Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Результаты инвентаризации расчетов с персоналом оформляются инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (далее — инвентаризационная опись (ф. 0504089)) и актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Обе формы утверждены Приказом Минфина России N 173н .

Проверка расчетов с кредиторами

Инвентаризация расчетов по обязательствам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:

Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета)

Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по обязательствам

Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам (счет 0 301 00 000)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм по долговым обязательствам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями).

2. Проверка обоснованности расходов по выплате процентов по отношению к суммам задолженности по кредитам и займам в период их начисления.

3. Анализ правовых оснований для получения кредитов и займов, наличия ограничений по получению кредитов (с учетом правомерности получения кредитов, требований к согласованию крупных сделок, сделок с заинтересованностью, соблюдения законодательства о защите конкуренции)

Расчеты по принятым обязательствам (счет 0 302 00 000, за исключением расчетов по оплате труда)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм кредиторской задолженности (по каждому кредитору), числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами (государственными контрактами) по приобретению товаров, работ, услуг (в том числе сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг) и иными документами.

2. Сверка расчетов с контрагентами (поставщиками, подрядчиками и иными кредиторами) (при необходимости).

3. Анализ кредиторской задолженности по срокам погашения, которые предусмотрены договорами (государственными контрактами), иными документами.

4. Проверка наличия (отсутствия) неучтенных обязательств

Расчеты по платежам в бюджеты (счет 0 303 00 000)

1. Проверка правильности и обоснованности числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по налогам, страховым взносам (в том числе проверка расчетов, налоговых деклараций) и иным обязательствам перед бюджетом.

2. Сверка сумм задолженности по налогам (страховым взносам) по данным бухгалтерского учета с актами сверки ФНС*.

3. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам погашения.

4. Проверка задолженности по возврату в бюджет части субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания в связи с невыполнением государственного задания, а также остатков субсидий на цели (сроки возникновения, полнота и своевременность перечисления в бюджет) (при наличии)

Прочие расчеты с кредиторами (счет 0 304 00 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по расчетам с прочими кредиторами

Расходы будущих периодов (счет 401 50 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, числящихся на счетах бухгалтерского учета

Резервы предстоящих расходов (счет 0 401 60 000)

Проверка правильности и обоснованности созданных в учреждении резервов на предстоящую оплату отпусков работникам, ремонт основных средств и другие цели, предусмотренные учетной политикой учреждения

Документальное оформление результатов инвентаризации

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Инвентаризационная опись (ф. 0504089) формируется комиссией учреждения и отражает сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, которые разбиты на два раздела. Информация в разделах указывается в следующем порядке:

  1. наименование дебитора (кредитора);
  2. номер счета (302 11, 302 12, 302 13, 208 00);
  3. общая сумма задолженности по балансу, в том числе:
  • суммы, подтвержденные дебиторами, не подтвержденные дебиторами, с истекшим сроком исковой давности;
  • суммы, согласованные с кредиторами, не согласованные с кредиторами, с истекшим сроком исковой давности.

Данная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, проводящей инвентаризацию.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Расчеты с подотчетными лицами ведутся на счете 208 00 согласно Инструкции № 157н. Группировка расчетов с подотчетными лицами осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой учреждения (планом финансово-хозяйственной деятельности), по аналитическим группам синтетического учета объекта учета. Аналитический код формируется посредством детализации аналитической группы по соответствующим аналитическим видам, например:

  • 208 21 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате услуг связи»;

  • 208 22 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;

  • 208 31 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению основных средств»;

  • 208 34 «Расчеты с подотчетными лицами по приобретению материальных запасов»;

  • 208 64 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пенсий, пособий, выплачиваемых работодателями, нанимателями бывшим работникам».

В ходе проведения инвентаризации необходимо проверить:

  • отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования;

  • суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи);

  • наличие задолженности по подотчетным суммам за уволенными сотрудниками или за организацией перед данными сотрудниками.

Периодичность проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами

Инвентаризацию, объектом которой являются расчеты с подотчетными лицами, следует проводить минимум один раз в год, во время подготовки к итоговому годовому балансу.

Какие документы проверяют при проведении инвентаризации расчетов с подотчетными лицами (Приказ Минфина от 13.06.1995г. № 49):

  • по каждому подотчетному лицу необходимо проверить денежные суммы, которые были выданы в подотчет авансов. Изучают сроки предоставления и целевое назначение.
  • все отчеты, на основании которых получившие в подотчет деньги указывали направления их использования.

Варианты возврата недостающих денежных средств, выданных под отчет

Если по итогам работы инвентаризационной комиссии было установлено виновное лицо в необоснованном невозвращении денежных средств, выданных под отчет, то недостающую сумму можно будет удерживать из зарплаты виновного сотрудника. Работодатель имеет на это право. Но есть определенные условия для ее удержания. Во-первых, удержания из заработной платы можно будет осуществлять не позже одного месяца с момента завершения срока выдачи аванса. Во-вторых, сотрудник со своей стороны согласен с обвинением и размером удержаний.

Читайте также:  Шенгенская виза 2023: какие страны выдают и где проще получить

Если месячный срок работодателем пропущен, то можно дать возможность сотруднику вернуть недостающие средства на добровольной основе, либо передать документы в судебные органы. Есть еще один вариант, который применим к суммам задолженности, он заключается в том, что по истечении срока исковой давности данную сумму признают безнадежной задолженностью. При увольнении работника его задолженность перед организацией может быть также признана безнадежной.

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами должна осуществляться как минимум один раз в год. Дата назначается ориентировочно перед сдачей годового баланса (п. 27 Приказа Минфина № 34н). Подробнее о порядке инвентаризации подотчетных лиц в этой статье.

Порядок осуществления инвентаризации, оценка авансовых документов и расчет подотчетных сумм основываются на п. 3.47 Приказа МинФина № 49. В этом случае осуществляется проверка:

  • Отчетов по авансированию лиц, которые получили денежные средства под отчет.
  • Денег, выданных под отчет лицу, и проверка целевого назначения и четкой даты выдачи аванса.

Прежде чем начинается инвентаризация расчетов, руководитель предприятия обязан составить приказ по форме ИНВ-22. Пример заполнения приказа – «форма № ИНВ-22», образец можно скачать и использовать для составления соответствующего документа.

Порядок проведения процедуры инвентаризации расчетов с подопечными лицами диктует определенные правила. В обязательном порядке необходимо создать комиссию, которая будет:

  • Сопоставлять информацию по бухучету с данными по первичной документации.
  • Искать денежные средства, которые являются подотчетными и были потеряны либо не был предоставлен от бухгалтера авансовый отчет.
  • Проверять факты авансирования и применения денежных средств в соответствии с указанной целью (назначением).

Кроме того, в самом начале процедуры инвентаризации ответственными членами проверяются документы по авансированному отчету и приказам собственника, которые должны быть на предприятии и являться подтверждением законности процесса. Осуществляется опись локальных актов организации, которые необходимо оформлять в бухгалтерии и в обязательном порядке утверждать подписью собственника предприятия.

  • Список лиц, которые имеют право на выделение им авансовых денежных средств.
  • Перечисление сотрудников, в полномочия которых входят поручения подотчетным лицам предприятия, а также бухгалтеру либо кассиру, соответствующие приказы по выдаче авансов (подотчетных сумм).

Типовые ошибки, допускаемые при расчетах с подотчетными лицами

Согласно п. 339 Инструкции № 157н на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов» учитывается задолженность неплатежеспособных дебиторов с момента ее признания в порядке, установленном законодательством, нереальной ко взысканию и списания с балансового учета учреждения для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Одним из самых распространенных нарушений, связанных с возмещением расходов на проезд, является возмещение расходов, которые согласно законодательству возмещению не подлежат либо подлежат, но не в том размере, в котором фактически были произведены. Например, при приобретении проездных документов, в частности на железнодорожный транспорт, работник нередко приобретает и полис добровольного страхования пассажиров на транспорте. Данные расходы в соответствии с нормами Положения № 749 и ст. 168 ТК РФ возмещению не подлежат. Командированному работнику возмещаются расходы по страховым платежам только по обязательному государственному страхованию пассажиров на транспорте, которые входят в стоимость проездного билета.

Проверка расчетов с подотчетными лицами государственных (муниципальных) учреждений

— соответствие сведений, отраженных в журналах операций, данным отчетов – баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130)) и отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121 или 0503721) за отчетный период;

Наличие заявления подотчетного лица на выдачу подотчетных сумм (в том числе на служебную командировку) не ставится законодательством в зависимость от каких-либо условий. Следовательно, деньги под отчет должны выдаваться исключительно на основании письменного заявления получателя;

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами и отражение ее результатов в бухгалтерском учете и отчетности учреждения

Дебиторская задолженность подотчетных лиц, нереальная к взысканию, списывается по дебету счета 0 40110 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами».

  • 1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм.
  • 1.1. Выдача денежных средств без заявления и лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги на хозяйственные расходы.
  • 1.2. Отсутствие в учреждении системы подачи письменных заявлений на выдачу наличных денег из кассы с обоснованием необходимости приобретения определенных материальных ценностей или оплаты работ, услуг.
  • 1.3. Выдача денежных сумм из кассы под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия.
  • 1.4. Выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся в срок по ранее полученным авансам.
  • 1.5. Несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы.
  • 2. Нарушения при оформлении командировочных расходов.
  • 2.1. Отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку.
  • 2.2. Отсутствие командировочных удостоверений с отметками в месте пребывания в командировке.
  • 2.3. Несоблюдение установленных норм командировочных расходов.
  • 2.4. Отсутствие приказов (распоряжений) о размере оплаты суточных.
  • 3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов.
  • 3.1. Нарушение порядка удержания НДФЛ с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.
  • 3.2. Некорректное выделение налога на добавленную стоимость в суммах командировочных расходов.
  • 4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами.
  • 4.1. Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети.
  • 4.2. Списание на затраты сумм налога на добавленную стоимость от стоимости материальных ценностей, приобретенных через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.
  • 5. Нарушения порядка учета представительских расходов.
  • 5.1. Несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете.
  • 5.2. Отсутствие аналитического учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.
  • 6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами.
  • 6.1. Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами.
  • 6.2. Неправильное выведение остатков на конец отчетного периода.
  • 6.3. Несоответствие записей в авансовых отчетах и в регистрах.
Читайте также:  Если работник не соответствует занимаемой должности: случаи перевода

Расчеты с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях

Расчеты с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях, как и у любого иного юрлица, подлежат строгому контролю. Какими нормативными актами нужно пользоваться и как применять их на практике при осуществлении расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях (далее — БУ), расскажем в этой статье.

Если сотрудник не вернул неистраченные деньги в срок, работодатель имеет право вычесть сумму задолженности из зарплаты в силу ст. 137 ТК РФ, но только в течение месяца после истечения срока, отведенного на отчетность по выданным под отчет средствам, а также при отсутствии разногласий с сотрудником по поводу оснований и размера долга. Кроме того, нельзя забывать и о ст. 138 ТК РФ, устанавливающей, что только 20% от каждой выплаты зарплаты могут пойти на удержания, т. е. удержание может растянуться на несколько месяцев.

Порядок проведения инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения

24.10.2020

В материале рассмотрим, как в государственном (муниципальном) учреждении провести инвентаризацию расчетов по доходам и обязательствам учреждения, в том числе расчетов с персоналом, подотчетными лицами, бюджетом и иными контрагентами.

Как правило, при проведении инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам учреждения осуществляются:

– документальная проверкапервичных учетных документов, на основании которых производились записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по доходам и обязательствам учреждения, и соответствия данных, указанных в первичных документах и отраженных в регистрах; – анализ дебиторской (кредиторской) задолженности в разрезе контрагентов по доходам и обязательствам учреждения на конец отчетного (проверяемого) периода по срокам ее погашения. В отношении просроченной дебиторской (кредиторской) задолженности проверяется, приняты ли учреждением меры для ее снижения; – анализ сумм дебиторской (кредиторской) задолженности, не подтвержденных дебиторами (не согласованных кредиторами), в том числе с истекшим сроком исковой давности. В отношении сомнительной дебиторской задолженности и безнадежной кредиторской задолженности (не востребованной кредиторами) проверяется наличие (отсутствие) оснований для списания; – проверка наличия (отсутствия) случаев необоснованного списания дебиторской (кредиторской) задолженности.

Состояние расчетов проверяется по каждому дебитору (кредитору).

