Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «3. Государственное регулирование земельно-имущественных отношений.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современное земельное законодательство, его структура и элементы формировались в последние десятилетия под влиянием ряда целей и, прежде всего, в связи с необходимостью реализации земельной реформы и формирования земельного рынка. Отсюда обращение к системе специальных земельно-правовых норм, обладающих собой ролью и местом в российской правовой системе. С самого начала была поставлена задача установления и развития новых институтов права собственности и иных прав на землю и оборота земельных участков условиях рынка. В основе регулирования земельных отношений было представление о земельном законодательстве как специальной отрасли, фундаментом которой является ЗК РФ. Земельный кодекс РФ содержит ряд основных специальных норм о земле, и служит звеном, обеспечивающим связь и взаимодействие законодательных и иных нормативных правовых актов иных отраслей законодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего, это ГК РФ, УК РФ, ЛК РФ, ВК РФ, КоАП РФ, Закон РФ «О недрах», иные нормативные правовые акты.
Особенности регулирования отношений
- Чтобы во всем государстве всегда был установленный порядок, требуется иметь существенные рычаги контроля, позволяющих грамотно распределить выполняемые действия, непосредственно связанные с существующим имущественным фондом.
- Данная процедура прямо характеризуется в принятой Конституции РФ, а также же практически во всех документах правового характера.
- На самом деле, данные отношения имеют достаточно сложную структуру, это является их основной особенностью:
- Регулирование может проходить посредством использования сразу нескольких правовых документов.
- При непосредственном применении каждого участка в качестве такого имущества требуется учитывать, что он также отличается повышенным приоритетом существующей охраны.
- Земля, а также та постройка, находящаяся непосредственно на ней, являются единым объектом. Именно по данной причине, если происходит непосредственная продажа располагающегося здания, то вместе с ним обязательно должен уходить и сам участок.
- Все существенные отношения тщательным образом контролируются принятыми законами.
Земельные правоотношения
Земля всегда занимала особое место среди других благ, доступных и используемых человечеством. Земля — это незаменимый, нерукотворный, пространственно ограниченный природный ресурс, который является:
- 1) необходимым условием (пространственным базисом) для любой деятельности;
- 2) главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве;
- 3) ключевым природным компонентом, вовлеченным в многочисленные связи с другими природными средами (атмосферой, гидросферой и др.);
- 4) объектом права, подлежащим обороту (причем такой оборот осуществляется одновременно с другими недвижимыми объектами, расположенными на земельном участке, законом установлен ряд существенных ограничений такого оборота);
- 5) источником дохода при его использовании и обороте (как для правообладателя, так и для государства, для общества — через систему налогообложения).
В поисках компромисса
Но и сегодня связанная с необходимостью максимально четкого разграничения гражданско-правовых и земельных отношений проблема полномочий гражданского и земельного законодательств в земельном вопросе ─ благодатное поле для дискуссий.
Употребление «синтетического» термина «земельно-имущественные отношения» означает вторжение в область взаимного влияния двух отраслей права. Отраслей, в силу естественных причин (уж слишком близко они сошлись в данном случае), а не по злой или доброй воле людей конкурирующих между собой и пытающихся «перетянуть одеяло» на себя. Но одновременно с этим, объединение двух прилагательных («земельные» и «имущественные») в одно ─ «земельно-имущественные» означает попытку примирить объективные противоречия двух сфер права и конвертировать противостояние между ними в продуктивное русло. Это тем более оправдано, что ядро земельного права в значительной степени сформировано нормами права гражданского.
В п. 3 уже упоминавшейся ст. 2 ГК РФ сказано: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
В свою очередь, в п. 3 ст. 3 ЗК РФ говорится о том, что «Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами».
Закон пытается найти разумный компромисс между двумя взглядами на землю. Словосочетание «земельно-имущественные отношения» можно рассматривать как проявление этого компромисса, а не просто как констатацию того, что земельно-имущественные отношения ─ это абсолютно заурядные имущественные отношения по поводу земли.
Понятие и общие положения о правоотношениях
Под правоотношением понимается связь между субъектами урегулированного правом общественного отношения, в процессе которой у них возникают права и обязанности.
Причины (основания), вследствие которых возникают, изменяются и прекращаются правоотношения, называются юридическими фактами. Иначе говоря, юридические факты — это некие обстоятельства жизни, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. В зависимости от способов регулирования (гражданско-правовые, земельно-правовые, административно-правовые и т.д.) и видов объектов регулируемых отношений правоотношения делятся на гражданские, земельные, административные и т.п.
Правовое регулирование земельных правоотношений
1. Конституция РФ регулирует земельные правоотношения в трех статьях: 9, 36, 72.
В соответствии с п. 1 ст. 9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Любые решения по использованию природных ресурсов должны приниматься с учетом интересов местного населения. Существует ряд механизмов учета мнения местного населения, таких как сход, публичные и общественные слушания и местный референдум.
Пункт 2 ст. 9 устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Современным законодательством не предусмотрено существование иных форм собственности.
Данный открытый перечень был весьма актуален при подготовке текста Конституции в 1993 г., однако сейчас перечень форм собственности носит законченный характер.
Пункт 1 ст. 36 устанавливает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В настоящее время существует расширительное толкование данной нормы, согласно которому к объединениям граждан относятся юридические лица, в том числе коммерческие. В противном случае прямое действие данной статьи привело бы к тому, что использовать земельные участки могли бы только некоммерческие объединения граждан и физические лица без статуса индивидуального предпринимателя.
Пункт 2 ст. 36 устанавливает две конституционные обязанности: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».
Пункт 3 ст. 36 относит условия и порядок пользования землей к предмету регулирования федерального закона.
Подпункт «в» п. 1 ст. 72 относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.
Данная норма реализуется по следующим правилам:
а) законодательство субъектов Федерации не может противоречить федеральному законодательству;
б) в случае отсутствия федеральной нормы субъект Федерации вправе закрыть данный пробел путем принятия регионального акта;
в) после принятия федерального закона региональное законодательство должно быть приведено в соответствие с федеральными нормами.
2. Федеральное земельное законодательство состоит из двух групп законов.
К первой группе относятся нормативные акты земельного законодательства. К таким относятся Земельный кодекс РФ, ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», «О землеустройстве», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» и др.
Ко второй группе относятся нормативные акты иных отраслей права. Поскольку земельное право — комплексная отрасль, большая группа правоотношений регулируется нормами других отраслей. Это такие законы, как Гражданский кодекс, Градостроительный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Лесной кодекс, Водный кодекс, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ «О недрах» и др.
3. Федеральные подзаконные акты в настоящее время представлены постановлениями Правительства РФ, которыми регулируются такие процедуры, как мониторинг, государственный земельный контроль, порядок ведения ЕГРП и др.
Указы Президента РФ играли большую роль в регулировании земельных отношений до принятия Земельного кодекса РФ.
4. Региональное законодательство до вступления в силу Земельного кодекса РФ заполняло пробелы федерального земельного законодательства крайне неоднородно. Складывалась крайне разноплановая земельная политика субъектов Федерации в весьма существенных земельных правовых вопросах — от форм собственности до участников земельных правоотношений. После принятия Земельного кодекса РФ была начата активная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральными нормами. Данная работа на сегодняшний день практически завершена.
Принципы регулирования отношений
Принципами считаются основные идеи, в случае с земельно-имущественными отношениями, перечисление дано в ст. 1 Земельного кодекса. Все они лежат в основе законодательства, которое является выражением их понимания законодателем. Именно из-за этого трудно опровергнут применением какого-то правила в том же Земельном кодексе.
- Все действия с землей должны производиться исходя из того, что она основа для существования человека и природы, и основа для экономики, а также является отдельным объектом имущественных отношений (как отдельный участок).
- Приоритетным является сохранения земли как природного объекта, как средства сельхозпроизводства перед использованием в качестве площадки для застройки.
- Главным является сохранение благоприятных условий жизни человека в процесс использования земли.
- Организация доступа общественным организациям и гражданами к подготовке решений относительно земель (к примеру, общественные слушания).
- Привязанность земли к объектам недвижимости, находящимся на ней.
- Сохранение земель ценной категории, в частности заповедников.
- Разграничение прав на землю между федеральными властями, региональными органами власти, муниципалитетами.
- Земля отдается за плату, кроме случаев, прописанных в законе.
- Установление правил использования земель и процесс использования должны учитывать интересы всего общества.
- Разделение земель на категории использования (для застройки, для ведения сельского хозяйства и т.д.).
Положительные и отрицательные стороны профессии
Данная профессиональная область сопряжена с большой умственной нагрузкой и стрессом, однако является перспективной и доходной. Человек, работающий в данной области, должен совмещать в себе качества множества профессионалов: специалиста по юриспруденции, маркетолога, экономиста. Специалист должен уметь и найти подход к клиенту и правильно рассчитать стоимость собственности.
Профессия отлично подойдет для ярко выраженных экстравертов, которым не чуждо желание постоянно узнавать что-то новое и постоянно заниматься активной деятельностью, сопряженной с общением. Основополагающие качества, необходимые в данной профессии – это ответственность, пунктуальность, внимательность к деталям и, конечно, умение общаться с людьми.
Продажи – важная составляющая данной профессии, поэтому нужно иметь грамотно поставленную речь и заботиться о своем презентабельном внешнем виде. Широкий спрос на рынке подразумевает работу, как с частными клиентами, так и с крупными компаниями, нуждающимися в недвижимости.
Что является объектом земельных правоотношений?
К объектам земельно-имущественных отношений, согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ, относятся:
Однако большинство споров, связанных с правом собственности на землю, её оборотом и охраной относятся не только к земельным участкам, но и прочно связанным с ними объектов: зданий, строений и сооружений. Таким образом земельный участок и расположенный на нем объект, если находятся в собственности одного лица, становятся единым имущественным комплексом и соответственно единым объектом земельных отношений.
В свою очередь, субъектами земельного права может выступать как отдельный гражданин, так и юридическое лицо или орган государственный власти — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Ввиду вышеперечисленных факторов для разрешения вопросов, связанных с землей и находящихся на ней объектов необходим профессиональный юрист, имеющий обширную практику в земельных и гражданских правоотношениях. Каждый случай уникален, и положительный исход дела зависит от множества факторов. Для получения консультации юриста по земельным вопросам в Москве Вы можете обратиться в компанию Maxard.
Уровни имущественных отношений
Для решения вопросов в некоторых сферах национального хозяйства созданы полноценные государственные структуры. Значит ли это, что имущественно-правовые отношения всегда требуют столь серьезного подхода к регулированию? Все зависит от того, на каком уровне соответствующие коммуникации осуществляются, а также от объективной потребности участия в решении того или иного вопроса государства.
Конечно, в России нет специальных нормативно-правовых актов, которые бы выделяли собственно уровни имущественно-правовых отношений. Однако в ходе естественных процессов политического и правового развития в РФ сложилась некая практика, в соответствии с которой эти самые уровни — или, по крайней мере, в достаточной мере обособленные сферы имущественных отношений — фактически образовались. В результате чего управление процессами в некоторых из них действительно требует участия отдельных политических институтов. В свою очередь, многие имущественные гражданские отношения регулируются в достаточной мере эффективно теми правовыми актами, что установлены, к примеру, на уровне ГК РФ.
Корпоративные отношения — отдельная сфера?
Вспомним, мы сказали о том, что все субъекты гражданско-правовых отношений — равноправны, одна сторона договора не может быть в субординации к другой. В свою очередь, внутри корпораций эта самая подчиненность, как правило, выражена значительно. Начальник отдела управляет наемными сотрудниками, а сам, в свою очередь, подчиняется директору. Конечно, некоторые моменты, регламентирующие подобные коммуникации, фиксируются в Трудовом праве, которое рассматривается большинством юристов отдельно от гражданского.
Вместе с тем участие тех или иных лиц в управлении организацией может быть вовсе никак не связано с нормами ТК. Например, владельцы хозяйственного общества могут не иметь никаких должностей в компании, которая им принадлежит, и в то же время непосредственным образом влиять на отношения, которые внутри нее формируются. Таким образом, корпоративное право — интереснейшая сфера, имеющая, с одной стороны, признаки схожести с гражданской — и многими юристами относимая именно к ней, с другой — характеризующаяся выраженной обособленностью по ряду критериев, которые мы обозначили.
История профессии земельно-имущественных отношений
Профессия оценщика в России появилась после отмены крепостного права. В июне 1893 года вышли «Правила оценки недвижимости…». С появлением «правил» стали производить оценку недвижимого имущества. В губерниях, земствах были созданы оценочные комиссии. Комиссия обязана была вести книги, составлять описи всей недвижимости, вести делопроизводство, собирать данные об арендной плате и т.д. После революции 1917 года частную собственность на землю ликвидировали. От этой профессии остались лишь небольшие элементы. Их преобразовали в БТИ (бюро техинвентаризации). И лишь в 1993 году на базе ИЭР (Института Экономического развития) Всемирного банка начали готовить специалистов-оценщиков. В этом помогли специалисты из США, у которых земельно-имущественные отношения были развитее на пол века от наших.
Что это за специальность: «земельно-имущественные отношения»
Купить, сдать, снять или продать квартиру, оформить собственные права на загородный дом или дачный участок – всё это невозможно без квалифицированной оценки и консультации профессионалов. На помощь в таких ситуациях приходят специалисты по земельно-имущественным отношениям. Они проводят инвентаризацию, оценивают рыночную стоимость, определяют ликвидность жилого имущества. Если нужно, помогают решать тонкости, связанные с ипотекой и кредитами на земельные наделы.
Внимание! Многое из того, что делает специалист по земельно-имущественным отношениям, входит в круг обязанностей риэлтора.
Получив диплом о среднем профессиональном образовании, человек, освоивший тонкости в отношении земли и недвижимости, научится:
- Управлять вопросами, связанными с продажей, арендой земли.
- Обосновывать с точки зрения права и экономики передачу государственных земельных наделов людям, которые имеют недвижимость на этой территории.
- Разрабатывать проекты по оценке различных предприятий, владеющих землей.
- Определять рыночную стоимость объектов недвижимости.
- Совершать комплекс кадастровых мероприятий, в т.ч проводить съемку и делать выводы о кадастровой стоимости земли.
- Составлять земельный баланс отдельного района.
- Формировать и просчитывать смету в отношении стоимости зданий и многое другое.
В сфере земельных отношений можно работать, получив среднее или высшее образование
Выпускники, которые получат высшее образование по этой специальности, смогут:
- Контролировать использование различных объектов недвижимости в соответствии с нормами закона.
- Заниматься вопросами налогообложения зданий.
- Предоставлять риэлторские и консалтинговые услуги.
- Решать имущественные и земельные споры.
- Разрабатывать проекты по развитию объектов недвижимости, планированию территорий и т.д.
Земельно имущественные отношения — что за профессия и есть ли спрос на специалистов
Земельно-имущественные отношения – что за профессия, что делает специалист? Он должен быть способным произвести грамотную оценку земли и имущества, учет недвижимости, а также знать суть работы в организациях, связанных с недвижимостью и имуществом, в информационном и аналитическом плане, являться специалистом в данном вопросе.
Выпускник, получивший диплом по специальности «Земельно-имущественные отношения» с присвоенной квалификацией «Специалист по земельно-имущественным отношениям» имеет возможность трудоустроиться в земельные комитеты, кадастровые палаты, строительные компании и девелоперские структуры, отделы по финансированию проектов, связанных с имущественными комплексами, комитеты по строительству администрации, фирмы по оценке недвижимости, отделы технической инвентаризации, земельные комитеты, регистрационные палаты, экономические отделы и отделы управления имуществом промышленных предприятий, отделы учета ценных бумаг, риэлторские компании.
Cпециальность Земельно-имущественные отношения
- основы экономической теории,
- экономика организации,
- статистика,
- основы менеджмента и маркетинга,
- документационное обеспечение управления,
- правовое обеспечение профессиональной деятельности,
- бухгалтерский учет и налогообложение,
- финансы, денежное обращение и кредит,
- экономический анализ,
- оформлять документы, закрепляющие имущественные права и их регистрацию;
- проводить учет и инвентаризацию имущества, земли и обязательств;
- определять качество объекта земельно-имущественных отношений;
- давать экономическую оценку объекту земельно-имущественных отношений на основе традиционных подходов к оценке;
- рассчитывать доходность ценных бумаг;
- пользоваться основной бухгалтерской и статистической отчетностью для оценки ликвидности и платежеспособности оцениваемого объекта;
- организовывать работу привлекаемых экспертов;
- пользоваться архивами, готовить дела к сдаче в архив, формировать собственный архив;
- пользоваться нормативными документами и инструкциями государственных органов, регулирующих земельно-имущественные отношения;
- пользоваться Геоинформационными системами (ГИС-технологиями);
- работать с цифровыми и информационными картами;
- применять специализированное программное обеспечение для решения профессиональных задач, использовать другие информационные технологии, офисную технику.