Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учёт основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.
Что относится к основным средствам
Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.
К основным средствам принято относить:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- приборы, устройства и инструменты;
- вычислительную технику;
- транспортные средства;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- племенной и рабочий скот;
- многолетние насаждения;
- дороги.
Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.
Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:
- Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
- Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
- Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
- В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.
Не являются такими средствами и объекты, которые находятся в пути или переданы для монтажа. Капитальные и финансовые вложения, за исключением вложений в арендованные активы и на улучшение земель, также не относятся к основным средствам.
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Амортизационные отчисления должны проводиться, начиная с первого числа периода (месяца), следующего за месяцем принятия основного средства к учету. Списание завершается при выбытии или полном погашении стоимости фонда.
В случаях консервации на период, превышающий 3 месяца, а также при ремонте, модернизации, реконструкции основного средства, длящихся больше года, амортизационные отчисления приостанавливаются. В остальных ситуациях приостановка амортизации невозможна.
Ежемесячно после начисления амортизации обновляется и остаточная стоимость основного средства — разность между первоначальной стоимостью и амортизационными отчислениями.
Как КОСГУ применяют в закупках
Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат (ПФХД, бюджетной сметы) учреждение готовит план-график закупок на очередной финансовый период (ч. 6, 7 ст. 16 44-ФЗ). План-график тоже готовится на основании классификаторов кодов ОСГУ.
До 2016 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.
Учет малоценных основных средств
Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.
При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:
- учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
- учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).
Последовательность действий при списании техники
Прежде чем списать технику, которую невозможно или нецелесообразно использовать, необходимо провести ряд мероприятий.
1. Подготовить решение (заключение) ликвидационной комиссии о списании техники.
2. Согласовать указанное решение с вышестоящим органом (учредителем) в установленных законодательством случаях.
3. Отразить в учете списание техники.
4. Провести разборку (демонтаж) и (или) утилизацию техники.
5. Оприходовать после разборки запчасти, пригодные для дальнейшего использования, детали и узлы, содержащие драгметаллы, металлолом.
6. Передать детали и узлы, содержащие драгметаллы, аффинажной организации, металлолом – специализированной организации.
7. Отразить в учете доходы, полученные от реализации драгметаллов, металлолома.
Остановимся на этих мероприятиях более подробно.
Как определить амортизационную группу и выбрать метод начисления амортизации
Основные средства необходимо ежемесячно амортизировать — вычитать из стоимости фонда определенную сумму на текущие издержки. Земельные участки и объекты природопользования (недра, водные ресурсы и т. п.) не подлежат амортизации в учете, так как они не изнашиваются и не теряют своих потребительских свойств.
По общим правилам бухучета специалист может воспользоваться следующими способами амортизации:
- Линейный — ежемесячно списывается одна и та же сумма отчислений.
- Способ уменьшаемого остатка — сумма отчислений устанавливается согласно остаточной стоимости на начало отчетного года и нормативов амортизации, полученной при применении коэффициента ускорения. Величина индекса в учете основных фондов не может превышать значение 3,0.
- Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — амортизационные отчисления рассчитываются ежегодно, исходя из общего количества лет эксплуатации основного средства и количества оставшихся лет до завершения периода.
- Способ списания стоимости пропорционально объему продукции, работ — ежемесячная сумма списания определяется в учете основных фондов по количеству единиц товаров, выпущенных каждый месяц, а также совокупного планового объема за весь период эксплуатации.
Способы амортизации выбираются бухгалтером для каждой группы основных активов в учреждении и применяются на протяжении всего эксплуатационного периода, то есть срока полезного использования.
При налоговом учете действуют только линейный и нелинейный методы амортизации, которые применяются для всех основных объектов, зарегистрированных в организации. При этом выбранную методологию для амортизации можно менять в ходе эксплуатации.
Бухгалтерские записи по списанию амортизационных отчислений составляются ежемесячно в размере суммы годовых амортизационных списаний, разделенных на 12 месяцев.
Для проведения амортизационных отчислений в НКО применяется счет 02 «Амортизация основных средств». В бюджетном учете используются следующие счета:
- 0 106 00 000 — для объектов основных средств, задействованных в капитальном строительстве;
- 0 109 00 000 — если амортизационные отчисления основного средства участвуют в формировании себестоимости товаров, работ, услуг или учитываются в издержках обращения;
- 0 401 00 000 — если амортизация не учитывается в издержках обращения.
Специальная комиссия по списанию
В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.
Кого включать в комиссионный состав:
- главный бухгалтер либо его заместитель;
- бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
- лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
- начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
- заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
- иные работники предприятия, на усмотрение руководства.
Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.
Комиссия должна обозначить следующее:
- Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
- Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
- Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
- Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
- Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.
Расширение списка необходимых документов для проведения учета
С 2024 года в бюджетных учреждениях вводится новый порядок учета и представления финансовой отчетности. В рамках обновленных правил учета увеличивается список необходимых документов, которые должны быть предоставлены для правильного ведения бухгалтерии. Внедрение новаций призвано обеспечить более точный и прозрачный учет в бюджетных учреждениях.
Перечень необходимых документов был расширен для того, чтобы предоставить полную финансовую информацию и упростить процедуру проверки финансовой деятельности бюджетных учреждений. Теперь к основным документам, таким как платежные ведомости, приказы о начислении заработной платы и прочие, добавляются новые документы:
№ | Наименование документа | Описание |
---|---|---|
1 | Договоры и соглашения | Копии договоров и соглашений, заключенных с контрагентами бюджетного учреждения |
2 | Акты выполненных работ | Документы о выполненных работах по договорам, включающие объем и стоимость работ |
3 | Счета-фактуры | Копии счетов-фактур о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг |
4 | Акты сверки | Документы, подтверждающие сверку взаиморасчетов с контрагентами |
5 | Инвентаризационные ведомости | Документы, отражающие результаты инвентаризации имущества и обязательств |
Совершенствование методов аудита и контроля учета
Одним из решений является внедрение автоматизированных систем контроля учета. Такие системы позволяют упростить и ускорить процесс проверки финансовых операций, обнаруживать ошибки и нарушения в учете, а также повышать эффективность контроля, минимизируя риски.
Другим способом совершенствования методов аудита и контроля является развитие процесса внутреннего контроля. Внутренний контроль позволяет предотвращать финансовые мошенничества, ошибки и служит гарантией соблюдения законодательных требований. Для этого необходимо разработать и внедрить эффективные процедуры и политики, проводить регулярные аудиты работы бухгалтерии и укреплять систему взаимного контроля.
Важным аспектом усовершенствования методов аудита и контроля является повышение квалификации сотрудников учетной службы. Специалисты, обладающие современными знаниями и навыками, могут эффективно применять новые методы и инструменты контроля, а также стать ценными участниками внедрения автоматизированных систем. В связи с этим, необходимо проводить регулярные тренинги и обучения для сотрудников, а также привлекать квалифицированных специалистов в сфере аудита и контроля.
В итоге, совершенствование методов аудита и контроля учета в бюджетном учреждении является неотъемлемой частью улучшения финансового управления. Автоматизация, внутренний контроль и повышение квалификации сотрудников позволяют обеспечить достоверность и надежность учетной информации, а также своевременно выявлять и устранять ошибки и нарушения.
Второй вид основного имущества
Кроме непосредственно производственного оборудования и транспортных средств, основным имуществом в бюджетном учреждении может являться также недвижимость, здания и сооружения.
Недвижимое имущество, включающее здания и сооружения, играет важную роль в процессе оказания услуг и предоставления государственных функций. Это могут быть административные здания, штаб-квартиры, офисные помещения, детские сады, школы, медицинские учреждения, спортивные объекты и другие.
Основное недвижимое имущество является неотъемлемой частью бюджетного учреждения и необходимо для его эффективного функционирования. Оно обеспечивает комфортные условия для работы и обслуживания клиентов, а также предоставляет необходимые пространства для различных процессов, таких как образование, здравоохранение, культура и другие.
Владение и эксплуатация недвижимости требует определенных затрат на техническое обслуживание, ремонт и модернизацию. Поэтому, для эффективного использования недвижимого имущества в бюджетном учреждении требуется эффективное планирование и управление ресурсами, а также постоянное внимание к его состоянию и обновлению.
Основное имущество в бюджетном учреждении имеет большое значение для обеспечения качественных услуг и выполнения задач, поставленных перед ним. Поэтому, управление вторым видом основного имущества — недвижимостью и сооружениями, является одной из важнейших задач руководителя и специалистов данного учреждения.
Порядок действий бюджетной организации
- Составление по новым правилам учетной политики. Способ ведения бухгалтерского учета организация определяет самостоятельно (за исключением филиалов и дочерних компаний).
- Утвердить новый план счетов. Старый план счетов уже использовать не получится, так как в соответствии с приказом 157н были скорректированы названия определенных действующих счетов, а также появились новые. Например, в 2023 году появился счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию». Также теперь действует новый порядок учета ошибок прошлого периода. Это необходимо отразить в учетной политике, а также установить субконто к тем счетам, по которым были сделаны ошибки.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?
В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.
Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.
Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.
Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?
Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.
Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?
Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.
Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?
Изменение показателей устанавливается по договоренности с учредителем. Минимальное число раз – однократное в течение года. Порядок закрепляется во внутренних документах.
Что такое бюджетный учет, какими НПА он регулируется
Бюджетный учет регулируется рядом нормативно-правовых актов (НПА). Основными из них являются:
- Федеральный закон от 31 декабря 2020 года № 403-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» — устанавливает классификацию бюджетных средств и обязательства для ее применения при бюджетном учете;
- Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О контроле и ревизии в бюджетном секторе Российской Федера-ции» — регулирует вопросы контрольной и ревизионной деятельности в бюджетных учреждениях;
- Положение о бухгалтерском учете и финансовой отчетности в бюджетных учреждениях, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 956 — определяет правила и принципы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях;
- Регламент о бухгалтерском учете и финансовой отчетности бюджетных учреждений, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации — содержит уточняющие инструкции и методические указания по бухгалтерскому учету и подготовке финансовой отчетности в бюджетных учреждениях.