Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безработный гражданин: статус, права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Денежные выплаты, которые идут из федерального бюджета от службы занятости, могут быть перечислены определенным категориям граждан. Материальная помощь назначается российским гражданам, которые утратили право на получение выплат по безработице из-за окончания срока. Сюда относятся безработные лица, которые обратились в службу занятости и были отправлены на курсы повышения квалификации либо для прохождения переподготовки по новой специальности.
Правовой статус безработного — трудовое право
В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.
Причина увольнения с предыдущего рабочего места не имеет значения, будь то самостоятельное расторжение трудового договора или увольнение вследствие дисциплинарного проступка. Лица, которые не могут относиться к данной категории:
- до 16 лет;
- пенсионеры;
- зарегистрированы на в органах трудоустройства, но в за 10 дней отклонившие два предложения о работе (учитывается и подработка) впервые в поисках работы, но два раза не посетившие курсы или отказавшиеся от временного заработка;
- за 10 дней ни разу не явившиеся для рассмотрения предложений о работе или на специальные курсы.
Неработающих граждан разделят на категории и внесут в реестр
В каждом субъекте может появиться реестр неработающих граждан. Такой законопроект находится сейчас на рассмотрении Госдумы, сообщила «Парламентская газета».
В 2020 году ряд губернаторов обратились в Совет Федерации с просьбой разобраться с ситуацией — по их мнению, львиную долю отчислений в ФОМС регион вносит за тех, кто на самом деле имеет возможность платить налоги. Речь идёт, прежде всего, о лицах, предлагающих услуги по ведению домашнего и фермерского хозяйства, ремонту квартир, обучению и уходу за детьми. Главы субъектов Федерации уверены, что явно переплачивают в ФОМС. Например только одна Ростовская область отчисляет в фонд порядка 10 миллиардов рублей. Тогда же было принято решение разработать закон о персонифицированном учёте граждан в системе ОМС.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Ответственность безработного
К видам ответственности можно отнести:
- Гражданско-правовая. Заключается в том, что безработному может быть за различные нарушения приостановлено пособие по безработице либо гражданин может быть вовсе лишен статуса безработного.
- Уголовная ответственность. Как правило, подобный вид ответственности наступают при незаконном получении пособия по безработице, что предусматривает наказание по ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат». Здесь имеется один спорный момент. Дело в том, что в настоящее время существует такая система получения пособия по безработицы, как получение пособия по безработице в течение 6 месяцев, потом на определенный период пособие по безработице приостанавливается, а далее вновь возобновляется. И по истечении определенного срока безработный продолжает числиться на учете в качестве безработного, но пособия по безработице уже не получает. И возникает такой вопрос – имеется ли состав ст. 159.2. УК РФ «Мошенничество при получении выплат», если данные выплаты (пособие по безработице) безработный не получает. Инспекторы занятости считают, что состав мошенничества при получении выплат присутствует даже в подобном случае и любят запугивать безработных даже обращением в ФСБ России (при чем тут вообще орган, занимающийся разведывательной и контрразведывательной деятельностью?).
Права и обязанности гражданина в статусе безработного
Для права на трудоустройство допустимо быть реализованным рядом способов и включать в себя некоторые правомочия безработного. Речь идет о праве на содействие в том, чтобы найти подходящую работу; о праве на то, чтобы выбрать место работы, сюда же относится возможность трудоустройства в иной местности, а также о праве на профессиональную деятельность вне границ РФ; о праве на бесплатную профессиональную ориентацию и подготовку, переподготовку и повышение квалификации, имя на то направление органов службы занятости; о праве на участие в общественных работах оплачиваемого характера; о праве на то, чтобы получать содействие в организации своего дела.
Закон «О занятости», другие нормативно-правовые акты содержат ряд правомочий, которые обеспечивают социальную поддержку и материальную помощь безработным во время поиска работы. Кроме этого, в них предусмотрена возможность получения следующих социальных гарантий и компенсаций:
- ряд пособий по безработице;
- стипендии на время обучения, на которое безработного направила служба занятости;
- определенная материальная помощь безработным и членам их семей;
- организация лечения и отдыха детей безработного;
- возмещение затрат, которые были связаны с переездом в другое место на добровольной основе для того, чтобы трудоустроиться на основании предложения органа службы занятости;
- оплата стоимости проезда и расходов, которые связаны с проживанием гражданина, которого направили на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другое место.
Если говорить об обязанностях безработного, то в общей форме их можно обозначить как добросовестность и дисциплинированность. При обращении за содействием в государственные службы занятости, для граждан важно предоставить о себе и о своей семье определенную информацию. Основываясь на этих данных, принимают решение относительно признания гражданина в качестве безработного и назначения ему пособий по безработице. В ситуациях, когда безработный поступает недобросовестно и получает пособия обманным путем, то допустимо прекратить выплачивать пособие по безработице, а также снять данного гражданина с учета в виде безработного.
Когда безработный не выполняет возложенные не него обязанности, принимаются меры ответственности, которые предусмотрены Законом «О занятости». Данные меры ответственности могут иметь как традиционный – гражданско-правовой, уголовно-правовой (речь об этом идет в ст.159 УК), так и специфический, присущий только им характер.
Обязанности и ответственность
Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.
К обязанностям относятся:
- Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
- предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
- анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
- предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
- приобщение к общественным работам;
- начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
- Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
- в трезвом виде;
- в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
- Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
- Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.
Безработица и отсутствие постоянного дохода
К безработным гражданам в нашей стране могут быть отнесены следующие физические лица:
- молодые специалисты, которые недавно окончили свое обучение и не могут найти подходящего места работы по профилю, по причине отсутствия соответствующего опыта;
- физические лица, которым недавно, по каким-либо причинам, пришлось покинуть последнее место работы и которые не могут найти новую, подходящую организацию;
- работники, чье увольнение произошло на основании появления особых обстоятельств, например, из-за полной ликвидации организации либо по причине проведения работодателем вынужденных массовых сокращений;
- сотрудники, которые потеряли свое постоянное место работы, на основании признания работодателя банкротом в судебном порядке.
Все вышеуказанные категории граждан будут обладать законным правом на обращение в уполномоченную организацию, с целью оформления пособия по безработице. При этом в их обязанности будет входить представление всех необходимых документов, для подтверждения факта отсутствия постоянной занятости и дохода.
Поиск нового работодателя и подготовка к трудоустройству
Сам факт постановки безработного лица на официальный учет в Центр занятости вовсе не означает, что теперь гражданину не нужно будет искать будущего места работы. Это все равно нужно будет делать, хотя бы для того, чтобы обеспечить себе и своей семье достойное существование. Что касается специалистов из уполномоченной организации – они также будут активно содействовать поиску подходящей работы для своего клиента. При этом должны учитываться следующие факторы: имеющееся у гражданина образование, существующий стаж и опыт, квалификация и т.д.
Иногда сотрудники Центра занятости могут предложить безработному дополнительные курсы повышения квалификации или получение определенного образования. В таком случае, на время обучения, гражданин будет получать не пособие по безработице, а стипендию, установленную учебным заведением.
Порядок признания безработным – правовая база
Правовая база, регламентирующая порядок признания граждан безработными, их обращения для постановки на учет, получения определенных прав и обязанностей, связанных со статусом безработного, является достаточно простой. Большую часть аспектов данных взаимоотношений регулирует закон РФ №1032-1 от 19.04.1991. В частности, он дает полное описание понятия занятости, статуса безработного и устанавливает основные принципы правового регулирования всех аспектов занятости населения. Однако помимо данного закона вопросы, связанные со статусом безработного, регламентируются также следующими нормативно-правовыми документами:
- Постановление Правительства РФ №891 от 07.09.2012. В данном правительственном постановлении регламентируется непосредственный порядок, в соответствии с которым осуществляется регистрация безработных граждан, их постановление на учет и конкретные требования к подходящей для них работе.
- Постановление Правительства РФ №1423 от 24.11.2017. Означенное постановление регулирует точные минимальные и максимальные размеры пособия по безработице в 2021 году. Аналогичные постановления принимаются ежегодно.
Правовой статус безработного
Безработные – трудоспособные граждане, которые не имеют работы или заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в такой последовательности: первичная регистрация; регистрация безработных граждан в целях поиска работы; регистрация граждан в качестве безработных; перерегистрация безработных граждан. Решение о признании безработным принимается не позднее 11 календарных дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.
Безработными не могут быть признаны граждане:
а) не достигшие 16летнего возраста;
б) получающие пенсию по возрасту или по выслуге лет;
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы от двух вариантов такой работы, а впервые ищущие работу, не имеющие профессии (специальности), – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы;
г) не явившиеся в течение первых 10 дней без уважительных причин в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а так же к наказанию в виде лишения свободы. Граждане, которым отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.
Для получения рассматриваемого статуса человеку требуется зарегистрироваться в ЦЗН. Целью регистрации является поиск новой организации для работы. Человек с помощью центров подыскивает работу. Приступить к труду он может в любой момент. Чтобы признать лицо безработным, нужно учитывать условия:
- достижение определенной возрастной группы (16 лет);
- в соответствии с законом не назначены пенсионные выплаты;
- человек признан инвалидом первой группы.
Закон указывает, что некоторые лица не получают статус неработающего. Компетентный орган принимает решение относительно признания граждан безработными. Обратиться нужно по месту, где зарегистрирован заявитель. Сотрудникам центров занятости отводиться одиннадцать дней на вынесение решения. Отсчет начинается, когда человеком представлена необходимая документация сотрудникам ЦЗН. Бумаги подтверждают:
- личность человека;
- то, что гражданин не работает;
- размер среднего заработка, получаемого по прежнему месту работы;
- наличие квалификации.
При отсутствии у лица специальности – он приносит в органы занятости документацию, посредством которой подтверждается личность заявителя и уровень образования. Для получения надбавок требуется представить бумаги, подтверждающие совместное проживание с иждивенцами. Если гражданином представлена документация, включающая ложные данные относительно прекращения трудовых отношений и размера заработка – статус не присваивается. Не устанавливается ответственность за предоставление такой информации в ЦЗН.
Безработными считаются люди, для которых не нашлось подходящей работы. Найти новое место труда нужно за десять дней. Если этого не произошло – человек считается неработающим.
Предоставляется два варианта для трудоустройства. Среди них гражданин выбирает, куда пойти работать. Подходит этот вариант, оценивается по критериям:
- По профессии. Работа должна отвечать проф.пригодности гражданина. Учету подлежит уровень его подготовки. Для определения этого фактора сотрудники ЦЗН изучают документацию, отражающую образование и опыт работы человека.
- Имущественный. Работа, которая предложена гражданину, должна соответствовать условиям, которые разработаны в организации, где он трудился. Это в том числе касается зарплаты. Вне зависимости от того, какой заработок имел человек, подходящей считается оплата на уровне минимума, установленного в субъекте.
Работа может предоставляться временная или постоянная. Это не скажется на получении указанного статуса.
Безработный гражданин: статус, права и обязанности
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Статус безработного в трудовом законодательстве
- Является трудоспособным
- Не имеет заработка и работы
- Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
- Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
- Права безработного гражданина
- Обязанности безработного
- Государственные гарантии
Понятие и законодательные основы
Государство обязано заботиться о наиболее уязвимой категории своих граждан, гарантировать свою поддержку.
Ведь безработица оказывает очень сильное негативное влияние на человека (и в целом на общество), попавшего в тяжелую социальную и экономическую ситуацию.
Такой человек часто становится конфликтным, неуверенным в себе, появляется неадекватная самооценка, потому что у него резко меняется привычный образ жизни. Могут даже появиться психические нарушения и возникнуть мысли о самоубийстве. Вот поэтому очень важна социальная поддержка людям, которые оказались в ситуации безработицы.
Регулируется такая поддержка следующими документами:
- Конституция Российской Федерации.
- Трудовой Кодекс РФ.
Какие права есть у безработного гражданина?
Охарактеризовать кратко правовой статус безработного можно, ссылаясь на закон РФ «О занятости в Российской Федерации». В нем содержатся основные гарантии трудовых прав указанной категории лиц, к которым относят:
- выбирать, минимум, из двух вариантов подходящей работы;
- проходить дополнительную профессиональную подготовку, переподготовку, квалификационную аттестацию при наличии направления от службы занятости;
- получать денежное пособие лишь в случае отсутствия занятия, подходящего тому или иному роду деятельности;
- помимо пособия по безработице, гражданам обещают компенсировать дополнительные финансовые издержки, связанные с обучением, переездом в другую местность на новую работу;
- проходить бесплатные медицинские осмотры и освидетельствования;
- при необходимости обращаться за содействием к службе занятости для заключения срочного трудового договора.
Как рассчитать размер пособия?
О размере пособия по безработице и порядка его выплат несложно найти информацию в отмеченном ранее федеральном законе. Сумма денежной выплаты устанавливается по таким формулам:
- Если заявитель был уволен с основного места работы в течение года, предшествующего безработице, размер пособия определяется в процентном соотношении к средней заработной плате за последние 90 дней по последнему месту работы.
- Если гражданин приобрел правовой статус безработного, не имея трудового стажа, или решил возобновить трудовую деятельность после перерыва, превышающего 12 календарных месяцев, размер его денежного пособия будет зависеть напрямую от величины прожиточного минимума, действующего в пределах конкретного региона России.
- Граждане, имеющие не более 12 месяцев перерыва в трудовой деятельности, и уволившиеся сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие смогут получать выплаты в размере 75 процентов от средней зарплаты на протяжении трех месяцев пребывания на учете по безработице, а в последующие 4 месяца – 60 процентов, а далее – не более 45 процентов.
Кроме того, человеку, имеющий социально-правовой статус безработного, не предоставляется возможность на получение пособия, величина которого будет преобладать над суммой прожиточного минимума в том или ином федеративном субъекте. При этом выплаты не могут быть меньше, чем третья часть того же прожиточного минимум.
В Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 представлена информация о том, как выплачивают пособие по безработице в центре занятости и по каким причинам приостанавливают выплаты (см. ст. 35). Из него следует, что на срок до одного месяца перестают платить в следующих случаях:
- отказа безработного от двух предложенных ему вариантов работы, которая ему подходит;
- отказа по истечению одного месяца безработного периода от участия в общественных работах, оплачиваемых государством, или от направления на обучение;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (спайсы сюда тоже входят);
- увольнения с последней работы по причине нарушения трудовой дисциплины, отчисления из образовательного учреждения за виновные действия; нарушения безработным условий и сроков перерегистрации при отсутствии уважительных причин;
- прекращения обучения по направлению службы занятости в самовольном порядке.
В указанных случаях выплаты пособия приостанавливаются, но этот период входит в общий суммарный срок исчисления безработицы.
Иногда ЦЗН принимает решение снизить размер пособия по безработице на 25% на срок до одного месяца. Это возможно в следующих случаях:
- неявки человека без уважительной причины на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;
- отказа без уважительных причин явиться в органы занятости для получения направления на работу или обучение.