Статья 359 УК РФ. Наемничество (действующая редакция)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 359 УК РФ. Наемничество (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Объектом наемничества является состояние мира между государствами и народами. Общественная опасность наемничества заключается в том, что оно является средством, способствующим разжиганию и поддержанию вооруженных конфликтов, созданию нестабильности в мире. Для достижения этих целей используются лица, основным источником существования которых становится путь профессиональных убийц. Наемники принимают участие в военных действиях, вооруженных конфликтах в странах, гражданами которых они не являются и на территории которых не проживают. Они убивают людей, совершают иные акты насилия над ними, разрушают социально-экономические, культурные объекты, присваивают национальные ценности, личное имущество граждан. Весьма велик и моральный вред наемничества. Следует также отметить, что в ряде случаев ведение военных действий, развязывание вооруженных конфликтов было бы невозможно или весьма затруднено без использования наемников. Кроме того, события последних лет показывают, что наемничество широко используется различного рода террористическими организациями и бандформированиями.

Комментарии к ст. 359 УК РФ

1. Впервые понятие наемника было дано в 1977 г. в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям о защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера 1949 г. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. к ним отнесла и лиц, которые были завербованы для участия в ранее запланированных актах насилия в целях свержения законной власти государства, подрыва его конституционного порядка или нарушения его территориальной неприкосновенности. В Конвенции к преступлениям были отнесены действия лиц, которые осуществляли вербовку, финансирование, обучение и использование наемников, а также попытку совершения перечисленных действий и соучастие в их совершении.

2. В комментируемой статье содержатся два состава преступления: вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 1); 2) участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 2).

3. Непосредственный объект преступления аналогичен объекту преступления, предусмотренного ст. 356 УК.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 359 УК, включает вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение, использование наемника.

Вербовка означает достижение соглашения с гражданином третьих государств о его участии в вооруженном конфликте за материальное вознаграждение. Обучение — деятельность по тренировке лиц в получении специальных знаний и навыков пользования различными видами оружия и техники, приемов силовой борьбы, тактики боевых действий и др. в разнообразных климатических условиях в обстановке вооруженного конфликта. Финансирование наемника проявляется в предоставлении ему денежных средств, открытии счетов. Иное материальное обеспечение наемников включает снабжение их необходимым довольствием, обмундированием, военной техникой, транспортом и т.д. Под использованием наемников понимается привлечение их к непосредственному участию в вооруженном конфликте.

Обязательный признак состава преступления — обстановка в виде вооруженного конфликта или военных действий.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает общественно опасный характер вербовки, обучения, финансирования либо иного материального обеспечения наемника или использования его в вооруженном конфликте или военных действиях и желает совершить такие действия.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются его совершение: 1) с использованием служебного положения; 2) в отношении несовершеннолетнего.

8. В части 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность наемника за его участие в вооруженном конфликте или военных действиях.

9. Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в непосредственном участии наемника в вооруженном конфликте или военных действиях. Обязательным признаком является обстановка вооруженного конфликта или военных действий. Преступление окончено с начала участия наемника в боевых операциях.

10. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательный признак преступления — цель его совершения: получение лицом определенного материального вознаграждения за его участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

11. Субъект преступления специальный — лицо, завербованное как наемник, достигшее возраста 16 лет. Согласно примечанию к ст. 359 наемником признается лицо, действующее в целях материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военную службу по контракту могут проходить иностранные граждане (см. комментарий к ст. 331). В рассматриваемое примечание необходимо внести дополнение об исключении из числа наемников иностранных лиц, входящих в личный состав вооруженных сил воюющей стороны и проходящих военную службу по контракту. В противном случае военнослужащие иностранцы, проходящие службу по контракту в рядах Вооруженных Сил РФ, при буквальном толковании положения, содержащегося в рассматриваемом примечании, будут считаться наемниками.

Комментарий к статье 359 Уголовного Кодекса РФ

Международная конвенция от 4 декабря 1989 г. о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников признает преступными не только действия самих наемников, но и лиц, их вербующих, использующих и обучающих. Запрещение наемничества содержится и в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций» 1970 г. .

Преступления против мира и безопасности человечества: понятие и виды. Уголовно-правовой анализ состава наемничества

Понятие преступлений против мира, безопасности человечества

Преступления против мира и безопасности человечества относятся к международным преступлениям, посягающим на основные принципы международного права, обеспечивающие мир и безопасность человечества.

Источниками норм об ответственности за преступления указанной группы являются многочисленные международно-правовые акты. Среди них можно выделить Устав Токийского международного военного трибунал, Устав Нюрнбергского трибунала, Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг. и другие.

В российском уголовном праве ответственность за преступления против мира и безопасности человечества установлены Главой 34 УК РФ: Преступления против мира и безопасности человечества.

Родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, обеспечивающие основы существования государств и народов, а также основные принципы обеспечения международного мира и безопасности (мирное разрешение споров, неприменение силы, неприкосновенность границ, территориальная целостность, самоопределение народов и невмешательство во внутренние дела других государств и др.). Поскольку раздел XII УК не подразделяется на главы, родовой и видовой объекты рассматриваемых преступлений совпадают.

Одним из обязательных признаков некоторых преступлений против мира и безопасности человечества является предмет преступления (например, в ст. 355 УК — химическое, биологическое, токсинное и другие виды оружия массового поражения).

Все преступления против мира и безопасности человечества совершаются действиями. В число обязательных признаков объективной стороны некоторых составов (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны — ст. 356 УК) входит особая обстановка совершения преступления – обстановка вооруженного конфликта или военных действий.

Большинство составов преступлений анализируемой главы являются формальными.

Их объективная сторона в качестве обязательного признака включает только совершение общественно опасного деяния, а наступление последствий лежит за рамками состава.

Только характеризуя объективную сторону экоцида, законодатель указал, что это деяние наказуемо при условии, что оно способно вызвать определенные общественно опасные последствия – экологическую катастрофу.

Субъективная сторона всех преступлений, предусмотренных Главы 34 УК, характеризуется виной в виде прямого умысла. В некоторых составах преступлений против мира и безопасности человечества одним из обязательных субъективных признаков является цель их совершения (например, в геноциде – цель полного или частичного уничтожения национальной, этнической, расовой или религиозной группы).

Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества могут быть лица, достигшие 16 лет. Некоторые преступления предполагают наличие специального субъекта (например, лицо, занимающее высшие государственные должности РФ или субъекта РФ, — ст. 353 УК, участник вооруженного конфликта – ст. 356 УК).

Классифицировать преступления рассматриваемой группы в зависимости от их непосредственных объектов можно следующим образом:

1. Преступления против мира (ст. ст. 353 — 355 УК);

2. Военные преступления (ст. 356 УК);

3. Преступления против человечности (ст. ст. 357, 358 УК);

4. Преступления против стабильности международных отношений (ст.ст. 359, 360 УК).

  • Статья 359. Наемничество
  • Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления являются правоотношения, обеспечивающие общепринятые правила и обычаи ведения войны и вооруженных конфликтов.
  • Объективная сторона преступления включает ряд общественно опасных действий:
  • 1) вербовка наемника;
  • 2) обучение наемника;
  • 3) финансирование наемника;
  • 4) иное материальное обеспечение наемника;
  • 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
  • Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения, которое: а) не является гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях; б) не проживает постоянно на его территории; в) не является лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Вербовка наемника выражается в действиях, направленных на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она включает поиск кандидатов в наемники, психическое воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания), заключение соглашения.

Обучение наемника предполагает передачу подопечным знаний о видах вооружения, способах его эффективного использования, методах проведения боевых, диверсионных и иных военных операций в различных географических и климатических условиях. В ходе подготовки у наемников формируются соответствующие умения и навыки.

  1. Финансирование наемника заключается в предоставлении ему денежных средств в наличной или безналичной форме в качестве вознаграждения за работу, компенсации расходов.
  2. Иное материальное обеспечение наемника предполагает предоставление военного обмундирования, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, военной техники, транспорта, снабжение продовольствием, питьевой водой, иной продукцией.
  3. Использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях означает его непосредственное привлечение к боевым операциям.
  4. В качестве обязательного признака законодатель указал на обстановку совершения преступления: вооруженный конфликт или военные действия.

В ч. 1 ст. 359 УК РФ указано на противоправность совершения сле­дующих действий: вербовки, обучения, финансирования, иного матери­ального обеспечения наемника, а также его использования в вооруженном конфликте или военных действиях. Рассмотрим каждое из этих деяний.

Вербовка наемника. «Вербовка» означает «действие по набору охотни­ков в солдаты или в матросы по найму»,1 «привлечение, набор, наем в ка­кую-либо организацию».2

Таким образом, вербовка осуществляется путем найма, т. е. обещания каких-либо материальных выгод для нанимающегося в обмен на различно­го рода его услуги. По существу, вербовка — это сделка между нанимате­лем и нанимающимся, по которой первая сторона обязуется предоставить какие-либо выгоды материального характера в обмен на участие наемника в вооруженном конфликте либо военных действиях на определенной сто­роне.

Возникает юридически значимый вопрос — когда деяние в виде вер­бовки наемника надлежит считать оконченным?

Исходя из того, что вербовка — это сделка, для признания ее состояв­шейся требуется установить наличие любой договоренности между сторо­нами вне зависимости от формы последней (письменной, устной и пр.). Как и любая другая сделка (криминальная или законная), вербовка должна считаться оконченным деянием в момент заключения соглашения между сторонами — вербовщиком и вербующимся.

Читайте также:  Что такое Северная пенсия: необходимый стаж, размер и список регионов

При этом за рамками собственно вербовки остается «исполнение обяза­тельств по сделке»: т.е. в принципе не имеет никакого юридического зна­чения тот факт, получил ли завербованный наемник деньги (иное возна­граждение), либо принял он реальное участие в вооруженных столкнове­ниях или нет.

