Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение и бухучет аренды автомобиля у физического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По новой редакции закона «О ККТ» от 22.05.2003 № 54-ФЗ, расчетом считается получение и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 20 ст. 1.1 закона 54-ФЗ), и применение ККТ при осуществлении расчетов обязательно всеми организациями и ИП (п. 1 ст. 1.2 закона 54-ФЗ). Таким образом, при перечислении денежных средств сотруднику в счет внесения арендной платы по договору аренды ТС организация должна пробить кассовый чек.
Бухгалтерский учет операций при аренде автомобиля
Чтобы отразить в бухучете средства, которые связаны со взятием автомобиля в аренду, нужно первичное документальное основание. Таковым признан приемочный акт – документ, свидетельствующий о передаче ТС в пользование арендатора. В нем обязательно значатся:
- марка и модель автомашины;
- ее пробег на момент передачи;
- стоимость данного актива;
- данные технического осмотра;
- номер подписанного сторонами договора аренды.
Арендованный автомобиль регистрируется бухгалтером на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства», с него он будет списываться по окончании срока аренды и возвращаться назад владельцу. На баланс по счету 01 «Основные средства» его ставить нельзя, поскольку он не приобретается в собственность. По этой же причине не начисляется амортизация.
Финансы, которые сопровождают процесс аренды, будут отражаться на счетах, касающихся деятельности, которую ведет организация, по дебету счетов:
- 20 «Основное производство»;
- 23 «Вспомогательные производства»;
- 25 «Общепроизводственные расходы»;
- 26 «Общехозяйственные расходы»;
- 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
- 44 «Расходы на продажу».
Позиция первая — договор заключать нельзя
Некоторые эксперты и проверяющие на местах придерживаются мнения, что заключать договор аренды транспорта с экипажем нельзя не то что с работником компании, но даже с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Свою точку зрению эксперты обосновывают так: в соответствии с п. 2 ст. 635 ГК РФ члены экипажа — это работники арендодателя. Они подчиняются его распоряжениям, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации автомобиля. Получается, что в качестве арендодателя лицо, не являющееся работодателем, выступать не может. А таковым признают физическое или юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ).
Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний
Страховые взносы с выплат в рамках договора аренды транспортного средства с экипажем уплачивают лишь в том случае, если в договоре прописана такая обязанность. Об этом говорится в п. 1 ст. 5 и п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
При этом суммы возмещения физическому лицу расходов на оплату ГСМ не облагаются взносами на случай травматизма на основании пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Пример 1. ООО «Веник и метла» заключило с В.В. Ильюхиным, 1965 года рождения (не является ни индивидуальным предпринимателем, ни работником компании), договор аренды автомобиля с экипажем. Договор действует с 1 по 30 сентября 2011 г. Общая сумма арендной платы составляет 18 000 руб. При этом в договоре прописано, что величина платы за пользование автомобилем составляет 15 000 руб., а оплата услуг водителя — 3000 руб.
В договоре не прописана обязанность арендатора по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Договор аренды транспортных средств
Если вы хотите взять автомобиль во временное пользование, то для того, чтобы избежать каких-либо последствий, необходимо правильно выбрать машину и составить договор аренды транспортных средств, прописав в нем все обязательства сторон. Взаимодействие между арендодателем и арендатором по договорам аренды транспортных средств регулируется параграфом 3 гл. 34 ГК РФ. Договор аренды транспортных средств между юридическим и физическим лицом заключается в простой письменной форме.
В договоре аренды транспортных средств, как правило, указывается:
- марка и модель автомобиля, VIN, пробег;
- срок аренды (начало и конец);
- права и обязанности сторон;
- размер, сроки и порядок внесения арендной платы;
- порядок передачи автомобиля (место передачи и место возврата), порядок и сроки оплаты;
- наличие или отсутствие залога;
- ответственность сторон;
- основания и порядок расторжения договора;
- адреса, реквизиты сторон.
К договору аренды транспортных средств должен прилагаться акт приема-передачи автомобиля. Кроме договора аренды транспортного средства арендатору нужно передать документы на автомобиль: ПТС, свидетельство о регистрации транспортного средства, полис ОСАГО, при наличии — полис КАСКО.
Договоры аренды транспортных средств бывают 2 видов: с экипажем и без экипажа.
О документе, который всегда сопровождает эксплуатацию легкового авто, читайте в статье «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете».
Бухгалтерские проводки по аренде автомобиля
Арендатору-юрлицу потребуется отобразить операцию по аренде автомобиля с экипажем в бухгалтерском учете. Для этого пригодятся такие проводки:
- Дт 26 Кт 76 — затраты по аренде авто;
- Дт 26 Кт 69 (субсчет расчетов по ОПС) — начисление взносов на ОПС от суммы оплаты за услуги по управлению и техобслуживанию авто;
- Дт 26 Кт 69 (субсчет расчетов по ОМС) — начисление взносов по ОМС от суммы оплаты за услуги по управлению и техобслуживанию авто;
- Дт 76 Кт 68 (субсчет расчетов по НДФЛ) — удержан НДФЛ с общей суммы платы за аренду авто с экипажем;
- Дт 76 Кт 51 — произведено перечисление арендодателю платы по договору аренды за вычетом НДФЛ;
- Дт 69 (субсчет расчетов по ОПС) Кт 51 — произведено перечисление взносов на ОПС;
- Дт 69 (субсчет расчетов по ОМС) Кт 51 — произведено перечисление взносов на ОМС;
- Дт 68 (субсчет расчетов по НДФЛ) Кт51 — оплачен налог с доходов физлиц.
Договор и условия аренды автомобиля
Суть арендных отношений – это использование чужого имущества за вознаграждение. Со своей стороны арендатор несет материальную ответственность за автомобиль в процессе эксплуатации. Она включает в себя ежедневные расходы (ГСМ) и эксплуатационные (ремонт, охрана, страховка).
Заключая договор аренды автомобиля необходимо включить в него обязательные сведения:
- Период действия договора;
- Модель и марка транспортного средства ТС;
- Номерной знак, VIN;
- Размер арендной платы и сроки его перечисления владельцу;
- Отсутствие обременения на ТС;
- Права и обязанности сторон;
- В каких случаях договор расторгается;
- Информация об участниках договора.
К договору обязательно прилагается акт приема и передачи имущества, а также документация на автомобиль: ПТС, страховка (ОСАГО и КАСКО), свидетельство о регистрации. Законом предусмотрено два способа аренды стороннего транспортного средства.
Как страховые взносы с аренды отразить в учете
Каждый месяц стороны подписывают акт о выполненных работах. Для учета используются проводки:
Дебет счета | Кредит счета | Комментарии к записи |
26 | 76 | Арендная плата за ТС |
26 | 69.01 | Взносы с части вознаграждения за услуги по вождению, прочим дополнительным услугам по договору с экипажем |
26 | 69.02 | |
76 | 68 | Удержан НДФЛ с арендной платы за авто |
76 | 51 | Оплачена аренда авто с р/с |
69 | 51 | Оплачены взносы ОПС, ОМС, ОСС |
68 | 51 | Перечислен НДФЛ от налогового агента (удержанный из арендной платы) |
Что представляет собой договор аренды транспортного средства с экипажем
Такой договор оформляют, когда требуется взять на время в пользование чужое транспортное средство (далее — ТС) с водителем. Это может быть представительский автомобиль, автобус, яхта, трактор и т. п. Экипаж требуется, потому что нет времени (желания) его отдельно искать и нанимать либо его трудно найти (например, для управления яхтой нужны особые навыки).
В Гражданском кодексе РФ есть отдельный раздел, посвященный условиям такого сотрудничества. Называется он «Аренда ТС с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации» (ст. 632–641).
Особенности договора аренды транспортного средства с экипажем:
1. Не действуют общие правила аренды, предусмотренные ст. 621 ГК РФ:
- договор продлевается на неопределенный срок при условии сотрудничества после окончания периода его действия;
- арендатор имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок.
Факт передачи ТС арендатор и арендодатель обычно фиксируют отдельным актом приема-передачи. Он составляется по следующей схеме:
1. Преамбула (как в договоре).
2. Информация о том, кто, что и кому передает, в т. ч. индивидуальные характеристики ТС, как в договоре (номер, цвет, марка и т. п.).
3. Состояние объекта (исправен или нет, имеются ли повреждения, дефекты и т. п.).
4. Сведения о передаче документов, оборудования, ключей (если что-то из этого передается).
5. Данные о количестве составленных экземпляров акта.
6. Подписи участников сделки.
Перед тем как подписать акт, стороны должны осмотреть ТС на предмет соответствия информации, изложенной в документе, фактическим обстоятельствам. Если найдены поломки и другие недочеты, это обязательно должно быть отражено в акте.
Обычно дата подписания акта является началом отсчета срока начисления арендной платы.
Между кем может быть заключен договор?
Существует ряд вариантов, когда может заключаться договор аренды транспортного средства с экипажем.
В первом случае участники сделки – это физические лица. То есть обычный гражданин нанял другого человека с автомобилем, легковым или грузовым. Это могло быть сделано с целью грузоперевозок (например, отвезти тяжелые инструменты и материалы для постройки загородного дома), или для пассажирских поездок (когда нанимается частный водитель). В данном случае составление договора аренды ТС с экипажем не является обязательным шагом, но гарантирует соблюдение прав обеих сторон соглашения.
Во втором случае участниками сделки являются физическое и юридическое лицо. Как правило, это означает, что какая-либо фирма нанимает частного водителя с его автомобилем для осуществления перевозок какого-либо рода. Тут особенно важно правильно составить договор, и указать, что речь идет именно об аренде. Иначе юридически это может получиться трудовой контракт, для которого предусмотрен совсем другой порядок налогообложения и взаимодействия сторон.
Договор аренды транспортного средства с экипажем (арендодатель — физическое лицо)
Плательщиками этого налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст.207 НК РФ).
К доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы, полученные от использования любых транспортных средств (в том числе морских, речных, воздушных судов и автомобильных транспортных средств) в связи с перевозками в Российскую Федерацию и (или) из Российской Федерации или в ее пределах. Такими доходами признаются также штрафы и иные санкции за простой (задержку) транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в Российской Федерации. Об этом сказано в пп.8 п.1 ст.208 НК РФ.
Таким образом, если организация арендует транспортное средство у физического лица — непредпринимателя, являющегося резидентом, или у физического лица — нерезидента для перевозки груза по маршруту, пролегающему через Российскую Федерацию, сумма арендной платы облагается НДФЛ. Арендатор, являющийся налоговым агентом по отношению к арендодателю, обязан исчислить и удержать сумму налога при фактической выплате арендной платы (ст.226 НК РФ).
Особенности и процедура оформления аренды транспортного средства с экипажем
В целях исчисления транспортного налога арендованное транспортное средство также является объектом налогообложения. Статьей 358 НК РФ к наземным транспортным средствам, облагаемым налогом, отнесены только самоходные транспортные средства. В том числе машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.
Сразу отметим, что п.2 указанной статьи исключены из перечня объектов налогообложения, в частности:
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Считается, что если организация получает судно по договору фрахтования на время с экипажем (тайм-чартер), она осуществляет также пассажирские и (или) грузовые перевозки. Об этом сказано в пп.2 п.17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Документ утвержден Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
Предположим, арендованное транспортное средство является объектом налогообложения. Кто должен платить транспортный налог: арендодатель или арендатор?
Согласно ст.358 НК РФ к налогоплательщикам относятся лица, на которых зарегистрировано транспортное средство. Зарегистрировать можно не только право собственности, но и другие вещные права.
Так, государственная регистрация водных транспортных средств осуществляется в порядке, установленном ст.33 Кодекса торгового мореплавания РФ и ст.16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
Суда подлежат государственной регистрации:
- в Государственном судовом реестре Российской Федерации;
- в судовой книге;
- в бербоут-чартерном реестре;
- в реестре арендованных иностранных судов.
Перевозки на подрядной основе
Когда транспортная организация по тем или иным объективным причинам не справляется с заказами, она вправе привлечь для перевозок помощника — стороннюю организацию. Как это повлияет на применение «вмененки» организацией, выступающей генеральным подрядчиком, привлекающим субподрядчика? За ответом обратимся к Письму Минфина России от 27.06.2011 N 03-11-06/3/75. Чиновники отмечают, что в Налоговом кодексе отсутствует понятие «автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов», нет и норм, описывающих отношения заказчика, подрядчика и субподрядчика. В связи с этим следует применять нормы гражданского законодательства.
Договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров регулируются гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. Исходя из нее под предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров и грузов следует понимать такую деятельность, связанную с оказанием платных услуг по перевозке пассажиров и грузов на основе соответствующих договоров перевозки. На основании п. 1 ст. 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика. В силу п. 3 указанной статьи ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком — ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
В гл. 26.3 НК РФ нет ограничений в отношении применения ЕНВД в случае привлечения организацией, непосредственно оказывающей услуги по перевозке грузов, сторонних лиц и организаций в целях оказания данных услуг. Плательщиками единого налога на вмененный доход при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов с привлечением для этих целей субподрядчиков будут признаваться только те организации или предприниматели, с которыми заказчики (потребители услуг) заключают договор на перевозку груза.
В случае оказания услуг по перевозке грузов в рамках договоров подряда (с привлечением субподрядчиков) при расчете суммы единого налога на вмененный доход следует учитывать количество автотранспортных средств субподрядчиков (количество ТС, привлеченных по договорам подряда). При превышении ограничения по количеству автотранспортных средств (20 ед.), установленного гл. 26.3 НК РФ в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по перевозке грузов, организация и (или) предприниматель утрачивают право на применение «вмененки». Ответ, прямо скажем, исчерпывающий. Остается лишь напомнить о необходимости получить от сторонней организации (субподрядчика) данные о количестве используемых ею ТС для расчета ЕНВД и проверки соблюдения ограничения.
На что указывают судьи?
Арбитражная практика показывает, что в последнее время в судах арендодатели и перевозчики разбираются больше не с тем, в рамках какого режима облагается их деятельность, а с тем, насколько осуществляемая ими деятельность отвечает условиям и предмету заключенных договоров. Налоговикам иногда удается переквалифицировать фактически оказываемые услуги не в пользу перевозчика, обязав его платить налоги по общему режиму или «упрощенке» как лицо, фактически выступающее в роли арендодателя транспортных средств с экипажем.
Как следует из Постановления ФАС ВВО от 12.04.2011 N А79-5610/2010, по условиям договора предприниматель предоставлял услуги по грузовой перевозке заказчика в служебных целях на грузовом автотранспорте и по перевозке персонала (работников), а заказчик обязался принять эти услуги и оплатить их в порядке, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором. Предприниматель не имел возможности лично оказывать услуги по управлению грузовыми транспортными средствами по договорам, поскольку не имел водительского удостоверения категории «Е», позволяющего управлять транспортными средствами, относящимися к грузовым тягачам. Ремонт и техническое обслуживание ТС осуществлял за свой счет заказчик. Перевозку груза на автомобилях, указанных в договорах, осуществляли водители заказчика, которым выписывались путевые листы. При таких обстоятельствах предприниматель не мог принимать груз к перевозке и выдавать его грузополучателю, то есть не оказывал заказчику автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов. Фактически транспортные средства были переданы в аренду заказчику, в связи с чем налогообложение деятельности по передаче в аренду автомобилей должно осуществляться в рамках общего режима, с чем и согласился арбитражный суд.
Приведем пример противоположного решения — Постановление ФАС УО от 14.06.2011 N Ф09-3256/11-С2. Проанализировав ряд договоров, заключенных предпринимателем с несколькими заказчиками, налоговики решили, что фактически были заключены договоры не перевозки, а аренды транспортных средств с экипажем. Полагая, что предпринимательская деятельность по передаче в аренду грузового автомобиля с экипажем не относится к «вмененной» перевозке пассажиров и грузов, ревизоры начислили налоги по общей системе налогообложения, основываясь на том, что предметом договоров, поименованных как договоры об оказании транспортных услуг, обозначено «предоставление транспортных средств во временное пользование», а в ряде платежных поручений контрагенты предпринимателя указали назначение платежа как «оплата аренды транспортных средств».
Суд не согласился с выводами ревизоров, указав на отсутствие в спорных договорах существенных условий договора аренды транспортных средств с экипажем. ТС не передавались во владение арендаторов, акты передачи не составлялись, выбытия транспортного средства из обладания собственника не происходило. В тексте договоров не было указано конкретное транспортное средство, которое может быть использовано для оказания услуг. Транспорт предоставлялся по заявкам контрагентов в зависимости от характеристик груза. Объем оказанных услуг определялся актами выполненных работ. При этом согласно условиям спорных договоров о цене она определялась как определенная денежная сумма за час работы, а не за пользование имуществом. В итоге арбитры признали деятельность предпринимателя отвечающей условиям договора перевозки груза, что позволяло ему уплачивать ЕНВД с данного вида транспортных услуг.
Подобное же решение вынесено в Постановлении ФАС ВВО от 14.06.2011 N А29-7496/2010. Обнаружив, что организация фактически оказывает услуги перевозки, налоговики не только насчитали штраф за неуплату ЕНВД, но и сделали корректировку налоговых обязательств по общему режиму, который применяла организация при оказании партнеру спорных услуг. Ревизоры использовали п. 5 ст. 173 НК РФ, который обязывает уплатить в бюджет НДС лиц, не являющихся плательщиками данного налога, если они по ошибке или по каким-нибудь иным причинам выставили покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. Эти-то суммы НДС налоговики приняли, чего нельзя сказать о налоговом вычете по товарам (работам, услугам), используемым для оказания облагаемых НДС с точки зрения бухгалтера организации услуг. Поскольку деятельность организации в оспариваемом периоде подлежала обложению единым налогом на вмененный доход, суды обоснованно согласились с мнением налогового органа о том, что данные суммы НДС подлежат исключению из состава налоговых вычетов и уплате в бюджет. Таким образом, разрешив начислить налог, ревизоры отказали в праве на вычет, тем самым подставив налогоплательщика под ощутимые штрафные санкции. И это помимо того, что организации пришлось еще начислить и уплатить в бюджет ЕНВД, который она не уплачивала.
Причина доначисления вышеперечисленных налогов все та же — был неправильно определен режим налогообложения. Организация арендовала транспортные средства с экипажем, чтобы оказать услуги по погрузке и перевозке груза. Для этого было арендовано несколько десятков транспортных средств (около 30 ед.), практически весь парк арендодателя, что по идее должно было избавить арендатора от ЕНВД — превышено установленное ограничение по численности ТС. Но, как оказалось, это лишь формальность: в силу договорных обязательств с иными контрагентами арендодатель фактически не имел права на передачу арендатору транспортных средств в указанном выше объеме. При таких обстоятельствах судьи пришли к выводу, что для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов налогоплательщик использовал менее 20 транспортных средств. Следовательно, налоговый орган правомерно доначислил единый налог на «вмененке» по данному эпизоду.
Согласитесь, у ревизоров было не так много шансов оспорить применение общего налогового режима. По бумагам организация правомерно уплачивала налоги в рамках данной системы налогообложения. И тем не менее это удалось. Проверяемую организацию от штрафов не спасли ни соглашение об аренде большего числа ТС, чем позволено для «вмененки», ни формулировки заключенного с заказчиком договора, согласно которым компания оказывала посреднические услуги по обеспечению перевозки грузов, а не занималась перевозкой грузов. Факты говорили об обратном. Кто виноват в доначислении налогов? Бухгалтер, а больше всего сотрудники, заключившие договоры, условия которых не соответствовали действительности.
Договор безвозмездного пользования автомобилем для физических и юридических лиц, компенсация бензина сотрудникам без аренды транспортного средства, расчет аренды транспортного средства без экипажа пример
По сути, договор безвозмездного пользования автомобилем – соглашение аренды, которое должно быть составлено в соответствии с требованиями ГК РФ гл. 36 ч. 2 ФЗ-14. Основное условие – предмет, то есть передача ТС ссудодателем во временное распоряжение ссудополучателю. Требование – сделка должна носить безвозмездный характер.
Договор аренды автомобиля с материальным вознаграждением равным 0 рублей, будет определен судебной инстанцией в качестве соглашения ссуды с вытекающими из этого последствиями.