Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установленные предельные максимальные размеры земельных участков в СНТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для сравнения обратимся к областному центру (с населением численностью от 400 до 500 тыс. чел. Центральной России) — к г. Иваново. Согласно ПЗиЗ г. Иваново в Ж-1 «Зона индивидуальной жилой застройки» установлены параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства на одну квартиру — 0,04 га; максимальная — 0,12 га (не распространяется на ранее отведенные земельные участки); максимальная площадь земельного участка для огородничества — 0,039 га (п. 1 и 2 ст. 32.1); в Ж-2 «Зона малоэтажной жилой застройки установлены следующие параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилых домов блокированной застройки с участками — 0,04 га на одну квартиру (ст. 32.2); в Ж-3 «Зона многоэтажной жилой застройки» параметры застройки: минимальная площадь земельного участка для жилищного строительства — 0,05 га (ст. 32.3).
Предельные значения в максимальном измерении относительно вопросов предоставления земли под огородные и садовые цели определяются федеральными законами и региональными нормативами, включая:
- для территорий в фед. собственности – посредством федерального законодательства;
- для площадей во владении субъектов РФ – законами соответствующих субъектов;
- для земель, которыми владеют различные мун. образования – нормативами, изданными этими службами.
В отношении регионов, относящихся к Дальневосточному фед. округу, согласно ФЗ № 119 от 1 мая 2016 года, действуют измененные положения по вопросам предоставления в безвозмездное пользование земельных участков.
Таблица максимальных значений площадей для регионов и территорий РФ
Субъект или территория | Садоводческое применение | Огородническое применение | Дачное строительство | Ед. измерения |
Московская область | 0,15 | 0,10 | 0,25 | га |
Санкт-Петербург | 1000 | 1000 | 1200 | м2 |
Ленинградская область | 0,12 | 0,10 | 0,20 | га |
Новосибирская область | 0,12 | 0,12 | 0,12 | га |
Свердловская область | 0,25 | 2 | 1 | га |
Нижегородская область | 0,15 | 0,15 | 0,25 | га |
Краснодарский край | 1000 | 1500 | 1000 | м2 |
Каменский район Тульской области | 0,25 | 1 | 0,25 | га |
Комментарий к Ст. 33 ЗК РФ
1. Положение о том, что нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства устанавливаются законами субъектов РФ, основано на общих полномочиях субъекта РФ в области регулирования земельных отношений, установленных ст. 10 ЗК. При этом следует заметить, что при предоставлении гражданам земельных участков из федеральной собственности их предельные размеры могут быть определены и Российской Федерацией как собственником. На это указывает и п. 2 комментируемой статьи.
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи предельные размеры земельных участков не могут быть установлены подзаконными нормативными правовыми актами Российской Федерации или субъектов РФ и могут быть установлены любым нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Так, в Московской области действует Закон Московской области от 17 июня 2003 г. N 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области». Согласно этому Закону минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 2,0 га; садоводства — 0,06 га; огородничества — 0,04 га; дачного строительства — 0,06 га. Максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области, составляют: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства — 40,0 га; садоводства — 0,15 га; огородничества — 0,10 га; дачного строительства — 0,25 га.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи указывается на нормативные и ненормативные акты, устанавливающие общие градостроительные, противопожарные, санитарные правила, правила об определении границ охранных зон и т.п. Данные нормы установлены целым рядом подзаконных нормативных актов.
Нормы предоставления земельных участков закреплены и некоторыми нормативными актами субъектов РФ, например г. Москвы и Московской области.
Обратим внимание на то, что согласно площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 Кодекса.
Есть уже нормы, регулирующие процесс присоединения и установления максимального размера территории, которая может быть присоединена к участку. Такие правила перераспределения, как и ограничения, указаны в статьях 39.28 и 39.29 ЗК РФ.
- Присоединить к участку с постройкой можно землю, если есть необходимость привести площадь участка в соответствие с границами межевания. Но нужно иметь при этом проект, рассматривающий развитие и благоустройство территории.
- Также можно сделать запрос на перераспределение земельной площади, если ваш участок нужно защитить от вклинивания, изломленности. При этом нельзя превышать допустимые максимальные размеры участка под тот или иной вид деятельности.
- Разрешается увеличение общей площади за счет присоединения куска земли, если на участке ведется садоводство, огородничество, развивается личное подсобное хозяйство. Уважительным поводом является и строительство дома для личного проживания, дачное хозяйство.
Как сделать прирезку к земельному участку пошаговая инструкция
Прирезка земельного участка оформляется после оценки возможности проведения процедуры. Для этого кадастровый инженер уточняет у владельцев кадастровый номер земельного участка и изучает расположение объекта на кадастровой карте территории. Также определяем, кто является собственником прирезаемого участка, виды разрешённого использования и не входят лишние сотки в зону КУРТ. Так как, если категория земель разная, необходимо менять ВРИ. Для этого кадастровый инженер изучает список условно разрешённых и направляет заявление в администрацию для смены вида разрешённого использования. Далее, если все критерии соблюдены, приступаем к оформлению прирезки:
- Выезжаем на земельный участок и проводим контурную съёмку;
- Формируем схему расположения и направляем заявление в администрацию;
- Получаем решение от муниципалитета и ставим участок на кадастровый учёт;
- Ставим объект на кадастровый учёт, оформляем договор купли-продажи между собственником и администрацией;
- Регистрируем сделку и затем права собственности на земельный участок.
В результате собственник получает выписку из ЕГРН на новый земельный участок и получает законные права распоряжаться им в полной мере. Прирезку оформляем и при наличии договора аренды на прирезаемый участок.
Варианты увеличения земельного участка в СНТ
Первое, с чем придется разобраться — межевание. Когда участок не отмежеван и земли общего назначения не отмежеваны или участок отмежеван, а ЗОП не отмежеваны, можно попробовать оформить прирезку бесплатно. Для этого делается схема участка с прирезаемым наделом, прописываются координаты и вместе с заявлением документы подаются в администрацию. В заявлении вы просите «передать в собственность участок такой-то», и в большинстве случаев вам отказывают. С этими же документами и отказом вы идете в суд и, если ориентироваться на региональную практику таких дел, получаете землю безвозмездно. Оговоримся, что в каждом регионе условия передачи земли для прирезки разные и в каждом конкретном случае дело развивается по-разному. Но прецеденты есть и вполне можно попробовать.
Когда участок не отмежеван, 10% площади сверху можно получить, сделав прирезку прямо при межевании. Также есть вариант пойти путем перераспределения земель или оформлять увеличение площади через суд.
Когда отмежеваны и участок и земли общего пользования, но между ними остается небольшой кусок, который вы и хотите присоединить, оптимально воспользоваться схемой выкупа. Для этого делается схема перераспределения и согласовывается через администрацию, потом вы платите государству за выкупаемый кусочек и прирезаете его к участка. Обратите внимание, что сумма выкупа в разных регионах разная. В Москве это 100% кадастровой стоимости, в области 50%.
В ситуации, когда отмежеван и участок и ЗОП, но вы хотите добавить к своей площади часть ЗОП, такую прирезку поможет оформить председатель СНТ. Вам понадобится план межевания территории, согласие председателя и правления СНТ. В принципе, если к участку вы хотите добавить к даче часть поля, луга или леса, это тоже можно сделать. Правда, только в случае, если эти территории входят в границы землеотвода вашего СНТ.
На какие земли не распространяются предельные значения
Минимальные и максимальные размеры не определяются в отношении участков, которые формируются в процессе их изъятия для нужд государства или муниципалитета в целях размещения конкретных объектов на полученной земле при отсутствии иных доступных вариантов:
- сооружения и сети энергетических систем как федерального, так и регионального значения;
- объекты федерального и регионального уровня: транспорта, связи, путей сообщения, информатики;
- объекты государства или субъекта, которые необходимы для обеспечения оптимальной деятельности субъектов естественных монополий;
- сооружения и сети водо-, тепло-, газо- и электроснабжения муниципальных субъектов;
- дороги для транспортных средств любого уровня.
В дальнейшем, после изъятия, осуществляется перевод земли в другую категорию и определение конкретного градостроительного регламента.
Расстояния между постройками на земельном участке
Для того чтобы обеспечить пожарную безопасность и санитарные нормы 2021 года на участке необходимо при строительстве выдерживать не только достаточные расстояния от объектов до границы участка, указанные в разделе выше, но и следующие минимальные расстояния между объектами:
- 8 метров между баней и кирпичным домом;
- 12 метров между баней и деревянным домом;
- 8 метров между домом и туалетом;
- 8 метров между душевой и домом;
- 8 метров между туалетом и колодцем;
- 8 метров между компостной ямой и колодцем;
- 4 метра между постройками и беседкой;
- 12 метров между туалетом и погребом или сараем с домашним рогатым скотом или птицей.
Предельные размеры земельных участков – в 2019 году, под ИЖС, для садоводства, максимальный и минимальный
Нужно учитывать, что в каждом крае или области действуют свои нормы: максимальный и минимальный размер земельного участка под ИЖС. Но даже в самых густонаселенных регионах, таких как Москва и Московская область, минимальные размеры надела под застройку дома не бывают меньше 3 соток.
В Нижнем Новгороде законодатели установили такой же нижний порог по площади ИЖС, в 3 сотки. Но в реальности наделы бывают больше, не меньше 6 соток. В этом отличие от Москвы и области, где выделяются, например, 3,8 сотки или четыре, в зависимости от района.
- Нижняя граница площади участков, предназначенных для строительства жилого дома, разная в зависимости от региона.
- Областная или краевая Дума принимает соответствующее Постановление по данному вопросу, исходя из следующих факторов:
- густоты заселения региона;
- общего количества выделяемых участков;
- спроса на землю.
Но в целом по России она не может быть меньше 3-х соток. Максимальный размер также корректируется, исходя из региональных особенностей.
Федеральный максимум на площадь участков ИЖС:
- в пределах городской черты — 10 соток;
- в границах городских поселков — 15 соток;
- в сельской местности — 25 соток.
Исходя из этих размеров, законодательные власти и принимают решение по своему региону.
Размеры минимальных и максимальных площадей (предельных размеров) земельных участков определяются в соответствии с Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ), принимаемыми местными муниципалитетами (Градостроительный кодекс РФ – статья 30)
В ПЗЗ, по требованиям Градостроительного кодекса РФ, в каждой территориальной зоне вводятся градостроительные регламенты, по которым в этих зонах устанавливаются не только виды разрешённого использования участков, входящих в градостроительную зону, но и их предельные размеры.
Предельные размеры являются обязательными нормами для всех видов участков и применяются:
- при образовании участков из состава государственных и муниципальных земель,
- при предоставлении муниципалитетами и государством в собственность или аренду физическим и юридическим лицам участков для ИЖС, огородничества, дачного строительства и садоводства, для ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйств, животноводства и иных целей,
- при решении вопросов о возможности разделов участков,
- при решении вопросов о возможности или невозможности выполнения прирезок к участкам (перераспределение земельных участков),
- при образовании нового неделимого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в результате раздела земельного участка, объединения или перераспределения земельных участков,
- при выделе участка, находящегося в общей собственности и относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (для ведения ЛПХ, осуществления деятельности КФХ (если основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, установленные законами субъектов РФ) – в размере доли в праве общей собственности,
- при выделе невостребованной земельной доли в самостоятельный земельный участок – по фактическому размеру,
- при выделе земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок – исходя из возможности самостоятельного функционирования выделяемых частей с учётом естественных границ на местности,
- при образовании земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель – не меньше установленного субъектами РФ минимального размера земельного участка для искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.
Минимальный и максимальный размер земельного участка
Минимальные и максимальные размеры земельных участков, на которые в соответствии со ст. 36 ГрК РФ действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых такие регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами. К другим федеральным законам можно отнести ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые вместе с ЗК РФ весьма скудно регулируют отношения, связанные с предельными размерами земельных участков. На данное обстоятельство обращает внимание В.Л. Беляев, говоря о том, что такие законы либо отсутствуют, либо крайне слабо регулируют указанные вопросы, что на практике затрудняет развитие территорий .
Однако, как показало изучение судебной практики, несмотря на указанное противоречие, судами применяются минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, к отношениям, связанным с образованием земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Максимальные размеры земельных участков для садоводства
В указанной зоне допускается размещение индивидуальных жилых домов, а также объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне садоводства и дачного хозяйства приведены в таблице № 1 (статья 42 настоящих Правил) и статье 43 настоящих Правил. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: Наименование размера, параметра Значение, единица измерения, дополнительные условия Минимальные и (или) максимальные размеры земельного участка, в том числе его площадь 1) Площадь земельного участка для ведения садоводства, дачного хозяйства устанавливается в соответствии с нормативными правовыми актами Омской области о нормах предоставления земельных участков 2) Площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома устанавливается в соответствии с муниципальными правовыми актами города Омска о нормах предоставления земельных участков Минимальный отступ от границ земельных участков до зданий, строений, сооружений В отношении земельных участков, предназначенных для строительства и эксплуатации садовых (дачных) домов, индивидуальных жилых домов, от границ смежного земельного участка до основного строения — 3 м, до прочих хозяйственных построек, строений, сооружений вспомогательного использования, открытых стоянок — 1 м Максимальное и (или) минимальное количество наземных этажей или максимальная и (или) минимальная высота зданий, строений, сооружений на территории земельного участка Не более 3 этажей Условия размещения и максимальные и (или) минимальные размеры (площадь) отдельных объектов 1) Минимально допустимая ширина улиц (проездов) между земельными участками — 4,5 м 2) Максимальная торговая площадь магазинов — 150 кв.
Законов Ленинградской области от 13.05.2005 «N 33-оз», от 06.11.2008 «N 118-оз», от 23.11.2009 «N 94-оз») Настоящим областным законом в соответствии со «статьей 33» Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в соответствии с Федеральным «законом» от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» — максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)
1. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках может осуществляться гражданами без создания товарищества.
2. Предоставление садовых или огородных земельных участков гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
3. Граждане, осуществляющие ведение садоводства или огородничества без создания товарищества, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:
1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);
2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;
3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.
К участкам:
- формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
- выкупаемым для государственных или муниципальных нужд
требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.
Они необходимы для размещения:
- объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
- линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
- объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:
- утверждённых актов о выборе ЗУ для строительства
- материалов предварительного согласования мест размещения объектов
- документов территориального планирования
- документов по планировке территории и землеустроительных материалов
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
«О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.11.2021 N 384-ФЗ (ред. от 09.03.2022)
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году»
-
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 08.03.2022)
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
-
Указ Президента РФ от 30.09.2016 N 510 (ред. от 12.03.2022)
«О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (вместе с «Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации»)
-
Указ Президента РФ от 10.09.2005 N 1062 (ред. от 11.03.2022)
«Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (вместе с «Положением о Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке осуществления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», «Положением о порядке предоставления российским организациям права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного
-
Указ Президента РФ от 09.03.2022 N 101
«О праздновании 250-летия Московской государственной академии хореографии»
-
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 349
«О распределении по субъектам Российской Федерации граждан Российской Федерации, Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке»
-
Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 348
«О порядке осуществления координации деятельности в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся в отношении лиц, прибывающих с территорий Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики»
-
Постановление Правительства РФ от 11.03.2022 N 342
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
Одно из важных изменений нового свода правил СНТ — уменьшение минимальной площади участка для ведения садоводства до 0,04 га (4 сотки). Ранее этот параметр составлял 6 соток.
По словам председателя Союза дачников Подмосковья, первого зампреда Московской областной Думы Никиты Чаплина, возможность уменьшить минимальную площадь личного участка с шести до четырех соток допускали правила землепользования и застройки территории многих муниципалитетов, а свод правил СНТ — нет. При этом есть дачники, которые готовы ограничиться четырьмя-пятью сотками, заявил он в интервью «Российской газете».
Согласно новым правилам, площадь земель общего назначения может составлять от 20 до 25% территории всего товарищества. Раньше зона общего пользования строго составляла 25% от всего СНТ.
Согласно документу, по границе территории СНТ должно быть установлено ограждение высотой 1,5-2 метра. Ширина проезжей части улиц должна составлять не менее 5,5 метра (две полосы по 2,75 м), а пешеходной части — 1 метр (должны быть хотя бы в одну сторону).
Новый свод правил распространяется на вновь созданные объединения. Планировка и застройка существующих товариществ может не соответствовать документу.
По словам председателя Союза садоводов России, депутата Госдумы РФ Олега Валенчука, если площадь земельных участков не соответствует установленным предельным нормам, их не регистрируют в ЕГРН. В результате этого владельцам будет проблематично зарегистрировать строения на таких участках. Если же строения возведены в нарушение норм, то решение об их сносе может быть принято только через суд. Но для этого должны быть веские основания, которыми не являются формальные несоответствия своду правил, приводит его слова «Российская газета».
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
ФЗ об исполнительном производстве
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
-
Производственный календарь 2017
Для пятидневной рабочей недели
-
Закон о коллекторах
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
-
Закон о национальной гвардии
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
-
О правилах дорожного движения
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
-
О защите конкуренции
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
-
О лицензировании
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
-
О прокуратуре
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
-
Об ООО
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
-
О несостоятельности (банкротстве)
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
-
О персональных данных
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
-
О контрактной системе
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
-
О воинской обязанности и военной службе
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
-
О банках и банковской деятельности
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
-
О государственном оборонном заказе
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
-
Закон о полиции
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 10 (ред. от 19.12.2017)
«Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54
«О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки»
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 30.12.2015 N 431-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 341-ФЗ
«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Так, согласно статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
для ведения садоводства и под дачное строительство – от 400 квадратных метров до 1000 квадратных метров;
для ведения животноводства – от 1000 квадратных метров до 2000 квадратных метров;
для ведения коллективного огородничества – от 600 квадратных метров до 1500 квадратных метров.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 41 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, составляют:
для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) – 1000 квадратных метров;
для садоводства – 600 квадратных метров;
для коллективного огородничества – 600 квадратных метров.
До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, для застроенных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего Закона, устанавливаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае.
Предельные минимальные и предельные максимальные размеры земельных участков устанавливаются региональными или местными нормативными актами для двух случаев. Первый – в целях градостроительства, второй – для размежевания или предоставления гражданам государственных/муниципальных участков. Рассмотрим обе ситуации на примере Московской области и города Москвы (последний, присоединив к себе Новую Москву, распространил свои законы на часть фактического загородного Подмосковья).
Минимальный показатель площади участка, выделяемого под садоводство, зависит от того, каково его разрешенное назначение. Так, площадь участка для дачного строительства будет одной, а под фермерское хозяйство — уже совсем другой.
Изменение назначения земельного участка является достаточно сложным процессом, который потребует много сил и денег. На сегодняшний день эксперты уже несколько лет пытаются убедить Правительство уровнять земли под СНТ, ДНТ и ИЖС в их правах и назначениях, лимитировав их размером (до 300 кв.м.) и введя систему самодеклараций, но пока все тщетно.
Рассмотрим минимальные размеры земельных наделов, находящихся во владении государства или муниципалитета и выделяемых гражданам во временное либо постоянное пользование на примере Московской, Ленинградской и Нижегородской областей:
- Московская область. Размер участка земли, выделяемого под садоводство, составляет от 0,06 га (регламентировано законом № 63/2003-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2003 г.);
- Ленинградская область. Размер земельного надела, выделяемого под ведение садового хозяйства, составляет от 0,05 га (регламентировано законом N 83-ОЗ «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» от 29.11.2003 г.);
- Нижегородская область. Размер земли, выделяемой под ведение садового хозяйства, составляет от 0,02 га (регламентировано законом N 58-З «О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области» от 14.07.2003 г.).
Минимальный и максимальный размер выделяемого земельного надела регламентируется актами, которые выпускают региональные либо местные власти.
Также важно отметить, что цена варьируется в зависимости от того, с какой целью выделяется участок, будь то градостроительство или размежевание с дальнейшим предоставлением участков, находящихся в собственности государства либо муниципалитета. Рассмотрим оба случая на примере столицы РФ – Москвы, а также области.
Российский градостроительный кодекс накладывает на местные городские и муниципальные власти обязательство по установке соответствующих регламентов. Данные бумаги устанавливают порядок застройки участков в черте определенного населенного пункта, начиная с зонирования поселения и завершая архитектурным обликом дома, подходящим для определенной улицы.
Также градостроительный регламент любого населенного пункта РФ регламентирует следующее:
- Минимальный и максимальный размер земельного надела под ИЖС;
- Какие территории не имеют минимальных и максимальных размеров.
Россия – очень большая страна, обладающая огромным количеством населенных пунктов и, как следствие, местные регламенты здесь многочисленны и разнообразны. А потому имеет смысл взять один город и рассмотреть именно его регламенты. Пусть это будет Москва.
Итак, в российской столице вопрос передачи земельных наделов под застройку регламентируется пунктами 3.4.1. Правил землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 г. №120-ПП. Согласно данному нормативно-правовому акту, ни одна территориальная зона города не имеет установленных предельных границ участка.
А вот в Московской области ситуация обстоит совсем иначе. К примеру, согласно Правилам землепользования и застройки г. Рошаль, утвержденным местным советом депутатов 23.01.2017 г. №1/28, минимальный размер участка под строительство выглядит следующим образом:
- Под среднеэтажную застройку выделяется земля от 5 000 до 500 000 квадратных метров. Среднеэтажная постройка является многоквартирным домом и содержит от 8 этажей;
- Под малоэтажную застройку выделяется от 2500 до 100 000 квадратных метров. Малоэтажная постройка – это многоквартирный дом до 4 этажей;
- Под ИЖС – от 300 до 3 000 квадратных метров. Индивидуальная жилая постройка – это дом на 1 семью, этажностью до 3 надземных этажей.
Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС, в СНТ, для ЛПХ?
Так, согласно статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства – нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 12 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, составляют:
для ведения садоводства и под дачное строительство – от 400 квадратных метров до 1000 квадратных метров;
для ведения животноводства – от 1000 квадратных метров до 2000 квадратных метров;
для ведения коллективного огородничества – от 600 квадратных метров до 1500 квадратных метров.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 41 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно.
До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, составляют:
для индивидуального жилищного строительства (незастроенные земельные участки) – 1000 квадратных метров;
для садоводства – 600 квадратных метров;
для коллективного огородничества – 600 квадратных метров.
До разграничения государственной собственности на землю максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно из государственных земель по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и настоящим Законом, для застроенных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу настоящего Закона, устанавливаются органами местного самоуправления в Краснодарском крае.