Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое СРО и для чего оно нужно — виды, цены, условия вступления, сроки!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2010 года было прекращено действие лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для зданий и сооружений, а вместо них обязательным стало участие в соответствующей саморегулируемой организации, если организация или индивидуальный предприниматель планируют проводить работы, указанные в Перечне видов работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624).
Допуск СРО – это разрешение, выдаваемое саморегулируемой организацией своему члену на проведение работ, указанных в Перечне видов строительных работ (утвержден Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624). Если для строительных работ требуется допуск СРО, а организация или индивидуальный предприниматель ведут деятельность без него, за это предусмотрена административная (штраф до 50 тыс. рублей) и даже уголовная ответственность.
Допуск выдается без ограничения срока действия, и работать по нему можно по всей территории России. Порядок предоставления допуска СРО зависит от условий, утвержденных внутренним регламентом конкретной саморегулируемой организации. Требования к выдаче свидетельства о допуске утверждаются на общем собрании членов саморегулируемой организации отдельно для каждого вида работ, причем они зависят от того, на каких объектах эти работы ведутся: уникальных, особо опасных, технически сложных.
Желающий получить допуск должен будет документально подтвердить наличие в штате работников необходимой квалификации и достаточной технической базы. Минимальными требованиями к кадрам является наличие трех специалистов с высшим образованием или пяти со средним специальным образованиям (с определенным стажем и квалификацией). Некоторые СРО могут требовать при вступлении от своих членов наличие сертификата ISO. Такой сертификат подтверждает, что у его владельца организована система менеджмента качества, что обеспечивает высокое качество товара и услуг.
Сколько стоит вступление в СРО
Несмотря на то, что СРО называется некоммерческим партнерством, поддержание ее функционирования обходится недешево. Это сложная структура, объединяющая не только участников, но включающая в себя контрольную, ревизионную и дисциплинарную комиссии; исполнительный и коллегиальный органы управления; третейский суд. Высшим органом управления СРО является общее собрание ее членов. Для финансирования этой деятельности участники партнерства уплачивают при вступлении в организацию взносы: вступительный, членский, целевой.
Размеры этих взносов устанавливаются самой организацией, приведем пример этих сумм одного из некоммерческих партнерств:
- вступительный взнос — 10 000 рублей;
- членский годовой взнос — от 55 000 рублей (при доходах участника СРО до 10 млн. рублей) до 150 000 рублей (при доходах более 500 млн. рублей);
- целевой годовой взнос — 5 000 рублей.
И наконец, взнос в компенсационный фонд, который идет на возмещение ущерба, нанесенного участниками СРО третьим лицам в результате своей профессиональной деятельности. Размеры взносов в компенсационный фонд указаны в ст. 55.16 Градостроительного кодекса. Например, для строителей от 100 000 рублей, а для проектировщиков и изыскателей от 50 000 рублей.
Возврат всех внесенных взносов при выходе участника из СРО не производится (ст. 55.7 Градостроительного кодекса и ст.13 закона № 315-Ф3 от 1 декабря 2007), кроме случаев ликвидации некоммерческого партнерства.
Согласно ст. 55.6 (6) Градостроительного кодекса допуск СРО выдается в срок не позднее чем в трехдневный срок после принятия решения, уплаты вступительного взноса и взноса в компенсационный фонд. Некоторые СРО предлагают различные способы кредитования для своих членов, то есть оплаты взносов в рассрочку.
На какие виды работ нужен допуск СРО?
В соответствии с Приказом № 624 от 30.12.2009 министерства регионального развития, обязательного получения допуска СРО требуют следующие виды строительных работ:
- Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
- Подготовительные работы
- Земляные работы
- Устройство скважин
- Свайные работы. Закрепление грунтов
- Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
- Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
- Буровзрывные работы при строительстве
- Работы по устройству каменных конструкций
- Монтаж металлических конструкций
- Монтаж деревянных конструкций
- Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых
- Устройство кровель
- Фасадные работы
- Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
- Устройство наружных сетей водопровода
- Устройство наружных сетей канализации
- Устройство наружных сетей теплоснабжения
- Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных
- Устройство наружных электрических сетей и линий связи
- Устройство объектов использования атомной энергии
- Устройство объектов нефтяной и газовой промышленности
- Монтажные работы
- Пусконаладочные работы
- Устройство автомобильных дорог и аэродромов
- Устройство железнодорожных и трамвайных путей
- Устройство тоннелей, метрополитенов
- Устройство шахтных сооружений
- Устройство мостов, эстакад и путепроводов
- Гидротехнические работы, водолазные работы
- Промышленные печи и дымовые трубы
- Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
- Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
- Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии (виды работ №23.7, 24.32 группа видов работ №21)
Выписка из реестра членов в СРО
Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 04.03.2019 № 86 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).
В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.
Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?
Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.
«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»
из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17
Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.
Минимальный ряд требований
Требования зависят и от сферы деятельности. Например, для разных предприятий они могут быть такими:
Строительные и проектировочные организации – должны иметь в штате минимум двух работников с высшим профильным образованием, состоящих в списках Национального реестра специалистов (НРС). Периодически (каждые 5 лет) им нужно проходить курсы повышения квалификации.
Подробно о вступлении сотрудников в НОПРИЗ
Подробно о вступлении сотрудников в НОСТРОЙ
Строительные организации, выполняющие особо опасные работы – необходимо иметь в штате минимум пять специалистов, двое из которых должны состоять в НРС. Все они должны иметь высшее строительное, техническое образование.
Подробно о допуске СРО на опасные объекты
Компании, специализирующиеся на проектировании – тоже должны иметь в штате двух специалистов НРС. Дополнительные требования касаются оснащения: так, у всех специалистов должны быть компьютеры с установленными на них специализированными лицензионными программами.
Подробно о СРО для проектировщиков
Индивидуальные предприниматели – также должны иметь в штате двух специалистов НРС.
Это только примерные требования. В реальности они могут быть более строгими, потому что каждое объединение вправе устанавливать свои критерии отбора соискателей членства. Главное, чтобы они не противоречили Градостроительному Кодексу.
Этапы получения допуска СРО
Порядок вступления в объединение состоит из нескольких стадий:
- Определить направление деятельности компании: строительное, изыскание или проектирование;
- Выбрать СРО: подбирается объединение, которое выдает допуски на нужную деятельность; изучаются условия вступления, мониторятся отзывы и прочее. Обязательное условие для строителей – регистрация объединения в том же регионе, где и будущий участник;
- Собрать и подать документы: полный список уточняется у выбранной СРО. После подачи заявки, эксперты СРО проверяют переданные бумаги. Это занимает в среднем около недели. Если все хорошо, компанию регистрируют в объединении – на это отводится еще 3 дня;
- Уплатить взносы за вступление: деньги вносятся сразу полной суммой со счета компании на счет СРО. Рассрочка не допускается;
- Получить выписку из реестра, подтверждающую членство в объединении.
Полученные разрешения позволят строителям (проектировщикам, изыскателям) заниматься выбранной деятельностью законно.
Реестр СРО по проектированию
Появлению реестра саморегулирующих организаций (в настоящий момент насчитывающего уже 194 российских СРО в сфере проектирования) поспособствовала новая система выдачи разрешений на осуществление того или иного вида деятельности различными СРО, заменив собой прежний институт лицензирования. Благодаря такому подходу удалось не только упростить систему контроля над выполнением работ в промышленности, но и систематизировать в более компактном виде данные об организациях, их осуществляющих.
В результате реализация компанией любой деятельности, оговоренной в перечне работ СРО проектирование, стала возможной только после занесения в реестр – а для попадания туда организации необходимо было предоставить как свидетельства на получения допусков, так и подробных данных о компании (включая членство в СРО соответствующей направленности). В свою очередь, любому желающему стали доступны как просмотр данного реестра (посредством официального сайта Ростехнадзора, так и возможность подать заявку на занесение в него в on-line режиме.
Саморегулируемая организация — некоммерческое партнерство
Статус саморегулируемой организации может приобрести лишь некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства (ст. 55.2 Градостроительного кодекса РФ) при условии ее соответствия специальным требованиям, установленным ч. 1 и 2 ст. 55.4 Градостроительного кодекса РФ.
Правовое положение некоммерческих организаций регулируется Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1999 г. № 7-ФЗ. Под некоммерческой организацией, согласно ст. 2 указанного Закона, понимается организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Таким образом, саморегулируемая организация, являясь некоммерческой, не вправе осуществлять извлечение прибыли.
Форма некоммерческой организации, которая может получить статус саморегулируемой, как уже было сказано, точно определена законодательством.
Саморегулируемой организацией может стать только некоммерческое партнерство, которое представляет собой (ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях») некоммерческую организацию, основанную на членстве граждан и (или) юридических лиц для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей такой организации.
Граждане и юридические лица, ставшие членами некоммерческого партнерства, не отвечают по его обязательствам, как и само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов, за исключением отдельных случаев, установленных законодательством. При вступлении в некоммерческое партнерство ее члены делают вступительные взносы, которые формируют его уставный фонд.
Некоммерческое партнерство может наделяться ее членами собственным имуществом, которое будет являться его собственностью, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано, за исключением случаев, если некоммерческим партнерством приобретен статус саморегулируемой организации.
Членство в саморегулируемой организации
В члены саморегулируемой организации могут быть приняты юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, и индивидуальный предприниматель, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации.
Для приёма в члены саморегулируемой организации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо представляет в саморегулируемую организацию следующие документы:
заявление о приёме в члены саморегулируемой организации. В заявлении должны быть указаны определённый вид или виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и свидетельство о допуске к которым намерены получить индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;
копия документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий государственный реестр записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, копии учредительных документов (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного юридического лица);
документы, подтверждающие соответствие индивидуального предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
копия выданного другой саморегулируемой организацией того же вида свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом другой саморегулируемой организации того же вида.
Порядок вступления в СРО и выхода из нее
Согласно п. 17 ст. 1 ГрК РФ саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признается некоммерческая организация, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО и которая основана на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих работы в указанных сферах. В соответствии со ст. 55.18 ГрК РФ сведения о СРО вносятся Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Таким образом, прежде чем обратиться в СРО с заявлением о приеме в ее члены, необходимо ознакомиться с информацией, размещенной на сайте Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в частности с перечнем видов работ, свидетельство о допуске к которым имеет право выдавать СРО.
Порядок приема в члены СРО описан в ст. 55.6 ГрК РФ. Ее членами могут быть юридические лица (в том числе иностранные) и индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — свидетельство о допуске). Для приема в члены СРО вышеуказанные лица должны представить следующие документы:
V заявление о приеме в члены СРО с указанием вида работ, свидетельство
о допуске к которым намерен получить заявитель (форму заявления можно
найти на сайте любой СРО);
---------------------------------------------------------------------
V копию документа, подтверждающего факт внесения в соответствующий
государственный реестр записи о госрегистрации индивидуального
предпринимателя или юридического лица (свидетельство о
государственной регистрации), копии учредительных документов
юридического лица, а для иностранного юрлица - надлежащим образом
заверенный перевод на русский язык копий документов о государственной
регистрации юрлица в соответствии с законодательством
соответствующего государства;
---------------------------------------------------------------------
V документы, подтверждающие соответствие индивидуального
предпринимателя или юридического лица требованиям к выдаче
свидетельства о допуске (в силу ст. 55.5 ГрК РФ каждая СРО обязана
разработать и утвердить эти требования, которые относятся к
численности сотрудников и их квалификации, стажу работы, наличию у
заявителя определенного имущества для выполнения работ);
---------------------------------------------------------------------
V копию свидетельства о допуске, выданного другой СРО того же вида, в
случае если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо
является ее членом.
Требовать у заявителя иные документы Закон запрещает.
Ограничения количества договоров по совокупности суммы в пределах компенсационных фондов.
Статья 55.8. Право члена саморегулируемой организации выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства
- Член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
- Член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять саморегулируемую организацию о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным таким лицом в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член саморегулируемой организации вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
- Член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам, предусмотренного частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.
- Член саморегулируемой организации, не уплативший указанный в части 5 настоящей статьи дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Даутия Т.В., старший юрисконсульт правового сопровождения договоров строительства и ремонта НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия», аспирант кафедры гражданского права НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия».
Аннотация: обязательное членство в одной из саморегулируемых организаций в сфере строительства и наличие выданного такой организацией допуска к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, введены с 1 января 2010 года, однако ввиду недостатков действующего законодательства, наличия пробелов в нем, а также неготовности перехода строительной отрасли от государственного регулирования к саморегулированию законодательные акты, регламентирующие порядок деятельности саморегулируемых организаций в сфере строительства, правоотношения между саморегулируемой организацией и ее членами, механизм имущественной ответственности строительных организаций за качество выполняемых работ и другие вопросы гражданско-правовой ответственности субъектов строительной деятельности, неоднократно дорабатывались и изменялись, в связи с чем в настоящее время нормативно-правовое регулирование указанных видов деятельности субъектов до конца не сформировано, становление института саморегулирования в сфере строительства не завершилось. Кроме того, гражданско-правовой статус саморегулируемой организации в сфере строительства имеет свои особенности, предусмотренные для юридического лица, созданного в форме некоммерческого партнерства, а также зарегистрированного в качестве саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование и строительство, что будет подробно освещено в настоящей статье.
Ключевые слова: саморегулируемая организация, некоммерческое партнерство, допуск к выполнению работ, компенсационный фонд, субсидиарная ответственность, лицензирование, требования к выдаче свидетельства о допуске к выполнению работ, архитектурно-строительное проектирование, строительство.
Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами .
Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3436.
Под саморегулированием принято понимать регулирование определенных рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства . Участники имущественного оборота в определенных сферах деятельности создают саморегулируемые организации, которым делегируют часть своих прав. В рамках подобных организаций устанавливаются определенные правила и стандарты поведения на рынке, система контроля за соблюдением этих правил, порядок внесудебного разрешения конфликтов .
Крючкова П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию. М., 2005. С. 6.
Ростовцева Н.В. Правовое положение саморегулируемых организаций в Российской Федерации // Журнал российского права. 2006. N 11.
Саморегулирование направлено в первую очередь на ограничение ведомственного нормотворчества. Вместе с тем в СРО могут и должны быть установлены более жесткие правила профессиональной деятельности, которые вводятся внутренними стандартами предпринимательской деятельности и профессиональной этики.
Правовое положение СРО в сфере строительства определяется в соответствии с общим Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ и главой 6.1 Градостроительного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 22.07.2008 N 148-ФЗ.
Виды деятельности, в которых членство в СРО является обязательным: Аудиторская; Архитектурно – строительное проектирование; Кредитная кооперация; Теплоснабжение; Инженерные изыскания; Работа арбитражных управляющих (проводят банкротство юридических и физических лиц); Оценочная деятельность; Деятельность в области энергетического обследования; Работа ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов; Строительство.
Виды деятельности, в которых членство в СРО является добровольным:
- Профессиональное оказание услуг на рынке ценных бумаг;
- Работа негосударственных пенсионных фондов;
- Осуществление рекламного бизнеса;
- Функционирование патентных поверенных;
- Функционирование жилищных накопительных кооперативов;
- Функционирование микрофинансовых организаций;
- Посредническая деятельность по урегулированию споров.
Официальное определение саморегулируемой организации дается в законе № 315-ФЗ от 01.12.2007 года. Это некоммерческая ассоциация, созданная в целях ведения самостоятельной инициативной деятельности участниками профессиональной деятельности в определенной сфере. Главная задача СРО: разработка стандартов работы в данной области предпринимательской деятельности и контроль над их соблюдением.
Особенно важную роль играют СРО в строительстве, сфере инженерных изысканий и проектирования капитальных объектов, поскольку эта одна из крупнейших отраслей промышленности, отличающаяся следующими особенностями:
- оказывает непосредственное влияние на права, здоровье, интересы большого количества людей — пользователей жилых и коммерческих объектов строительства;
- строительная отрасль имеет самые высокие показатели производственного травматизма и профзаболеваний;
- затрагивает интересы не только частных лиц, но и субъектов предпринимательской деятельности, государственных и муниципальных органов.
Обязательное членство в СРО в области архитектурно-строительного проектирования должны иметь лица, заключившие договор со следующими субъектами:
- застройщиком;
- техническим заказчиком;
- лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения;
- региональным оператором.
Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Не требуется обязательного членство для отдельных категорий юридических лиц, (созданных публично-правыми образованиями либо имеющие долю публично-правового образования в уставном капитале (см. ч. 4.1 ст. 48):
- Государственные и муниципальные предприятия;
- Коммерческие организации, в уставном капитале которых доля государственных или муниципальных предприятий превышает 50%;
- Созданные государством или муниципальными образованиями юридические лица;
- Юридические лица, в уставном капитале которых доля государства или муниципальных образований превышает 50%.
Малый бизнес и саморегулирование
Еще весной 2016 года на этапе обсуждения законопроекта о внесении изменений в Градкодекс было понятно, что упомянутое выше новое положение статьи 47 ГрК напрямую касается абсолютного большинства изыскательских организаций, которые в силу сложившегося положения дел в отрасли как раз и выполняют полевые изыскательские работы на условиях субподряда. Тем не менее, массового одномоментного выхода этих предприятий из СРО не последовало. Это стало ясно 1 декабря 2016 года, когда наступила контрольная дата, до которой члены СРО должны были определиться относительно своего будущего статуса. Определенное снижение общей численности СРО стало ощущаться только во второй половине 2017 года. С чем это связано?
Несомненно, большую роль сыграла определенная инерция и консервативное мышление руководителей малых изыскательских предприятий. Согласитесь, что руководитель уже в силу своего статуса и ответственности должен быть немного консерватором. А такой человек не подвержен колебаниям из-за каждого дуновения ветра. И пресса ему однозначно не указ. Поэтому после того, как возглавляемое им предприятие в течение 6 лет работало на основании разрешительного документа, выданного саморегулируемой организацией, предлагать ему работать дальше вообще без разрешительных документов (кроме регистрации в реестре ЕГРЮЛ) – это как-то слишком смело.
Кроме того, не следует забывать, что членство в саморегулируемом союзе или ассоциации даёт определенные материальные выгоды. Например, в виде льготных условий страхования. Кроме того, член СРО оказывается частью определенного профессионального сообщества. Насколько успешно реализует данная организация свой потенциал, зависит в том числе от выбора и дальнейших действий самих членов. Это может быть просто бюрократическая структура или лавка по продаже разрешительных документов. А может быть и центр компетенции, сформированный вокруг крупного предприятия с давними традициями или научного или образовательного центра.
После вступления в силу положений 372-ФЗ и особенно упомянутого положения статьи 47 многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. И в этот момент выяснилось, что эта свобода на самом деле ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров. Прежде всего, здесь следует учитывать желание генподрядных организаций распределить страховые риски и вероятные компенсационные издержки в случае причинения ущерба вследствие недостатков работ между всеми исполнителями. Кроме того, в законодательстве о строительном саморегулировании появилось понятие компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Страховые компании пока с большой опаской присматриваются к новому для себя рынку. А генеральные подрядчики очень быстро поняли, что ответственность за срыв сроков выполнения работ со своими субподрядчиками надо делить. Иначе, согласитесь, никакого КФ ОДО не хватит!
В результате членство очень многих небольших изыскательских предприятий в СРО вместо необязательного по закону стало добровольно-обязательным в силу неформальных рекомендаций, полученных фактически от заказчиков, которые на постоянной основе приглашают их выполнять работы на условиях субподряда.
Вместе с тем, после вступления в силу положений 372-ФЗ и заказчики, и генподрядчики постепенно начинают осознавать, что членство в СРО некоторым категориям предприятий малого бизнеса на самом деле не нужно. Например, когда регистрация новых юридических лиц производится исключительно в целях оптимизации налогообложения в рамках одного отдельно взятого крупного строительного проекта. В этом случае единственным интересантом могли бы оставаться функционеры СРО, в деятельности которых усматриваются признаки коммерциализации. Однако их услуги, связанные с быстрым и формальным исполнением всех новых требований законодательства, могут оказаться слишком дорогими. В результате неизбежно возникает вопрос: а стоит ли так напрягаться, превращая саморегулирование в суррогат?
Именно поэтому снижение численности членов СРО происходит, скорее, не за счет отказа от членства в СРО уже зарегистрированных юридических лиц, а в результате того, что «старшие братья» – заказчики и генеральные подрядчики перестали требовать от вновь зарегистрированных малых предприятий туда вступать. С учетом постоянной естественной убыли количества юридических лиц в результате банкротств и ликвидаций, это обстоятельство, скорее всего и определяет наметившуюся тенденцию постепенного снижения общего количества челнов СРО в области инженерных изысканий.
Что такое СРО? Понятие и особенности законодательства
Государство сняло с себя ответственность за ненадлежащую работу некоторых организаций и передало полномочия саморегулируемым организациям (СРО). Именно они осуществляют надзор внутри своего объединения, что привело к повышению качества поставок и работ.
Целью СРО является объединение организаций по одной отрасли, контроль и регулирование их работы. СРО формируют общие стандарты качества и правила профессиональной деятельности, а также проверяют сотрудников и заявителей компаний на соответствие требованиям законодательства. СРО выполняют посредническую функцию между членами объединения и государством, либо участниками рынка, занимаясь урегулированием конфликтных ситуаций.
Для более эффективного контроля над участниками объединения был создан компенсационный фонд, внесение взносов в который является обязательным условием. Фонд помогает покрывать материальный ущерб, нанесенный его участниками третьим лицам.
В 2009 г. на смену лицензирования деятельности строительных компаний пришло создание СРО. Вступление в него стало обязательным для многих предприятий в области строительных работ, инженерных изысканий и подготовки проектной документации. В обиход вошло понятие «допуск СРО», дающий разрешение на названные виды работ. Данная законодательная модель со временем привела к реновации процесса.
Новым этапом для механизма саморегулирования стал № 372-ФЗ от 3 июля 2016 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Нормативный документ отменил юридическую силу допусков СРО в области строительства и инженерно-архитектурных изысканий, а вступление в СРО для большей части предприятий стало добровольным.
Обязательное вступление требовалось для:
- участников закупок, заключающих договор на строительный подряд (при сумме контракта выше 3 млн. руб.);
- застройщиков, самостоятельно осуществляющих строительство;
- технических заказчиков.
Вступление в СРО имеет ряд преимуществ:
- Саморегулируемые организации с июля 2017 г. получили право представлять интересы своих членов в суде.
- Объединение помогает своим участникам обмениваться опытом и повышать уровень квалификации.
- Упростилась процедура отслеживания аукционов и тендеров, анализа конкуренции.
- Членство в СРО является важным критерием для некоторых заказчиков при выборе поставщика.
В настоящее время в Российской Федерации существует около 500 саморегулируемых объединений в сфере изысканий, проектирования и строительства. Для сравнения несколько лет назад их было примерно 1200. Падение спроса обусловлено появлением № 359-ФЗ от 24 ноября 2014 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»:
- Закон ужесточил формирование компенсационных фондов.
- Ростехнадзор получил право лишать саморегулируемые организации статуса в досудебном порядке.
Деятельность строительных СРО ведется согласно следующим нормативным документам:
- Градостроительный кодекс РФ (в т.ч. с учетом изменений от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ).
- № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О саморегулируемых организациях».
- № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» и ряд других законопроектов.