Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить схему предложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.
Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными
Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:
“Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):
[…],
↓что?
(что …)
↓какой?
(который …).
“Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):
[…],
↓когда? ↓зачем?
(когда …), (чтобы …).
“Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):
[…],
↓чему? ↓чему? ↓чему?
(что …), (что …), (что …).
Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом “а”:
А вот сложносочиненное предложение с союзом “и”:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное – в квадратных скобках, зависимое – в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле “какое испытание” – это второй уровень вложенности. Сначала “что ждет” – “испытание”. Потом “какое” – “которое определит”:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Составляем план простого предложения
Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:
Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух. Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше). Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:
- составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом;
- простые – Даниил плавал;
- составные глагольные – Даниил хотел плавать.
Предложения для синтаксического разбора
- На полях заколосились хлеба.
- По опушкам лесных тропинок растут грибы и ягоды..
- С пригорков побежали говорливые ручейки.
- Ветки ивы покрылись золотыми шарами.
- Подул сильный ветер, и пошёл дождь.
- В моховых болотах по кочкам рассыпана румяная клюква.
- В осенние дни улетают на юг певчие птицы.
- Весной на опушке леса зацвела душистая черёмуха.
- В шумные стайки собрались скворцы.
- Сверкнула молния, грянул гром.
- Покидают родные болота журавли.
- В мае над кустом сирени жужжат мохнатые шмели.
- Далеко слышны в лесу прощальные голоса птиц.
- Белый пушистый снег хлопьями висит на ветвях деревьев.
- Смолистые шишки украшают вершины могучих елей.
- Цветут ромашки на лугу, в траве краснеет мак.
- Шустрая белочка махнула пушистым хвостом и прыгнула на ветку сосны.
- На верхушке дерева висели гроздья румяных ягод.
- Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.
- Скворчиха быстро скользнула в оконце родной квартиры.
- Тропинка привела нас в лесную глушь.
- Под корнями старой сосны бил холодный ключ.
- Высоко в голубом небе звенит радостная песня жаворонка.
- Лёгкие игрушки висят на ветках зелёной красавицы.
- Ребята, помогите птицам зимой!
- Краснеют нежные цветочки полевой гвоздики.
- Смолистые шишки украшают вершины пушистых елей.
- Чудесный рисунок нанесли на ткань золотые руки мастериц.
- Горячее солнце заливает землю яркими лучами.
- Тихие речушки протекают в лесной глуши.
- Дождевые капли тяжело ударяли по траве и цветам.
- Мы читали и сказки, и повести, и рассказы.
- Первый луч солнца пробил тяжёлые тучи и осветил лестницу.
- Лёгкий мороз покрыл лужицы прозрачным льдом.
- На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.
- Солнце осветило лес и поле.
- Солнечные зайчики запрыгали по поверхности реки.
- На краю леса сидят на ветках берёзы чёрные тетерева.
- Звонко поют соловьи, зяблики, певчие дрозды.
- Стайка красногрудых клестов расселась на ветвях ели.
- Иглы сосен густо устилают низкие пни.
- Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.
- Лёгкий осенний снежок лёг на детскую площадку.
- Жёлтыми листьями осень щедро выстлала дороги, парки, скверы.
- Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
- Рыжики растут на полянах между молодыми соснами и елями, забираются под сухие опавшие листья.
- Грозовые тучи задернули синеву неба, и цветы одуванчика начинают складывать лепестки.
- Спят животные, и только совы появляются и летают около костра медленно и бесшумно.
- Одинокая капля дождя упала в воду, и от неё пошли тонкие круги.
- Светлеет, синеет туманная даль, и небо начинает голубеть.
- Выглянуло солнце, и над водной гладью, над лесом плывет легкий пар.
- Дождь еще не прошел, а капли с деревьев падают и сверкают на солнце.
- Стояла поздняя осень, и погода была ужасная.
- Холодный ветер нес над землей рваные клочья туч, и из них стал сыпать снег.
- На поляне стояла одинокая рябина, и она тянулась к небу.
- К рябине подлетели зимние пичужки с ярким оперением, и они начали клевать крупные ягоды.
- Колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, и лошадь бежит ленивой рысцой.
- Мы подошли к лесу, и вдруг набежала синяя туча.
- Далеко в разрывы туч светило солнце, и степь блестела.
- За рекой поднялась тёмная туча, а над землёй вдруг пронёсся сильный вихрь.
- Вернулись в гнёзда грачи, поскрипывают весело качели.
- Люди готовят из плодов калины вкусный мармелад, полезный сок, джем и варенье.
- Берёзы ещё густо зеленели, и земля пахла прелыми листьями.
- Зарябила вода, и на воде поплыли листья.
- Под листьями спрятались мокрые сыроежки и блестящие лисички.
- Тишину нарушал треск сухой ветки, шумный полёт птицы и сердитый крик вороны.
- На севере из-за гребня холмов подымались белесоватые облака, они быстро пробегали по небу.
- Весело поют малиновки, свистят синички, трещат в траве кузнечики.
- Из лесов, полей, болот, перелесков ушёл март, и ласковый апрель забрызгал горячее солнце.
- Потемнело и нахмурилось небо, и побежали темные грозовые тучи.
- В светлой зелени лесов и парков птицы звонкими голосами встречают рассвет.
- Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев, закружил пыль по дороге и умчался.
- Потоки воды размывают вершины оврага, роют ямы на его дне и образуют новые овражки.
- Вечером завыл в трубах ветер, загудел среди деревьев, будоражил лес угрожающим присвистом.
- Ветер несётся, ломает сучья, крутит пыль, подхватывает солому, но вдруг резко затихает.
Схема сложного предложения
В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.
Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:
А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:
В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:
Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:
Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:
Настя прищурилась когда? Когда Петя подошел.
Настя прищурилась зачем? Чтобы лучше рассмотреть его.
Различные типы связи в сложном предложении
Изучая в школе сложное предложение (8 класс), проходят и различные виды связи в рамках одного предложения. Разберем составление схемы подобной конструкции.
Сувениры, приобретенные во время поездки, были связаны с какой-нибудь историей, а каждая безделушка обладала длинной родословной, но среди всех этих редкостных вещей не нашлось бы ни одной, которая стоила бы внимания сама по себе. (Б. Гарт)
В данном предложении 4 части, связанные сочинительной и подчинительной связью. Первая — сувениры (подлежащее) были связаны (сказуемое), вторая — безделушка (подлежащее) обладала (сказуемое), третья — не нашлось (только сказуемое), четвертая которая (союзное слово, подлежащее) стоила бы внимания (сказуемое). Между первой и второй частями сочинительная связь, кроме того, в первой находится обособленное определение; между второй и третьей также сочинительная, между третьей и четвертой подчинительная. Схема будет такой: [-,/п.о./,=], [а-=], [но =], (которая =).
Как составить схему предложения
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения.
Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами.
Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице.
И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
Условные обозначения, применяемые на графических схемах
Синтаксический разбор онлайн
Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:
- Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
- Видеоуроки школы Лобачевского.
- Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
- Учи.ру — обучающий портал.
- Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
- Текст.ру.
- Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.
Сложноподчинённые предложения
Сложноподчинённое предложение (СПП) — это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты.
В сложноподчинённом предложении одна часть является главной, а другая — придаточной: Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Я увидел что? как птица села.
Придаточная часть может пояснять все главное предложение в целом или один из его членов. Когда художник открыл портрет, я невольно рассмеялся от радости. Я рассмеялся когда? когда художник открыл портрет.
В сложноподчинённом предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей, соединённых подчинительной связью с главным предложением.
Помогите составить схему)))
Ему всего пять лет было
Было — глагол, подлежащего нет
Ему – субъектное дополнение
всего пять лет – составное подлежащее (всего – несамостоятельное слово, не играет никакой роли)
Ну вот — хотя бы почитаю статьи — и школу вспомню. Как предложения разбирать.
Никогда бы не смогла правильно составить схему к такому необычному предложению.
Помогите составить схемы:1) Управитель бибиковской тещи был человек горделивый, потому что, по необразованности своей, считал, как и другие многие, будто государь Бибикову Киев подарил и что тому все, кто тут живет, ему будто принадлежат вроде крепостных и должны все делать.
2) Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую- то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден к прокормлению и притом необычайно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дел; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны (Н. Гоголь).
3) Если бы Нехлюдов ясно сознал бы свою любовь к Катюшке и в особенности если бы тогда его стали убеждать в том, что он никак не может и не должен соединить свою судьбу с такой девушкой, то очень легко могло случиться, что он, с своей прямолинейностью во всем, решил бы, что нет никаких причин не жениться на девушке, если только он любит ее.
Да уж, ну и посылают же люди такие просьбы. Совсем не рядовые предложения. Да за составление схем таких предложений нужно деньги брать в двойном размере.
спасибо. я так долго искала схемы в интернете!
спасибо. я так долго искала схемы в интернете! и я девочка
Нахлынули воспоминания о школьных годах, хотя многое уже позабылось. Спасибо за теплые воспоминания, возможно еще пригодится
Запиши предложен е. Слова раздели на слоги поставь ударение . Составь схему предложение .
Горизонтальная схема предложения
На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.
Пример.
Я все вспоминаю тот день, когда
ты устроилась в цветочный магазин, чтобы
заработать денег, когда
пришла домой с целой охапкой цветов, когда
ты рассказала о более ценных вещах, чем
деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая
до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что
все осталось по-прежнему.
Сетевые ресурсы, позволяющие выполнить разбор предложений по составу, имеют довольно скудный характер, что связано со сложностями создания подобных ресурсов. Тем не менее, в сети представлены несколько таких инструментов (большинство из них англоязычны), позволяющие легко провести нужный нам анализ текста. Воспользуйтесь функционалом данных сервисов для разбора нужных предложений, и проведения синтаксического анализа онлайн.
В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения. Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами. Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице. И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.
Схемы сложных предложений
И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.
Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.
В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.