Именно поэтому представляется не совсем верной высказанная в лите­ратуре позиция, согласно которой вербовка означает «приглашение в лю­бой форме (призывы, агитация, открытие вербовочных пунктов) тех или иных лиц к участию в военных действиях… с обещанием вознаграждения или иного материального обеспечения»1. Подобные действия обладают подготовительным характером по отношению к собственно актам вербов­ки, и поэтому сами по себе должны расцениваться как приготовление к на­емничеству в случае, если по независящим от воли виновного причинам соглашения об участии потенциального наемника в вооруженных действи­ях достигнуто не было.

Приведем несколько примеров вербовки наемников, описанных в за­падной литературе. Так, по сообщению британской газеты «The Times», 13 января 2000 г. в снайпера, входящую в группу «Белые чулки», которая воевала в составе отряда чеченского полевого командира Басаева. 22-летняя Елена, граждан­ка Украины, вступила в отряд Басаева в 2005 г. — в ходе первой чеченской войны. «Я услышала, что боевики хорошо платят наемникам, и захотела заработать немного денег на свадьбу. У меня не было другого выбора», — заявила она на допросе. В ходе нынешней кампании Елена убила более 20 российских солдат и служащих внутренних войск.

Автор статьи, Э. Лагнадо, отмечает, что, начиная с первой чеченской войны, разговоры о женщинах-снайперах из стран Прибалтики и Украины ведутся постоянно, но этот случай — одно из первых документальных подтверждений существования наемных женщин-снайперов на службе у чеченских боевиков: «Задержанная женщина-снайпер может оказаться первым реальным представителем этого подразделения. По слухам, обыч­но это спортсменки — в данном случае, Елена оказалась бывшей биатлонистской». Таким образом, вербовщики наверняка знали, с кем будут иметь дело, и были весьма заинтересованы в «профессиональных» качествах на­емницы.1

В этой ситуации вербовка наемницы должна юридически считаться оконченным преступлением для вербовщиков не в день фактического вступления биатлонистки в отряд Басаева, а в момент получения ее согла­сия на вступление в чеченские бандформирования.

По свидетельству испанского корреспондента X. Фуэнтеса, многие мо­лодые азербайджанцы и представители других исламских государств счи­тают за счастье вести «священную войну» с российскими войсками, полу­чая 100 долларов в месяц от ваххабитов. Москва и большинство самих че­ченцев обвиняют исламских экстремистов в разжигании настоящей войны. О щедром спонсировании боевых действий в Чечне со стороны религиозных экстремистов автору рассказали местные жители. По их словам, главари экстремистских группировок платят наемнику 100 долларов в месяц (например, для азербайджанца это уже определенное состояние). Вза­мен от новобранца требуют завербовать, по крайней мере, еще четырех бойцов. Стать наемником — это способ вырваться из нищеты и возмож­ность прокормить свою семью, однако добровольно разорвать подписан­ный контракт нельзя. Если моджахед решит выйти из дела, главари экс­тремистов требуют от него возврата всех денег и имущества, которые на­емник получил к этому моменту. «Остается только воевать, поскольку ни­кто не может заплатить за предоставленное ему имущество»2.

И в этом примере, описанном испанским журналистом, азербайджан­ские молодые люди считаются завербованными в наемники не в момент получения первой «оплаты» за их участие в вооруженных действиях — а в тот момент, когда они на такое участие согласились.

Возникает вопрос — а можно ли считать завербованным лицо, которое само изъявило инициативу стать наемником? Ответ здесь может быть только один — да, если вербовщики создали условия для выдвижения по­добной инициативы. Не секрет, что вербовщик может действовать, в прин­ципе, двумя способами:

1. Вербовать конкретных лиц либо лиц с необходимыми качествами и талантами (вспомним ранее приведенный пример с украинской снайпер- шей-биатлонисткой — ведь вербовщики рассчитывали на дальнейшее использование именно ей присущих навыков, в данном случае — спортивных).

2. Вербовать неопределенный круг лиц — именно для этого и прово­ дится вербовочная агитация, открываются вербовочные пункты и пр. В этом случае «инициатива» наемника появляется не сама по себе, а под влиянием пропаганды вербовщиков либо действий последних. В принципе, на это вербовщики и рассчитывают — на то, что к ним «придут люди» как Возможна ли вербовка не за деньги (иное материальное вознагражде­ние)?

В принципе, да. Человека можно убедить участвовать в вооруженном конфликте по различного рода причинам: личного, религиозного, расового, национального и иного характера. Но если вербовщик не обещает вербуе­мому материальных выгод в обмен на его участие в вооруженных действи­ях, то вербуемый не может считаться наемником. В лучшем случае (при соблюдении иных юридических требований к вербуемому: не гражданин государства, на территории которого происходит конфликт, и т. д.) такое лицо должно расцениваться как доброволец — и по этой причине такая вербовка не подпадает под признаки криминальной в соответствии с меж­дународным правом.

Действительно, доброволец — это лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно V Гаагской конвенции 1907 г., отдельные лица могут «переходить границу, чтобы по­ступить на службу одного из воюющих». В той же конвенции устанавлива­ется, что если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих государств, то оно утрачивает статус лица нейтрального госу­дарства. Но в любом случае оно не приобретает статус наемника.

Конечно, как правило, многими вербуемыми движут различные мотивы («священной войны», личной мести и т.д.). Но главенствуют в мотивации этих людей именно корыстные побуждения, определяющие поведение вербуемого.

И, наконец, возникает еще один вопрос — сколько надо завербовать лиц для того, чтобы данное деяние расценивалось как оконченное?

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях —

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание.

Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Наемничество ст. 359 УК РФ Основным непосредственным объектом данного преступления являются

Предусматривая наказание за наёмническую деятельность, законодательство даёт точную характеристику наёмнику.

Это тот, кто соглашается участвовать в вооружённом соперничестве и при этом никак не связан с данным государством:

  • не является его гражданином;
  • не живёт на территории государства в качестве постоянного жителя;
  • не числится на военной службе в стране, участвующей в конфликте;
  • главная мотивация для действий – получение значительной, как правило, финансовой, выгоды для себя лично.

Перечисленные выше качества, которые характеризуют лицо как наёмника, указаны в протоколах конвенции подписанной в Женеве 12 августа 1949 г. Главной темой которой была защита тех, кто пострадал от военных действий.

Эти же критерии используются и в законодательстве Российской Федерации при оценке действий лица как наёмнических.

В отличие от комбатанта, действующего в рамках закона, наёмник:

  • носит особую форму;
  • имеет специальный знак отличия;
  • носит оружие открыто;
  • имеет официального руководителя;
  • соблюдает законы войны.

Наёмник приравнен Уголовным кодексом РФ к военному преступнику. Соответственно, при доказанности того, что лицо является наёмником, его ожидает наказание.

Ответственность за наемничество

Указанная выше статья Уголовного Кодекса приравнивает к наемничеству такие действия, как:

  • Обеспечение наемника всем необходимым для того, чтобы использовать его на войне. Выплата ему денег, доставка снаряжения и оружия, тренировки и прочее. Также к наемничеству приравнивается и вербовка — убеждение человека вступить в войну исключительно за деньги или обещание материальной выгоду военному специалисту, который уже состоялся как наемный элемент. За такие преступления Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает наказание, выражающееся в заключении в тюремное учреждение, которое продлится от 4 и до 8 лет.
  • Прямое участие наемника в войне, боевых действиях и конфликтах на территории какого-либо государства. За такое преступление Уголовный Кодекс предусматривает наказание, которое выражается в заключении в тюремном учреждении сроком от 3 лет и до 7 лет.

Все перечисленные преступления относятся Российской Федерацией и его законодательством к тяжким. Но также они могут быть причислены и к особо тяжким преступлениям, если все это совершается человеком, который использует своё положение на службе, возможности, открывающиеся высоким званием. Либо если все эти действия и преступления совершаются по отношению к детям и несовершеннолетним.

В таком случае Уголовный Кодекс Российской Федерации увеличивает срок заключения. Если наемничество будет расценено, как особо тяжкое, то обвиняемому придется провести в местах лишения свободы минимум 7 лет, а максимум — 15.

Статья 359 УК РФ. Наемничество

Новая редакция Ст. 359 УК РФ

1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.

3. Участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях –

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Примечание. Наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей.

Комментарии к СТ 359 УК РФ

Статья 359 УК РФ. Наемничество

Комментарий к статье 359 УК РФ:

1. В ч. 1 предусмотрена ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника и за его использование в вооруженном конфликте или в военных действиях.

2. Наемничество наносит ущерб мирному сотрудничеству государств, и поэтому ряд бывших союзных республик (Украина, Узбекистан) в 1995 г. приняли норму об уголовной ответственности за наемничество. В международном праве Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, “О защите жертв войны” (Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. М., 2001) признали, что наемник не имеет прав законного комбатанта, а является военным преступником и подлежит уголовному наказанию. Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников 1989 г. сформулировала самостоятельный состав наемничества.

3. Объектом наемничества являются международные правоотношения в сфере использования регулярных вооруженных сил другого государства для межгосударственного вооруженного конфликта или военных действий.
Устав ООН категорически запрещает наемничество: “Каждое государство обязано воздерживаться от организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе и наемников, для вторжения на территорию другого государства”.

