Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое фонд капитального ремонта и для чего он нужен?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательные изменения в части внесения взносов за капремонт действуют уже несколько лет, но споры о необходимости их внесения до сих пор продолжаются. Действующие правила говорят о том, что владельцы квартир обязаны оплачивать квитанции. В некоторых регионах счета за капремонт приходят отдельной платежкой, в других включаются в общий документ квартплаты.
Порядок формирования и управления фондом
По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:
- направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
- применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
- размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
- выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
- применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.
Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.
Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:
- о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
- о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
- о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
- о порядке контроля своевременности перечисления взносов.
Кто освобожден от взносов
Не уплачивают взносы на капремонт собственники:
- аварийных домов, включенных в программу расселения;
- многоквартирных домов, земля под которыми изымается для муниципальных или государственных нужд, а граждане подлежат переселению;
- квартир в закрывающихся населенных пунктах.
Законодательством установлен перечень лиц, которым предоставлены 50-% льготы на уплату взносов на капремонт:
- инвалиды и ветераны ВОВ, боевых действий;
- инвалиды 1-2 групп, дети-инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов;
- Герои РФ и СССР, полные кавалеры орденов Славы;
- ликвидаторы аварии на ЧАЭС и члены их семей.
Региональные законы могут устанавливать льготы в размере 50 % или предоставлять субсидии на уплату взносов:
- для многодетных и малообеспеченных семей;
- одиноко проживающих граждан старше 70 лет, не имеющих работы;
- собственников старше 70 лет, если в семье только неработающие инвалиды 1-2 групп или пенсионеры.
Граждане, достигшие возраста 80 лет, освобождены от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Немного истории вопроса
В 2012 году государство призналось, что не в состоянии больше нести бремя за капитальный ремонт жилья. Если до этого действовали различные схемы двойного или тройного софинансирования, когда львиная доля расходов ложилась на федеральный бюджет, то с принятием поправок в Жилищный кодекс почетное право ремонтировать свои дома присвоили жильцам оных. После этого регионы стали принимать областные программы. Кто-то, как Самарская область, стартанул в первых рядах в 2014 году, но основная масса субъектов перешла на новую систему финансирования капремонта в этом году. Например, Москва объявила о начале программы 1 июля 2015 года.
21 июня 2013 года Самарская губернская дума приняла Закон под № 60 «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области», где расписала все правила игры между человеком и региональным оператором программы. Закон очень хитрый. Он сильно напоминает крепостное право вместе с барщиной и оброком. Есть там даже свой «Юрьев день».
«Общак» или спецсчет?
Закон определил жильцам право выбирать способ накопления средств. Либо на счете регионального оператора (т.е. в нашем случае Фонда капитального ремонта), либо на спецсчете у него же, когда деньги отдельно взятого дома аккумулируются отдельно от остальных, либо же на спецсчете в коммерческом банке.
В Самарской области формат «общака» оказался подавляющим. По оценкам специалистов, в регионе примерно 1% домов выбрали услуги спецсчета. И мне кажется, тому есть объяснения. Люди просто не успели разобраться с законом. Разъяснительная работа с населением не проводилась. Не хотелось бы думать, что это было сделано сознательно. Но если вы вспомните кампанию по переходу домов в ТСЖ, учиненную в 2005-2007 годах, то о преимуществах ТСЖ тогда кричал каждый утюг в каждой квартире.
На самом деле вариант со спецсчетом в банке выглядит наиболее логичным и справедливым. Об этом же сказал и заместитель министра строительства и ЖКХ РФ на недавнем съезде, посвященном первым итогам реформы капительного ремонта, Андрей Чибис. В частности, он заявил, что на данный момент во всей стране воспользовалось правом спецсчета всего 10% домовладений, но к 2020 году эта цифра должна вырасти до 50%. Однако в законе Самарской области возможность перехода между разными формами управления средствами на капитальный ремонт прописана явно не в пользу жителя.
Например, чтобы перейти из «общака» в спецсчет, надо ждать 2 года и соблюсти ряд невыполнимых условий, одно из которых — чтобы ни у одного жителя дома не было задолженности перед фондом капремонта. А вот если жители дома так устанут управлять своими деньгами и запросятся на обслуживание в фонд, то их милостиво примут в течение одного месяца. Кстати, тот же Андрей Чибис пояснил редакции ДГ, что уже осенью будут приниматься поправки в федеральное законодательство, которые устранят барьеры, тормозящие переход к формированию спецсчетов.
Платить или не платить
В Самарской области, по данным губернатора Николая Меркушкина, собираемость средств за капитальный ремонт достигла 65%, а к концу года эта цифра должна составить уже 80%. Таковы оптимистичные прогнозы, которые были представлены на недавнем съезде ФКП. У Николая Ивановича есть оппоненты, которые утверждают, что настоящие цифры гораздо более низкие и составляют, как и в среднем по стране, 30-35%. Проверить мы не можем, потому что информация закрыта. Кому верить на слово, решать вам.
Федеральное законодательство, как, впрочем, и региональное, обязывает нас платить взносы за капитальный ремонт. В законе даже оговорено, что в случае возникновения долгов фонд вправе начислять пени и штрафы за просрочки платежей. Я долго билась, размалывая юридические тонкости нового закона, а также его взаимодействия с другими нормативными актами. Один добротный юрист сказал мне следующее: «Я плачу за капитальный ремонт. Потому что если государство вознамерилось собирать с населения деньги, то оно это право не отменит, а будет добиваться неукоснительной финансовой дисциплины. Будут и пени, и исполнительные производства, и запреты на выезд за границу, и прочие «прелести». Поэтому я занимаю позицию «от греха подальше».
Другой мой знакомый юрист после наших долгих разговоров написал заявление в Фонд капитального ремонта с требованием исключить его из реестра плательщиков взносов на капремонт, найдя больше десятка прорех в действующем законодательстве. Ответа пока нет, но он его поджидает, месяц еще не завершился. Вот текст его заявления.
Специальный счет для формирования ФКР
Владельцы помещений в МКД, выбравшие в качестве способа формирования ФКР накопления на специальном счете, должны провести общее собрание собственников, на котором определяется:
- размер ежемесячных взносов на цели КР (не меньше минимальной ставки, установленной субъектом РФ);
- владелец специального счета;
- лицо, предоставляющее услуги по формированию платежных документов (квитанций) на уплату взносов;
- порядок предоставления этих документов плательщикам;
- размер расходов, связанных с формированием квитанций и условия оплаты этих услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 175 ЖК РФ владельцем специального счета может выступать:
- товарищество собственников жилья (ТСЖ);
- жилищный кооператив (ЖСК, ЖК);
- управляющая компания (УК);
- региональный оператор (в этом случае ФКР формируется исключительно в отношении одного дома, и, несмотря на тот факт, что его владельцем числится региональный оператор, деньги учитываются обособленно, а не в «общем котле»).
Физическое лицо не может выступать в качестве владельца специального счета.
Договор спецсчета заключается бессрочно. Если его владелец признан банкротом, то денежные средства, хранящиеся на этом счете, не подлежат включению в конкурсную массу, поскольку не являются имуществом должника.
Если компания, являющаяся владельцем счета, прекращает управление домом по каким-либо причинам (общее решение собственников о смене УК, ликвидация или реорганизация компании), собственники в течение 2 месяцев должны провести общее собрание и выбрать нового владельца счета или изменить способ формирования ФКР (передать накопления на счета регионального оператора).
Льготы и субсидии на уплату взносов
В соответствии с п. 2.1. ст. 169 ЖК РФ региональным законом могут быть установлены компенсации расходов на уплату взносов в следующем размере:
50 % | одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста 70 лет |
владельцам квартир, проживающим в составе семьи, состоящей из неработающих пенсионеров или инвалидов I-II группы и достигших возраста 70 лет | |
100 % | одиноко проживающим неработающим собственникам жилья, достигшим возраста 80 лет |
владельцам жилья, проживающим в составе семьи, состоящей из неработающих пенсионеров или инвалидов I-II группы и достигших возраста 80 лет |
При этом меры социальной поддержки предоставляются с учетом регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и рассчитываются исходя из минимального размера взносов, установленного законом субъекта РФ.
Органы исполнительной власти также могут по собственной инициативе предоставлять компенсацию расходов по уплате взносов на КР иным категориям граждан.
Размер фонда капитального ремонта и источники его формирования
В соответствии с п. 1 ст. 170 ЖК РФ в состав ФКР включаются:
- взносы, ежемесячно уплачиваемые собственниками помещений;
- пени, начисленные за просрочку уплаты взносов в установленные сроки;
- проценты за пользование денежными средствами, хранящимися на специальном счете или счетах регионального оператора (например: по решению собственников деньги на спецсчете могут быть размещены на депозите в целях сохранения покупательской способности накоплений в условиях растущей инфляции);
- средства финансовой поддержки, предоставленные государством (муниципалитетом);
- доходы, полученные от использования общего имущества МКД и направляемые на пополнение ФКР решением собственников (например: от сдачи в аренду нежилых помещений, размещения рекламы в подъездах и пр.);
- кредитные (заемные) средства, привлеченные владельцами МКД в целях проведения капитального ремонта.
Минимальный размер ФКР утверждается законом субъекта РФ. В соответствии с п. 8 ст. 170 ЖК РФ региональным властям рекомендуется устанавливать минимальный размер ФКР не больше чем 50 % оценочной стоимости капитального ремонта МКД.
Оценочная стоимость, в свою очередь, определяется как общая сумма всех минимально-необходимых работ по КР многоквартирного дома в течение срока действия региональной программы (с учетом того, что некоторые виды капремонта на протяжении этого срока должны быть выполнены неоднократно), включая подготовку проектно-сметной документации и стоимость услуг по строительному контролю.
Где аккумулируются деньги, сданные на капремонт
Средства, которые поступают от собственников квартир на капитальный ремонт всего дома, накапливаются на специальных счетах региональных фондов капремонта жилья. На сегодняшний день, такие фонды существуют в 85 субъектах РФ. Кроме того, если жильцы создают товарищество собственников жилья — ТСЖ — такая организация имеет право открыть собственный счет на капремонт и не платить в региональный фонд.
Величина взносов устанавливается органами регионального управления или на собрании членов ТСЖ, но по всей стране является определенным тарифом на 1 м2 площади квартиры. В разных регионах тарифы существенно отличаются, например, жители Санкт-Петербурга или Карелии с 1 м2 платят взнос 2-3 рубля, Ярославля — почти 6 рублей, а собственники московских квартир или жители Ханты-Мансийска — уже 15 рублей за 1 м2 жилья.
Почему многие не хотят делать взнос на капитальный ремонт жилья
Многие владельцы квартир не согласны с практикой предварительного сбора средств на капитальный ремонт. Перечислим самые распространенные причины такой реакции.
😤 Психология собственника. Некоторые граждане не считают необходимым платить за восстановление всего здания, поскольку являются собственниками только его части — квартиры. Их право собственности распространяется только на жилье, а другие помещения — подвал, чердак, подъезд — находится в общей собственности всех жильцов дома. Подобное разделение прав становится причиной того, что граждане не чувствуют ответственности за то, что не принадлежит им непосредственно.
💵 Невозможность отследить движение накопленных средств. Большинство взносов накапливаются в региональных фондах и распределяются по решению местных властей. При этом сами плательщики никак не могут отследить, на что в действительности направлены их взносы, какой объем работ был проведен, по какой цене закупили материалы, сколько заплатили мастерам, а главное, была ли необходимость в проведении ремонта и был ли он выполнен в действительности. Результаты проверок свидетельствуют о том, что в данной сфере распространена практика хищений средств из фонда, неправомерного их распределения и злоупотребления служебным положением при выборе подрядчиков. Поэтому, многие собственники сомневаются в том, что их деньги не будут растрачены или использованы в личных целях.
