Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и налоговая система во Франции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сначала — о том, как во Франции попытались продвинуть идею сверх-налога на большое богатство — и что из этого, собственно, вышло, и есть ли основания ждать возвращения такого налога в ближайшем будущем.
Сверх-крушение сверх-налога во Франции
Идея обложить богатых людей налогами на уровне 75% появилась достаточно давно, её высказывал ещё кандидат в президенты Франции Франсуа Олланд в 2012 году. В рамках такой реформы планировалось взимать с граждан, получающих более миллиона евро в год, по 75% их доходов. Смысл налога заключался, как нетрудно догадаться, в том, чтобы «наполнить казну». Тем более и было что наполнять: к моменту начала президентства Олланда дефицит бюджета Франции составлял около 80 миллиардов евро. В связи с этим Франсуа давал смелые обещания покончить с дефицитом бюджета уже к 2017 году. А взыскать эти деньги планировалось как раз с самых богатых граждан. Точнее, не граждан, а всё же организаций, которые выплачивают своим сотрудникам крупные суммы в виде заработной платы.
Этот вид налога является основным косвенным налогом, он приносит в бюджет около 45% всех фискальных поступлений. Разделяется на следующие категории:
Ставка, % | Вид товара или услуги |
19,6 | Стандартная, на все товары, услуги |
22 | Предельная, на предметы роскоши, средства передвижения, алкогольную и табачную продукцию |
7 | Сокращенная, на товары культурного назначения |
5,5 | Сокращенная, на товары и услуги первой важности (за исключением медикаментов и жилья) |
Для начинающих и мелких предприятий льготы выражаются, в основном, в снижении стандартных ставок и временном освобождении от уплаты налоговых обязательств. Кроме того, есть возможность получить компенсацию 6% первоначальной ставки по кредиту, взятого на развитие бизнеса. Для этого достаточно платить работникам зарплату в размере 2,5 МРОТ, установленного во Франции.
Вычеты для физических лиц устанавливаются для каждого вида сбора отдельно. Поддержку в виде снижения налоговой базы и освобождения от уплаты чаще получают семьи с детьми, инвалиды и пенсионеры, получающие минимальное или близкое к нему по размеру пособие. Поскольку эти категории могут применяться одновременно, правительство установило ограничение: общая сумма снижения налогового обязательства за год не должна превышать 10 000 евро на одного получателя доходов. В то же время, если по итогам года возврат составил меньше 8 евро, то он плательщику не перечисляется.
Налоговые льготы и вычеты
Вычеты и льготы предусмотрены во всех бюджетных отчислениях и имеют специфику в зависимости от вида налогообложения.
При определении подоходного сбора база уменьшается на сумму:
- расходов для выполнения профессиональных обязанностей;
- на приобретение или строительство дома/квартиры;
- лекарственных препаратов;
- на медицинское и социальное страхование;
- охранную сигнализацию;
- благотворительность;
- финансовую помощь отдельно живущим родителям.
Совершеннолетние, но нетрудоспособные члены семьи, а также совершеннолетний ребенок-военнослужащий дают право на возврат фиксированной суммы или учитываются как семейная единица.
Предприятия имеют льготы по платежу на профит в следующих случаях:
- 100% на сумму списания ускоренной амортизации;
- 19% на выручку от реализации активов старше 2-х лет, если она направлена на обновление фондов;
- 25% на расходы по подготовке кадров;
- 0% первые 2 года после начала деятельности;
- 25% на 3 год;
- 50% на 4 год;
- 75% на 5 год.
Не облагается профит, направленный в резервные фонды от будущих убытков.
Налоги с юридических лиц
Предприниматели платят:
- Налог корпоративный на бизнес, зарегистрированный во Франции;
- 33,3% вносят предприятия малого и среднего бизнеса и компании, в которых физические лица выкупили 50% акций;
- 36% крупные холдинги.
- На прирост капитала 34%.
- На прибыль с фирм с ограниченной ответственностью 33,33 %.
- Налог социальный во Франции 38% с фонда заработной платы.
- Муниципальный налог на профессиональную деятельность — 20% прибыли.
- Налог на использование ресурсов, леса, полезных ископаемых, земли и другие.
- Сборы (покупке акций 4,8%, увеличении акционерного капитала 15 %).
Другие налоги в Франции
Индикатор | Период | Факт. значение | Пред. значение |
Ставка корпоративного налога |
2020 | 28 % |
31 |
Налог с продаж |
2020 | 20 % |
20 |
Ставка социального страхования |
2020 | 68 % |
68 |
Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой
Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.
О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».
Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.
Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.
Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.
При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.
О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.
Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.
Налогообложение физических лиц
Доходы физических лиц, как граждан, так и нерезидентов, облагаются подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале с максимальной ставкой 45% для тех, кто заработает 156 244 евро или более в 2021 году. Ставки наносятся по следующей схеме.
Диапазон, евро в год Процентный налог на прибыль во Франции (формула и годовая сумма в евро)
до 9 964 | минимум, не облагаемый налогом | |
с 9964.01 до 27 519 | 14 | (27519-9964) * 14% = 2457,70 |
с 27519.01 до 73779 | тридцать | (73779-27519) * 30% + 2457,70 = 16 335,70 |
с 73 779.01 до 156 244 | 41 год | (156244-73779) * 41% + 16335,70 = 50 146,35 |
более 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45% + 50 146,35 |
Следует помнить, что, в отличие от российского налогового законодательства, во Франции налоги с физических лиц взимаются не только с заработной платы и дохода от бизнеса. Пенсии и социальные выплаты также включаются в налоговую базу.
Особенности французской системы налогообложения
Основой системы налогового регулирования в стране считается Налоговый кодекс (), однако ежегодно налоговое законодательство Франции уточняется или дополняется исходя из складывающей ситуации и нужд государственного бюджета.
Столь частые корректировки, хоть и создают проблемы рядовым налогоплательщикам, все же позволяют соблюсти главный принцип: вся расходная часть госбюджета строится только на основе доходной и не может ее превышать. Такой подход позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Налоговая система во Франции имеет еще одну особенность. Прямые налоги приносят в казну только треть всех поступлений. Большая часть сборов поступает в казну за счет сбора косвенных фискальных платежей и акцизов, а также поступлений в фонды соцстрахования на разные случаи: пенсионное обеспечение, поддержка на период болезни или безработицы и прочие. Доходная часть бюджета страны на 90 % состоит из налоговых поступлений.
Другие виды обязательств
В перечне видов федеральных и местных налоговых сборов Франции почти 200 наименований. Кроме привычных россиянам, там можно встретить:
- налог на пустующее жилье – до 25 % от стоимости аренды (точнее можно узнать, если использовать );
- аудиовизуальный сбор – 80–125 евро в год в зависимости от региона;
- налог за жилье «на колесах» – до 150 евро в год;
- акцизные сборы – 1,37–47,67 евро за гектолитр алкоголя, 0,54 евро – за тот же объем воды и до 25 евро – за гектолитр подслащенных напитков;
- туристический сбор – 0,20–5,00 евро за ночь в отеле (гостям страны пригодится по определению ставки в разных городах в разное время года).
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Налог на наследство во Франции
Пошлина на наследование имущества входит в число самых старых налогов Французской республики, он был принят конце XVIII века. Эта пошлина действует на субъектов, получающих в наследство имущество, которое сейчас находится на территории Франции. Лицо может выступать как резидентом, так и нет. У данного налога есть исключение: имущество, которое передается во владение благотворительных фондов, муниципальных организаций или государства. Также у этой пошлины присутствует необлагаемый минимум, а именно:
Для родителей и детей он составляет €275 000, для братьев и сестер – €100 000. Для оставшихся родственников необлагаемый минимум составляет десять тысяч евро. При выдаче наследства супругам имущество передается без каких-либо налоговых обложений. Размер пошлины на наследование находится в диапазоне от 5% в том случае, если наследники – прямые потомки и до 60% при полном отсутствии какого-либо родства с умершим.
Количество налогов во Французской республике – более двух сотен. Из самых необычных можно отметить налог на богатство, который получил скандальную известность. Он распространялся на тех людей, стоимость имущества которых больше, чем 1,3 миллиарда евро. Налог, взимаемый при покупке земли отменили еще в 2006-м, но в налоговом законодательстве Франции остались достаточно странные пошлины, такие как налог на продление вида на жительство или победу в лотерее. Также в стране есть пошлина на профессиональное образование, которая взимается в размере 0,5% от текущей заработной платы. Налогом не облагаются госорганы и учебные учреждения.
Также во французском законодательстве присутствует сбор за телевидение. Он не действует в том случае, если в доме отсутствует телевизор.
29 421
Фискальные обязательства предприятий
Налог на прибыль во Франции обязаны уплачивать все юридические лица, занимающиеся той или иной коммерческой деятельностью. Не только предприятия-резиденты, но и иностранные корпорации определены в законодательстве. Налог на прибыль во Франции для нерезидентов распространяется на всю прибыль, полученную на французской территории.
Чтобы определить, сколько процентов налог во Франции должно перевести в бюджет коммерческое предприятие, надо сначала рассчитать сумму чистой прибыли за отчетный период. Это связано с тем, что для корпоративного налога установлена прогрессивная ставка:
- Если сумма ЧД за год не превышает 38120 евро, для плательщика устанавливается сниженная ставка —15%.
- В случае превышения вышеуказанного размера ЧД предприятие будет платить на общих основаниях по ставке 33,33%.
Налог на добавленную стоимость
Многие специалисты считают, что НДС изначально ведет свое происхождение именно из Франции. В данном государстве он имеет чрезвычайно обширную сферу применения, обеспечивает значительный объем поступлений в государственный бюджет. При этом предусмотрен ряд товаров/услуг, в стоимость которых не включаются надбавки, например, образовательные и медицинские услуги, а также деятельность казино.
- Обычная ставка НДС во Франции установлена в размере 20%.
- Для некоторых товаров/услуг может применяться повышенная ставка — до 33%. Это касается в основном предметов роскоши, алкогольной и табачной продукции и так далее.
Налоги во Франции 2021 – основы инвестирования, последние изменения
Перечень видов фискальных сборов во Франции приближается к отметке в 200 наименований. И поскольку их список и условия применения ежегодно обновляются, разобраться во всех тонкостях можно только при помощи квалифицированного налогового консультанта. Тем не менее такая развитая система взносов в местные и федеральный бюджеты позволяет поддерживать социальную защиту французского населения на довольно высоком уровне.
Особое место в налогообложении французского государства имеет один важный налог. Это налог на недвижимость во Франции. Совершать выплаты необходимо владельцам:
- арендованных помещений, в которых имеется мебель;
- арендуемого имущества, в котором нет мебели;
- имущества на территории французского государства (квартира или дом могут быть предоставлены в аренду любому лицу).
Если владелец квартиры или дома планирует продать свое имущество, то ему также предстоит выплатить налог государству. В этом случае выплата будет определяться как налог на прирост капитала.
Этот вариант отлично подходит для тех лиц, которые активно занимаются благотворительностью. Налогоплательщик имеет право на декларацию своих расходов в размере 470 евро. Для того чтобы подтвердить эти расходы, нужно представить соответствующие документы.
Благотворительность актуальна только тогда, когда налогоплательщик несколько превышает планку собственных доходов. При превышении этой планки налогоплательщик может попасть в совершенно иную налоговую категорию. Это предполагает, что налоги при этом будут несколько выше.