Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Просвещенный абсолютизм: его суть и значение для истории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассматирваемая форма управления государством представляла собой жесткую критику пережитков феодальных отношений. Французские философы писали о том, что каждый человек рождается свободным, и нельзя забирать ее у него. Согласно постулатам этой политики народ должен обладать широкими полномочиями, часть из которых он добровольно доверяет своим правителям. Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства. При этом церковные служащие должны были быть навсегда отлучены от власти. Многие из этих направлений Екатерина даже не думала реализовывать.
С середины XVIII просвещенный абсолютизм дорос до реформ. Они касались многих сфер жизни.
Можно выделить ряд основных изменений:
- Сословные. Ограничивались права дворян и духовенства. Больше прав получало третье сословие, зарождающаяся буржуазия.
- Экономические. Устанавливались пошлины на ввозимые товары, поощрялось развитие промышленности и торговли.
- Судебные. Были отменены или ограничены пытки, суду начала подлежать знать.
- Крестьянские. Впервые власти начали проводить меры по улучшению состояния крестьян. В Австрии отменили крепостное право.
- Образовательные. Начальная школа становится более доступной для низших сословий, появляются новые светские школы.
- Церковные. Упразднены в католических странах суды инквизиции, церковь отстранили от светских дел.
Распространение просвещенного абсолютизма привело к ограничению старых феодальных прав не только лишь для дворянства, но и для духовенства, что в свою очередь привело к ряду конфликтов между королевской властью и католической церковью в ряде европейских стран. Светские правители вообще стали пытаться выйти из-под контроля папской курии. К тому же развитие просвещения тормозилось старыми католическими догмами, а многие талантливые ученые того времени и вовсе были преследованы инквизицией.
Наиболее радикально тут поступил уже упомянутый нами английский король Генрих VIII, он просто порвал отношение с католической церковью, создав в Англии англиканскую церковь во главе с английским же королем (то есть с собой во главе). В других европейских странах также влияние католической церкви было постепенно ограничено, много где четко определился курс на отделение государства от церкви и школы от церкви, происходила стремительная секуляризация общества, которая сопровождалась такими изменениями:
- Папские буллы больше не обладали юридической силой. Пожалуй, за исключением лишь тех булл, которые были заверены королями.
- Повсеместно была запрещена инквизиция, как и инквизиторские трибуналы.
- Для духовенства были введены налоги.
- Во многих европейских странах был изгнан или запрещен орден иезуитов. Связано это с тем, что иезуиты особенно активно противились антиклерикальных настроениям в обществе, за что и поплатились своим запретом.
Просвещенный абсолютизм в Российской империи начался с правления царя Петра I, который всячески стремился перенять опыт прогрессивных европейских стран, куда он активно «рубал окна». Петр I провел широкий ряд реформ направленных на развитие просвещения, образования и искоренения старых порядков:
- насильственное пострижение бороды боярам,
- приказ пользоваться столовыми приборами, а не есть руками,
- упразднение стрельцов, место которых заняли солдаты одетые и оснащенные по европейскому (а именно прусскому) образцу,
- отправка всех «лучших дворянских сынов» для обучения заграницу и открытие школ и университетов в стране.
Это и многие другие вещи были сделаны прогрессивным царем с целью привнести в Россию не только просвещенный абсолютизм, но и в целом европейскую культуру. К слову и само название «Россия» тоже детище Петра, до этого эту страну называли Московией.
Методические указания к теоретическому заданию.
В контрольной работе по данной теме необходимо раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм», широко распространенное в Европе в XVIII веке и показать его особенности в России, что связано прежде всего с политикой императрицы Екатерины II.
При рассмотрении данной проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
- 1. Какие идеи были положены в основу политики «просвещенного абсолютизма»?
- 2. Какие характерные черты европейского «просвещенного абсолютизма»?
- 3. Каковы особенности политики «просвещенного абсолютизма» в России?
- 4. Какие социально-правовые идеи проповедовала Екатерина II?
- 5. В чем сущность сословной политики Екатерины II? Каковы е? итоги?
- 6. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком» дворянства?
- 7. Какие реформы в управлении и с какой целью осуществляла Екатерина II?
Просвещенный абсолютизм
Просвещённый абсолютизм — политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.
Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.
Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма — союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.
В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Все политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.
Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.
Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Прусский (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:
Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцкий, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом — посредник Фридриха в Германии, Гольц — его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн — министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло — в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини — в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес — в Испании, барон Крейц и барон Сталь — в Швеции.
Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II — много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).
Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма — деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.
Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. — несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец — область сословных отношений и крестьянского быта.
В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.
Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.
Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии — цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.
Особенности реализации политики просвещенного абсолютизма в России
В России реформы тормозились дворянством, ратовавшим за консервацию крепостного строя. Даже выступавший за свободу крестьян Радищев делал это только на словах, пользуясь плодами труда своих крепостных. И философские размышления о свободе ничуть не мешали ему торговать крепостными.
