Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Путин передал Росимущество Минфину». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Что такое Росимущество?
Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.
В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.
Дата основания: | 9 марта 2004 года |
Подчинено: | Министерство финансов Российской Федерации |
Вышестоящее ведомство: | Министерство финансов Российской Федерации |
Предшественники: | Госкомимущество, Министерство государственного имущества Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом |
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
- После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
- При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
- Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Понятие и особенности федеральной собственности
В стране существует законодательно закреплённое деление всей собственности на две категории: государственная и частная. Частная принадлежит на праве собственности отдельным лицам: гражданам или компаниям. Государственная собственность принадлежит регионам, городам или федеральным органам власти.
Раньше государственная собственность имела главенствующую роль, но после развала советского союза стала равной с частной собственностью. Все субъекты, владеющие собственностью, равны перед законом.
Что такое федеральная собственность? Федеральная собственность – это имущество, которое принадлежит РФ. Владение, распоряжение и пользование федеральной собственностью регламентировано ст. 294 и 296 ГК РФ.
Чем государственная собственность отличается от федеральной? Не стоит путать и смешивать данные понятия. Понятие государственной собственности шире федеральной, последняя является составной частью государственной собственности вместе с муниципальной или региональной.
Кто управляет федеральной собственностью?
На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.
Основная роль — у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.
Особой ролью обладает и правительство — центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.
Организационно-правовая система управления государственным имуществом
Управление государственным имуществом — ответственнейший вид деятельности органов исполнительной возможностях власти: по этому виду деятельности судят о самом государстве и его экономических. Согласно Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства от 9 сентября 1999 г., под управлением государственным сектором экономики понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственными учреждениями, государственной казны Российской Федерации, а также имущественных прав Федерации, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях. Особо важная роль в управлении принадлежит управляющим — руководителям унитарных предприятий, учреждений, представителям государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительным управляющим государственным имуществом, управляющим компании.
Хотя за годы реформ государству и пришлось серьезно «подвинуться», уступая место более эффективному частному собственнику, оно до сих пор владеет огромным имуществом. Российской Федерации принадлежит до 37 тыс. госпредприятий (в том числе 14 тыс. унитарных), более 23 тыс. учреждений, не менее четверти капитала в 2,5 тыс. акционерных обществ и недвижимость общей площадью в 337 млн. м2.
Управление федеральной собственностью
Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.
Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.
В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.
1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:
- Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
- Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
- Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
- Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.
2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.
3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:
- Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
- Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
- Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
- Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
- Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.
4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:
- Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
- Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
- Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
- Учет арендных договоров федеральной собственности.
- Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
- Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
- Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.
Система субъектов управления федеральным имуществом
В подобной роли от имени государства выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус, Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Фактически определенные качества субъектов управления федеральным имуществом присущи различным звеньям государственно-властного механизма. В подобной роли выступают органы государственной власти, Президент РФ и Правительство РФ. Определенные функции в сфере управления федеральным имуществом возлагаются и на органы судебной власти. Вместе с тем, основные субъекты государственного управления федеральным имуществом входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
Собственность субъектов управления федеральным имуществом можно классифицировать по объему властно-распорядительных полномочий в отношении этого имущества, а также в зависимости от положения субъекта в системе разделения властей и вертикали исполнительной власти. Возможно также провести разделение субъектов управления федеральным имуществом по отраслям и сферам жизнедеятельности.
Определенную роль в управлении федеральным имуществом играет законодательная власть в лице Федерального собрания РФ. Именно этот орган принимает основополагающие законы, определяющие основные направления в сфере управления федеральным имуществом. Это, например, такие акты, как Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97г. №122-ФЗ , Закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» от 21.07.97г. № 123-ФЗ85 и другие акты. Инициативы органов исполнительной власти в сфере управления федеральным имуществом могут быть внесены в Федеральное собрание Правительством РФ согласно п.1 ст. 104 Конституции РФ.
Таким образом, полномочия Федерального Собрания РФ по управлению федеральным имуществом выражаются в законодательном закреплении норм, регулирующих управление объектами федеральной собственности.
Также важна роль Президента РФ в управлении федеральным имуществом. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, в том числе и касающиеся управления федеральной собственностью. Некоторые вопросы регулирования федеральной собственности отражены в Указе Президента РФ «О продалсе государственных предприятий-должников» от 02.06.94г. № 111486, Указе Президента РФ «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» от 23.07.97г. № 775 и других. Президент РФ также определяет структуру органов исполнительной власти в государстве, что влияет на распределение властных полномочий этих органов по управлению федеральной собственностью. Так Указом «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17 мая 2000 года № 867 (в ред. Указов Президента РФ от 20.09.2000 № 1678, от 01.12.2000 № 1953)88 в целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. В частности, упразднен Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Министерство государственного имущества Российской Федерации преобразовано в Министерство имущественных отношений Российской Федерации, которому передана часть функций упраздняемого Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике.
В управлении федеральным имуществом участвуют также и некоторые президентские структуры. Так, согласно Положению «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», утвержденному Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (в ред. Указов Президента РФ от 21.06.2000 № 1149, от 09.09.2000 № 1624, от 30.01.2001 № 97) 89, полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач, в частности: -обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; -организует в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе.
Все вышеперечисленные полномочия относятся и к контролю за управлением объектами федеральной собственности на подведомственных полномочному представителю территориях.
Специально уполномоченные органы управления федеральным имуществом.
Российский Фонд Федерального Имущества (РФФИ). Российский Фонд Федерального Имущества также обладает определенными полномочиями по управлению частью федерального имущества.
Российский Фонд Федерального Имущества (далее-РФФИ) является специализированным финансовым учреждением, осуществляющим предусмотренные законодательством функции приватизации переданных ему в установленном порядке объектов федеральной собственности. РФФИ действует при Правительстве Российской Федерации в соответствии с Положением о Российском Фонде Федерального Имущества, утвержденном Указом Президента РФ от 17 декабря 1993г. № 2173., является юридическим лицом и обладает обособленным имуществом, принадлежащим ему на праве оперативного управления.
Отметим, что РФФИ не является органом исполнительной власти, а только специализированным учреждением, пусть и несущем в себе некоторые признаки органа власти.
Фонд подотчетен Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации и Министерству имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге Фонд вправе создавать (ликвидировать) местные отделения либо предоставлять статус местного отделения фондам имущества указанных национально-государственных, национально — территориальных и административно-территориальных образований.
Местные отделения Фонда непосредственно подчиняются Фонду.
Фонд выполняет следующие функции: осуществляет продажу переданных ему в этих целях Министерством имущественных отношений или его территориальными агентствами долей участия (паев, акций) в капитале акционерных обществ (товариществ), предприятий и иных объектов федеральной собственности;
временно (до момента продажи) владеет указанными долями участия (паями, акциями), свидетельствами о собственности на предприятия или иные объекты приватизации и осуществляет в этот период полномочия Российской Федерации как собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), несет в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами предприятий риск, связанный с их деятельностью, в пределах принадлежащей Российской Федерации доли в уставном капитале предприятий;
получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с доходами, учтенными в республиканском бюджете Российской Федерации, и нормативами, установленными Государственной программой приватизации;
в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством Российской Федерации, выступает учредителем акционерных обществ (товариществ), приобретает доли участия (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ);
в случаях, предусмотренных планами приватизации, обменивает принадлежащие Российской Федерации акции акционерных обществ, вносимые в порядке оплаты уставного капитала создаваемых холдинговых компаний, на выпускаемые этими компаниями акции; при продаже объектов приватизации осуществляет контроль за предоставлением работникам приватизируемых предприятий льгот, предусмотренных планами приватизации в соответствии с действующим законодательством.
Осуществляя приватизацию, Фонд и его местные отделения совместно с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальными управлениями содействуют процессам демонополизации экономики и создания конкурентной среды.
Фонд имеет право: совершать сделки с объектами приватизации, предусмотренные соответствующими планами приватизации, утвержденными в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»;
осуществлять от имени Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами предприятий полномочия собственника на общих собраниях акционеров (пайщиков), созываемых в период с момента передачи Фонду соответствующих долей участия (паев, акций) до момента их продажи;
привлекать к своей деятельности для выполнения поставленных перед ним задач должностных лиц, специалистов и служащих органов государственной власти и управления, иных государственных учреждений;
использовать для осуществления своих функций представителей и посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью, на основе заключаемых с ними договоров; выступать по поручениям Правительства Российской Федерации, Министерства имущественных отношений в качестве учредителя (акционера) акционерных обществ, создаваемых при участии Российской Федерации, внося в порядке оплаты приобретаемых акций средства, выделенные целевым назначением из республиканского бюджета Российской Федерации, федеральных внебюджетных фондов, либо государственное имущество, переданное ему в этих целях Министерством имущественных отношений; вступать для реализации своих функций в договорные отношения с физическими и юридическими лицами; выступать в качестве истца и ответчика в суде и арбитражном суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГосАО и ФГУПы ждет централизация управления
Еще совсем недавно большая часть материальных ресурсов нашей страны находилась под полным контролем и управлением государственных структур. Государственная собственность была всеобъемлющей, и не подлежала передаче в частные руки. Однако с распадом СССР, наша страна начала внедрять принцип рыночной экономики, который привел к тому, что значительная часть имущества была передана в частные руки.
Тем не менее, государственная собственность до сих пор занимает большую часть всех имущественных отношений. Под контролем нашей страны находятся такие ресурсы, как природные ископаемые, земля и многое другое.
Система государственной власти подразделяется на несколько типажей в зависимости от субъектов.
Под субъектами госвласти понимают структуры, которые принимают политические решения разного уровня и организуют исполнение данных решений. Они подразделяются на несколько типов:
- Первичные субъекты, представленные в виде социальных групп, народа и общества. Именно эти категории легитимизируют власть и выбранную ею форму развития;
- Вторичные субъекты представлены органами самоуправления, как местными и муниципальными, так и федеральными.
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.
Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.
Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.
Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.
Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:
- федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
- имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.
Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.
Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.
Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.
Осуществление управления федеральной собственностью осуществляет
Наличие большого количества разнообразных объектов, составляющих государственную собственность, требует сложной системы управления.
При этом важнейшая роль в управлении государственной собственностью принадлежит системе федеральных органов исполнительной власти, в которую входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации).
СПРАВОЧНО. Министерство Российской Федерации – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Организация управления государственной собственностью
На нынешнем этапе преобразований государственной собственности идет позитивный процесс разграничения и согласования полномочий федеральных органов исполнительной власти: Минимущества России, Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ), Российского фонда федерального имущества (РФФИ), Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), Федеральной кадастровой службы (Росземкадастр), Министерства антимонопольной политики и поддержки предпринимательства и других министерств и ведомств. Этот процесс направлен на устранение дублирования функций по управлению государственной собственностью и регулированию развития других видов собственности.
Совместно с Минфином России, МНС России и Росземкадастром выпущен приказ
«О проведении совместных мероприятий по обеспечению поступления доходов от арендной платы за землю в федеральный бюджет Российской Федерации»
; Названные и подобные им совместные действия направлены на формирование эффективной системы взаимодействия федеральных министерств и ведомств по реализации взаимосвязанных функций управления государственной собственностью.