📉 Незащищенность накоплений от инфляции. Период накопления средств на капремонт, а именно 25 и более лет — большой срок. За это время за счет инфляции деньги обесцениваются. Например, если в 2010 году тариф был рассчитан на то, что собранная сумма покроет необходимые траты, в 2035 году средств фонда может не хватить на проведение полноценного капремонта. А в случае гиперинфляции, которая, например, отмечалась в 90-х годах, итоговая недостача будет в десятки раз выше.
🔧 Высокая степень износа жилого фонда. Дома, которые были построены в 50-х или 60-х годах прошлого века, эксплуатируются уже более 60 лет. Во многих случаях, износ таких зданий достигает 70% и через 20-30 лет ремонтировать их станет нерационально — прочность конструкции восстановить не удастся, проще снести. Если на момент включения дома в программу капитального ремонта его признают аварийным или подлежащим к сносу, вся сумма перейдет в государственную собственность на покрытие убытков по демонтажу. Поэтому многие сомневаются в целесообразности взносов на капремонт, которого может и не быть.
Термины и определения
- Взносы на капитальный ремонт – обязательные ежемесячные платежи собственников помещений в многоквартирном доме на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
- Капитальный ремонт — оказание услуг и (или) выполнение работ в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества и обеспечения соответствия общего имущества установленным требованиям безопасности, санитарии и иным требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
- Лица, обязанные вносить взносы на капитальный ремонт — собственники жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных домах, за исключением, собственников помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или в отношении которых исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления приняты решения об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельных участков, на которых расположены эти многоквартирные дома, и об изъятии каждого жилого помещения в этих многоквартирных домах, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, Челябинской области или муниципальному образованию.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт — размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее — минимальный размер взноса) устанавливается Правительством Челябинской области. Минимальный размер взноса определяется на основе оценки потребности в средствах на финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, входящих в установленный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и необходимых для восстановления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров и других характеристик строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов с учетом уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирных домов.
Необходимость отчислений
Если провести анализ российского законодательства, то можно увидеть, что тема возмещения собственниками капитального ремонта не нова. В Жилищном и Гражданском кодексах она, пусть не прямо, но косвенно затрагивает степень ответственности собственника, касающуюся состояния жилья, и обязанность поддерживать его на должном уровне. Со вступлением вышеупомянутых поправок были открыты лишь новые перспективы, касающиеся капитального ремонта жилфонда. С этого момента внесение подобных взносов стало обязательным для всех. Причем отправляемые суммы стали максимально прозрачными, так как начали находить отражение в платежных квитанциях.
С принятием данного законодательного акта правительство уменьшило расходы из государственного бюджета на эти цели, а также принудило граждан к своевременной организации ремонтных работ.
Куда производится оплата?
В какой фонд капитального ремонта многоквартирных домов собственники будут отчислять деньги, решается на общем собрании жильцов. Однако Министерство строительства РФ рекомендует всем открытие спецсчета, который будет принадлежать конкретному дому. Только в таком случае жильцы смогут проконтролировать сбор и расходование их средств. Однако порой собственники квартир никак не могут собраться вместе для решения этого вопроса. В таких случаях всю организационную часть государство возьмет на себя. Деньги будут перечислены на счет оператора, отвечающего за ремонт домов в конкретном регионе.
Однако передумать и принять иное решение можно всегда. Жильцы дома в любой момент могут заняться открытием собственного специального счета, а все уже перечисленные деньги на него будут переведены в обязательном порядке.
Республиканские фонды капитального ремонта создают планы на различные периоды от квартала до нескольких лет. План, рассчитанный на срок более года, является программой и включает в себя целый комплекс мер, начиная от формирования очередности до способов донесения информации до жильцов о том, как они могут влиять на состояние дома.
Ежегодно формируются и корректируются планы по проведению необходимых действий в домах. Эта информация публикуется на сайтах региональных операторов и местных компаний. Детальная информация о предстоящем капремонте публикуется не меньше чем за полгода до наступления календарного года, в котором планируется проведение подобных работ. То есть в июне текущего года уже должна быть опубликована информация на следующий год. Как правило, предварительные планы публикуются раньше.