Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей – образец 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров
Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).
Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).
Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).
Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).
Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).
Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.
Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).
Несмотря на то, что документ не имеет утвержденной формы, существует перечень сведений, которые в обязательном порядке должны содержаться в нем. Они перечислены в пункте 14 Приложения к приказу Минздрава РФ № 835н.
«Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей» 2019 года обязательно должен содержать:
- дату и время проведения медосмотра;
- Ф.И.О. водителя;
- пол, дату рождения сотрудника;
- результаты проведенных исследований;
- заключение медработника на основании полученных результатов;
- подпись медработника с расшифровкой;
- подпись водителя.
Кроме того, в журнале надо отобразить такие сведения: результаты физического осмотра, температуру тела, пульс, артериальное давление, наличие или отсутствие жалоб у водителя, результат проверки на алкогольное/наркотическое опьянение.
Форма журнала, рекомендованная к применению приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (в редакции от 12.04.2011) имеет вид таблицы, состоящей из таких разделов:
- дата заполнения;
- № п/п;
- Ф.И.О. водителя;
- табельный номер;
- жалобы;
- температура тела;
- артериальное давление;
- проба на наличие алкоголя;
- пульс;
- причины направления к врачу;
- подпись медработника.
Обязательные реквизиты путевого листа в 2022 году
Минтранс перечислил обязательные реквизиты путевого листа на 2022 год в приказе от 11.09.2020 № 368.
Чтобы получить допуск к эксплуатации транспортного средства, а потом списать топливо в расходы, надо указать:
- Наименование, номер и вид ТС. Например, «Путевой лист легкового автомобиля № 322».
- Срок действия документа. Здесь надо написать период, в течение которого водитель может ездить по этому путевому листу.
- Информацию о перевозке — сведения о виде перевозки и сообщения.
- Данные о владельце ТС. Юрлицо указывает название, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона, ОГРН.
- ИП — фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
- Сведения о транспортном средстве: тип (легковое или грузовое ТС), марку и модель, госномер, показания одометра, техсостояние ТС, дата и время выезда транспорта со стоянки и его заезда обратно.
- Информацию о водителе: ФИО, сведения о предрейсововом и послерейсовом медосмотре.
Журнал учета путевых листов в 2022 году
ИП и компании могут в 2022 году сами разработать форму журнала учета путевых листов. Ее надо закрепить в учетной политике. Оформляют документ на срок не более года, но при необходимости его можно сократить до 1 месяца.
Журнал регистрации путевых листов состоит из двух частей:
-
Лист, на котором указывают название организации, код по ОКПО и период, в течение которого будет вестись журнал.
-
Таблица, в которой указывают:
- номер путевого листа и дату его выдачи,
- данные водителя и его табельный номер,
- гаражный номер автомобиля;
- подписи лиц, ответственных за ведение журнала: водителя, диспетчера и бухгалтера.
Порядок организации и осуществления предрейсового медосмотра установлен в приказе Минздрава под номером 835. Это основной документ, на который следует опираться. Однако есть и внутренние документы, на наличие которых обращают внимание проверяющие органы. В связи с этим, работодатель обязан регламентировать медосмотр типовым Положением.
Форма документа содержит следующие пункты:
- краткое описание персонального медицинского осмотра;
- процедуры, включенные в медицинский осмотр;
- регламент обеспечения предрейсового медосмотра;
- параметры допуска работников к автотранспортному средству;
- обязанности врача.
Когда водителей не пускают в рейс:
Медосмотр водителя перед рейсом заканчивается недопуском, когда:
- была установлена временная нетрудоспособность трудящегося. Признаки – головокружение, высокая температура, тошнота, рвота, расстройство желудка, высокое АД, начавшееся ОРВИ. В этом случае водителя направляют в больницу на осмотр, после чего его могут отправить на больничный или дать «отлежаться денек» (по справке).
- проба на алкоголь или наркотические вещества оказалась положительной. Порядок действия медработника следующий: оформляет соответствующие документы, образцы которых приведены методических рекомендациях Минздрава (скачать можно вначале статьи), и направляет водителя в больницу на прохождение уточненных анализов.
- медработник отметил влияние на поведение, скорость реакции лекарств, которые водитель принимает при лечении от общего заболевания.
Журнал предрейсовых медосмотров водителей у кого хранится
По пятнадцатому пункту Порядка журнал допустимо вести как на бумажном, так и на электронном носителе. Пять советов кадровикам о медосмотрах В том случае, если отдается предпочтение бумажному журналу, его листы должны быть формата А4, все их следует пронумеровать и скрепить шнуровкой.
Выявление документов с истекшим сроком хранения Архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению (п. 2.3.2, 2.4.1, 2.4.4 Правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). К таким документам в том числе относятся и документы по личному составу, ответственность за хранение которых, как правило, несет кадровая служба организации (п. Обложка переплета изготавливается из плотной бумаги плотностью 160 г/м2, по Вашему желанию обложку можно заламинировать.
Таким образом, по нашему мнению, журналы предрейсовых медицинских осмотров водителей вполне можно отнести к пункту 914, а соответственно и хранить данный журнал 3 года. Также отметим, что архивные документы организации с истекшим сроком хранения подлежат уничтожению.
Коммерческим организациям соблюдать все требования к оборудованию специальных помещений для хранения документов необязательно (абз. 3 введения к Правилам, одобренным решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г., п. 1.1 Правил, утвержденных приказом Минкультуры России от 18 января 2007 г. № 19).
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
Блок журнала пробивается двумя отвертиями диаметром 6 мм, которые расположенны на расстоянии 80 мм друг от друга, со стороны корешка по середине журнала.
Журналы находятся в распоряжении тех лиц, которые непосредственно принимают участие в ежедневных осмотрах. На крупных предприятиях имеются отдельные кабинеты, где на постоянной основе трудятся врачи или фельдшеры. На них и лежит обязанность заполнять документ.
Если со стороны водителя будут систематически допускаться такие нарушения режима, как употребление спиртных напитков, либо состояние здоровья не позволяет своевременно совершать поездку, то руководство должно принять решение о замене персонала.
Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.
Допуск к вождению транспортного средства выдается только при наличии особой справки установленной формы о прохождении медицинского осмотра. Это касается как начинающих водителей, так и тех, кто занимается вождением профессионально.
Запрет на допуск к работе и его последствия
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или похмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:
- ее порядковый номер;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
Как организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей
Кроме Федерального закона N 196-ФЗ существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году:
- Приказ Минздрава от 15.12.2014 № 835н,
- более старый, еще советский приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации предрейсового медицинского осмотра водителей
- письмо Минздрава от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, в котором приведено требование о том, что каждый работодатель до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей должен утвердить внутренний локальный правовой акт: положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении № 2 к указанному письму Минздрава.
Особенности ведения журнала
Журнал можно вести не только в бумажной, но и в электронной форме. Но для этого работодателю придется позаботиться о получении электронной цифровой подписи для защиты сведений, хранящихся в электронном виде.
Если документ ведется в бумажном варианте – он должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждую страницу необходимо пронумеровать.
Результаты осмотра, прописанные в журнале, должны четко определять, имеются ли у водителя симптомы, не позволяющие ему отправиться в рейс, или он абсолютно здоров.
Отметка в журнале о том, допущен ли шофер к рейсу или нет, не должна являться главной целью проведения медосмотра. Обычная формальность здесь не допустима. Опасность на дороге может возникнуть в любой момент, особенно если дело касается пассажирских перевозок. Регулярные медосмотры позволят выявить первые признаки развития опасных заболеваний, которые могут стать причиной возникновения аварий во время поездки.
Ответственность работодателя за выпуск водителя на линию без медосмотра
Допуск водителей к работе без проведения предрейсового или предсменного медосмотра является административным правонарушением. Ответственность за такое деяние предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Размер штрафа составляет:
- на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — от 15 000 до 25 000 рублей;
- на юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей.
За повторное нарушение должностное лицо или ИП заплатит штраф до 40 000 рублей, кроме того, может грозить дисквалификация на срок от года до трех. Организацию оштрафуют в размере до 200 000 рублей или приостановят ее деятельность на срок до 90 суток. Об этом сказано в части 5 вышеупомянутой статьи.
Также можно получить штраф за нарушение порядка проведения обязательного освидетельствования водителей перед рейсом по статье 11.32 КоАП РФ. Размер штрафов составляет:
- на должностных лиц — от 2000 до 3000 рублей;
- на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Индивидуальные предприниматели в этой статье приравниваются к юридическим лицам с соответствующим размером штрафа. Кроме того, должностные лица, которые допустили выезд транспортного средства с нетрезвым шофером за рулем, могут быть также оштрафованы по статье 12.32 КоАП РФ. Размер штрафа составит до 20 000 рублей. Аналогично наказание могут понести организация и ИП. Их оштрафуют на 100 000 рублей.
Ирина К.: я Диспетчер на автобазе. У меня вопрос – сколько все-таки хранить журналы предрейсаового осмотра. У нас на предприятии их очень много, и они занимают огромные площади. Тем более, что некоторых водителей давно уже нет на предприятии, а их журналы продолжают пылиться на полках. Когда точно их можно выбросить?
Елена Викторова, юрист: В приказе Минздрава № 835Н не указаны сроки хранения такого документа. Поэтому следует руководствоваться общими требованиями, содержащимися в приказе Минкульта № 558 от 25.08.2010 г. В данном нормативном акте установлен срок хранения таких документов – 5 лет с момента окончания ведения. После этого журнал можно уничтожить.
Наряду с этим существует и иное мнение, когда срок хранения журнала определяют как 3 года в соответствии с п. 914 приказа № 558 (раздел «Социальное страхование»).
В отношении документов, хранящихся в цифровой форме, следует соблюдать также положения п. 2.30 приказа Министерства культуры РФ от 31.03.2015 № 526.
Екатерина: Кто ведет этот журнал?
Елена Викторова, юрист: Журналы находятся в распоряжении тех лиц, которые непосредственно принимают участие в ежедневных осмотрах. На крупных предприятиях имеются отдельные кабинеты, где на постоянной основе трудятся врачи или фельдшеры. На них и лежит обязанность заполнять документ. В некоторых случаях такие медицинские услуги оказывают частные и государственные центры. Подобным образом организованы осмотры в небольших транспортных компаниях. Тогда журналы хранятся в учреждении, с которым организация имеет договор на оказание соответствующих услуг.
Ответственность нанимателя за выпуск водителя на линию без медосмотра
Допуск водителей к рабочему процессу, который произошел без проведения контроля — это административное правонарушение, наказываемое штрафом.
Для ответственных лиц и ИП взыскание составит 15-25 тыс. рублей, а компании, как юридические лица, понесут ответственность гораздо больше, и ее размер стартует от 110 000 рублей, заканчиваясь на отметке в 130 тыс. рублей.
При возникновении повторного нарушения, представители первой категории оштрафуют до 40 тыс. рублей или дисквалифицируют на 1-3 года.
Организация при повторе будет обязана выплатить до 200 тысяч рублей, либо ее деятельность заморозят на период до 90 суток.
Если же порядок не соблюден, то штраф составит для должностных лиц 2-3 тысячи рублей, а юридические лица, и предприниматели будут наказаны на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Каждый водитель, который осуществляет коммерческие перевозки, работая на себя или компанию, обязан проходить обследование перед каждой сменой и рейсом.
Проводится процедура медицинским работником, а результаты заносятся в специальный журнал, где отмечается, есть ли жалобы, и кто проводил контроль.
При проблемах со здоровьем шофера могут снять с рейса и приостановить начисление заработной платы.
Единого подхода к структуре журнала не имеется, но существует рекомендательная форма. Каждая организация может самостоятельно составлять документ и утверждать нормативным актом по предприятию. Существует методика по структуре:
- В первой графе указывается порядковый номер. Исчисление начинается с того момента, когда начинаются записи.
- Дата проведения медицинского освидетельствования — это вторая графа.
- В третьей указывается фамилия и инициалы водителя полностью.
- Возраст водителя прописывается в четвертой графе.
- В пятом разделе указывается описание жалоб.
- Показатель замеров температуры тела.
- Уровень артериального давления.
- Проба на наличие алкоголя.
- Пульс у водителя.
- Заключение специалиста.
- Подпись сотрудника МЧС.
- На лицевой странице отводится строка об организации, в которой предполагается проведение МО.
- Посередине листа указывается наименование документа: «Журнал предрейсового медицинского осмотра«
- В правом нижнем углу: дата, когда начат журнал и закончен.
При наличии дополнительных нюансов при заполнении документа сведения отражаются в нормативном акте организации.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
Предсменный или предрейсовый медицинский осмотр водителей является обязательным в силу Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Задача такого осмотра — подтвердить нормальное состояние водителя перед рейсом, исключить физическое переутомление, наркотическое или алкогольное опьянение.
Работодатель обязан организовать осмотр водителей перед выездом в рейс для выявления признаков воздействия на организм вредных и (или) опасных производственных факторов, а также состояний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. К таким состояниям законодатели относят:
- алкогольное опьянение;
- наркотическое опьянение;
- иное токсическое опьянение;
- остаточные явления такого опьянения.
Это значит, что даже после употребления алкоголя накануне садиться за руль нельзя. Кроме того, недопустимо управление автомобилем в состоянии болезни — от простуды или повышения артериального давления до обострения хронических заболеваний. Их признаки выявляет человек, имеющий медицинское образование. Для фиксации состояния работника при проведении предрейсового медицинского осмотра медицинские работники заполняют специальный журнал, в котором указывают все исследованные параметры и фиксируют время выполнения процедуры.
Обязанность проводить медицинские осмотры распространяется на любую организацию или ИП, эксплуатирующие транспортные средства, и не зависит от осуществляемого вида деятельности и количества штатных работников. Если в штате есть даже один «офисный» водитель или ИП работает на грузоперевозках самостоятельно, все равно необходимо позаботиться о проведении медосмотров перед выездом (речь идет о коммерческих грузоперевозках, если ИП везет сам себя или для себя, медосмотр не нужен).
Кроме федерального закона №196-ФЗ, существует три подзаконных акта, регулирующих предрейсовые медосмотры водителей:
- приказ Минздрава №835н от 15.12.2014;
- более старый, еще советский приказ Минздрава СССР №555 от 29.09.1989, содержит рекомендуемую форму журнала регистрации;
- письмо Минздрава №2510/9468-03-32 от 21.08.2003 о требовании для работодателей до начала проведения предрейсовых медосмотров водителей утвердить внутренний локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Эта типовая форма содержится в приложении №2 к указанному письму Минздрава.
Предрейсовый контроль проводят до начала рейса в следующих случаях:
- за одну смену (рабочий день) выполняется только один рейс;
- длительность рейса превышает продолжительность смены (рабочего дня) водителя.
Предсменный контроль проводят до начала смены, если водитель за смену (рабочий день) совершает несколько рейсов.
Оба вида контроля необходимо проводить до выезда ТС со стоянки. Если на одном транспорте посменно работают несколько водителей, время для контроля — до начала рейса или смены (рабочего дня) того из них, кто первый выезжает со стоянки.
Водители должны проходить не только предрейсовые, но и предсменные, послерейсовые и послесменные медосмотры у медработника. Исключение составляют шоферы машин экстренных служб (пожарная, скорая, аварийная газовая служба или водоканала). Такие сотрудники должны в обязательном порядке показаться врачу только перед началом смены, поскольку выезд в рейс у них происходит незапланированно. После возвращения из рейса врач обязательно осматривает водителя, который осуществлял перевозку пассажиров или опасных грузов. Все остальные шоферы после завершения работы врачу не показываются. Все данные заносятся в специальный журнал медосмотров.
Обратим внимание на пункт 1.6 страницы Положения, показанной выше. Там сказано, что проведение медицинских осмотров — прерогатива медицинских работников. Это следует из пункта 8 Порядка, утвержденного приказом №835н. Поручить проведение этой процедуры разрешено:
- медработникам, имеющим высшее и (или) среднее профессиональное образование (в том числе работникам, состоящим в штате работодателя);
- медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность.
Если речь идет о штатном медработнике, то на основании статьи 12 федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 организации придется получить лицензию на осуществление медицинской деятельности. Это оправдано только в случае большого штата шоферов, поэтому чаще всего организации и ИП заключают договор на оказание таких услуг с теми организациями, у которых уже есть лицензия. Наличие лицензии необходимо проверить перед заключением договора. Все расходы на эти мероприятия несет работодатель, как это предусмотрено статьей 212 ТК РФ и статьей 213 ТК РФ.
В пункте 14 Порядка, утвержденного приказом №835н, сказано, что организация или ИП должны заносить все результаты осмотров в специальный журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров. О каждом из водителей в журнале указывают такую информацию:
- дата и время проведения осмотра;
- фамилия, имя, отчество;
- пол, дата рождения;
- результаты обследования;
- заключение о результатах;
- подпись медработника с расшифровкой;
- подпись сотрудника, который прошел контроль.
Если в ходе предрейсового медосмотра были выявлены состояния и заболевания, которые препятствуют работе, например признаки опьянения или ��охмелья, повышенное давление или температура, сотруднику выдают справку для предъявления в поликлинику по месту жительства. В рейс такой сотрудник не идет. В справке указывают:
- ее порядковый номер;
- дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения контроля;
- цель направления в поликлинику;
- предварительный диагноз;
- объем помощи, оказанной на месте;
- подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.
- Журналы
- Правила
- Бланки удостоверений
- Личные карточки
- Путевые листы
- Печати и штампы
- Стенды
- Таблички, аншлаги
- Паспорт объекта
- Схемы
- План эвакуации
- Знаки безопасности
- Комбинированные знаки безопасности
- Дорожные знаки
На фото вы видите бланк журнала по установленной форме.