иностранными компаниями (включая компании из «недружественных» юрисдикций) без дополнительной административной нагрузки и, в том числе, пользоваться и обслуживать кредиты из «недружественных» стран.

Вместе с тем, принимая во внимание, что многие компании уже успели внести изменения в схему работы с российским рынком и в условия ценообразования по договорам с российскими контрагентами, скорее всего, большинство российских компаний не сможет применить данное исключение на практике. В связи с этим необходимо оценить формулировки внесенных изменений на предмет соблюдения требований к неизменности условий ценообразования (не применимо к кредитным соглашениям), например, в силу триггера положений «tax gross up» — увеличения цены сделки на сумму уплачиваемого налога у источника. Если это условие не будет соблюдено, то по таким сделкам нужно будет подтверждать рыночную цену и готовить ТЦО документацию.

  • Выводятся из перечня контролируемых сделок также сделки, по которым возникают долговые обязательства по обращающимся облигациям, размещенным иностранными организациями (пп. 10 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
    Читайте также:  Что положено при рождении первого ребенка в Московской области

    Международная группа компаний

    • Международной группой компаний («МГК») будет признаваться также совокупность организаций, в отношении которой консолидированная финансовая отчетность составлялась бы, если бы ценные бумаги любой из организаций были допущены к торгам (пп. 1 п. 1 ст. 105.16-1 НК РФ).
    • Данное изменение привело определение МГК в соответствие с определением материнской компании МГК (пп. 1 п.7 ст. 105.16-1 НК РФ) и с определением МГК, содержащимся в положениях ОЭСР. Это, вероятно, приведет к увеличению групп компаний, признаваемых МГК согласно российскому налоговому законодательству, и к возникновению у таких групп дополнительных обязанностей по предоставлению страновых сведений. Необходимо проанализировать правила раскрытия информации при допуске ценных бумаг к торгам на бирже применительно к каждой конкретной группе компаний.
    • Вводится обязанность по представлению сведений из консолидированной и финансовой отчетности МГК и финансовой отчетности участников МГК при наличии всех следующих условий (ст. 105.16-7 НК РФ):
      • у МГК более 50% активов в году, предшествующему совершению контролируемой сделки, находится на территории РФ;
      • хотя бы один участник МГК совершил внешнеторговые сделки из Перечня Минпромторга;
      • указанные сделки являются контролируемыми.

    Сделки, не являющиеся контролируемыми

    Не являются контролируемыми следующие сделки:

    1. Сделки, по которым не происходит определение налоговой базы в рамках НДС, Налога на прибыль, НДПИ и НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей и самозанятого населения).
    2. Сделки между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков. Исключение – сделки по добычи полезных ископаемых, признаваемых объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по процентной налоговой ставке;
    3. Сделки между лицами, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:
    • они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
    • они не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за пределами РФ;
    • они не являются плательщиками налога на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
    • у них нет убытков, в том числе убытков прошлых лет, переносимых на будущее;
    • отсутствуют причины для признания таких сделок контролируемыми

    Сделки по межбанковским кредитам на срок не более 7 дней, сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, сделки по предоставлению поручительства небанковскими организациями и некоторые другие тоже не считаются контролируемыми.

    Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2023 году?

    Основные критерии контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами в 2023 году определяются законодательством Российской Федерации. Данные критерии имеют значение для определения принадлежности контрагентов к группе однородных лиц и обеспечивают прозрачность и контроль за финансовыми операциями.

    Читайте также:  Коды налоговых периодов в 2022 году

    Основные критерии контролируемых сделок включают в себя следующие элементы:

    • Отношения владения: контролируемые сделки возникают между лицами, имеющими прямое или косвенное владение друг над другом. Такие отношения могут быть установлены на уровне участия в капитале или голосующих акциях компании.
    • Взаимоотношения: контролируемые сделки возникают, когда между лицами существуют взаимные финансовые обязательства или зависимости в сфере деятельности.
    • Сумма сделки: контролируемыми считаются сделки, сумма которых превышает установленные нормы в законодательстве. Данное ограничение позволяет избегать злоупотреблений в сфере финансового оборота и сохранять баланс интересов участников сделки.
    • Особые условия: контролируемыми сделками считаются операции, осуществляемые между лицами, находящимися в особых условиях, таких как семейные отношения, близость по крови или бракоразводные процессы. Это позволяет предотвращать нелегитимные действия и защищать интересы участников сделки.

    Без соблюдения данных критериев, контролируемые сделки могут быть признаны недействительными или подлежащими дополнительному контролю со стороны налоговых органов. Важно помнить, что данные критерии могут быть изменены или уточнены в соответствии с развитием законодательства и целями государства в области налоговой политики.

    Комментарий к ст. 105.14 НК РФ

    Комментируемая статья регулирует порядок и условия признания сделок контролируемыми.

    Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами осуществляется ЦА ФНС России.

    Исходя из совокупности норм НК РФ сделки между взаимозависимыми лицами можно разделить на две группы: контролируемые, признаваемые таковыми при соблюдении положений статьи 105.14 НК РФ, и иные сделки между взаимозависимыми лицами.

    При определении того, является ли сделка контролируемой, не используется понятие «расходы». Контролируемость сделки определятся суммой доходов по сделке у продавца.

    Так как покупатель также является стороной контролируемой сделки, то у него возникает обязанность заполнить уведомление.

    На это указала ФНС России в письме от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.

    В отношении контролируемых сделок на налогоплательщиков возложена обязанность по уведомлению налоговых органов о совершении таких сделок и представлению соответствующей документации при проведении ЦА ФНС России проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 105.17 НК РФ проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ЦА ФНС России. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

    Подпунктом 1 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ определены условия, при которых совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми, для целей признания таких сделок контролируемыми приравнивается к сделкам между взаимозависимыми лицами.

    При этом ограничения к величине суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год для целей признания их контролируемыми НК РФ не предусмотрены.

    В соответствии со статьей 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ, в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

    Пунктом 3 статьи 11 НК РФ установлено, что понятие «налогоплательщик» и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса.

    В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

    Таким образом, как разъяснил Минфин России в письме от 14.11.2012 N 03-01-18/9-169, обязанность уведомить налоговые органы о совершенных в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК РФ, должна быть исполнена лицом, на которое в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

    Сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), утвержденный Приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н, признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам.

    Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 13.11.2012 N 03-01-18/9-168.

    В случае, если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, можно говорить о ситуации, когда конечные получатели доходов (выгодоприобретатели) находятся на территории разных государств.

    Сделки между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, не подпадают под действие пункта 2 статьи 105.14 НК РФ и на них распространяются нормы пункта 1 данной статьи без учета особенностей.

    Разъяснения об этом содержатся в письме Минфина России от 16.11.2012 N 03-01-18/9-172.

    По мнению финансового ведомства, изложенному в письме от 17.01.2013 N 03-01-18/1-4, в случае, если сделка осуществляется между взаимозависимыми лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства, но действующим через постоянное представительство, создается ситуация, когда местом регистрации или местом налогового резидентства конечных получателей доходов являются разные государства или территории.

    Сделки между лицами, одно из которых является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами и на них распространяются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 НК РФ.

    Следовательно, сделки между взаимозависимыми лицами, в которых одна из сторон является лицом, образованным в соответствии с законодательством иностранного государства или территории, включенных в Перечень, но действующим через постоянное представительство, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 млн. руб.

    В случае если вышеуказанные сделки совершены между взаимозависимыми лицами, то такие сделки признаются контролируемыми вне зависимости от величины суммы доходов, полученных по таким сделкам.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *