Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подготовка схемы расположения земельного участка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане на сегодняшний день удобнее всего применять электронный формат документа. Но бывают случаи, когда план необходим гражданскому лицу с целью передачи земельного надела без торгов. В этом случае он может быть выполнен в двух формах – в виде электронного документа или же обычного бумажного.
Как согласовать границы участка с соседями?
В согласовании новых границ с владельцами смежных участков также поможет кадастровый инженер: он должен направить им извещения на почтовый или электронный адрес, также допускается согласование в индивидуальном порядке.
Если найти их не получается, кадастровый инженер публикует извещение в местной прессе. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление.
Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. Если они не согласны, то могут направить свои возражения кадастровому инженеру. Возражения должны быть зафиксированы в акте согласования местоположения границ земельного участка, а также приложены к межевому плану.
Далее документы необходимо передать в Росреестр. При наличии обоснованных возражений учетно-регистрационные действия будут приостановлены, а решать разногласия соседям придется уже в суде.
Какие нужны документы?
Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.
Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:
– ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);
– материалы лесоустройства;
– планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;
– документы по территориальному планированию муниципальных образований;
– проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.
Какие требования к Схеме земельного участка?
При подготовке схемы размещения земельного участка учитывайте следующие документы.
- Утвержденные документы территориального планирования.
- Правила землепользования и застройки.
- Проекты планировки территории.
- Землеустроительную документацию.
- Положения об особо охраняемой природной территории.
- Зоны с особыми условиями использования территории.
- Земельные участки общего пользования и территории общего пользования, красных линиях.
- Местоположение границ земельных участков.
- Местоположение зданий, сооружений. В том числе, размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами, объектов незавершенного строительства.
Перечень достаточно внушительный, но не такой страшный, как может показаться.
Если цель получить участок под ИЖС, ЛПХ в границах населенного пункта, садоводство или КФХ, то начинайте с Правил землепользования и застройки населенного пункта.
В каждом населенном пункте должны действовать свои Правила землепользования и застройки.
Зачем и когда нужен документ
Схема расположения земельного участка оформляется в таких ситуациях:
- Создание нового надела, который в будущем будет передан в аренду и продан другому владельцу на аукционе или без проведения торгов. При этом земля находится в собственности государства или муниципалитета;
- Организация территории в новый участок, который впоследствии будет использоваться для нужд муниципалитета;
- Оформление государственной или муниципальной земли с последующей передачей в бесплатное пользование или аренду физическим и юридическим лицам;
- Образование надела методом прирезки дополнительных территорий к имеющемуся участку (перераспределение площади);
- Получение разрешения на проведение строительных работ. Землю уполномочен выделить официальный представитель исполнительной власти на проекта межевания.
Что такое схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории
Так что же такое схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории?
Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории – это документ в электронном или бумажном виде, представляющий из себя графическое изображение границ образуемого земельного участка на территории кадастрового квартала, в котором он расположен.
Думаем уместно будет напомнить, что такое кадастровый квартал и план территории.
Кадастровый квартал – это единица кадастрового деления территории, являющаяся частью кадастрового района, который в свою очередь является составной частью кадастрового округа, на которые делится вся страна. Наименьшей единицей кадастрового деления являются земельные участки, для присвоения кадастровых номеров которым (в целях учета) и осуществляется такая разбивка.
Кратко – схема расположения земельного участка нужна там, где образуются или уточняются границы земельных участков из государственной (муниципальной) собственности.
Самые часто встречающиеся случаи:
- Образование земельного участка из государственных (муниципальных) земель или земель неразграниченной собственности;
- Образование под объектом недвижимости земельного участка, который не находится в частной собственности;
- Уточнение границ земельного участка, который не находится в частной собственности;
- Перераспределение земельного участка частной собственности и государственной (муниципальной) собственности;
- Изъятие земельного участка для государственных (муниципальных) нужд;
В случаях образования, изменения, уточнения границ земельных участков, находящихся в частной собственности, подготовка схемы расположения земельных участков законом не предусмотрена.
Схема расположения земельного участка не нужна, когда:
- утвержден проект межевания территории, в границах которой расположен участок;
- участок подлежит образованию только в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ);
- закон не связывает образование земельного участка с утверждением схемы расположения.
Схема расположения земельного участка подлежит утверждению органом, который уполномочен на распоряжение землей. Если уполномоченный орган утверждает схему, то он выносит распоряжение.
Срок такого распоряжения составляет 2 года. Если в течении двух лет заинтересованное лицо не поставит участок на кадастровый учет, то распоряжение теряет юридическую силу. В этом случае, нужно начинать все заново.
Для чего нужна схема расположения земельного участка на КПТ?