Читайте также:  Размеры мужских рубашек: таблицы для России, Эвропы и Америки

4. Объективную сторону наемничества согласно ч. 1 ст. 359 УК составляют следующие альтернативные деяния: а) вербовка; б) обучение; в) финансирование или иное материальное обеспечение наемников; г) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.
Вербовка – это действия, направленные на заключение соглашения об оплачиваемом участии лица (наемника) в вооруженном межгосударственном конфликте или военных действиях. Она начинается с поиска кандидатов в наемники, психического воздействия на них (уговоры, шантаж, обещания и пр.) с целью вовлечения их в вооруженный конфликт и заканчивается заключением соглашения об этом в разной степени его юридической оформленности.
Обучение имеется в виду военное: передача необходимой образовательной информации, тренировка по обращению с оружием, ведению военных действий, элементам воинской дисциплины.
Финансирование или иное материальное обеспечение – выплата единовременных пособий наемнику, возможно, и семье, регулярная заработная плата, обеспечение обмундированием, жильем, питанием и другими материальными благами. Как правило, денежное вознаграждение наемников многократно превышает заработную плату солдат, офицеров и генералов регулярной армии.

Особенности дифференциации уголовной ответственности за наемничество но уголовному законодательству зарубежных государств и России: сравнительный анализ

Изучая национальные законы, направленные на борьбу с наемничеством, важно отмстить, что. например, в США во времена Президента Дж. Вашингтона было принято первое законодательство, контролирующее вербовку граждан одного государства для службы в армии другого государства. Гак ст. 959 разд. 18 Уголовного кодекса США, гласит: «11а территории США лицо, которое записывает или само вступает в армию, нанимается или нанимает другое нцо С целью вербовки или же покидает пределы юрисдикции США с намерением быть завербованным илн поступить на службу к любому главе государ ства (иностранному монарху), к государству, колонии, району или качестве солдата, морского пехотинца или матроса на военном корабле для каперства или для того, чтобы быть членом экипажа этого судна, подлежит штрафу в сумме не более I тыс. долл. или тюремному заключению на срок не более трех лет или штрафу и тюремному заключению одновременно «.

В 1870 г. в Англии был принят Акт о службе иностранному государству, Положения этого акта запрещали подданным Великобритании поступать на службу к иностранному государству для участия в военных действиях против другого государства, если Великобритания не находилась с этим последним в состоянии войны. Характерно, что для многих стран Британского Содружества указанный акт остается и по сей день единственным законом, направленным против наемников. Английский парламент подтвердил действие акта во время гражданской войны в Испании. В мае 1968 г. Великобритания приняла закон, запрещавший ее подданным поступать на какую-либо службу в Родезии. Однако Скотланд-Ярд полностью игнорировал сообщения прессы о вербовке наемников на территории Англии ;ція борьбы против законного правительства народноіі Анголы и для службы в рядах расистской армии Смита. Более того, английские полицейские власти облегчили отправку наемников в Анголу через аэропорты Англии в Бельгию, в ряде случаев отменив необходимые таможенные и пограничные формальности В Швеции уже с XIX в. считалось преступлением вербовать подданных для службы иностранному государству без санкционирования самого короля. В 1918 г. премьер-министр Швеции запретил формирование отрядов на территории страны для участпя в гражданской войне в Финляндии. Во время гражданской войны в Испании в 1937—1939 гг. в Швеции действовал специальный закон, запрещавший вербовку на военную службу в Испании. В 1948 г. был принят специальный закон (сейчас он включен в Уголовный кодекс), иреду сматрнвающий штраф или тюремное заключение до 6 месяцев за вербовку на иностранную военную службу без разрешения правительства пли за незаконный выезд из страны с этой целью и до 2 лет тюремного заключения за те же действия, совершенные в военное время1.

Кроме изученных международных правовых актов о преступном положении наемничества, большом оклад в развитие законодательства о наемничестве внес процесс над английскими и американскими наемниками, который проходил в Луанде — столице Народной Республики Ангола. Перед судом предстали 13 английских и американских наемников (10 англичан и 3 американца). Народный революционный суд был создан и процеееуальные нормы приняты на основании закона 7/76 от I мая 1976 г. Принцип «закон обратной силы не имеет», согласно которому ни одно действие не можег рассматриваться как преступление и соответственно наказываться, если в момент совершения этого действия не существовало соответствующего закона, не был нарушен, гак как закон 7/76 от 1 мая 1976 г. учитывал уже существовавшие нормы ангольского права, квалифицировавшие прив. еченис наемников и службу в качестве наемников как преступление»2. Процесс в Луанде дал важный материал не только для становления правовой нормы сю уголовной ответственности наемников. Он убедительно доказал противоправность деятельности тех государств, которые способствовал и и поощряли вербовк наемников.

Кроме того, данный судебный процесс, по инициативе Народной Республики Анголы, имеет и историческое значение. Он способствовал формиро ванию Международной комиссии но исследованию проблемы наемничества. Комиссия имела в своем составе представителей общественности 38 стран мира. Из них представители шестнадцати африканских стран, девяти стран Западной Нвропы, ГДР, СССР. США, Канады. Шести стран Латинской Америки, трех стран Арабского Востока, Социалист чес ко П Республики Вьетнам стралии.

Задача комиссии заключалась в суммировании, анализе действующих норм национального и международного права, имеющих отношение к наемничеству. а также выработке проекта конвенции по предотвращению и пресечению наемничества. В результате данного исследовании было установлено, что вопрос юридической квалификации наемничества не раз. возникал и рассматривался на всевозможных международных форумах, где подчеркивалось, что инешгуг наемничества представляет собой серьезную угрозу для осуществления народами права на самоопределение. Было установлено, что страны — поставщики наемников, а это США, Великобритания, Франция, ФРГ, Бельгия, Швеция, имеют национальное законодательство, которое направленно против наемников, вербовщиков, но, к сожалению, эти нормы не применялись, поскольку вышеуказанным государствам в той или иной мере было выгодно иметь такой рычаг управления для борьбы с национально-освободительным движением. народов нл самоопределение, суве существования, стабильности

В современном международном и национальном уголовном праве вопрос о дифференциации ответственности за наемничество занимает все более прочную позицию. Связанно это с тем, что данное преступление затрагивает права гуверснитет государств, принципов мирного со-аконных правительств и государственных структур1.

Наемничество (ст. 359 УК РФ)

Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они направлены на нарушение законов войны.

Непосредственным объектом наемничества являются отношения, обеспечивающие напряженность, нарушающие мир между государствами.

Согласно примечанию к ст.

359 УК РФ, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо: а) не являющееся гражданином государства, ведущего боевые действия, или не проживающее на его территории, а также не направленное на эту территорию для выполнения официальных обязанностей; б) реализующее цель получения материального вознаграждения за участие в боевых действиях. Статья 359, как и ст. 356, УК РФ карает за наемничество, обслуживающее не только войны (кстати, сам этот термин в статье не используется), но и любой вооруженный конфликт или военные действия как межгосударственного, так и внутригосударственного характера.

Объективная сторона деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, устанавливает ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно за его использование в боевых действиях. Наказуема вербовка, совершенная любым способом — от предложений и обещаний до принуждения.

Финансирование или иное материальное обеспечение также наказуемо независимо от способов (предоставление наемнику или его близким денежных или иных материальных средств).

Участие в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание, например, связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика, предусмотренные ч. 2 ст. 359 УК РФ: использование служебного положения или в отношении несовершеннолетнего. В последнем случае представляется, что действия вербовщика должны по совокупности квалифицироваться и по ст. 150 УК РФ.

Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях (ч. 3 ст. 359 УК РФ). Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных групп.

Субъективная сторона всех форм наемничества характеризуется прямым умыслом. Мотивация деяний, предусмотренных ст. 359 УК РФ, может быть самой разнообразной — от корысти до чувства патриотизма. Она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание.

Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе. Субъект преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 359 УК РФ, — специальный: лицо, завербованное в качестве наемника и включенное в вооруженное формирование.

§ 4. Преступления против человечества

В эту группу преступлений входят геноцид (ст. 357 УК РФ) и экоцид (ст. 358 УК РФ).

Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.д.

При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности.

При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.

Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войн, иных вооруженных конфликтов (как это было, например, во Вьетнаме, где с помощью химических веществ американцами был уничтожен растительный и животный мир на обширных территориях), так и в мирное время. В частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях, заведомо влекущих отравление ими природной среды.

Геноцид объявлен международным преступлением против человечности Резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.).

Понятие геноцида по объективной стороне охватывает убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, насильственное воспрепятствование деторождению, насильственное изъятие детей и передачу их в другую воспитательную среду в целях ассимиляции, если эти действия направлены на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы.

Речь идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Этническая группа определяется принадлежностью к нации (национальности) во втором смысле этого термина, т.

е. к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа — это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.д.).

Религиозная группа — это общность, образованная по религиозной принадлежности.

Помимо перечисленных выше действий, составляющих объективную сторону геноцида, законодатель предусматривает и насильственное переселение либо создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на физическое уничтожение членов соответствующей группы населения.

Преступление, предусмотренное ст. 357 УК РФ, с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.

Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший шестнадцати лет (лица от четырнадцати до шестнадцати лет, участвующие в геноциде, например из религиозного фанатизма, несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).

В связи с утверждениями в некоторых х УК РФ, что преступление геноцида является оконченным с момента наступления «указанных в законе последствий» , подчеркнем, что нельзя отождествлять преступную цель и ее реализацию.

Если закон предусматривает, например, ответственность за насильственное переселение, это деяние надо считать оконченным с момента начала принудительных действий (погрузку и этапирование), а не после вымирания переселенных лиц.

Читайте также:  Разъяснён порядок обжалования действий судебных приставов

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000 (3-е издание, дополненное и измененное).

См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996. С. 571.

Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы или водных ресурсов, а также в совершении иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально обслуживающего характера, создающих угрозу экологической катастрофы, т.е.

разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.

Надо отметить, что в характеристике объективной стороны экоцида имеются некоторые внутренние противоречия.

С одной стороны, прямо выделенные в ней действия предполагают обязательное наступление тяжких последствий, выражающихся в массовом уничтожении, массовом отравлении природы, экологической катастрофе.

С другой — закон предусматривает и возможность совершения иных действий, лишь способных ее вызвать.

Состав и виды данного преступления

Объектом наёмничества является мирное сосуществование народов и государств. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что наёмники зарабатывают путём участия в военных действиях на стороне чужого государства.

С объективной стороны данное преступление выражается в вербовке гражданина иного государства, его обучении, материальном обеспечении и использовании в вооруженном конфликте.

Под вербовкой понимается набор людей для оплачиваемого участия в вооруженном конфликте или военных действиях. Обучение наёмников происходит в виде специальных занятий по применению оружия, боевых припасов, военной техники; по обучению тактике ведения боя.

Финансированием наёмников считается выделение им денежных средств. Иное материальное обеспечение предусматривает экипировку наёмника обмундированием по сезону, обеспечение их оружием, боеприпасами, автотехникой и т. п.

Под использованием наёмника в вооруженном конфликте понимается привлечение его к боевым операциям и мероприятиям военного характера в зоне боевых действий или за его пределами.

Преступление считается завершённым с момента осуществления лицом деяний, одного из указанных в диспозиции закона и совершается исключительно при наличии прямого умысла. Мотивами наёмничества в основном служат корыстные побуждения, соображения национального патриотизма и др.

Субъектом преступления могут быть лица, уполномоченные госорганами или органами военного управления либо завербованные лица, действующие по своей воле или по инициативе народных, национальных движений.

Наёмничество как военное преступление рассматривается в ч. 3 ст. 359 УК РФ и предусматривает непосредственное участие наёмника в военных действиях.

Объект данного состава аналогичен. Выражается это преступление в непосредственном участии наёмника в боевых операциях в ходе военного конфликта.

Преступление считается завершённым с момента начала военной акции при участии наёмника. Субъектом данного состава признаётся вменяемый наёмник, достигший 16-летнего возраста.

От наёмников необходимо отличать военных советников, не принимающих личного участия в военных действиях и направленных на службу в армию иного государства по соглашению между странами.

Не являются наёмниками также и добровольцы, если они включены в личный состав вооружённых сил воюющей стороны.

ВЕДЕНИЕ

Сегодня на планете полыхает огромное количество локальных воо­руженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждуна­родный характер. Этими конфликтами затронуто большое количество стран практически всех континентов. К сожалению, не стала исключением и территория Российской Федерации, где наиболее активное применение вооруженной силы отмечено в Северо-Кавказском регионе. Не последнюю роль в эскалации подобных вооруженных конфликтов и, возможно, веду­щую роль в продолжающейся ситуации активного применения вооружен­ной силы в этом регионе России сыграли и продолжают играть наемники. Именно эта категория людей, «циркулируя» в пределах вооруженных кон­фликтов, активизирует последние. Важно указать, что наемническая дея­тельность в современный период уже не ограничивается, как раньше, си­туациями политической нестабильности или стремлением обострить эти ситуации в целях получения прибыли за счет эксплуатации природных ре­сурсов на территории некоторых государств. Негативная сторона наемни­чества выражается в том, что деятельность наемника в качестве частного лица, так же как и наемническая деятельность в форме противоправного деяния, ответственность за которое несет государство или организация, использующие наемников в определенных целях, отвечает, прежде всего, низменным интересам, проявляющимся в нарушении права народов на са­моопределение, мира и безопасности человечества, стабильности консти­туционного правительства и государственных структур в регионах или сложившегося правопорядка путем осуществления преступной деятельно­сти, наносящей серьезный ущерб жизни, свободе, здоровью и физической неприкосновенности населения и принципам мирного сосуществования.

Можно отметить, что наемническая деятельность, как правило, возни­кает в любых благоприятствующих ей обстоятельствах, будь то внутренний или международный вооруженный конфликт, тайная деятельность определенного государства или политической организации против какого-либо другого государства с целью дестабилизации в нем обстановки, неза­конная торговля с целью получения огромной прибыли или террористиче­ские акты, направленные на устрашение и запугивание местного населения или международного сообщества. Обычно наемники применяют всевоз­можные виды насилия в нарушение норм международного права, причем насилие может являться и нередко является одним из главных компонен­тов их преступной деятельности. Следовательно, наемническая деятель­ность характеризуется тем, что она носит общемировой и постоянный ха­рактер.

В настоящее время можно говорить о новых формах данной преступ­ной деятельности: наряду с наемниками, которые по-прежнему лично уча­ствуют во внутренних вооруженных конфликтах, существуют наемники, действующие в рамках современных международных охранных структур военного характера или оказывающие профессиональные услуги в деле не­законного оборота наркотиков, алмазов или оружия.

Актуальность темы работы обусловлена тем, что это опасное явление с формально-юридической точки зрения таковым на сегодняшний день не признается. Практически все международные акты, говорящие о преступности этого деяния, носят характер так называемого «мягкого» права. В этой ситуации можно говорить лишь о признании наемничества преступлением обычны­ми нормами, но и такое признание зависит еще от многих факторов и, на наш взгляд, не является неоспоримым.

Цель работы: рассмотреть проблему наемни­чества и уголовной ответственности за него, раскрыть новые формы суще­ствования данного явления на современном этапе, попытаться дать им уго­ловно-правовую оценку и проследить причины отсутствия соответствую­щей уголовно-правовой регламентации данного преступления как на меж­дународном, так и на внутригосударственном уровнях.

Задачи работы:

1. Описать деятельность международного сообщества в борьбе с наемничеством.

2. Выявить пределы уголовной ответственности за преступления против
мира и безопасности человечества.

3. Проанализировать объективные и субъективные признаки наемничества.

Предметом исследования является уголовная ответственность за наемничество.

Объект исследования — уголовное законодательство в борьбе с наемничеством.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ

МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Международное сообщество в борьбе с наемничеством

Определение наемника было формально закреплено в международном праве в 1977 году в части 2 статьи 47 Дополнительного протокола 1 к Же­невским конвенциям о защите жертв войны. Наемником признавалось ли­цо, которое было завербовано на месте или за границей для участия в воо­руженном конфликте, непосредственно участвует в боевых действиях, не является ни гражданином стороны вооруженного конфликта, ни лицом, постоянно проживающим на территории стороны вооруженного конфлик­та, которому обещано или в действительности выплачивается вознаграж­дение, существенно превышающее вознаграждение комбатантов того же ранга и функций, входящих в личный состав вооруженных сил стороны данного конфликта и которое не является лицом, присланным для испол­нения официальных обязанностей государством, не являющимся стороной данного вооруженного конфликта.

Вместе с тем данное определение было весьма ограниченным в силу того, что, как указывалось выше, право Женевы является правом гумани­тарным, оно устанавливает правовые нормы, регламентирующие защиту жертв войны, в том числе и законных комбатантов, оказавшихся во власти противоборствующей стороны, которая осуществляется как сторонами, находящимися в конфликте, так и нейтральными государствами и между­народными организациями. Определение наемника в части 2 статьи 47, части 1 статьи 47 Дополнительного протокола 1 установило, что наемник не имеет права на статус комбатанта, то есть не пользуется защитой, кото­рую сторона вооруженного конфликта либо нейтральная сторона, осуще­ствляющая миссию «добрых услуг», обязана предоставить жертвам войны.

Определение наемника по Дополнительному протоколу 1 не было свя­зано с ответственностью наемника за собственно наемничество, а лишь предоставляло право захватившей его стороне не обращаться с ним как с законным комбатантом, то есть не содержать его в условиях, предоставляемых военнопленным, а также привлечь его к ответственности за сам факт участия в вооруженном конфликте и деяния, совершенные в ходе вооруженного конфликта, совершение которых признается правомерным и не влекущим ответственности для законных комбатантов. Произвол сторо­ны вооруженного конфликта в отношении захваченного ею наемника ог­раничивался только требованием Женевских конвенций и Дополнитель­ных протоколов о том, что «никто не может быть лишен права на нор­мальное и беспристрастное судопроизводство», и признанием нарушения указанного права военным преступлением в смысле Женевских конвенций и Дополнительных протоколов.

Наемничество: статья УК РФ, объективные признаки, состав преступления, смежные составы

Наемничество активизирует вооруженные конфликты, способствует поддержанию военного психоза, и в этом состоит его опасность. Наемничество как средство и метод ведения войны запрещено Генеральной Ассамблеей ООН. Каждое государство — член ООН обязано воздерживаться от организации или поощрения организации нерегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. 15

Объектом

наемничества являются мир и мирное сосуществование государств и народов.

Наемничество (ч. 1 ст. 359 УК РФ)собъективной стороны

включает: 1) вербовку; 2) обучение; 3) финансирование или 4) иное материальное обеспечение наемника; а равно 5) использование наемника в вооруженном конфликте или военных действиях.

Вербовка наемников

состоит в подборе людей для участия в вооруженном конфликте или военных действиях за определенное материальное вознаграждение. Это и поиск, и приглашение людей для военной выучки, чтобы использовать их в вооруженном конфликте или в военных действиях.

Это интересно: Ножевое ранение ответственность статья УК РФ

Обучение наемников

заключается в целенаправленной тренировке, занятиях по овладению и использованию оружия, боевых припасов, тактики ведения боя.

Наемничество всегда сопряжено с финансированием (обеспечением денежными средствами) или иным материальным обеспечением, которое заключается в экипировке обмундированием, в вооружении наемников, обеспечении их боеприпасами, средствами передвижения и т.п.

Статья 359 УК РФ. Наёмничество

  1. Вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наёмника, а равно его использование в вооружённом конфликте или военных действиях
    — наказываются лишением свободы на срок от четырёх до восьми лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
  2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения или в отношении несовершеннолетнего,
    — наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет либо без такового.
  3. Участие наёмника в вооружённом конфликте или военных действиях
    — наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *