Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Растаможка авто из Белоруссии в Россию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отечественные фирмы достаточно активно приобретают продукцию у белорусских контрагентов. Сегодня лица, занятые в этой сфере, предпочитают заключать контракты в иностранной валюте. Российский рубль при этом несколько отходит в тень. На этом фоне оплата ввозимой продукции отечественным импортёром происходит в долларах или евро.
Цена растаможки авто из Белоруссии для физических лиц
Цена растаможки авто из Белоруссии для физических лиц не будет высокой, если таможенные платежи уже были уплачены. При ввозе авто из Республики Беларусь (РБ) в Россию потребуется уплатить только утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля и заплатить за подключение автомобиля к системе «ГЛОНАСС».
Таблица 1. Утилизационный сбор на авто из Белоруссии для физических лиц
Утилизационный сбор | |
автомобиль возрастом не более 3 лет: |
3400 рублей |
автомобиль возрастом старше 3 лет: |
5200 рублей |
Сбор за таможенное оформление
Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.
Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.
Стоимость автомобиля, руб. | Стоимость оформления, руб. |
---|---|
до 200 000 | 775 |
до 450 000 | 1 550 |
до 1 200 000 | 3 100 |
до 2 700 000 | 8 530 |
до 4 200 000 | 12 000 |
до 5 500 000 | 15 500 |
до 7 000 000 | 20 000 |
до 8 000 000 | 23 000 |
до 9 000 000 | 25 000 |
до 10 000 000 | 27 000 |
свыше 10 000 000 | 30 000 |
Таможенные пошлины на автомобили: Ставки
Ставки таможенных пошлин рассчитываются по-разному в зависимости от типа двигателя, объема двигателя, стоимости автомобиля.
Таможенные ставки для физических лиц на автомобили возрастом менее 3 лет.
Стоимость автомобиля | до 8500 евро | до 16700 евро | до 42300 евро | до 84500 евро | до 169000 евро | свыше 169000 евро |
---|---|---|---|---|---|---|
Таможенная пошлина | 54%, но не менее 2.5 евро/см3 | 48%, но не менее 3.5 евро/см3 | 48%, но не менее 5.5 евро/см3 | 48%, но не менее 7.5 евро/см3 | 48%, но не менее 15 евро/см3 | 48%, но не менее 20 евро/см3 |
Как ввезти в Россию автомобиль из стран ЕАЭС, если его выпустили в оборот с полной уплатой таможенных платежей?
Такие машины ввозятся в Россию без уплаты таможенных платежей. При постановке таких автомобилей на регистрационный учет в РФ необходимо оплатить утилизационный сбор таможне.
Перед покупкой автомобиля из стран ЕАЭС лучше получить у продавца документы, которые подтверждают факт его выпуска в оборот с полной уплатой таможенных платежей. При этом документы должны быть заверены таможенным органом страны ЕАЭС, из которой автомобиль ввозится на территорию РФ. Покупатель машины также может сам запросить такие документы, направив официальный запрос в таможенный орган страны ЕАЭС, из которой хочет ввезти автомобиль.
Если же документы, которые подтверждают факт выпуска автомобиля с полной уплатой таможенных платежей, отсутствуют, то срок проверки документов таможней при уплате утильсбора может увеличиться. Это связано с необходимостью направления запроса коллегам из таможенных органов стран ЕАЭС.
От чего зависит размер таможенной пошлины
При перевозе автомобиля через границу необходимо осуществлять оплату таможенной пошлины. В этом понятие входит множество разнообразных платежей. В частности, речь идет о самом таможенном оформлении, а также о пошлине, рассчитываемой исходя из конкретных особенностей груза. На машину учитывается и утилизационный сбор.
Стоимость в целом таможенной пошлины разная. В качестве основных моментов учитывается год выпуска автомобиля, мощность его двигателя, а также цена машины. При этом есть ряд обязательных платежей. Дополнительно важно учитывать таможенное обеспечение, которое оплачивается заранее. Оно выполняет роль залога, эти средства в дальнейшем будут возвращены на счет.
Какие машины не требуют растаможки?
Для того чтобы машина, ввозимая из Белоруссии, избежала растаможки, необходимо, чтобы она подпадала под определённые условия.
От уплаты таможенных пошлин водитель освобождается в следующих случаях:
- Машина была пригнана на территорию РБ до 1 января 2010 года. Данное условие объясняется тем, что до указанного периода действовали почти идентичные с РФ налоговые ставки, и поэтому считается, что за время эксплуатации автотранспорт покрыл все налоговые издержки.
- Производителем машины является государство-член Таможенного союза, что необходимо подтвердить соответствующими документами.
- При оформлении автомобиля в РБ был уплачен налог, соответствующий размеру таможенного оформления в РФ.
Как приобрести в Белоруссии авто, чтобы не пришлось заниматься растаможкой?
В Белоруссии можно легко купить как подержанное, так и новое авто, даже в рассрочку (отделения Сбербанка в этой стране предоставляют такую возможность).
Главное — найти подходящий вариант, не имеющий описанных выше несоответствий. В этом случае сделка и перевоз авто пройдут быстро и без лишней нервотрепки.
Предлагаем примерную схему действий приобретения автомобиля в республике Беларусь:
- Проведите на автопорталах анализ цен и выберите подходящие варианты.
- Если в объявлении указаны VIN-код или номер кузова, то пробейте по этим данным машину на юридическую чистоту.
- Созвонитесь с продавцом, уточните описание машины, особенно по части соответствия экологическим стандартам и года выпуска.
- Проведите предварительный торг, по возможности попросите владельца прислать другие фото или видео авто.
- Если приняли решение о возможности покупки, то позвоните и договоритесь о встрече.
- К назначенному времени отправляйтесь в Белоруссию к месту встречи и проверьте у продавца паспорт и автомобильные документы.
- Осмотрите авто на предмет повреждений, работоспособности АКПП и иных узлов, сделайте тест-драйв, поторгуйтесь и придите с продавцом к окончательному соглашению относительно стоимости.
- Выберите вариант заключения сделки (справка-счёт или ДКП), заполните все необходимые документы, подпишите их и завизируйте в ГАИ.
- Передайте продавцу деньги за авто.
- Далее посредством перегона или автовоза доставьте машину на таможенный пункт.
- Предоставьте документы: свой паспорт, ДКП (или справку-счёт), белорусский техпаспорт прошлого владельца, экосертификат.
Способы покупки машины в Беларуси
- Привлечение организаций, которые занимаются покупкой и доставкой машин из-за рубежа. В России имеется несколько компаний, предоставляющих такие услуги. При выборе нужно обращать внимание на срок нахождения фирмы на рынке и отзывы клиентов.
- Привлечение частных лиц, которые предоставляют услуги посредника между продавцом и покупателем. Посредник подписывает с клиентом договор, получает денежные средства, доставляет автомобиль в РФ и выполняет растаможку.
- Самостоятельная поездка за рубеж. В этом случае гражданин сам отправляется на авторынок в Беларуси, заключает сделку, снимает авто с учета в белорусском ГИБДД, перевозит и растамаживает машину. Если не знать нюансов каждого этапа процедуры, то при ввозе транспорта в РФ могут возникнуть различные сложности.
Какие машины не требуют растаможки?
Для того чтобы машина, ввозимая из Белоруссии, избежала растаможки, необходимо, чтобы она подпадала под определённые условия.
От уплаты таможенных пошлин водитель освобождается в следующих случаях:
- Машина была пригнана на территорию РБ до 1 января 2010 года. Данное условие объясняется тем, что до указанного периода действовали почти идентичные с РФ налоговые ставки, и поэтому считается, что за время эксплуатации автотранспорт покрыл все налоговые издержки.
- Производителем машины является государство-член Таможенного союза, что необходимо подтвердить соответствующими документами.
- При оформлении автомобиля в РБ был уплачен налог, соответствующий размеру таможенного оформления в РФ.
Как купить автомобиль в 2023 году: алгоритм действий
Избежать неприятностей можно, придерживаясь определенной инструкции:
- Подбор подходящего транспортного средства, изучение предложений, для этого есть множество тематических ресурсов. Наибольшего внимания заслуживают объявления, в которых имеются не только фотографии и подробное текстовое описание, но и другие данные, к примеру, VIN-номера, позволяющие сразу понять, что автомобиль не был в ДТП, на нем нет ареста, не действуют иные юридические ограничения.
- Выбор дня, в который было бы удобно заключить сделку.
- Наладка связи с продавцом, получение максимально подробных сведений, выяснение моментов, которые не были достаточно полно отображены в объявлении.
- Подбор даты посещения Беларуси. Безусловно, допустим приезд и без планирования, однако, такой подход нередко сопряжен с задержками и проблемами, далеко не всегда удается в короткий срок отыскать вариант, который окажется в хорошем техническом состоянии, за приемлемую сумму.
- Личный контакт с продавцом, тщательное изучение состояния автомобиля и имеющейся на руках документации. Лучший вариант для оценки состояния – поездка, во время которой дадут о себе знать даже внутренние неисправности, например, дефекты подвески, трансмиссии, мотора.
- Составление ДКП. Допустимо использование обычного бланка договора, фиксация факта в подразделении Автоинспекции.
- Депозит. Перечислить депозит можно как и перед посещением Беларуси, так и непосредственно на границе. Эти деньги нужны для того, чтобы исключить намеренное уклонение от налоговых, утилизационных комиссий. Если средств для депозита нет, то на таможне обязательно возникнут задержки и другие неприятные ситуации.
- Транспортировка машины на пункт таможенного контроля, находящийся на территории Российской Федерации. Допустим как личный перегон транспортного средства, так и использование автовоза, эвакуатора. Представители таможни обязаны изучить паспорт гражданина РФ, соглашение о купле-продаже, техпаспорт или альтернативный документ с аналогичной законной силой. Нельзя забывать и о сертификате Евро-5 или бумагу, в соответствии с которой автомобиль изначально меньшего стандарта был модернизирован.
- Оценка автомобиля уполномоченными специалистами. Если никаких вопросов нет, владелец получает паспорт транспортного средства. Срок ожидания индивидуален, если у представителей таможенной службы есть подозрения, что машина ввезена нелегально, некоторые бумаги оформлены не по форме, появляется риск значительных задержек.
- Когда у владельца есть ПТС, то поставить машину на учет можно в удобном МРЭО, руководствуясь классической в таких ситуациях схемой.
Ситуация после 2010 года
В последующие года этот поток резко поубавился, т. к. из Беларуси массовая продажа в Россию просто вымыла выгодные варианты проходных авто, ведь сама республика имеет небольшой автопарк со своими скромными 9-ю млн населения.
А в июле 2011 г. таможенный контроль был вынесен на внешние границы ТС и льготные белорусские таможенные законы были заменены на общие, что подорвало канал поступления иномарок из ЕС по выгодной цене, т. к. ранее НДС на авто в Беларуси бралось не с общей суммы, а лишь с прибыли от сделки.
А с 1 января 2014 г. все экспортируемые в Таможенный союз машины обязали соответствовать экостандарту «Евро-5», что еще более сузило поток бюджетных БУ иномарок.
Потом был обвал валютного рынка и на какое-то время ситуация поменялась в обратную сторону – уже белорусы скупали в России автомобили, которые из-за девальвации рубля стало выгодно покупать.
В настоящий момент ситуация со всем этим стабилизировалась, никакого ажиотажа на авторынке не наблюдается, продажа идет уже в обе стороны в примерно равных пропорциях.
Требования к машине, которая ввозится в РФ
Автомобили, ввозимые с территории Республики Беларусь в Россию, должны соответствовать стандарту Euro-5. Такое правило в 14.10.2015 году утвердил совет Евразийской экономической комиссии. Евро-5 является экологическим стандартом, который действует на территории государств, входящих в Таможенный союз. Такое решение позволяет минимизировать засорение воздушного пространства вредными веществами, которые попадают в окружающую среду из выхлопных труб транспортных средств.
При ввозе машины из-за рубежа владелец должен предоставить сертификат соответствия стандарту экологической безопасности. Это требование не касается авто, которые перевозятся через границы стран, являющихся членами Евразийского Экономического Союза (сюда же входят Беларусь и России). Однако, при отсутствии сертификата пройти таможню будет сложнее, поэтому лучше иметь документ при себе.
Сертификат выдается таможенной службой и специализированными центрами РФ и Беларуси. Для определения соответствия машины требованиям стандарта нет необходимости анализировать параметры, достаточно уточнить страну-производителя ТС и год выпуска. Под стандарт попадают автомобили, выпущенные в Америке и Европе после 2010 года, а также машины азиатских компаний, которые были произведены в 2013-2014 годах.
В процессе растаможки учитывается возраст авто из Беларуси. Если транспорт был выпущен до 2007 года, то получить сертификат качества в 2022 году невозможно. Такой автомобиль не пропустят через границу Беларуси в Россию, разве что авто будет коллекционным или раритетным (старше 30 лет). Такой транспорт ввозится в РФ без уплаты налога.
Что меняется в законах
С 2020 года автомобильный рынок в России и по всему миру начал испытывать серьезный дефицит электронных компонентов, который не прекращается и до настоящего времени. А с февраля 2022-го российский рынок активно покидают крупные и не очень автопроизводители. С учетом того, что даже АвтоВАЗ не может полноценно наладить производство на своих конвейерах, ситуация в автопроме складывается неблагоприятная.
Как оказалось, многолетние усилия властей по локализации производства автомобилей не дали ожидаемого эффекта – даже у того же АвтоВАЗа производство в значительной степени зависит от импорта (по крайней мере по более современным линейкам Vesta и Xray). Производить автомобили без импорта может УАЗ, также сохранили объемы Haval и пару российских заводов иностранных брендов.
Консультации по темам
Вопрос по алиментам |
Общие вопросы юристу онлайн |
Получение гражданства РФ |
Ритейл |
Юрист по банкротству |
Производство |
Получение субсидий, грантов |
Бухгалтерский учет. Анализ, аудит |
Юрист по трудовому спору |
Арбитражные споры |
Патентное право |
Работа с судебными приставами |
Импорт, экспорт |
Гражданское право |
Семейный юрист онлайн |
Автоюрист. Споры по ДТП |
Жилищный юрист онлайн |
Жалоба в ЕСПЧ |
Защита прав потребителей |
Наследственные споры |
Базовая ставка и коэффициенты платы за утилизацию авто в Беларуси в 2021 году для ИП и организаций
Виды и категории транспортных средств | Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей) | |
не более 3 лет | свыше 3 лет | |
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий: | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 851,4 | 5 247,0 |
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой: | ||
– не более 1000 куб. см | 851,4 | 5 247,0 |
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 1 326,6 | 8 177,4 |
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 2 534,4 | 15 958,8 |
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 3 435,3 | 28 215,0 |
– свыше 3500 куб. см | 5 445,0 | 34 659,9 |
ввезенные с России и других стран ЕАЭС, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя | 495,0 | 742,5 |
Грузовые автомобили (категории N1, N2, N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий: | ||
транспортные средства полной массой: | ||
– не более 2,5 тонны | 3 712,5 | 6 534,0 |
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 5 940,0 | 9 281,3 |
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 7 425,0 | 11 880,0 |
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 8 167,5 | 33 858,0 |
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | 9 949,5 | 51 306,8 |
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 10 914,8 | 74 695,5 |
– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 21 532,5 | 87 615,0 |
автосамосвалы, автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, полной массой: | ||
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 10 914,8 | 74 695,5 |
– свыше 20 тонн, но не более 50 тонн | 21 532,5 | 87 615,0 |
Специальные транспортные категорий M2, M3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, N1G, N2G, N3G: | ||
специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей | 7 425,0 | 74 250,0 |
автобетоносмесители | 22 275,0 | 96 525,0 |
Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий: | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 4 455,0 | 7 425,0 |
с объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой: | ||
– не более 2500 куб. см | 4 455,0 | 7 425,0 |
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см | 8 910,0 | 22 275,0 |
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см | 11 880,0 | 32 670,0 |
– свыше 10 000 куб. см | 14 850,0 | 38 610,0 |
Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой: | ||
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн | 100 980,0 | 230 026,5 |
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн | 185 625,0 | 237 600,0 |
свыше 350 тонн | 274 725,0 | 297 000,0 |