Схема сама по себе не является правоустанавливающим документом. Она носит технический характер и требуется:
- чтобы образовать ЗУ из земель либо других участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, т.е. не в собственности частных лиц;
- в случае перераспределения ЗУ, находящегося в частной собственности с землями государственной или муниципальной собственности, так называемой прирезке.
Самыми распространенными случаями, когда требуется подготовка схемы расположения ЗУ:
- требуется кадастровому инженеру для подготовки межевого плана, чтобы поставить на кадастровый учет и получить кадастровый номер участка;
- владеете на правах аренды участком, находящимся в государственной собственности и желаете его разделить. В этом случае требуется утверждение схемы для раздела такого участка;
- хотите оформить пустой участок земли, никому не принадлежащий, получить его в аренду или собственность (выкупить) в соответствии с земельным кодексом.
- может потребоваться в случае получения разрешения на строительство.
В иных случаях земля выделяется органами местного самоуправления в соответствии с проектом межевания и планировки территории.
Причины отказа в приеме СРЗУ
Основных причин шесть. Но их может быть и больше. Так как законы в этой сфере «не стоят на месте». Поэтому, старайтесь, еще до подачи документов, уточнить все требования к документам в уполномоченном органе.
Отказать в приеме схемы участка могут по следующим причинам:
- Наличие в схеме или тексте разночтений, ошибок, не соответствие требованиям 762 Приказа;
- Если обнаружено пересечение, частичное или полное совпадение границ участка с границами ранее зарегистрированных ЗУ, срок действия которых не истек на данный момент;
- Не соответствие участком требований действующего законодательства;
- Приобретаемая территория земли уже находится в собственности;
- ЗУ входит или частично пересекает местность, которая планируется использоваться для развития инфраструктуры;
- Произошло превышение реальной площади на 10 и более процентов.
Схема расположения земельного участка – это особый тип бумаг, оформление которых осуществляется для того, чтобы подтвердить законность размещения участка на какой-либо территории. Данный документ предусматривает отражение на оформленном кадастровом плане определенной территории точных границ выбранного земельного участка, учитывая различные узловые точки.
Так как в преимущественном большинстве случаев расположение участка является достаточно стабильным, а внесение корректировок в границы осуществляется только в процессе проведения различных природных или юридических процессов, то в таком случае говорить о возможном изменении схемы можно будет только после появления таких обстоятельств.
Учитывая это обстоятельство, общий срок действия полученного документа не предусматривается, и он не теряет своей юридической силы до того момента, пока не изменится площадь территории.
Как и любые юридически значимые документы, схема может иметь срок действия может составлять до шести месяцев, отсчет которых осуществляется с момента утверждения документа, если другие нормы не прописаны в самой схеме или каких-либо нормативных актах, на основании которых она составлялась.
Как самому сделать схему расположения земельного участка
Для того, чтобы самостоятельно оформить схему месторасположения определенной территории, можно воспользоваться специализированной программой Арго 6.
Сама процедура будет выглядеть следующим образом:
- Открывается программа и нажимается кнопка «Создать новый чертеж».
- Загружается кадастровый план выбранного участка в программу, после чего используется функция «Добавить в чертеж».
- На кадастровом плане территории нужно отыскать определенный кадастровый квартал, на территории которого находится выбранный земельный участок.
- Загружается топооснова, после чего на открытом плане начинают появляться всевозможные особенности рельефа, недвижимость, различные объекты инфраструктуры и другие.
- С помощью специального инструмента осуществляется обведение контуров участка по точкам.
- Оформляется план земельного участка в окончательном виде, после чего оформляется заявление о предварительном согласовании передачи территории.
Причины отказа в утверждении схемы расположения ЗУ
Нередко администрация, на территории которой расположен испрашеваевый земельный участок, с первого раза не принимают схемы земельных участков. Может потребоваться доработка документа. Не стоит переживать по этому поводу и спорить с ответственными сотрудниками. Следует уточнить, что именно не устраивает чиновников. Возможно, потребуется просто внести незначительные исправления в условные обозначения.
Отказывают и по надуманным причинам. Конечно, у администрации могут быть свои планы относительно испрашиваемой территории. Тогда заявителя будут «мурыжить» годами, пока он сам не откажется от претензий на землю. Оснований для отказа в утверждении плана немного, но достаточно, чтобы поиграть на нервах заинтересованных лиц.
Отказ допускается, если:
- документ не соответствует утвержденным требованиям приказа №762 Минэкономразвития;
- границы образуемого надела пересекают границы иного участка, который уже числится на кадастровом учете;
- границы создаваемого участка пересекаются с границами другого надела, схема расположения которого утверждена, и срок ее действия не истек;
- образуемый надел не соответствует требованиям действующего законодательства;
- границы участка противоречат проекту планировки площади либо землеустроительной документации;
- ЗУ находится в области, где утвержден проект межевания территории. Мотивом для такого решения обычно является несоответствие участка, описанного в приложенной схеме, утвержденному проекту межевания и планировки. В таком случае получить землю в указанном месте в собственность или аренду будет очень проблематично. Единственным выходом является включение участка в проект.
Одним из документов, на основании которого выделяется земельный участок (ст. 11.3 ЗК РФ) является утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в составе приложения к решению о выделении. Ее основная цель- предоставление данных об интересующем земельном участке для предварительного согласования с собственником (федеральным или муниципальным представителем).
Схема расположения земельного участка необходима в следующих случаях:
— при образовании земельного участка для предоставления гражданину без проведения торгов или для проведения аукциона по продаже или на право аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
— при образовании земельного участка для последующего изъятия для муниципальных нужд
— при образовании земельного участка, находящегося в муниципальной или госсобственности путем раздела для предоставления физическим и юридическим лицам на праве аренды или безвозмездного пользования
— при образовании земельного участка путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В простонародье это называется оформлением прирезок к уже имеющемуся земельному участку.
— в некоторых случаях схему требуют для получения разрешения на строительство, в частности для ГПЗУ.
В остальных случаях земельные участки выделяются из земель муниципальных и государственных согласно проекту планировки и межевания территории.
Порядок действий в случае отказа
Кадастровый инженер поясняет проблему, в соответствии с которой требуется привести документацию на участок в правоспособный вид. На основании данной консультации требуется восстановить порядок правоспособности и подать документацию вновь. Если притязания представителя геодезической компании неправомерны – целесообразно найти другого исполнителя работ.
Если выявлена кадастровая ошибка, заключающаяся в несовпадении сведений из Росреестра с полученными геодезическими данными – следует подать запрос о её исправлении. Запрос подаётся в администрацию отделения ГКН. После его рассмотрения выдаётся мотивированная выписка из решения, в которой указывается алгоритм действия для исправления или отказ.
В первом случае следует действовать соответственно указанному алгоритму. В случае отказа полученную выписку прилагают к исковому заявлению и подают его в суд по месту расположения земельного участка. Исправления будут произведены на основании решения суда.
Подготовка схемы расположения границ земельного участка в земельном массиве является базовым действием создания нормативной документальной основы, обеспечивающей имущественные гарантии обладателя надела.
Схема расположения земельного участка – это особый тип бумаг, оформление которых осуществляется для того, чтобы подтвердить законность размещения участка на какой-либо территории. Данный документ предусматривает отражение на оформленном кадастровом плане определенной территории точных границ выбранного земельного участка, учитывая различные узловые точки.
Так как в преимущественном большинстве случаев расположение участка является достаточно стабильным, а внесение корректировок в границы осуществляется только в процессе проведения различных природных или юридических процессов, то в таком случае говорить о возможном изменении схемы можно будет только после появления таких обстоятельств.
Учитывая это обстоятельство, общий срок действия полученного документа не предусматривается, и он не теряет своей юридической силы до того момента, пока не изменится площадь территории.
Как и любые юридически значимые документы, схема может иметь срок действия может составлять до шести месяцев, отсчет которых осуществляется с момента утверждения документа, если другие нормы не прописаны в самой схеме или каких-либо нормативных актах, на основании которых она составлялась.
Образец схемы расположения земельного участка
Выписка на недвижимость из ЕГРН
Сведения, представляемые «Публичной кадастровой картой», пригодны только для первичного ознакомления. Нельзя использовать их для межевания, проведения юридически значимых действий с недвижимостью. Чтобы придать информации документальную силу, необходимо получить выписку ЕГРН из кадастра.
Для этого после работы с интерактивным изображением нужно перейти в раздел «Услуги». Здесь выбирают строку «Получить выписку». Сервис автоматически перебрасывает пользователя в «Личный кабинет».
На отправку заявки по образцу и получение выписки через интернет уходит несколько часов. Если запросить обычную бумажную выписку через реальный офис МФЦ, процедура займет 2–3 дня.
Утверждение и выдача схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов или информации либо осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя (в случае если основания для отказа в приеме документов не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга);
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ Комитета, должностного лица Комитета, государственного гражданского служащего Комитета, МФЦ, работника МФЦ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
- Жалоба может быть подана заявителем в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме (с использованием информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет» посредством официального сайта Комитета, федерального Портала либо Портала), в Комитет, МФЦ, либо в Комитет по информатизации и связи, являющийся учредителем МФЦ (далее — КИС).
- Жалобы на решения и действия (бездействие) руководителя Комитета подаются в Комитет.
- Жалобы на решения и действия (бездействие) работника МФЦ подаются руководителю МФЦ.