Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение арбитражного суда о введении процедуры наблюдения. Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основанием для решения Арбитражного суда о введении стадии наблюдения является статья №63 Федерального закона «О несостоятельности юрлиц». Механизм наблюдения позволяет определить все требования по порядку, а также признаки фиктивного банкротства. В документе прописаны дальнейшие действия, которые должен выполнить должник для реализации банкротства.
Основания для введения наблюдения
Начинается процедура банкротства не с подачи заявления, как считают многие компании, а сбора полного пакета документов. Дело в том, что к заявлению в обязательном порядке прикладывают справки, выписки со счетов, полный список имущества, перечень обязательств и многие другие официальные документы.
Только после сбора документов, необходимо приступать к составлению обоснованного заявления. Арбитражный суд принимает во внимание только веские основания и признаки несостоятельности. Если документы в порядке, то процедура будет проходить в несколько этапов:
- Наблюдение.
- Санация (оздоровление и реструктуризация).
- Введение внешнего управления.
- Конкурсное производство.
Реестр требований кредиторов
При введении наблюдения срок исполнения обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, считается наступившим.
Для целей участия в первом собрании кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения.
Сообщение публикуется в газете «Коммерсантъ» и в Федресурсе. Но сроки для заявления требований кредиторов отчитываются именно с даты публикации в официальном печатном издании, а не с даты включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. (п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35).
Требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании соответствующего определения арбитражного суда.
Реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Реестродержатель привлекается по решению собрания кредиторов, а если их количество более 500, то в обязательном порядке.
Требования кредиторов включаются или исключаются из реестра:
- о выплате выходных пособий, об оплате труда — включаются в реестр арбитражным управляющим или реестродержателем, а при их оспаривании — на основании судебного акта, исключаются – только на основании судебного акта;
- остальные требования — исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.
Созыв первого собрания кредиторов
Временный управляющий должен определить дату проведения первого собрания кредиторов и уведомить всех его потенциальных участников.
По общему правилу первое собрание должно состояться не позднее чем за 10 дней до даты окончания наблюдения.
Согласно пункту 6 статьи 71 Закона о банкротстве при необходимости завершения рассмотрения требований кредиторов, предъявленных в установленный срок в суд первой инстанции, но не рассмотренных, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения дела, обязывающее временного управляющего отложить проведение первого собрания кредиторов.
Но суд не откладывает собрание, если остающиеся нерассмотренными требования являются незначительными по размеру и заведомо не могут повлиять на принятие решения собранием кредиторов. (п. 55 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35
Первое собрание кредиторов принимает решение по следующим вопросам:
- о введении следующей процедуры банкротства и об обращении в арбитражный суд с соответствующим ходатайством;
- об образовании комитета кредиторов;
- о дополнительных требованиях к кандидатурам арбитражных управляющий (внешнего конкурсного);
- об избрании кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации.
Главные плюсы и минусы наблюдения
Проведение вспомогательного наблюдательного этапа несет как свои достоинства, так и недостатки. Прежде всего, судебные органы могут юридически верно оценить причины инициирования банкротства, рассмотрев достоверную информацию о материальном положении компании. В свою очередь должник получает гарантии неприкосновенности активов, находясь под защитой государства. С другой стороны, хоздеятельность приостанавливается, сделки ограничиваются, а стоимость бизнеса существенно снижается.
В каждом отдельном случае есть свои плюсы и минусы, которые надо оценивать в целом с учетом конкретики предприятия. Здесь может помочь аудиторская процедура наблюдения – представляет собой экспертную оценку текущего состояния дел организации. Формально именно на этой предварительной стадии делаются первые попытки привести стороны процесса к компромиссу, который бы устроил всех участников и позволил бы избежать дальнейших длительных мероприятий признания должника официальным банкротом.
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
- Заказчик после выбора необходимой ему юридической услуги заполняет Онлайн-заказ юридических услуг на веб-сайте Исполнителя.
- Для оказания юридических услуг Исполнителем Заказчик обязуется указать в Онлайн-заказе юридических услуг полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также приложить скан-копии документов в хорошем качестве в формате pdf, jpg, doс, rtf в соответствии со списком необходимых документов, указанных в Онлайн-заказе юридических услуг.
- После заполнения Онлайн-заказа юридических услуг на веб-сайте Исполнителя Заказчик производит акцепт настоящей оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг.
- В соответствии с настоящей Офертой Исполнитель приступает к оказанию юридических услуг при одновременном соблюдении следующих условий:
- Заказчик заполнил Онлайн-заказ юридических услуг и произвел акцепт Оферты путем полной оплаты стоимости юридических услуг;
- Указанных в Онлайн-заказе сведений и приложенных документов достаточно для оказания услуг (при недостаточности сведений и/или документов Исполнитель запрашивает у Заказчика дополнительную информацию, на время предоставления дополнительной информации приостанавливается оказание юридических услуг по Онлайн-заказу).
СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ОФЕРТЫ
- Акцепт Оферты Заказчиком в соответствии с п. 1.3. настоящей Оферты, влечет заключение Договора оказания юридических услуг на условиях Оферты (статья 438 Гражданского Кодекса РФ).
- Договор вступает в силу с момента Акцепта Оферты Заказчиком и действует:
- до момента исполнения Сторонами обязательств по Договору, а именно оплаты Заказчиком стоимости Услуг и оказания Исполнителем юридических услуг, акцептированных Заказчиком.
- до момента расторжения Договора.
- Исполнитель оставляет за собой право внести изменения в условия Оферты и/или отозвать Оферту в любой момент по своему усмотрению. В случае внесения Исполнителем изменений в Оферту, такие изменения вступают в силу с момента опубликования, если иной срок вступления изменений в силу не определен дополнительно при их опубликовании.
- При наступлении обстоятельств непреодолимой силы, которые сторона по настоящему Договору оферты не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, срок исполнения обязательств в соответствии с настоящим Договором отодвигается соразмерно времени, в течение которого продолжают действовать такие обстоятельства, без возмещения каких-либо убытков. К таким событиям чрезвычайного характера, в частности, относятся: наводнения, пожар, землетрясение, взрыв, шторм, оседание почвы, иные явления природы, эпидемия, пандемия, а также война или военные действия, террористические акты; перепады напряжения в электросети и иные обстоятельства, приведшие к выходу из строя технических средств какой-либо из сторон.
- Сторона, для которой создалась ситуация, при которой стало невозможно исполнять свои обязательства из-за наступления обстоятельств непреодолимой силы, обязана о наступлении, предположительном сроке действия и прекращения этих обстоятельств незамедлительно (но не позднее 5 (пяти) рабочих дней) уведомить в письменной форме другую сторону.
- В случае спора о времени наступления, сроках действия и окончания обстоятельств непреодолимой силы заключение компетентного органа в месте нахождения соответствующей Стороны будет являться надлежащим и достаточным подтверждением начала, срока действия и окончания указанных обстоятельств.
- Неуведомление или несвоевременное уведомление стороны о начале действия обстоятельств непреодолимой силы лишает ее в дальнейшем права ссылаться на них как на основание, освобождающее от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему Договору.
- Если обстоятельства непреодолимой силы и/или их последствия продолжают действовать более 30 (тридцати) календарных дней подряд, то Договор, заключенный на условиях настоящей Оферты, может быть расторгнут по инициативе любой из сторон путем направления в адрес другой стороны письменного уведомления.
Библиографический список
- Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. С.В. Никитина. М.: РГУП, 2017.
- Мифтахутдинов Р.Т. Судебный акт как условие возбуждения дела о банкротстве и гегелевская диалектика. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.10.2016 N 306-ЭС16-3611 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2017. N 2.
- Шевченко И.М. О некоторых вопросах введения процедуры наблюдения при наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом // Арбитражные споры. 2017. N 4.
- Жукова Т.М. Особенности процедуры наблюдения при банкротстве индивидуального предпринимателя // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1.
- Порошкина Ю.О. Особенности осуществления процедур банкротства граждан // Вестник исполнительного производства. 2017. N 1.
- Дубровская И. Реорганизация в банкротстве // ЭЖ-Юрист. 2015. N 40.
- Калнан Р. Процедура наблюдения // Вестник ВАС РФ. Спец. приложение. 2001. N 3.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья А.Е. Оленина «Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры процесса о банкротстве» включена в информационный банк.
- Оленин А.Е. Правовые основы и особенности наблюдения как процедуры банкротства // Законодательство. 2000. N 2.
- Скворцов О. Наблюдение // Юрист и бухгалтер. 2003. N 1.
- Черникова Е.В., Быков В.П., Финогенов А.В. Вопросы правового регулирования подачи и принятия заявлений о признании гражданина несостоятельным (банкротом) // Современное право. 2017. N 9.
- Шамшурин Л.Л. Наблюдение как процедура банкротства // Арбитражная практика. 2004. N 9.
- Мифтахутдинов Р.Т. Отмена процедуры наблюдения как одна из основных мер по совершенствованию отечественного законодательства о банкротстве и ее последствия de lege ferenda // 20 лет Конституции Российской Федерации: актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства: Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 — 19 октября 2013 г.). Избранные материалы / Отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2014.
- Кузнецов С.А. К вопросу о порядке установления требований кредиторами в делах о банкротстве // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 4.
- Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный) / А.М. Баринов, А.Ю. Бушев, О.А. Городов и др.; под ред. В.Ф. Попондопуло. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017.
- Предпринимательское право: Правовое сопровождение бизнеса: Учебник для магистров / Р.Н. Аганина, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Проспект, 2017.
- Телюкина М.В. Основы конкурсного права. М., 2004.
- Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: НОРМА; ИНФРА-М, 2017.
Процедура наблюдения в банкротстве — начало, которое определяет результат // Стратегия кредиторов в борьбе за активы
Процедура наблюдения в нынешнем законе о банкротстве носит сугубо технический характер. Ее смысл сводится к подготовке и принятию решения о дальнейшей судьбе должника: восстановление платежеспособности (внешне управление или финансовое оздоровление) или ликвидация (конкурсное производство).
В этой связи наблюдение прописано крайне невнятно. Ключевая неопределенность касается распределения управленческих полномочий и контроля за деятельностью должника.
Полномочия корпоративных органов в наблюдении не прекращены, но ограничены (в части согласования сделок и запрета на ряд корпоративных действий), при этом контрольные компетенции управляющего сводятся к выдаче указанных выше согласований, кредиторы же вообще никаких управленческих и контрольных прав (в отношении должника) не имеют.
Это приводит к следующей стандартной ситуации.
Должник продолжает хозяйственную деятельность, однако цель ее сводится не к получению и распределению прибыли (это уже не возможно), а к выводу оборотного капитала и созданию номинальных текущих обязательств.
Управляющий не вникая в происходящее, занимается рутинной процедурной работой (готовит фин.анализ, ведет реестр). Кредиторы включаются в реестр, а после – беспомощно созерцают за происходящим.
Результат такого «наблюдения» обычно предсказуем – к моменту введения конкурса (а он вводится в 98% случаев) – у должника значительный объем оспоримых сделок; высокий уровень и полная неразбериха с текущими платежами и «странный» реестр, сформированный из дружественных должнику кредиторов.
То есть все ведет к тому, что кредиторы удовлетворения требований (даже частичного) уже не получат.
Но так ли все безнадежно? Есть ли способы оптимизировать процедуру наблюдения и не допустить ситуацию, крайне затрудняющую удовлетворение требований кредиторов в конкурсе?
Внизу представлен анализ проблематики в процедуре наблюдения и основные способы противодействия недобросовестным проявлениям.
Обеспечение сохранности имущества должника
В процедуре наблюдения часто случается необоснованное уменьшение имущественной массы должника, что значительно сокращает шансы кредитора на погашение.
Причины сокращения имущества: сделки, списания, бездействие менеджмента в отношении взыскания дебиторки и т.д.
Такая ситуация обычно является следствием, с одной стороны, недобросовестных действий контролирующих должника лиц, с другой — бездействия управляющего, а также (в меньшей степени) — кредиторов.
В тоже время в распоряжении временного управляющего есть широкий арсенал средств и методов противодействия недобросовестному уменьшению активов должника в процедуре наблюдения.
Вот лишь некоторые – самые значимые из них.
Финансовое оздоровление
Процедура финансового оздоровления регламентируется главой V Закона о банкротстве. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, по ходатайству учредителей должника или третьих лиц (п. 2, 3 ст. 75 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление вводится на срок не более 2-х лет.
Главной целью финансового оздоровления является санация предприятия.
Особенности финансового оздоровления:
- организация продолжает свою деятельность;
- органы управления организацией не могут принимать ряд решений без согласия комитета кредиторов или административного управляющего;
- устанавливается срок финансового оздоровления;
- осуществляется погашение задолженности согласно утвержденному плану.
Стадия финансового оздоровления заканчивается
- прекращением производства по делу;
- введением внешнего управления;*
- введением конкурсного производства.
Сколько длится процедура наблюдения при банкротстве организации
Предельная продолжительность первого этапа (от принятия иска арбитражным судьей до отправки результатов наблюдения временным управляющим) равна 7 месяцам. Около месяца уходит на проверку обоснованности отраженных в заявлении сведений и назначение управляющего из числа претендентов. Еще 6 месяцев может длиться само наблюдение.
Вопрос о сроках можно разобрать на примере НАО Юлмарт, в отношении которого была инициировано дело о банкротстве. В июне 2018 года была запущена процедура наблюдения, а уже в феврале 2019 года суд на основании полученных данных признал долг перед Сбербанком.
Отвечая на вопрос о том, сколько длится процедура наблюдения при банкротстве, следует отметить, что, согласно статистике, на этот этап уходит в среднем 5 месяцев. Объясняется этот факт тем, что несостоятельному юрлицу и кредиторам удается договориться (прийти к мировому соглашению). Документ оформляется в письменном виде, наблюдение в качестве процедуры завершается раньше сроков по ходатайству, поданному кредиторами.
«В редких случаях в связи со сложностью дела допускается продление наблюдения. Решение по вопросу принимает суд».
Первое собрание кредиторов в период наблюдения
Первое собрание кредиторов — основной этап процедуры наблюдения при банкротстве. Это мероприятие, на котором решается, какая процедура последует после: внешнее управление, финансовое оздоровление или конкурсное производство. Также возможно принятие мирового соглашения.
В нем участвуют кредиторы, успевшие предъявить свои требования за отведенное время и включенные судом в реестр. Проводится оно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока, отведенного на процедуру наблюдения.
На рассмотрении собрания могут находиться следующие вопросы:
- Создание комитета, состоящего из кредиторов, определение его членов и полномочий.
- Определение кандидатуры арбитражного управляющего, выдвижение дополнительных требований к нему, а также к внешнему и конкурсному управляющему (в зависимости от того, какая процедура последует).
- Необходимо ли проводить процедуру финансового оздоровления или внешнего управления для компании-должника.
- Решение об обращении с ходатайством для инициализации процедуры конкурсного производства.
- Обсуждение прочих вопросов, важных для дела о банкротстве и предусмотренных ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Все решения принимаются на основании отчета о делах организации-должника и ее дальнейших перспективах. Если сохранение деятельности компании целесообразно, то далее следует финансовое оздоровление или внешнее управление.
При невозможности восстановления деятельности и платежеспособности, принимается решение об обращении в судебный орган с ходатайством об инициализации конкурсного производства. Данная процедура почти всегда приводит к ликвидации компании и, следовательно, ее исключение из Единого гос. реестра юридических лиц.
Похожие записи: