Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иркутской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство устанавливает долю рабочих мест, на которые работодатель обязан принять граждан с инвалидностью. Компании и учреждения могут взять больше инвалидов, чем установлено по квоте, но не меньше регионального и федерального значения.
При каких условиях квота считается выполненной?
Согласно п. 5 Правил квота для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполненной работодателем в случаях:
а) наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов (далее – соглашение).
Основным нормативным актом по этому вопросу выступает статья 21 ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в РФ» (последняя редакция произошла по ФЗ 11 в 2013 г.), действующая по всей территории страны. Регионы также наделяются полномочиями по введению дополнительных территориальных законов. Так в Москве действует закон о квотировании под № 90, работающий совместно с указанным выше документом.
В отсутствии региональных законов действует лишь федеральный регламент, что свойственно для небольших субъектов. Всем претендующим на трудоустройство по квоте гражданам следует всегда отслеживать наличие подобной информации по своему субъекту.
Правила, рассматриваемые в любом законе о квотировании:
- Правовое регулирование.
- Экономическая база.
- Организационная основа.
Наряду с имеющимся по этому вопросу федеральным законодательством, регионы также наделяются властью для принятия дополнительных нормативных актов. Здесь вступает в действие несколько иной перечень обязательств и штрафные санкции за их неисполнение. Некоторые субъекты не желают пользоваться подобными полномочиями, поскольку на их небольшой территории имеется малое количество предприятий как таковых и отсутствует специфика по экологическим и прочим факторам, негативно влияющим на здоровье и увеличение процента граждан с инвалидностью.
Специфика применения разноуровневых законодательных актов заключается в том, что регион обязан в первую очередь опираться на принятый им самостоятельно регламент. При вынесении этой информации за пределы субъекта (при оспаривании вопросов в высших органах федерального значения) допускается применение и федеральной нормативной базы.
Как рассчитывается квота
Следует быть внимательным при расчете, рекомендуется ориентироваться на сведения, содержащиеся в форме 4-П на начало отчетного периода. Данный вид отчетности предоставляется в Росстат с отражением сведений о численности сотрудников и их заработке.
Для определения мест по квоте применяется следующая формула:
Численность сотрудников по штатному расписанию x норматив, установленный в законодательном акте
При расчете необходимо обязательно исключить те рабочие места, которые связаны с повышенной опасностью или вредностью для человека.
Приведем пример расчета:
Штатная численность 132 единицы (вредное производство отсутствует).
Применяется норматив, установленный региональной властью.
132 ед.* 0,03 = 3,96
Следуем простым математическим путем – делаем округление, получается, что руководство компании обязано обеспечить 4 рабочих места для инвалидов.
Для выполнения программы квотирования необходимо трудоустроить лицо с ограниченными возможностями. Этот факт необходимо подтвердить документально через трудовое соглашение сроком не менее 15 дней в одном текущем месяце.
Установление квоты для приема на работу инвалидов
Квотирование при приеме на открытые вакансии регулируется и на уровне регионов. В столице такое трудоустройство регламентировано Законом № 90 г. Москвы от 22.12.2004 г.
Квоты устанавливаются для организаций, штат которых больше 35 человек. В них процент квотных мест должен составлять три процента от общего количества сотрудников.
Для компаний со штатом больше ста человек установлена квота в размере четырех процентов. Данные квоты распространяются на соискателей с ограниченными возможностями, чья квалификация соответствует условиям открытой вакансии.
Пример 1
В IT-компанию, в которой есть свободные квотные места, устраивается программист-инвалид. Он полностью соответствует желаемой должности – у него есть документ о высшем образовании и опыт аналогичной работы.
Такого специалиста обязаны принять на работу, так как законных причин для отказа нет. Если работодатель все же откажет такому программисту, его ожидают штрафные санкции.
Пример 2
В туже самую организацию хочет устроиться соискатель с ограниченными возможностями. Он имеет опыт работы в этой сфере, но диплом о высшем образовании отсутствует. Такому соискателю вправе отказать, так как у него нет документов, подтверждающих специализацию в IT-сфере.
Есть организации, на которые не распространяется закон о квотных местах. К ним относятся:
- Общественные организации, созданные инвалидами;
- Предприятия, специально созданные для труда лиц с ограниченными возможностями.
Обязательства работодателей по трудоустройству инвалидов
Порядок применения мер социальной защиты для лиц с ограниченными возможностями, среди которых и обеспечение инвалидов рабочими местами, регулируется Законом №181-ФЗ от 24.11.1995 года.
Внимание! В соответствии со ст. 20 вышеупомянутого закона, обязательным является предоставление инвалидам следующих прав и гарантий в области трудоустройства:
- Для граждан, имеющих инвалидность, резервируются рабочие места в соответствии со специальностями, которые в наибольшей степени подходят для исполнения трудовых функций инвалидами. Такие профессии перечислены в приложении к Постановлению Минтруда №150 от 08.09.1993 года;
- Устанавливается квота для устройства инвалидов на работу. На работодателей возлагаются обязанности по устройству на работу граждан, чьи возможности ограничены согласно размеру квоты;
- Работодатели обязаны обеспечить условия работы, соответствующие медицинским рекомендациям для инвалидов и программе реабилитации.
Сокращение, отстранение от обязанностей, перевод и увольнение
В ст. 73 ТК РФ указаны ситуации перевода, увольнения и отстранения от обязанностей сотрудников-инвалидов. Так, если по медицинским показаниям работник-инвалид больше не способен выполнять свои трудовые обязанности, то работодатель обязан с письменного согласия самого работника перевести его на другую работу с подходящими условиями труда. Выполнение данного условия со стороны работодателя направлено исключительно в интересах работника и в целях сохранения его здоровья.
Однако в ситуации, когда сотруднику необходим временный перевод на срок до четырех месяцев, а у работодателя нет соответствующей работы, то работодатель на указанный в медзаключении срок обязан отстранить сотрудника от работы с сохранением за ним должности. При этом зарплата в период отстранения не начисляется сотруднику.
А в случае если работнику нужен перевод по состоянию здоровья на срок свыше четырех месяцев или и вовсе на постоянной основе, то при его отказе о переводе либо же отсутствия у работодателя соответствующего вакантного места, то трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
В случае же сокращения численности работников предприятия для инвалидов отсутствуют какие-либо привилегии, под сокращение они попадут в общем порядке.
Квота на территории Москвы
Предоставление рабочего места по квоте в Москве осуществляется на основании регионального законодательства — закон о квотировании рабочих мест №90, принятый 22 декабря 2004 года.
Согласно ему, работодатели г. Москвы должны создавать на своем рабочем месте квоты для трудоустройства инвалидов в размере 2% от среднесписочной численности работающих на предприятии, если численность работников компании на территории Москвы превышает 100 человек.
При этом расчет среднесписочной численности осуществляется по правилам, действующим для исчисления данного показателя в органы статистики.
При исчислении квот, полученное значение следует округлить до целого значения в сторону уменьшения.
Например, в ООО «Знание» (г. Москва) работает 460 человек. Количество квотированных мест для инвалидов на данном предприятии составит 460*2% = 9,2. Квота для инвалидов равна 9.
Обязанности работодателя
Для работодателей, которым установлены квоты на трудоустройство инвалидов, закон устанавливает обязанности и права.
Работодатель, который подпадает под действие закона, обязан:
- Создавать либо выделять рабочие места из уже имеющихся на предприятии для трудоустройства инвалидов, а также принимать внутренние локальные акты, которые регулирую информацию о данных рабочих местах. Фактом создания либо выделения рабочего места для инвалидов считается издание соответствующего нормативного акта.
- Создавать специальные рабочие места в пределах квот, установленных местными законодательными актами.
- Инвалиду обеспечивать рабочее место, которое соответствует требованиям его персональной программы реабилитации.
- Каждый месяц в установленный срок (5-10 дней с момента окончания предыдущего месяца) необходимо отчитываться в службу занятости о наличии вакантных мест, созданных либо выделенных инвалидам в соответствии с требованиями квоты, а также сведения о внутренних локальных актах, которые регулируют предоставление рабочих мест инвалидам. Данные отчеты должны предоставляться даже в том случае, когда работодатель непосредственно зарегистрирован за пределами региона. Форма предоставления указанной информации разрабатывается и закрепляется местными органами занятости.
- Если работодатель принимает инвалида, направленного по квоте, он должен возвратить в службу занятости его направление с отметкой о приеме в течение 5 дней с момента оформления на работу. Если инвалиду отказывается в приеме на работу, то на направлении необходимо поставить дату явки, причину отказа и вернуть его кандидату.
Уведомление службы занятости
Каждая организация, для которой определена квота, должна отчитываться в центр занятости о созданных местах, выделенных должностях. Периодичность предоставления отчета раз в месяц, в некоторых регионах раз в квартал.
Также необходимо направлять информацию о принятых локально-нормативных актах, в которых содержаться сведения про количество мест, для каких профессий они созданы, описывается класс тяжести, напряженности, вредности.
Но больше всего центры занятости интересует информация о выполнение квоты, то есть, сколько инвалидов реально были трудоустроены за отчетный период.
Если в организации во время отчетного периода не обнаружены вакантные места, бездействовать не стоит.
Лучше отправить уведомление об их отсутствии.
Так как в случае не предоставления информации, ее искажения, невыполнения квоты служба занятости имеет право прийти с проверкой или же направить в ГИТ жалобу на работодателя.
Показатели трудоустройства инвалидов
Заместитель Министра труда и социальной защиты Г. Лекарев на заседании Совета по делам инвалидов при Совете Федерации сообщил, что по итогам 2018 года доля занятых граждан трудоспособного возраста с ограниченными возможностями в России достигла 29% (1 млн 12 тыс. человек). Минтруд принимает все доступные меры для роста показателя.
При этом процент занятых людей данной категории сильно колеблется по субъектам: от 88% в Красноярском крае до 19% в Республике Карелия.
К концу 2020 года намечено обеспечение 40% людей с ограниченными возможностями рабочими местами. Этому поспособствуют два новых направления:
- Содействие в трудоустройстве: службы занятости при согласии соискателей с ограниченными возможностями сообщают им об имеющихся вакансиях и обеспечивают обратную связь от работодателей.
- Сопровождение инвалидов, которым требуется помощь на пути следования до работы, при выборе и оборудовании рабочего места, при привлечении наставника.
Что это такое квотирование рабочих мест для инвалидов (квоты) в 2019 году
Скачать для просмотра и печати: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в РФ Общее понятие квотирования Под квотированием в общем случае понимается резервирование рабочих мест.
Производится оно путем создания документов, в которых описываются правила:
- выделения в штате вакансий;
- приема на них тружеников льготных категорий;
- обеспечения привилегированных служащих:
- специальными условиями;
- необходимым оборудованием и местом для исполнения обязанностей.
Резервирование на производстве осуществляется с учетом:
- норм действующего законодательства, распространяющегося на хозяйствующий субъект;
- условий труда;
- отрасли промышленности и иного.
Для учета в работе: исполнение нормативных требований строго проверяется контролирующими организациями.
Нормы обязательного квотирования приведены в законе № 181-ФЗ от . Так, в первой части статьи 21 говорится:
«Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников».
Причем обязанность по резервированию мест приложения сил для граждан с ограничениями по здоровью распространяется на хозяйствующие субъекты вне зависимости от формы собственности. Таким образом, индивидуальный предприниматель или госкорпорация должны предусмотреть особые условия труда для льготников в своем штате, если численность сотрудников превышает 35 человек.
Освобождаются от обязательного приема сотрудников-инвалидов следующие предприятия:
- общественные организации граждан с ограничениями по здоровью;
- компании с малой численностью.
Важно: запрещено предоставлять инвалидам трудовые места повышенной категории опасности. Данные берутся из аттестационных листов.
Более детально взаимодействия государства и участников рынка в области предоставления соцгарантий инвалидам расписаны в законе № 1032-1 от . В частности, в 13-й статье акта подтверждена гарантия людям с физическими ограничениями на труд. А 25-я статья обязывает предпринимателей принимать участие в этой работе.
ШАГ 1. ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБЯЗАНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНИМАТЬСЯ КВОТИРОВАНИЕМ
Квотированием рабочих мест для инвалидов и молодежи, согласно ст. 21 Федерального закона № 181-ФЗ, должны заниматься все работодатели, у которых численность работников превышает 100 человек.
Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 % до 4 % среднесписочной численности работников.
Исключение составляют общественные объединения инвалидов и образованные ими организации.
Работодателям, численность работников которых составляет от 35 до 100 человек, законодательство субъекта Российской Федерации может устанавливать квоту для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 % среднесписочной численности работников.
Перед началом работы по квотированию необходимо выяснить, кого именно региональное законодательство относит к работникам, принимаемым по квотам.
Если в отношении инвалидов все ясно — это работники, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, — то критерии для отнесения к молодежи могут быть различными.
Пример
Закон г. Москвы № 90 относит к молодежи:
• несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
• детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечительства, в возрасте до 23 лет;
• выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет и выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.
Также могут разниться условия совместного квотирования инвалидов и молодежи.
Пример
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы № 90, если количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, составляет более 2 % от среднесписочной численности работников, то количество квотируемых рабочих мест для молодежи уменьшается на соответствующую величину. Однако «обратной» нормы, позволяющей уменьшать квоту для инвалидов, если принять на работу молодежь сверх установленной квоты, этот закон не предусматривает.
Таким образом, московский работодатель может обеспечить выполнение квоты только при условии трудоустройства инвалидов, так как сделать это только за счет трудоустройства молодежи нельзя.
Трудовой договор с инвалидом и его особенности
Хотя организация трудовых отношений с гражданами с инвалидностью осуществляется в общем порядке, так же как и с другими работниками, здесь имеются свои специфические черты.
В частности, при заключении трудового соглашения с работником, имеющим 3 группу инвалидности, в договоре должно быть отражено следующее:
- Исключена возможность участия гражданина в работе, связанной с вредными и опасными условиями,
- Отсутствие положения о разъездной работе,
- Указаны сведения о сокращении времени труда, о размере зарплаты при сокращенном рабочем дне и правилах ее исчисления,
- Запрет вызывать на работу во время праздников и выходных,
- Сведения о числе дней больничного, подлежащих оплате в течение года,
- Указание на то, что количество отпускных дней составляет не 28, а 30 дней, а также информация о дополнительных отпусках.
Чтобы упростить нанимателям задачу, существует типовой бланк трудового соглашения с гражданином, имеющим инвалидность.
В соглашение обязательно должны быть включены положения, описывающие сущность работы, перечень рабочих обязанностей, которые соответствуют условиям, предусмотренным медико-социальной экспертизой, дополнительно должен указываться размер зарплаты для инвалидов 2 группы, порядок ее исчисления и сроки выплат.
Также вносятся сведения об оплате больничных гражданам, имеющим инвалидность 1,2 и 3 группы, правила расчета и порядок оплаты.
Ответственность за невыполнение квоты по трудоустройству инвалидов
Органом, контролирующим действия работодателя относительно выделения вакансий для граждан, отнесенным к категории льготников, является Рострудинспекция.
Причем в субъектах РФ осуществляется проверка выполнения как федеральных, так и региональных законодательных актов, а также как соблюдаются правила и на том, и на другом уровне.
Проверки, осуществляемые уполномоченным органом, могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Также обязанностью инспекции является проверка обращений граждан, связанных с фактами нарушения гарантий в области труда.
Меры ответственности за несоблюдение норм федерального законодательства перечислены в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Статья 13.19. предусматривает ответственность за нарушение сроков предоставления первичной статистической отчетности.
Запомните! Согласно данной статье, такие действия наказываются штрафами в размере:
- Если речь о должностных лицах – от 10 до 20 тыс. руб.,
- Для организаций – от 20 до 70 тыс. руб.
Если такое правонарушение повторилось, штрафы будут повышены:
- Для должностных лиц – 30 до 50 тыс. руб.,
- Для юрлиц — от 100 до 150 тыс. руб.
Статьей 5.42 КоАП предусмотрено наказание для работодателей, отказавшихся принять на работу инвалида – это штраф от 5 до 10 тыс. руб. Несут такое наказание виновные должностные лица.