Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общий срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Первая группа предусматривает такие ситуации, при которых показатели деятельности организации вызывают сомнения у налоговых органов.

Относят к ним следующее:

  • Рентабельность и налоговая нагрузка не соответствует средним показателям в конкретной отрасли.

Когда нагрузка ниже установленных критериев больше чем на 10%, компания попадает в зону риска. Чтобы не спровоцировать контрольные меры со стороны ФНС России, нужно следить за показателями, на которые ориентируется служба согласно Приложению № 3 к Приказу ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года.

  • Некорректные суммы вычетов.

Нередко размеры вычетов превышают общий размер уплаченного НДС. Именно этот факт привлекает налоговую службу. Когда показатель доходит до 89%, выездная проверка юридических лиц становится неизбежным мероприятием. При этом ориентироваться налогоплательщикам не на что, данных в публичном доступе нет. Единственный источник статистических сведений – газета «Учет. Налоги. Право».

  • Низкий уровень заработной платы.

Если оплата труда в компании имеет показатель ниже среднего по отрасли на 10% и более, то это признак ведения бухгалтерии с нарушениями, уклонения от НДФЛ. Средние показатели зарплаты можно увидеть в публикуемых сведениях от Росстата.

  • Убыточность компании, длящаяся два года и более.

Если предприятия не приносит прибыль или работает в «минус», то оно попадает под надзор ФНС России. Риск выездной налоговой поверки очень велик. Если убыточность сочетается с одним из критериев, представленных выше, то проведение контрольных мероприятий гарантировано.

  • Высокий темп роста расходов.

Здесь сравнивается текущий и предыдущий период. Если расходы по росту превышают доходы, то проверки также не избежать.

  • Высокие налоговые риски.

Здесь речь идет о попытках получить необоснованную налоговую выгоду. ФНС России в первую очередь проверяет этот аспект. Обстоятельства этого рассмотрены в Постановлении Пленума ВАС РФ № 53 от 12.10.2006 года.

  • Отсутствие ответов на запросы со стороны налоговой службы.

Камеральные проверки предусматривают получение пояснений со стороны налогоплательщика, если выявлены какие-либо нарушения. Происходит этот процесс посредством официальной переписки, направления запроса по почте.

В соответствии с действующими законодательными нормами продолжительность ревизии составляет два месяца, отсчет которых начинается с даты, следующей за днем вынесения соответствующего решения. Однако, как показывает практика, подобные мероприятия занимают гораздо больше времени, что обуславливается наличием оговорки, допускающей приостановку или продление назначенной процедуры. Второй вариант встречается реже, поскольку требует участия руководящих инстанций, а вот первая опция используется налоговиками весьма охотно — к примеру, в случае запроса у контрагентов документации.

Хотя формально выездная налоговая проверка не может продолжаться более 60 дней, существует целый ряд законных оснований, позволяющих увеличить отведенный период. К их числу относятся:

  • Назначение официальной экспертизы.
  • Направление требования о предоставлении информации в иностранные органы.
  • Необходимость достоверного лингвистического перевода документов, представленных на другом языке.

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.

Читайте также:  Входит ли в стаж учеба в ПТУ при начислении пенсии в 2024 году

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок

Обычно выездной контроль длится не более двух месяцев. Но мероприятия могут продолжаться и до четырех месяцев, а в особых случаях (например, при наличии десятка и более обособленных подразделений) — до полугода.

Первый этап проверки — вынесение решения о начале выездного контроля. Важно, чтобы такое решение было подписано руководителем той ИФНС, сотрудники которой выполняют проверку, либо его заместителем. Срок проведения выездной налоговой проверки отсчитывается с даты, когда было принято решение.

В указанный день проверяющие сотрудники приезжают на территорию компании. Они изучают документы первичного учета, опрашивают персонал и выполняют другие процедуры в отдельном помещении, которое обязан выделить налогоплательщик.

Когда проверка завершается, составляется справка с датой окончания выездного контроля, а в течение следующих двух месяцев — акт о результатах проверки в двух экземплярах. Если были выявлены нарушения, ИФНС выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности.

Результаты выездной проверки

Рано или поздно наступает день, когда налоговики позволяют себе откланяться и завершают проверку. В этот момент составляется справка о проведенной проверке. Налоговики обязаны в тот же день вручить эту справку налогоплательщику или его представителю. Этот документ свидетельствует только о сроках и целях проверки, а также о факте ее проведения. Но ничего о ее результатах и о том, какие налогоплательщику вменяются нарушения налогового законодательства и доначисления.

Для этой цели служит Акт налоговой проверки. Форма этого документа утверждена Приказом ФНС России № ММВ-7-2-628@ от 07.11.2018г. Налоговики обязаны составить его в течение двух месяцев с момента составления справки о проверке. И в продолжение следующих пяти дней он должен быть вручен налогоплательщику.

Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения

Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).

Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.

Когда проводится повторная налоговая проверка?

Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):

  • в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
  • при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.

Какие правила предусмотрены Налоговым кодексом для выездной проверки?

Согласно пункту 2 статьи 89 НК РФ проверка проводится на основании решения налогового органа. В отношении крупнейшего налогоплательщика – это решение налогового органа, в котором налогоплательщик поставлен на учет в качестве крупнейшего. В отношении филиала или представительства организации – решение налогового органа по месту нахождения филиала или представительства.

Чаще всего решение о выездной налоговой проверке организации принимает налоговый орган по месту ее нахождения.

Для некоторых категорий налогоплательщиков (резидентов ОЭЗ, участников соглашений о разделе продукции, консолидированной группы налогоплательщиков, участников регионального инвестиционного проекта) Налоговым кодексом предусмотрены особенности проведения выездных налоговых проверок.

Препятствует ли налоговая проверка ликвидации организации?

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (пункт 11 статьи 89 НК РФ).

Ликвидация юридического лица включает несколько стадий, в том числе составление промежуточного ликвидационного баланса (статья 63 ГК РФ). Если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, принято решение о проведении выездной налоговой проверки, налоговый орган сообщает об этом в регистрирующий орган по месту нахождения этого юридического лица.

Начиная с 31 марта 2015 года, если в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, проводится выездная налоговая проверка, то уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган до момента вступления в силу решения по результатам проверки (статья 20 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ).

Также отметим, что в случае поступления в регистрирующий орган из суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Если, не дождавшись результатов проверки, ликвидатор представил промежуточный баланс без учета установленной в ходе налогового контроля обязанности уплатить налоги и иные обязательные платежи, то это будет рассматриваться как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения.

Таким образом, если налоговым органом принято решение о проведении выездной налоговой проверки организации в период до составления промежуточного ликвидационного баланса, то дальнейшие действия по ликвидации организации будут развиваться с учетом итогов такой проверки. Переход к последующим ликвидационным процедурам до вступления в силу решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов проверки, невозможно.

Несоблюдение требований, установленных законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации, повлечет отказ в процедуре государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Могут ли проводить проверочные мероприятия лица, не указанные в решении?

В решении указываются ФИО и должности проверяющих. Эти лица имеют право доступа на территорию проверяемого лица, проводят все необходимые контрольные мероприятия.
Если с момента вынесения решения о проведении проверки до составления справки по ее окончании потребуется изменение состава проверяющей группы, то должно быть принято решение о внесении изменений в решение о проведении проверки (приложение № 1 к приказу ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281).

Читайте также:  Имущество полученное в пользование 01 забалансовый счет учет в 2024 году

Но согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не может указывать на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в реализации права подачи возражений, представления объяснений).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2023 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2023 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2023 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2023 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2022-2023 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Как оценить вероятность назначения выездной проверки

Оценить вероятность назначения в отношении компании выездной налоговой проверки позволяет приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Данный документ в числе прочего содержит перечень признаков «подозрительных» налогоплательщиков, которые включаются в план проведения выездных налоговых проверок на очередной год.

К признакам, которые позволят включить компанию в план выездных проверок, относятся:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по схожим компаниям, работающим в той же отрасли экономики;
  • декларирование убытков на протяжении нескольких налоговых периодов;
  • декларирование в каком-либо периоде значительных сумм налоговых вычетов;
  • опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов;
  • выплата сотрудникам зарплаты ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе;
  • неоднократное приближение к пороговым значениям по прибыли и числу наемных работников, которые предоставляют возможность применять налоговые спецрежимы;
  • декларирование ИП расходов, сопоставимых с годовым доходом;
  • сотрудничество с контрагентами-перекупщиками и посредниками без наличия разумных экономических причин и деловой цели;
  • непредставление налоговикам запрашиваемой документации, информации и пояснений;
  • так называемая «миграция» между налоговыми органами, осуществляемая многократно;
  • ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Камеральная налоговая проверка

Срок проведения проверки — три месяца. Другим словами, поданную Вами декларацию могут проверять в течение трех месяцев со дня её подачи.

Камеральная проверка проводится должностными лицами налогового органа. Специального разрешения руководителя налогового органа не требуется.

Камеральная налоговая проверка включает проверку следующих фактов:

  • все ли необходимые документы представлены налогоплательщиком;
  • правильно ли они оформлены;
  • вовремя ли они представлены;
  • правильно ли рассчитана сумма налога;
  • правильно ли использована ставка налога и имеет ли налогоплательщик право на льготы по уплате налога;
  • правильно ли определена налогооблагаемая база (то, с чего исчисляется налог).

Что и за какой период проверяют в ходе выездной налоговой проверки

Налоговый инспектор в рамках выездной проверки может запросить документы за любые периоды. Обычно, этот период не выходит за рамки трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении выездной проверки. Это следует из абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ. Согласно абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ, периоды, за которые налоговики намерены проводить проверку, должны быть отражены в решении.

Данное правило распространяется в том числе на:

  • повторную выездную проверку — с целью контроля со стороны вышестоящего налогового органа;
  • выездную проверку, проводимую в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица.

В рамках выездной налоговой проверки сотрудники ИФНС могут:

  1. Запрашивать и изучать любую документацию у проверяемой организации.
  2. Инициировать встречную проверку и запрашивать документацию у контрагентов проверяемого налогоплательщика.
  3. Проводить опрос свидетелей.
  4. Инициировать и принимать участие в проведении инвентаризации имущества, находящегося на территории проверяемой организации.
  5. Инспектировать помещения, которые налогоплательщик использует в ходе своей хозяйственной деятельности.
  6. Осуществлять выемку документации и иного имущества, принадлежащего проверяемой организации.

Другой комментарий к Ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации

Право налоговых органов проводить налоговые проверки закреплено подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса РФ. Там же, в подп. 2 п. 1 ст. 31 Кодекса, содержится указание на то, что проводить налоговые проверки налоговые органы вправе только в порядке, установленном Кодексом.

В пункте 1 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» также указано на право налоговых органов производить в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Читайте также:  Выселение из квартиры прописанного человека не собственника судебная практика с ребенком

Следует отметить, что в указанном Законе налоговым органам не только предоставлено право проводить документальные проверки, на них также возложена ответственность за проведение этих документальных проверок. Так, согласно ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы несут ответственность за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков — предприятий, учреждений и организаций, основанных на любых формах собственности, и проведение в них документальных проверок по правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей не реже одного раза в два года.

В части 2 указанной ст. 11 предусмотрено, что документальная проверка может не проводиться в указанные сроки. Основанием непроведения проверки является письменное решение руководителя или заместителя руководителя налогового органа, в котором налогоплательщик состоит на учете. Такое решение может быть вынесено в следующих случаях:

1) если налогоплательщик своевременно представляет документы, необходимые для исчисления и (или) уплаты налогов и других обязательных платежей;

2) если последняя проверка не выявила нарушений налогового законодательства;

3) если увеличение размера имущества или иного объекта налогообложения предприятий, учреждений и организаций документально подтверждено;

4) если отсутствуют документы и информация, ставящие под сомнение происхождение средств налогоплательщика или свидетельствующие о наличии нарушений налогового законодательства.

Для проведения выездной налоговой проверки согласно ч. 1 ст. 89 Кодекса необходимо вынесение руководителем (его заместителем) налогового органа соответствующего решения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Правом проведения проверок соблюдения законодательства о налогах и сборах наделены также и органы внутренних дел (см. комментарий к ст. 36 Кодекса). Такие проверки не являются налоговыми проверками, проводимыми в рамках налогового контроля, и соответственно не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, предусмотренном Кодексом. Это следует из разъяснения, данного Пленумом ВАС России в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 в отношении проверок, проводимых ранее федеральными органами налоговой полиции:

при применении ч. 2 ст. 89 Кодекса следует учитывать, что в силу подп. 5 п. 2 ст. 36 Кодекса (имеется в виду старая редакция Кодекса) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, органы налоговой полиции полномочны производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

такие проверки, включающие и проверку документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы и произведенные им расходы, органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством;

по указанным выше причинам проверки, проводимые органами налоговой полиции, не могут учитываться при решении вопросов повторности налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в целях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ.

Частью 2 ст. 89 Кодекса установлено, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено указанной статьей.

Согласно ч. 2 ст. 89 Кодекса в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

Для налоговых органов порядок применения приведенной нормы ч. 2 комментируемой статьи разъяснялся в письме МНС России от 29 апреля 2004 г. N 06-4-03/640 «О порядке представления управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам запросов на продление сроков проведения выездных налоговых проверок» .

———————————
Справочные правовые системы.

В качестве возможных оснований для продления срока проведения выездной налоговой проверки в п. 2 указанного письма названы:

проведение проверок крупнейших и основных налогоплательщиков;

получение в ходе проведения проверки информации от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующей дополнительной проверки;

наличие форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка;

иные исключительные обстоятельства.

В отношении проведения выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, в ч. 2 ст. 89 Кодекса установлены следующие правила:

при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства;

налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).

Налоговые органы при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, руководствуются Методическими указаниями по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков — организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения. Названные Методические указания направлялись письмом МНС России от 7 мая 2001 г. N АС-6-16/369@ .

———————————
Экономика и жизнь. 2001. N 24.

Срок проведения выездной налоговой проверки в соответствии с ч. 2 ст. 89 Кодекса включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В сроки проведения выездной налоговой проверки, как установлено ч. 2 комментируемой статьи, не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

КС России Постановлением от 16 июля 2004 г. N 14-П признал положения ч. 2 ст. 89 Кодекса, регулирующие сроки и продолжительность выездных налоговых проверок, в том числе повторных, проводимых вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего проверку, не противоречащими Конституции РФ.

———————————
СЗ РФ. 2004. N 30. Ст. 3214.

Указанное Постановление содержит ряд моментов, важных для применения положений Кодекса.

Срок выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако существуют основания для ее продления до четырех или до шести месяцев:

  • налоговые проверки крупных компаний;
  • получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у проверяемого нарушений и требующей дополнительной проверки;
  • возникновение форс-мажорных обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и др.) в помещении, где проводится проверка;
  • проверка организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений (от количества подразделений зависит, сколько длится выездная налоговая проверка);
  • непредставление проверяемым лицом в установленный срок документов, которые необходимы для проведения выездной налоговой проверки;
  • другие обстоятельства (длительность проверяемого периода, объем проверяемых документов и т.д.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *