Как возникло крепостное право на руси. Как жили крепостные крестьяне на руси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как возникло крепостное право на руси. Как жили крепостные крестьяне на руси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В древней России большая часть земель была разобрана князьями, боярами и монастырями в собственность. С усилением великокняжеской власти служилые люди награждались обширными поместьями. Сидевшие на этих землях крестьяне были лично свободными людьми и заключали с помещиком арендные договоры («порядные »). В определенные сроки (напр., около Юрьева дня) крестьяне могли свободно оставить свой участок и перейти на другой, исполнив свои обязательства по отношению к помещику.

Немного из истории этого явления

Крепостное право соответствует определённому этапу развития государства. Но поскольку развитие различных государств и регионов шло по-разному, то и крепостное право в разных странах существовало в разных видах: где-то захватывало небольшой отрезок времени, а где-то сохранилось практически до нашего времени.

Например, в Англии, Франции и части Германии крепостная зависимость возникла в IX-X веках, а в Дании, восточных областях Австрии – только в XVI-XVII веках. Даже в одном регионе, например, в Скандинавии, это явление развивалось по-разному: в средневековой Дании оно сложилось по германскому образцу, а в Норвегии и Швеции его практически не было. Так же неравномерно крепостная зависимость и исчезала.

В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку, но официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года.

Крепостное право как исторический феномен

Несмотря на то что явление, затронувшее миллионы людей, имело множество исторических предпосылок, большая часть специалистов склоняется к тому, что помещики выживали и богатели на рабском труде простого люда, практически не имевшего никаких прав. КК убивали, судили без следствия, заставляли голодать, били и пр. И большая часть подобных беззаконий оставалась безнаказанной.

Более лояльные к крепостному праву, как к историческому явлению, ученые утверждают, что такой уклад был единственно возможным, и планомерное закрепощение происходило в целях спасения не только государства, но и самих крестьян, как сословия.

В завершение приведем несколько интересных фактов о крепостном праве:

  • однозначного ответа на вопрос: кто ввел крепостное право на Руси? – не существует;
  • исследователи, в том числе и иностранные, утверждают, что русский крестьянин XVII—XVIII века жил намного лучше и зажиточнее, чем простой люд во Франции, Германии, Польше и других европейских странах того же периода;
  • несмотря на расхожее мнение о том, что все крестьяне страны были крепостными, это было далеко не так. Например, в 1796 году крепостными были лишь 53% крестьянского сословия, а в 1857 году – лишь 23%;
  • до 1767 года КК могли жаловаться на помещика непосредственно царю (из-за огромного потока писем Екатерина вторая отменила это право, доверив разбор челобитных своим дворянам).

Крепостные крестьяне голодали

Как ни покажется многим странным, но именно до отмены крепостного права в 1861 году сельская Россия 18-19 вв. не знала такого массового голода, вызванного неурожаями и прочими стихийными бедствиями, как в конце 19 века, когда крестьяне стали свободными. Бедствие первых лет 17 века, приведшее к Смутному времени, давно стало достоянием легенд.

Конечно, неурожаи и голод иногда случались и в период расцвета крепостного права. Но, тем не менее, Россия того времени не испытала ничего подобного тому, что случилось в 1891-1892 гг. А первый массовый голод, вызванный неурожаем, случился уже в 1873 году, всего через 12 лет после отмены крепостного права.

Связь между этими двумя явлениями прямая. Правда, голод усилился не столько из-за самой отмены крепостного права, сколько из-за условий этой отмены. Выкупные платежи, падавшие на бывшую крепостную деревню, вынуждали крестьян распродавать большую часть урожая, не оставляя себе ничего про запас. При этом годы с богатым урожаем не приносили крестьянам пользы, так как именно в эти годы падала цена на хлеб. И чтобы заработать на выкупные платежи крестьянам приходилось всякий раз выгребать свои амбары подчистую.

Конечно, определённую роль играло теперь и то, что помещики не зависели напрямую от благосостояния крестьян и не имели стимула поддерживать их в трудные годы.

Отличие между крепостным крестьянином и рабом британских американских колоний и США в 1619–1865 годах.

Раб британских колоний

Крепостной крестьянин

Субъект права

Был неправомочен: в суде за проступки раба нёс ответственность его владелец. В отношении самого невольника всю степень его ответственности определял сам рабовладелец, он мог назначить любое наказание, вплоть до казни.

В отличие от раба, сам представлял себя в суде, мог выступать свидетелем, в том числе и против помещика. За убийство крепостных помещиков судили. С 1834 по 1845 годы было привлечено к суду 2 838 дворян, 630 из них было осуждено. Самым громким процессом был суд над помещицей Дарьей Николаевной Салтыковой. За убийство нескольких десятков крепостных она была лишена дворянства и приговорена к смерти, которую заменили пожизненным заключением.

Собственность

Раб не мог владеть собственностью. Его жилище, одежда, питание и орудия труда принадлежали плантатору.

Крепостной жил в собственном жилище, работал своими орудиями, сам обеспечивал себя. Мог заниматься отхожим промыслом. В месяцы, не занятые работой на земле, крестьяне отправлялись на стройки, в шахты, на фабрики, занимались извозом и мелким производством. В XIX веке ежегодно на отхожие промыслы уходило более 5 миллионов человек

Семья

Раб не мог иметь семью.

Крепостной венчался с женой и его брак был освящён церковью

Возможность освобождения

Возможность освободиться была только в некоторых штатах. Получившего свободу раба могли опять продать на аукционе в штатах, где рабство было закреплено законодательно.

Крепостной мог выкупиться у помещика. Так, родоначальник династии меценатов Морозовых, Савва Васильевич, начав с работы ткачом-кустарем, выкупился у помещика с пятью сыновьями за немыслимые по тем временам деньги — 17 тысяч рублей. Гучковы, Рябушинские и многие другие богатые династии были выходцами из крепостных.

Зачастую законные права крепостных не соблюдались, указы государей носили рекомендательный характер. Поэтому жестокое обращение и произвол помещиков были не исключением, а правилом в Российской Империи. Самыми бесправными были не крестьяне (за них вступалась община и государственные чиновники), а дворня — слуги, живущие при поместьях или городских домах помещиков. В разное время количество крепостных крестьян в России составляло от 27 до 53%.

Отношения крестьян к земле

По исконному убеждению Русского народа земля составляла основание всех отношений человека из общества: без земли можно было быть княжим боярином, слугою княжим и боярским, монахом, священником или другим духовным лицом; без земли же можно было быть батраком, наемным работником и вообще вольным государевым человеком, но чтобы быть членом городской или сельской общины, для этого непременно должно было иметь какую-либо долю городской или сельской земли. Гость, купец, крестьянин не могли быть без земли, они считались принадлежащими к той или другой общине по земле, или, по тогдашнему выражению, по земле и воде тянули к городу или волости. Боярин, монастырь, приобретая землю, через сие самое делались членами общины, по земле и воде тянули к городу, и наоборот – крестьянин, купец, вообще тяглый человек, лишаясь земли, переставал быть тяглым человеком и членом общины.

В XIV и XV столетиях земли по-прежнему были и общинные, и частные, и крестьяне могли жить или на общинных землях, или на своих собственных, или на владельческих; отсюда и отношения крестьян к земле были различны.

1) Ежели крестьяне сидели на общинной или черной земле, то они пользовались ею только как члены общины, получая в надел известные участки или выти земли в бессрочное пользование, так что на одном и том же участке крестьянин мог сидеть целую жизнь и передавал его своим наследникам, но, разумеется, с неизменным условием быть членом общины и тянуть во все общинные разрубы и розметы. Этот участок земли, до некоторой степени, представлял как бы собственность крестьянина; он мог даже отдавать его в заклад и продавать только с условием, чтобы тот, кто примет от него этот участок, тянул в общинные разрубы и розметы или окупил все общинные пошлины, лежащие на этом участке, или, как тогда говорилось, обелил его, а в противном случае лишался своей покупки, как об этом прямо говорят договорные грамоты князей. Так, например, в договорной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Владимиром Андреевичем сказано: «А кто будет покупит земли данные, служни или черных людей, а те, кто возможет выкупите, пне выкупит; а не возмогут выкупите, ине потянут к черным людем; а кто не всхочет тянути, ине ся земль сеступят, а земли черным людем даром» (Собр. гос. гр. и дог. Т. I. № 33). Это условное право отчуждения общинных земель особенно было развито в городах, о продаже городских черных земель мы имеем несколько свидетельств в договорных грамотах, или вот купчая 1609 года, в которой продавец ясно указывает, что он продает общинную городскую землю, вот слова купчей: «Се аз Леонтей Фомин сын Глинского посада, продал есми Ивану Михайлову сыну Холмогорцу лаку свою на Глинском посаде в новом ряду… по своей купчей, что яз Леонтй купил у Богдана Федорова сына Кальяникова… А продал есми в дернь без выкупа и с полавочною землею, как иным лавкам земли сколько доведется того ж нового ряду без вывета» (В моем собран, грамот). Здесь владелец продает общинную землю, даже не измеряя ее, а сколько доведется по общинному измерению на его долю, как иным лавкам доведется. Но, конечно, крестьянин, продавая или иным образом передавая другому общинную землю, продавал собственно не землю, а свое право на нее, которое составляло его собственность, земля же и по, передаче другому оставалась общинною землею; ибо черных или общинных земель сами князья не могли покупать, как прямо свидетельствуют договорные грамоты князей. Так в вышеприведенной договорной грамоте великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Владимиром Андреевичем сказано: «А которые слуги к дворскому, а черные люди к становщику, тех в службу не принимати, а блюсти ны их с одного, а земль их не купити».

Читайте также:  Начисление командировочных в 2024 году

Крестьянин, владеющий участком общинной земли, имел на нее все права пользования и распоряжения, мог отдавать ее в наем, мог сам возделывать ее в каких угодно видах, т.е. обращать в пашню, в огород, оставлять перелогом, ставить на ней строения и прочее. Община во все это не вступалась, крестьянин в этом отношении был полным хозяином данного ему участка, только бы исполнял лежащие на нем общинные обязанности. Одно судное дело 1462 – 1464 годов довольно отчетливо изображает отношение крестьян к своей общинной земле. Крестьяне говорят на суде: «Та, господине, земля наша Воиславская, а мы, господине, ту землю орали и косили; а за Савкою, господине, земля наша была за нашим крестьянином в выти; а Харя, господине, у нас жил в селе Воиславском девять лет, а ту, господине, землю делал; а как, господине, у нас Харя вышел из села; уже тому 20 лет; а мы господине от тех мест ту землю орем и сеем и в наем отдаем, и из старины та земля Звенигородская» (Акты, отн. до юрид. быта. С. 636). Крестьяне имели право и частные земли владельцев присоединять к своим общинным землям посредством мены, покупки и выкупа. Так в грамоте Белозерского князя Михаила Андреевича (1446 – 1468 гг.) сказано: «Что заложил в Кирилов монастырь пожню Бренко, да другую пожню Семен Попв за Марьевою речкою, а Бренко заложил остров, пожню ниже Городка; и яз пожаловал старосту Городечского и всех крестьян, велел есми им те пожни выкупите, что будет в кабалах написано в Брейковой и Семеновой; и они им (Кириловским монахам) те деньги дадут, а пожню возмут к волости, да владеют теми пожнями крестьяне» (ibid. С. 125).

2) Ежели крестьянин сидел на своей собственной земле, им самим расчищенной из дикого поля, или купленной у другого землевладельца собственника, то он был полным собственником, как и прочие частные землевладельцы, мог свободно как отчуждать ее, так и распоряжаться ею, мог продавать, дарить, завещать, отдавать в наймы, селить на ней крестьян на свое имя. Полное свидетельство сему представляет духовная крестьянина Прокопия Бородкина, в ней завещатель пишет: «Се аз Прокопей Марков сын Бородкин, Луской Пермецы Лоемской волости крестьянин, пищу по себе сию изустную память… А что есть у меня Прокопья деревни и дворы, и дворовые хоромы, и вне двора, и сенные покосы, пожни и рыбные ловли, и всякие деревенские угодья, чем преж отец мой Марко и после его аз Прокопей владел по купчим и по закладным, и по всяким писмянным крепостям, и что есть у меня хлеба всякого сухого в амбарах, и скота, и коней, и коров, и всякого житейского заводу, и теми вышеписанными деревнями и дворовыми хоромами, сенными покосы, и рыбными ловлями, и всякими деревенскими угодьи, по купчим, и по закладным, и по всяким писменным крепостям, и скотом, и животом, и всяким житейским заводом. И по кабалам на ком взять, и тем вышеписанным всем яз Прокопей при смертном своем часу благословил и наделил сына своего Феодора Прокопьева с женою своею Мариной» (ibid. С. 66). Или вот еще свидетельство жалованной грамоты великого князя Василья Ивановича 1524 года о занятии диких мест в собственность, где крестьянам дозволяет на занятые земли сажать крестьян, строить дворы и вообще хозяйничать, как собственникам. Князь пишет: «Пожаловал есмя Двинян Наумку, Кобеля, Савина сына, да Давыдка Степанова сына… Что ми били челом, а сказывают, что в Двинском уезде, за рекою за Двиною, нашли ключи соляные на речке на Юре, на лесу на черном… А дворы де и пашни на те местах не бывали от века, а от волости де те места за 20 верст со всех сторон, угодья де к тем местам не пришли ни от которых волостей… И ож будет так, как Наумка и его товарищи сказывали; и яз Князь Великий пожаловал Наумку и его товарищев, велел есми им на тех местах ключи соляные чистит и лес сечи, и дворы ставите, и пашни пахати, и пожни чистити, и людей к себе звати на те места, нетяглых и неписьменных, добрых, а не татей и не разбойников» (ААЭ. Т. I. № 385).

Крестьяне как владельцы земли

Мы уже знаем, что на Руси было три вида владения крестьян землею: крестьянин владел или собственною землею, или общинною, или господскою; отсюда проистекали и три вида отношений крестьян в земле. Сии три вида в сущности своей не изменились и в XVI столетии, но в частностях они во многом уже не походили на прежние отношения.

