Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за проезд на красный свет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Максимальный период для оплаты штрафа за проезд на красный сигнал светофора составляет 60 дней, включая выходные и праздничные дни. Время отсчета начинается в день, когда вы получили уведомление о штрафе. Просрочка оплаты даже на один день приводит к дополнительной административной ответственности, а нарушитель в этом случае получает или двукратный размер штрафа, или арест на 15 суток, или обязательные работы в объеме 50 часов.
Однако в 2023 году закон предусматривает исключение для нарушителей, которые оказались в сложном финансовом положении. В этом случае гражданин России (на иностранцев послабление не распространяется) может получить отсрочку платежа на период до 3 месяцев.
Во всех остальных случаях за неуплату сотрудник ГИБДД вправе задержать водителя и, не дожидаясь его согласия, доставить в здание суда для рассмотрения текущего вопроса. Если задержание состоялось в выходной или праздничный день, водителя отправляют в ближайший отдел полиции (максимальный срок задержания – 48 часов), после чего сразу перенаправляют в суд.
Автомобиль при этом доставляют на штрафстоянку, где он будет находиться до погашения задолженности за нарушение ПДД. На практике чаще всего поступают гораздо проще: в течение 10 дней данные о должнике направляют судебным приставам, которые принудительно взыскивают необходимую сумму со счета правонарушителя (в этом случае водитель потеряет еще 7% от общей суммы долга или минимум 500 рублей).
Снимаются ограничения буквально на следующие сутки после погашения задолженности, разрешая законное перемещение на автомобиле. Иногда бывший должник сталкивается с продлением ограничения, что происходит ввиду технической ошибки в работе Инспекции по БДД. В этом случае можно позвонить или обратиться лично к инспектору для разъяснения ситуации (как правило, решается это очень быстро).
Особо внимательно стоит относиться к светофорам, которые оборудованы дополнительной секцией с красной окружностью. Этот сигнал сообщает водителю об остановке, поскольку дополняющая зеленая стрелка погасла и проезд запрещен.
Однако на дорогах встречаются ситуации, когда водитель проезжает под красный сигнал, завершая маневр, начатый в тот момент, когда горел сигнал зеленого цвета. В таких случаях ПДД разрешает завершить маневр, но при обязательном условии – быть внимательным и пропустить возможных пешеходов.
Правонарушением такой проезд на красный считать нельзя, а полученный штраф можно успешно обжаловать. В завершение добавим о другом запрещающем сигнале – желтом, проезд под который также запрещен, но многие водители поступают ровно наоборот: вместо того, чтобы снизить скорость, резко ее набирают. Подобные нарушения попадают на видео фиксацию, а владелец авто получает штраф в размере 1 тысячи рублей.
Штраф за выезд на перекресток в случае затора
Еще одно нарушение, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи, — выезд на перекресток, за которым образовался затор. Суть нарушения заключается в том, что водитель въезжает на перекресток и не может его покинуть из-за затора. Подобное нарушение приводит к тому, что заторы образуются и на всех остальных дорогах, прилегающих к перекрестку.
Административное наказание за описанное нарушение в 2022 году — это штраф в размере 1 000 рублей (часть 1 статьи 12.13 КоАП). При своевременной оплате предоставляется скидка 50 процентов.
Чтобы не получить этот штраф, следует при въезде на перекресток правильно оценивать дорожную ситуацию. Если у Вас есть сомнения, что Вам удастся выехать с перекрестка до включения красного сигнала светофора, то рекомендую остаться у стоп-линии на въезде.
Комментарий к ст. 12.12 КоАП
1. Объектом правонарушения является безопасность дорожного движения. Водители и пешеходы обязаны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, или требования дорожных знаков.
К регулировщикам относятся сотрудники милиции, военной автомобильной инспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
2. Объективная сторона правонарушения выражается в проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Запрещающий жест регулировщика выражается в поднятии руки вверх. При совершении данных действий перед железнодорожным переездом ответственность за проезд устанавливается ч. 1 ст. 12.10 КоАП.
3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъектом правонарушения является водитель транспортного средства.
В данной статье с 1 января 2008 г. будет увеличен размер штрафа со 100 до 700 рублей.
Если вы стопроцентно уверены в своей невиновности и можете ее доказать, то смело обжалуйте постановление ГИБДД о наложении штрафа за выезд на красный сигнал светофора. Чтобы доказать свою невиновность необходимо обратиться в суд или ГИБДД в течение десяти дней с момента получения вами постановления.
Важно! Пропущенный автомобилистом по веской, уважительной причине срок в 10 дней для подачи искового заявления можно восстановить, подав соответствующее заявление в судебную инстанцию с указанием причин пропуска подачи иска.
Обжалование штрафа правомерно, если:
- начав движение авто на желтый мигающий сигнал, автомобилист не успевает пересечь перекресток;
- на красный свет шофер был вынужден поехать по причине затора, образованного другими машинами, попавшими в ДТП;
- автолюбитель пересек перекресток на желтый, запрещающий сигнал при торможении авто;
- вследствие плохой видимости на дороге из-за погоды шофер не заметил смены сигнала;
- возможно доказать неисправность светофора/семафора.
Комментарии к ст. 12.12 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения.
2. Объективная сторона данного правонарушения выражается в проезде на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 Кодекса.
3. В местах, где дороги пересекаются на одном уровне и имеется интенсивное движение, его регулирование с помощью светофора является основным средством, обеспечивающим поочередный проезд пересекающихся транспортных потоков и возможность безопасного перехода проезжей части пешеходами.
Условия, при которых должно применяться светофорное регулирование, определены ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметок, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Значение сигналов светофора определено п. 6.2 Правил дорожного движения Российской Федерации.
4. Участники дорожного движения обязаны выполнять распоряжения регулировщиков. При этом регулировщики должны действовать в пределах полномочий, предоставленных им соответствующими нормативными правовыми актами. Жесты, применяемые сотрудниками по регулированию дорожного движения, определены в Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденном Приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 (с изм. и доп.).
Значения сигналов регулировщика определены п. 6.10 Правил дорожного движения Российской Федерации. Проезд на запрещающий жест регулировщика влечет административную ответственность, предусмотренную настоящей статьей.
5. Субъектами комментируемого правонарушения являются водители транспортных средств.
6. Субъективная сторона указанного деяния характеризуется наличием умышленной формы вины.
7. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем, сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание (ст. 23.3).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
В течение какого времени нарушение считается повторным?
Чтобы понять, что значит повторное нарушение ПДД, следует рассмотреть еще одно понятие:
Статья 4.6. Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Таким образом, нарушение является повторным, если оно совершено в промежутке между:
- вынесением постановления о наложении административного наказания;
- завершением 1 года с момента окончания исполнения постановления.
С началом срока «повтороности» все просто. Постановление о наложении штрафа выносится сотрудником ГИБДД или судьей, постановление о лишении прав — только судьей.
С окончанием дело обстоит сложнее, т.к. нужно выяснить, с какого момента отсчитывать год:
- В случае уплаты штрафа срок отсчитывается с момента уплаты.
- В случае лишения прав срок отсчитывается в тот момент, когда водитель забирает удостоверение в ГИБДД.
Запрет езды на красный сигнал светофора
Так как перекрестки в дорожном движении являются зоной повышенной опасности, то и при составлении правил их пересечению было уделено особое внимание. Нарушением считается:
- очевидная ситуация – выезд на пересечение улиц при горящем красном окне светофора;
- выезд в момент переключения сигналов, когда одновременно горят и желтый, и красный;
- попытка проезда при постоянно работающим желтом сигнале;
- поворот направо при горящем зеленом свете основного светофора, но выключенным дополнительным (боковая стрелка зеленого цвета).
Важным фактором в разметке перекрестка является стоп-линия, которая действующими правилами связана с запрещающим сигналом светофора. При включении запрещающего сигнала нельзя не только переезжать, но и въезжать на нее. Все действия водителя после этого проступка: дальнейшее движение, остановка, попытка сдать задним ходом – являются нарушением и караются штрафами различной величины.
Кроме перечисленных основных нарушений на перекрестке со светофором, есть и второстепенные требования, но не менее существенные:
- своевременно перестраиваться в крайний ряд для проведения поворота;
- категорически не заезжать на тротуар;
- не забывать о включении поворотников.
Какие камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал?
Далеко не все средства фото- и видеофиксации нарушений Правил фиксируют проезд на красный. Так, на 2023 год практически ни одна переносная камера этого не делает, потому как на практике устанавливают специальные комплексы, которые работают вкупе с чтением режима работы светофора – фаз запрещающего и разрешающего сигналов.
Точно не фиксируют проезд на красный такие камеры:
- Крис-П,
- Ураган,
- Кратон,
- Скат.
Какие камеры могут висеть с целью фиксации проезда на запрещающий сигнал:
- Одиссей – висит чаще всего на горизонтальном ответвлении от столба прямо над проезжей частью и «смотрит» на начало перекрёстка с выездом на него с фиксируемого участка дороги,
- Автодория – висит непосредственно на столбе после перекрёстка (либо до, если «стреляет» в заднюю часть автомобиля).
Можно ли избежать наказания?
Уйти от ответственности можно попытаться, обжаловав действия сотрудников полиции, которыми был составлен протокол. Чтобы жалоба имела больше шансов на успех, необходимо написать в графе «замечания» протокола о своем несогласии с его составлением. Жалобу можно направить в ГИБДД или в мировой суд. Если нарушение не снималось на камеру, доказать, что оно имело место, полицейским будет сложно. Есть некоторая вероятность, что протокол отменят. Поэтому в жалобе упор надо делать на отсутствии события правонарушения. Если оно действительно не совершалось, в доказательстве правоты помогут записи видеорегистратора.
Если штраф пришел с камеры, его тоже можно опротестовать.
Лучшая стратегия в этом случае – отрицание того, что за рулем находился человек, подвергнутый наказанию. Доказать обратное практически невозможно, поэтому постановление скорее всего отменят.
Что считается проездом на запрещающий сигнал светофора
Среди подавляющего числа пешеходов и водителей бытует устойчивое мнение, что запрещающий для проезда транспорта свет светофора – только красного цвета. И причиной многих дорожных происшествий является (во всяком случае, для автомобилистов) забывчивость Правил дорожного движения. Ибо не мигающий сигнал светофора жёлтого цвета движение также запрещает, правда с оговоркой (п. 6.14), практически всегда используемой водителями в своё оправдание: невозможно было остановиться без применения экстренного торможения.
Эта оговорка была сделана, чтобы обезопасить от столкновения автомобиль, едущий сзади по отношению к заканчивающей манёвр машине. На практике же желтый свет воспринимается многими как разрешающий и, выезжая на него на перекрёсток они как минимум, «крадут» время у водителей, которым открывается зелёный свет, а как максимум создают опасную ситуацию.
Одновременно горящие сигналы красного и жёлтого цветов, предупреждающие о том, что вскоре будет разрешено движение (загорится зелёный свет), также запрещают движение. Слишком торопливые водители иногда стараются стартовать на такой сигнал или даже чуть раньше, однако если инспектор зафиксирует этот факт, то последует наказание и оно будет справедливым.
Ещё одна разновидность запрещающего сигнала – поворот на красный свет на светофоре, оборудованном дополнительной секцией (п.6.3 Правил). Ну, что касается поворота налево, то здесь всё понятно – секция со стрелкой не горит, значит, движение запрещено и это логически оправдано (не подставлять же левый бок под удар). А вот правый поворот на красный свет в попутном направлении почему-то так и не узаконили, несмотря на то, что есть обширная международная практика на эту тему (в США, например, кроме случаев, когда о повороте только под горящую стрелку сообщает специальная хорошо видимая табличка). И не только международная практика.
В Москве на нескольких перекрёстках провели такой эксперимент ещё в 2013 году, и никакого всплеска аварийности он не дал (не было зафиксировано ни одного ДТП). Но подтверждения эксперимента в Правилах не произошло, так что не горящая направо стрелка движение запрещает.
Помимо привычных светофоров на перекрёстках существуют еще и специальные светофоры, установленные перед железнодорожным переездом, а также реверсивные светофоры, регулирующие движение на полосах с реверсивным движением.
В случае железнодорожного переезда сигнал запрещающий выезд на переезд – красный мигающий. В случае реверсивного движения запрещающий сигнал (въезд на полосу реверсивного движения) – не мигающий красный крест в привычном круглом окне светофорного знака.
Что говорит о наказании за проезд на красный свет закон
В КоАП предусмотрен ряд наказаний для водителя, проехавшего на запрещающий сигнал светофора (в т.ч. указывающий на запрет движения жест регулировщика). В статье 12.12 сказано, что:
- за первичное нарушение данного правила налагается штраф, размер которого – одна тысяча рублей;
- за повторное нарушение данного правила налагается либо штраф в размере пяти тысяч рублей, либо лишение за проезд на красный свет прав вождения на срок от 4-х до 6-ти месяцев.
Отдельно в КоАП есть статья 12.10, касающаяся переезда железнодорожного пути во время запрещающего сигнала светофора или подаваемого дежурным, а также при пересечении ж/д-переезда при закрытом или начавшем закрываться шлагбауме. За такое несоблюдение установленных требований водителю грозит:
- за первичное нарушение — наложение штрафа, размером в одну тысячу рублей или лишение прав управления ТС на срок от 3х до 6-ти месяцев;
- за повторное нарушение этого же правила предусмотрено лишение права вождения сроком на год.
Сколько заплатит водитель, проехавший на «красный»
Административный Кодекс устанавливает одинаковые штрафы за проезд на красный свет и на соответствующий жест регулировщика – 1000 рублей.
Стоит обратить внимание, что с 2016 года нельзя ехать не только на запрещающий свет, но и в отсутствие разрешающего. На перекрёстках часто устанавливаются светофоры с дополнительными секциями – если машина проедет по направлению, которое регулирует секция, в отсутствие «зелёной» стрелки, её обладатель также «нарвётся» на штраф.
На жёлтый сигнал и на сочетание жёлтого и красного ехать тоже запрещено, но в этом случае наказать водителя материально практически невозможно из-за одного замечания в ПДД.
Правила дорожного движения разрешают ехать на «жёлтый», если для остановки автомобилисту придётся пойти на экстренное торможение.
Экстренное торможение – понятие исключительно субъективное. Измеримых критериев того, какое торможение считается экстренным, не найти. А значит, и доказать, что машина могла остановиться не экстренно, инспектор дорожной полиции не сможет. Проезд на «жёлтый» – ещё один аспект, подтверждающий бездарность составления автомобильного законодательства.
Когда можно избежать штрафа за проезд на запрещающий знак светофора
Итак, какими бы мы не были законопослушными и сознательными, но надо понимать, что всегда и во всем присутствует человеческий фактор. Где-то не рассчитал, что-то упустил и вот в результате просчеты, которые необходимо учесть для каждого. Все это мы рассказываем к тому, что в ПДД предусмотрен проезд на запрещающий цвет светофора в экстренных ситуациях. Не надо пользоваться этим правилом в корыстных целях, но знайте, что если уж так получилось, по воле судьбы, когда вы не рассчитав скорость проскочили на запрещающий свет (желтый), то это не является нарушением. Так в пункте 6.14 ПДД говорится…
…Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение…
Более подробно о данном варианте развития событий мы рассказали в другой нашей статье «Штраф за проезд на желтый свет светофора». Резюмируя все что мы написали выше можно сказать следующее. При проезде на красный свет светофора на автомобильном перекрестке можно отделаться штрафом, при том же нарушении на ж/д переезде это уже может быть лишение прав на управление ТС. Соответственно рецидивы наказываются еще более строго.
Чем грозит выезд на перекресток во время затора?
В кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации существует статья 12.13, регламентирующая виды наказания, касающиеся выезда на перекресток в условиях образования пробки. Заторы и те ограничения, в которых нередко в России оказываются водители, вызывают огромное желание использовать любую возможность продвинуться. Поэтому автомобилисты пренебрегают правилами и, вопреки горящему красному или желтому свету, выезжают на запрещенную территорию, а именно на перекресток. Такое некорректное поведение создает препятствия для движения транспортных средств по перпендикулярной полосе, что провоцирует аварийные ситуации. Штраф за подобное нарушение составляет 1000 рублей.
Согласно официальным данным, представленным ГИБДД, 87,7% всех дорожного транспортных происшествий в 2013 году произошли по причине несоблюдения правил дорожного движения. В результате около 180 тыс. аварий было зафиксировано в России, среди них до 900 человек погибло, а свыше 22 000 ранены. Элементарное соблюдение законов может продлить жизнь и сохранить здоровье.
Какие камеры фиксируют проезд на красный сигнал светофора
На 2020 год многие перекрестки оборудованы специальными камерами наблюдения. Данные устройства устанавливаются с целью регистрации правонарушения. Камеры могут записывать видео, а также делать фото. Вся съемка ведется в черно-белом формате. Полученные сведения поступают в ГИБДД, а уже после этого нарушителям рассылаются уведомления о штрафе.
У многих водителей возникает вопрос, раз камера черно-белая, может ли она распознать сигнал светофора. Во-первых, даже такие технологии позволяют определить цвет по оттенку. Во-вторых, если при этом возникают затруднения, помогает специальный комплекс, который позволяет выяснить фазу сигнала. При оформлении правонарушения также принимается во внимание дорожная разметка и знаки.
За проезд на предупреждающую команду светофора нарушение регистрируется не так часто. Это обусловлено пунктом ПДД 6.14, согласно которому движение на желтый свет допускается.
При фиксации факта осуществления нарушения на камеру видеонаблюдения водителю полагается такое же наказание, как и в случае остановки инспектором. Однако и здесь есть нюансы. Если нарушение было осуществлено повторно, то в первом случае водителю будет выписан штраф на 5000 рублей, а во втором, выполняется изъятие прав.
Лишение прав за проезд на красный сигнал светофора
Водитель, который на протяжении 12 месяцев совершил два проезда на красный свет, может понести наказание в виде 5 тысяч рублей и лишения прав. Однако так бывает не всегда. Лишить прав водителя должен именно инспектор. Если же фиксация факта осуществления нарушения была произведена фотографическим аппаратом, то можно отделаться только штрафом.
Приведенное выше наказание актуально при проезде на красный счет через перекресток. В том случае, когда нарушение было зарегистрировано на ж/д переезде, срок лишения удостоверения может увеличиться до 1 года. Документы не будут изъяты, если вторая фиксация факта осуществления правонарушения была выполнена камерой.
Отсчет срока начинается только после оплаты штрафа, поэтому с выполнением операции лучше не медлить. Как это бывает на практике? Если вы совершили второе правонарушение 20 мая, а перевели деньги только 28 июня, то документы к вам вернутся 28 июня, но уже следующего года.
Внимание! Чтобы избежать проблем с дорожной инспекцией, необходимо следить за разметкой, знаками и сигналами светофора. Придерживайтесь правил управления автомобилем и будьте внимательны.