Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подготовить будущего фармацевта к работе в аптеке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Адаптация этого вида отвечает за приобретение молодым фармацевтом или провизором новых знаний и умений, а также его включение в рабочий процесс. Здесь тоже есть ряд нюансов, которые нужно предусмотреть руководителю аптеки.
Производственная и профессиональная адаптация
Недостаток навыков работы с кассовым аппаратом и ПК. Эта проблема может стать причиной финансовых потерь как для аптеки, так и для конкретного сотрудника. Например в час пик сотрудник, который медленно работает с кассой, не успевает обслужить всех покупателей. Это может спровоцировать негатив со стороны посетителей аптеки и даже побудить их уйти в другую аптеку.
Решение: обучение. Руководителю следует заранее продумать и организовать систему полноценного обучения сотрудника работе с кассовым аппаратом. Можно подготовить подробные инструкции с иллюстрациями, назначить наставника, который на первых этапах работы будет контролировать работу молодого специалиста.
Кому необходимо пройти обучение
Знаниями об управленческих навыках и формировании корпоративной культуры должен в первую очередь обладать руководитель предприятия. Это логично. Именно руководители требуют от подчиненных выполнение конкретных целей и задач, и именно они и отвечают за результат. На первоначальных этапах руководитель обязан иметь информацию об инструментах, которые использует коллектив аптечной организации. Руководитель – главный пример для коллектива, если он не имеет необходимых знаний и навыков, которые будут прививаться подчиненным, то он не будет иметь возможности вести контроль за результатами. Кроме того, он не сможет настаивать на их применении.
Последующее повышение квалификации будет зависеть от нескольких моментов: приоритетов аптечной фирмы, специфики работы каждого сотрудника и принятий решений. Мои рекомендации для клиентов – это вот такой поэтапный подход к организации процесса обучения.
Пункт 1: Составление списка с указанием должности и специфики деятельности каждого сотрудника. Если должностные обязанности планируется расширять, то новый функционал надо будет дописать в необходимую графу.
Пункт 2: Провести оценку нужных компетенций и знаний. Оценить навык и личную характеристику, необходимую для осуществления действующих должностных обязанностей. Если обязанности в перспективе будут расширены, то есть смысл добавить дополнительный пункт – обучаемость.
Пункт 3: Оценка реальных компетенций уже работающих сотрудников и каждый раз при оформлении в штат нового сотрудника. Проверка их соответствия требованиям для выполнения должностных обязанностей и выявление недостающих компетенций. Именно на основе последних и нужно строить планы по обучению и развитию каждого члена коллектива.
Пункт 4: Определение вида обучения, который поможет в приобретении недостающих компетенций максимально эффективным или выгодным способом (в зависимости от целей и задач сегодняшнего дня).
Пункт 5: Оценка возможностей и расстановка приоритетов соответственно со стратегической и оперативной целями.
Определения наиболее оптимального способа обучения
Сегодня для аптечных предприятий существует большое количество возможностей для повышения квалификации. Существуют даже экономичные версии. Не забегая вперед, можно сказать, что к главным способам обучения относятся:
- Самообразование и работа с наставником
- Обучение внутри компании. Его организуют собственный отдел, занимающийся обучением и развитием.
- Организация обучения фармакологическими производителями для аптек.
- Организация учебы фармакологическими дистрибьютерами.
- Организация корпоративных тренингов внешними тренерами.
- Принятие участия коллективов аптек в общих тренингах в учебных центрах и институтах.
Адаптация персонала в аптеках глазами компании
Аптека тоже «привыкает» к новому специалисту. С помощью системы адаптации его включают во внутренние процессы компании: знакомят с должностными обязанностями, местными правилами и коллективом.
Компании могут по-разному подходить к процессу адаптации: в одних аптеках убирают стулья у первостольников, чтобы они общались с клиентами стоя, в других — покупают удобные стулья и ортопедические стельки. В целом можно выделить три основных подхода к адаптации:
1. Оптический — «Вы работайте, а мы на вас посмотрим».
Обучения почти нет, новичок сразу приступает к работе, а зарплата обсуждается только после испытательного срока. В таком случае новый сотрудник может не раскрыть свой потенциал, а работа обернётся для него разочарованием. Подход применим, если вы ищете сотрудника, который умеет быстро ориентироваться в незнакомых ситуациях.
2. Военный — «Выживает сильнейший».
Новичка специально закидывают сложными задачами. При таком подходе остаются только самые стрессоустойчивые и целеустремлённые. Кажется, что так можно отобрать лучших из лучших, но в кризисных ситуациях у человека включается режим защиты, поэтому сложно оценить его работу в долгосрочной перспективе.
3. Партнёрский — «Не переживайте, мы поможем».
Новичку создают комфортные условия для развития. Погружение в работу происходит плавно: сотрудника знакомят с аптекой, прикрепляют наставника, отвечают на вопросы.
Информации о трудоустройстве выпускников за последние 3 года
В связи с большим развитием в нашей стране рынка розничной и оптовой торговли лекарственными средствами и предметами медицинского назначения наши выпускники — дипломированные специалисты — в этой области очень востребованы.
Код/ Специальность | 2019 год | 2019 год | 2020 год | 2020 год | 2021 год | 2021 год |
Кол-во выпускников | Кол-во трудоустроенных выпускников | Кол-во выпускников | Кол-во трудоустроенных выпускников | Кол-во выпускников | Кол-во трудоустроенных выпускников | |
---|---|---|---|---|---|---|
33.02.01 Фармация | 44 | 98% | 57 | 96% | 99 | 97% |
Как отвечать на вопросы интервью фармацевта
Хорошо, вы здесь для примера вопросов и ответов интервью фармацевта; мы знаем это. Но прежде чем мы углубимся в них, нам нужно обсудить кое-что невероятно важное: как отвечать на вопросы на собеседовании в аптеке.
Если у вас нет отличной стратегии для решения вопросов, вы можете споткнуться во время встречи с менеджером по найму. Всегда есть шанс, что менеджер по найму задаст вопрос, которого вы не ожидали. Если у вас нет формулы для ответов на вопросы фармацевта на собеседовании, и вы застигнуты врасплох, возможно, вы не предложите лучший ответ. И это нехорошо.
К счастью, вы можете создать удивительную формулу успеха. С этим и несколькими практическими вопросами интервью в аптеке, и вы будете готовы к работе.
Начните с поиска должностной инструкции фармацевта. Поищите в нем полезные детали, особенно все, что касается обязательных навыков и качеств. Вы узнаете массу информации о том, что менеджер по найму хочет найти в кандидате, давая вам подсказки о том, что они, вероятно, спросят.
Но есть еще чему поучиться. Если вы зайдете на сайт организации и страницы в социальных сетях, вы сможете узнать о ее приоритетах. Некоторые менеджеры по найму даже собираются напрямую спросить, что вы знаете об организации, так что, как минимум, это поможет, если вы столкнетесь с таким вопросом.
Однако, даже если вы этого не сделаете, это смехотворно полезно. Вы можете разместить свои ответы в соответствии с любыми приоритетами, которые вы обнаружите. Это может позволить вам выделиться из толпы.
СОВЕТ МАЙКА: Если вы проводите собеседование для организации здравоохранения, обязательно внимательно изучите последние новости. Большинство больниц и клиник невероятно гордятся своими достижениями. Узнав о том, чем они занимались в последнее время, вы можете упомянуть об этом во время интервью и, если это было достижением или помогло сообществу, выразить свое восхищение или признательность. Это отличный способ пройти лишнюю милю при собеседовании на любую работу в сфере здравоохранения, поэтому приложите усилия, если вы действительно хотите произвести впечатление.
После этого также имеет смысл просмотреть общие вопросы собеседования. Вы можете привыкнуть работать с различными деталями в различных типах ответов. Это повышает вашу адаптивность на собеседовании, и это может иметь большое значение.
Хорошо, но какие вопросы на поведенческом интервью ? У них нет правильного или неправильного ответа, так есть ли способ увеличить ваши шансы на их попадание?
Да, есть способ подобрать вопросы для поведенческого интервью. В основном, речь идет об отличной технике. Самый простой способ — начать с метода STAR и смешать его с методом Tailoring. Ваши ответы будут актуальными и интересными, что поможет вам выделиться в глазах менеджера по найму.
Нормативные документы для работы
Новичкам в аптеке будет полезно изучить некоторые документы, важные в их работе:
- Должностная инструкция — документ, который содержит основные обязанности сотрудников аптечной организации.
- Федеральный закон 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» — основные положения регулируют вопросы регистрации, контроля качества и хранения лекарств, информацию о реестре и множество других важных моментов. Закон содержит отсылки к другим подзаконным актам, которые фармацевт будет осваивать по мере работы.
- Закон о защите прав потребителей — важно обратить внимание на пункты, которые определяют правила возврата и обмена товаров.
- Трудовой кодекс РФ — содержит положения, которые определяют права работников.
Квалификационные характеристики: фармацевт
Специальность |
Должность |
Квалификационные требования |
Фармация (фармацевт) |
Младший фармацевт |
Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы. |
Фармацевт |
Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы. |
|
Старший фармацевт |
Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы. |
|
Директор (заведующий, начальник) аптечной организации, Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации, Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, Заведующий (начальник) |
Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация», стаж работы не менее пяти лет. |
Сегодня действуют профессиональные стандарты «Провизор», «Провизор-аналитик» и «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью». В этих стандартах прописаны трудовые функции, требования к образованию, обучению и опыту практической работы. Уже есть проект профессионального стандарта «Фармацевт», который пока не утвержден.
Помимо этого, действует приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «Номенклатура специалистов» и приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». В этих нормативных документах указаны требования к уровню подготовки и уровню дополнительного образования – курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Каждый день только во «ВКонтакте» заходит порядка 22 млн человек. Еще 15 млн каждый день открывает Instagram, а ролики на YouTube ежедневно смотрят порядка 19 млн жителей России, пишет агентство LiveDune. За годы работы социальные сети накопили много данных о своих пользователях — их интересы, пол, возраст, семейное положение. Используйте эти данные, чтобы запускать точечную рекламу.
Например, вы решили продвигать доставку готовой еды. Найдите в соцсети группы конкурентов, покажите свою рекламу их аудитории. Попробуйте транслировать объявление подписчикам ресторанов и кафе в вашем районе. Расширьте поиск — добавьте туда тех, кто пользуется доставками из местных магазинов.
Фильтровать аудиторию для показа можно по сотням параметров. Цена зависит от конкуренции. Бюджет на рекламу можно сэкономить, если отобрать людей так, как не догадался другой рекламодатель.
Фармацевт работает с огромным количеством информации, и, хотя современные технологии здорово помогают в ее хранении, в голове приходится держать множество названий и диагнозов. К тому же если долго вспоминать, что назначают при сухом кашле детям до пяти лет, а потом долго-долго искать это средство на двух полках, можно остаться без клиента или как минимум без его уважения.
И даже если память вас никогда не подводила, ее развитие точно не будет лишним. Наши эксперты советуют несколько несложных способов:
- Выберите иностранный язык, который вам нравится, и ежедневно учите по нескольку слов. Кроме ощутимой пользы для памяти, есть шанс однажды блеснуть перед забредшим в аптеку итальянцем
- Учите стихи, на русском или итальянском, как вам больше нравится
- Попытайтесь вечером восстановить события прошедшего дня в хронологическом порядке и деталях (конечно, если это был хороший день)
- Запомните, как расположены предметы на столе у коллеги или в шкафу у ребенка, закройте глаза и попробуйте воспроизвести картинку
- Если вы что‑то забыли (букву в названии, стоимость, дозировку), попробуйте сначала вспомнить самостоятельно, и только потом проверьте в базе, прайсе или инструкции
- Попробуйте быстро складывать в уме цифры на номерах проезжающих машин Можно добавить упражнению азарта, если соревноваться в счете со своим спутником
Внимательность и аккуратность
Фармацевт обязан быть педантом. От его внимательности, точности и даже дотошности зависит здоровье людей, собственная репутация, а иногда и карьера. При этом эксперты отмечают, что именно постоянную концентрацию поддерживать труднее всего. «Рутина — враг внимания, — говорит доцент Наталия Ярошенко. — Сложно оставаться собранным, зная, что и сегодня, и завтра, и послезавтра придется делать вроде бы одно и то же. При этом необходимо сосредоточиться на предмете, не отвлекаться, анализировать свою работу, находить ошибки, погрешности».
Но если вы уже оказались по эту сторону аптечного прилавка, то, вероятно, готовы к подобным трудностям. А наши эксперты предлагают несложные и даже забавные упражнения для развития навыка концентрации внимания для фармацевтов:
- Больше читайте, причем совсем не обязательно профессиональную литературу
- На прогулке выберите предмет для счета: красные машины, девушки в юбках, надписи с цифрой три
- Придумайте странное словосочетание: слона-беспризорника, чопорную мышь или любое другое. Сосредоточьтесь на нем на две-три минуты, повторяйте про себя, не пытаясь понять, что оно значит и зачем вы выбрали именно его
- Возьмите более реальный предмет, например, банку витаминов. Запоминайте цвет, форму, структуру в течение двух минут, не отвлекаясь ни на что вокруг. Закройте глаза и вспомните банку во всех деталях
- Найдите пару минут, когда с закрытыми глазами вы можете спокойно и глубоко дышать, сосредоточившись только на вдохах и выдохах, не думая ни о чем другом
Бакалавр, специалист, ординатор, магистр
— Насколько я понимаю, образовательные стандарты вводятся для специалитета. А как обстоят дела с магистратурой и бакалавриатом?
— По магистратуре разработаны стандарты для производственных специальностей. По управлению пока магистерского стандарта нет, но есть профессиональный стандарт ординатуры, который может быть легко трансформирован под магистратуру. Что касается бакалавриата, то пока для него требования не разработаны.
— Какой вы видите идеальную систему образования для специалистов фармацевтической отрасли?
— Я всегда выступала и выступаю за систему сквозного профессионального образования, обеспечивающую преемственность учебного процесса. Программы обучения должны быть взаимосвязаны, чтобы выпускник колледжа имел право поступить сразу на второй-третий курс вуза. Или, в соответствии с современными тенденциями, внедрить бакалавриат. При этом важно понимать разницу в профессиональной подготовке бакалавра, специалиста и магистра. Считаю, что на руководящие должности бакалавры претендовать не могут. Хотя на практике среди заведующих аптеками немало лиц без высшего профессионального образования. Такого быть не должно. Что касается ординатуры, то мне представляется целесообразным сократить её срок с двух дет до одного, сейчас эта тема широко обсуждается в профессиональном сообществе.
Что делают фармацевты?
Фармацевты следят за тем, чтобы люди получали надлежащие лекарства и лечение проблем со здоровьем. Они работают в тандеме с врачами, фармацевтическими компаниями и общественностью, и на них ложится большая ответственность за обеспечение безопасной фармакологической практики.
Перед этим фармацевты проходят годы обучения, чтобы убедиться, что они приобрели необходимые знания и навыки для работы в этой области. Независимо от того, приходите ли вы прямо из средней школы или уже имеете высшее образование, есть множество возможностей для начинающих фармацевтов, которые готовы усердно трудиться, пройти тысячи клинических часов и сдать серию экзаменов.
Работая фармацевтом, человек постоянно контактирует с людьми. Зачастую, это нездоровые люди, имеющие букет хронических заболеваний, которые не лучшим образом сказываются на характере. Поэтому, если нет коммуникативных навыков, есть проблемы в общении с посторонними людьми, присутствует быстрая раздражительность, выраженное человеконенавистничество, то в аптеке делать нечего.
Чтобы работать фармацевтом – нужны не столько крепкие нервы, сколько положительное отношение к жизни и окружающей специалиста клиентуре. Клиент всегда прав, а руководство аптеки заинтересовано в постоянном повышении прибыли. Выбирая работу фармацевтом, обнаружить в себе эти качества просто необходимо. Иначе путь в профессию вам будет открыт, но ненадолго. Внимательность, вежливость, способность выслушать, терпение – все это также обязательно для работы фармацевтом.
Достоинства и недостатки работы фармацевтом
Все плюсы и минусы профессии приведены в таблице ниже.
Достоинства |
Недостатки |
Востребованность (постоянное открытие новых аптек, складов фармацевтической продукции) |
Возможная грубость и агрессия от посетителей во время общения |
Достойная зарплата (Начисление з/п колеблется в зависимости от региона) |
Напряженный рабочей ритм и ненормированная неделя (последствия – усталость, боль в ногах, пояснице) |
Комфортные условия труда (чистое и обогреваемое помещение) |
Большая ответственность при рекомендации препаратов |
Возможность роста по карьерной лестнице |
Высокий риск заболеть инфекционными заболеваниями и получить аллергические реакции на лекарства |
Интересная профессия |
Длительный учебный процесс в ВУЗе или медучилище |
Постоянное совершенствование знаний |