Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Аэрофлот» и «Россия» озадачились поиском бортпроводников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве авиакомпаний зарплата стюардессы состоит из нескольких частей: основная из них это оклад, но помимо него есть еще выплата за летные и рабочие часы. Понятно, что летные и рабочие часы это не тождественные понятия. Есть норма для летного времени – 80 часов в месяц. Перевыполнять этот план не нужно, поскольку «переналет» не приветствуется. Так что в большинстве случаев у стюардесс в среднем набегает 60-80 летных часов в месяц. Но по прибытии в пункт назначения бортпроводники остаются там еще в течение какого-то времени, это и есть рабочие часы.
Интересные факты о работе стюардесс/стюардов
- Если во время полёта пассажир попытается открыть дверь наружу, то стюардессы/стюарды обязаны надеть на него наручники и передать охране.
- За время, которое уходит на высадку и посадку пассажиров, стюардессы/стюарды зарплаты не получают.
Таким образом, они работают 12 часов, а получают только за половину этого времени.
- Шторы на иллюминаторах должны быть открыты во время посадки/взлёта для того, чтобы стюардесса/стюард видели окружающую местность. Если произойдёт аварийная посадка, они будут знать, с какой стороны открывать дверь.
- Если во время полёта кто-то умер, стюардесса/стюард не сообщает об этом остальным пассажирам.
- В американских авиакомпаниях некоторым стюардессам/стюардам разрешено использовать электрошокеры для нейтрализации пассажиров, которые ведут себя неадекватно.
- Стюардессы/стюарды целенаправленно откладывают подачу ужина во время ночных полётов, надеясь, что пассажиры уснут.
- Стюардессы имеют право использовать мобильные телефоны.
Зарплата стюардесс в различных авиакомпаниях
Зарплата бортпроводников зависит не столько от региона проживания, сколько от места работы. Так, считается, что больше всего предлагает своим работникам «Аэрофлот». Здесь даже у новичков средняя зарплата составляет 40 тысяч рублей, в то время как большинство региональных компаний предлагает таким сотрудникам на 5-10 тысяч рублей меньше. Со временем после получения первого класса в связи с большим количеством летных часов, зарплата увеличивается до 80-100 тысяч рублей.
У компании S7 своя зарплатная политика. Здесь при начислении зарплаты учитывается сложность обслуживания рейсов, знания иностранного языка и т.д. В среднем ежемесячный доход варьирует от 20 тысяч рублей для новичков до 70 тысяч рублей для опытных бортпроводников. Примерно такие же зарплаты предлагает компания «Азур Эйр», зарегистрированная в России.
В компании Utair менее строгие требования к стюардессам. Если большинству авиакомпаний требуется, помимо окончания курсов, еще и наличие диплома о высшем образовании, то в эту компанию берут и тех, кто кроме сертификата может предъявить только аттестат от об окончании средней школы. Зато и уровень зарплаты существенно ниже – это 30-40 тысяч рублей.
В авиакомпании «Победа» стюардессам предлагают до 50 тысяч рублей. Интересно, что в этой компании есть свои требования к росту соискательниц, что связано с использованием определенных моделей самолетов.
Качества, которыми должны обладать стюардесса/стюард
- Хорошие внешние данные, отсутствие лишнего веса, размер одежды не более 46.
- Рост не ниже 165 и не выше 180 см.
- Соблюдение гигиены, аккуратность, пунктуальность, чувство юмора.
- Терпение и отличная реакция в экстренных ситуациях.
- Знание основ дипломатии, этики и корректности.
- Устойчивая психика и моральные принципы.
- Хорошая дикция и правильная речь.
- Не должно быть видимого пирсинга или татуировок.
- Умение плавать.
- Гендерный признак не важен, но на некоторые рейсы берут только мужчин (если полёт опасный, или в самолёте летит мужская спортивная команда).
Какой график работы у стюардесс
Профессия сложная. Отличительной особенностью является ненормированный рабочий день. Также его можно охарактеризовать как непредсказуемый. Выходных практически не бывает. Своим личным временем можно распоряжаться только в отпуске.
Какой график у бортпроводника зависит от факторов:
- план полетов. Он постоянно меняется, могут вызвать в любое время. В случае если находится человек на выходном, гарантии того, что он останется дома нет никакой, так как в любое время могут «выдернуть» на работу;
- выходным днем считается даже тот день, который работник провел вне дома. Например, улетел с другой город, а следующий перелет домой запланирован через 3 дня;
- особенное напряжение связано с рейсами в период отпусков. Если период не востребован пассажирами, то могут дать даже до 5 выходных подряд.
Сколько зарабатывают стюардессы за рубежом
Доходы бортпроводников различаются и в разных странах. Зарплата зависит от общего экономического развития страны и популярности авиакомпании на мировом рынке.
Страна | Средняя зарплата, тыс. руб. |
США и Австралия | 200 |
Германия и Великобритания | 165 |
ОАЭ | 165 |
Казахстан | 115 |
Беларусь | 70 |
Украина | 40 |
Турция | 120 |
Литва | 65 |
Самые высокие зарплаты у стюардесс в США, но устроиться туда работать довольно сложно. В России есть представительство Emirates Airline, куда набирают бортпроводников со знанием языка. Меньше всего получают профессионалы с Украины.
Профессия стюардессы относится к разряду опасных, сопряжена с большим количеством стресса. Однако многие авиакомпании готовы платить своим сотрудникам больше, чем они бы получали на другой работе.
Сколько зарабатывают стюардессы в России
Бортпроводник – это специалист, который отвечает не только за удобство и комфорт пассажиров самолета, но и за безопасность. К стюардессам есть жесткие требования:
- Идеальное состояние здоровья, без хронических заболеваний.
- Наличие сертификата после обучения с подтвержденной квалификацией.
- Немаловажным условием является внешность – авиакомпании отдают предпочтение женщинам в возрасте от 18 до 35 лет с ростом от 165 до 180 см и размером одежды не больше 46-го.
Заработная плата бортпроводницы зависит от нескольких факторов:
- Работодатель. Доход работников крупных авиакомпаний выше, чем у сотрудников небольших региональных авиаперевозчиков.
- Типы перелетов. На международных линиях можно заработать больше, чем на внутренних, но для этого нужно в совершенстве знать иностранные языки (хотя бы английский).
- Количество часов/смен. Чем больше рейсов в месяц, тем больше сумма.
-
Опыт работы. Заработная плата старшего бортпроводника выше, чем у рядовых стюардов и стюардесс. В профессии существует своя градация:
- 3 класс – стажер.
- 2 класс – специалист с опытом от 1-2 лет.
- 1 класс – профессионал.
- Регион. Вне зависимости от сферы деятельности, зарплаты в Москве выше, чем в других городах, например, в Новосибирске, Екатеринбурге, Казани и т. д.
- Процент от продажи товаров Duty Free на борту самолета.
Также бортпроводники получают дополнительные бонусы от компаний-работодателей: льготные тарифы на авиабилеты, программы ДМС, служебные квартиры и пр. Расскажем подробнее, сколько в среднем зарабатывают стюардессы в России в 2021 году.
Кем устроиться в Аэрофлот?
На официальном сайте Aeroflot размещено множество вакансий. Им требуются не только капитаны и стюардессы, но и инженеры, а также разнорабочие:
- Командир воздушного судна. Лётчики получают в Аэрофлоте больше всех. Оплата труда капитана зависит от количества наработанных часов и типа воздушного судна. Например, пилоты на дальних рейсах получают оклад в 300 000 рублей. На среднемагистральных суднах зарплата может достигать 270 000 рублей.
- Второй пилот. Он может стать командиром воздушного судна только налетав не менее 4 000 часов. До этого ему придётся довольствоваться окладом до 140 000 рублей.
- Стюардесса. Зарплата стюардессы аэрофлота может начинаться с 40 000 рублей. При этом оплачивается только время, проведённое в воздухе. Если рейс задерживают в аэропорту, то никаких прибавок нет. При переводе в бизнес-класс зарплата повышается. Там опытная стюардесса может получать до 120 000 рублей.
- Авиатехник. В обязанности авиатехника входит контроль технического состояния воздушных судов. В среднем ему платят 90 000 рублей, но это сильно зависит от региона.
- Главный специалист по информационной безопасности. Занимается мониторингом работы систем безопасности, выявлением компрометации в сети и скрытых атак. Его зарплата составляет 90 000 рублей.
- Аэродромный рабочий. В его обязанности входит поддержание в нормальном состоянии взлётно-посадочной полосы, и других сооружений в аэропорту. Минимальный оклад — 20 000 рублей;
- Водитель электрокара. Осуществляет перевозку VIP-пассажиров, а также помогает им с багажом. Средняя зарплата 35 000 рублей.
- Инженер. Поддерживает самолёты в состоянии летной готовности. Зарплата 130 000 рублей;
- Сборщик обедов. Занимается комплектовкой питания для воздушных судов. Средняя зарплата 30 000-40 000 рублей;
- Диспетчер по организации перевозок. В обязанности входит регистрация на рейсы пассажиров и багажа, а также контроль соблюдения норм перевозки ручной клади. Средняя зарплата 40 000 рублей;
- Веб-аналитик. Его зарплату составляет 73 000 рублей.
- Ведущий эксперт. Разрабатывает планы ремонта и модернизации самолётов. Составляет аналитические отчеты и обеспечивает мониторинг качества. Средняя зарплата 38 000 рублей.
- Терапевт. Контролирует состояние здоровье сотрудников, принимает участие в подготовке и организации лётно-врачебной комиссии. Зарплата 30 000 рублей.
- Авиатехник по приборам. Занимается техническим обслуживанием бортовых систем самолётов. Может получать зарплату от 40 000 рублей.
Ситуация в Аэрофлоте в кризисном 2020 году
На фоне закрытия границ и падения рынка авиаперевозок в апреле 2020 года у работников Аэрофлота были самые мрачные ожидания. Но, к счастью, все развивается лучше ожиданий. По состоянию на сентябрь 2020 года Аэрофлот сохранил 94% своего персонала. Принудительных сокращений не было. Компанию покинули люди старше 65 лет, но большинство людей сохранили свои рабочие места даже с учетом снижения доходов. В самые тяжелые месяцы – апрель, май и июнь – Аэрофлот выплачивал сотрудникам 2/3 оклада. Начиная с июля возобновились полеты, но без международных полетов зарплаты остаются низкими.
Единственная категория, которая сейчас испытывает серьезные сложности, это выпускники летных образовательных учреждений. Для них в настоящее время практически нет новых рабочих мест даже с минимальными окладами. Эксперты ожидают, что полное восстановление объема авиаперевозок может произойти не ранее 2024 года. По состоянию на весну 2021 года компания возобновляет многие зарубежные полеты, хотя объем перевозок составляет еще только 45% от 2019 года.
Условия работы в Аэрофлоте
О работе в Аэрофлоте много отзывов на сайтах про авиацию и условия труда. Отзывы на 70% негативные, на 20% нейтральные и всего 10% — позитивные. Около 75% бывших и действующих сотрудников Аэрофлота НЕ рекомендуют устраиваться в эту компанию. По их отзывам, в Аэрофлоте все направлено на экономическую эффективность. И руководят компанией «эффективные» менеджеры в худшем понимании этого слова. Это означает – экономия на всем, в первую очередь на сотрудниках. Из позитивных отзывов главное, что любят сотрудники Аэрофлота – это работа в небе, самолеты и связанная с этим романтика воздушных путешествий. Но, как отмечают сами сотрудники, это больше подходит молодым людям, которым не надо заботиться о семье, и которые готовы к большим физическим и моральным нагрузкам.
Если мы попытаемся подробно описать все условия работы в компании Аэрофлот, то наша статья получится очень большой. Мы рекомендуем почитать отзывы сотрудников Аэрофлота на тематических сайтах. Мы же ограничимся кратким перечислением основных плюсов и минусов.
Прихоть и необходимость
Всего я проработала бортпроводником девять лет и получила то, за чем шла в стюардессы. Во-первых, много путешествий. Не могу сказать, что посмотрела весь мир и побывала где хотела. Но 25 стран — это тоже круто, где-то я даже успела пожить. Во-вторых, я хотела иметь свою квартиру, чего и добилась. После всех выплат за жилье у меня даже оставались деньги, которые я легко тратила на очередную пару обуви или поход в пафосный дорогущий бар. Сейчас я себе не позволю так шиковать. Я не знаю, сколько теперь зарабатывают стюардессы. Три года назад зарплаты из-за кризиса начали падать. Нас лишали бонусов, уменьшали суточные. Но если вы летали в хорошей авиакомпании, не лоукостере, много часов, то могли рассчитывать на сумму в 200 тысяч рублей.
И напоследок. Если бортпроводники просят вас что-то сделать или, наоборот, чего-то не делать, слушайте их. Не нужно кричать на весь самолет что-то в духе «эй, слышь, принеси кофейку» и щелкать пальцами, будто вызываете официанта. Не вскакивайте со своих мест, как только самолет приземлился и вышел на руление. Не доставайте сумки раньше времени. Однажды на моих глазах мужчина, который полез за ручной кладью на полке, от резкого толчка самолета упал на сидящего у прохода парня и сломал ему руку, лежавшую на подлокотнике. Все просьбы бортпроводников — не их прихоть, а ваша безопасность.
Из истории компании Аэрофлот
ПАО «Аэрофлот» — с 1992 года это частное государственное авиатранспортное предприятие, которое выполняет внутренние и международные рейсы из аэропорта Красноярска и «Шереметьево» (Базовые аэропорты). В советский период Аэрофлотом называли гражданскую авиацию, которая состояла из нескольких авиационных предприятий. Нынешнее построилось на базе одного из старых подразделений, и получило права на использование этой торговой марки.
В советское время Аэрофлот стал одной из самых крупнейших авиакомпаний в мире с достойной зарплатой. После распада СССР произошла реструктуризация, в результате которой небольшие авиаотряды получили автономию. Их количество превышало 300 единиц, и некоторые из них владели 1-2 самолётами. И только в 1992 появился уже известный нам Аэрофлот.
С 2009 года генеральным директором Аэрофлота является Савельев Виталий Геннадьевич. Он также занимает руководящую должность в партии «Единая Россия». В прошлом году он впервые попал в рейтинг директоров-капиталистов. Ему принадлежит 0,121% Аэрофлота, что оценивается в 2,2 млн. долларов. Ежегодный доход, включая зарплату, премии и компенсации составляет около 300 млн. рублей.
Промо ролик Аэрофлота смотрите в этом видео:
За 2021 г. чистая прибыль компании выросла почти в 2 раза по сравнению с прошлыми показателями, и составила 5,3 млрд. рублей. Капитализация Аэрофлота на данный момент составляет 128,7 млрд. рублей.
Работать стюардессой в Аэрофлоте в Москве хотят очень многие. Обучают бортпроводников в Авиашколе вблизи аэропорта Шереметьево. Длятся курсы около трех месяцев, стоят они 65 тыс. руб. Если девушка идет на курсы от Аэрофлота, то авиакомпания же и оплачивает обучение, а также платит стипендию и гарантирует трудоустройство. Потом стюардесса возместит из своей зарплаты стоимость обучения: ведь она обязательно должна будет отработать в Аэрофлоте 3 года. А если стюардесса отработает меньше трех лет, вернет остаток этой суммы Аэрофлоту. Жилье на время учебы не предоставляется.
Учебное расписание на курсах довольно плотное, программа включает более десятка разнообразных дисциплин:
- аварийно-спасательную подготовку;
- оказание первой медпомощи и основы авиационной медицины;
- виды систем и оборудования воздушных судов, правила их эксплуатации;
- авиационную безопасность;
- профессиональный английский язык;
- принципы организации перевозок воздушным транспортом;
- технологии обслуживания пассажиров;
- охрану труда;
- управление безопасностью полетов;
- организацию работы бортпроводника;
- правила обращения с опасными грузами и т. д.
Ученики детально изучают особенности воздушных судов (Аэрофлот использует, в основном, Boeing и Airbus), как организовано питание на борту, нормативы сервиса, правила поведения в смоделированных чрезвычайных ситуациях и даже секреты визажа. Кроме теоретических знаний, слушатели проходят практическую подготовку на тренажерах, а в конце курсов предстоит сдача экзаменов и ряда нормативов (в частности, плавания). Так как стать бортпроводником в Аэрофлоте без доскональной языковой подготовки невозможно, преподаватели советуют отдавать максимум сил этому направлению. Есть возможность пройти дополнительные занятия английским (за доплату), обратиться к частным репетиторам.
Сразу после курсов бортпроводники обязаны налетать определенное количество часов стажерами, и лишь потом начинается их самостоятельная трудовая деятельность. Однако стюарды и стюардессы ежегодно проходят курсы повышения квалификации, а те, кто хочет перейти с рейсов по России на международные, – языковую подготовку.
Чем еще привлекает работа в небе, кроме романтической ауры и путешествий? Достойной зарплатой и соцпакетом. Лидер отечественных авиаперевозок гарантирует бортпроводникам:
- 70-дневный оплачиваемый отпуск;
- льготные/бесплатные авиабилеты для работника и членов его семьи;
- страхование, медобслуживание в собственных медицинских учреждениях;
- санаторно-курортное лечение, детский отдых;
- дополнительные социальные выплаты;
- обеспечение стильной форменной одеждой;
- проживание в высококлассных отелях во время командировок.
Зарплата в Аэрофлоте составит 100-140 тыс. руб., и это еще один стимул для заинтересованных в том, чтобы стать стюардессой в одной из крупнейших авиакомпаний мира.
От чего зависит зарплата стюардессы
В большинстве авиакомпаний зарплата стюардессы состоит из нескольких частей: основная из них это оклад, но помимо него есть еще выплата за летные и рабочие часы. Понятно, что летные и рабочие часы это не тождественные понятия. Есть норма для летного времени – 80 часов в месяц. Перевыполнять этот план не нужно, поскольку «переналет» не приветствуется. Так что в большинстве случаев у стюардесс в среднем набегает 60-80 летных часов в месяц. Но по прибытии в пункт назначения бортпроводники остаются там еще в течение какого-то времени, это и есть рабочие часы.
Помимо оклада и выплат за летные и рабочие часы есть еще доплаты для тех, кто обслуживает ночные рейсы или выходит на работу в праздничные дни. Доплата начисляется исходя из суммы оклада. А вот надбавку за выслугу лет практикуют далеко не все авиакомпании.
Другие профессии: Водитель трамвая: обучение и зарплата
Иногда сотрудникам выплачивают премии в зависимости от результатов работы. Штрафы тоже бывают, но в основном только за очень грубое нарушение трудовой дисциплины, например, за опоздание на рейс. Какие-то мелкие недочеты в работе или нарушения дресс-кода влекут за собой только устные предупреждения и выговоры.
Как стать стюардессой
Шанс стать стюардессой есть далеко не у каждой девушки
Важно иметь хорошие внешние данные и рост не ниже 165 см (но не выше 190 см). До 18 лет в бортпроводницы не берут, как и после того, как девушке исполняется 27
Определяющее условие для устройства на работу в авиакомпанию — отличное знание английского языка, и его необходимо освежить в первую очередь.
Дальше можно отправлять своё резюме в интересующую компанию и договариваться о времени собеседования.
Как правило, успешно проходят его девушки:
- с миловидной внешностью;
- стройные (вес — от 54 до 65 кг);
- без проблем со здоровьем и дефектов речи;
- с высшим образованием (желательно в областях медицины, психологии или управления).
При успешном прохождении экзамена на знание английского, собеседования и медкомиссии (включающей тест на устойчивость к турбулентности) будущую стюардессу допускают до курсов. Их каждая авиакомпания организует самостоятельно — какой-то общей «школы стюардесс» просто не существует (хотя в коммерческих вузах потихоньку начинают появляться соответствующие направления). Учёба длится до трёх месяцев.
За это время девушки получают полную информацию:
- об устройстве самолётов;
- о навыках оказания медицинской помощи;
- о правилах обеспечения безопасности на борту судна;
- об особенностях культуры и обычаев представителей других стран;
- о том, как грамотно выстраивать общение с пассажирами.
Далее следуют экзамен и допуск к первым учебным полётам, которые проходят под руководством опытного инструктора.
Мы выяснили, что заработок бортпроводниц на межконтинентальных и международных перелетах составляет 20 000–100 000 рублей, теперь узнаем, сколько платят стюардессам при чартерных рейсах. Конечно, по сравнению с другими маршрутами, люди считают такой полет престижным и высокооплачиваемым заработком. Если авиакомпанией заказан чартерный самолет, поработать на таком рейсе стремится любая из стюардесс.
Обслуживание VIP чартеров авиалинии оплачивают по особому тарифу — здесь час работы стоит от 5 000 рублей
При подобном виде полета сотрудникам на борту лайнера удается пообщаться с интересными людьми и одновременно заработать от 5 000 рублей за час работы. Чартеры преимущественно заказывают деловые люди для полета на бизнес-конференции или встречи с партнерами. Такими услугами пользуются и компании обычных людей при желании провести выходные на курорте. В таком случае сотрудник салона самолета сопровождает пассажиров на протяжении перелета.
Учитывая желания юных девушек, стремящихся начать успешную карьеру в роли бортпроводника, подскажем, как воплотить мечты в реальность. Заявление о приеме на работу подают в отдел кадров аэропорта. Если установленные компанией критерии и анкетные данные не расходятся, появляется шанс попробовать силы в такой интересной и увлекательной профессии. Кроме того, иногда уместно проявить настойчивость, особенно когда девушка не мыслит возможность работать в ином направлении.
Watch this video on YouTube