Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приказ № 709н вступает в силу с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наибольшие корректировки касательно вопросов переподготовки затронули выпускников стоматологических факультетов. Если раньше они могли переучиться на врача спортивной медицины, врача-рентгенолога, врача функциональной диагностики и др., то сейчас такая возможность у них отсутствует.
Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:
- Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;
- Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, продлен на 12 месяцев;
- Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.
- Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.
- Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
- Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
- Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.
Вместе с изменениями в новом приказе о квалификационных требованиях появились и новые недостатки. Теперь выпускники стоматологического факультета, которые не имеют послевузовского образования, работают в должности врача-стоматолога (хотя раньше работали в должности врача-стоматолога общей практики),однако по мнению некоторых специалистов такую должность можно давать только после ординатуры. Точно так же в должности провизора-технолога могут работать как молодые выпускники медицинского университета без последипломного образования, так и специалисты, которые прошли интернатуру или ординатуру. Что касается должности участкового терапевта, теперь ее могут занимать специалисты с различным уровнем квалификации:
- Выпускники по специальности “Лечебное дело”;
- Врачи, которые окончили ординатуру по терапии;
- Врачи, которые окончили ординатуру по семейной медицине или общей врачебной практике.
В некоторых изменениях в квалификационных требованиях усматриваются явные противоречия. Согласно профессиональным стандартам (приказ №399н от 25 июня 2015 года), врачи, окончившие медико-профилактический факультет по соответствующей специальности (медико-профилактическое дело), могут работать по 18 медицинским специальностям. Однако в последнем приказе №328н указано всего две должности для выпускников медико-профилактического факультета. Это врач-эпидемиолог и врач по общей гигиене.
Определенные нестыковки имеются и у других специальностей – медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.
Об особенностях переподготовки работников
Одновременно был существенно увеличен список врачебных профессий, которые могут пройти переподготовку на врача-рефлексотерапевта.
Среди других изменений можно отметить поправки в терминологию и несколько технических корректировок, которые исправляют ошибки, появившиеся после изменений, разрешающих отказаться от прохождения интернатуры.
Таким образом, новые изменения можно считать неоднозначными. Безусловно, они привнесли важные правки в ранее существовавшие документы и устранили ряд недочетов. При этом данные изменения нельзя назвать полными и достаточными. Однако можно надеяться, что необходимый объем корректировок в ближайшее время все же будет внесен.
Квалификационные требования к работникам профобразования
Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:
- работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
- организует учебно-производственный процесс;
- осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
- проводит профориентационные мероприятия.
Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.
Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:
- СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
- ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
- обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
- прохождение проверки знаний охраны труда.
Если планируется преподавание дисциплин профцикла, то претендент должен иметь опыт работы в соответствующей области (например, врачом, экономистом или архитектором).
Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения
Итак, до 1 июля 2022 года специалисты здравоохранения могут быть допущены к профессиональной деятельности без прохождения аккредитации и с истекшими сертификатами.
В приказе также указаны условия, при которых осуществляется допуск к работе. К ним относятся:
- чрезвычайная ситуация (ЧС);
- угрозы распространения опасных заболеваний;
- оказание медицинской помощи пациентам с COVID-19.
Так, согласно приказу № 1179 н, работать имеют право специалисты, которые:
- получили мед. или фарм. образование;
- обучаются по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина» при прохождении обучения в 36 часов или работают — работать в должности врача-стажера под контролем врача-специалиста;
- обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по специальностям «Клиническое дело» и «Сестринское дело» при условии прохождения программы ДПО в объеме не менее 36 часов — в должности специалиста со средним медобразованием под контролем старшей медсестры;
- имеют медобразование и не работали по специальносте более 5 лет при обучении в 36 часов — в должности врача-стажера или должности специалиста со средним медицинским образованием под контролем врача-специалиста или старшей медсестры;
- получили высшее медобразование, а также студенты 3-го курса и выше (при «Сестринском деле» 2 курса и выше) при условии прохождения ими курсов ДПО не менее 36 часов — в должности среднего медперсонала под контролем старшей медсестры, фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
На нашем сайте «Проф-Ресурс» есть форма «Напишите автору», в котором вы можете задать вопрос или предложить идею для следующего материала. Если тема действительно острая, мы напишем о ней статью. Подписывайтесь, чтобы следить за актуальными новостями!
- Срок действия сертификата заканчивается в феврале 2022 года, можно ли дальше работать без аккредитации в связи со сложившейся ситуацией в стране?
— Да, приказ № 1179 н позволяет работать без продления документов до 1 июля 2022 года. Но если вы не пройдете аккредитацию к этому времени, вы не будете допущены к медицинской деятельности.
- Сертификат заканчивается в декабре 2022 года, можно ли подать документы на аккредитацию по льготной схеме с прохождением курсов повышения квалификации в 144 часа?
— Да, но подавайте документы за 3−4 месяца до истечения срока, то есть в августе или сентябре. Приказ Минздрава № 1081 н, который вступит в силу 1 марта, содержит такие же условия по обучению, как и в 2021 году.
- Если сертификат заканчивается в марте, когда нужно посылать документы на периодическую аккредитацию?
— Отправлять документы вы можете уже в марте по новым правилам приказа № 1081 н. Главное — до 1 июля пройти аккредитацию.
- Закончился сертификат в декабре 2021 года, когда подавать документы на аккредитацию?
— Ваш сертификат продлен приказом № 58 н на 12 месяцев (до декабря 2022). Но если хотите пройти аккредитацию раньше, можете отправлять документы уже в марте.
- Можно ли пройти аккредитацию до 1 июля?
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
18 июля 2012 г. № 80
Об утверждении выпуска 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих и об отмене некоторых постановлений Министерства труда Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и их структурных элементов
Изменения и дополнения:
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 октября 2013 г. № 106 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/28139 от 11.12.2013 г.)
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 16 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/29667 от 04.03.2015 г.)
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 апреля 2015 г. № 23 (зарегистрировано в Национальном реестре — № 8/29776 от 06.04.2015 г.)
На основании подпункта 7.1.2 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (прилагается).
2. Отменить:
пункт 2 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 159 «Об утверждении выпуска 35 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в системе медицинских судебных экспертиз» и внесении дополнений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 мая 2006 г. № 62 «О внесении изменений и дополнений в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 августа 2008 г. № 126 «О внесении дополнения в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и дополнения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
пункты 3 и 4 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2008 г. № 145 «О внесении изменений в выпуски 1, 19 и 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и изменения в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 9 «О внесении изменений в выпуск 25 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)»;
пункт 7 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 августа 2009 г. № 107 «О внесении изменений и дополнений в некоторые выпуски Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) и изменений и дополнений в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Профессии рабочих и должности служащих» (ОКРБ 006-96)».
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2012 г.
Министр |
М.А.Щеткина |
Младший медицинский персонал
Согласно пункту 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), был утвержден профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал».
Профстандарт «Младший медицинский персонал», как и любой другой стандарт, был создан, чтобы у руководства была возможность разграничить и выяснить, что является обязанностью трудящегося, а что нет. В нем подробно расписаны квалификационные требования к должностям медицинских работников (2020). Его задачей является определение требований к уровню знаний, умений, опыту сотрудника и его образованию. Руководители учреждений должны использовать профстандарт в случае подбора кадров, при разграничении ответственности их функций, составлении штатного расписания должностных работников.
Согласно профстандарту, к младшему персоналу относятся:
- санитар;
- младшая медсестра по уходу за больными.
Приказ Минздрава о квалификационных требованиях к медицинским работникам говорит, что кандидат на должность врача должен обязательно иметь высшее образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и спецподготовку в интернатуре, ординатуре по той сфере, в которой предстоит работать. Например, если это врач скорой медпомощи, то его основное высшее образование должно быть по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и законченная ординатура по специальности «Скорая медицинская помощь».
Врач должен иметь сертификат специалиста по специальности «Терапия» и(или) свидетельство об аккредитации «Лечебное дело».
На сегодняшний день выпущены следующие профстандарты врачей:
- Ветеринарный врач
- Врач-стоматолог
- Врач-биохимик
- Врач-биофизик
- Врач-кибернетик
- Врач-оториноларинголог
- Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)
- Врач-педиатр участковый
- Врач-офтальмолог
Врач, получивший диплом, зачастую плохо представляет себе должность, на которую его назначают. Во многих случаях, она просто не связана со специальностью. К примеру, молодым хирургам в районных больницах из-за укрупнения медорганизаций приходится выполнять задачи главврачей, сталкиваться с нормами права, организацией работы, принимать решения. Все это порождает риски серьезных нарушений и конфликтов в области права. Энциклопедии и словари не разделяет медицинские должности и специальности:
- Большая советская энциклопедия подсказывает, что специальность – набор обретенных в процессе учебы или практики знаний, которые нужны для определенного вида работы или профессии. Понятие совпадает с определением профессии, когда специальные функции соответствуют полностью трудовым обязанностями.
- Большой энциклопедический словарь называет специальность – деятельностью в рамках профессии.
- Общероссийским классификатор называют специальностью – сумму знаний и навыков, полученных после образования для решения конкретных профессиональных задач.
Должность — это:
- обязанности по работе;
- полномочия, установленные должностной инструкцией.
Большой юридический словарь определяет должность как первичную структурную единицу штата с определенным набором полномочий, местом в иерархии и денежным вознаграждением.
Толковый словарь русского языка называет должностью служебное место и связанные с ним обязанности, а новый толково-образовательный словарь — служебное положение с перечнем обязанностей.
Приказом Минздрава СССР с 1970 года № 280 действовала 51 медицинская должность и специальность. Вместо утратившего силу документа введен приказ № 700н 2015 года:
- Документ отменяет предыдущие приказы, в том числе № 210н о номенклатуре специальностей 2009 года.
- Исчезает деление на специальности для ВУЗов и для дополнительной подготовки.
- Перечень состоит из 94 наименований без расшифровок.
- Появилась специальность «остеопатия».
- Упрощен ряд специальностей: диабетология, клиническая и лабораторная микология.
Документ введен в действие 28.11.2015 года.
Специальности для врачей со средним образованием в сфере медицины и фармации не менялись и закреплены приказом № 176н с последующей редакцией 2008 года.
Законодательное регулирование специальности и должности медицинской организации
Приказом Минздрава № 707н, утверждающим квалификационные требования к работникам, обученным по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», устанавливается требования к профессиональному образованию и дополнительным знаниям, называются должности.
Введенная в номенклатуру в 2009 году специальность «Медико-социальная экспертиза» выдвигает требования к соискателю:
- Высшее образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия».
- Ординатура — «медико-социальная экспертиза».
- Дополнительное образование и профпереподготовка по специальности «медико-социальная экспертиза» или на выбор: педиатрия, детская хирургия, семейная медицина, неврология, онкология, офтальмология, терапия, оториноларингология, травматология и ортопедия, хирургия, эндокринология, фтизиатрия.
- Обязательно раз в пять лет повышать квалификацию.
- Занимаемые должности врача по медико-социальной экспертизе, начальник подразделений или организации.
Приказом Минздравсоцразвития № 541н утвержден единый квалификационный справочник с соответствующим разделом для сферы здравоохранения, который:
- Отменяет приказ Минздравсоцразвития № 869 с аналогичным названием.
- Подробно описывает должностные обязанности и квалификационные требования врачей и медсестер касательно квалификации и стажа.
- Упрощает должности врача-интерна по решению Верховного Суда РФ.
Богатый уровень необходимых навыков и умений, опыт работы, а также профессионализм — все это складывается в единый термин — «квалификация специалиста», которую необходимо постоянно совершенствовать.
Для этого существуют различные методы увеличения уровня требуемых познаний, один из них — это занятия по самообучению, которые считаются очень нужными и полезными.
Также пользуются большой популярностью курсы, которые проводит центр повышения квалификации медработников. Участие в них позволяет обновить теоретический и практический багаж знаний. В свою очередь, это дает прекрасную возможность ознакомиться с новыми открытиями в области здравоохранения, современными методами лечения, находить правильные решения из различных сложившихся ситуаций.
В ходе проверки выявлены нарушения…:
- в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения у руководителя — генерального директора Соколова В.Л. (приказ от 05.09.2012 N 08-к) отсутствует высшее медицинское образование, у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. (приказ от 16.09.2012 N 09/К, трудовой договор от 16.09.2012) отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
- в нарушение подпункта «г» пункта 4 Положения у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. не подтвержден стаж работы по специальности «стоматология хирургическая» не менее 5 лет;
Трудовые функции руководителя медицинской организации
В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:
-
«Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);
-
«Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);
-
«Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);
-
«Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);
-
«Управление медицинской организацией» (ОТФ F).
На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.
В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.
-
Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;
-
«Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».
Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;
-
«Совершенствование системы менеджмента качества»;
-
«Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;
Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;
-
«Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;
-
«Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;
Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Организация планирования деятельности медицинской организации»;
-
«Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;
-
«Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;
-
«Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;
Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:
-
«Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;
-
«Управление ресурсами медицинской организации»;
-
«Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;
-
«Обеспечение развития медицинской организации».
Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.
Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений
В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.
Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.
Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.
Приказ Минздрава России от 22.11.2021 N 1083н
Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.
О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».
Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.
В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).
Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).
То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).
В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).
Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.
То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.
В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам с высшим медицинским образованием приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.
Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерство и гинекология» необходимо получить высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» и пройти подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».
Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:
- Уровень профессионального образования
- Дополнительное профессиональное образование
- Должности
В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицина» согласно перечню специальностей высшего образования – специалитета и перечню специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.
В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:
1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре вместо прохождения интернатуры/ординатуры по новой специальности. Это удобный инструмент, позволяющий врачу переквалифицироваться и работать в новой должности без длительного обучения в ординатуре.
Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Торакальная хирургия» возможно только через подготовку в ординатуре по специальности «Торакальная хирургия».
2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.
3. Необходимость непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности. Изменениями, внесенными в квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности. Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, и высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста. Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач- педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.
В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В подавляющем большинстве случаев для занятия одной должности медицинского работника предусмотрены единые квалификационные требования.
Однако, есть исключения, — например, должность врача-терапевта участкового, разрешено занимать при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:
1. Специальность «Терапия»:
- Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
- Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
- Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?
С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).
Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).
Профессиональные стандарты врачей в части требований к образованию и обучению ссылаются на Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.
То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.
Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.
Так, например, для врача по водолазной медицине профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 707н для специальности «Водолазная медицина» установлены следующие квалификационные требования:
- Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
- Подготовка в ординатуре по специальности «Водолазная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Водолазная медицина» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
- Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.
Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.
Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам
Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.
Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2021 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.
Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2021 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2021 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2021 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».
Квалификационные характеристики должностей работников образования
Должностные обязанности:
- Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
- Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
- Оценивать результативность обучающихся по предмету.
- Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
- Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
- Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
- Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
- Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.