Крестьянин на собственной земле, им так или иначе приобретенной, по-прежнему был полным хозяином-собственником, мог ее продать, заложить, подарить и делать другие распоряжения. От XVI столетия мы имеем несколько крестьянских купчих на земли и даже на деревни; таковы в Юридических Актах напечатаны: купчая Василья Дьяконова на пожни и наволоки в Белозерском уезде, 1550 года; купчие Каргопольца Ивана Межникова на участки земли близ Турчасовского посада 1568 и 1571 годов; в моем собрании грамот имеются посильные, или те же купчие, крестьян Ивана, Терентия и Мокея Константиновых детей, писанные в 1534 году; отступная Куростровца Ермолы Плешкова на полдеревни Исутовской 1573 года. Но полная собственность на землю не отстраняла крестьянина от общины: он тянул в ту волость, где находилась его земля, во все мирские разрубы и розметы, платил подати и отправлял повинности по общинной раскладке; он, как и другие крестьяне, был тяглый человек и член общины, поземельная собственность не освобождала его от общинных обязанностей. Так в одной отводной на землю Белозерского уезда, принадлежащие Кирилову монастырю и Кивуйской волости, упоминается деревня на речке на Паломбее, принадлежащая старосте Кивуйской волости Конанику (АЮ. С. 161). Здесь мы находим прямое свидетельство, что крестьянин Конаник, имевший собственную деревню, был в то же время, как член крестьянской общины, старостою черной Кивуйской волости, т.е. служил общине по выборам. А вот свидетельство и о платеже податей с поземельной собственности крестьянина по мирским разрубам: в купчей Кирилова монастыря на три участка в Лачеозерской пожне 1598 года продавец пожен, посадский человек Степан Межников пишет: «А в Государеву дань давати Кирилова монастыря с той пожни на год по алтыну денег». (АЮ. С. 133). Или в посильной на Фильков наволок в Мегалах, купленный крестьянином Григорьем Артемьевым в 1534 году, продавцы крестьяне Иван, Терентий да Мокей Константиновы говорят: «А потуг Григорью тянути с той земли с Ильина дни по мирской веревкы» (в моем собрании грамот). Крестьяне на своих землях, как собственники, имели право сажать крестьян на свое имя, которые за пользование землею платили им условленные доходы. Но, кажется, безошибочно можно сказать, что к концу XVI столетия крестьян своеземцев оставалось очень немного; ибо беззащитность мелких собственников, обложенных тяжелыми государственными податями и повинностями, была так очевидна, что крестьяне спешили развязаться с землею (доставлявшею им не столько выгод, сколько тяжестей и разоренья) и перечисляться или на общинную землю, или к богатым и сильным землевладельцам, где всегда могли найти защиту и покровительство, и где от местных притеснений их ограждала свобода перехода с одной земли на другую. Вот образчик, как крестьяне спешили продавать землю, обремененную большими налогами. По свидетельству одной правой грамоты 1571 года, крестьяне Елизарий Федоров да Павел Анкидинов продали свою землю со всеми угодьями именно потому, как сказано в грамоте, что «не измогли великого князя службы служити и дани давати и всяких разрубов земских». И потом один из продавцов порядился на ту же проданную землю у новых покупателей, и в порядной пишет: «Се аз Елизарей Федоров, сын Трубин, Лисеостровец, порядился есми Тимофею да Барсану Силвестровым детям в Карзину-Курью великого князя, а своего ж владения… и аз Елизарей порядился на всю десять вервей, а сеяти мне на них шесть пузов жита урком; а приедут писци великого князя, и мне Елизару и моим детям на той земли не описыватись» (АЮ. № 23). Здесь ясно, что крестьянин нуждался в земле и продавал последнюю землю, без которой не мог обойтись: ибо он тут же нанимал ее у нового покупателя; но для него было невыносимо тяжело право собственности беззащитной, беспомощной и обремененной податями и повинностями, и он спешил с ней развязаться. Кроме тяжести податей и повинностей, много способствовало распродаже земель крестьянами право дробления родительских земель между наследниками: ибо естественно, что участок земли, достаточный для одного семейства отца, был уже недостаточен, когда по смерти отца он делился на четыре семейства сыновей, и посему распродажа таковых раздробленных участков была необходима. Дети за лучшее считали сидеть с разными условиями на чужой, но достаточной земле, чем на своей, с которой нельзя прокормиться. Крестьянин даже считал выгодным для себя бросить свою землю даром, не продавши ее никому, лишь избавиться от податей и повинностей, которые на ней лежали. Лучшим сему доказательством служит Новгородская писцовая книга 1582 года, по которой в Вотьской пятине на 23 погоста насчитано 48 мест дворовых земецких порозжих и ни одного жилого земецкого двора, а обязанности земцов были полегче крестьянских.

Читайте также:  Из больницы — в налоговую. Как вернуть деньги, потраченные на лечение

Крестьяне, жившие на общинных или на черных землях, по памятникам XVI века, имели два рода отношений к земле: они или владели известною Долею общинной земли по рядной записи, какую крестьянин сделал с общиною, поступая в ее члены; или община же давала крестьянину землю на оброк, по особой оброчной записи, не как члену общины, но как свободному полноправному человеку. Первого рода поземельные отношения крестьяннина определялись порядною записью, которую он давал на себя волости или общине. Вот образчик таковых порядных записей: «Се яз Григорей Филиппова сын дал есми на себя запись старосте Тавренского стану Вахромею Трофимову сыну Воронину и всем крестьянам, что взял у них на льготу 12 долю обжи пустого на год; а хором дали пол-избы, да полприруба, да половина сенника и подклета, да полмякинницы и со всем угодьем, куды топор и коса, и соха ходила. И того мне жеребья впусте не покинуть и двор вново починивать, а дани оброк в тот льготный год не давать ни коих разрубов. А как отъидет льготный год, и мне всякая подать платить со крестьяны вместе. А покину яз впусте землю в той Прилучной деревне, не насею и жильца и не посажу, и на мне Григорье по сей записи взяти старосте в мир рубль денег» (АЮ. № 187). Здесь община является владельцем земли, хозяином, а крестьянин жильцом, наемщиком, он прямо и пишет: «А покину яз впусте землю той деревни, не насею и жильца не посажу». Община, как хозяин, дает своему жильцу разные льготы и пособия, а жилец крестьянин за это обязывается, по доле принятой земли, нести следующую долю тягла по мирским разрубам. Что же касается до оброчной земли, то крестьянин, принимая ее у общины или у правительства, с тем вместе не принимает никаких обязанностей, кроме условленного оброка. Оброчные земли преимущественно состояли из разных угодий и на них не полагалось тягла. Вот отношения крестьянина к земле по одной оброчной грамоте на дикий лес в Унженском уезде: «И Первушке Митюкову в том диком пустом лесу ходити и знамя делати, и медвеной ему оброк и с оброку пошлины с пуда по пяти денег с того дикого леса в государеву казну платити ежегодь беспереводно» (ibid. № 172).

Какие права были у крепостных

С формальной точки зрения, закон защищал крестьян от чрезмерных поборов и насилия со стороны их владельцев. В отличие от рабов, которые находились в безраздельной личной собственности хозяев, крестьяне сами себя содержали. При этом им требовалось частично отдавать свой доход владельцам угодий. Они могли платить деньгами или продуктами.

На практике же битье крепостных было нормой. Формально законодательство запрещало жестоко обращаться с крестьянами, однако власти игнорировали эту норму, закрывая на нее глаза.

С началом правления Елизаветы Петровны дворянам дали право наказывать крепостных, отправляя их в Сибирь. Это стало весьма распространенной практикой. В период с 1827 по 1846 год помещики отправили в Сибирь почти 4 тысячи человек.

Телесные наказания крепостных были весьма распространены. Прежде всего, в их отношении применялась порка. Свод законов, принятый в 1832-1845 годах, смягчил наказания для крестьян. При этом помещики могли пользоваться такими мерами:

  • до 40 ударов розгами;
  • до 15 ударов палками;
  • заключение в сельскую тюрьму на срок до 2 месяцев;
  • помещение в смирительный дом на период до 3 месяцев;
  • отправка в арестантские роты на срок до полугода.

Также крепостных могли навсегда отправить в рекруты и удалить из имения. При этом люди переходили в распоряжение местной государственной администрации.

Стоит отметить, что государство наказывало и помещиков, и крестьян примерно в одинаковой мере. В период с 1834 по 1845 год по всей России было осуждено по 0,13 % помещиков и крестьян.

Чем крепостное право отличается от рабства?

Несмотря на то что КК практически утратили какие-либо права, их роль в жизни государства была весьма значительна (111 глав Соборного Уложения 1649 года было посвящено именно крестьянам).

Помещики должны были отвечать за своих КК во всех случаях, кроме совершения подчиненными разбоев, убийств и прочих злодеяний. В этих случаях их судили согласно действующему законодательству.

Доля крепостных в общем народонаселении России была различна в разных её частях. Так, в Польше, Прибалтике, Финляндии, на территории Средней Азии и современного Казахстана крепостных практически не было. Значительно выше доля крепостных была в центральных регионах.

Если в целом по России доля крепостных накануне отмены крепостного права составляла 34,39 %, то в отдельных губерниях, например в Смоленской и Тульской, она составляла 69 %. Так, численность крепостного населения на указанный период составляла 67 081 167 человек, из них крепостных 23 069 631. Численность государственных крестьян составляла 9 345 000 человек.

По итогам 10-ой ревизии в России в 1858 году насчитывалось 65 губерний и областей. Из них в 56 губерниях и областях имелись крепостные, а в девяти губерниях и областях крепостных не было, а именно: в трёх прибалтийских губерниях, земле Черноморского войска, Приморской области, Восточной Сибири, Семипалатинской области и Области Сибирских Киргизов, а также в Дербентской и Эриванской губерниях.

В четырёх губерниях и областях (Архангельской, Шемахинской, Забайкальской и Якутской) практически не было крепостных, имелось лишь незначительное количество (несколько десятков) дворовых людей (слуг), поэтому эти губернии и области можно также исключить из числа губерний и областей с крепостным населением. Таким образом крепостные были в 52 губерниях и областях из 65.

Кроме того, с высочайшего позволения хозяина КК могли иметь семьи, жениться/выходить замуж, заводить детей.
Отличительной чертой крепостного права является отсутствие законодательных прав на жизнь КК (сплошь и рядом это нарушалось). Кроме того, если помещик приобретал КК, он обязан был предоставить ему участок земли и предметы, которыми он бы смог ее возделывать.

Читайте также:  Что дают за 3 ребенка в 2024 году в Красноярске

Основные положение реформы

Личные свободы. Помещичьи крестьяне получали личную свободу и наделялись гражданскими правами. 23 млн. крепостных крестьян становились свободными сельскими обывателями, получая возможность обращаться в суд, вступать в брак по собственному усмотрению и даже занимать гражданские должности.

Земля для крестьян. Помещичьи крестьяне освобождались (полевым наделом), размер которого в зависимости от региона России был разный и колебался от 3 до 12 десятин (1 десятина = 1 га). В черноземных губерниях размер надела был меньше, а нечерноземных губерниях больше. При этом если размер крестьянского участка был больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек.

Условия выкупа надела. Крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Размер выкупа за землю устанавливался в зависимости от величины денежного оброка крестьянина и приравнивался к капиталу, который в банке должен был давать доход в 6 % годовых. 20 % выкупной суммы крестьянин должен был самостоятельно выплатить помещику единовременно, а 80 % выкупной суммы давало в долгосрочный кредит государство на 49 лет под 6 % годовых (выкупные платежи будут отменены в результате Первой русской революции – в конце 1905 года.

Формирование крепостной системы в Русском государстве

В Русском государстве формирование крепостной системы было результатом множества факторов, включая политические, экономические и социальные процессы.

Крепостное право было введено в Русском государстве в 1649 году после издания Стоглавого собора и принятия Земского собора. Оно устанавливало основы правового режима крестьян, лишая их свободы передвижения и обязывая работать на помещиков.

Одной из причин введения крепостного права была необходимость обеспечить социальную и экономическую стабильность в стране. В то время Русское государство переживало сложный период после Московской войны, характеризующийся разрушениями, беспорядками и массовыми бегствами крестьян.

Крепостной порядок был также обусловлен экономическими потребностями помещиков, которые нуждались в надежной рабочей силе для развития своего имущества. Крестьяне становились зависимыми от помещиков и обязаны были выполнять предписания и трудиться на их земле.

Нелегкое положение крестьян и их эксплуатация вызывали социальную напряженность и противоречия между различными сословиями общества. Однако, крепостной порядок продолжал существовать на протяжении более двух столетий и стал неотъемлемой частью русского общества.

Именно крепостное право стало одной из причин, которые способствовали крестьянским восстаниям и иным социальным движениям в Русском государстве. Борьба за свободу и равноправие крестьян привела к постепенному упразднению крепостного права в 1861 году.

Таким образом, формирование крепостной системы в Русском государстве было сложным и многогранным процессом, связанным с политическими, экономическими и социальными проблемами. Оно было реакцией на существующие вызовы и проблемы того времени и стало основой для долгого периода эксплуатации крестьян.

Определение крепостного права

По сути, крепостное право устанавливало полное владение крестьяном, его имуществом и трудовой силой помещику, который взамен обязан был предоставлять крестьянину невеликую почву для личного обращения. Крестьянин служил помещикам преимущественно в форме обязательных работ и платы.

Одной из ключевых особенностей крепостного права было отсутствие права на передвижение крестьян. Они были привязаны к своей усадьбе и обязаны были предоставлять волость помещику свою рабочую силу.

Крепостное право было символом социального неравенства и эксплуатации. Оно объединяло в себе человеческое достоинство и бабушкинские методы распределения труда.

В 1861 году Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, что привело к освобождению крестьян и началу реформирования Российского общества. Впоследствии, это событие стало одним из ключевых этапов российской истории.

Кто ввел крепостное право на Руси

Крепостное право было введено на Руси в 1649 году. Главной фигурой, которая внесла это изменение, был царь Алексей Михайлович.

Однако, следует отметить, что первые элементы крепостного права можно обнаружить еще во времена Ивана Грозного. Во время его правления было введено понятие «прикрепление к земле», что означало, что крестьяне не могли покинуть свое место жительства без специального разрешения.

Однако, именно Алексей Михайлович с помощью Земских соборов официально закрепил крепостное право на Руси. По закону изданным в 1649 году, крестьяне становились собственностью помещика и не имели права свободного передвижения. Это законодательство привязало крестьян к земле и давало помещику полный контроль над их жизнью и трудом.

Причинами введения крепостного права были, в первую очередь, потребности феодального строя. Царское правительство видело в крепостной зависимости необходимый инструмент для поддержания стабильности и контроля над крестьянской массой. Кроме того, крепостное право было способом для помещиков защитить свои интересы и обеспечить постоянный источник доходов.

Хотя крепостное право было введено с разными нюансами и изменениями в разные периоды истории, оно осталось действующим в России до 1861 года, когда было формально отменено Александром II.

Крепостные крестьяне в культуре и литературе: образы и символика

Крепостные крестьяне оказали значительное влияние на русскую культуру и литературу. Их жизнь, тяжелые условия существования и труд, стали темами многих произведений.

Одним из символов крепостной жизни стал образ бабы-яги. В русской мифологии баба-яга была изображена как страшная старуха, живущая в лесу. Она олицетворяла смерть, трудности и лишения, которые ожидали крестьян в их жизненном пути. В литературе ее образ часто связывали с главными героями, которые должны были пройти через испытания, чтобы достичь своей цели.

В других произведениях крепостные крестьяне были изображены как жертвы социальной несправедливости. В «Кресте» Леонида Андреева крестьяне были угнетаемы не только знатью, но и церковью, что привело к самым страшным последствиям.

Один из самых ярких образов в литературе описывает крепостную жизнь – это Тургеневский «Отцы и дети». В романе крестьянин Базаров описывается как борец за свободу и равенство. В советское время этот образ часто использовали в пропаганде, чтобы привлечь к прекрасной идеологии молодежь.

Образы крепостных крестьян также использовали в кино. В «Покаянии» Тарковского крестьянин Андрей Рублев стал символом России и Русской православной церкви. В фильме его образ использовали в контексте борьбы против атеизма и защите православных традиций.

В целом, крепостные крестьяне были основой русской культуры и литературы на протяжении многих лет. Их жизнь, традиции и символика стали неотъемлемой частью русской культурной наследия и продолжают вдохновлять художников и писателей по сей день.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *