Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путевые листы для легковых автомобилей 2024 кому он нужен». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основное назначение путевого листа — служить основанием для расчёта заработной платы водителей, учёта расходов на эксплуатацию автомобилей и компенсацию сотрудникам за использование личного транспорта в служебных целях. Помимо этого, путевой лист может быть полезен для подтверждения цели поездки перед полицией.
Путевой лист в электронной форме
Ещё одним важным изменением стало введение электронной формы путевого листа с 11 марта 2023 года. Основанием стал приказ ФНС от 17 февраля 2023 года № ЕД-7-26/116@. На данный момент использование электронного путевого листа является правом, а не обязанностью: организации и индивидуальные предприниматели могут выбирать между бумажной и электронной формой документа.
Путевой лист в электронной форме включает в себя несколько XML-файлов, которые содержат:
- информацию о рейсе и его особенностях;
- результаты предрейсового медицинского осмотра;
- результаты предрейсовый техосмотр;
- показания одометра при выезде автомобиля с парковки или приёме его от другого водителя;
- показания одометра при въезде автомобиля на парковку или передаче его другому водителю;
- результаты послерейсового медосмотра (если рейс был пассажирским).
Какие реквизиты путевого листа обязательны для указания
Следует помнить, что правильное оформление путевого листа играет важную роль в учёте и контроле автотранспорта. Независимо от того, используете ли вы унифицированную форму путевого листа из Постановления Госкомстата от 28 ноября 1997 года № 78 или разрабатываете собственный бланк с учётом отраслевых особенностей, важно соблюдать обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 390 и ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.
Реквизиты путевого листа включают в себя:
- Название и дата документа. Эти реквизиты, хотя и не являются обязательными, могут быть необходимы, если путевой лист используется в бухгалтерских и налоговых целях.
- Срок действия путевого листа. Важно указать срок действия документа, чтобы контролировать его актуальность.
- Название компании или ФИО индивидуального предпринимателя. Эти данные идентифицируют организацию или предпринимателя, выдавшего «путёвку».
- Информация о транспортном средстве, которое будет выполнять рейс. Тип, марка, модель и регистрационный номер машины.
- Данные водителя, необходимые для его идентификации. ФИО, СНИЛС водителя, реквизиты водительского удостоверения.
- Информация о времени начала и завершения рейса. Дата и время выезда/возвращения на парковку.
- Показания одометра. Данные о текущем пробеге машины, которые помогают контролировать расстояние и использование автотранспорта.
- Отметки о техническом контроле и медосмотре. Обязательные записи о состоянии автотранспорта и здоровье водителя.
- Вид перевозки. Классификация перевозимого груза и вид сообщения.
Для различных видов автотранспорта существуют соответствующие типовые формы путевых листов: № 3 (для легковых автомобилей), № 4 (для такси), № 4-С или № 4-П (для грузовых перевозок), № 6 (для автобусов) и другие.
С 1 сентября 2023 года разрешено:
- оформлять один путевой лист на один рейс — если длительность рейса превышает продолжительность рабочего дня (смены) водителя;
- оформлять несколько путевых листов на бумажных носителях — на одно транспортное средство, раздельно на каждого водителя, включая каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию
- оформлять путевой лист на несколько рейсов — если в течение рабочего дня (смены) водитель совершает один или несколько рейсов.
Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):
Поездка без путевого листа | ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ | 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения |
---|---|---|
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС | ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ | 60 календарных дней со дня совершения нарушения * |
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра | ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ | 1 год со дня совершения нарушения |
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров | ст. 11.32 КоАП РФ | 90 календарных дней со дня совершения нарушения |
Какие существуют виды путевых листов
Путевой лист автомобиля заполняется в свободной форме, которая может быть разработана на каждом предприятии индивидуально, специального бланка со стороны приказов Минтранса России не предусмотрено.
В качестве шаблона можно использовать типовой варианты формы по документу Госкомстата от 28.11.1997 №78. В рамках данного постановления разработаны:
- форма 3 – для легкового транспорта и такси;
- форма ПЛ-1 – для легкового транспорта, которым пользуется индивидуальный предприниматель;
- форма 4-С – для грузового транспорта (например, автомобиль КАМАЗ), работающего по сдельному тарифу;
- форма 4-П – для грузового транспорта с повременным тарифом;
- форма 6 — путевой лист автобуса;
- форма 6-спец. – для автобусов необщего пользования.
Типовые образцы путевых листов
Ниже даны примеры заполнения и разнообразные образцы путевых листов, которые можно скачать, а затем использовать в рамках своей деятельности.
Форма 4-С: путевой лист грузового автомобиля. |
– |
скачать |
Форма 3: путевой лист легковой машины. |
– |
скачать |
Бланк путевого листа для такси. |
– |
скачать |
Форма 6: путевой лист для автобуса. |
– |
скачать |
Форма 3 спец.: путевой лист для спецтранспорта. |
– |
скачать |
Образец путевого листа ИП для легкового автомобиля 2024 |
– |
скачать |
Образец путевого листа юридического лица для грузовика |
– |
скачать |
Пример путевого листа для грузового авто ИП |
– |
скачать |
Обязательные реквизиты путевого листа
Опираясь на перечисленные сведения, бухгалтер компании или ИП не только осуществляет контроль использования ТС и эффективности работы водителя, но и производит начисление зарплаты водителю, механику и диспетчеру. Оформлением ПЛ и ведением учета их выдачи обычно занимается руководитель подразделения, бухгалтер, диспетчер или другое назначенное лицо.
С 2013 года единые стандарты ряда первичных документов упразднены — компании и ИП вправе разработать собственный бланк путевого листа либо использовать унифицированную, ранее утвержденную постановлением Госкомстата форму, что для большинства предприятий является предпочтительным вариантом. При этом существует набор реквизитов, заполнять которые следует обязательно.
Путевой лист – документ первичного учета, он должен быть пронумерован и датирован. В нем обязательно указываются следующие сведения:
- о сроке действия ПЛ, т.е. дата – число, месяц год, в течение которого документ актуален, если ПЛ оформляется на несколько дней, то указывают его период действия;
- о лице, оформившем ПЛ (для компании – название, организационно-правовая форма, ОГРН, место нахождения, телефон, для ИП – ФИО бизнесмена, ОГРНИП, адрес, телефон);
- о ТС (рег. номер, тип ТС, его модель, при использовании с прицепом/полуприцепом – его рег.номер и модель; показания одометра в полных км пробега на начало и конец рабочей смены; факт проведения предрейсового техосмотра ТС, а также послерейсового осмотра; дату и время выпуска ТС на линию и его возвращения);
- о водителе (ФИО, дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра).
Также в разряд обязательных входят следующие реквизиты путевого листа. Это:
- сведения о перевозке — потребуется включить в документ данные о видах сообщения (например, городском, пригородном, междугородном или международном) и видах перевозки пассажиров или грузов (регулярные, по заказам, легковым такси). Данные сведения закреплены в ст. 4 и 5 закона от 08.11.07 № 259-ФЗ);
- сведения о ТС — кроме типа и модели ТС теперь следует дополнительно указывать его марку, а при использовании с прицепом или полуприцепом следует отразить в ПЛ и марку прицепа/полуприцепа. Уточняется, что сведения о ТС включают в себя показания одометра как при выезде его с парковочной стоянки, так и при заезде на парковку по окончании рабочей смены. Если в компании эксплуатируются трамваи и троллейбусы, в ПЛ следует указывать их регистрационные и (или) инвентарные номера;
- обязанность послерейсового медосмотра водителей предусмотрена лишь в случае обязательности этой процедуры согласно законодательству РФ.
Когда могут выписать штраф за путевой лист
Отсутствие путевого листа у водителя грозит штрафом за административное нарушение. Также получить штраф можно в следующих случаях:
- за неправильно оформленный путевой лист (отсутствие каких-либо сведений);
- за то, что затраты на ГМС не подтверждаются путевками;
- за отсутствие предрейсового медосмотра водителя и выпуск на линию (в том числе и за то, что дата осмотра, подпись и штамп медработника, осуществляющего медосмотр, не указаны в путевом листе);
- за отсутствие информации о техническом осмотре авто (не указана дата последнего осмотра и/или нет подписи лица, контролирующего состояние автомобиля).
Проверить путевой лист может не только ГИБДД, но так же Трудовая инспекция и ФНС. Инспекция труда проверяет соблюдение режима труда и отдыха водителей. Налоговая же проверяет правильность учета затрат при расчете налога на прибыль. В целом, каждая из перечисленных организаций может оштрафовать за отсутствие путевки, но за движение без путевого листа непосредственно во время поездки можно получить штраф только от ГИБДД.
Форма путевого листа и законодательство
Форма путевого листа утверждена приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (ред. от 21.12.2018) «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Кроме этого, ранее действовало постановление Госкомстата России от 28 ноября 1997 года №78, в котором были даны формы путевых листов для различного вида транспорта. Но с 1 января 2013 года эти формы необязательны: компании и ИП могут сами разрабатывать свои путевые листы, нужно лишь, чтобы в них была вся необходимая информация.
Если организация примет решение разработать форму путевого листа самостоятельно, то за основу можно взять унифицированную форму, которая есть в проставлении Госкомстата и внести в неё нужные реквизиты. Главное, чтобы форма путевого листа соответствовала требованиям приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Обязательные поля в таком путевом листе это:
-
наименование и номер путевого листа;
-
сведения о сроке действия путевого листа;
-
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
-
сведения о транспортном средстве;
-
сведения о водителе.
Обязательные реквизиты путевого листа
Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.
Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.
Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.
Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).
Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Нужно ли заполнять путевой лист ежедневно
Самый частый вопрос, который возникает на практике, звучит так: можно ли сотруднику, управляющему автомобилем в управленческих целях, оформлять путевые листы не на каждый день, а, например, на месяц?
Для ответа на этот вопрос обратимся к п. 2 Приложения к приказу Минтранса России от 11.09.2020 N 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». В нем сказано, что «сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован». Это означает, что путевой лист может быть составлен и на более длительный период, например, на неделю или месяц.
Но в этом случае отметки о медосмотре водителя (если медосмотр обязателен) должны проставляться в путевом листе ежедневно. То есть бланк должен быть составлен таким образом, чтобы все это уместилось.
Кстати, форму бланка путевого листа и срок, на который оформляются путевые листы, целесообразно отразить в учетной политике организации.
Новые штрафы за нарушение правил использования путевых листов
С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к путевым листам, которые касаются не только их заполнения, но и правил использования. В случае нарушения этих правил, водителям грозят значительные штрафы.
Одно из основных требований нового законодательства — точное и аккуратное заполнение путевых листов. Водитель обязан указывать все необходимые данные, такие как маршрут, время начала и окончания работы, пройденное расстояние, погрузку и выгрузку, а также перерывы и отдых. Вся информация должна быть четкой, без размытых или заполненных неверно пунктов.
В случае неправильного заполнения путевого листа, водитель может быть оштрафован. Сумма штрафа зависит от характера нарушения и может составлять от 5000 до 30000 рублей. Кроме того, повторное нарушение данного требования в течение года может привести к лишению водительского удостоверения на срок от 6 до 12 месяцев.
Еще одно важное правило относится к сроку хранения путевых листов. Водители обязаны хранить заполненные путевые листы в течение года со дня их окончания. Если водитель не предоставит путевые листы на проверку соответствующим органам в случае проверки или запроса, ему грозит штраф в размере от 10000 до 50000 рублей.
Также новое законодательство требует обязательного использования электронных путевых листов. В случае отказа от использования электронных путевых листов или их неправильного заполнения, водитель также может быть оштрафован. Сумма штрафа в данном случае составляет от 10000 до 50000 рублей.
Новые штрафы за нарушение правил использования путевых листов вступают в силу с 1 января 2024 года. Водителям рекомендуется тщательно ознакомиться с новыми требованиями и не допускать нарушений для избежания штрафов и лишения водительского удостоверения.
- водительское удостоверение (с нужным классом допуска);
- бумаги на автомобиль (если есть прицеп – он тоже должен быть зарегистрирован);
- сопроводительные документы на перевозимый товар (товарно-транспортные накладные и пр.);
- если требуется – специальное разрешение на транспортировку особых грузов;
- путевой лист.
- Серия и номер листа.
- Дата составления документа.
- Сведения о собственнике ТС. Для ЮЛ указывают: название, организационно-правовую форму, адрес, номер телефона, ОГРН. Для ИП — ФИО, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
- Название организации, составившей документ, и ее адрес.
- Код по ОКПО.
- Данные о сроке действия путевого листа: число, месяц, год. Это период, в течение которого можно эксплуатировать ТС по данному путевому листу. Можно выдать лист и на несколько дней (при долгом маршруте) — тогда отмечают даты начала и конца периода эксплуатации.
- Сведения о перевозке. Этот реквизит введен с 2024 года. Об особенностях его заполнения, рассказываем ниже.
- Марка машины (если автомобиль иностранного производства, модель можно вписывать в русской транскрипции) и другая информация о ней (номера и т.д).
- Отметка о предрейсовом контроле техсостояния автомобиля. Реквизит также введен с 2024 года.
- Данные о водителе: его ФИО, табельный номер, номер водительского удостоверения, класс вождения. Сведения о лицензионной карточке необходимо вносить, если водитель работает с использованием лицензии. Сюда же входит информация о медицинском осмотре — предрейсовом и послерейсовом.
- сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания одометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
- затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
- затем вписываются цифры одометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.
Электронный путевой лист: как работает система
Для начала разберемся, как работает электронный путевой лист. Путевой лист сейчас точно такой же обязательный документ, каким и был раньше: без него невозможно вывести на рейс водителя любого ТС. Раньше эти документы были бумажными бланками, куда вносилась информация о водителе и ТС и где проставлялись подписи и печати медика и механика. Сейчас такие листы можно заполнять в программе и заверять электронными подписями.
Возникает вопрос: если после прохождения всех инстанций электронный путевой лист появится в программе компании, то как быть водителю, которого могут остановить сотрудники ГИБДД? Закон обязывает водителей иметь путевой лист, поэтому сейчас работники компаний, реализовавших свое право на использование путевых листов, в большинстве случаев вынуждены их распечатывать.
По данным Минтранса РФ, ожидается, что в дальнейшем компании смогут перейти на электронный документооборот и полноценно обмениваться данными с контрольно-надзорными органами, а электронный путевой лист будет в виде QR-кода, который можно будет показать сотруднику ГИБДД на дороге ― причем даже там, где нет сотовой связи. Эти возможности обеспечит ГИС ЭПД ― государственная информационная система электронных перевозочных документов, оператором которой является Минтранс РФ. Компании при этом будут работать не напрямую с ГИС, а через посредников ― операторов информационной системы. Для этого нужно будет заключить соглашения с оператором информационной системы, а затем внедрить программное решение для оформления и передачи оператору юридически значимых данных. Список операторов опубликован на сайте Минтранса РФ. На деле эта цепочка пока еще в полной мере не функционирует, обязательные требования к использованию электронного документооборота на транспорте не проработаны.
Как работает электронный путевой лист сейчас. Наш программный комплекс уже сегодня позволяет формировать путевой лист, который приходит водителю в приложении; его не нужно распечатывать.
Можно ли вести путевые листы в электронном виде?
Да, такую возможность открыл приказ Минтранса РФ от 28.09.2022 № 390.
Как будет работать электронный путевой лист?
Сформировать такой лист можно онлайн, однако водителю нужно иметь его при себе. Предполагается, что в дальнейшем сотруднику ГИБДД достаточно будет предъявить куар-код.
Кто должен заполнять электронный путевой лист?
Выписывает путевой лист собственник ТС, а медик и механик проставляют в них отметки.
Кто подписывает электронный путевой лист?
Медработник, который отвечает за медосмотр, а также лицо, ответственное за технический осмотр ТС.
Кто должен использовать путевые листы?
- Транспортные компании. Путевые листы позволяют отслеживать маршруты и перемещения транспортных средств, контролировать использование топлива, а также улучшать планирование и управление логистическими процессами.
- Грузоперевозчики. Путевые листы обеспечивают документирование перевозок грузов, контроль над соблюдением графика и сроков доставки, защиту от неправомерного использования транспортных средств.
- Такси и каршеринговые компании. Использование путевых листов позволяет контролировать маршруты и перемещения автомобилей, фиксировать данные о поездках, оптимизировать расходы на топливо и обслуживание.
- Коммерческие флоты. Путевые листы помогают отслеживать перемещения судов и судовых экспедиций, контролировать использование топлива и работы двигателей, а также обеспечивать безопасность и эффективность операций.
- Сервисные компании и предприятия по обслуживанию техники. Путевые листы позволяют отслеживать маршруты работы специальной техники, учитывать пройденное расстояние и временные затраты, оптимизировать процессы технического обслуживания.
- Компании с большим автопарком. Использование путевых листов помогает улучшить контроль над автомобилями, оптимизировать использование ресурсов, сократить издержки и повысить операционную эффективность.
Изменения в путевых листах с 2024 года
Вступление
С 2024 года вступают в силу новые правила заполнения путевых листов, которые затронут большинство организаций, занимающихся транспортировкой грузов. Каждая компания будет обязана внести несколько важных изменений в свою документацию с целью соблюдения новых требований и предоставления более точной информации о передвижении транспортных средств.
- Обязательное указание места загрузки и разгрузки груза. Все путевые листы должны содержать точную информацию о точках погрузки и выгрузки груза. Это поможет упорядочить процесс доставки и предоставит возможность точного определения пути и расстояния между ними.
- Включение сведений о времени начала и окончания каждого этапа перевозки. Теперь путевой лист должен содержать информацию о времени, когда транспортное средство выезжает со стоянки, а также о времени прибытия на каждый адрес. Это позволит контролировать время выполнения задачи и предоставит возможность более точного планирования дальнейших этапов перевозки.
- Уточнение требований к заполнению графы «Цель поездки». В новых путевых листах необходимо указывать конкретную цель поездки, например, доставка товара клиенту или возврат груза в складское помещение. Такая информация поможет контролировать использование транспортных средств и предоставит возможность более эффективного планирования ресурсов.
Также с 2024 года введены новые требования к оформлению путевых листов, которые влияют на их внешний вид и последовательность заполнения. Теперь путевой лист должен содержать следующие разделы:
- Информация о транспортном средстве: марка, модель, государственный регистрационный номер.
- Информация о водителе: ФИО, паспортные данные, контактный номер телефона.
- Места загрузки и разгрузки: адреса точек погрузки и выгрузки груза.
- Время начала и окончания каждого этапа перевозки: время выезда со стоянки, время прибытия на каждый адрес.
- Цель поездки: конкретная цель каждого этапа перевозки.
- Иная информация: дополнительные сведения о перевозке, такие как требования к грузу, особенности маршрута и прочее.
- Подпись водителя.