Снятие с учета контрольно-кассовой техники в налоговой инспекции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Снятие с учета контрольно-кассовой техники в налоговой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В этом случае нужно ориентироваться на судебную практику. Изначально компанию ИФНС оштрафовала за неприменение ККТ. Затем компания обжаловала решение, и три инстанции ей отказали и посчитали решение ИФНС верным.

Какая ответственность продавца, когда чек пробит, однако номер фискального накопителя не соответствует сведениям карточки регистрации?

Далее компания обратилась в Верховный суд и объявила, что при наличии нарушения ее можно было привлечь к ответственности по ч. 4 ст. 14.5 КоАП за неприменение ККТ с нарушениями. Однако факта нарушения не было, поскольку заявитель своевременно направил в ИФНС заявление о перерегистрации онлайн-кассы.

Верховный суд ознакомился с доводами компании, а затем отменил предыдущее решение и передал дело на дополнительное рассмотрение.

Соответственно, каждое дело требуется изучать в отдельности и знакомиться со всеми обстоятельствами дела. Однако штрафных санкций можно избежать, когда все действия выполняются в соответствии с законодательством.

После снятия кассового аппарата с учета

Что делать после проведения процедуры, зависит от конкретного случая. Если касса передаётся другому владельцу, рекомендуется проинструктировать его по правилам проведения регистрации кассы в целях её легального применения. При потере аппарата или его краже нужно обратиться в полицию или устроить расследование внутри коллектива своих сотрудников. Если при этом потерянный аппарат будет найден, его можно снова зарегистрировать и не тратиться на покупку новой техники.

Если касса вышла из строя по техническим причинам, то требуется обратиться в компанию производителя и отдать аппарат на ремонт. В случае если гарантийный период уже закончился, следует узнать номер телефона сервисного центра, ремонтирующего кассы вашей модели. После ремонта аппарат также вновь регистрируется и используется.

Если ваша касса снята с учёта инспекторами ФНС в связи с несоответствием закону или по другой причине, необходимо устранить эти несоответствия или приобрести разрешенный к применению аппарат. Если налоговая сняла кассу из-за окончания срока годности накопителя, то устройство придётся приобрести новое, а потом кассу заново зарегистрировать. Если аппарат снят с учета из-за прекращения работы предпринимателя, то какие-либо действия не понадобятся. Главное — оставшийся на руках фискальный накопитель сохранять в течение пяти лет, поскольку ФНС в любой момент имеет право запросить с него данные.

Как понять, что процедура завершена

Разобрав, как снять с учета онлайн ККМ в налоговой, нужно еще и вовремя узнать, что процесс прошел успешно. Ведь в случае отказа, если мы что-то упустили, ошиблись, то время становится очень важным показателем. Ведь мы помним о коротких сроках, которые отведены нам службой. Многие руководители после отправки просто закрывают страницу и не появляются там до следующей необходимости. Даже не подозревая, что в данный момент они, возможно, уже нарушают закон. И на горизонте все более ощутимо маячат серьезные штрафы. И хорошо, если только они, а не обвинения в преступном умысле.

А сама процедура проверки проста до примитива. Достаточно перейти в то же меню и посмотреть судьбу заявки. Если все прошло успешно, увидим подтверждение с зеленой галочкой. Или отказ с красным крестиком. В принципе, можно ориентироваться и на карточку, которую вышлет служба в течение пяти дней. Опять же, если было одобрение.

В соответствии с ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» вся контрольно-кассовая техника, используемая предпринимателем в целях расчёта с клиентами (покупателями), подлежит обязательной постановке на учёт в налоговом органе. Главным образом это связано с ведением отчётности по деятельности организации. Аппарат запоминает и хранит в себе всю информацию по каждой проведённой через него операции. В начале каждой рабочей смены открывается отдельный отчётный период.

Исчисление налогов в соответствии с налоговым законодательством лежит на плечах налогоплательщиков. Если речь идёт о субъектах предпринимательского сегмента рынка, то налоговая инспекция не имеет возможности в режиме реального времени контролировать правильность и точность исчисления в суммах. Организация в конце отчётного периода предоставляет в ФНС отчёт самостоятельно. В этом случае и пригождается ККМ. Кассовый аппарат, а точнее его часть (ЭКЛЗ), хранит информацию о всех процедурах хозяйственной деятельности фирмы. Таким образом налоговый орган при получении ККМ, сверяет данные с кассового аппарата с данными, предоставленными налогоплательщиком. При наличии расхождений происходит доначисление налогов.

Читайте также:  Финансовая помощь государства многодетным семьям

Объясняем, как заполнить бланк «на пальцах»

По своей структуре форма заявления состоит из трёх страниц, каждую из которых придётся заполнить и заверить подписью. Написать бумагу может лично руководитель организации (ИП) или представитель по доверенности. Для представителя потребуется указать документ, подтверждающий полномочия.

Начать заполнение бланка следует с его шапки. В ней указывается ОГРН/ОГРНИП, ИНН и КПП организации-налогоплательщика. Эти сведения необходимо продублировать на каждой странице. Заполняя форму в электронном виде, программа сделает это самостоятельно.

Ниже по документу в специально отведённом на то поле указывается полное наименование организации в соответствии с учредительными документами. Затем идёт блок с информацией о кассовом аппарате. Вносится его название и заводской номер конкретного экземпляра. В соответствующих ячейках необходимо отметить, если ККМ был утерян. Это важно для заявления, так как в таком случае сам аппарат к документу не будет приложен.

В последнем блоке на первой странице указывается ФИО руководителя предприятия или его представителя. Полнота и достоверность вышеуказанных сведений подтверждается рукописной подписью.

Снятие с учета кассового аппарата в налоговой принудительным образом

Перейдем к моментам, когда сама служба без согласия владельца аппаратуры блокирует отчетность устройства. Таких вариантов тоже немного.

  • При ликвидации юридического лица. Причем вне зависимости от того, было это добровольное прекращение деятельности или, к примеру, банкротство. Как мы уточнили, можно и самостоятельно подать заявление. Но по общим правилам ФНС организует процедуру своими силами. Старт будет совпадать с датой удаления записи из соответствующей базы. ЕГРЮЛ или ЕГРИП, зависит от того, работала компания на основании индивидуального предпринимательства или в качестве ООО.
  • При нарушениях. Если эксплуатационные и функциональные свойства не отвечают требованиям текущего законодательства. Обычно это подразумевает факт использования устаревшей техники. Ведь все новинки на рынке производятся уже с учетом текущих правил и норм.
  • При выходе за пределы эксплуатационных сроков накопителя. Причем даже если машинка работает полностью исправно, не наблюдается никаких сбоев и неполадок. Закончился срок, отведенный производителем, тут же необходимо уведомить службу. Впрочем, она и сама отреагирует даже без заявления.

Как сформировать отчет о закрытии фискального накопителя

На практике принято выделять три основных типа ККТ. Они отличаются по своим возможностям и, соответственно, по способам закрытия ФН.

Смарт-терминалы оснащены встроенными программами для их регистрации в налоговой и снятия с учета. Для автономных касс и фискальных регистраторов такая возможность не предусмотрена, поэтому необходимо использовать специальные программы по регистрации онлайн-касс или драйверы ККТ, выпущенные производителем конкретного оборудования.

При подключении кассы к компьютеру и запуске программы большая часть раздела «Регистрация ККТ» заполнится автоматически. Недостающие данные можно дополнить самостоятельно. После этого нужно выбрать задачу «Закрытие ФН». Отчет должен сформироваться автоматически, его можно распечатать или сохранить в текстовом формате.

При закрытии ФН онлайн-касса должна быть подключена интернету, чтобы отчет также отправился оператору фискальных данных. С подробной инструкцией рекомендуем ознакомиться на сайте разработчика.

Когда нужно снимать с учета ККМ

Помимо обязательств по применению ККТ, федеральный закон №54 также регламентирует механизм постановки и снятия кассовой техники с учета. Согласно закону, Вам следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета в случае:

  1. Кассовый аппарат продан. В случае, если Вы реализовали собственный кассовый аппарат, его следует снять с учета, после чего фирма-покупатель обязана оформить технику на себя;
  2. Истек срок амортизации ККТ. Для каждой модели кассовой техники устанавливается собственный срок полезного использования. В месяце, следующем за периодом истечения срока амортизации (100% износ), единица техники должна быть снята с учета;
  3. ИП (юрлицо) прекратил свою деятельность. В данном случае речь идет не о временном перерыве в деятельности, а о полном ее прекращении (ликвидация, реорганизация, закрытие ИП, прочее). Если у Вас на руках имеются документы о закрытии ИП (ликвидации юрлица), то Вам необходимо обратится в ФНС о снятии с учета техники, которая числилась за субъектом хозяйствования;
  4. Кассовый аппарат заменен на другую модель. Если в силу тех или иных причин Вы решили сменить ККМ на другую единицу технику (например, на более новую модель), то старый аппарат Вам следует снять с учета в установленном порядке. Также процедура снятия с учета предусмотрена для случаев замены неисправной техники на рабочую (неисправная ККМ снимается с учета, новый аппарат регистрируется на организацию);
  5. ККТ украдена. Обязательная процедура в случае хищения ККТ – снятие с учета кассовой машины. Основанием для снятия является справка, выданная органами МВД о том, что ККТ находится в розыске;
  6. Иные причины, по которым дальнейшее использование ККТ является невозможным. В процессе ведения деятельности у субъекта хозяйствования могут возникнуть иные ситуации, в связи с которыми использования ККМ не представляется возможным. При наличии объективных причин и подтверждающих документов организации/ИП следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета.
Читайте также:  Полиция предупреждает о мошенничествах с полисами ОСАГО

Что делать после снятия кассового аппарата с учета

Дальнейшие действия пользователя зависят от того, в чем заключались причины снятия онлайн-кассы с учета.

Если кассовый аппарат был передан другому хозяйствующему субъекту, то можно, если это будет необходимо, проинструктировать его на предмет регистрации онлайн-кассы в ФНС — как обязательного условия дальнейшего легального использования ККТ.

Если касса была утеряна, то нужно будет попытаться вернуть ее, заявив о пропаже в правоохранительные органы или организовав внутрикорпоративное расследование. Если эти меры окажутся успешными, то кассовый аппарат можно будет вновь зарегистрировать и начать им пользоваться.

Если ККТ сломалась, то нужно будет обратиться к ее производителю за получением данных об условиях и месте проведения гарантийного ремонта оборудования. А если гарантия закончилась — запросить контакты сервисного центра, в котором может быть проведен ремонт кассовой техники на коммерческой основе. После того, как устройство отремонтируют, можно будет вновь поставить его на учет в ФНС.

Если ФНС сняла онлайн-кассу с учета в силу того, что обнаружила несоответствие устройства установленным законом требованиям, то понадобится эти несоответствия устранить — и только после этого вновь ставить кассовый аппарат на учет. При невозможности устранить нарушения придется покупать новую кассу.

Если ККТ снята с учета ФНС по причине истечения срока действия фискального накопителя, то нужно будет купить новый, а затем зарегистрировать кассу.

Если кассовый аппарат снят с учета по причине прекращения деятельности ИП или юрлицом, то никаких действий производить не нужно — пока владелец бизнеса вновь не зарегистрировал хозяйствующий субъект.

Важный нюанс: во всех случаях, когда по завершении процедуры снятия кассы с учета на руках у ее владельца остается фискальный накопитель, необходимо обеспечить его безопасное хранение в течение 5 лет (пункт 2 статьи 5 Закона № 54-ФЗ). ФНС может запросить ФН при проверке. Это правило действует и при замене накопителя — когда нужно производить не снятие с учета онлайн-кассы, а ее перерегистрацию.

Снятие с учета онлайн-касс

Необходимость в снятии с учета онлайн-кассы возникает в тех случаях, когда она, к примеру, утеряна. Заявление о снятии с учета ККТ 2017 года предполагает указать два вариант снятия с учета – в связи с ее хищением и в связи с потерей. Оно куда менее объемно, чем заявление о постановке на учет, в нем указываются причины, о которых мы сказали выше, модель, и заводской номер ККТ.

Точно также подать заявление можно в любое отделение ФНС в бумажном формате или в электронном через личный кабинет. Для этой цели Приказом также подготовлены новые формы документов. Порядок снятия с учета онлайн кассы с помощью заявления в бумажном формате аналогичен порядку регистрации. Форма документа утверждена в Приложении №2 Приказа.

Карточка о снятии с учета также выдается по запросу налогоплательщика. Однако если передача заявления осуществлялась электронно, то и карточка снятия будет отправлена налогоплательщику в личном кабинете.

Причины снятия KKT с учета

Основанием для того чтобы снять KKT с учёта могут послужить следующие причины:

  • Право собственности на ККМ может перейти другому лицу, к примеру, при реализации оборудования, предоставлении его в аренду или иных подобных сделок.

  • ККМ была похищена или потеряна.

  • Оборудование было сломано.

Снятие KKT в одностороннем порядке может быть произведено в случае если:

  • Ясно, что KKM не отвечает предписаниям закона, из-за чего применение является незаконным.

  • Срок службы ФН вышел больше 30 дней назад, но участник своевременно его не заменил.

  • Хозяйствующий субъект окончил свою деятельность (с занесением записи в государственном реестре)

Особенности перехода на ФФД 1.2

В письме ФНС напоминает, что в случае проведения расчетов за маркированные товары следует применять формат фискальных документов (ФФД) версии 1.2. Переход на этот стандарт будет постепенным и не затронет всю кассовую технику сразу.

Ведомство обращает внимание: если пользователи используют ККТ, которая поддерживает работу с фискальным накопителем версии 1.1 и была поставлена на учет до 6 августа 2021 года, то такая касса может применяться при проведении расчетов за маркированную продукцию до окончания срока действия ключей фискального признака. В такой ситуации допустимо формировать фискальные документы в соответствии с версиями 1.05 и 1.1.

После 6 августа для продажи товаров с маркировкой к регистрации допускается только ККТ из реестра, поддерживающая ФФД 1.2. Если ранее поставленная на учет техника уже подходит под это требование, то следует перейти на формат 1.2 до 1 февраля 2022 года. Замена фискального накопителя не нужна.

Зачем снимать ККТ с учета

Снятие с учета кассовой техники производится по нескольким причинам. Например, аппарат вышел из строя и не подлежит ремонту, украден, утерян. Либо касса больше не отвечает потребностям продавца и заменена на новую модель. Также снять аппарат с учета придется при отказе от розничной торговли (смене деятельности) или же при закрытии компании.

Читайте также:  Эвтаназия в современном праве России

Во всех перечисленных выше случаях инициатором снятие ККТ с учета выступает пользователь. Этот процесс должен сопровождаться подачей в налоговый орган соответствующего заявления.

Иногда кассовая техника снимается с регистрации Налоговой службой самостоятельно, без заявления пользователя. Так бывает в следующих случаях:

  • выяснилось, что ККТ не соответствует законодательству;
  • истек срок действия ключа фискального признака ФН;
  • субъект хозяйственной деятельности, который использовал кассу, исключен из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

О порядке снятия ККТ с учета налоговыми органами в одностороннем порядке и о возможности повторного использования ККТ

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ПАО от 30.03.2022, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 16 статьи 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) в случае если контрольно-кассовая техника снимается налоговыми органами с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой контрольно-кассовой техники с регистрационного учета по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники, то в течение 60 календарных дней с даты ее снятия с регистрационного учета пользователь должен представить в налоговые органы все фискальные данные, которые хранятся в фискальном накопителе, применявшемся в контрольно-кассовой технике на момент ее снятия с регистрационного учета, и которые на момент такого снятия с регистрационного учета не переданы в налоговые органы. Пользователю направляется уведомление о необходимости предоставить все фискальные данные.

В настоящее время прорабатывается возможность исключения направления пользователю данного уведомления в случае, если передача соответствующих данных в ФНС произведена до момента истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники.

В соответствии с пунктами 15, 16 и 18 статьи 4.2 Федерального закона № 54-ФЗ экземпляр контрольно-кассовой техники подлежит снятию налоговым органом с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае, если уполномоченным органом установлен, в том числе при рассмотрении информации, полученной от третьих лиц, факт несоответствия экземпляра контрольно-кассовой техники требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, либо по истечении срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе применяемой контрольно-кассовой техники, либо в случае внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридического лица или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Иных причин для снятия налоговым органом экземпляра контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета Федеральным законом № 54-ФЗ не предусмотрено. Пользователи самостоятельно производят регистрацию, перерегистрацию и снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета через кабинет контрольно-кассовой техники или с помощью подачи заявления на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган (пункт 1 статьи 4.2 Федерального закона 54-ФЗ).

Датой регистрации контрольно-кассовой техники, перерегистрации контрольно-кассовой техники, снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом соответственно карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, выдаваемых (направляемых) пользователю в течение десяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления (пункт 7 статьи 4.2 Федерального закона 54-ФЗ).

Учитывая изложенное, внесение изменений в порядок снятия налоговым органом экземпляра контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета не планируется. Пользователи самостоятельно могут обеспечить повторное использование ККТ в гораздо более сжатые сроки, не дожидаясь снятия налоговым органом экземпляра контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета.

При снятии с регистрации онлайн-кассы следует учитывать требования ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники…” (далее – Закон № 54-ФЗ).

Онлайн-кассу можно снять с учета по заявлению пользователя и без такого заявления – по решению налогового органа.

  • В первом случае онлайн-кассу снять с регистрации придется, если кассовый аппарат (п. 5 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ): передан другому пользователю; утерян или похищен; неисправен.
  • Во втором случае налоговая инспекция самостоятельно снимет с учета ККТ, если (п. 15, 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ): обнаружено несоответствие требованиям законодательства РФ.

Регистрация онлайн-кассы в ИФНС: пошаговая инструкция

Разберём детально, как поставить ККТ на учет через личный кабинет (ЛК) налогоплательщика. При регистрации кассы в налоговой, инструкция для ИП и организаций будет одинакова.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *