Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «23 Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учетная норма, как и норма предоставления жилья, устанавливается органом местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Теоретически возможно их совпадение по размеру, однако на практике, как правило, норма предоставления выше учетной нормы.
Комментарии к ст. 52 ЖК РФ
1. В социальный наем жилье предоставляется только тем гражданам, которые состоят на учете. Представляет некоторую сложность установление случаев, когда допустимо отступление от этого правила (ч. 1 комментируемой статьи).
Гражданам, не состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, по договору социального найма могут предоставляться жилые помещения, освободившиеся в коммунальной квартире (см. ч. ч. 1, 2 ст. 59 ЖК и соответствующий комментарий).
Гражданам, которые имеют право получить жилье вне очереди (ч. 2 ст. 57 ЖК), могут предоставляться жилые помещения и в случае, если они не состояли на учете.
2. На учет для получения жилых помещений в социальный наем принимаются нуждающиеся в жилых помещениях:
- малоимущие граждане;
- иные граждане, указанные в законе (федеральном, субъекта Федерации) или указе Президента РФ.
Жилые помещения (ж/п) предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в ж/п, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Вне очереди ж/п по договорам социального найма предоставляются:
• гражданам, ж/п которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
• детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
• гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в ж/п, ж/п по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении ж/п по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении ж/п по договору социального найма, принятое с соблюдением требований закона, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
По договору социального найма ж/п должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
При определении общей площади ж/п, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности ж/п, учитывается площадь ж/п, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину ж/п по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с ж/п, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых ж/п или к их отчуждению.
Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину ж/п по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Ж/п по договору социального найма могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое ж/п представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего хроническим заболеванием в тяжелой форме.
Особенности принятия на учет граждан
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье производит орган местного самоуправления. Это происходит на основании заявлений, которые направили в орган граждане. Заявления о приеме на учет должно быть подано по месту жительства гражданина, которым признается место, где он преимущественно или постоянно проживает.
В нашей стране есть граждане, которые не имеют определенного места жительства. По этой причине в ЖК РФ содержится отсылочная норма, в соответствии с которой в законодательно установленном порядке такие граждане могут подать заявление о принятии их на учет не по месту жительства. Данное положение может распространяться на тех лиц, трудовая деятельность которых может быть связана с постоянными переездами.
Основание для установления места жительства заключается в формальном признаке, который представляет собой регистрацию гражданина по месту жительства. В качестве документа, который подтверждает адрес места жительства гражданина РФ, выступает паспорт или другой документ, который удостоверяет его личность.
Принятие на такой учет недееспособных граждан производится на основе заявлений, которые подают их законные представители. Вместе с заявлением нужно предоставить документы, которые подтверждают право определенного гражданина состоять на учете как лица, нуждающегося в жилом помещении.
Гражданин, который подает заявление, должен получить расписку, подтверждающую получение данного заявления и документов, которые к нему приложены, включая их перечень и дату получения органом местного самоуправления.
52 статья ЖК РФ содержит положение о том, что решение о принятии на учет (об отказе в принятии на учет) должно выноситься в результате рассмотрения заявления и приложенных документов. Это производит орган местного самоуправления в срок 30 рабочих дней с момента предоставления документов.
Он же, не позднее чем через 3 рабочих дня с момента принятия решения о постановке на учет, должен выдать заявителю лично или направить по почте документ, который подтверждает принятие решения.
Учет граждан, которым необходимо жилое помещение, происходит в соответствии с законами соответствующего субъекта. Те лица, которые для получения права состоять на учете совершают намеренные действия, в ходе которых они признаются нуждающимися в жилье, принимаются как таковые не ранее чем через 5 лет с момента их совершения.
Сохранение права учета в качестве нуждающихся в жилом помещении происходит до момента получения гражданами жилого помещения (предусматривает договор социального найма) или до момента выявления оснований для снятия их с учета.
Статья 1. Основные понятия
1. Малоимущие граждане (заявители) — жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены законом города Москвы.
2. Члены семьи заявителя — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
3. Площадь жилого помещения — состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас.
4. Общая площадь жилого помещения — состоит из суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, исключая площади балконов, лоджий, веранд и террас.
5. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее — норма предоставления) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой.
6. Учетная норма площади жилого помещения (далее — учетная норма) — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на жилищный учет.
7. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий — жители города Москвы, принятые на жилищный учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
8. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях — жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
9. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, — жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
10. Программа обеспечения жилыми помещениями — принятый в установленном порядке нормативный правовой акт города Москвы, на основании которого осуществляется предоставление в пользование или приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы.
11. Городская жилищная программа — утвержденная в установленном порядке Правительством Москвы городская целевая программа, в соответствии с которой отдельным категориям жителей города Москвы предоставляется помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность.
Статья 3. Права жителей города Москвы, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
1. Жители города Москвы после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.
2. Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, подлежат постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Законом.
3. Жители города Москвы, признанные в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и в установленном настоящим Законом порядке нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма;
2) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору безвозмездного пользования.
4. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право перейти на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ с сохранением даты постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях при изменении своего имущественного положения, в результате которого отпало условие для постановки их на жилищный учет, указанное в пункте 5 статьи 7 настоящего Закона. При этом граждане имеют право состоять на учете только по одной из указанных категорий. Порядок перехода из одной категории в другую устанавливается Правительством Москвы.
Статья 6. Жилищные комиссии
1. Жилищные комиссии формируются уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы для рассмотрения документов по жилищным вопросам в целях выработки коллегиального мнения для принятия решения уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
2. Председателем жилищной комиссии является руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы либо один из его заместителей. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы утверждает состав жилищной комиссии в соответствии с правовыми актами города Москвы.
3. Жилищные комиссии в пределах полномочий исполнительных органов власти города Москвы, при которых они сформированы, осуществляют предварительное рассмотрение вопросов и дают заключения в форме рекомендаций для принятия решений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы.
Статья 2. Общие положения
1. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы или помощь города Москвы в приобретении жилых помещений в собственность предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жилые помещения из жилищного фонда города Москвы предоставляются на основании решений органов исполнительной власти города Москвы жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях.
2. Жители города Москвы, не признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в жилых помещениях, могут быть обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы по решению Правительства Москвы или в соответствии с городскими жилищными программами, в том числе долгосрочными городскими целевыми жилищными программами, утвержденными в порядке, установленном законом города Москвы.
3. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях, за исключением жителей города Москвы, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Жителям города Москвы, признанным нуждающимися в жилых помещениях и обладающим правом на предоставление жилых помещений вне очереди, жилые помещения предоставляются после улучшения жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и обладающих правом на предоставление жилых помещений вне очереди.
4. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы обеспечивают свободный доступ к информации о количестве и категориях граждан, принятых на жилищный учет, а также о гражданах, включенных в программу обеспечения жилыми помещениями на текущий год.
5. Обеспечение граждан жилыми помещениями из жилищного фонда города Москвы в случае принятия решения Правительства Москвы об освобождении или выкупе жилых помещений с предоставлением компенсации в натуральной форме, в том числе в связи с переселением, осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством.
6. Правительством Москвы в пределах финансирования, утвержденного законом города Москвы о бюджете города Москвы на очередной финансовый год, могут быть установлены иные способы улучшения жилищных условий граждан в рамках городских жилищных программ.
Статья 4.1. Права жителей города Москвы, признанных нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
1. Жители города Москвы имеют право быть признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ. Порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы.
2. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
3. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, имеют право на улучшение жилищных условий путем:
1) предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору найма;
2) участия в накопительных системах в рамках городских жилищных программ для накопления денежных средств для приобретения жилья на рынке недвижимости;
3) предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений;
4) приобретения в собственность с рассрочкой платежа или использованием заемных (кредитных) средств жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы;
5) предоставления либо приобретения жилых помещений по другим законным основаниям.
Основание для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
Я был прописан в Одинцовском районе Московской области в частном доме с февраля 2007 года. В апреле 2014, по иску собственника помещения, Суд постановил выписать меня. С тех пор жил в г. Одинцово без регистрации (договора аренды квартир сохранил). Сейчас у меня временная регистрация на пол-года в г. Одинцово. Достаточно ли этого для признания меня жителем Московской области для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении?
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма установлены ст. 51 ЖК РФ: Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр (ст. 51 ЖК РФ). Вам нужно обратиться с заявлением в администрацию своего района. Отсутствие прописки не может являться основанием для отказа.
Выделение земельного участка многодетной семье
Порядок и основания предоставления земельных участков в конкретном регионе регулируются законодательством этого региона. Но практически во всех регионах земля предоставляется только в случае, если семья признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Решениями органов власти субъектов страны могут приниматься дополнительные требования для получения земельных участков, в том числе требование о постановке лиц на учет как нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, размер, место нахождения земельных участков и иные условия их предоставления также определяются регионами самостоятельно.
Согласно ЗК РФ Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, а именно п.6. предоставление земельного участка осуществляется — гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет.
Собранный в полном объеме пакет обязательной документации поможет значительно ускорить процесс. В зависимости от особенностей конкретного случая список бумаг может значительно отличатся. Однако точно не удастся обойтись без:
- паспортов для взрослых и свидетельств о рождении для малолетних членов семьи;
- свидетельства о регистрации брака, если граждане состоят в официальных отношениях;
- свидетельства о расторжении брачного союза, если развод состоялся в пределах 5-летнего срока до момента обращения;
- решения о признании жилища непригодным, если этот факт выступает показателем жилищной необеспеченности;
- документов, подтверждающих проживание в населенном пункте не менее 10 лет в общей сложности;
- справки о доходах за последние 2 года;
- доверенности, если интересы претендента на соцжилье отстаивает уполномоченный представитель.
Кроме перечисленного лицу также могут понадобиться бумаги, подтверждающие особые преимущества или льготный статус. Например, государство дополнительно заботиться о ветеранах ВОВ и ветеранах труда, инвалидах, жертвах стихийных бедствий и терроризма, многодетных родителях.
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции нашей страны обозначено, что каждый подданный Российской Федерации имеет право на обладание собственным жильем. Кроме того, ЖК РФ закрепляет, что жители государства также наделены правом на приобретение оного с максимально выгодными условиями, при условии, что имеют статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, этим же нормативно-правовым актом определяется, что искомый статус присуждается тем лицам, которые стоят на государственном учете. Постановка на учет обеспечивается:
- отсутствием у людей достойных условий проживания;
- наличием дополнительного статуса малоимущих.
Как получить статус нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений?
Чтобы претендовать на получение данного статуса, нужно соответствовать требованиям законодательства города Москвы. В данном случае речь идет о нормах, прописанных в статьях с 7-й по 10-ю Закона города Москвы №29 от 14.06.2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Отметим только, что из данного перечня исключается требование быть признанным малоимущим.
Заявление о признании вас и вашей семьи нуждающимися в содействии города Москвы подается в службе «одно окно» управы вашего района. Затем оно рассматривается Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, который в срок не позже 30 рабочих дней извещает вас о положительном или отрицательном решении.
Информацию по содействию, которое оказывает правительство Москвы жителям города в улучшении жилищных условий, можно получить в Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы. Также сведения можно получить в управлении Департамента по вашему административному округу.
Как и когда будет принято решение?
После подачи вами заявления придется подождать чуть больше месяца, пока по нему будет принято решение. Дело в том, что по закону на принятие решения отводится 30 рабочих дней. Отсчет начинается с дня, следующего за тем, когда ваше заявление с полным комплектом документов было принято к рассмотрению.
После принятия положительного решения (или отказа) сотрудники жилищного департамента сообщат вам о том, что извещение о признании вас и членов вашей семьи нуждающимися в содействии города Москвы готово. В ином случае, известят об отказе в получении данного статуса и пояснят причину. Оповещение возможно по телефону или по электронной почте (если в заявлении вы указали ее адрес).
Извещение о признании вас нуждающимся в содействии выдают тому, кто указан в заявлении как уполномоченное лицо (надо предъявить документ, удостоверяющий личность). Если документ получает представитель заявителя, то также нужен документ, удостоверяющий личность, плюс доверенность на право получения извещения.
Если вам нужна копия решения о признании вас нуждающимися в содействии города Москвы (или копия отказа), то получить ее можно в течение 15 рабочих дней с момента обращения.
- По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
- Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
- Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
- Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
- Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.