Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уклонение от уплаты налогов юридическим лицом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии со статьей 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов ИП несет ответственность в виде штрафа (10 000 рублей в первый раз; 30 000 рублей во второй; 20% от суммы налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, при занижении налоговой базы, но не менее 40 000 рублей). Под грубым нарушением правил учета следует понимать полное отсутствие документов первичного учета (акты выполненных работ, товарно-транспортные и транспортные накладные, ордера, счет-фактуры и т.д.), ненадлежащее ведение налогового бухгалтерского учета, искажение данных в указанных учетах и т.д.
Выводы и рекомендации
- Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
- Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
- Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
- Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Уголовная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера
Состав правонарушения и норма УК РФ |
К виновному лицу применяется одна из следующих мер наказания: |
Наказание может быть дополнено |
||
штраф |
арест |
лишение свободы |
||
Уклонение организации от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере путем (ч. 1 ст. 199 УК РФ): — непредставления налоговой декларации или иных обязательных документов*; — включения в декларацию или такие документы заведомо ложных сведений |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния группой лиц по предварительному сговору** или в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Неисполнение в личных интересах*** обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов или сборов, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет либо внебюджетный фонд, совершенное в крупном размере (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ) |
От 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет |
На срок до 6 месяцев |
На срок до 2 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Совершение того же деяния в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ) |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 6 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам или сборам, совершенное в размере, превышающем 1,5 млн. руб. (ст. 199.2 УК РФ): — собственником или руководителем организации; — иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации |
От 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет |
Не предусмотрен |
На срок до 5 лет |
Лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Ответственность юридического лица за неуплату налогов
Юридическое лицо несет ответственность за неуплату налогов — это аксиома, определенная Налоговым и другими кодексами. В процессе своей коммерческой или некоммерческой деятельности организации приходится оплачивать те или иные обязательные платежи. Поэтому важно знать, какова ответственность за неуплату налогов юридическим лицом 2019, об этом мы и расскажем в нашей статье.
Неуплата налогов юридическим лицом — это правонарушение в сфере налогообложения, которое, в зависимости от тяжести причиненного ущерба, карается налоговыми, административными или уголовными взысканиями.
Как правонарушение оно имеет следующий состав:
- объект — уменьшаются доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
- объективная сторона — время, место, орудия, способы, обстановка совершения нарушения, размер плюс характер последствий, причинная связь между нарушением и его последствиями;
- субъект — юридическое лицо, которое зарегистрировано в установленном порядке и не уплатило налоги;
- субъективная сторона — сознание и воля нарушителя. Т. е. его вина — умышленное либо неосторожное противоправное поведение нарушителя в области налогообложения: при умышленности (с пониманием противоправности своих действий и желанием аналогичных результатов или допущением их), при неосторожности (без осознания противоправности своих деяний и желания аналогичных результатов, чье осознание могло и должно было произойти), мотивы (побуждающие факторы) и цели (результаты, к которым он стремится). Виновность компании всегда устанавливается в зависимости от вины ее служащих (иных представителей), поскольку каждое конкретное нарушение от имени компании совершают конкретные люди либо их группа.
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа, прекратить уголовное дело по статьям 198-199.1,199.3, 199.4 УК РФ в случае возмещения причиненного вреда. Поскольку законы не говорят о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, поэтому фактически это возможно до удаления суда в совещательную комнату.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба (ст. 76.1 УК РФ).
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Поскольку платить налоги должны все трудоустроенные граждане РФ, то и ответственность за эти обязательства несёт каждый из них.
При несоблюдении Налогового кодекса физическими лицами, к ответственности привлекут:
- Граждан РФ, которые не заплатили личные налоги, не связанные с предпринимательством.
- ИП.
- Иностранцев и лиц без гражданства, которые в соответствии с документами, разрешающими их нахождение в РФ, также должны платить налоги.
Если же налоги не платит компания, то к ответственности привлекут:
- Учредителей.
- Генерального директора.
- Бухгалтера (особенно в случае нарушения сроков подачи налоговой декларации).
- Других работников компании, которые имеют право подписи официальных документов и доступ к денежным средствам фирмы.
При этом важно доказать, что закон нарушили именно конкретный работник организации. Только на этом основании его можно привлечь к ответственности за неуплату налогов. Поэтому сам процесс наказания юридического лица существенно отличается от такового с гражданами, которые не заплатили личные налоги.
Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)
По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.
Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.
Таблица 3
Вид нарушений
(условие нарушения) |
Наказание | |||
Штраф | Принудительные работы / лишение права занимать должности | Арест | Лишение свободы / лишение права занимать должности | |
В крупном размере | от 100 000,00 до 300 000,00 | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока | на срок до 6 месяцев, | до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока |
В особо крупном размере | от 200 000,00 до 500 000,00 | до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока | нет | до 6 лет / до 3 лет либо без указания срока |
Специфика привлечения к ответственности
В случае выявления налоговой инспекцией факта неуплаты налогов к правонарушителю применяются нормы, предусмотренные НК, УК и КоАП РФ.
Факты, свидетельствующие о неуплате налогов, выявляются в процессе специальных проверок, которые могут проводиться по результатам отчетного периода или по распоряжению ИФНС.
Для привлечения к ответственности за экономические преступления российское законодательство предусматривает следующий порядок действий:
- проводится налоговая проверка;
- составляется акт (в случае выявления правонарушений);
- выносится решение о привлечении правонарушителя к ответственности;
- выносится постановление о наложении штрафных санкций.
Налогоплательщик вправе заявить о нарушении своих прав и оспорить действия, предпринимаемые налоговый инспекцией, в любое время, вне зависимости от этапа производства.
Неуплата налогов, как преступление
Все виды ответственности за неисполнение налоговых обязанностей установлены Налоговым и Уголовным кодексами. Если в НК РФ санкциями являются пени и штрафы, то УК РФ включает штрафы, принудительные работы, заключение виновного лица под стражу и лишение его свободы.
Вот, что прописано про уклонение от уплаты налогов в УК РФ: всегда совершаемое с прямым умыслом деяние, цель которого — неуплата налогов, сборов, страхвзносов в крупном или особо крупном размере, в результате чего государство недополучает значительные суммы в свой бюджет (Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).
Способы совершения преступлений, за которые наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, могут быть следующими:
- действие — умышленное включение в отчетность (декларации, расчеты, отчеты и т.п.) заведомо ложных показателей,
- бездействие – умышленное непредставление обязательной налоговой отчетности в органы ИФНС.
Ответственность за неуплату налогов
Обязанность налогоплательщиков уплачивать установленные налоги в срок прямо закреплена в Налоговом кодексе (пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 НК РФ). Им же предусмотрена и ответственность за неуплату налогов.
По общему правилу за неуплату налога или его неполную уплату вследствие занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления или каких-либо неправомерных действий / бездействия налогоплательщика полагается штраф, который составляет 20% от неуплаченной суммы (п. 1 ст. 122 НК РФ). Если же в действиях налогоплательщика будет найден умысел, то размер штрафа увеличится в 2 раза и составит 40% от неуплаченной суммы (п. 3 ст. 122 НК РФ). Кстати, такие же штрафы предусмотрены за неуплату сборов и страховых взносов.
Данная норма НК РФ является общей и применима ко всем налогоплательщикам: за неуплату налогов и физическим лицом, и юридическим будут штрафовать по ней. Напомним, что кроме штрафа, как формы наказания за неуплату налогов, налогоплательщику придется платить еще и пени (ст. 75 НК РФ).
Обычная неуплата налога не есть уклонение от уплаты налогов. Это уже статья УК РФ, привлечение к ответственности по которой возможно только при значительной сумме недоимки.
НК РФ предусматривает обязанность по расчету и перечислению налога на имущество только в отношении объектов недвижимости. В их состав входят здания, жилые и нежилые помещения, частные дома, гаражи, и т.д. В настоящее время практически во всех регионах РФ размер имущественного налога происходит по показателю кадастровой стоимости недвижимости, утвержденному исполнительным органом власти.
Оплата налога на имущество происходит по результатам календарного года, при этом инспекция ФНС обязана направить в адрес собственника уведомление с расчетом требуемой суммы. Уголовное преследование за уклонение от уплаты налога на имущество также маловероятно ввиду незначительности суммы платежей.
Налог на имущество физических лиц начисляется налоговой инспекцией, о чем направляется уведомление, к которому сразу прилагается квитанция на уплату налога. Налог на имущество необходимо уплатить до 1 декабря следующего года. Например, налог на имущество, исчисленный за 2017 год, вам необходимо оплатить до 1 декабря 2018 года. Вы не обязаны платить налог до получения уведомления, которое будет вам направлено не позднее 30 дней до истечения срока уплаты.
Земельный налог для физических лиц необходимо платить собственникам земельных участков.
Земельный налог является местным налогом, и его ставка устанавливается органами муниципальных образований. Для физических лиц земельный налог рассчитывается налоговой инспекцией. Ежегодно налоговая инспекция не позднее 30 дней до 1 декабря последующего года направляет налоговые уведомления об уплате земельного налога. Вы не обязаны платить земельный налог до получения такого документа.
Следует отметить, что с 01.01.2015 физические лица обязаны до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, сообщить в налоговый орган об объекте, по которому не было получено налоговое уведомление.
Например, гражданин В. купил земельный участок в мае 2015 года. Если до 1 ноября 2016 года он не получит уведомление об уплате налога, то ему необходимо до 31 декабря 2016 г. сообщить в налоговую инспекцию о том, что в его владении имеется земельный участок. Если этого не сделать, то в последующем это может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Ответственность за попытку хищения по статье 158 УК РФ
Кража в соответствии с уголовным законом России – это тайное хищение чужого имущества. Основной состав в правоприменительной практике, составляющий до 60% в структуре преступности России.
Состав кражи закреплен в статье 158 Уголовного кодекса РФ. Покушение на кражу будет квалифицировано соответственно, как ст.158, ч.3 ст.30 УК РФ.
Как уже было описано выше, ущерб, причиняемый собственнику для уголовно наказуемой кражи и покушения на кражу, должен составлять не менее 2500 рублей для неквалифицированного состава первой части 158 статьи.
В структуре статьи 4 части, основной состав и 3 части квалифицированных признаков.
Ответственность за совершение уголовно наказуемой кражи (и ее попытки) наступает с 14 лет.
- Объект состава – охраняемое законом право собственности.
- Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
- Объективная сторона выражается в виде действия лица, направленного на незаконное, тайное изъятие имущества из законного пользования и наступление возможности распорядиться этим имуществом по своему усмотрению.
К квалифицирующим признакам состава относится попытка кражи:
Группой лиц по предварительному сговору | Часть 2 статьи 158 УК РФ |
С проникновением в помещение или хранилище | |
В значительном размере | |
Из одежды или сумки, находящихся при пострадавшем | |
Из жилища с незаконным в него проникновением | Часть 3 статьи 158 УК РФ |
Из нефтегазопровода | |
С банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств | |
В крупном размере | |
В особо крупном размере | Часть 4 статьи 158 УК РФ |
Организованной группой |
В таблице ниже мы еще рассмотрим меры наказания, определенные в УК РФ в соответствии с частями ст. 158.
Что изменилось после внесения поправок в Уголовно-процессуальный кодекс?
В ст. 76.1 УК РФ указано, что если налоговое преступление совершено впервые, то виновные могут быть освобождены от уголовной ответственности. Для этого нужно полностью погасить недоимку, уплатить пени и штраф. Согласно прежней редакции ст. 28.1 УПК РФ суд, а также следователь прекращает уголовное преследование, если причиненный бюджетной системе ущерб был возмещен в полном объеме до назначения судебного заседания.
Ранее полное возмещение ущерба, произведенное уже после назначения судом первой инстанции судебного заседания, признавалось судами обстоятельством, лишь смягчающим наказание4. Это ставило в неравное правовое положение тех, кто возместил ущерб в ходе судебного разбирательства до удаления суда в совещательную комнату, перед теми, кто возместил его чуть раньше, до назначения судебного заседания. К тому же такой порядок не мотивировал добровольно загладить причиненный преступлением вред.