Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Я не работаю более 8 лет официально. Вызывают в уфнс по статье 90 НК РФ. Что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Окончательный список лиц ничем не ограничен. УФНС может обратиться к любому лицу, которое может объяснить ситуацию и подтвердить или опровергнуть предположения налоговых органов. Поэтому некорректно спрашивать, имеет ли право налоговый инспектор вызывать перевозчика общей компании. Офис может вызвать кого угодно.
Некоторые коммерсанты ни разу не сталкивались с процедурой допроса IRS в ходе своей деятельности. Другие ходят в налоговую чаще, чем на работу.
Комментарий к ст. 90 НК РФ
Комментируемая статья регулирует получение свидетельских показаний при осуществлении налогового контроля.
Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ утверждена форма протокола допроса свидетеля, которая предусматривает графы для проставления свидетелем собственноручной подписи.
Учитывая данное обстоятельство, свидетельские показания должны быть оформлены протоколом по форме, утвержденной указанным выше Приказом ФНС России.
Представить в налоговый орган истребуемые документы в электронном виде свидетель не вправе. Показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-02-08/61.
НК РФ не ограничивает право налогового органа проводить допросы свидетелей в рамках камеральной налоговой проверки.
Данный вывод изложен в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-02-07/1-411.
НК РФ не содержит положений, предоставляющих налоговому органу право либо запрещающих использовать показания свидетелей, полученные не в рамках налоговой проверки.
В связи с этим данный вопрос является спорным.
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 04.06.2008 N Ф04-3296/2008(5681-А27-42) сделал вывод, что в случае если запрос о допросе свидетеля был направлен налоговым органом в процессе проведения выездной налоговой проверки, а свидетельские показания получены налоговым органом после окончания срока проверки по независящим от налогового органа обстоятельствам, то такие показания являются надлежащим доказательством.
Вместе с тем в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.12.2010 N А55-8377/2010 суд не принял в качестве доказательств протоколы допроса, составленные после завершения выездной проверки и принятия решения по ее результатам.
А в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.05.2012 N А19-8142/2011 суд отклонил довод налогоплательщика о том, что протоколы допросов не являются надлежащими доказательствами, так как получены иными налоговыми органами в результате проверки иных организаций.
Суд указал, что налоговое законодательство не запрещает использование в качестве доказательств документов, которыми инспекция располагает на момент начала выездной проверки. Необходимости проведения повторных допросов у налогового органа не было.
Необходимо учитывать, что НК РФ не установлен запрет на вызов налоговым органом свидетелей либо получение информации от других лиц в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, а приостановление проведения такой проверки не означает прекращения налоговым органом в этот период всех мероприятий налогового контроля.
Налоговый орган в период приостановления проведения выездной налоговой проверки вправе вызывать свидетелей для дачи ими показаний в помещении налогового органа.
При этом НК РФ не предусмотрено исключение для вызова в качестве свидетелей работников организации, выездная налоговая проверка которой приостановлена, а также участие представителя налогоплательщика при проведении допроса свидетеля.
На это указала ФНС России в письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@.
Минфин России в письме от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11 разъяснил, что НК РФ налоговые органы не ограничены в полномочиях вызывать в налоговые органы в качестве свидетелей работников проверяемой организации в период приостановления проведения выездной налоговой проверки. Указанный вывод подтверждается арбитражной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.03.2009 N Ф03-711/2009, Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.01.2010 N А33-16826/2008, Постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.10.2011 N А29-8923/2010, от 05.03.2012 N А29-1341/2011).
ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20.06.2012 N А05-9429/2011 пришел к выводу, что положения статьи 90 НК РФ не содержат прямых ссылок на то, что участие свидетеля допускается только в период проведения выездной налоговой проверки.
Получение налоговым органом показаний свидетелей в период приостановки налоговой проверки не означает, что эти документы получены с нарушением требований налогового законодательства. Допросы свидетелей проведены в соответствии с положениями статьи 90 НК РФ.
В Постановлении от 26.12.2012 N А32-4042/2011 ФАС Северо-Кавказского округа посчитал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что только протоколы опросов свидетеля, полученные инспекцией в установленном статьями 90, 99 НК РФ порядке, являются надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении, а полученные органами внутренних дел вне рамок налоговых проверок объяснения не являются доказательством по делу о налоговом правонарушении, поскольку не предусмотрены нормами НК РФ и оформляются без предупреждения об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.
Как разъяснил ФАС Северо-Кавказского округа, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы, экспертные заключения, протоколы опроса могут быть использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в законе отсутствуют ограничения в использовании налоговыми органами при проведении мероприятий налогового контроля и арбитражными судами при разрешении споров письменных доказательств, добытых в результате оперативно-розыскных мероприятий.
Таким образом, полученные сотрудниками органов внутренних дел в соответствии с требованиями законодательства об оперативно-розыскной деятельности материалы могут использоваться инспекцией в качестве доказательств по делу.
Что касается допросов индивидуальных предпринимателей.
Здесь ситуация иная.
Так, Оренбургский областной суд не поддержал налоговиков. Он отметил, что понятия «налогоплательщик» и «свидетель» разграничены и данные лица имеют разный статус и наделены различными правами и обязанностями. Поскольку ИП был вызван в налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний по делу о налоговом правонарушении, производство по которому производилось в отношении него же, полученные показания могли быть использованы против него. Отказ от дачи показаний является правомерным (Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 22.01.2015 по делу N 33-522/2015(33-8536/2014)).
Арбитражный суд Центрального округа решил, что независимо от характера показаний, которые дал ИП налоговому органу в ходу проводящейся в отношении него выездной налоговой проверки, он не подлежит ответственности по ст. 128 НК РФ, поскольку не может являться свидетелем в отношении самого себя (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.10.2018 N Ф10-4650/2018 по делу N А08-3699/2017).
Почему важно различать допрос и объяснение
В последнее время россиян все чаще вызывают в Федеральную налоговую службу (ФНС). Причины могут быть самые разные: например, неправильно оформленные отчетные документы.
Сотрудники налоговой службы могут допрашивать свидетелей не только в рамках налоговых проверок, но и без них. Если допрос проводится в ходе налоговой проверки, не имеет значения, является ли он внутренним или выездным.
Однако в судебной практике встречалась ситуация, когда суд признавал законным наложение штрафа при отсутствии доказательств вручения повестки.
По закону в налоговые органы могут быть вызваны только граждане, располагающие информацией о каких-либо фактах, имеющих отношение к проверке. На практике, однако, это относится к более широкому кругу людей.
Как говорилось ранее, вызвано на допрос может быть любое физическое лицо, которому может быть известны какие-либо обстоятельства о заинтересовавшем налоговую инспекцию деле. В первую очередь обычно приглашают генерального директора, но повестку могут получить бухгалтера, рядовые сотрудники, учредители, контрагенты. При имеющихся подозрениях в налоговую могут вызывать даже уволенных сотрудников.
По п. 2 ст. 90 НК РФ не могут быть вызваны в качестве свидетеля:
-
Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
Малолетними признаются лица, не достигшие 14 лет.
-
Лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокаты, аудиторы.
Если с первой группой лиц всё понятно, то со второй стоит разобраться подробнее. Нельзя допрашивать:
- По ст. 8 «Адвокатская тайна» Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокатов, которые получили информацию в связи с оказанием юридической помощи;
- По ст. 9 «Аудиторская тайна» Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторов и аудиторские компании, так как они обязаны сохранять конфиденциальность данных, полученных от обратившегося за услугой лица;
- По ст. 16 «Обязанности нотариуса» Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1, нотариусов, получивших информацию в связи с оказанием профессиональной помощи;
- По ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей;
- По ст. 3 «Право на свободу совести и свободу вероисповедания» Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» тайна исповеди охраняется законом.
Зачем вызывают на допрос в налоговую?
Иногда, получив повестку, люди задумываются – а может ли налоговая вызвать на допрос, или это чья-то злая шутка? Допросы обычно связывают с полицией, реже – с прокуратурой или ФСБ, но никак не с фискальными органами. Однако, если изучить законодательство, станет понятно – ФНС имеет такое же право вызывать на допросы, как и силовые ведомства. Зачем же это нужно налоговикам? Существует как минимум две основные причины:
- вызов в качестве свидетеля, если расследуется уклонение от налогов или другое правонарушение, а вызываемое на допрос лицо может иметь необходимые сведения. Такой вызов обычно никаких негативных последствий за собой не несет – достаточно ответить на вопросы налоговика, и больше вас не потревожат;
- если возникли вопросы именно к вашей компании, связанные с недавней проверкой или расследованием правонарушения. Такая ситуация намного хуже, ведь в данном случае от действий вызываемого на допрос человека во многом зависит будущее его лично и всей компании в целом. Конечно, это не всегда означает неприятности в будущем, но ситуация намного более рискованная, и вести себя нужно значительно осторожнее.
Также следует различать вызов на допрос и приглашение для дачи разъяснений относительно того или иного эпизода. Вторая ситуация намного более безобидная и в целом не грозит никакими неприятными последствиями.
Как подготовиться к прохождению допроса?
Вызов на допрос в налоговую требует тщательной и вдумчивой подготовки. Проанализируйте причины вызова, подумайте над тактикой своего поведения. Не лишним будет собрать документы, которые помогут вам отстоять свою позицию в ходе допроса и дать корректный ответ. Если прийти в налоговую на допрос хорошо подготовленным, с высокой долей вероятности вас больше не вызовут туда. Также у инспектора будет меньше поводов додумать за вас и использовать приемы для дискредитации информации.
Советуем проработать перечень вопросов, которые ИФНС рекомендовала для проведения допросов налоговой. Всего этих вопросов 80. Учитывайте, что сотрудники налоговой тоже не теряют времени зря и готовятся к встрече с вами. На часть вопросов, которые вам наверняка задаст инспектор, он уже давно знает ответы. Поэтому подготовьте информацию о средней зарплате сотрудников, проблемных контрагентах и т.д. Скрывать эти факты нет смысла.
Также наверняка инспектор задаст неприятные вопросы о вашем бизнесе, ради которых, собственно, и был вызов на допрос. Многие люди в этой ситуации теряются, но надо помнить: вы не отвечаете на вопросы из экзаменационного билета, и если не даете четкие ответы – это нормально. Самое важное, убедить инспектора налоговой в своей компетентности и развеять его подозрения о том, что вы получили необоснованную налоговую выгоду.
Не давайте налоговикам лишней информации, которую они смогут использовать против вас и против вашего предприятия. Если об определенных обстоятельствах, связанных со сделками, вспоминать нежелательно – давайте неопределенные ответы, ссылаясь на то, что чтобы ответить полно, надо поднять документы. Некоторые люди подозревают, что их вызвали на допрос из-за сделки или сделок с контрагентами. Лучше всего связаться с контрагентом до допроса и согласовать ваши позиции. Совместно отработайте ответы на такие вопросы:
- Почему именно этот контрагент?
- Какие услуги и товары поставлялись?
- Как именно осуществлялась передача товаров и где они хранились?
- Кто подписывал договора и другую документацию с контрагентом?
Налоговая вызывает на допрос в качестве свидетеля: как правильно себя вести?
В начале допроса инспектор налоговой должен обязательно разъяснить вам ваши права и уведомить, что свидетельствовать против себя и родственников вы не обязаны. Многие налоговики ведут себя непорядочно и вызов на допрос используют как форму психологического давления на человека. Часто бывает, что гражданин пришел на допрос, а в кабинете – несколько сотрудников налоговой, которые прислушиваются к беседе с инспектором, осуждающе кивают, отпускают язвительные реплики. Большинство людей это угнетает, и они начинают путаться в показаниях.
Если вас вызвали в налоговую в качестве свидетеля и вы застали там не одного инспектора, а целую группу людей, которые не собираются уходить – поинтересуйтесь, отмечены ли эти лица в протоколе допроса? Постарайтесь скрыть свое напряжение и волнение, следите за мимикой и речью. Помните, что вызов на допрос – обычная процедура налогового контроля. Ваша миссия – убедить инспектора, что деятельность вашей компании и проводимые ею сделки законны.
Постарайтесь отвечать на вопросы максимально лаконично и не торопитесь, тщательно обдумывайте свои слова. Нет времени собраться с мыслями или паника дает о себе знать? Можно немного схитрить и попросить сотрудника налоговой, ведущего допрос, объяснить поставленный вопрос.
Напоминаем, что не стоит размышлять вслух, выдавать дополнительную информацию, давать заверения. Конкретные ответы на вопросы сложнее оспорить в судебном порядке. Некоторые вопросы налоговика могут показаться вам подозрительными. Ответы на них обдумывайте особенно тщательно!
Если вы не уверены в себе, старайтесь отвечать обобщенно и уклончиво, используя такие фразы, как «сейчас уже точно не вспомню», «это было так давно, что надо поднимать документы», «дам информацию по данному вопросу потом». Это выглядит намного лучше прямого отказа отвечать. Рекомендуем не отказываться давать ответы на допросе в самом его начале. И налоговики и судья могут подумать, что человек что-то скрывает и посчитать, что поведение косвенно свидетельствует о его вине.
На допросе вместе с вами присутствует юрист? Можно обсуждать с ним свой ответ после каждого заданного вопроса. Но при этом важно, чтобы в протоколе не было формулировок, что вам подсказывает адвокат. Настаивайте на том, чтобы туда занесли информацию о том, что юрист предложил свидетелю несколько вариантов ответа, из которых тот самостоятельно выбрал правильный.
Допрашивают того, кому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Такая формулировка предусмотрена самим Налоговым кодексом РФ в статье 90.
Это означает, что допросить могут кого угодно: от директора до технички, если им известны или могут быть известны любые обстоятельства, имеющие значения для налоговых отношений.
Например, идет выездная налоговая проверка строительной организации, которая при возведении здания привлекала субподрядчиков для кладки кирпича, установки окон, монтажа вентиляции. При этом, в проверяемой строительной организации имеются свои рабочие, которые непосредственно присутствовали на объекте и выполняли отдельные виды работ. Очевидно, что такие рабочие должны знать о присутствии на объекте других строителей, которые не являются работниками их компании (могли видеть работников в спецодежде с логотипом другой компании, могли с ними взаимодействовать и согласовывать производство строительных работ и т.п.). Либо, напротив, рабочие проверяемой строительной организации скажут, что те виды работ, которые якобы выполняли субподрядчики, фактически осуществлялись самими рабочими.
Таких примеров может быть масса.
Кроме того, налоговики обычно считают административный персонал (директор, главный бухгалтер, начальники отделов, заместители) проверяемого налогоплательщика заинтересованными в исходе дела, поэтому больше верят показаниям простых работников, полагая, что их не посвятили в незаконные схемы и им нечего скрывать.
Не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
- Лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
- Лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор.
Важность допроса трудно переоценить как проверяемому налогоплательщику, так и инспекторам.
От результатов допроса может зависеть очень многое. Здесь масса нюансов.
Во-первых, нельзя игнорировать допрос в налоговой. И речь вовсе не о штрафе за неявку, который составляет 1000 руб.
Особенно в последнее время неявка на допрос трактуется не пользу налогоплательщика, тем более, если рассматриваются его связи с фирмами однодневками.
Например, в ходе проверки исследуются отношения налогоплательщика и его сомнительных контрагентов. Руководителей таких контрагентов вызывают на допросы. Неявка на допрос в этом случае трактуется как подтверждение предположений отсутствия фактических отношений (проще говоря, нет подтверждения факта поставки, факта выполнения работ и т.п.).
Конечно, это не единственное доказательство в пользу подобных выводов. Здесь формируется целая группа косвенных доказательств, среди которых отсутствие у контрагента работников, имущества, офиса, отсутствие отчетности, особенности движения денежных средств по счету в банке и т.п.
Другой пример: неявка генерального директора или главного бухгалтера по вопросам возмещения НДС может стать причиной отказа в возврате или зачете налога.
После окончания налоговой проверки в суде крайне сложно допросить того или иного свидетеля. Судьи очень неохотно идут на вызов свидетеля. Здесь нужна сильная мотивировка и обоснование причин, по которым такое доказательство, как протокол допроса свидетеля, невозможно было получить на досудебной стадии.
С другой стороны, многие не без причины полагают, что лучше заплатить штраф, чем пойти на допрос в качестве свидетеля и сказать лишнего. Здесь нужна предварительная консультация специалиста.
Во-вторых, нельзя на допрос идти не подготовленным. Это ко всем относится, будь то директор или водитель. И не обязательно врать либо придумывать.
Не всегда удается предугадать интересующие инспектора вопросы.
Но, в те моменты, когда свидетель примерно знает (подразумевает), о чем его будут спрашивать, то лучше как следует подготовиться: посмотреть документы, навести справки у иных лиц, проанализировать возможные негативные последствия ответов на предполагаемые вопросы.
Случается, что свидетель, отвечая на вопрос, из-за давности событий путает информацию, либо, не понимая важность вопроса, дает неточные ответы. Не редки случаи, когда свидетель по ошибке считает, что ответ на вопрос повлечет для него лично проблемы (например, отрицает какие-либо факты или говорит, что не помнит).
В этих случаях предварительная консультация налоговых у юристов обережет от неправильных действий и негативных последствий;
В-третьих, поведение во время допроса должно быть выработанным.
Свидетелю не надо показывать свое беспокойство. Это придает дополнительную мотивацию инспектору считать, что свидетель скрывает интересные факты. В результате во время допроса прозвучит гораздо больше уточняющих вопросов, а продолжительность допроса – существенно увеличится.
Также свидетель должен давать ответы на поставленные вопросы четко и коротко. Чем больше свидетель говорит, тем больше инспектор может задать уточнений, попросить пояснить те или иные вещи.
Хорошо, если свидетель знает, о чем говорит, и он действительно является свидетелем тех обстоятельств, о которых свидетельствует. В этом случае инспектор получит дополнительные доказательства действительности тех или иных отношений, а налогоплательщик – подтверждение своей правоты. А если нет?
Нежелательно отвечать на вопросы: «не помню», «не знаю», «забыл».
Правильнее говорить: «необходимо уточнить», «нужно посмотреть документы», «могу позднее предоставить информацию, так как сейчас не готов ответить».
На неудобные вопросы не надо размышлять вслух, это может привести инспектора в состояние необходимости уточнить какие-либо обстоятельства.
В-четвертых, всегда после окончания процедуры допроса свидетелю необходимо прочитать допрос на предмет достоверного в нем отражения сообщенной свидетелем информации.
В нашей практике имел место быть случай, когда инспектор умышленно изменял суть ответов свидетеля и в нужном для себя ключе отражал это в протоколе. Этот же инспектор на замечания свидетеля сделал вид, что вносит изменения в протокол применительно к конкретному ответу, который потребовал изменить свидетель. По всей видимости, инспектор надеялся на невнимательность свидетеля, который не заметит, что изменений нет. Но, бдительный свидетель и здесь заметил подвох и уже более настойчиво просил внести изменения в протокол, после чего инспектор отразил информацию так, как её сообщил свидетель.
Также в практике были случаи, когда в составленный рукописным способом и подписанный свидетелем протокол позднее вносились дополнения в свободные строки. Дело в том, что инспектор не перечеркнул пустые строки (имеется в виду росчерк в виде буквы «Z») и дописал совсем не то, что услышал от свидетеля.
Для исключения возможности подлога необходимо подписывать каждый лист протокола допроса.
В-пятых, права свидетеля и гарантию законного проведения процедуры допроса поможет обеспечить юрист.
Это не обязательно должен быть адвокат. Хотя именно его налоговики беспрепятственно допускают на допрос.
На допрос может пойти обычный юрист. Доверенность ему на это никакая не нужна.
Инспектор при виде сопровождающего свидетеля юриста либо вообще никоим образом не препятствует (сидите, мол, и слушайте, только не мешайте), либо, напротив, «насмерть» стоят, лишь бы не допустить «простого юриста».
Во втором случае начинаются придумывания (иначе не назвать) необходимости наличия доверенности, причем нотариальной. Хуже когда инспектор вместе с представителем юридического отдела своей инспекции доказывают, что никакой юрист, кроме адвоката, вообще не может присутствовать при допросе.
Убедительные разъяснения положений действующего законодательства помогают редко.
Ярость и пыл таких горе-сотрудников налоговой службы помогают укротить только заранее заготовленные распечатки двух писем ФНС РФ (от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 № АС-3-2/3920@), в которых прямо указано на возможность участия юриста в процедуре допроса.
Присутствие юриста призвано избежать некорректного и неправильного отражения в протоколе допроса показаний свидетеля, исключить двусмысленность и противоречивость.
Юристу не запрещено в ходе допроса разъяснять свидетелю правовые последствия того или иного ответа на конкретный вопрос.
При этом, важно помнить, что пришедший юрист – это не свидетель и он не может самостоятельно отвечать на вопросы.
Присутствие юриста также дисциплинирует инспекторов при допросе, исключает возможность оказания психологического воздействия, угроз и запугиваний.
С другой стороны все правила о присутствии юриста работают, если того хочет свидетель.
Желание проверяемого налогоплательщика обеспечить участие своего юриста на процедуре допроса свидетеля не препятствует инспектору провести допрос. О том, что участие проверяемого лица при проведении допроса не предусмотрено, разъясняется в соответствующих письмах Минфина России (от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156).
Как себя вести на налоговой комиссии
Если организация или ИП вызывают у ИФНС подозрения, за месяц до комиссии им направят информационное письмо с указанием конкретных претензий и перечнем вопросов, ответы на которые планируется получить в ходе комиссии.
Также в письме будет прописан порядок действий налогоплательщика в целях урегулирования спорной ситуации. Например, может быть предложено уточнить содержащиеся в декларации сведения и доплатить налог. Соответственно, есть месяц для того, чтобы подготовиться к даче пояснений или возражений относительно заявленных претензий.
Комиссии и дачи объяснений можно избежать, если своевременно представить уточненные декларации и погасить долги по НДФЛ и страховым взносам (письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@). На представление уточненок и уплату налогов отводится 10 рабочих дней со дня получения информационного письма из ИФНС. Если не уложиться в данный срок, давать пояснения все же придется.
Стоит заблаговременно подготовить ответы на вопросы, содержащиеся в информационном письме, а также обосновать причины, по которым организация/ИП попала в поле зрения ИФНС.
К примеру, низкую зарплату можно объяснить следующими причинами:
- работа сотрудников на условиях неполной занятости;
- привлечение неквалифицированной рабочей силы;
- временные финансовые затруднения организации с обещанием в будущем постепенно повышать зарплаты сотрудников.
Налоговая комиссия по недоимке
Кого вызывают. Тем, кто стал неплательщиком впервые, инспекторы могут сначала попросить письменных объяснений. Если реакции не последует, руководителя компании вызовут для личной беседы в ИФНС и даже в налоговое Управление (все зависит от величины долга). Таким образом, на налоговые комиссии по недоимке чаще всего вызывают хронических неплательщиков, которые игнорируют требования налоговиков.
Что ответить инспекторам. Как правило, долги компании поясняют трудным финансовым положением, которое, в частности, объясняется большой задолженностью контрагентов по выполненным работам и оказанным услугам. В любом случае надо постараться убедить инспекторов, что финансовые трудности носят временный характер, и вскоре недоимка будет погашена.
Игнорировать налоговые комиссии по недоимке небезопасно. Инспекторы могут сразу же выставить инкассо (если средства на счету у компании имеются) либо начнут взыскание за счет имущества. А при личной встрече все же существует возможность согласовать сроки погашения недоимки.
Допрос работника, когда проверка приостановлена
В соответствии с пунктом 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ в период приостановления налоговой проверки прекращаются все действия инспекторов по истребованию документов у компании, а также иные действия на ее территории, непосредственно связанные с проверкой.
В 2013 г. Пленум ВАС РФ, исходя из данной нормы, сделал вывод, что в период приостановления проверки получение от организации пояснений, а также допрос ее работников на территории организации не допустим. Но данное правило не распространяется на допрос или получение пояснений вне территории компании, например, на территории инспекции, если при этом они не связаны с истребованиями документов у организации. Стоит отметить, что указанный вывод касается и бывших сотрудников проверяемой организации, допрашиваемых в качестве свидетеля.
Минфин РФ подтверждает этот вывод в свои разъяснениях — письма Минфина России от 18.01.2013 г. № 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 г. № 03-02-07/1-156.