Екатерина при всем желании не могла пойти против воли высшего класса. Она хорошо помнила, как сама пришла к власти, используя дворянское недовольство Петром III.
Императрица много сделала для развития образования. Императрица основала приюты для сирот, которые становились свободным людьми. Были ограничены права церкви, секуляризованы монастырские владения. Более 1 миллиона монастырских крестьян стали государственными. Это значительно улучшило их положение.
Основоположником теории разумного управления государством называют английского философа-материалиста Томаса Гоббса. Просвещённая монархия должна была учитывать, что, кроме абсолютной власти, у неё есть обязанности перед гражданами страны. Реформы предполагали:
- повышение уровня жизни граждан, развитие медицины, науки и искусств;
- движение по пути технологического прогресса;
- развитие общественного образования и просвещения;
- введение выборности судей и других должностных лиц;
- снижение налогов;
- установление главенства закона в государстве и равенства перед ним всех граждан.
Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: «А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других» [3, с. 376]. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.
Долгое царствование Екатерины II 1762—1796 наполнено значительными и весьма противоречивыми событиями и процессами. Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства. Указом 1775 года фабрики и промышленные заводы были признаны собственностью, распоряжение которой не требует особого дозволения начальства. В 1763 году был запрещён свободный обмен медных денег на серебряные, чтобы не провоцировать развитие инфляции. Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег — ассигнаций.
21 апреля 1785 года были изданы две грамоты: «Грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства» и «Жалованная грамота городам». Императрица назвала их венцом своей деятельности. Обе грамоты окончательно закрепляли за верхними сословиями те права, обязанности и привилегии, которые уже были предоставлены предшественниками Екатерины в течение XVIII в., и предоставляли ряд новых. Так, дворянство как сословие было сформировано указами Петра I и тогда же получило ряд привилегий, в том числе освобождение от подушной подати и право неограниченно распоряжаться поместьями; а указом Петра III оно было окончательно освобождено от обязательной службы государству.
Золотой век русского дворянства был вместе с тем веком пугачёвщины, «Наказ» и Уложенная комиссия соседствовали с гонениями. И все-таки Екатерина «старалась проповедовать среди русского дворянства философию европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо знакома. В этом смысле её правление нередко называют эпохой просвещённого абсолютизма» [4, с. 216].
Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения, состояла в переписке с Вольтером, Дидро, д’Аламбером. При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека. Она покровительствовала различным областям искусства — архитектуре, музыке, живописи. Нельзя не упомянуть и о инициированном Екатериной массовом заселении немецких семей в различные регионы современной России, Украины, а также стран Прибалтики. Целью являлась модернизация русской науки и культуры.
Вместе с тем, многие историки указывают на односторонний характер такого покровительства со стороны Екатерины. Деньгами и наградами щедро одаривались в основном иностранные деятели науки и культуры, которые разносили за рубежом славу о Екатерине II. Особенно разителен контраст в отношении отечественных художников, скульпторов и литераторов.
Родоначальником теории считается философ Томас Гоббс. Ее суть заключается в идее построения сильного светского государства и установлении центральной власти. С одной стороны, абсолютизм впитал в себя многовековые традиции государственного устройства. Однако при этом он нес в себе и новые черты. Помимо прав, абсолютизм накладывал на монархов и обязанности.
В результате во многих европейских странах были проведены реформы, направленные на общее благосостояние и соблюдение государственных интересов.
Писатели и философы того времени с энтузиазмом приняли новые идеи. Один из наиболее известных пропагандистов абсолютизма — Вольтер. Причины реформ просвещенного абсолютизма заключались в попытке объединить философов и правителей и подчинить государство власти «чистого разума».
Изначально определение понятия просвещенной монархии включало в себя:
- Повышение уровня жизни населения — развитие науки, искусства, медицины.
- Повышение всеобщей грамотности, популяризация идей образования.
- Выборный характер некоторых должностей — в частности, судей.
- Экономические реформы, направленные на облегчение жизни населения. Предполагалось снижение налогов, отмена права монополии на любую добычу или производство.
- Всеобщее равенство перед законами. Наказания и поощрения должны быть одинаковыми для всех социальных слоев, независимо от происхождения или должности.
В России идеи просвещенного абсолютизма были восторженно приняты императрицей Екатериной II. Однако правительница не всегда полностью придерживалась духа и буквы западной философии.
Основной концепцией было равенство перед законом всех сословий. Однако императрица выстроила законодательство так, что дворяне имели особый статус при решении многих юридических вопросов. Примером может служить оформление особой «грамоты», которая запрещала конфисковать земли у дворянства, даже если те были осуждены за уголовные преступления. Все имущество передавалось наследникам. Кроме того, представители благородного сословия были избавлены от телесных наказаний.
Формально в российских городах и губерниях было введено местное самоуправление. На деле же основные должности были розданы наиболее влиятельным дворянским фамилиям. Бюрократия и взяточничество только еще более возросли.
Проведена была также полицейская реформа. Основной задачей ее было не допустить крестьянских восстаний, подобных тому, что произошло в 1773—1775 годах.
Для стимуляции развития экономики введены были соответствующие изменения:
Отменены монополии на производственную деятельность и добычу ресурсов. Снижены пошлины и налоги. Разрешено свободное предпринимательство.
Однако процесс развития сильно затормаживали особенности русского самосознания. В стране еще имели большое влияние феодальные устои. Крестьянство было пропитано духом рабства и не принимало новых технологий. В итоге во времена правления Екатерины Россия главным образом экспортировала за рубеж ресурсы — зерно, дерево, парусину и пр.
Характеристика просвещённого абсолютизма
Первый абсолютизм (форма государственного правления, характеризующаяся неограниченной властью монарха) сложился в Испании, Франции и Англии в конце XVI века, а к концу XVIII века под влиянием идей Просвещения он получил новые идеи. Его основой стала мысль о том, что абсолютная власть наделяет правителя светского государства не только правами, но и обязанностями. Родоначальником теории просвещённого абсолютизма является английский философ Томас Гоббс. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.
Основа государственного устройства
Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.
Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.
В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.
Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.
В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.
Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.
Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.
В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд. Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).
Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.
Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.
Административные реформы
Уложенная комиссия была распущена в 1768 году, когда шла очередная война России с Турцией. Тогда императрица на время отвлеклась от внутренних дел и занялась внешней политикой. Уложенная комиссия больше не собиралась, но принятые ею решения отразились на многих последующих екатерининских реформах.
Просвещенный абсолютизм, кратко говоря, повлиял на перемены в административном управлении в империи. В 1775 году Екатерина провела губернскую реформу. До этого Россия жила согласно внутренним границам, проведенным еще во времена Петра I. Его преемница на престоле в несколько раз увеличила количество губерний, а также уменьшила их размеры. Она дала местным чиновникам большие полномочия при решении внутренних хозяйственных вопросов.
Одной из главных проблем России на протяжении всего ее существования был ее размер. Чтобы добраться из европейской части страны в сибирские города, требовались недели. Поэтому, когда губернские чиновники обращались за советами и поручениями в Петербург, эффективность их работы на местах падала в разы.
Следующим шагом на этом пути стал выход Жалованной грамоты городам в 1785 году. Этот важный законодательный акт регламентировал права и статус всех жителей крупных населенных пунктов. Это были люди, обладавшие собственной недвижимостью в городе. Их также называли мещанами.
Жители городов получили органы самоуправления – магистраты. В них избирались представители мещан и купцов, которые решали текущие хозяйственные проблемы. Появление магистратов стало прямым последствием политики просвещенного абсолютизма Екатерины II.
Ключевые положения политики просвещенного абсолютизма
Главными идеологами Эпохи просвещения являлись европейские философы, которые в своих трудах отобразили векторы развития общества (таблица).
Просветители | Основные идеи |
Дж. Локк | Идеи равенства всех людей перед законом и введение в политическую практику принципа разделения властей. |
Ш. Л. Монтескье | Развивал идею Д. Локка о разделении властей на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную. |
Ж. Ж. Руссо | Идеи социального равенства и введение всеобщего избирательного права. |
А. Смит | Идеи свободы экономики от давления государства (свобода предпринимательства, частной собственности), а также принятие того факта, что источником богатства являются не деньги как таковые, а человеческий труд. |
Философствующие государи
Просвещенный абсолютизм модернизировал руками монархов судопроизводство, образование и многие другие области общественной жизни. Советники государей полностью опирались на учения французских философов восемнадцатого века — Монтескье, Руссо, Вольтера. В социальной и политической сферах царил консерватизм, укреплявший позиции дворянства, которые служили опорой для абсолютизма. С другой стороны, просвещенный абсолютизм видится политикой социальной демагогии, которая лукаво использует лозунги просветителей, чтобы сохранить старые порядки.
Тем не менее новый стиль жизни и его порядок целиком и полностью поддерживали Иосиф II Австрийский, Фридрих II в Пруссии, Екатерина Великая в России и отчасти сын её Павел. Просвещенный абсолютизм оставил яркий и благоприятный след в российской истории, несмотря на то что несколько первых лет царствования Екатерины Великой отмечены державной неуверенностью — всё-таки она не была прямой наследницей и не могла не почувствовать некую шаткость своего трона. Екатерина была всего лишь женой Петра III, внука Петра Великого. Родом она из Германии, носила фамилию Ангальт-Цербская с именем, по-немецки длинным, София-Августа-Фредерика-Эмилия.