Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1C:Бухгалтерия 8: НДС при экспорте несырьевых товаров в ЕАЭС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подавляющее большинство российских организаций ведет торговую деятельность с нашими ближайшими соседями. Преимущественно это Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Перечисленные страны вместе с Россией образуют Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Кроме того Таджикистан является кандидатом на вступление в в ЕАЭС, а Молдавия имеет статус наблюдателя в союзе.
Камеральный контроль и блокировка ЭСФ
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Статья 95. Порядок и сроки проведения камерального контроля 2. Камеральный контроль проводится после выписки счетов-фактур в электронной форме и (или) за соответствующий налоговый период после истечения срока представления налоговой отчетности за такой период, установленного настоящим Кодексом. |
Уточнено, что камеральный контроль проводится после выписки ЭСФ. |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений; по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности, для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом. Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля, и учитываются в системе управления рисками. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются: по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. При этом нарушениями с высокой степенью риска являются нарушения, выявленные по результатам камерального контроля, проведенного после выписки счетов-фактур в электронной форме в целях установления фактического совершения оборота по реализации товаров, оказанию работ и услуг;
по нарушениям со средней степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска; по нарушениям с низкой степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений и их степени риска. Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений в налоговой отчетности для сведения. Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.»; |
Нарушения, выявленные по результатам камерального контроля (после выписки ЭСФ), в целях установления фактического совершения оборота, относятся к нарушениям с высокой степенью риска. По нарушениям со средней степенью риска, будет оформляться уведомление (сейчас извещение). По нарушениям с низкой степенью риска, оформляется извещение (раньше их не было). |
Статья 96. Результаты камерального контроля 1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговый агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – представление налогоплательщиком (налоговый агентом) пояснения по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В пояснении должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения); идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля; номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства, являющиеся основаниями и доказательствами несогласия лица, представившего пояснение. В случае, если в пояснении в качестве основания для несогласия лица, представившего пояснение, в качестве подтверждения доказательств указываются документы, то копии документов, указанных в пояснении, кроме налоговой отчетности, обязательно прилагаются к пояснению. Представление иных документов в рамках исполнения уведомления путем представления пояснения не требуется. |
Статья 96. Результаты камерального контроля «1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – устранение выявленных нарушений налогоплательщиком (налоговым агентом) путем: постановки на регистрационный учет в налоговых органах; представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения; уплаты суммы налога на добавленную стоимость в бюджет, ранее возвращенной из бюджета по требованию налогоплательщика о возврате налога на добавленную стоимость, а также уплаты пени в размере, указанном в пункте 4 статьи 104 настоящего Кодекса, за каждый день с даты перечисления налогоплательщику таких сумм; отзыва, исправления или дополнения счетов-фактур, выписанных в электронной форме, в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Казахстан; 2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями со средней степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений с приложением выписок из регистров налогового и (или) бухгалтерского учетов (учета) и (или) документов, относящихся к указанным нарушениям, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую отчетность, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;»; «3) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями с высокой степенью риска – представление в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном или электронном носителе пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления операций (сделок), указанных в нарушениях.»; «2-1. В пояснениях, предусмотренных подпунктами 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи, должны быть указаны: дата подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом); фамилия, имя и отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем
личность) либо полное наименование лица, представившего пояснение, его место жительства (место нахождения);
идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента); наименование налогового органа, направившего уведомление об
устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля;
номер и дата уведомления, на которое представляется пояснение; обстоятельства несогласия лица, представившего пояснение,
с указанными в уведомлении нарушениями с обязательным приложением документов, указанных в подпунктах 2) и 3) части второй пункта 2 настоящей статьи.
В рамках исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, путем представления пояснения требование документов, не относящихся к описанным в уведомлении нарушениям, не допускается.»; |
В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик устраняет их путем отзыва, исправления или дополнения ЭСФ. Действия налогоплательщика в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, зависят от степени их риска (прописаны отдельно для нарушений со средней и высокой степенью риска). |
Статья 96. Результаты камерального контроля |
Статья 96. Результаты камерального контроля 6-1. По нарушениям с высокой степенью риска неисполнение в установленный срок и (или) признание неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, влечет ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в соответствии со статьей 120-1 настоящего Кодекса. |
При нарушениях с высокой степенью риска, неисполнение уведомления, влечет ограничение в выписке ЭСФ. |
Отсутствует |
Статья 120-1. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур 1. Налоговые органы по нарушениям с высокой степенью риска производят ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур в случае неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля. 2. Ограничение выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов-фактур производится в течение одного рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения в установленный срок и (или) признания неисполненным уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, по нарушениям с высокой степенью риска, на основании решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур, вынесенного в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 3. Решение об ограничении выписки электронных счетов-фактур направляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 2 настоящей статьи, электронным способом в информационную систему электронных счетов-фактур, веб-приложение, личный кабинет пользователя на веб-портале «электронного правительства». 4. Налоговые органы производят отмену ограничения выписки электронных счетов-фактур в информационной системе электронных счетов- фактур в течение одного рабочего дня со дня исполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля по нарушениям с высокой степенью риска, путем вынесения решения об отмене ограничения в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным органом. 5. Обжалование налогоплательщиком решения об ограничении выписки электронных счетов-фактур не приостанавливает его действие. |
Добавлена новая статья по ограничению в выписке ЭСФ. Ограничение устанавливается при нарушениях с высокой степенью риска (в случае неисполнения уведомления). Ограничение накладывается в течение 1 рабочего дня со дня, следующего за днем неисполнения уведомления. Отмена ограничения – в течение 1 рабочего дня со дня исполнения уведомления. |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) налоговые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска; … 2. Налоговыми проверками, проводимыми по особому порядку на основе оценки степени риска, являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). |
Статья 145. Виды налоговых проверок 1.Налоговые проверки подразделяются на следующие виды: 1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;»; … 2. Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов). Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года. |
С 01.01.2023 года Скорректированы требования по налоговым проверкам на основе оценки степени риска. Основанием для назначения проверки – является полугодовой график. Уполномоченный орган размещает полугодовой график до 25 декабря и до 25 мая. |
Статья 158. Завершение налоговой проверки
|
Статья 158. Завершение налоговой проверки «При отказе налогоплательщика (налогового агента) в получении акта налоговой проверки производится соответствующая запись в акте налоговой проверки с составлением протокола (акта), предусмотренного статьей 71 настоящего Кодекса.
При этом датой вручения акта налоговой проверки является дата составления протокола (акта). |
В случае отказа налогоплательщика в получении акта налоговой проверки, делается запись и составляется протокол. Дата вручения акта признается датой составления протокола. |
Специальные Налоговые режимы (СНР)
Текущая редакция |
Новая редакция |
Комментарий |
---|---|---|
Статья 686-1. Специальное мобильное приложение … 2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. 3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:
…
5) дату и время совершения оплаты выполненные работы, оказанные услуги;
6) стоимость выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения); 7) наименование выполненных работ, оказанных услуг; 8) объем выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения); 9) общую стоимость выполненных работ, оказанных услуг; 10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.
Отсутствует.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.
…
8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации. |
Статья 686-1. Специальное мобильное приложение … 2. В специальном мобильном приложении в качестве документа, подтверждающего факт осуществления расчетов между индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, не являющимся плательщиком НДС, и покупателем (клиентом), получателем работ, услуг, формируется чек специального мобильного приложения. 3. Чек специального мобильного приложения содержит следующую информацию:
…
5) дату и время совершения оплаты за реализуемую категорию товара, выполненные работы, оказанные услуги;
6) стоимость реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг (за единицу измерения); 7) наименование реализуемой категории товара, выполненных работ, оказанных услуг; 8) объем реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в единицах их измерения); 9) общую стоимость реализуемых категорий товаров, выполненных работ, оказанных услуг; 10) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке специального мобильного приложения.
Для целей настоящего пункта под категорией товара понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению.
4. Индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения или на основе упрощенной декларации, вправе уполномочить банк второго уровня или организацию, осуществляющую отдельные виды банковских операций, оператора электронных площадок при использовании их мобильного приложения формировать чеки специального мобильного приложения.
…
8. Специальное мобильное приложение может быть использовано индивидуальными предпринимателями, применяющими специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации для формирования и выдачи чека специального мобильного приложения, для исполнения налоговых обязательств по расчету индивидуального подоходного налога и социальных платежей, их уплате и представлению упрощенной декларации. |
С 01.01.2023 года Положения по чеку специального мобильного приложения «распространены» и на индивидуальных предпринимателей, который работают на упрощенной декларации и не являются плательщиками НДС. В чеке специального мобильного приложения отражаются также сведения по категории товаров (раньше только по работам и услугам). Под категорией товаров понимается группа товаров, объединённых по функциональному назначению. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в аренду и управление собственной недвижимостью, используемой (подлежащей использованию) в предпринимательской деятельности (за исключением жилищ); сдача в субаренду торговых объектов (торговых рынков) и управление такими арендуемыми объектами; деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего здания, в которых оказываются такие услуги; деятельность в рамках финансового лизинга. |
Статья 683. Условия применения специального налогового режима 2. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса вправе применять налогоплательщики, соответствующие следующим условиям: 3) не осуществляющие следующие виды деятельности: производство подакцизных товаров; хранение и оптовая реализация подакцизных товаров; реализация отдельных видов нефтепродуктов – бензина, дизельного топлива и мазута; проведение лотерей; недропользование; (до 2026 года – в редакции «недропользование (за исключением деятельности по недропользованию, осуществляемой на основании лицензии на старательство)») сбор и прием стеклопосуды; сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов; консультационные и (или) маркетинговые услуги; деятельность в области бухгалтерского учета или аудита; финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента; деятельность в области права, юстиции и правосудия; аренда и эксплуатация торгового рынка; сдача в субаренду торговых объектов, относящихся к торговым рынкам, стационарным торговым объектам категории 1, соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, а также находящихся на их территории торговых мест, торговых объектов и объектов общественного питания;
исключен
деятельность двух и более налогоплательщиков в сфере предоставления гостиничных услуг на территории одной гостиницы или отдельно стоящего нежилого здания, в которых оказываются такие услуги;
деятельность в рамках финансового лизинга. |
Корректируется перечень видов деятельности, которые вправе применять СНР с 2023 года (изменения вносятся в редакцию, которая должна вступить с 2023 года). В общем случае «аренда» остается на СНР. |
Государства — члены этого союза договорились об установлении единых правил налогообложения экспортных операций. Отметим, что речь идет об НДС — остальные налоги при экспорте компании уплачивают точно так же, как и при реализации в России.
Реализация в страны ЕАЭС и экспорт в прочие государства имеют мало отличий. И в том, и в другом случае применяется ставка НДС 0%, для подтверждения которой налогоплательщик представляет в ИФНС определенный пакет документов.
НДС при экспорте товаров в страны ЕАЭС
Порядок уплаты НДС при экспорте товаров в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) установлен в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, который является Приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Астане 29.05.2014) (п. 1 ст. 72 Договора).
Согласно пункту 2 статьи 1 Протокола «экспорт товаров» — вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС.
Членами ЕАЭС являются: Республика Беларусь; Республика Казахстан; Российская Федерация; Республика Армения (ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014); Кыргызская Республика (ст. 1 Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014).
Под товарами понимаются реализуемые или предназначенные для реализации: любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.
При экспорте товаров с территории одного государства-члена ЕАЭС на территорию другого государства-члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС, если организация-экспортер в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров подтвердит обоснованность ее применения путем представления в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией документов, предусмотренных пунктом 4 Протокола (п. 1, п. 5 Протокола). В общем случае такими документами являются:
- договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, на основании которых осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов), либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена Евразийского экономического союза, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
Таможенное оформление грузов, перемещаемых между участниками ЕАЭС
Заполнение деклараций на товары в обычном режиме на грузы, перемещаемые между государствами ЕАЭС упразднено, учет производится через подачу формы статистического декларирования (статформы) в таможню государства вывоза. Подача статистических форм производится в целях учета перемещения грузов при внешней торговле России со странами-участниками Евразийского экономического союза. Статформа оформляется тем лицом, которое совершило сделку, или по поручению которого была совершена данная сделка, или которое наделено правом владения, распоряжения товарами.
Статформа подается в таможню не позднее восьмого рабочего дня месяца, который следует за месяцем, когда осуществлена отгрузка товаров.
Важно! За нарушение сроков подачи статистической формы учета экспорта в Казахстан может быть назначен штраф по статье 19.7.13 КоАП РФ на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Подтверждение ставки НДС 0% в 1С:Бухгалтерии 8 в течение 180 дней
Ставка НДС 0 % может применяться налогоплательщиком-экспортером, если в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров будет подтверждена обоснованность ее применения путем представления в ИФНС декларации по НДС и комплекта подтверждающих документов (см. выше).
При реализации товаров, предусмотренных пунктом 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов (п. 9 ст. 167 НК РФ).
Рассмотрим порядок отражения в программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 подтверждения ставки НДС 0 % в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров в случае реализации несырьевых товаров на экспорт в страны ЕАЭС.
НДС при экспорте товаров в 2019 году
Бухгалтерский учет экспортных операций должен вестись отдельно от сделок с отечественными субъектами хозяйствования. Необходимость соблюдения принципа раздельного учета обусловлена применением разных ставок косвенных налогов, поскольку НДС при торговле с Казахстаном начисляется по льготному нулевому тарифу.
Выручка признается в общем порядке после перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю. Вычет по НДС по товарам, купленным для перепродажи, может отражаться в учете сразу после закупки продукции или после ее продажи зарубежному покупателю. В первом случае экспорт товара в Казахстан будет сопровождаться операцией по восстановлению учтенного ранее входящего налога (Д19 – К68). После подтверждения права на нулевую ставку налогообложения бухгалтер делает новую запись о принятии к вычету входящего НДС.
НДС в РК и облагаемый им оборот
Тем, кто впервые столкнулся с необходимостью оплаты НДС коротко разъясним, что это за налог и какие суммы входят в облагаемые им обороты.
НДС в РК представляет собой перечисление в государственную казну:
- части стоимости, образуемой в момент создания товара, предоставления работ или оказания услуг;
- части стоимости импорта товаров, ввозимых в Казахстан.
В облагаемый оборот включают суммы образуемые:
- при продаже продукции, предоставлении работ и оказании услуг;
- в случае приобретения работы или услуги у нерезидента РК;
- в форме остатков продукции;
- по товарам, входящим в передаточный акт, составляемый в случае реорганизации юридического лица, не планирующего вставать на учет по НДС.
НДС в РК в 2022 году. Что нужно знать
- Поправками прошлого года снижен порог по НДС до 20 000 МРП. В 2022 году 1 МРП = 3 063 тенге. Соответственно при превышении оборота в 61 260 000, налогоплательщики обязаны встать на учет по НДС. Если налоговый режим не допускает постановку на учет по НДС – перейти на другой налоговый режим.
- С 1 января 2022 годавводится «налог на Google». Вступают в силу нормы Налогового кодекса об обязательствах иностранных интернет-компаний по уплате НДС по реализованным товарам и оказанным услугам физлицам на территории Казахстана. Все иностранные компании, которые реализуют услуги и товары через онлайн-платформы, будут обязаны платить НДС в бюджет Казахстана. Ставка НДС составляет 12% с суммы реализованных товаров и услуг. Казахстанских плательщиков эта мера не коснется.
- С 1 января 2022 года вступит в силу применение упрощенного порядка ликвидации к плательщикам НДС, которые не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности, а также поправка о применении контрольно-кассовых машин (ККМ) при расчетах с использованием мобильных платежей. Поясняется, что в понятие «денежные расчеты» включены в том числе расчеты с использованием мобильных платежей. Понятие «мобильные платежи» также введено в Закон РК «О платежах и платежных системах».
НДС в РК в 2022 году. Что нужно знать
- Поправками прошлого года снижен порог по НДС до 20 000 МРП. В 2022 году 1 МРП = 3 063 тенге. Соответственно при превышении оборота в 61 260 000, налогоплательщики обязаны встать на учет по НДС. Если налоговый режим не допускает постановку на учет по НДС – перейти на другой налоговый режим.
- С 1 января 2022 годавводится «налог на Google». Вступают в силу нормы Налогового кодекса об обязательствах иностранных интернет-компаний по уплате НДС по реализованным товарам и оказанным услугам физлицам на территории Казахстана. Все иностранные компании, которые реализуют услуги и товары через онлайн-платформы, будут обязаны платить НДС в бюджет Казахстана. Ставка НДС составляет 12% с суммы реализованных товаров и услуг. Казахстанских плательщиков эта мера не коснется.
- С 1 января 2022 года вступит в силу применение упрощенного порядка ликвидации к плательщикам НДС, которые не осуществляли предпринимательскую деятельность в период срока исковой давности, а также поправка о применении контрольно-кассовых машин (ККМ) при расчетах с использованием мобильных платежей. Поясняется, что в понятие «денежные расчеты» включены в том числе расчеты с использованием мобильных платежей. Понятие «мобильные платежи» также введено в Закон РК «О платежах и платежных системах».
Какие налоговые льготы по НДС вступили в силу с 1 января 2021 года
По достижении предельного оборота 30000 МРП (79 530 000 тенге в 2020 году) в год придется стать плательщиком НДС => пункт 4 статьи 82.
Пункт 4 статьи 82 НК РК. Обязательная постановка на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (Нажмите)
4. Минимум оборота составляет 30 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
[свернуть]
Но в эти 30000 МРП входит не весь оборот, а только тот, который облагается НДС согласно пункта 1 статьи 369. Также не учитывается оборот, который подпадает под специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств (у применяющих данный налоговый режим) => Пункт 3 статьи 82 НК РК
Пункт 3 статьи 82 НК РК (Нажмите)
3. Размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 1 статьи 369 настоящего Кодекса.
Для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость налогоплательщик, осуществляющий расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для крестьянских или фермерских хозяйств, при определении оборота не учитывает оборот по реализации от осуществления деятельности, подпадающей под данный специальный налоговый режим.
Все товары, услуги или работы, которые реализуются на территории Казахстана, за исключением освобожденных от НДС (т.е. необлагаемого оборота — см. нижк)
, облагаются НДС.
Также данным налогом облагаются импортируемые товары (в этом случае и уплачивает, и перечисляет налог покупатель-импортер).
Внимание. Даже если оборот облагается НДС, он платится только, если продавец — плательщик НДС или покупатель осуществляет импорт товаров. Подробнее см. — плательщики НДС
Определяется главной 45 НК РК.
Глава 45. НЕОБЛАГАЕМЫЙ ОБОРОТ И НЕОБЛАГАЕМЫЙ ИМПОРТ
- Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость
- Статья 395. Обороты, связанные с международными перевозками
- Статья 396. Обороты по реализации, связанные с землей и жилыми зданиями
- Статья 397. Обороты по реализации финансовых операций, освобождаемые от налога на добавленную стоимость
- Статья 398. Передача имущества в финансовый лизинг
- Статья 399. Импорт, освобождаемый от налога на добавленную стоимость
По каждому из пунктов есть особенности, которые раскрываются в соответствующих статьях налогового кодекса.
Кроме оборотов (доходов) названных в статьях 395 — 399, также освобождаются от НДС обороты, указанные в подпунктах статьи 394 — см. спойлер.
Статья 394. Обороты по реализации товаров, работ, услуг, освобожденные от налога на добавленную стоимость (Нажмите)
Освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан:
1) указанных в статьях 395 — 398 настоящего Кодекса;
2) акцизных марок (учетно-контрольных марок, предназначенных для маркировки подакцизных товаров в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса);
3) здания, сооружения, реализуемых государственной исламской специальной финансовой компанией уполномоченному органу по управлению государственным имуществом, ранее приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;
4) услуг по предоставлению государственной исламской специальной финансовой компанией во временное владение и пользование по договорам имущественного найма (аренды) здания, сооружения, приобретенных по договорам, заключенным в соответствии с условиями выпуска государственных исламских ценных бумаг, и земельных участков, занятых таким имуществом;
5) имущества, передаваемого на безвозмездной основе государственному учреждению или государственному предприятию в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
6) имущества в виде выигрышей, выдаваемых оператором лотереи участнику лотереи;
7) услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами;
8) услуг по переработке и (или) ремонту товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза с помещением под таможенную процедуру переработки на таможенной территории;
9) услуг в рамках деятельности кооператива собственников помещений (квартир) по управлению общим имуществом объекта кондоминиума, осуществляемых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о жилищных отношениях;
10) банкнот и монет национальной валюты;
11) товаров, работ, услуг, если в налоговом периоде, в котором осуществлена реализация, а также за четыре предшествующих налоговых периода соблюдается одно из следующих условий:
средняя численность инвалидов составляет не менее 51 процента от общего числа работников;
расходы по оплате труда инвалидов составляют не менее 51 процента (в специализированных организациях, в которых работают инвалиды по потере слуха, речи, зрения, — не менее 35 процентов) от общих расходов по оплате труда.
Положения настоящего подпункта не применяются к оборотам по реализации подакцизных товаров.
В отношении оборотов по реализации в рамках долгосрочных контрактов положения настоящего подпункта применяются при соблюдении условий, установленных настоящим пунктом, в течение всего периода действия такого контракта;
12) работ, услуг по безвозмездному ремонту и (или) техническому обслуживанию товаров в период установленного сделкой гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей и деталей к ним, если условиями сделки предусмотрено предоставление налогоплательщиком гарантии качества реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
13) если иное не установлено статьей 392 настоящего Кодекса, инвестиционного золота в виде слитков и пластин на основании сделки, заключенной на фондовой бирже, либо если одной из сторон такой сделки является банк второго уровня, юридические лица, имеющие в соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» право на осуществление через свои обменные пункты покупки и продажи аффинированного золота в слитках, выпущенных Национальным Банком Республики Казахстан, юридическое лицо — профессиональный участник рынка ценных бумаг или Национальный Банк Республики Казахстан;
14) действовал до 01.01.19 г.
15) услуг туроператора по въездному туризму;
16) заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;
17) товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли;
18) лома и отходов цветных и черных металлов;
19) услуг по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
20) предметов религиозного назначения религиозными объединениями, зарегистрированными в органах юстиции Республики Казахстан.
Глава 46 налогового кодекса РК
Понятие зачет НДС лучше всего объяснить на примере.
- Например, продавец Б купил у поставщика А товар за 1120 тенге (с учетом НДС).
- Из них, 1000 — это стоимость товара, а 120 — это НДС.
- Продавец Б продал товар за 1288 тенге (с учетом НДС).
- Из них 1150 — это стоимость товара, а 138 — это НДС.
- Но продавец Б уже уплатил 120 тенге НДС при покупке этого товара у поставщика А.
- Вот эти 120 тенге и есть НДС, который идет в зачет.
- Т.е. продавец Б заплатит государству не все 138 тенге НДС, а 138 — 120 = 18 тенге.
Наличие зачета — это принципиальное различие НДС от простого налога с продаж.
Перечисляет НДС государству — продавец (если речь не идет об импорте), но платит покупатель, т.е. продавец закладывает НДС в цену товара.
Изменения по НДС для экспортеров с 1 октября 2021 года
Отдельно следует сказать о том, как производится возмещение НДС при экспорте в Казахстан. Для того, чтобы грузоотправителю вернули сумму уплаченного налога на добавленную стоимость, после оформления сделки и фактической отправки груза следует подать декларацию (она подается в срок до 180 дней после отправки товара, и если пропустить этот срок, то начинают начислять пеню). Когда оформляется экспорт товаров в Казахстан из России, НДС начисляется по стандартной ставке.
Помимо варианта с подачей декларации на возмещение НДС (в данном случае заявитель, помимо декларации, предоставляет другие документы, у него проводится камеральная проверка, по результатам которой налоговая инспекция выносит решение о том, что был де-факто осуществлен экспорт в Казахстан из России, и НДС должен быть возмещен заявителю, на что в среднем уходит от 3 до 5 месяцев), можно воспользоваться помощью специалистов, которые поспособствуют тому, чтобы возмещение было произведено быстрее.
В частности, профессионалы, работающие в компании «Тат-экспорт», помогут оформить отнесение суммы НДС к расходам по налогу на прибыль. Таким образом, в случае, если осуществляется экспорт товара в Казахстан, НДС с помощью наших специалистов во всех случаях будет возмещен грузоотправителю.
Да, их здесь намного меньше по сравнению с другими государствами, но они, все же, имеются. Так, следует быть внимательными в тех случаях, когда экспорт включает товары двойного назначения. По данным статистики, подавляющее большинство товаров, отправляемых в
Казахстан, являются товарами, определяемыми законодательством данной страны как товары двойного назначения. В частности, к ним относятся:
- оптические линзы;
- высокочастотное и радиоэлектронное оборудование;
- бинокли;
- другие электронно-оптические преобразователи;
- фотокатоды и пр.
Вроде бы, на первый взгляд, сложностей здесь нет. Груз в Казахстан из России поступает автомобильным, железнодорожным, речным транспортом. Но встает вопрос эффективности организации поставок, включая и вопрос транспортной логистики.
Компания «Тат-экспорт» не только накопила богатый опыт работы в сфере транспортировки различных категорий грузов, но и имеет свой собственный автопарк техники, позволяющий качественно и быстро выполнить любой заказ.
Во всех случаях мы выбирает оптимальный маршрут, включая смешанные грузоперевозки, позволяющие выбрать самый эффективный для заказчика маршрут следования груза. Естественно, также мы берем на себя и процедуры прохождения таможенного контроля.
Принимая заказ на организацию и оформление экспорта в Казахстан, «Тат-экспорт» предлагает своим клиентам различные варианты сотрудничества, в том числе и такой, при котором мы оказываем услугу, что называется, «под ключ», то есть берем на себя все вопросы грузотправления, включая:
- согласование и составление договора с контрагентом из Казахстана;
- оформление документации на экспорт;
- согласование с ответственными органами госуправления;
- страхование и экспедирование грузов;
- затаможку грузов;
- организацию доставки товара;
- погрузочно-разгрузочные работы и пр.
Также у нас можно оформить экспорт в Казахстан, пошаговая инструкция при котором выглядит следующим образом:
- Наша компания выкупает у клиента товар, предназначенный для продажи заказчику из Казахстана;
- Самостоятельно заключает договор на поставку с контрагентом из Казахстана (по цене клиента без наценки);
- Осуществляет возврат клиенту части экспортного НДС.
У нас можно получить квалифицированную консультацию по любому вопросу, в том числе о том, как осуществляется торговля с Казахстаном, НДС, экспорт из РФ и т.д. И если есть намерение организовать экспорт в Казахстан в 2021 году, мы подробно проинформируем по каждому вопросу и поможем решить любую проблему.
Все наши клиенты – не просто заказчики наших услуг. Для нас они – деловые партнеры, с которыми мы во всех случаях выстраиваем деловые отношения на долгосрочной основе. И именно поэтому заказчики выбирают именно нас.
Экспорт из России в Казахстан – НДС
При экспорте товаров из России в Казахстан нулевая ставка НДС применяется при условии представления в налоговый орган пакета документов, включающего заявление о ввозе и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа Казахстана об уплате НДС (об освобождении от НДС).
Документы, подтверждающие обоснованность нулевой ставки НДС при экспорте, представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
Согласно п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса таможенного союза единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Основными документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории РФ в Казахстан, являются:
- Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее — Соглашение);
- Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее — Протокол);
- НК РФ (в частности глава 21 НК РФ).
При этом приоритет имеют нормы Соглашения и Протокола (ст. 7 НК РФ).
В соответствии со ст. 1 Соглашения экспортом товаров является вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиками (плательщиками), с территории одного государства — участника таможенного союза на территорию другого государства — участника таможенного союза.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС при условии документального подтверждения факта экспорта (ст. 2 Соглашения).
В силу п. 1 ст. 1 Протокола при экспорте товаров с территории РФ на территорию Казахстана применяется нулевая ставка НДС при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
На основании п. 2 ст. 1 Протокола для подтверждения нулевой ставки НДС организация-экспортер представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):
- договор (контракт) с учетом изменений, дополнений и приложений к нему, на основании которого осуществляется экспорт товаров;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, с отметкой налогового органа государства — члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке, исполнения налоговых обязательств) (в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств — членов таможенного союза);
- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории РФ на территорию Казахстана. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством РФ (отметим, что по мнению контролирующих органов, на транспортных и товаросопроводительных документах, представляемых в налоговые органы, не предусмотрено каких-либо отметок таможенного органа о вывозе товара (письмо УФНС РФ по г. Москве от 17.08.2010 N 16-15/086789));
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС, предусмотренные законодательством РФ (уточним, что под иными документами следует понимать, например, договоры комиссии (агентские договоры, договоры поручения), если товары с территории РФ в государства — члены таможенного союза поставляются через посредников).
Отметим, что в настоящее время выписку банка при экспорте товаров в Республику Беларусь и Республику Казахстан в налоговый орган представлять не требуется (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола, п. 1 ст. 165 НК РФ).
Прежде всего отметим, что каких-либо особенностей для отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией товаров на экспорт, действующим законодательством не предусмотрено.
Пункт 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» (далее — ПБУ 9/99) определяет, что доходами от обычных видов деятельности является в том числе выручка от продажи товаров. Следовательно, выручка от реализации товаров на экспорт на общих основаниях учитывается организацией-экспортером в составе доходов по обычным видам деятельности (на счете 90 «Продажи»).
Как отражать продажи товаров в Казахстан в учете
Рассмотрим пример. В детализации отчета о продажах указана общая сумма: 878,01 руб. В уведомлении о выкупе — 569,86 руб. Стоимость доставки — 611,86 руб., комиссия Wildberries — 48,31 руб. (611,86 + 48,31 = 660,17 руб.). Wildberries перечисляет ему 217,84 руб. (878,01 − 660,17) — не позже чем через 20 календарных дней с момента отправки продавцом УПД.
Если компания работает на общей системе налогообложения, то при продаже товаров на экспорт физическим лицам в страны ЕАЭС тариф НДС 0 % не применяется. Физлица не платят косвенный налог, это должен делать экспортер.
Осуществляя экспорт товаров в Казахстан, НДС можно легко вернуть
Таким образом, что бы мы ни пытались реализовать в государствах, состоящих в ЕАЭС, оно будет (для плательщика НДС из России) облагаться налогом с нулевой ставкой.
Следует отметить, что порядок вычета НДС сейчас не требует учитывать «входной» НДС для товаров, которые направляются на экспорт. Это значительно упрощает процедуру. Единственное исключение – сырьевые продукты. Таким образом, потребуется наличие счета-фактуры, и тогда можно не беспокоиться о затратах на «входной налог».
Как же возвратить НДС, осуществляя экспорт товаров в Казахстан? Есть два варианта: осуществить это самостоятельно или обратиться к специалистам, оказывающим такие услуги.
Первый вариант возвращения НДС при экспорте товаров в Казахстан содержит такой алгоритм действий:
-
Оформление и представление деклараций и прочей необходимой документации в налоговую.
-
Камеральная проверка.
-
Если в результате камеральной проверки налоговая инспекция выносит положительное решение, то заявителю возвращается НДС за экспорт товаров в Казахстан.