Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

С чего начинается исполнительное производство?

Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства.

Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.

В ходе принятия должностным лицом документа к исполнению, он обязан убедиться в том, что документ соответствует требованиям предъявляемым законом. Это очень важно, поскольку на данной стадии судебный пристав наделен правом и вовсе отказать в возбуждении дела, если установит, что документ не соответствует требованиям.

Поэтому, грамотный должник или его представитель всегда проверит документ на соответствие статье ФЗ «Об исполнительном производстве». В случае наличия основания для отказа в возбуждении позволит сторонам растянуть время и отсрочить появление дела.

Особенно привлекательно для должника. Ведь пока устраняются препятствия можно не исполнять решения суда законно. Берите на заметку уважаемые читатели!

Как получить исполнительный лист, что с ним делать и как подать судебным приставам?

После того как суд рассмотрел дело и вынес решение в пользу истца, истец может получить на руки исполнительный лист. Для того чтобы получить исполнительный лист необходимо убедиться, что вышли сроки на обжалование либо ответчику отказано в жалобах, и обратиться в тот суд, который вынес решение. Обращение в суд и получение документа возможно следующими способами:

  • Личное обращение в канцелярию суда с подачей заявления на выдачу исполнительного листа. В таком случае вы сможете получить документ как минимум через 2 недели, но иногда процесс получения затягивается на месяц и более — к сожалению, канцелярия суда часто затягивает процесс выдачи листа или направления его приставам.
  • Почтой отправить заявление на выдачу документа с пометкой лист также отправить истцу почтовым отправлением.
  • Не получать лист самому, а попросить в заявлении направить лист напрямую судебным приставам.

Исполнительное производство

В Постановлении говорится, в каких случаях выдаются исполнительные листы, а в каких – нет. Исполнительные листы выдаются, когда исполнение судебного решения зависит от должника. Например, уплата долга, совершение какого-либо действия или воздержание от его совершения. Если же требование истца выполняется самим судом, то исполнительный лист не выдается. Так, при удовлетворении иска о понуждении к заключению договора он считается заключенным с момента вступления в силу решения суда (на условиях, определенных в этом решении), и исполнять само решение должнику не нужно.

Бывает, что в иске заявлены оба вида требований. При их удовлетворении суд в некоторых случаях все-таки выдает исполнительный лист. Например, когда определен порядок пользования…

Как не платить исполнительский сбор

Если должник исполнил решение суда до направления его приставам, дополнительные сборы и санкции не применяются. Также не придется платить сбор, если предписание суда было исполнено добровольно в срок, указанный приставом в постановлении. Доказать этот факт можно платежным документом о дате перечисления средств, актом о передаче имущества, иным аналогичным документом.

Статья 112 Закона № 229-ФЗ предусматривает еще ряд ситуаций, при которых можно избежать взыскания сбора:

  • если должник докажет, что просрочка была вызвана чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (непреодолимая сила);
  • если для исполнения судом предоставлена отсрочка или рассрочка;
  • если добиться отмены судебного акта, исполнительного документа или постановления пристава (если на момент отмены сбор уже был удержан, он подлежит возврату);
  • если производство открыто по категориям дел, указанных в пункте 5 статьи 112 Закона № 229-ФЗ.

Доказывать факты непреодолимой силы нужно непосредственно приставу, ведущему дело. Закон не содержит перечня таких обстоятельств, поэтому можно столкнуться с субъективной оценкой пристава и получить отказ в освобождении от уплаты санкции. В этом случае можно оспорить постановление через вышестоящее должностное лицо ФССП, либо в судебном порядке. Например, как непредвиденное обстоятельство рассматривается факт нарушения банком сроков перевода средств, направленных на исполнение решения суда.

Основания для прекращения исполнительного производства

В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.

В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.

Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.

Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.

Сюда же относятся следующие причины:

  • Суд прекратил действие исполнительного листа.
  • Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.

Возможно ли отменить исполнительский сбор

Исполнительский сбор считается дополнительной финансовой нагрузкой у должника, которую назначают при несвоевременном погашении долга, назначенном судом. Процесс вынесения Постановления о назначении исполнительского сборища приставом исполнителем прост. ФССП взыскивает сбор после того, как истек срок добровольного исполнения судебного приказа.

Отменить исполнительный сбор можно только в том случае, если будет отменен исполнительский документ или вынесено решение суда. В рамках ФЗ №229 у пристава нет полномочий изменять или отменять ранее принятое постановление суда. При этом Президиумом ВС подтверждено, что пристав-исполнитель имеет право исправлять собственные ошибки, допущенные в ходе ИП. Кроме того, приставы могут отменять или изменять необоснованное постановление.

Как это происходит на практике? Ответственное лицо будет настаивать на повторном рассмотрении ситуации в суде, так как в указаниях Президиума не прописан порядок действий, который нужно соблюсти, чтобы отменить исполнительский сбор. Фактически, чтобы должник освободился от уплаты взноса нужно обращаться и к приставам, и к суду.

Должны ли приставы сообщать о своих действиях

Сотрудники Федеральной службы судебных приставов обязаны соблюдать все нормы действующего законодательства Российской Федерации. Подчеркнем, что в этих нормах установлена обязанность судебных приставов информировать гражданина, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, о действиях, которые будут предприняты.

Внимание! В соответствии с нормами, закрепленными в статье 24 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ Об исполнительном производстве, сотрудник Федеральной службы судебных приставов, в производство которого попало дело, обязан уведомить об этом гражданина, сообщив о том, какие действия будут предприняты в отношении этого гражданина.

Однако из этих норм существует одно исключение, если решение, принятое судом, должно быть исполнено незамедлительно. В этом случае сотрудники Федеральной службы судебных приставов совершают все необходимые действия, не уведомляя об этом гражданина.

Читайте также:  Какие изменения пенсионной системы предложил Владимир Путин?

Но при этом гражданин, в отношении которого были совершены действия, должен быть уведомлен об этом. Уведомление должно быть направлено в следующий рабочий день после совершения этих действий.

Признание лица уведомленным в случае неполучения письма

Учтите! Гражданин, не получивший уведомление от судебных приставов, будет считаться надлежаще уведомленным в следующих случаях:

  • гражданин отказался получать уведомление, присланное посредством почтового отправления, курьером или нарочным,
  • почта подтверждает получение гражданином уведомления, но этот гражданин не исполнил в отведенный срок требования судебных приставов,
  • уведомление было отправлено на адрес гражданина, который ранее был указан в качестве контактного адреса, но на момент поступления почтового отправления гражданин по этому адресу не проживает и поэтому не получил уведомление,
  • уведомление было получено другим совершеннолетним гражданином, проживающим вместе с адресатом.

Исходя из вышеизложенного становится очевидным, что отказ гражданина от получения уведомления, а также заявления о том, что уведомление не было получено, не поможет избежать ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов.

Какие возможности удалённого взаимодействия есть у должника

Должник может воспользоваться личным кабинетом портала Госуслуги, чтобы:

  • узнать о наличии исполнительного производства;
  • узнать о наложенных ограничениях (арестах имущества, ограничении выезда заграницу и др.);
  • отложить исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения;
  • отменить выплату алиментов;
  • проинформировать судебного пристава об оплате задолженности;
  • вернуть излишне удержанные денежные средства;
  • пожаловаться на действия судебного пристава-исполнителя;
  • сообщить судебному приставу информацию по исполнительному производству;
  • направить приставу иные заявления, ходатайства, объяснения, отводы.

Актуальная для должников услуга по информированию о ходе снятия действующего временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации в электронном виде пока не предоставляется.

Должны ли приставы сообщать о своих действиях

Сотрудники Федеральной службы судебных приставов обязаны соблюдать все нормы действующего законодательства Российской Федерации. Подчеркнем, что в этих нормах установлена обязанность судебных приставов информировать гражданина, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, о действиях, которые будут предприняты.

Статья по теме: Ответственность учредителей ИП

Внимание! В соответствии с нормами, закрепленными в статье 24 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», сотрудник Федеральной службы судебных приставов, в производство которого попало дело, обязан уведомить об этом гражданина, сообщив о том, какие действия будут предприняты в отношении этого гражданина.

Однако из этих норм существует одно исключение, если решение, принятое судом, должно быть исполнено незамедлительно. В этом случае сотрудники Федеральной службы судебных приставов совершают все необходимые действия, не уведомляя об этом гражданина.

Но при этом гражданин, в отношении которого были совершены действия, должен быть уведомлен об этом. Уведомление должно быть направлено в следующий рабочий день после совершения этих действий.

Какие должны быть в письме сведения

Сотрудники Федеральной службы судебных приставов обязаны уведомлять гражданина о возбуждении исполнительного производства, о наложении или взыскании ареста на имущество, а также о реализации объектов имущества, принадлежащих гражданину.

В направленном гражданину уведомлении должны содержаться следующие сведения:

  • данные о сотруднике Федеральной службы судебных приставов, направивших это уведомление, включая фамилию, имя и отчество, звание и занимаемую должность, а также контакты, по которым гражданин сможет связаться с этим сотрудником;
  • данные о гражданине, которому адресовано уведомление, включая фамилию, имя и отчество, а также статус этого гражданина в процессе;
  • реквизиты исполнительного производства;
  • информация о конкретной дате и месте совершения судебными приставами действий, о которых гражданин уведомляется;
  • информация о том, какие последствия наступят для гражданина в случае отказа от исполнения законных требований судебных приставов.

Порядок прекращения исполнительного производства

  1. Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
  2. Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
  3. Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.

ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.

Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.

  1. Судебный пристав может самостоятельно прекратить производство либо на основании заявления, например, взыскателя.
  2. В течение 3-х дней после получения заявления пристав должен прекратить производство по исполнительному документу, путем вынесения соответствующего постановления. При этом указанное постановление должно быть утверждено страшим судебным приставом или его замом.
  3. В случае получения приставом судебного акта о прекращении производства, пристав обязан его исполнить немедленно после получения.

Последствия прекращения исполнительного производства

Когда прекращается производство приставом, то подлежат отмене все меры принудительного исполнения, ограничения, которые были приняты в рамках конкретного исполнительного производства приставом. В исполнительном документе делается отметка о том, в какой части исполнены требования соответствующего документа.

При прекращении приставом основного производства, он одновременно может возбудить с учетом обстоятельств дела другое производство, например, о взыскании исполнительского сбора. При этом ограничения для должника будут сохранены в необходимом размере.

В случае прекращения производства исполнительный документ остается в материалах прекращенного дела и взыскатель не сможет его предъявить повторно к исполнению.

Если пристав не уведомил должника

Таким образом, ни в коем случае не должна возникнуть ситуация, когда пристав не уведомил должника о возбуждении исполнительного производства. Это считается грубейшим нарушением закона. Что делать в такой ситуации:

  1. Для восстановления справедливости, можно пожаловаться на пристава его непосредственному начальству. Пусть накажут виновного и нерадивого сотрудника.
  2. Можно требовать отменить оплату исполнительского сбора. Это вполне резонные требования, ведь если бы должник вовремя узнал о возбужденном деле, есть вероятность, что он мог оплатить долг добровольно. И тогда не было бы необходимости в исполнительных действиях.

В доказывании своей правоты надо тоже проявлять осторожность. Ведь возможна такая ситуация, что письмо вам отправляли, а вы его просто не получили.

Если будет доказан факт отправки повестки, то ничего не попишешь, придется отставить все свое возмущение при себе и следовать закону.

Также в законе обговаривается, что если повестку вручили не лично должнику, а скажем, его родственникам, которые живут по тому же адресу, то гражданин тоже считается извещенным. И если должник переехал жить по другому адресу, а письма посылались на старый адрес, сам факт отправки письма и будет считаться извещением.

Статья 24. Извещения и вызовы в исполнительном производстве

[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 4] [Статья 24]

1. Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

2. В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии «иных» обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве. При этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения.

3. Извещения, адресованные взыскателю и должнику, направляются по адресам, указанным в исполнительном документе. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по месту жительства или месту нахождения такого лица. Извещение может быть направлено по месту работы гражданина, участвующего в исполнительном производстве.

4. Лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе в письменной форме сообщить иной адрес (в том числе адрес электронной почты), по которому судебный пристав-исполнитель должен направлять извещения, либо указать иной способ уведомления и другие сведения, необходимые для своевременного информирования данного лица о ходе исполнительного производства.

Читайте также:  ПЕРЕВОД РАБОТНИКА В СВЯЗИ С ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ НЕОБХОДИМОСТЬЮ

5. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.

Извещения и вызовы в исполнительном производстве

Одним из основополагающих элементов в создании условий, позволяющих субъектам реально участвовать в исполнительном производстве, является их надлежащее извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения.

Институт извещений в исполнительном производстве имеет важное практическое значение и направлен на обеспечение конституционного принципа законности (ч. 2 ст. 15 Конституции России, ст. 3 Закона об исполнительном производстве). Учитывая данное обстоятельство, в Законе об исполнительном производстве 2007 г. выделена самостоятельная гл. 4 «Извещения и вызовы в исполнительном производстве».

Можно говорить, что извещения и вы зовы выступают средствами информационного обеспечения исполнительного производства.

Действующее законодательство устанавливает, что лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения следующими возможными способами:

  • повесткой с уведомлением о вручении;
  • телефонограммой;
  • телеграммой;
  • с использованием электронной, иных видов связи и доставки;
  • доставкой лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.

В настоящее время применяются утвержденные ФССП России 27 ноября 2008 г. № 01-3093 Методические рекомендации о порядке телефонного извещения должников по исполнительным производствам способом автоматического обзвона. Следует учитывать, что телефонное извещение лиц, участвующих в исполнительном производстве, не исключает применения иных способов извещения и вызова. Выбор того или иного способа извещения или вы зова производится судебным приставом-исполнителем в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств, сложившихся в рамках конкретного исполнительного производства.

Порядок извещения

В направляемой судебным приставом-исполнителем повестке или ином извещении должна содержаться следующая информация: наименование и адрес подразделения судебных приставов; наименование адресата; указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат; наименование или номер исполнительного производства. но которому извещается или вызывается адресат; дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения; последствия неявки адресата по вызову.

При этом если адресату вместе с повесткой или иным извещением направляется копия постановления судебного пристава-исполнителя, то наименование или номер исполнительного производства, по которому извещается или вызывается адресат, а также дата, время и место совершения исполнительного действия или применения меры принудительного исполнения могут не указываться.

Правила извещения различаются в зависимости от вида должника (физическое лицо или юридическое лицо).

Особенности извещения физических лиц

Извещение, адресованное лицу (физическому лицу), участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Кроме того, извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.

Сведения о месте нахождения должника — физического лица могут быть получены судебным приставом-исполнителем:

  • из исполнительного документа;
  • из информации, представленной взыскателем;
  • из базы данных адресного бюро;
  • из базы данных Пенсионного фонда. Фонда социального страхования (о месте работы) и иных источников.

Особенности извещения юридических лиц

Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.

Гражданское законодательство понятия юридического адреса юридического лица не содержит, оперируя понятием «место нахождения юридического лица» как одним из средств его индивидуализации.

В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Таким образом, уведомляя юридическое лицо, следует иметь в виду, что извещение будет признано надлежащим лишь в том случае, если оно направлено по юридическому адресу юридического лица, т.е. по адресу его государственной регистрации, указанному в учредительных документах и Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). При этом адрес, указанный в исполнительном документе, в некоторых случаях может не соответствовать адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Поэтому, возбуждая исполнительное производство в отношении должника-организации, судебному приставу-исполнителю следует запросить в налоговых органах выписку из ЕГРЮЛ.

Формы извещения

Законодательство об исполнительном производстве предусматривает две основные формы извещения должника:

  • направление постановления о возбуждении исполнительного производства посредством почтовой связи (наиболее широко используемый вариант);
  • непосредственное вручение постановления лично судебным приставом-исполнителем или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить. Таким лицом, которому судебный пристав-исполнитель может поручить доставить (вручить) постановление о возбуждении исполнительного производства, может быть взыскатель или его представитель.

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 64 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Аналогичная норма содержится и в п. 2 ст. 12 Закона о судебных приставах, согласно которой судебный пристав-исполнитель вправе давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе поручить взыскателю с его согласия или его представителю доставить (вручить) должнику постановление о возбуждении исполнительного производства.

В случае если повестка или иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Если повестка, иное извещение доставляются иным видом связи, то дата и время их доставления адресату фиксируются установленным способом (ст. 26 Закона об исполнительном производстве). В частности, телеграмма доставляется оператором связи по указанному адресу, а в уведомлении о ее доставке фиксируются дата, время и данные лица, которому вручена телеграмма.

Несравнимо сложнее обстоит дело с установлением факта доставки извещения посредством телефонограммы, электронной, факсимильной, других подобных видов связи, поскольку лицо, принимающее информацию, не всегда может являться непосредственным адресатом, к кому адресовано извещение. К сожалению, на сегодня отсутствует и регламентация вопроса, связанного с тем, обязано ли лицо, получившее. к примеру, извещение посредством электронной почты, совершать действия, направленные на подтверждение его получения.

В настоящее время применяются Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2005 г. № 221. Согласно п. 2 данных Правил почтовым отправлением с уведомлением о вручении признается почтовое отправление, при подаче которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление. В то же время особенности вручения повестки или иного извещения определяются ст. 27 Закона об исполнительном производстве.

При этом правила вручения физическим лицам и юридическим лицам также неодинаковы.

Так, повестка, иное извещение, адресованные гражданину, вручаются ему лично под расписку на подлежащем возврату в подразделение судебных приставов уведомлении о вручении. Если лицо, доставляющее повестку, иное извещение, не застанет вызываемого гражданина по месту его жительства, то повестка, иное извещение вручаются кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. В этом случае адресат считается извещенным.

Повестка, иное извещение, адресованные организации, вручаются работнику организации, который расписывается в получении повестки, иного извещения на уведомлении о вручении с указанием своих фамилии, инициалов и должности.

Таким образом, Закон об исполнительном производстве установил, что надлежащим извещением должника-организации будет и такое извещение, при котором оно (постановление) вручено любому работнику организации вне зависимости от занимаемой должности. В то же время судебному приставу-исполнителю необходимо удостовериться в том, что лицо, принимающее постановление, состоите организацией-должником в трудовых правоотношениях.

При вручении извещения (постановления) работнику организации, не являющемуся единоличным исполнительным органом (руководителем), последнему следует разъяснить о необходимости доведения полученной им информации до сведения руководителя организации, разъяснив также, что в противном случае ею бездействие может привести к неисполнению судебного акта, что может повлечь ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

В случае спора о правомерности вручения постановления соответствующему лицу следует запросить у должника-организации сведения о заключенном трудовом договоре с лицом, получившим постановление, и запросить в органах Пенсионного фонда и Фонда социального страхования информацию о пенсионных отчислениях на имя этого лица и их источнике.

Читайте также:  Взыскание недоимки по налогам. Что делать бизнесу?

Отказ от приема повестки

Часто возникают ситуации, когда адресат отказывается принять доставленную ему повестку или иное извещение. Статья 29 Закона об исполнительном производстве в этой ситуации предусматривает, что доставляющее лицо делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращаются в подразделение судебных приставов.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, признаются извещенными в следующих установленных законом случаях. При этом Закон об исполнительном производстве вслед за АПК РФ (ч. 2 ст. 123) и ГПК РФ (ст. 117) допускает правовую фикцию (презумпцию) надлежащего извещения даже в случае, если в действительности извещение не было вручено.

Так, при отказе адресата принять повестку, иное извещение лицо, доставляющее их, делает соответствующую отметку на повестке или ином извещении, которые возвращают��я в подразделение судебных приставов. Лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если:

  • адресат отказался от получения повестки или иного извещения;
  • несмотря на получение почтового извещения, адресат не явился за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу. Причем в случае неявки адресата за почтовым отправлением в течение пяти рабочих дней после доставки первичного извещения ему доставляется и вручается под расписку вторичное извещение (п. 35 Правил оказания услуг почтовой связи).

Сообщение лица о перемене своего адреса

Поскольку лицо, участвующее в исполнительном производстве, обязано сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства, то при отсутствии подобного сообщения повестка или иное извещение посылаются по последнему известному адресу указанного лица. В этом случае такое лицо считается извещенным, хотя бы по этому адресу более не проживает или не находится (ст. 28 Закона об исполнительном производстве). Данный подход законодателя обоснован тем, что законодательство РФ предусматривает обязательную регистрацию как граждан (по месту жительства или пребывания), так и юридических лиц (но месту нахождения). Возникновение негативных последствий вследствие несоблюдения таких требований возлагается в данном случае на должника.

Кроме того, следует подчеркнуть, что исходя из буквального прочтения закона обязанность сообщать о перемене своего адреса возникает лишь у лица, участвующего в исполнительном производстве. В свою очередь подобный статус у должника возникает только после вручения ему постановления о возбуждении исполнительного производства. Соответственно до такого вручения у должника отсутствует обязанность сообщать о перемене своего адреса.

Исключения из обязанности предварительного уведомления

Имеются определенные особенности в ситуациях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество или принятии иных обеспечительных мер. В этих случаях судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Лица, участвующие в исполнительном производстве, при возникновении необходимости могут вызываться либо к судебному приставу-исполнителю, либо непосредственно на место совершения исполнительных действий (ч. 1 ст. 24 Закона об исполнительном производстве). Отметим, что способы вызова аналогичны используемым способам извещения (повестка с уведомлением о вручении, телефонограмма, телеграмма и др.).

Привод уклоняющихся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя

Если лица уклоняются от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, то они могут подвергаться приводу.

Основанием для привода соответственно могут выступать: постановление суда (судьи); постановление дознавателя или постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом или его заместителем (ч. 5 ст. 24 Закона об исполнительном производстве).

Под приводом понимается принудительное доставление лица к месту вызова путем сопровождения его судебным приставом по ОУПДС или группой судебных приставов. Для его осуществления судебные приставы по ОУПДС выезжают к месту фактического нахождения лица, подлежащего приводу, устанавливают личность путем проверки документов, объявляют ему под роспись постановление о приводе.

В случае если подлежащее приводу лицо демонстрирует злостное, т.е. неоднократное, неповиновение законным требованиям или же оказывает сопротивление, судебные приставы по ОУПДС имеют право применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие с соблюдением ст. 15-18 Закона о судебных приставах. Одновременно на судебных приставов по ОУПДС возлагается обязанность быть корректными при обращении к указанным лицам.

После осуществления привода судебным приставом должен быть составлен акт, в котором указываются: место, время и характер правонарушения, принятые к лицу меры, свидетели.

Имеются определенные особенности привода несовершеннолетних, не достигших возраста 16 лет, — в отношении таких лиц привод производится через их родителей либо их законных представителей (п. 5.8. Инструкции № 226:).

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 225-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «Об исполнительном производстве»» внесены существенные изменения в КоАП РФ и Закон об исполнительном производстве, которыми предусматривается, в том числе унификация приводов в суд в рамках одного государственного органа исполнительной власти — Федеральной службы судебных приставов (по гражданским, уголовным и теперь административным делам).

С учетом данного Федерального закона привод осуществляется:

  • органом, уполномоченным на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, на основании определения судьи или постановления должностного лица укатанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
  • органом внутренних дел (полицией) на ��сновании определения указанного органа, иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Старшему судебному приставу – начальнику ХХХ отдела ФССП России

Адрес ХХХХ

От взыскателя ФИО, адрес, телефон

Судебный пристав-исполнитель, чьи действия обжалуются

ФИО, должность

Должник: ФИО, адрес

Исполнительное производство № ХХХХ

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя

Об окончании исполнительного производства

Судебным приставом-исполнителем ХХХ отдела ФССП ФИО ХХ.ХХ.ХХХХ года вынесено постановление № ХХ об окончании исполнительного производства № ХХХ. Указанное исполнительное производство было возбуждено на основании исполнительного листа серия ХХ № ХХХХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ о взыскании с ХХХХ (должника) в пользу ХХХХ (взыскателя) денежных средств в сумме ХХХХ рублей, в том числе: ХХХХ.

Заявитель считает, что указанное постановление об окончании исполнительного производства не соответствует требованиям статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по следующим основаниям.

Судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительное производство прекращено в связи с фактическим исполнением требований, изложенных в судебном решении. Однако фактически должник не исполнил судебное решение в полном объеме, что подтверждается: ХХХХ.

Указанное постановление нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку лишает заявителя возможности получить исполнение по вступившему в законную силу судебному решению, на основании которого выдан исполнительный лист для принудительного исполнения.

В соответствии с п. 9 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем, в том числе на основании заявления взыскателя, в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

Срок предъявления исполнительного листа ко взысканию на данный момент не истек. Заявитель считает, что имеется необходимость повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, а именно: ХХХХ.

На основании изложенного выше и в соответствии со ст. 47, 122 – 127 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

ПРОШУ

  1. Отменить постановление судебного пристава-исполнителя ФИО об окончании исполнительного производства № ХХХ от ХХ.ХХ.ХХХХ
  2. Возобновить исполнительное производство № ХХХ и осуществить по нему меры принудительного исполнения, а именно: ХХХ.

Приложения:

  1. Документы, подтверждающие заявленные требования (о частичном исполнении решения должником или иные).
  2. Копия доверенности представителя (при необходимости).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *