Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право на звонок подозреваемого и обвиняемого». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дело в том, что с момента доставления, что важно, а не с момента задержания, к следователю или дознавателю, который расследует уголовное дело, составляется протокол задержания. УПК РФ дает на это 3 часа, именно в этот промежуток времени следователь или дознаватель должен предоставить задержанному право телефонного звонка.
Определение задержания и его причины
Задержание ― это намеренное лишения человека свободы на короткий срок, если задержанный подозревается в совершении преступления. Данная мера может быть применена на раннем этапе расследования уголовного или административного дела.
Задержание регулируется УПК РФ и является экстренным способом, который может быть применен только в условиях, когда конкретного человека подозревают в совершении преступления следственные органы, а также если по досудебному расследованию задержание подозреваемого обезопасит общество и предотвратит возможные правонарушения. Однако, задерживать можно только на определенных задокументированных основаниях. Так, в ст. 91 УПК РФ нашли свое отражение такие причины задержания:
-
гражданина застали с поличным во время осуществления правонарушения;
- при наличии четких свидетельских показаний, которые бы доказывали, что конкретный гражданин является главным фигурантом преступного действия;
- при наличии следов преступления на личных вещах подозреваемого, на его теле или по месту жительства, при этом сам подозреваемый не может внятно объяснить их появление;
- при наличии любых данных, которые прямо и основательно указывают на вину подозреваемого.
- Задержание необходимо для предотвращения последующих правонарушений.
Также, исходя из ст. 38 УК РФ, при задержании допустимо причинение вреда в определенных условиях, когда избежать этого не представляется возможным. Однако, в качестве превышения полномочий может расцениваться нанесение вреда в случае, когда от подозреваемого не исходило очевидной опасности для жизнедеятельности общества, а также когда подозреваемому намеренно и беспричинно нанесли телесные повреждения. Подобное поведение полицейских органов уголовно наказуемо.
Обязанности сотрудников правоохранительных органов
Права человека при задержании полицией включают в себя извещение родственников, работодателя или адвоката о задержании. По требованию задержанного гражданина указанные лица извещаются в кратчайшие сроки.
Обязанности сотрудника полиции при задержании гражданина:
- Представиться. Он обязан назвать целиком ФИО и сообщить задерживаемому лицу занимаемую должность.
- Показать удостоверение. Документ демонстрируется в раскрытом виде с фотографией и основными сведениями.
- Объяснение причины задержания. Указывается основание применения процессуальной меры.
- Разъяснение прав. Сотрудник полиции объясняет задержанному гражданину его права и обязанности (на основании ст. 27.3 КоАП РФ).
К вам подошел сотрудник полиции
Прежде всего — что делать, если сотрудник полиции требует предъявить документы? Полицейский должен представиться, четко произнеся должность, фамилию, звание. Служебное удостоверение он должен показать по вашему требованию. Поэтому требуйте и внимательно его рассмотрите, запомните фамилию. Сотрудник полиции должен сообщить вам причину обращения и, в случае задержания — его основание.
Полиция имеет право требовать предъявления паспорта в четырех случаях:
- вы совершили административное правонарушение;
- вы подозреваетесь в совершении преступления — есть основания для ареста;
- вы находитесь в розыске (или похожи на разыскиваемое лицо);
- есть другая причина для задержания.
Вот мы и подошли к главному — основания. Они перечислены в 14 статье, втором пункте Закона о полиции, а всего их 13. Однако сотрудники часто читают только название самого пункта: «Полиция имеет право задерживать», и действуют на этом основании. И если так случилось, следуйте нижеизложенному алгоритму.
Составление протокола
Если вас задержали, требуйте, чтобы ваши данные вписали в реестр — п. 13. ст. 14 ФЗ «О полиции». Так вы зафиксируете точное время административного задержания. Сразу после того как вас приведут в отдел, дежурный сотрудник должен принять от доставившего лица протокол или рапорт о доставлении. Он выясняет личность доставленного, место регистрации/проживания.
Вас должны ознакомить с протоколом. Проверьте, все ли правильно в нем написано. Вы имеете право не только ознакомиться со всеми составляемыми в отношении вас бумагами, но и вносить в них замечания или возражения. Не подписывайте протокол, если в нем оставлены пустые места.
Потребуйте зачеркнуть их большой буквой Z или любым другим способом. В случае несогласия полицейского с вашей просьбой фиксируйте это. Если в протоколе изложена информация, не соответствующая действительности, так и пишите: «не согласен с…». Попросите, чтобы для вас изготовили копию протокола — п. 3 ст. 27.2 КОАП.
Если вам не разъяснили ваши права и обязанности, сделайте об этом пометку в протоколе и не подписывайте эту строку. Ставьте свою подпись в основной протокол только после того, как вам отдадут копию.
Внимательно читайте изложенное в протоколе, фиксируйте в нем все нарушения ваших прав. Но в то же время не обращайте внимания полиции на существенные ошибки, если они есть.
Нет подписи об ознакомлении с правами, перепутали ваши данные — основание для признания протокола недопустимым доказательством. А это — основание для отказа признания лица виновным в административном правонарушении.
Задержание начинается с момента, когда человек лишается возможности свободно перемещаться. Полицейские могут молча затолкать человека в машину, а могут просто сказать «постойте пока здесь» или «пройдемте, гражданин».
Ведите себя спокойно и не идите на конфликт с полицейскими.
Постарайтесь заснять задержание на видео или попросите об этом кого-нибудь. Законодательство не запрещает снимать полицейских при исполнении. Возьмите контакты у очевидцев задержания — это может вам пригодиться.
Попробуйте выяснить и записать ФИО, должность и номер жетона сотрудника полиции или бойца Росгвардии, который вас задерживал. Не помешает также запомнить отличительные внешние черты.
Сразу же сообщите о том, что вас задержали, в ОВД-Инфо (если вас задержали на протестной акции), родственникам или друзьям (всегда).
В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.
Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.
Закон «О полиции», части 3 и 7 статьи 14 «Задержание»
Незаконные действия по административному ограничению свободы
На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.
Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.
Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.
Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.
Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.
Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.
Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.
Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
Имеет ли право задержанный на телефонный звонок? Когда на улице к человеку подходит полицейский (например, для проверки документов), то это не говорит о задержании и предъявлении обвинений. В этом случае требовать звонок бессмысленно и человек может звонить кому угодно без разрешения.
Если человека задержали, то это говорит о некотором ограничении прав и свобод гражданина. Но право на совершение одного телефонного звонка сохраняется: его допускается совершить в течение трех часов после задержания.
Свое требование можно подкрепить ссылкой на правовую норму. На основании ч. 7 ст. 14 «Закона о полиции» задержанный имеет право на совершение телефонного звонка близким. Также он может попросить полицейского позвонить близким, чтобы указать, где он (задержанный) находится. Таким образом, телефонный звонок могут совершить задержанный или сотрудник полиции, следователь, дознаватель (в зависимости от контекста задержания).
Право на совершение одного телефонного звонка в 2015 году было так же официально закреплено в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) в 2015 г. Федеральным законом №437-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В ч. 1 ст. 96 УПК подчеркивается, что подозреваемый в совершении преступления может в сроки до 3 часов реализовать право на телефонный разговор после перевозки его в орган дознания или к следователю.
Исходя из норм законодательства, право на звонок следует реализовать незамедлительно, но не позднее сроков подготовки протокола задержания.
Помимо права на телефонный звонок, задержанному не стоит забывать о праве не давать показания против себя и своих родных. Он имеет право на защиту (включая судебную защиту) и соблюдение презумпции невиновности.
Также он может получить право на адвокатскую помощь с момента задержания и право на отказ от дачи объяснений и показаний без адвоката.
Кому может позвонить подозреваемый (обвиняемый)?
Отдельного внимания заслуживает тот факт, что право на телефонный звонок подозреваемого предполагает разговор именно с близкими лицами, а не с родственниками, а потому задержанный может позвонить любому человеку, которого считает близким для себя, включая адвоката.
Право на телефонный звонок при задержании должно быть реализовано в обязательном порядке, так как своевременный приезд, а значит, и вовремя оказанная помощь специалиста, того, которого выбирает задержанное лицо, а не назначенного государством, позволяет более качественно сориентироваться в происходящем и занять наиболее правильную позиция в уголовном или административном деле.
Тот факт, что право на звонок при административном задержании подозреваемым было реализовано на самом деле, должен быть в обязательном порядке отображен в протоколе. Только в том случае, когда задержанный отказался звонить или не смог сделать этого по причине наличия физических либо психических недостатков, дознаватель или следователь своими силами уведомляют родственников или близких, что также отмечается в протоколе, чем полностью выполняются все права человека при задержании полицией.
Почему право на звонок подозреваемого и обвиняемого так важно?
Несмотря на то, что чаще всего действия представителей закона являются правомерными, случаи, когда должностные лица превышают свои полномочия, по-прежнему встречаются, например, задержанного начинают запугивать арестом или лишением свободы, вынуждая дать признательные показания, что порой приводит к непоправимым последствиям. Однако при наличии у задержанного лица или подозреваемого грамотного адвоката, который отлично знает порядок ознакомления с материалами уголовного дела и в любой ситуации сможет оказать правовую помощь, появляется шанс облегчить свою участь. Многие же граждане нашей страны просто не знают свои права при задержании полицией. Связано это с тем, что суды уделяют гораздо больше внимания первоначальным показаниям, считая их наиболее правдивыми.
Своевременно воспользовавшись помощью профессионального адвоката, можно избежать подобных неправомерных действий при задержании для чего специалисту требуется сообщить об этом по телефону, реализовав тем самым право на звонок подозреваемого. Каждый, кто рискует быть задержанным по тем или иным причинам, должен знать о том, что любое лицо имеет право совершить один телефонный звонок для того чтобы уведомить близких людей о своем месторасположении. Следует помнить, что законом предусмотрен особый порядок для задержания несовершеннолетних лиц, беременных женщин, а также женщин имеющих малолетних детей. Поэтому таким лицам может быть назначена отсрочка наказания, о том, как оформляется отсрочка наказания до достижения ребенком 14 лет читайте далее по ссылками.
Согласно последним изменениям законодательства, лицо, подвергшееся задержанию имеет право на звонок в кратчайший срок, однако не позднее трёх часов с момента задержания к следователю и дознавателю. Задержанным следует помнить, что телефонный разговор должен осуществляться в присутствии дознавателя или следователя и только на русском языке и только в целях уведомления близких лиц, родственников в том числе адвоката. В протоколе задержания есть специальная отметка которая делается при совершении или об отказе задержанного лица от данного права.
КС: Административное задержание должно обосновываться
Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 9-П рассмотрел вопрос о соответствии сразу нескольких положений закона Конституции РФ.
Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие применение одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении – административного задержания, а также последующее возмещение вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями органов публичной власти и их должностными лицами.
КС РФ разъяснил, что задержание не может применяться автоматически при наличии оснований полагать, что гражданин совершил правонарушение, а вред в случае незаконного задержания подлежит взысканию независимо от вины органов власти и должностных лиц.
Кодекс РФ об административных правонарушениях предполагает различные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1), среди которых одной из наиболее посягающих на права и свободы человека является административное задержание – кратковременное ограничение свободы, максимальный срок которого составляет 48 часов (ст. 27.3, ч. 3 ст. 27.5).
Вместе с тем даже незначительное по времени ограничение свободы является вмешательством в свободу и личную неприкосновенность, охраняемые положениями Конституции РФ (ст. 22). Этому корреспондирует и ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская Конвенция).
В первую очередь КС РФ рассмотрел вопрос о возможных ограничениях упомянутого конституционного права – учитывая его исключительную ценность. Суд обратил внимание на то, что оно может быть ограничено лишь при соблюдении общеправовых принципов и на основе конституционных критериев необходимости, разумности и соразмерности, дабы не допустить утраты самого существа данного права.
Признавая необходимость повышенного уровня защиты прав и свобод граждан в сфере правоотношений, связанных с публичной, в том числе административной, ответственностью, КС РФ вновь подчеркнул, что законодательные механизмы, действующие в этой сфере, должны соответствовать вытекающим из Конституции РФ и общих принципов права критериям справедливости, соразмерности и правовой безопасности, с тем чтобы гарантировать эффективную защиту прав и свобод человека.
Для начала Суд обратил внимание на автономность значения термина «лишение свободы» в его конституционно-правовом смысле и признал, что административное задержание представляет собой, по сути, лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер.
Опираясь на прецедентную практику Европейского Суда по правам человека, КС РФ пришел к выводу, что законность применения задержания должна оцениваться не только с точки зрения соблюдения формальных правил, но и с учетом целей применения этой меры. Он признал, что любые меры, если они фактически влекут лишение свободы, должны отвечать критериям правомерности именно в контексте ст. 22 Конституции РФ и ст. 5 Европейской Конвенции.
Во-первых, любое административное задержание должно отвечать требованию законности, в частности, быть обусловлено как минимум одной из следующих целей: (1) производиться с тем, чтобы задержанное лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, либо в связи с (2) необходимостью предотвратить совершение задерживаемым лицом правонарушения или (3) помешать ему скрыться после его совершения.
Во-вторых, лишение свободы должно быть необходимым, а именно применяться исключительно с целью защиты конституционных интересов, быть способным обеспечить социально необходимый результат. Полиция не может ограничиться одним лишь упоминанием легитимной цели задержания в протоколе об административном задержании.
В-третьих, задержание должно быть соразмерным (пропорциональным) преследуемым законным (формальным) целям – задача судов общей юрисдикции проверять, было ли задержание единственной разумной мерой в конкретных обстоятельствах и не имелось ли альтернативных средств, позволяющих достичь того же результата, но с меньшей степенью вмешательства в права гражданина.
Для оценки законности задержания судам надлежит выяснять, располагает ли должностное лицо, осуществляющее задержание, фактами и сведениями, достаточными для объективно обоснованного подозрения в том, что задерживаемый мог совершить соответствующее правонарушение. КС РФ особо акцентировал внимание на том, что задержание во всяком случае не может быть признано обоснованным, если вменяемые задержанному действия в момент их совершения не могли расцениваться как правонарушение.
Иными словами, ошибочно полагать, что сотрудники полиции могут автоматически задерживать граждан и держать их взаперти несколько часов, даже если они совершили правонарушение.
Справедливо и обратное – само по себе то обстоятельство, что задержанный впоследствии не был привлечен к административной ответственности или вовсе не предстал перед судом, не обязательно означает, что его задержание было незаконным, поскольку, как пояснил КС РФ, «целью задержания является создание условий для проведения производства по делу об административном правонарушении, с тем чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда».
Срок применения административного задержания также не может быть произвольным, и, хотя Основной закон позволяет лишать свободы без вынесения судебного решения в течение 48 часов, правоохранители обязаны каждый раз объяснять, почему длительность конкретного административного задержания была именно такой, а не иной.
Что же касается доставления в полицейский участок – требования к этой процедуре абсолютно аналогичны. Так, закон позволяет доставлять гражданина для составления протокола об административном правонарушении только лишь при невозможности его составления на месте (ст. 27.2 КоАП РФ).
Это означает, что полицейские должны объяснить, какие конкретно обстоятельства помешали составлению процессуального документа без поездки в отдел. Это объяснение должно быть адекватным образом мотивировано – к примеру, отсутствием у сотрудника «бланка» протокола вряд ли можно аргументировать правомерность доставления.
Для иллюстрации – в подавляющем большинстве случаев сотрудники ДПС ГИБДД не везут автолюбителей в участок, так почему же патрульно-постовая служба часто поступает иначе?
Особого внимания заслуживает правовая позиция КС РФ относительно возможности обжалования принудительной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении – Суд указал, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, а также по каким-либо иным основаниям не может служить препятствием для этого. Таким образом, гражданин, чье дело прекратили в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности, тем не менее вправе отдельно потребовать признать незаконным, к примеру, доставление в отдел полиции.
Крайне важен и вывод КС РФ о компенсаторном механизме в случае незаконного административного задержания.
Суд отметил прямое указание закона на то, что возмещение вреда в случае незаконного применения наказания в виде административного ареста производится независимо от вины органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 1070 и 1100 ГК РФ), то есть с исключением из общего правила.
Однако тот факт, что административное задержание не является арестом как мерой административного наказания, еще не означает, что в случае незаконного задержания должен применяться иной механизм компенсации вреда, нежели при незаконном аресте.
Можно позвонить близким родственникам, родственникам или просто близким людям, так написано в ст. 96 УПК РФ, круг близких людей четко не очерчен, это могут быть ваши знакомые, соседи, сослуживцы или адвокат.
Наиболее грамотным и правильным подходом будет воспользоваться этим телефонным звонком, позвонив адвокату, объяснить, где вы находитесь, что вас задержали, и попросить его приехать к вам.
Если нет такого адвоката, то звоните любому из родственников, из близких друзей и товарищей и просите найти того самого адвоката, чтобы он приехал к вам. Как правило, следователи и дознаватели не препятствуют во время таких телефонных разговоров именно этой просьбе, всё остальное на его усмотрение.
О телефонном разговоре делается отметка в протоколе задержания, этот протокол потом задержанный подписывает собственноручно. Если что-то не понравилось, то обязательно следует об этом указать, опять же собственноручно в протоколе, что именно вам не понравилось, например, не дали договорить, не дали дозвониться и т.д.
Норма закона подразумевает телефонный разговор, а не сам факт наличия звонка, поэтому, если какой-либо из номеров телефона занят или недоступен, задержанный может дозваниваться ровно столько, сколько ему нужно по другим телефонным номерам, и следователь или дознаватель не может в этом воспрепятствовать.
Понятно, что не нужно затягивать этот процесс, задача следователя – дать вам право телефонного звонка, чтобы вы могли конкретно сообщить факт задержания и где вы находитесь.
На какой срок могут задержать человека?
Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):
- нарушение границы;
- правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
- при нарушении таможенных правил;
- для установления личности;
- если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
- если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.
Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.
«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.
Порядок проведения задержания
Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.
Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.
По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.
Обязанности сотрудников правоохранительных органов
Права человека при задержании полицией включают в себя извещение родственников, работодателя или адвоката о задержании. По требованию задержанного гражданина указанные лица извещаются в кратчайшие сроки.
Обязанности сотрудника полиции при задержании гражданина:
- Представиться. Он обязан назвать целиком ФИО и сообщить задерживаемому лицу занимаемую должность.
- Показать удостоверение. Документ демонстрируется в раскрытом виде с фотографией и основными сведениями.
- Объяснение причины задержания. Указывается основание применения процессуальной меры.
- Разъяснение прав. Сотрудник полиции объясняет задержанному гражданину его права и обязанности (на основании ст. 27.3 КоАП РФ).
Отсутствие одного из приведенных условий является основанием для внесения соответствующих пометок в протокол административного задержания.