В целях инвентаризации расчетов с контрагентами (покупателями и поставщиками) учреждение может проводить сверку взаиморасчетов между сторонами путем оформления актов сверки. Необходимо отметить, что форма названного акта законодательством не утверждена и не является обязательным документом при проведении инвентаризации. При этом в инвентаризационных описях, применяемых учреждениями бюджетной сферы при инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, предусмотрено отражение сумм задолженности, не подтвержденной дебиторами (не согласованной кредиторами). Для целей подтверждения (согласования) соответствующей задолженности с контрагентом целесообразно использовать акт сверки расчетов.

Порядок проведения инвентаризации устанавливается учреждением самостоятельно в составе учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика»

). Учреждение вправе включить в данный порядок отдельные положения
Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
, не противоречащие законодательству РФ (
Письмо Минфина РФ от 10.02.2020 № 02-07-10/8553
), а также правила проведения сверки расчетов с покупателями и поставщиками.

Далее рассмотрим порядок проведения инвентаризации отдельных видов расчетов по доходам и обязательствам учреждения с учетом названных методических указаний.

Инвентаризационные описи

Для оформления инвентаризации расчетов по доходам и обязательствам применяются следующие регистры бухгалтерского учета:

1) инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091)

. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждения (по
счету 0 205 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов. Если в результате инвентаризации выявлена неподтвержденная либо просроченная (с истекшим сроком исковой давности) дебиторская задолженность по доходам, соответствующая информация отражается в графах 5, 6 указанной описи;

2) инвентаризационная опись задолженности по кредитам, займам (ссудам) (ф. 0504083)

. В ней отражаются результаты инвентаризации сумм задолженности по кредитам, зай­мам (ссудам), находящимся на учете в учреждении (по
счету 0 207 00 000
). Опись заполняется по видам задолженности в разрезе заемщиков и кредитных соглашений по соответствующим номерам счетов бухгалтерского учета. В ней отражаются сумма задолженности в рублях и в иностранной валюте по основному долгу, по начисленным и неуплаченным процентам, по штрафным санкциям за нецелевое использование средств, по штрафам (пеням) за несвоевременный возврат и неуплату процентов, а также сумма задолженности, подтвержденная дебиторами; сумма задолженности, не подтвержденная дебиторами; сумма просроченной задолженности (в том числе с истекшим сроком исковой давности);

3) инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)

. В ней отражаются результаты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками, иными дебиторами и кредиторами (по
счетам 0 206 00 000
,
0 208 00 000
,
0 209 00 000
,
0 210 05 000
,
0 301 00 000
,
0 302 00 000
,
0 303 00 000
,
0 304 00 000
). Данная опись составляется в разрезе дебиторов и кредиторов в соответствующих разделах. Если выявлена задолженность, не подтвержденная дебиторами (не согласованная кредиторами) либо просроченная (в том числе с истекшим сроком исковой давности), информация отражается:

– по дебиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 1 инвентаризационной описи (ф. 0504089); – по кредиторской задолженности – в графах 5, 6 разд. 2 инвентаризационной описи (ф. 0504089).

Указанные инвентаризационные описи составляются на дату проведения инвентаризации.

Проверка расчетов по доходам

Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:

Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета) Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам
Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000

)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору).

2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости)

Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000

)

1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг).

2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками).

3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами)

Расчеты по кредитам, зай­мам (ссудам)

(счет 0 207 00 000

)

Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам, займам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями)
Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000

)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям
Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000

)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности:

– по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков; – по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета

Читайте также:  Кто оплачивает услуги ЖКХ – прописанный в квартире или собственник?

Проверка расчетов по доходам

Инвентаризация расчетов по доходам учреждения заключается в проведении следующих мероприятий:

Объект инвентаризации (счет бухгалтерского учета)

Мероприятия, проводимые в ходе инвентаризации расчетов по доходам

Расчеты по доходам (счет 0 205 00 000)

1. Проверка правильности и обоснованности сумм дебиторской задолженности по доходам, числящихся на счетах бухгалтерского учета в соответствии с заключенными учреждением договорами и документами, подтверждающими реализацию товаров, работ, услуг и поступившую оплату (по каждому дебитору).

2. Сверка расчетов с контрагентами (покупателями товаров, работ, услуг) (при необходимости)

Расчеты по выданным авансам(счет 0 206 00 000)

1. Проверка наличия ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг).

2. Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками).

3. Анализ дебиторской задолженности по срокам погашения выданных авансов, связанных с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставление сроков поставки (выполнения работ, оказания услуг), которые предусмотрены договорами (государственными контрактами)

Расчеты по кредитам, зай­мам (ссудам)

(счет 0 207 00 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм по кредитам,
займам в соответствии с заключенными договорами (кредитными соглашениями)

Расчеты по ущербу имуществу (счет 0 209 00 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности по ущербу имуществу учреждения, недостачам и хищениям

Расчеты с прочими дебиторами (счет 0 210 05 000)

Проверка правильности и обоснованности сумм задолженности:

– по операциям предоставления учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков;
– по договорам поручения (агентским договорам), договорам (соглашениям) с участием международных финансовых организаций, а также по иным операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения и не предусмотренным для отражения на иных счетах учета

В отношении сомнительной дебиторской задолженности, учтенной на забалансовом счете 04, проверяется наличие (отсутствие) оснований для ее списания или возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности в случае изменения имущественного положения должников. В отношении такой задолженности составляется отдельная инвентаризационная опись (ф. 0504089).

Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов

К работе по инвентаризации должна приступить комиссия, назначенная приказом или распоряжением руководителя. Инвентаризацию необходимо проводить в присутствии лица, с которым заключен договор о материальной ответственности за проверяемые ценности. Перед началом проверки оно обязано написать расписку о том, что на момент начала проверки все приходные и расходные документы на материальные ценности учтены и сданы в бухгалтерию предприятия.

Как должен быть оформлен приказ об инвентаризации, смотрите в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

При проведении работы по инвентаризации необходимо следовать методическим указаниям, согласно которым:

  • руководитель обеспечивает всем необходимым членов комиссии для получения достоверных сведений о наличии МПЗ в организации;
  • инвентаризация материально-производственных запасов осуществляется в том порядке, в котором они находятся в помещении;
  • проверка проводится путем счета, взвешивания и измерения;
  • данные о фактическом наличии ценностей заносятся по каждому отдельному наименованию в описи или акты, составленные как минимум в двух экземплярах и заполненные согласно закону о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и постановлению Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88;
  • проверяемые запасы фиксируются в описях по видам, номенклатуре и единицам измерения, принятым в бухгалтерском учете предприятия;
  • если инвентаризируемые активы, за которые несет ответственность одно лицо, находятся в разных помещениях, то по окончании проверки в конкретном помещении оно опечатывается до полного завершения работы инвентаризационной комиссии в остальных помещениях;
  • МПЗ, отгруженные, но не оплаченные покупателем, переданные в переработку или находящиеся на хранении в других фирмах, учитываются по отдельным описям.

Чтобы правильно заполнить инвентаризационную ведомость, прочтите статью «Порядок заполнения инвентаризационной описи (бланк)».

После составления описей инвентаризации проводится сверка полученных сведений с данными в бухгалтерии. Если обнаружены расхождения (недостачи, излишки или пересортица), составляются сличительные ведомости и выявленное несоответствие после устранения пересортицы регулируется согласно ПБУ, то есть:

  • излишки ставятся на учет и зачисляются на счет финансовых результатов;
  • отсутствующие материалы в пределах естественных норм списываются на издержки, сверх них — на виновного работника.

Более подробно о том, как заполнить сличительную ведомость, узнайте здесь: «Порядок заполнения сличительной ведомости (нюансы)».

ВАЖНО! Бухгалтерам необходимо знать, что как непроведение инвентаризации, так и неправильное ее проведение с допущением ошибок может сказаться на достоверности бухгалтерской отчетности. А это может иметь нежелательные последствия: административный штраф для должностных лиц по ст. 15.11 КоАП РФ до 20 000 руб., отказ предприятию в инвестициях или кредите и т.п.

Инвентаризация расчетов

Положениями пунктов 1.6 и 1.6 Методических указаний законодатель устанавливает критерии, при которых до начала работы с годовой отчетностью собственник обязан проводить инвентаризацию, в том числе обязательная ежегодная инвентаризация предусмотрена и по расчетам с персоналом.

Под это направление в инвентаризационных мероприятиях подпадает проверка:

  • сч.сч. 68, 69 – обязательные начисления (налоги и взносы) на зарплату и иные виды доходов;
  • сч. 70 – расчеты по оплате труда персонала предприятия;
  • сч. 71 – расчетов с подотчетными лицами;
  • сч. 73 – расчетов по претензиям, займам, иным финансовым операциям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *