Ответственность за неявку на зарплатную комиссию в налоговую в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неявку на зарплатную комиссию в налоговую в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Основная цель комиссий по легализации налоговой базы — побудить к уплате больше НДФЛ и страховых взносов. Конечно, речь не о добросовестных плательщиках (агентах), а о тех, кто скрывает факты хозяйственной деятельности либо отражает их в учете не полностью, а также подает недостоверную отчетность.

Критерии отбора на налоговые комиссии

Изначально комиссии по легализации налоговой базы создавались с целью увеличения поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств, недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах. Их массово создавали при инспекциях и региональных управлениях ФНС, при администрациях субъектов РФ и органах местного самоуправления.

Порядок работы комиссий по легализации налоговой базы впервые был прописан в письме ФНС от 17.07.2013 г. № АС-4-2/12722@. В нем же налоговая служба перечислила критерии отбора налогоплательщиков для вызова на комиссии по легализации налогов.

Согласно этому письму, налоговики отбирают кандидатов на комиссии по легализации налоговой базы по следующим основным критериям:

  • Наличие убытков за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Низкая налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при «упрощенке», ЕСХН, НДФЛ, уплачиваемому ИП.
  • Низкая налоговая нагрузка по НДС (возникает при доле вычетов НДС более 89%).
  • Недоимка по НДФЛ или уплата налога на 10% меньше относительно предыдущего налогового периода.
  • Зарплата сотрудников меньше МРОТ или средней зарплаты по отрасли.

В качестве дополнительных критериев в письме названы:

  • Применение налоговых льгот без должных оснований.
  • Заявление НДС к возмещению.
  • Нарушение налогового законодательства и др.

Как зарплатная комиссия узнаёт о нарушениях?

Для анализа деятельности налоговых агентов и налогоплательщиков используются:

  • Официальные информационные ресурсы: ЕГРИП, ЕГРН, ЕГРЮЛ и т. д.;
  • Сведения, опубликованные в интернете и СМИ;
  • Сведения, полученные согласно статье 93.1 НК РФ («Истребование документов о налогоплательщике, плательщике страховых взносов или сборов, налоговом агенте»);
  • Жалобы и заявления, полученные от юридических и физических лиц;
  • Сведения, предоставленные правоохранительными органами, банковскими и кредитными организациями, Пенсионным фондом РФ, Рострудом и другими учреждениями и организациями;
  • Данные, полученные из любых других источников.

Перед комиссией ставятся определенные задачи. Они сводятся к выявлению фактов нарушения в деятельности организации или предпринимателя, которые связаны:

  • с неоформлением трудовых отношений с работниками;
  • с выплатой «серой» заработной платы;
  • с выплатой зарплаты меньше величины МРОТ или прожиточного минимума;
  • с несвоевременной уплатой НДФЛ и/или страховых взносов;
  • с подачей недостоверной бухгалтерской и/или налоговой отчетности.

Если срок истек, а субъект не предпринял должные меры, ИФНС направит ему уведомление о вызове на заседание комиссии. Это может быть сделано разными способами: лично, заказным письмом, в электронном виде по ТКС. В последнем случае получение вызова необходимо подтвердить в течение 6 рабочих дней с даты направления. Иначе ИФНС может заблокировать банковские счета.

Получив уведомление, плательщик (агент) увидит не только точное время и место проведения заседания, но и подробное описание того, зачем его вызывают. Соответственно, стоит продумать линию своего поведения и подготовить документы.

Отправиться на заседание комиссии по легализации налоговой базы может руководить организации или иной ее представитель, действующий на основании доверенности.

Как работают с уже прошедшими комиссию плательщиками?

Основная задача комиссии состоит в том, чтобы добиться доплаты в бюджет страховых взносов и НДФЛ. Соответственно, после рассмотрения дела того или иного плательщика комиссия следит за выполнением своих рекомендаций. Для этого проводятся:

  • Ежеквартальный мониторинг страховых взносов и НДФЛ. Предполагает тщательный анализ уточнённых налоговых деклараций и увеличение налоговых обязательств плательщика. Также в рамках этого мониторинга комиссия следит за динамикой численности сотрудников и уровня заработной платы и, конечно, за погашением образовавшейся по страховым взносам и НДФЛ задолженности;
  • Ежемесячный мониторинг НДФЛ и страховых взносов. Применяется в отношении плательщиков, у которых есть соответствующая задолженность, и которые, вместе с тем, выплачивают зарплату ниже среднего уровня для своего вида деятельности.

В случае если мониторинг показывает, что плательщик не внял рекомендациям комиссии — и, соответственно, положительная динамика отсутствует — пакет документов по данному налоговому агенту (или плательщику страховых взносов) передаётся сотрудникам отдела предпроверочного анализа. А уже ими будет назначена выездная налоговая проверка.

Некоторые организации, нанимая работников, устанавливают для них заработную плату на уровне МРОТ, но трудятся работники не на полную ставку, а частично, иногда получая зарплату в размере половины минимального размера оплаты труда или даже меньше. Такие действия работодателя могут привлечь внимание ревизоров. Если такая низкая зарплата у одного сотрудника, возможно, это связано с особенностями работы. Но если все специалисты компании работают таким образом, то это выглядит странно.

Читайте также:  Дети войны выплаты в 2024 году Башкортостан

Наличие в компании неполных ставок желательно как-то подтверждать документально. Допустим, заявление от сотрудника или приказ, в котором озвучивается причина такой ставки. Очень важно соотносить, насколько такого рода действия соответствуют реальности. Может быть так, что реальный сотрудник числится на четверть ставки, но работает в действительности полный день пять рабочих дней. И если такой работник случайно во время разговора с налоговым инспектором об этом расскажет, то вероятность у компании быть приглашенной на зарплатную комиссию или попасть в план проверок существенно увеличится.

Как работает комиссия?

За 30 дней до запланированной даты заседания комиссии ФНС пошлёт заподозренной в нарушениях фирме письмо, в котором будут изложены возникшие к организации вопросы.

Срок для принятия решения о подаче уточнённых налоговых деклараций составляет 10 рабочих дней с момента получения данного письма. Если налогоплательщик не воспользуется возможностью подать такие декларации и объяснить возникновение «спорных» моментов, заседание комиссии состоится.

По итогам рассмотрения конкретного случая комиссия сформулирует для плательщика рекомендации касательно устранения допущенных нарушений – как правило, это предписания о доплате страховых взносов, налогов и сборов. Материалы заседания могут быть направлены в ФМС, трудовую инспекцию, органы внутренних дел и т. д.

При неявке на комиссию на налогоплательщика будет наложен штраф: до 1000 рублей для физических лиц, до 4000 рублей для должностных лиц. Повторная неявка становится поводом для назначения выездной налоговой проверки.

Комиссия по НДС грозит тем компаниям, которая имеет довольно высокий процент вычетов. Безопасная доля, обычно, составляет около 89%. Но данный размер может отличаться в зависимости от региона нахождения компании. Существуют и иные основания для того, чтобы налогоплательщика вызвали на комиссию по НДС. Среди них можно выделить следующие:

  • заявление НДС к возмещению;
  • отсутствие ответов на запросы инспекции дать пояснения по расхождениям между реализацией у поставщиков и вычетам;
  • наличие признаков однодневной компании.

При подготовке к такой комиссии налогоплательщику следует знать в каких случаях он может подавать заявление о большом размере вычета по НДС. К ним относят:

  • закупка большой партии товара, который быстро продать в таком количестве невозможно;
  • особенности деятельности компании (закупочная цена товара имеет высокий НДС, а продажная, напротив — низкий).

Налоговикам на комиссии нужно будет доказать, что поставщик до заключения сделки был проверен на добросовестность и сама сделка действительно является реальной. Для этого потребуется подготовить выписку из ЕГРЮЛ, а также первичные документы по закупке и доставке товаров.

Комиссия по налоговой нагрузке

Важно! Производя расчет налоговой нагрузки, высчитывается в процентах соотношение налогов, которые компания перечисляет в бюджет, к ее выручке. На такую комиссию могут попасть даже те компании, которые впервые отклонились от средних по отрасли нормативных показателей

В этом случае от налогоплательщика на комиссии может потребоваться предоставить бизнес-план по увеличению размера выручки. Компании в данном случае нужно будет дать необходимые пояснения. Низкая прибыль может объясняться спецификой деятельности налогоплательщика, временными трудностями и т.д. Отклонение от нормы возникает при увеличении расходов компании, при падении объемов реализации, и др. Кроме того, убытки могут возникнуть по совершенно разным причинам, например, компания привлекла заемные средства или находится на стадии развития и т.д. При игнорировании приглашение ФНС на такую комиссию, компании может грозить выездная налоговая проверка.

Что будет, если вы не выполните требований зарплатной комиссии

Вопрос, который интересует руководителей и бухгалтеров компаний прежде всего: что будет, если предприятие откажется повысить зарплату до среднеотраслевого уровня?

Скажем сразу: официально применить какие-либо санкции в административном порядке налоговики в данном случае не смогут. Дело в том, что административная ответственность не может быть применена, если зарплата работнику выплачивается в размере:

– указанном в трудовом договоре, заключенном с работодателем;

– не ниже МРОТ, установленного на федеральном уровне или закрепленного в региональном соглашении, если работодатель к нему присоединился.

В самом деле, никто не вправе принудить работодателя назначать работникам заработную плату в повышенном размере, поскольку величина оплаты труда – условие трудового договора, определяемое исключительно соглашением сторон. Единственное ограничение – зарплата должна быть не меньше МРОТ (с 1 сентября 2007 года – 2300 рублей в месяц). И только выплату заработной платы в сумме менее МРОТ следует квалифицировать как нарушение законодательства о труде, которое влечет административную ответственность по статье 5.27 КоАП РФ. Это, пожалуй, единственное законное основание для воздействия на работодателя.

Правда, следует учитывать, что благодаря поправкам, внесенным в Трудовой кодекс Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, с 1 сентября 2007 года регионы вправе устанавливать собственный МРОТ. Это делается путем заключения регионального соглашения, проект которого должна разработать трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Такое соглашение распространяется на всех работодателей (ведущих бизнес на территории региона), которые участвовали в его заключении, а также на всех, кто не представил мотивированный отказ присоединиться к нему. Отметим, что если отказ не будет представлен в течение 30 дней с момента официального опубликования соглашения, то работодатель считается присоединившимся к этому соглашению. Значит всем, кто не участвует непосредственно в подписании такого соглашения, необходимо внимательно следить за этим процессом и публикациями в СМИ.

Читайте также:  Региональные выплаты за 3 ребенка в 2024 году в Кемеровской области

То, что требовать у работодателя повышения зарплаты работникам – необоснованно, вынуждены признать и сами налоговики. Так, в уже упоминавшемся письме УФНС России по г. Москве от 8 августа 2007 г. № 15-08/075418 отмечено, что «функциями налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при налогообложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. При этом неважно, какие формы трудовых отношений использует организация – полную занятость штатных работников или работу по совместительству».

Реальные проблемы у фирмы могут возникнуть только в том случае, если в судебном порядке налоговики докажут сокрытие заработной платы, а также фактические размеры ее выплаты. В этом случае работодателя ждут штрафные санкции, а также уплата пеней и перечисление в бюджет недоимки по зарплатным налогам.

Реальные проблемы у фирмы могут возникнуть только в том случае, если налоговики докажут сокрытие зарплаты, а также фактические размеры ее выплаты

Если же суммы неуплаченных (неудержанных) налогов превысят критическую величину (в крупном или особо крупном размере), речь может идти и об уголовной ответственности работодателя. В подобной ситуации наказанием может быть:

– для руководителя организации и главбуха, а также других работников, оформлявших первичные документы (пособников), – от штрафа в размере 100 000–500 000 рублей до лишения свободы на срок от одного года до шести лет (ст. 199 УК РФ);

– для работодателя-предпринимателя – от аналогичного штрафа до лишения свободы на срок от одного года до трех лет (ст. 198 УК РФ).

Однако анализ арбитражной практики показывает, что налоговикам редко удается доказать выплату «серой» зарплаты. Дело в том, что достаточным основанием для доначисления налогов они зачастую считают показания работников. А этого, как правило, бывает недостаточно для того, чтобы суд принял решение в пользу инспекторов. Объяснения, зафиксированные в протоколах допросов свидетелей, должны быть подтверждены иными документами, иначе их нельзя считать объективными доказательствами (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2007 г. № А74-3820/06-Ф02-2728/2007, ФАС Уральского округа от 31 января 2007 г. № Ф09-176/07-С2, от 19 апреля 2007 г. № Ф09-2769/07-С2).

Кроме того, важно соблюдать и процессуальные требования к оформлению такого рода материалов дела. В частности, в силу пункта 5 статьи 90 НК РФ перед получением показаний инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать отметку об этом в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. При отсутствии такой отметки протокол не может быть принят судом в качестве доказательства, изобличающего вину налогоплательщика.

Вот пример типичной ситуации. В инспекцию поступила письменная жалоба от работника на то, что на предприятии выплачивают часть заработной платы «в конвертах». Эта жалоба и стала основанием для проведения проверки. После этого опрос свидетеля с соблюдением процессуальных норм не проводился. Других подтверждений занижения налогооблагаемой базы инспекция не имела, а поэтому проиграла дело (см. постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2007 г. № Ф09-2769/07-С2).

Также нужно учитывать, что если показания работников носят противоречивый характер и основаны на предположениях, если свидетели употребляют слова «около» и «приблизительно», то налоговики вряд ли смогут убедить суд в своей правоте. Об этом свидетельствует и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 26 марта 2007 г. № А26-5172/2006-28, ФАС Уральского округа от 26 февраля 2007 г. № Ф09-1038/07-С2).

Тем не менее должны предупредить: есть примеры судебных споров, когда свидетельских показаний было достаточно, чтобы суд решил дело в пользу налоговиков. Так, объяснения трех бывших работников внушили суду доверие: они называли точные цифры, подтвердив факт выплаты неофициальной заработной платы. Доказательств наличия каких-либо конфликтов с администрацией либо согласованного характера их действий организация не представила (см. постановление ФАС Уральского округа от 13 июня 2007 г. № Ф09-4306/07-С2).

И все же более опасны для организации-работодателя не показания работников, а документы, свидетельствующие о сокрытии части заработной платы от налогообложения. Так, в одном из случаев вниманию судей инспекторы представили ведомости по выдаче неофициальной заработной платы, расписки людей в ее получении, переданные оперативно-разыскной частью по налоговым преступлениям ГУВД, которые были подтверждены объяснениями работников. На этом основании решение было принято в пользу налоговиков (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27 июня 2007 г. № Ф04-4334/2007(35760-А70-25)).

Результаты работы комиссии

На заседании компании (ИП) предложат пояснить выявленные налоговиками факты возможных нарушений искажений отчетности и уточнить мероприятия, проводимые для улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушений налоговых норм.

В случае неявки на заседание комиссии по уважительной причине оно может быть отложено. В этом случае уведомление направят повторно (форма утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@).

За неявку без уважительной причины могут оштрафовать по ст. 19.4 КоАП РФ: граждан до 1 тыс. рублей, должностных лиц — до 4 тыс. рублей. Также лицам, проигнорировавшим вызов на комиссию, назначат выездную налоговую проверку.

Читайте также:  Новые штрафы в 2023 году: какие изменения ждут водителей. Таблица

Результаты комиссии могут быть направлены в правоохранительные и иные органы (например, в ОВД, территориальные органы ФМС, Гострудинспекции и другие инстанции).

В отношении полученной информации компетентные органы сами принимают соответствующие решения.

Последствия неявки без уважительных причин разнообразны: повторный вызов на заседание, появление дополнительного критерия для проведения выездной проверки или внесения в план ревизий в первоочередном порядке.

Одним из основных последствий игнорирования приглашения на комиссию является привлечение к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ. Привлечь руководителя организации, пренебрегающего приглашениями
на зарплатную комиссию, – на сумму от 2000 до 4000 руб. В то же время такой штраф может быть взыскан только
в судебном порядке. Налоговые органы вправе лишь составить протокол о выявленном нарушении
(подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) и передать документ в суд, который и примет решение о привлечении к ответственности
(п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Привлечь руководителя компании или предпринимателей за неявку на заседание межведомственной зарплатной комиссии к административной ответственности практически невозможно. Комиссия является не контролирующим, а координирующим органом, а значит, не обладает полномочиями давать распоряжения и предъявлять требования. Однако не следует забывать, а тем более игнорировать, иные возможности комиссии. Так, она может назначить выездную проверку; включить предприятие в перечень недобросовестных организаций; потребовать от местных властей пересмотра ставок арендной платы муниципального имущества и т. п.

Также комиссия имеет возможность передать досье на несговорчивую компанию ведомствам, в компетенцию которых входит проведение проверок деятельности организаций и предпринимателей. В частности, это прокуратура, МВД, Роструд. Соответственно, комиссия может создать повышенное внимание со стороны проверяющих органов любого уровня к деятельности организации. Поэтому теоретически вы можете не пойти на заседание, но должны представить обоснование уважительности причин неявки.

Когда ИП может избежать комиссии

О том, что ИП стал кандидатом на зарплатную комиссию, налоговики сообщат коммерсанту по форме из Приложения № 8 к письму ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490. Проверяющие отправят этот документ за месяц до предположительной даты заседания.

В документе налоговики предложат добровольно исправить ошибки, доплатить НДФЛ и взносы. Если вы согласны с выводами налоговиков, в течение 10 рабочих дней пересчитайте НДФЛ и взносы, погасите долги, пени, сдайте уточненки.

Если вы считаете, что претензии инспекторов необоснованны, предоставьте в ИФНС пояснения — также в течение 10 рабочих дней. Скажем, налоговики хотят позвать на разговор, потому что у ИП образовались долги по взносам на 1 января 2017 года. Но в базе контролеров данные о долгах не всегда верные. До сих пор у некоторых плательщиков числится недоимка из-за того, что фонды некорректно передали в ФНС сальдо расчетов по взносам на 1 января. Если это ваш случай, то возьмите в фонде справку об отсутствии долгов. И предоставьте ее налоговикам.

Кто вызывается на комиссию

Особенности отбора субъектов изложены в письме ФНС от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. В нем указано, что выбор осуществляется на основании экономической деятельности организации, специфики налогообложения при реорганизации, ликвидации, банкротстве. Компания выбирается для вызова на комиссию по следующим критериям:

  • Информация, изложенная налогоплательщиком в заявлении об убытках. Подозрения может вызвать указание отрицательного убытка за 3 последних года, отсутствие информации об убытках.
  • Пониженное налогообложение для ИП по акцизам, УСН, НДФЛ. Нужно поделить сумму налога на объем всех доходов предприятия. Если в результате получается число меньше 3, нагрузка считается малой. Для торговых образований это число составит меньше 1.
  • Пониженная налоговая нагрузка по НДС. Для определения низкой нагрузки нужно разделить НДС к возмещению на аналогичный показатель к уплате. Если результат расчетов составит больше 89%, это обозначает пониженный показатель.
  • Недоимка по НДФЛ. Для обнаружения недоимки информация из справок 2-НДФЛ сравнивается с фактическими платежами. Для получения сведения также может использоваться РСВ-1 ПФР.
  • Компании, уплатившие НДФЛ меньше на 10% относительно предыдущего налогового периода. Данный пункт выявляется на основании карточек расчетов, динамики поступивших платежей, число сотрудников компании (по данным, поданным в ПФР), размеры платежей по филиалам.
  • Низкая зарплата для сотрудников относительно зарплаты по сектору. Информация анализируется на основании справки 2-НДФЛ, все выплаты компании своим работникам, среднее количество сотрудников. Кандидат рассмотрения комиссии – организация, выплачивающая зарплату меньше МРОТ.
  • Заявка о профессиональном вычете, равном более 95% от доходов предприятия. Данный пункт касается ИП. Проверяются декларации 3-НДФЛ. В процессе показатели строки 120 делятся на показатели 110.
  • ИП, которые в декларации по НДС зафиксировали некую сумму выручки, а в декларации 3-НДФЛ проставили 0 или вовсе не оформляли рассматриваемую форму. Несоответствие информации из двух документов может вызвать подозрения.

После составления перечня компаний, подлежащих контролю, определяется очередность приглашения на комиссию. Первыми в очереди идут компании с большей суммой налогов, подлежащих потенциальному возмещению. После того как очередность определена, компаниям направляются уведомления. В них указаны рекомендации по устранению правонарушения. Если ЮЛ или ИП не выполнило рекомендации, направляется письмо с вызовом на комиссию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *