Уголовная ответственность за преступление в сфере незаконной миграции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за преступление в сфере незаконной миграции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все наслышаны о миграционном кризисе в Европе. Огромный поток беженцев из стран Африки и Ближнего Востока заполонил европейский континент. Беженцы также являются нелегальными мигрантами, однако мировые законодательные принципы выделяют беженцев как отдельную категорию граждан. Но классическое беженство от войн и разрушительных стихийных бедствий предполагает, что человек убегает из своей страны в любую ближайшую страну, готовую его принять. Он не занимается выбором страны и не передвигается по странам в поисках лучшей жизни. Он согласен на кров и мир. Журналистские расследования утверждают, что массовая миграция в Европу – это хорошо спланированное мероприятие, которое спонсируется заинтересованными лицами. Мигранты-нелегалы, бегущие в Европу, в преобладающем большинстве необразованные и абсолютно неграмотные люди, которые не умеют и не собираются работать. Если говорить о трудовой миграции и трудовых нелегалах, то самые массовые переселения наблюдаются в США и Китай.

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Комментарии к статье 322.1 УК РФ

Миграция — это совокупность территориальных перемещений населения, сопровождающихся изменением места жительства.

Мигрант — лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Мигрант, въезжающий на территорию государства нового места проживания, — иммигрант. Мигрант, выезжающий с территории государства проживания, — эмигрант.

Объектом преступления, предусмотренного ст. 322.1 УК РФ, является режим Государственной границы РФ, установленный порядок въезда на территорию Российской Федерации и выезда из нее, а также порядок пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Субъективные признаки

Установление второй группы элементов обязательно предусматривает совокупность признаков, характеризующих не характер совершаемых преступных действий, а личность виновного лица. Законодатель подробно определяет возраст, состояние и положение человека, который может привлекаться по тому или иному преступлению. Незаконные миграционные мероприятия не исключение.
Указанная категория признаков включает в субъективную сторону посягательства, а также характеристики субъекта – преступника, без которых человек может избежать ответственности даже при реализации объективной стороны проступка.

Первое, на что следует обратить внимание, это характеристика личности, которая позволяет назвать его преступником по рассматриваемой статье.

  • субъектом выступает только физическое лицо, организация будет отвечать в лице своего директора;
  • возраст преступника не меньше шестнадцати лет;
  • наличие полной вменяемости, то есть осознание совершаемых действий и их последствий.

Следует отметить, что не иностранные граждане будут субъектами посягательства, а российские, поскольку именно они осуществляют организацию въезда, пребывания или проезда нелегальным путём.

Говоря о субъектах, следует помнить о пересечении состава со статьёй 322, поскольку привлекаться будет именно тот, кто пересекает границу, а не организует эти мероприятия.

При этом в примечании указана возможность избежать ответственности для иностранца , а в случае с организационной деятельностью такое право не предусмотрено.

Следующий момент – субъективная сторона. Она представляет собой психическое и психологическое отношение человека к тому, что он совершает, и главным её проявлением выступает вина. Без установления таковой поступок нельзя считать виновным, соответственно, преступление теряет свой признак, что исключает применение мер ответственности.

Согласно закону, вина может существовать в двух формах. Для каждого преступления предусматривается свой вариант.

  1. Умысел. Проявляется такой вариант в полном осознании человеком того, что он совершает, в желании осуществить посягательство, причинить вред и в ожидании негативных последствий. Лицо полностью руководит собой в такой ситуации. Оно может само идти к преступному результату, а может осознанно допускать такой исход. Отсюда вытекает две формы умысла: прямой и косвенный. От таких различий редко зависят суть приговора или подследственность, но наказание может быть смягчено.
  2. Неосторожность. Данный вариант существует в виде либо небрежности, либо легкомыслия. Первый случай предполагает, что человек не предвидел негативных последствий своего поступка, но должен был предвидеть с учётом сложившихся обстоятельств. Второй, напротив, подразумевает предвидение последствий, но при этом человек без достаточных оснований считает, что они не наступят.

В большинстве случаев конкретное деяние имеет только один вариант проявления вины, редкие исключения допускают одновременное действие и умысла, и неосторожности.

Что касается деяний, связанных с нелегальной организацией миграции, то здесь законодатель чётко определяет одну форму вины, а именно умысел. Более того, для привлечения к ответственности допустим только прямой умысел с полным осознанием виновным человеком своих поступков и их негативных последствий.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Последствия нелегальной миграции

Незаконная миграция – прямой путь к развитию негативных процессов и нарушению безопасности страны. Негативные стороны данного явления состоят в следующем:

  • Утечка из госбюджета финансов за счёт ухода от уплаты налогов;
  • Усложнение ситуации на рынке труда. У отечественных предпринимателей повышен спрос на дешёвую рабочую силу мигрантов, поскольку это даёт возможность занижать зарплаты, угнетать права незаконно работающих иностранцев. Предпочитая дешёвый труд мигрантов, работодатели тормозят развитие производства, способствуют росту уровня безработицы среди коренного населения;
  • Риск развития эпидемий. Тяжёлый труд и проживание в плохих условиях подрывает здоровье мигрантов, и они могут стать источником распространения инфекционных заболеваний. Особую опасность для населения России представляет туберкулёз;
  • Образование внутри страны закрытых сообществ и криминальных структур, построенных по нацпризнаку. В них люди живут по особенным законам и обычаям. Подобные национальные анклавы приводят к выселению с некоторых территорий местного населения. А это может негативно сказаться на политической и культурной целостности государства;
  • Перенаселение некоторых регионов. В мегаполисах увеличивается количество квартир, где живёт 15-30 человек одновременно.

Влияние нелегальной миграции на социально-экономическое развитие страны

На сегодня потоки миграции населения планеты складываются по разным причинам – религиозным, социальным, политическим, экономическим, военным, национальным. В зависимости от причины, по которой переселяется большинство лиц на территорию РФ, складывается определённое влияние на экономику и социальные взаимоотношения в стране.

Но также стоит учесть, что миграционные потоки не только в РФ, но и во многие другие страны мира формируются из-за резких изменений в количестве жителей планеты. Население прирастает неравномерно – в одних странах оно растёт быстрее, в других местные обитатели идут на убыль. Чаще всего в первую категорию попадают земли третьего мира, где власти не в силах взять под контроль демографическую обстановку.

Соответственно, большинство мигрантов – это жители данных государств с неразвитой/неэффективной экономикой, нестабильной ситуацией в регионе. Влияние на развитие страны, принимающей эмигрантов, складывается от того факта насколько хорошо у властей края получается создать условия для ассимиляции мигрантов и реализации их человеческого потенциала.

С одной стороны, прирост мигрантов оказывает положительный эффект на принимающие государства – увеличивается количество рабочих рук, что приводит к росту конкуренции на рынке труда, способствует удешевлению и отчасти росту качества выпускаемых товаров. Чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда местные и приезжие пытаются разными способами повышать уровень своей квалификации, что тоже хорошо сказывается на эффективности экономики страны и позволяет поднимать уровень жизни населения.

С другой стороны, есть и тёмная грань миграции жителей – если государство будет бесконтрольно впускать переселенцев из других краёв, не предъявляя им никаких требований/квот, а также не будет заботиться об их адаптации в принимающем обществе и приспособлении самого общества под потоки мигрантов, то страну может ждать экономический коллапс.

Большое количество выходцев из других стран, которые не отличаются высоким профессионализмом, смогут вытеснить часть местного населения с низкоквалифицированных должностей (трудятся они так же, как и местные, а зарплаты у них ниже), что повлечёт рост безработицы и уменьшение оплаты труда.

Из этого будут вытекать различные этнические конфликты и общее понижение уровня жизни в регионе.

Анализ практики применения норм

Как показывают результаты исследований, существует немало сложностей в системе регулирования ответственности за нарушения миграционного законодательства. Закрепление в статье 322.1 УК таких объективных признаков, как организация нелегального въезда в страну, пребывания и транзитного проезда иностранцев и субъектов, не имеющих гражданства, предполагает, что граждане, причастные к преступлениям, совершают действия организационного характера. Между тем, как показывает статистика, большинство субъектов, привлеченных к ответственности, только оказывает содействие нелегалам в решении вопросов по легализации их нахождения на территории РФ. Обычно ими являются лица, передающие в уполномоченные госорганы недостоверную информацию о месте временного жительства мигрантов.

В этой связи ряд экспертов предлагает внести в нормы дополнения, предусматривающие ответственность и за содействие в незаконном въезде иностранцев и субъектов без гражданства в Россию, их пребывании в стране и транзитном проезде.

Нормы уголовного закона в сфере противодействия внешней нелегальной миграции

Следует отметить и создание в 1951 г. специализированного Межправительственного комитета по миграции, преобразованного в 1989 г. в Международную организацию по миграции, ставшую влиятельной межправительственной организацией по перемещению мигрантов в Европе106. В перечень государств-участников организации в настоящее время внесены 156 государств и десять государств-наблюдателей107. К целям деятельности данной организации относятся: сотрудничество между странами в области миграции, противодействие незаконной миграции, помощь в перемещении и обустройстве вынужденных мигрантов, а также информационное обеспечение миграционных процессов. Так, реализуя свою деятельность, Международная организация по миграции активно сотрудничает, в том числе с Российской Федерацией, например, Соглашение от 13 марта 1992 г. «О сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции»108.

Читайте также:  Носитель русского языка: ВНЖ и гражданство в особом порядке

Международные правовые акты, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, также оказывают существенное влияние на внутреннее законодательство стран мирового сообщества. Прежде всего, хотелось бы выделить основополагающие документы, которые затрагивают общие вопросы миграции: Всеобщая декларация прав человека109, Пакт о гражданских и политических правах110 и другие, предусматривающие право свободного передвижения. Также ООН были разработаны и принято значительное число актов, направленных на регулирование миграционных процессов, в частности: Международная конвенция ООН от 18 декабря 1990 г. «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей»111, Европейская конвенция от 24 ноября 1977 г. «О правовом статусе трудящихся-мигрантов»112 и т. д.

Анализ международного законодательства свидетельствует о том, что данные нормативные правовые акты содержат общие положения в сфере регулирования миграционных процессов. Регламентируя общие вопросы миграции, они не поясняют порядок противодействия нелегальной миграции. В международном аспекте данный вопрос в настоящее время имеет значительные масштабы и приобрел международный характер. Стоит отметить миграционные проблемы, возникающие в развитых странах, например, Франции, Германии, Великобритании, Италии, Испании, Норвегии, Соединенных Штатах Америки и т. д. Нелегальная миграция представляет значительную угрозу национальной безопасности всех стран, их социальной обстановки и экономической стабильности. Проблемы нелегальной миграции в указанных и других странах мотивировали ее обсуждение на международном уровне, в ходе чего 9 декабря 1998 г. Генеральной Ассамблей ООН был учрежден межправительственный специальный комитет для разработки международной конвенции в сфере противодействия транснациональной организованной преступности и, в частности, обсуждения вопросов о разработке международного нормативного акта, который регламентировал бы реализацию мер в сфере борьбы с незаконным ввозом и транспортировкой мигрантов. Результатом деятельности данного комитета стали разработка и принятие 15 ноября 2000 г. «Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности»113, которая вступила в законную силу в Российской Федерации 25 июня 2004 г. В рамках нашего исследования особый интерес представляет дополнение к данной Конвенции – «Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности».

Данный нормативный акт криминализирует на международном уровне ряд деяний. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 1 и ст. 6 государства-участники должны криминализировать в национальном законодательстве следующие деяния: 1) деяния, направленные на незаконный ввоз мигрантов; 2) деяния, совершенные с целью создания условий для незаконного ввоза мигрантов; 3) деяния, направленные на изготовление поддельных документов на въезд или выезд, а также удостоверений личности; 4) деяния, направленные на приобретение или предоставление поддельных документов или владение ими; 5) деяния, направленные на предоставление лицу, не являющемуся гражданином соответствующего государства или постоянно не проживающему на его территории, возможности находиться в нем без соблюдения необходимых условий законного пребывания. С учетом этого государства-участники были обязаны принять законодательные акты, криминализирующие деяния, направленные: — на покушение на совершение какого-либо вышеуказанного противоправного деяния; — участие в качестве сообщника в совершении какого-либо вышеуказанного преступления; — организацию других лиц или руководство ими с целью совершения какого-либо вышеуказанного преступления.

Также данные деяния должны быть признаны в качестве обстоятельств, отягчающих преступления, представляющие угрозу жизни или безопасности мигрантов или связанные с бесчеловечным или унижающим достоинство обращением с мигрантами, в том числе в целях эксплуатации.

При этом ч. 4 ст. 6 рассматриваемого Протокола предоставляет государствам-участникам данной Конвенции принимать меры уголовно-правового воздействия в отношении лиц, виновных в совершении деяний, уголовно наказуемых в соответствии с национальным законодательством.

Следует отметить, что Российская Федерация, взяв на себя обязательства по соблюдению международного законодательства, практически в полной мере исполнила их путем внесения дополнений в УК РФ в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуаль-ный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»и разработкой Федерального закона от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской

Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 13. Федерации»115, которыми были введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции и фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.

Понятие и правовое регулирование

Под незаконной иммиграцией понимаю пересечение границы страны с нарушением закона или без права на это.

Конкретных определений данного понятия существует множество, но все их объединяют характерные признаки. К ним относятся:

  • Пересечение границы в запрещённых местах, а не через официальные пограничные переходы.
  • Въезд иностранцев в страну без разрешения на это.
  • Получение документов, разрешающих пребывание в стране незаконным путём.
  • Пребывание в стране по документам, срок действия которых истёк.
  • Оформление фиктивного брака, ради того, чтобы остаться в стране.
  • Иные признаки нарушения миграционных законов.

Помимо самой нелегальной иммиграции, есть понятие организации незаконной миграции. За эти действия предусмотрено наказание по УК РФ.

Понятие незаконной миграции

Миграционные процессы во многом определяют картину современного мира. Некоторые государства фактически обязаны своим возникновением на политической карте мира именно миграционным процессам. Наиболее развитые страны — Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканская Республика были созданы именно иммигрантами.

Но миграционные процессы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на социальную и экономическую ситуацию в определённом государстве.

Читайте также:  Расчет транспортного налога в Свердловской области, таблица ставок

Миграция бывает законной и незаконной. Первая осуществляется на легальных основаниях с наличием соответствующих документов, регламентируется межгосударственными договорами, соглашениями и т. п., она контролируема и прогнозируема. Миграция же незаконная часто является фактором практически неконтролируемым.

Незаконной (нелегальной) миграцией называется миграционный процесс, осуществляемый с нарушением соответствующего законодательства государства.

Как влияет нелегальная миграция на социально-экономическое развитие стран

Миграция населения является огромным ресурсом, который требует рационального использования. Незаконная миграция приводит к возникновению социальных и экономических кризисов.

Сегодня мы можем наблюдать, к каким негативным последствиям привёл европейский миграционный кризис. Это в очередной раз подтверждает опасность отсутствия контроля над миграционными процессами, что может привести к нарушению стабильности и согласия в обществе, а также к межнациональным распрям.

Эксперты Организации Объединённых Наций считают, что на сегодняшний день около 3% населения планеты являются нелегальными мигрантами.

Негативных последствий нелегальной миграции населения немало. Перечислим основные:

  • работодатели, нанимающие нелегальных трудовых мигрантов, создают предельно низкие стандарты трудовых взаимоотношений;
  • нелегальные мигранты нарушают жилищный кодекс, что проявляется в перенаселении жилья, поскольку и они, и их работодатели всегда экономят на аренде жилья;
  • у нелегальных трудовых мигрантов часто рушатся семьи, поскольку они очень долго находятся вне родины и не общаются с ними;
  • налогоплательщики принимающей страны несут серьёзное бремя, ведь нелегальные мигранты пользуются медицинской помощью в государственный медучреждениях, их дети часто учатся в государственных школах и т. д.;
  • нелегальная миграция способствует распространению опасных заболеваний;
  • нелегальные мигранты значительно повышают криминогенную обстановку, в связи с чем правоохранительные органы принявших стран вынуждены тратить гораздо большие средства и силы на охрану общественного порядка. В этих странах значительно возрастает уровень уличной преступности и количество имущественных преступлений, совершаемых нелегальными мигрантами.

Нелегальная миграция вызывает не только кризис экономический и социальный в принявших странах, но и часто кризис политический. Например, Ангеле Меркель с трудом удалось выиграть последние выборы в Германии, поскольку германский электорат посчитал, что политика канцлера в отношении нелегальных мигрантов очень либеральна. А действующий американский президент Дональд Трамп выиграл выборы на волне борьбы с нелегальной миграцией. Эти факты доказывают, насколько острой проблемы в современном мире она является.

Ответственность за организацию нелегальной миграции

Практически во всех странах организация нелегальной миграции относится к уголовно наказуемым деяниям. В качестве санкции обычно предусмотрено лишение свободы, иногда срок может составлять десять и более лет.

В контексте рассматриваемой темы следует определиться с тем, что же, с точки зрения права, представляет собой организация и содействие нелегальной миграции. К уголовной ответственности лицо может быть привлечено, если оно занималось организацией незаконного пересечения границы государства и дальнейшего незаконного нахождения мигрантов на территории определённого государства. Наказание понесут также и те, кто организовывал транзит нелегалов через территорию страны.

Законом предусмотрено, что организатором будет считаться человек, занимавшийся планированием, подбором участников, а также непосредственным руководством нелегальной миграции.

В некоторых странах предусмотрена уголовная ответственность и за содействие нелегальной миграции. Лица, в отношении которых может быть открыто уголовное производство, в данном случае могут быть помощниками организаторов, отвечать за логистику, размещение мигрантов и т. д. То есть, выполнять вспомогательные функции.

Ответственность за организацию нелегальной миграции в России предусмотрена Статьёй 322.1 УК РФ. Максимальная санкция статьи предусматривает до семи лет лишения свободы и штраф до полумиллиона рублей.

Куда и как жаловаться на нелегальных мигрантов

Сообщить о факте нахождения мигрантов может любой гражданин, но к сожалению, сделать это можно только путём подачи соответствующей жалобы. Анонимные письма не подлежат рассмотрению.

Подать жалобу можно в ГУМВД МВД.

Как правило, жалоба составляется в свободной форме и должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Отсутствие ненормативной лексики и нецензурных выражений;
  2. Документ составлен в деловом стиле и не содержит в себе орфографических и стилистических ошибок;
  3. В тексте бумаги указаны персональные данные её подателя.

По результатам рассмотрения заявления будет принято решение и произведены действия. Ответ заявителю о принятых мерах будет направлен любым удобным ему способом.

Обратиться с жалобой можно по следующим адресам:

Регион Адрес Официальный сайт
г. Москва 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 16/4, стр. 4 https://гумв.мвд.рф/
Московская область 140053, Московская область, Люберецкий район, г. Котельники, Новорязанское шоссе, д. 4 https://50.мвд.рф/
г. Санкт-Петербург 191028, г. Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 4 литер А https://78.мвд.рф/

На заметку! Все другие адреса и контактные данные миграционных служб в субъектах РФ можно узнать на сайте https://мвд.рф/.

Проблема с незаконной миграцией на территорию РФ является одной из актуальных на сегодняшний день. Указанные деяния попадают под категорию преступления, ответственность на совершение которого предусмотрена действующим УК РФ.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *