Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое эпоха просвещенного абсолютизма: идеи, суть реформ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Понятие абсолютизма означает, прежде всего, неограниченную власть монарха. Крупные феодалы больше не имели права «казнить и миловать». Но «просвещенный» абсолютизм означает, что реформы проводятся в интересах всех слоев населения.
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
- Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
- Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
- Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
- Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
- Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
- Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.
Просвещенный абсолютизм в Российской империи начался с правления царя Петра I, который всячески стремился перенять опыт прогрессивных европейских стран, куда он активно «рубал окна». Петр I провел широкий ряд реформ направленных на развитие просвещения, образования и искоренения старых порядков:
- насильственное пострижение бороды боярам,
- приказ пользоваться столовыми приборами, а не есть руками,
- упразднение стрельцов, место которых заняли солдаты одетые и оснащенные по европейскому (а именно прусскому) образцу,
- отправка всех «лучших дворянских сынов» для обучения заграницу и открытие школ и университетов в стране.
Это и многие другие вещи были сделаны прогрессивным царем с целью привнести в Россию не только просвещенный абсолютизм, но и в целом европейскую культуру. К слову и само название «Россия» тоже детище Петра, до этого эту страну называли Московией.
Эпоха просвещённого абсолютизма в разных странах
Государство |
Правитель |
Реформы |
---|---|---|
Пруссия |
Фридрих II |
|
Австро-Венгрия |
Мария Терезия и её сын Иосиф II |
|
Российская империя |
Екатерина II |
|
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
В следующей таблице можно увидеть примеры проводимых реформ в европейских странах, их сходства и различия:
Страна | Изменилось | Осталось без изменений |
Пруссия |
|
|
Австрия |
|
|
Швеция |
|
|
В Польше, Англии и Франции политика просвещённого абсолютизма не нашла своего применения. В Польше главенствовала шляхта (дворянство) и король там имел второстепенное значение. Англия опережала по социальному и экономическому развитию страны Европы и просвещённый абсолютизм её миновал. Во Франции из-за близорукой политики нерешительных и слабовольных монархов Людовика XV и Людовика XVI, дело шло к кровавой бойне революции 1789 года.
Просвещенный абсолютизм в Европе и России имел одни и те же корни, хотя развитие его в разных государствах значительно отличалось друг от друга. Для политики Екатерины было характерно как укрепление самодержавия и крепостничества, так и отход от тоталитаризма и формирование не вполне зависимых от центральной власти слоёв населения. Здесь показали себя все противоречия просвещенного абсолютизма, присущие, впрочем, и остальным европейским странам.
Международная деятельность Екатерины Великой развивалась под теми же лозунгами свободы и равенства, однако восточный вопрос был решён Екатериной жёстко: две удачные войны с Турцией дали России выход в Чёрное море, присоединили Таганрог, Очаков и Азов, уничтожили турецкий флот в Чесменской бухте, что послужило правом прохода судов через Дарданеллы и Босфор, впервые была признана независимость Крыма, присоединённого вместе с Кубанью к Российской империи, а также под покровительством России оказалась Грузия. Время просвещенного абсолютизма значительно расширило территорию страны и её внешние связи.
Просвещённый абсолютизм в Пруссии, Австрии и Швеции
Страна | Изменения | Что осталось без изменений |
---|---|---|
Пруссия | Повысилась доступность начального образования. Усилился государственный контроль над судебными и финансовыми органами. В экономике начала проводиться политика меркантилизма (защита интересов производителей из своей страны и введение ввозных пошлин на импортные товары). Землевладельцы лишились права отбирать у своих крепостных земельные наделы. Все сословия были объявлены равными перед судом. | Сохранилось крепостное право. Выезд за границу остался под запретом. Строгая цензура и отсутствие свободы слова тоже никуда не делись. |
Австрия | Смертная казнь сохранилась только за особенно тяжкие преступления. Появилось среднее образование. Привилегии Церкви были ограничены. Крепостное право было отменено, крестьяне получили небольшие земельные наделы. В экономике так же, как и в Пруссии, началась политика меркантилизма. | Цензура печати и запрет на свободу слова сохранились, запрет на выезд за рубеж тоже. Срок службы в армии даже возрос, а под власть Австрии подпали Галиция и Венгрия. |
Швеция | Были приняты законы, гарантирующие свободу слова и печати. Сословные ограничения на занимание высоких государственных должностей были отменены. В экономике проводилась политика меркантилизма. Была объявлена полная свобода вероисповедания. | Парламент остался зависимым от власти монарха, который мог распустить его в любой момент по своему желанию. Совещательный орган власти был упразднён. |
Таблица «Представители просвещённого абсолютизма»
Страна | Деятель | Описание и характеристика |
---|---|---|
Россия | Екатерина II | Российская императрица, проводившая часть своих реформ в соответствии с идеями просвещённого абсолютизма. |
Португалия | Себастьян Жозе де Карвалью Помбал | Влиятельный политик, который фактически сам управлял Португалией в эпоху правления короля Жозе I. |
Неаполь | Бернардо Тануччи | Глава правительства при неаполитанских королях Карле VII и Фердинанде I. |
Тоскана | Леопольд II | Король, ставший первым в мире монархом, отменившим смертную казнь в стране. |
Испания | Педро Аранда | |
Дания | Иоганн Струэнзе | Государственный деятель, проводивший в Дании просветительские реформы при душевнобольном короле Кристиане VII, который сам не вмешивался в управление государством. |
Швеция | Густав III | Шведский король, двоюродный брат Екатерины II. Отстранил от власти прежний парламент в результате государственного переворота и принял конституцию. |
Речь Посполитая | Станислав Понятовский | Последний король польский и великий князь литовский. |
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
- повышение уровня жизни граждан, развитие медицины, науки и искусств;
- движение по пути технологического прогресса;
- развитие общественного образования и просвещения;
- введение выборности судей и других должностных лиц;
- снижение налогов;
- установление главенства закона в государстве и равенства перед ним всех граждан.
Просвещенный абсолютизм в России
В России, как и в других европейских странах, переходная эпоха от феодализма к капитализму породила идеологию Просвещения. К периоду просвещенного абсолютизма относятся 60-е гг. – время правления императрицы Екатерины II.
Просвещенный абсолютизм в России характеризуется такими мероприятиями, в которых были заинтересованы дворяне и само государство, но которые в то же время способствовали развитию нового капиталистического уклада. Важной чертой политики просвещенного абсолютизма, на которую указывают исследователи, было стремление монархов ослабить остроту социальных противоречий в своих странах путём совершенствования политической надстройки.
Вступив на престол, Екатерина предприняла в первые годы царствования ряд поездок по стране: в 1763 г. ездила в РРРоРролопрлоплпРРООЛДОРРОЛОРРЛДОРРостов и Ярославль, в 1764 г. посетила прибалтийские губернии, в 1765 г. проехала по Ладожскому каналу, в 1767 г. по Волге на барке о Твери до Симбирска, а затем по суше вернулась в Москву. Императрицу всюду встречали с неописуемым восторгом. В Казани готовы были, как пишет В.О. Ключевский, себя постелить вместо ковра под ноги императрицы. Беглые путевые наблюдения могли внушить Екатерине немало правительственных соображений. Она встречала по пути города, «ситуацией прекрасные, а строением мерзкие». Народ по своей культуре был ниже окружающей его природы. « Вот я и в Азии», — писала Екатерина Вольтеру из Казани. Этот город особенно поразил её пестротой населения. «Это – особое царство, — писала она, — столько разных объектов, достойных внимания, а идей на 10 лет здесь набрать можно». Пока накоплявшиеся наблюдения ещё не успели сложиться в целый преобразовательский план, Екатерина, по выражению Ключевского, «спешила заштопать наиболее резкие прорехи управления».
На основе идей европейских просветителей у Екатерины сложилось определённое представление о том, что необходимо делать для процветания государства. « Я желаю, я хочу лишь добра стране, куда бог меня привёл, — писала он ещё до воцарения, — слава страны – моя собственная слава».
Политика просвещенного абсолютизма
Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.
Томас Джефферсон
Приход к власти молодой императрицы Екатерины 2 ознаменовался ее стремлением наладить быт страны. В этих целях в стране была проведена политика просвещенного абсолютизма. Сама идея такой политики была не нова. Россияне, которые в ту эпоху с уважением и почтением смотрели в сторону Франции, почерпнули эту идею в трудах французских философов: Руссо, Вальтера, Дидро и др. Именно эти мыслители впервые заговорили о том, что прежний путь развития европейских государств является неэффективным и приводит только нарастанию неминуемых ошибок. Избежать их можно только в случае если государством будет управлять образованные, мудрые монарх. Такой человек сможет в полном объеме использовать полноту своей власти.
Говоря о применении полномочий власти, ученные Франции предполагали не грубое применение силы для установления нужно порядка. Речь шла о том, что истинный человек в состоянии справедливо править страной. Такой человек может выстроить вертикаль власти таким образом, чтобы она действительно служила нуждам народа. Такой подход подразумевает справедливость и равенство людей, что приводит должно привести к процветанию страны. Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.
В отличие от многих других государей, в разное время занимавших российский трон, Екатерина взошла на него, имея не только ясное представление о принципах, по которым она будет править, но и вполне определенную политическую программу. В основе ее лежали прежде всего идеи, почерпнутые из книг просветителей второй половины XVIII в. Монтескье,
Вольтер, Д’Аламбер, Дидро призывали к эволюционной, без бурь и потрясений, смене общественно-экономических отношений.
Ключевым термином в их представлениях об идеальном устройстве государства было слово «закон».
Новые законы должны были регулировать все сферы жизни, и в результате государство становилось правовым — «законной монархией», где все свершается по букве писанного закона. Законом и только им должна ограничиваться и свобода граждан. Последние наделены особыми правами, обязанностями и привилегиями, в зависимости от принадлежности к тому или иному сословию.
Причем привилегии — это неотъемлемое свойство всякого сословия, занимающего в государстве свое, отведенное ему место.
Государство, его правители и граждане должны быть связаны системой взаимных обязательств, неукоснительно соблюдать которые их долг. Так монарх
— отнюдь не самовластен над законом, и если он хочет быть слугой государства, то должен и сам повиноваться законам своей страны. Так обеспечивается стабильность государства, его процветание, «общее благо».
Следить же за тем, чтобы законы не нарушались и с их помощью регулировать, регламентировать жизнь населения — одна из функций государства, осуществляемая при помощи аппарата управления. В нем, в свою очередь, как заметил еще Петр I, «есть душа гражданства». Еще одна функция государства — забота о воспитании подданных в духе законности, точного исполнения гражданских прав и обязанностей.
Закон только тогда истинен и хорош, когда в нем выражены интересы общества и подлинные правовые основы его жизни, когда он не противоречит естественным правам людей. А государственная забота о его исполнении — дело разумного, понимающего границы своей
Такова была государственная идея нового, правового, или «просвещенного», абсолютизма, прижившегося в России во времена правления Екатерины II. В том, что эта теория применима к России, императрица не сомневалась, ибо была убеждена, что Россия — часть Европы и, следовательно, у нее общая с
Европой судьба.
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Философствующие государи
Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века — Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.
Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью — всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.
Родоначальник идей просвещённого абсолютизма
Просвещённый абсолютизм — философско-политическая мысль второй половины XVIII века, которая критиковала сложившийся политический строй. Основателем просвещённого абсолютизма считается Томас Гоббс. В основе его воззрения лежал принцип договорённости между сувереном и гражданами. То есть люди по собственному желанию отдавали своё право лично вершить суд над обидчиком в пользу государства. Взамен на это государство обязывалось защищать права граждан как внутри государства — путём создания правоохранительных и исполнительных органов, так и за пределами него — путём защиты государства и его интересов, расширение границ государства и завоевания новых территорий. Гоббс считал, что те народы, которые не заключили такого договора и не создали государства находятся в состоянии войны всех против всех. Также резко критиковалась власть церкви, высказывалось мнение конфискации церковных земель в пользу государства.