Как получить освобождение от уплаты НДС в 2021 — 2021 годах?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2021 — 2021 годах?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, если право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

Организации и индивидуальные предприниматели, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. (В редакции Федеральных законов от 07.07.2003 № 117-ФЗ; от 22.07.2005 № 119-ФЗ; от 28.09.2010 № 243-ФЗ; от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, при условии, что указанные лица переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога и реализуют право, предусмотренное настоящим абзацем, в одном и том же календарном году либо при условии, что за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога не превысила в совокупности: 100 миллионов рублей за 2018 год, 90 миллионов рублей за 2019 год, 80 миллионов рублей за 2020 год, 70 миллионов рублей за 2021 год, 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы. (Абзац введен — Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые 3 последовательных календарных месяца превысила 2 миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место указанное превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания срока освобождения утрачивают право на освобождение.

Если в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налогу у организации или индивидуального предпринимателя, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и использующих право на освобождение, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется указанная система налогообложения, без учета налога превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, такая организация или индивидуальный предприниматель начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, утрачивают право на освобождение. Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на освобождение, не имеют права на повторное освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

(Пункт в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ)

Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение. (В редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ)

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»:

2. В силу пункта 3 статьи 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный пунктом 1 статьи 145 Кодекса.

При толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов (пункт 4 статьи 145 Кодекса).

3. В соответствии с пунктом 6 статьи 145 НК РФ по общему правилу для организаций документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

При этом, поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета.

Следовательно, при исчислении размера выручки от реализации товаров, работ и услуг в целях применения статьи 145 Кодекса надлежит исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.

4. При разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения статьи 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что предусмотренное данной статьей освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика обусловлено нецелесообразностью исчисления и администрирования налога в отношении лиц, которыми совершается незначительный объем облагаемых налогом операций.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на третьего ребенка в различных регионах

Поэтому поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании пункта 2 статьи 145 Кодекса в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение.

Если на протяжении срока, в течение которого индивидуальный предприниматель или организация пользовались освобождением от налога, выручка за каждые 3 идущих последовательно месяца в совокупности превысила 2 млн руб., или если субъект реализовывал подакцизную продукцию, он, начиная с 1 числа того временного промежутка (месяца), в котором было превышение или продажа, до окончания периода действия льготы теряет возможность ею пользоваться. Сумма налога за тот месяц, в котором доход был больше установленного предела, подлежит восстановлению и последующей уплате в бюджет в законодательном порядке. Если субъект не предоставил подтверждающие документы или в направленной отчетности присутствуют недостоверные сведения, дополнительно к недоимке лицу вменяются штрафы и пени. Аналогичные санкции применяются и в случае установления контрольным органом фактов несоблюдения субъектом ограничений, предусмотренных ст. 145, п. 1 и 4.

Что делать, если уведомление подано не вовремя

Для получения освобождения от уплаты НДС лицам, которые соответствуют установленным критериям, необходимо направить в налоговый орган соответствующее уведомление. В нем указывается размер выручки, допускающий такую налоговую льготу. Уведомить налоговую инспекцию требуется до 20-го числа того месяца, с которого вы рассчитываете получить освобождение от НДС.

Следует отметить, что ранее, а именно до середины 2014 года, налоговики предъявляли жесткие требования к своевременному представлению уведомления и в случае нарушения установленного срока отказывали в применении положений ст. 145. Однако в 2015 году было вынесено беспрецедентное постановление Пленума ВАС РФ № 33, в котором было указано, что нарушение срока представления уведомления не может являться основанием для отказа в освобождении от НДС, поскольку важен сам факт того, что налоговики были проинформированы. Поскольку подобные разъяснения указанных инстанций обязательны к применению налоговыми органами вне зависимости от иного мнения Министерства финансов РФ и ФНС, это стало хорошим подспорьем в деятельности претендующих на освобождение организаций. В особенности благоприятно данный факт отразился на субъектах предпринимательства, которые:

  • не уплачивали НДС ранее, полагая, что их деятельность является льготной по ст. 149 НК РФ;
  • осуществляли операции без начисления НДС после утраты права на использование спецрежимов, например ЕНВД или УСН.

Эти организации и лица, в случае соответствия требованиям ст. 145, могут заявить свое право на освобождение от НДС и таким образом избежать последствий, связанных с неуплатой НДС (штрафов, пеней). Кроме этого, не нужно будет представлять налоговую декларацию.

Отметим также, что правом на освобождение от НДС по ст. 145 хозяйствующий субъект может воспользоваться даже в период проведения в отношении него контрольных мероприятий.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС

Индивидуальный предприниматель является производителем продукции и работает на общей системе налогообложения, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) ежемесячно составляет около 600 тыс. руб. без учета НДС. Индивидуальный предприниматель желает использовать право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика по НДС.

Объясните, пожалуйста, как правильно должен быть осуществлен переход с одной системы налогообложения на другую, какие документы, за какой период и в какой срок должны быть представлены для получения права на освобождение?
Какие документы должны вестись у индивидуального предпринимателя после получения права на освобождение от НДС, надо ли выписывать счета-фактуры с указанием НДС покупателям и смогут ли они принимать НДС к зачету? Просим как можно подробнее рассмотреть вопрос освобождения от НДС.
Порядок освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, установлен ст. 145 НК РФ

.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на такое освобождение, если за три предшествующих последовательных календарных месяца

сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности
два миллиона рублей
.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС не применяется

в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также в отношении операций по реализации подакцизных товаров (
п. 2 ст. 145 НК РФ
).

Как получить освобождение от уплаты НДС в 2019-2020 годах

Начать применять освобождение от НДС по ст. 145 НК РФ можно с первого числа любого месяца в течение календарного года. О применении освобождения при этом необходимо проинформировать свою ИФНС в срок не позднее 20-го числа месяца, с которого вы начали использовать освобождение (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Форма сообщения — уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Формы утверждены отдельно для плательщиков ЕСХН и для всех остальных (приказ Минфина от 26.12.2018 № 286н). Скачать бланк для сельхозпроизводителей можно здесь. Общую форму уведомления ищите тут.

Вместе с уведомлением нужно представить (абз. 2 п. 3, п. 6 ст. 145 НК РФ):

  • выписку из бухгалтерского баланса (для юрлиц);
  • выписку из книг учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • выписку из книги продаж.

Выписки оформляются в произвольной форме, но так, чтобы инспекция четко видела размер выручки за 3 предыдущих месяца.

Способы законного уменьшения размера НДС

Вопрос, как уменьшить НДС, не нарушая закон, популярен. Не требуется внесение платежа лицами, которые применяют упрощенную систему обложения, в таком случае есть вариант, как законно снизить платеж.

Намеренное уклонение от выплаты налога на добавленную стоимость или преднамеренное его сокращение влечет за собой санкции – недобросовестный налогоплательщик должен будет ответить за свои нарушения. Поэтому перед тем, как совершать какое-либо действие, направленное на снижение суммы взноса, нужно определить, является ли способ законным, может ли фискальный орган принять действие за уклонение от уплаты.

Один из вариантов снижения платежа – оформление соглашения о переводе задатка. Задаток не является объектом налогообложения. В случае если поставщик не является плательщиком сбора, продавец должен будет внести налог с полной стоимости реализуемой продукции.

В такой ситуации вместо оформления купли-продажи возможно заключение другого, агентского договора, который позволит снизить платеж. Суть договора в том, что поставщик передает продавцу продукцию по данному договору только для продажи.
Продавец реализует продукцию по своей цене. Налог рассчитывается путем вычитания цены в агентском договоре и стоимости реализации.

Согласно статье 145 НК РФ, некоторые предприятия и ИП могут не вносить платеж при получении небольшой выручки согласно документам. Льготой можно воспользоваться только в том случае, если реализовывались товары без акцизной марки. Для оформления
льготы потребуется обратиться в ФНС и представить документы, подтверждающие право на освобождение от платежа.

Субъекты, подлежащие освобождению от обязанностей налогоплательщика

Правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС могут пользоваться налогоплательщики, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых за три предшествующих последовательных календарных месяца без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Лимит выручки от реализации товаров (работ, услуг) увеличен до 2 млн руб. с 1 января 2006 г. Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». До внесения изменений это ограничение составляло 1 млн руб.

Вне зависимости от размера выручки не имеют права на указанное освобождение лица, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Читайте также:  Как выплачивается материнский капитал при рождении двойняшек?

Перечень подакцизных товаров приведен в ст. 181 гл. 22 НК РФ. Подакцизными товарами согласно п. 1 ст. 181 НК РФ признаются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин.

При реализации данных товаров налогоплательщик не имеет права на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС.

Особенности исчисления НДС при использовании освобождения

Во всех случаях перехода с обычного порядка исчисления НДС на режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика и обратно должны применяться правила, установленные п. 8 ст. 145 НК РФ.

После отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению суммы налога по товарам (работам, услугам), в т.ч. по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, правомерно принятые к вычету до использования права на освобождение, но не использованные для указанных операций.

Обращаем внимание, что восстановление НДС производится путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

При этом по основным средствам НДС восстанавливается в сумме, пропорциональной остаточной стоимости. Прежняя редакция ст. 170 НК РФ не разъясняла, за счет какого источника покрывать расходы на уплату восстановленного НДС. Поэтому некоторые налогоплательщики ошибочно включали эти затраты в стоимость основного средства. Между тем по правилам бухгалтерского учета первоначальная стоимость основного средства может изменяться только при достройке, дооборудовании и реконструкции. До 2006 г. организации должны были списывать эти суммы за счет прибыли, которая оставалась после уплаты налогов. С 2006 г. сумма НДС, восстановленная по основному средству, включается в состав прочих расходов и уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

В периоде использования освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в случае приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, лицами, использующими освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные налогоплательщиком при их ввозе на территорию РФ, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг), в т.ч. основных средств и нематериальных активов (пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налоговое освобождение применяется при совершении налогоплательщиком как операций по реализации товаров (работ, услуг), так и всех прочих операций, являющихся в обычных условиях объектом обложения НДС. Однако даже получившие освобождение от уплаты НДС организации в некоторых случаях все равно обязаны перечислить НДС в бюджет: если налогоплательщик, получивший освобождение от НДС, выделил сумму НДС в счете-фактуре, выданном покупателю, а также, если он является импортером или налоговым агентом.

Рассмотрим каждую из названных ситуаций в отдельности.

После получения освобождения от использования освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС при оформлении первичных учетных документов, расчетных документов и счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики не выделяют в них сумму налога. На указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ).

Согласно пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, в случае выставления налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей плательщика НДС, счета-фактуры покупателю с выделением НДС сумма налога по данной операции подлежит уплате в бюджет.

Однако суммы «входного» НДС по такой реализации, на основании общей нормы пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, вычету из общей суммы налога не подлежат. Как отмечено ранее, организации получают освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС по всей своей деятельности и не могут использовать его выборочно, т.е. по одному виду реализации или в отношении определенного круга покупателей.

На основании общей нормы пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам при приобретении ими товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг) и вычету из общей суммы налога не подлежат.

Поэтому если налогоплательщик пользуется освобождением от НДС, то у него в принципе нет возможности зачета НДС. В то же время обязанность по начислению НДС в рассматриваемой ситуации прямо предусмотрена в НК РФ.

В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным Приказом Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 163н, организации, освобожденные от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога представляют в налоговый орган титульный лист и разд. 1.1 налоговой декларации по НДС.

Лица, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (из выплачиваемых ему агентом средств), а также перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов, признаются налоговыми агентами. Такое определение дано в п. 1 ст. 24 НК РФ. Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет налоги не за счет собственных средств, а за счет средств, удерживаемых из сумм, причитающихся третьим лицам.

Применительно к НДС налоговыми агентами расчеты с бюджетом осуществляются в трех случаях:

  • при реализации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах Российской Федерации в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ (п. 1 ст. 161 НК РФ);
  • пр�� предоставлении органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду на территории РФ федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации на территории РФ конфискованного и бесхозного имущества, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Возникновение у организации обязанностей налогового агента по НДС не обусловлено наличием у нее статуса плательщика данного налога. Именно поэтому налоговыми агентами могут быть организации, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ.

Нюансы восстановления

Восстановить налог нужно в последнем квартале перед началом использования освобождения, если освобождение от уплаты налога начинается с первого месяца квартала. Если же вы начали применять освобождение со второго или третьего месяца квартала, то восстановить НДС нужно в этом же квартале (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Одним из условий для принятия «входного» налога к вычету является использование объекта в деятельности, облагаемой НДС (ст. 171, 172 НК РФ). Если же организация получит освобождение от НДС, данное условие не выполняется. Значит, вычеты необходимо восстановить. Налог восстанавливается со стоимости товаров и материалов, оставшихся на балансе организации на дату начала применения освобождения от НДС. Кроме того, восстановить НДС необходимо с остаточной стоимости имеющихся основных средств. При этом остаточная стоимость должна определяться по данным бухгалтерского учета. Это подтверждает и пункт 25 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33.

Перед тем как вы начнете применять освобождение от НДС, нужно внести записи в книгу продаж на сумму восстановленного налога. Записи делаются на основании счетов-фактур, по которым налог ранее был принят к вычету.
Пример 2. Как восстановить НДС Компания с 01.01.2019 будет применять освобождение от НДС. На 30.09.2019 у нее имеется на балансе основное средство остаточной стоимостью 100 000 руб. и товары стоимостью 30 000 руб. (без НДС). Со стоимости всего имущества ранее был принят к вычету «входной» НДС по ставке 20%. Рассчитаем, какую сумму налога фирма должна восстановить перед освобождением от НДС.
Общая сумма НДС к восстановлению равна 26 000 руб. (100 000 руб. × 20% + 30 000 руб. × 20%). Бухгалтер должен 30.09.2019 внести соответствующие записи в книгу продаж за III квартал 2021 г.

Читайте также:  Покупка квартиры с материнским капиталом

Особенности применения режима освобождения

Какие положительные и отрицательные моменты дает налогоплательщику право на реализацию освобождения от уплаты НДС?

Прежде всего, отметим положительные стороны:

1) снижение налогового бремени;

2) отсутствие обязанности представлять налоговую декларацию по НДС (письма ФНС России от 04.06.2015 № ГД-4-3/9650@, 04.04.2014 № ГД-4-3/6132, 03.12.2013 № ЕД-4-15/21594).

Напомним, что такие организации вправе отказаться от выставления им счетов-фактур поставщиками товаров (работ, услуг, имущественных прав) путем оформления договора либо соответствующего соглашения (подп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

Отрицательными моментами являются:

1) потеря права на налоговый вычет «входного» НДС у контрагентов, применяющих общую систему налогообложения;

2) необходимость в выставлении счетов-фактур при реализации товаров (с проставлением штампа «Без налога (НДС)») (п. 5 ст. 168 НК РФ);

3) трудоемкость раздельного учета (при осуществлении операций, в отношении которых уплачивается ЕНВД, либо при реализации подакцизных и не подакцизных товаров);

4) при выставлении покупателю счета-фактуры с выделенной суммой НДС возникает обязанность начисления и уплаты НДС в бюджет. Но при этом у налогоплательщика отсутствует возможность принятия «входного» НДС к налоговому вычету;

5) в отношении ряда операций остается обязанность исчисления и уплаты НДС:

— при ввозе товаров на территорию РФ;

— исполнении обязанностей налогового агента;

— исполнении обязанностей налогоплательщика, возложенных ст. 174.1 НК РФ на участника простого товарищества, концессионера, доверительного управляющего.

В связи с этим организация обязана представить налоговую декларацию по НДС.

Такая декларация может быть представлена на бумажном носителе (письмо ФНС России от 08.04.2015 № ГД-4-3/5880 @).

Лица, освобожденные от обязанностей налогоплательщика, учитывают суммы «входного» НДС, предъявленного поставщиками, в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). В связи с применением освобождения от обязанностей уплаты НДС налогоплательщик должен восстановить ранее принятый к вычету НДС с остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ внесены поправки, касающиеся периода восстановления НДС при использовании налогоплательщиком права на освобождение от уплаты НДС (в случае если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) не превышает 2 млн руб.).

Начиная с 1 января 2015 г. периоды восстановления НДС зависят от месяца начала использования освобождения от уплаты НДС.

1-й вариант. Освобождение от обязанностей уплаты НДС применяется с первого месяца налогового периода (то есть квартала). В этой ситуации НДС восстанавливается в последнем налоговом периоде перед началом использования освобождения. Например, если организация применяет освобождение с 1 января 2015 г., то восстановить НДС она должна в IV квартале 2014 г.

2-й вариант. Освобождение от обязанностей уплаты НДС применяется со второго или с третьего месяца налогового периода (то есть квартала). В этой ситуации НДС восстанавливается в этом же налоговом периоде. Например, если организация применяет освобождение с 1 февраля 2015 г., то восстановить НДС она должна в I квартале 2015 г.

Однако по-прежнему остается нерешенным вопрос возможности применения повторного вычета ранее восстановленного НДС.

Пример 3

ООО «Лютик» восстановило «входной» НДС с остаточной стоимости имущества перед получением освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (п. 8 ст. 145 НК РФ). Впоследствии организация отказалась от использования права на освобождение от уплаты НДС.

В подобных ситуациях возникает вопрос о праве принятия ранее восстановленного «входного» НДС к вычету, если имущество вновь используется в деятельности, облагаемой НДС.

Позиция контролирующих органов (письма Минфина России от 26.03.2012 № 03-07-11/84, от 23.06.2010 № 03-07-11/265, от 27.01.2010 № 03-07-14/03) на протяжении ряда лет неизменна: повторный вычет ранее восстановленного НДС невозможен. Аргументация подобной позиции заключается в отсутствии специальных норм в НК РФ, позволяющих заявлять налогоплательщику повторный вычет. Кроме того, на сумму восстановленного НДС была уменьшена налоговая база по налогу на прибыль (ст. 264 НК РФ).

Арбитражные суды (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.2011 № А70-13648/2009, Волго-Вятского округа от 31.01.2011 № А29-5408/2010) поддерживают позицию налоговых органов, подчеркивая, что в силу подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ сумма восстановленного НДС не участвует в формировании стоимости имущества, а признается в составе прочих расходов на основании ст. 264 НК РФ. А извлечение НДС из прочих расходов искусственным путем положениями НК РФ не предусмотрено. Исходя из этого, на сегодняшний день оснований для повторного заявления вычетов НДС у налогоплательщиков в случае использования имущества во вновь облагаемой деятельности нет.

Итак, при утрате права на освобождение от уплаты НДС налогоплательщик имеет право предъявить к вычету НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права, которые впоследствии использовались при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения (п. 8 ст. 145 НК РФ).

В данном пункте речь идет о приобретенных товарах (работах, услугах) и не касается объектов основных средств и нематериальных активов, а также имущественных прав.

Исходя из этого, финансисты делают вывод, что порядок осуществления вычетов НДС, относящихся к остаточной стоимости основных средств, ранее принятых на учет по стоимости с учетом НДС, ст. 171 и 172 НК РФ не установлен (письма Минфина России от 06.09.2011 № 03-07-11/240).

Последнее утверждение стало предметом одной из судебных баталий, разрешившихся не в пользу налогоплательщика.

Кто именно освобожден от уплаты НДС по ст. 149 НК РФ?

Освобождение от НДС по ст. 149 НК РФ применяется не по деятельности организации или ИП в целом, а в отношении отдельных операций. То есть по сути освобожденным от уплаты может быть любой ИП, вне зависимости от его деятельности, если он совершает данные операции. В статье Налогового кодекса вы можете посмотреть полный список, мы же приведем некоторые из них:

  • реализация медицинских услуг;
  • реализация некоторых отечественных и зарубежных медицинских товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;
  • реализация долей в уставном (складочном) капитале организаций, ценных бумаг;
  • банковские операции;
  • операции займа, включая проценты и др.

Кроме полного перечня операций, в статье 149 вы можете узнать также дополнительные условия применения освобождения по операциям — такие, как наличие лицензии или комплекта необходимых подтверждающих документов.

Операции, не облагаемые НДС

Ряд операций, совершаемых индивидуальными предпринимателями, вообще не подлежит налогообложению НДС. Эти операции перечислены в статьях 149 и 150 НК РФ.

1. Предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Это правило применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и организаций которых применяются рассматриваемые положения, доведен до сведения приказом МИД РФ N 13747 и МНС РФ N БГ-3-06/386 от 13 ноября 2000 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *