Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1C:Бухгалтерия 8: НДС при экспорте несырьевых товаров в ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Порядок подтверждения
Для того чтобы собрать весь пакет документов, у экспортера есть 180 календарных дней с даты отгрузки. Это правило установлено в пункте 5 Протокола о взимании косвенных налогов. Если в установленный срок документы не будут поданы в ИФНС, придется платить обычный НДС по ставке 18 или 10%. Его следует начислить в том периоде, в котором состоялась экспортная операция. Начиная со 181-го дня после отгрузки, при неподтверждении нулевой ставки и неуплате налога будут начисляться пени.
Бывает, что документы все же удается собрать, хоть и с опозданием. В этом случае уплаченный НДС может быть зачтен или возвращен по правилам статьи 78 НК РФ.
Но если подтвердить нулевую ставку никакой возможности нет, стоит знать — уплаченный НДС можно списать на расходы по налогу на прибыль. Это право подтверждено ФНС в письме от 24.12.13 № СА-4-7/23263 и Минфином в письмах от 20.10.15 № 03-03-06/1/60045 и от 27.07.15 № 03-03-06/1/42961. Объяснение простое: в этом случае налог не был предъявлен покупателю, а оплачивался поставщиком из собственных средств, поэтому запрет из пункта 19 статьи 270 НК РФ не действует.
НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Услугами в электронной форме в данном случае считаются услуги, которые оказаны через информационно-телекоммуникационную сеть (сеть электросвязи), в том числе через Интернет, и оказание которых невозможно без использования информационных технологий.
При этом к электронным услугам, в частности, не отнесены:
- реализация товаров/работ/услуг, если при заказе через информационно-телекоммуникационную сеть, в т. ч. Интернет, поставка идёт без использования такой сети;
- реализация или передача прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств (вкл. компьютерные игры) и/или баз данных на материальных носителях;
- предоставление доступа к информационно-телекоммуникационной сети, в т. ч. к Интернету.
Что делать, если не успел подтвердить ставку НДС при экспорте
Если экспортер не успеет документально доказать основания для пониженного НДС, последствия будут такими:
- Вместо 0 процентов ему доначислят налог по ставкам 10 или 20 процентов и дополнительно назначат пени за неуплату НДС с экспорта.
- Сумму НДС рассчитают за период отгрузки товара.
- Продавец составит новый счет-фактуру, отразит положенный НДС от экспорта и зарегистрирует его в том квартале, на который пришлась отгрузка продукции.
Как вести учет НДС по экспорту
Чтобы избежать вопросов при проверках ИФНС и платить налог в размере 0%, нужно правильно вести учет НДС. Общие правила такие:
- Если одни операции бизнеса облагаются НДС, а другие нет — учет по ним нужно разделить.
- Учет НДС с экспорта нужно вести отдельно от процессов, совершаемых в рамках РФ.
- Если компания реализует за границей несырьевую продукцию, которую поставили на учет позднее 1 июля 2016 г., учет экспортного НДС можно не разделять.
Оформление счетов-фактур при реализации товаров в страны ЕАЭС
В счете-фактуре, выставляемом при вывозе за пределы территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС любого товара, как облагаемого, так и освобождаемого от обложения НДС, указывается дополнительный обязательный реквизит — код вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС (подп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ).
Необходимость указания в выставляемом при реализации товаров, вывозимых на территорию государств — членов ЕАЭС, счете-фактуре кода вида товаров обусловлена тем, что п. 3 ст. 172 НК РФ с 1 июля 2016 г. установлены различные порядки принятия к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым при реализации на экспорт, в том числе в государства — члены ЕАЭС, сырьевых и несырьевых товаров, облагаемых по ставке НДС 0% (письмо Минфина России от 24.11.2017 № 03-07-13/1/77927).
С 1 октября 2017 г. данные о коде вида товаров подлежат отражению в графе 1а «Код вида товара» счета-фактуры.
Обратите внимание!
При заполнении кода товара следует руководствоваться наименованиями товарных позиций и кодами ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденными в Приложении к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2018).
Такие изменения в форму счета-фактуры, утвержденную постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — постановление № 1137), внесены постановлением Правительства РФ от 19.08.2017 № 981 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ». Кода вида товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС указывается в отношении товаров, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС. При отсутствии данных в графе 1а счета-фактуры ставится прочерк.
Обновленную форму счета-фактуры следует применять в обязательном порядке, даже если у компании отсутствует надобность в заполнении дополнительных граф. Как отмечено в письме Минфина России от 08.09.2017 № 03-07-09/57881, право налогоплательщика исключать строки и графы из утвержденной формы счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры постановлением № 1137 не предусмотрено.
Напомним, что до вступления в силу поправок в форму счета-фактуры компания могла на основании п. 9 Правил, (утв. постановлением № 1137) указывать в дополнительных строках и графах счета-фактуры информацию о коде вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС при условии сохранения формы счета-фактуры (письмо Минфина России от 14.11.2016 № 03-07-09/66475).
Дополнительную информацию следует указывать в дополнительных строках и графах после предусмотренных формой счета-фактуры подписей руководителя и главного бухгалтера компании или иного уполномоченного лица (письмо Минфина России от 08.04.2016 № 03-07-09/20121).
Таким образом, отсутствие заполненного кода в счете-фактуре является нарушением, однако ответственность за такое правонарушение налоговым законодательством не предусмотрена.
Налоговая ответственность наступает в случае отсутствия счета-фактуры или отсутствия регистрации счета-фактуры (ст. 120 НК РФ).
Пример 1
Компания отгружает в Республику Беларусь для гражданских воздушных судов синхронные двигатели номинальной выходной мощностью не более 18 Вт.
Согласно ТН ВЭД ЕАЭС такие двигатели относятся к разделу XVI «Машины, оборудование и механизмы; электротехническое оборудование; их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» группа 85 «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности».
Код ТН ВЭД ЕАЭС — 8501 10 100 1 указывается в графе 1а «Код вида товара» счета-фактуры.
Графа 11 «Регистрационный номер таможенной декларации» заполняется в отношении товаров, страной происхождения которых не является РФ, либо в отношении товаров, выпущенных в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны в Калининградской области.
А нужно ли выставлять счет-фактуру, если налогоплательщик совершает операции, освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ?
Напомним, что начиная с 2014 г. налогоплательщики освобождены от обязанности выставлять счета-фактуры, если совершают операции, освобожденные от НДС на основании ст. 149 НК РФ. Но с 1 июля 2016 г. из данного правила есть исключения.
Так, счета-фактуры следует составлять при совершении операций по реализации товаров, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, вывезенных за пределы территории РФ на территорию государства — члена ЕАЭС. То есть при экспорте товаров в страны — члены ЕАЭС счета-фактуры составляются независимо от того, облагается ли данная реализация НДС или освобождена от налогообложения (подп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
При реализации товаров, не облагаемых НДС по ст. 149 НК РФ, в счете-фактуре ставится надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
Как заполнить раздел 4
Порядок подготовки отчетности по НДС закреплен в приказе № ММВ-7-3/558@. Приведем пошаговую инструкцию по заполнению раздела 4 декларации по НДС для экспортеров, которые своевременно подтвердили права на льготную ставку в 0%:
Шаг 1. В строке 010 указываем код экспортной операции из приложения № 1 к приказу № ММВ-7-3/558@.
Шаг 2. В поле 020 прописываем налоговую базу за истекший период — по операциям с нулевым налогообложением с документально подтвержденной льготой.
Шаг 3. По правилам, порядок заполнения строки 030 раздела 4 налоговой декларации по НДС таков: здесь фиксируем налоговые вычеты по всем экспортным процедурам, по которым плательщик подтвердил ставку в 0%.
В п. 41.3 порядка заполнения отчета указано, какие вычеты включать в 4 раздел НДС, — те, по которым документально подтверждена нулевая ставка. Такие вычеты включают:
Шаг 4. В поле 040 отражаем сумму налога на добавленную стоимость, который ранее начислили по полной ставке из-за неполного пакета документов.
Шаг 5. В строке 050 показываем величину НДС, ранее принятую к вычету и подлежащую восстановлению. Если налогоплательщик провел несколько экспортных операций с разными кодами, блоки информации по строкам 010-050 заполняются для каждой такой операции.
Шаг 6. В строках 060-080 указываем сведения по возврату экспортного товара (если такой возврат производился) по подтвержденной ставке в 0%.
Шаг 7. В полях 090-110 отражаем сведения об измененных ценах на товары, экспортированные с обоснованной льготной ставкой 0%.
Шаг 8. В строке 120 вносим сумму налога на добавленную стоимость к возмещению.
Шаг 9. В поле 130 подводим итог по НДС, начисленному к уплате.
Ошибка 2: компания подтверждает нулевую ставку не теми реестрами
Есть 14 реестров, которыми можно подтвердить нулевую ставку НДС в зависимости от вида сделки (приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427).
С апреля 2020 года появится ещё два реестра для подтверждения следующих операций:
Приказ ФНС, который утверждает форму и формат этих документов, принят, но пока не опубликован.
В таком обилии трудно сориентироваться, и налогоплательщики часто выбирают реестр, которые не соответствует совершенной сделке.
Для сокращения подобных ошибок мы разработали таблицу, по которой можно сверить наименование реестра с соответствующими кодами операций. Напомним: значения кодов операций отражены в Приложении № 4 к Порядку заполнения декларации по НДС (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).
№ п/п | Наименование реестра | КНД | Нормативный документ | Коды операций, которые используются в реестре |
---|---|---|---|---|
1 | Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ | 1155110 | Форма — приложение № 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 16 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010410 1010428 1010429 1010431 1010434 1010439 1010452 1010453 1010456 1010457 1010458 1010459 1010460 1010470 1010471 1010472 1010473 1010474 1010475 1010476 1010477 1010478 1010479 1010480 1010481 1010485 1010486 1010487 1011410 1011412 1011422 1011424 1011425 1011426 |
2 | Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ | 1155119 | Форма — приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 17 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010430 1010454 |
3 | Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 165 НК РФ | 1155121 | Форма — приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 18 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010431 |
4 | Реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ | 1155120 | Форма — приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 19 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010428 1010429 1010452 1010453 1010470 1010471 1010472 1010473 1010474 1010475 1010476 1010477 1010478 1010479 1010480 1010481 |
5 | Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3, абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1), подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ | 1155111 | Форма — приложение № 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 20 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010410 1010434 1010439 1010456 1010457 1010458 1010459 1010460 1010485 1010486 1010487 1011410 1011412 1011422 1011424 1011425 1011426 |
6 | Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 и абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ | 1155117 | Форма — приложение № 6 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 21 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010442 |
7 | Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ | 1155112 | Форма — приложение № 7 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 22 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010423 1010424 1010425 1010426 1010427 1010435 1010436 1010467 1010468 1010469 |
8 | Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ | 1155113 | Форма — приложение № 8 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 23 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010423 1010425 1010467 1010468 1010469 |
9 | Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ | 1155114 | Форма — приложение № 9 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 24 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010423 1010425 1010467 1010468 1010469 |
10 | Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК РФ | 1155115 | Форма — приложение № 10 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 25 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010423 1010425 1010433 1010437 1010451 1010467 1010468 1010469 1010482 1010483 1010484 1011407 1011408 1011409 |
11 | Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 165 НК РФ | 1155122 | Форма — приложение № 11 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 26 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010440 1010441 |
12 | Реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 статьи 165 НК РФ | 1155123 | Форма — приложение № 12 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 27 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1011471 |
13 | Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК РФ | 1155116 | Форма — приложение № 13 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 28 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010439 1010443 1010444 1010445 |
14 | Реестр перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 НК РФ | 1155118 | Форма — приложение № 14 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 29 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 | 1010408 1010455 |
При осуществлении некоторых операций НК РФ в п. 1 ст. 164 предусматривает взимание НДС по нулевому тарифу. С начала 2018 г. экспортеры вправе отказаться от применения нулевой ставки на срок не менее 12 месяцев, и применять 10% или 20% (п. 7 ст. 164 НК РФ).
Ставка 0% распространяется, в частности, на следующие ситуации:
-
продажа товаров, которые были вывезены на экспорт;
-
операции по реализации в рамках процедуры реэкспорта;
-
реализация товара, помещенного под процедуру свободной таможенной зоны;
-
продажа товара, вывезенного на территорию государства – члена ЕАЭС;
-
оказание услуг по перевозке товаров с пересечением государственных границ на разных видах транспорта;
-
транспортировка нефти и нефтепродуктов, природного газа;
-
поставка электрической энергии в энергосистемы других стран;
-
работы, направленные на переработку продукции, помещенной под таможенную процедуру переработки;
-
транспортно-экспедиционные платные услуги по экспортным товарам (в пределах РФ);
-
международные перевозки пассажиров и багажа;
-
продажа товарной продукции, услуг в сегменте космической деятельности;
-
реализация драгметаллов соответствующим госфондам и банкам (если налогоплательщик самостоятельно производит добычу или производство таких изделий);
-
продажа товаров, предназначенных для применения иностранными дипломатами, международными организациями;
-
вывоз из РФ ГСМ и топлива для обеспечения нормальной эксплуатации воздушного и водного транспорта.
Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка
Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.
После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.
В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:
- наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
- присутствие лицензионной и разрешительной документации;
- своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.
Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.
В ЕАЭС обеспечиваются свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят такие государства, как Республика Армения (официально вступила в состав ЕАЭС 02.01.2015), Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. В соответствии с Договором о присоединении к ЕАЭС 29.05.2015 Кыргызстан официально вступит в ЕАЭС.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств – членов ЕАЭС.
Как говорилось выше, ЕАЭС учрежден Договором о Евразийском экономическом союзе. Данный договор вступил в силу 01.01.2015. До этой даты существовало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Эта организация была создана из некоторых бывших республик СССР и существовала с 2001 по 2014 гг. ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с созданием ЕАЭС. Одной из целей создания ЕврАзЭС было активное участие в процессе формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства.
В свою очередь Таможенный союз ЕАЭС – это форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.
Представитель декларации заполняет 4 раздел за квартал, в котором организацией был собран пакет документации, обосновывающий применение минимальной ставки по налогу.
В разделе прописываются данные по экспортным операциям с подтвержденной нулевой ставкой по каждой отдельно:
- Строка 010 — код операции;
- Строка 020 – налоговая база по подтвержденным операциям;
- Строка 030 – сумма вычетов входного налога по экспортным подтвержденным операциям;
- Строка 040 – сумма исчисленного НДС, исчисленная по неподтвержденным операциям в поданной ранее декларации;
- Строка 050 – сумма восстановления НДС, принятая к вычету по факту неподтверждения в поданной ранее декларации.
- Строки 070 и 080 представитель декларации заполняет по возврату товара, по которому ставка не подтвердилась. 070 — сумма корректировки базы для налога, 080 – сумма корректировки вычетов. Заполняется в налоговом периоде, когда компания-экспортер признала возврат и другая сторона его согласовала.
- При изменении цены экспортированного товара с подтвержденной ставкой в строке 100 указывается увеличение, в строке 110 уменьшение. Корректировка отражается в том налоговом периоде, в котором организацией-экспортером признано изменение цены.
- Строка 120 – сумма к возмещению из госбюджета: строки 030 + 040 – 050 + 080
- Строка 130 – сумма налога к уплате: строки 050 + 080 – 030 + 040
Как подтвердить льготу по НДС при импорте
По общему правилу документы, которые подтверждают право на освобождение от НДС при импорте, должны быть у импортера на момент подачи таможенной декларации (п. 3 ст. 108 ТК ЕАЭС).
Заплатить НДС импортер должен в периоде между регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров для внутреннего потребления (п. 1, 9 ст. 136 ТК ЕАЭС). Поэтому если на дату подачи таможенной декларации у импортера нет необходимых документов, начислить налог придется на общих основаниях. Иначе таможня не пропустит ввезенные товары.
Даже если импортер соберет эти документы после выпуска товаров, НДС, перечисленный в бюджет, ему не вернут. Эту сумму не признают излишне уплаченной в соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС (письмо Минфина от 20.02.2020 № 03-07-15/12749).