Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В Беларуси живут более 70 тыс. ликвидаторов последствий чернобыльской катастрофы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 октября в Беларуси начнется очередная пенсионная реформа, она касается дополнительной накопительной пенсии. Работники при желании смогут уплачивать страховой взнос на дополнительную накопительную пенсию — до 10% от своей зарплаты. Наниматели будут обязаны в таком случае перечислять на этот счет еще до 3%. Причем есть нюанс: работодатель должен перечислять такой же процент, как и работник, но не больше 3%. К примеру, если специалист компании решит вносить на дополнительную пенсию 2% от своей зарплаты, то столько же должен добавить и наниматель. А если работник выберет тариф в 5%, то наниматель «накинет» максимальные 3%.
В октябре запустят пенсионную реформу
При этом наниматель будет перечислять деньги на дополнительную пенсию работника из обязательных страховых отчислений. Напомним, сейчас для большинства работодателей отчисляют 34% от зарплаты работника — 6% зарплатного фонда идет на выплату различных пособий, 28% — на пенсионное страхование.
Поднимут минимальный страховой стаж
С 1 января 2023 года чиновники повысят минимальный страховой стаж. Он необходим для получения трудовой пенсии. В этот стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18,5 лет. С 1 января 2023 года он вырастет на полгода — до 19 лет.
Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет. По планам чиновников, это должно произойти в 2025 году. Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в пенсионную ловушку, они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 155,58 рубля.
Льготы для «ЧЕРНОБЫЛЬЦЕВ»
Документом, подтверждающим право на льготы, отмечает специалист, в том числе надбавки к пенсиям, установленные упомянутым законом, является удостоверение пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий, выданное или перерегистрированное в установленном порядке в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2009 года № 407 «О некоторых вопросах обмена документов, подтверждающих право граждан на льготы».
— В первую очередь хочу отметить, что Закон Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» направлен на защиту прав и интересов граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших на новое место жительства с территории радиоактивного загрязнения, проживающих на указанной территории, и иных категорий граждан, определенных настоящим законом. Так, статья 13-я этого закона разъясняет, кто такие участники ликвидации, а в 19-й прописаны льготы для тех, кто принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 — 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), и участников ликвидации других радиационных аварий. В 20-й статье закона говорится о льготах для граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 — 1989 годах в зоне эвакуации (отчуждения), в 1986 — 1987 годах — в зоне первоочередного отселения или в зоне последующего отселения, и участников ликвидации других радиационных аварий. В статье 24 говорится о льготах для граждан, эвакуированных, отселенных, самостоятельно выехавших с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения.
Льготы пострадавшим от аварии на чаэс в беларуси 2021
Право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста предоставлено также гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий (статья 33 Закона о ЧАЭС). При этом мужчинам она назначается при стаже работы не менее 20 лет, женщинам — при стаже не менее 15 лет.
– Гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году, пенсии назначаются со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет. С учетом названных обстоятельств в текущем году досрочная пенсия по возрасту назначается мужчинам по достижении 51 года и при стаже работы не менее 25 лет, женщинам – по достижении 46 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Требуемый страховой стаж должен составлять 16 лет 6 месяцев.
Какие льготы положены ликвидаторам ЧАЭС
На вопросы читателей, касающиеся чернобыльской катастрофы, отвечает главный специалист отдела назначения и выплаты пенсий управления по труду, занятости и социальной защите Кореличского райисполкома Алла Ивановна Соловей.
Кто и на каких условиях имеет право на досрочное пенсионное обеспечение по Закону Республики Беларусь от 06.01.2021 № 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий»?
Пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС назначаются со снижением возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»:
1) на 10 лет — принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году. Продолжительность работы в указанной зоне определяется количеством полных рабочих дней.
10-километровая зона — это территория в пределах 10-‘километрового радиуса вокруг Чернобыльской АЭС. На территории Республики Беларусь населенных пунктов, входящих в 10-километровую зону, нет. Данная зона находится на территории Украины.
Документами, подтверждающими право на досрочную пенсию, являются:
— удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (статья 19 Закона);
— справки работодателей, у которых хранятся первичные документы о работе по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также справки архивных учреждений.
В справках должны быть указаны: период работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, зона радиоактивного загрязнения, название населенных пунктов, в которых проходила работа, первичные документы, на основании которых выдана справка.
2) на 5 лет — принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (кроме занятых в 10-километровой зоне), при условии наступления инвалидности независимо от ее причины и группы (кроме граждан, инвалидность которых наступила вследствие совершения ими виновных противоправных действий по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства).
В качестве документов, подтверждающих право на досрочную пенсию, принимаются:
— удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (статья 19 Закона);
— заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии.
При этом обязательным условием для назначения пенсии по возрасту является наличие у участников ликвидации стажа работы не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин и стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (страховой стаж) в 2021 году — 16 лет 6 месяцев (с 1 января 2021 г. страховой стаж ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет).
Гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий предоставлено право на досрочную пенсию по возрасту на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. При этом мужчинам она назначается при стаже работы не менее 20 лет, женщинам — при стаже работы не менее 15 лет и 6 месяцев. Начиная с 1 января 2021 г., указанный стаж работы ежегодно увеличивается на 6 месяцев до достижения 20 лет.
Какие льготы по исчислению стажа работы предусмотрены для граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС?
Льготы по исчислению стажа работы:
— время работы, военной службы или службы на эксплуатации Чернобыльской АЭС и в зоне эвакуации (отчуждения) с момента катастрофы до 31 декабря 1987 г. засчитывается в стаж работы (выслугу лет) и в стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по списку № 1, в трехкратном размере, а в период с 1 января 1988 г. — в полуторном размере.
— время работы, военной службы или службы в зоне первоочередного отселения, зоне последующего отселения и на территориях, равнозначных им по уровню радиоактивного загрязнения в результате других радиационных аварий, с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий засчитывается в стаж работы (выслугу лет) в полуторном размере.
Какие надбавки выплачиваются к пенсии гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС?
Надбавки к пенсиям следующие:
— участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы, и участникам ликвидации других радиационных аварий — 50 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 19 Закона);
— участникам ликвидации, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988-1989 гг. в зоне эвакуации (отчуждения) или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченным к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы — 25 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 20 Закона);
— гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 г. — 25 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 24 Закона).
Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2021 году в России
- Ловил машину на Минск и что-то говорил про войну — в Молодечно «ангелы» нашли 80-летнего мужчину
- В шаге от пьедестала: белорусские фристайлисты не стали призерами домашнего этапа Кубка мира
- В Молодечно семь многоквартирных домов на Великом Гостинце восемь часов оставались без воды
- Птичья столовая: как в Мачулищах помогают пернатым друзьям
- Седьмой круг чемпионата страны по хоккею начнется 2 февраля
- Несостоявшийся фейк, солигорская лыжня и дневник врача — интересное за 30 января
- Фотофакт: в Березино отметили День снега
- Победив МАПИД, волейболисты «Борисова-БГУФК» ушли с последнего места в чемпионате страны
- Пропустив на предпоследней минуте матча, «Динамо-Молодечно» уступило «Юности»
- Победная серия «Шахтера» в чемпионате страны по волейболу достигла 14 матчей
- Выбор Редакции
- Технологии
- Туризм и отдых
- Происшествия
- Общество
- Образование
- Новости партнеров
- Недвижимость
- Мультимедиа МЛЫН.BY
- Люди
- Калейдоскоп
- Здоровье
- Еда
- Диалог с властью
- Дела житейские
- В мире
- Афиша
О назначении пенсии гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС
«Много лет прошло, как случилась страшная авария на Чернобыльской АЭС. В ее ликвидации участвовали и русские, и белорусы, и украинцы. Все теперь в разных государствах. Хотелось бы знать, как в Беларуси заботятся о чернобыльцах. Имеют ли льготы ликвидаторы аварии?Петр Климов, Брянская область».
В Беларуси действует Закон от 6 января 2009 года N 9-3 «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», где и расписаны все льготы. В частности, статья 32 предусматривает досрочную пенсию принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987-м — на 10 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста. Ликвидаторы последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 годах в пределах зоны эвакуации (отчуждения) при условии наступления инвалидности, независимо от ее причин (исключение — последствия алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства), выходят на заслуженный отдых пятью годами раньше.
Право на повышение пенсии есть у граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988-1989 годах в зоне эвакуации или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на станции (в том числе временно направленные или командированные). Кроме того, время работы в зоне последующего отселения с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) засчитывается в стаж работы в полуторном размере (при назначении пенсии по другим основаниям с учетом норм Закона от 17 апреля 1992 года N 1596-XII «О пенсионном обеспечении»).
В Беларуси постоянно повышают минимальный страховой стаж, который нужен для получения трудовой пенсии. К примеру, в 2013 году минимальный страховой стаж увеличился с 5 до 10 лет, в 2015-м — с 10 до 15, а с 2016-го начал повышаться каждый год на полгода. В 2020-м минимальный страховой стаж составляет 17,5 года, с 1 января 2021-го он увеличится на полгода до 18 лет. К 2025 году его намерены повысить до 20 лет.В страховой стаж входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. К примеру, учеба в вузе и декретный отпуск не учитываются в этом стаже. Но с этого года входит служба в армии.
Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку» – они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчинам — с 65 лет, женщинам — с 60 лет. Социальная пенсия составляет 129,06 рубля.
Сейчас чиновники решили ввести очередные изменения, связанные со страховым стажем.
С 1 января 2021 года те, у кого есть минимум 10 лет страхового стажа, смогут претендовать на трудовую пенсию по возрасту, которая составит 73% бюджета прожиточного минимума пенсионера. При определении размера такой пенсии будут учитывать только страховой стаж, поясняли ранее в Минтруда.
Сейчас БПМ для пенсионера составляет 195,15 рубля. То есть 73% от этой суммы — 142,46 рубля. Это почти на 10,4% больше, чем социальная пенсия.
Но, как и в случае с социальной пенсией, новую пенсию мужчины смогут получать с 65 лет, женщины — с 60 лет. При этом в 2019 году мужчины выходят на заслуженный отдых и получают трудовые пенсии по возрасту в 62 года, а женщины — в 57 лет. В 2021 году пенсионный возраст составит 62 года и 6 месяцев и 57 лет и 6 месяцев соответственно.
Если говорить про новый вид пенсий, то за каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия будет дополнительно увеличиваться на 3%, но она не может быть более чем 100% от БПМ для пенсионера, уточняли ранее в Минтруда.
К примеру, женщине, которая родилась 15 января 1960 года и которая не выработала минимальный страховой стаж, с 15 января 2020-го назначили социальную пенсию по возрасту (при достижении 60 лет). В 2020 году необходимый страховой стаж — 17 лет 6 месяцев, у этой женщины — 14 лет. Но в 2021 году она сможет перейти на новый вид пенсии для работников с неполным страховым стажем. В ее случае размер трудовой пенсии составит 85% БПМ пенсионера — 165,88 рубля. То есть за каждый год страхового стажа сверх 10 лет ей назначат по дополнительных 3% БПМ для пенсионера (73% + 12% = 85% от БПМ для пенсионера).
Так как в 2021 году минимальный страховой стаж вырастет до 18 лет, то, соответственно, максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем с 1 января будет на уровне 183,44 рубля (94% от БПМ пенсионера). За 10 лет минимального страхового стажа — 73% от БПМ пенсионера, за остальные 7 лет стажа — еще плюс 21%.
В 2022 году минимальный страховой стаж будет уже 18,5 года, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 97% от БПМ для пенсионера.
В 2023 году минимальный страховой стаж вырастет до 19 лет, а максимальный размер нового вида пенсии для работников с неполным страховым стажем составит 100% от БПМ для пенсионера.
Особенности Закона Республики Беларусь от 6.01.2021 года № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» разъяснила главный правовой инспектор Минского областного объединения профсоюзов Алеся Шпетная.
«Какие льготы для ликвидаторов ЧАЭС действуют в нашей стране? И придется ли в связи с изменением пенсионного возраста этим людям работать дольше?» – поинтересовался мужчина.
С 1 января возраст выхода на пенсию в Беларуси вырос еще на полгода
Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1988 – 1989 годах предусмотрено 25% от минимальной пенсии по возрасту. Гражданам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с катастрофой на ЧАЭС, выплачиваются надбавки к получаемой пенсии в следующих размерах от минимального размера пенсии по возрасту: инвалидам I группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет – 100%; инвалидам II группы – 75%; инвалидам III группы – 50%.
Дополнительно к пенсии участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС назначаются надбавки. Занятым в 1986 – 1987 годах в зоне эвакуации (отчуждения), на эксплуатации или других работах на станции (в том числе – временно направленным и командировочным, призванным на специальные сборы военнослужащим и военнообязанным), как и участникам ликвидации других радиационных аварий, положена надбавка в размере 50% от минимальной пенсии по возрасту. В августе нынешнего года это составляет 24,7 руб.
Обмен удостоверения ликвидатора обернулся потерей льгот по статье 18 Закона Республики Беларусь О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий. Два года минчанин Василий Николаевич Богданчик обивает пороги учреждений, судов, но восстановить свои права не может.
2.2. преимущественное право на зачисление в учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования (при иных равных условиях), на курсы профессионального обучения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в учреждения, обеспечивающие получение среднего специального, высшего образования, в порядке и на условиях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, с предоставлением иногородним общежития на время учебы. Прием на подготовительные отделения при соответствующих учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, производится независимо от наличия мест с обязательным предоставлением общежития
В справках, полученных от работодателей и из архивных учреждений, должны быть указаны периоды работы, названия населенных пунктов, где она проходила, зона радиоактивного загрязнения, первичные документы, на основании которых выдана справка. Основанием для ее выдачи могут служить командировочное удостоверение с отметкой о нахождении в соответствующих зонах, военный билет и другие документы, содержащие необходимые сведения.
- С.Н.Тарасевич, Берёза: Мой муж – участник ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС (ст.20). Был командирован в 1988 г. своей организацией ПМК-56 (трест «Полесьеводстрой»). Обращался в райисполком по вопросу обмена удостоверения. Ему сказали, что надо обратиться в организацию, которая его командировала. В данное время ни ПМК-56, ни треста уже не существует. Куда ему обратиться? Какие надо представить документы?
— Инвалидам вследствие катастрофы на ЧАЭС 1 и 2 гр. положена бесплатная путевка 1 раз в два года. Вы должны обратиться в поликлинику, где вам выдадут справку, что вы нуждаетесь в оздоровлении и санаторно-курортном лечении по конкретному заболеванию, а затем обратиться к специалисту Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения в исполкоме по месту жительства.
Авария на ЧАЭС, как известно, произошла в 1986 году, а первый «чернобыльский» закон (назовем его так кратко) вышел гораздо позже, пять лет спустя — в 1991 году. Однако жизнь показала, что были и другие техногенные аварии, которые принесли вред здоровью людей, но они как бы выпали из законодательства. Так, участники «…и других радиационных аварий» нашим законодательством были приравнены к «чернобыльцам». С просьбой прокомментировать этот вопрос мы обратились к главному специалисту отдела по реабилитации и социальной поддержке пенсионеров и инвалидов комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Ирине Рудаковой.
— В 2021 году закончился обмен удостоверений. Теперь документом, подтверждающим право на льготы, установленные этим Законом, является удостоверение пострадавшего от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий. Если говорить только о ликвидаторах, стоящих на учете у нас, в комитете по труду, занятости и социальной защите облисполкома, то нашей комиссией было заявлено к обмену удостоверений для 1197 человек: именно такое количество их было выдано в период с 1991-го по 1 января 2021 года. В итоге, обменяли свои документы 647 человек, не обменяли: 138 — по причине смерти, 46 — переехали в другое государство, 366 ликвидаторов не обратились к нам по иным причинам.
Какие льготы положены ликвидаторам ЧАЭС
Все ликвидаторы ЧАЭС во время отсутствия у них постоянного места работы могут получать пособие по безработице, которое равно полному среднему заработку за предыдущие несколько лет. Если на каком-либо предприятии происходит сокращение численности работников, то ликвидаторы последствий чернобыльской аварии имеют определённые преимущества перед другими сотрудниками, при этом никакого влияния не оказывает на это их стаж работы или возраст. Поэтому, как правило, ликвидаторы никогда не бывают уволены в связи с сокращением.
Если человек соответствует определённым условиям, то он имеет право получать льготы для ликвидаторов аварии на ЧАЭС. Данные льготы являются довольно многочисленными. Если человек по состоянию здоровья не может продолжать работать на своем постоянном месте работы, в результате чего вынужден перейти на работу, которая оплачивается в меньшем размере, то он может получать соответствующую доплату. В результате его заработная плата останется на прежнем уровне.
Льготы чернобыльцам в 2021 году
Дети инвалиды получают дополнительные льготы. Правительство приняло решение дополнить действующее законодательство, касающееся пострадавших в результате аварии на ЧАЭС (статья 4). Дополнение заключается в предоставлении денежных средств и мер социальной поддержки детям граждан, которые ранее проживали или до текущего момента проживали на территории Чернобыля. При этом место рождения ребенка в учет не берется.
- граждане, заболевшие лучевой болезнью в результате аварии;
- лица, заболевшие от радиации после аварии;
- граждане, которые получили инвалидность после радиационного облучения (военные, направленные на ликвидацию последствий катастрофы; военнообязанные, сотрудники правоохранительных органов; сотрудники МЧС; Врачи, медицинский персонал);
- граждане, которых в обязательном порядке вывозили в 1986 году. К этой категории относятся люди, которые в момент эвакуации находились в утробе матери; лица, которые стали донорами костного мозга для людей, пострадавших в Чернобыли. Доноры получают льготы, не зависимо от места проведения операции; население зоны с правом отселения; люди, которые постоянно проживали или работали в зоне с умеренным уровнем радиации.
Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии
Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.
Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.
Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.
Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
От аварии на ЧАЭС наиболее сильно на территории современной России пострадала Брянская область, часть населенных пунктов которой попали в зону отчуждения. Нахождение и проживание в ней запрещено. Пребывание в данной местности до эвакуации дает право на обращение за выплатами пенсионного характера на 10 лет раньше всех остальных.
Проживание на данной территории также несет значительные риски для здоровья, однако переселение в безопасную местность жителей этих районов происходило, как правило, с их согласия. Географически на территории РФ она приходится также на часть Брянской области. Проживание в момент катастрофы снижает соответствующий возраст на 3 года, а каждый год нахождения там дополнительно снижает его еще на полгода.
Географически это довольно обширная территория, охватывающая значительные по площади местности в Брянской, Калужской, Тульской и Орловской областей. Степень радиоактивного загрязнения там не несет значительной угрозы для жизни человека. Проживание в данной зоне снижает возраст на 2 года и дополнительно на 1 год, но при условии трехлетнего пребывания. Общее снижение – не более 5 лет.
Подробно о пенсии чернобыльцам
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Как и для всех категорий федеральных льготников, ветеранам боевых действий проиндексируют ЕДВ с 1 февраля 2022 г.
После индексации на 5,8% сумма выплаты составит:
Для чернобыльцев планируют повысить пенсии — до 9-16 тысяч
Одним из основных условий назначения пенсии по старости для чернобыльцев является пенсионный возраст. Законом 1244 и законом о государственном пенсионном обеспечении в РФ (закон 166-ФЗ) устанавливаются разные границы пенсионного возраста для разных категорий чернобыльцев.
- возраст 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин) устанавливается гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, а также гражданам, занятым на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения, при обязательном условии наличия трудового стажа продолжительностью не менее 5 лет;
- возраст 50 лет (для мужчин) и 45 лет (для женщин) устанавливается: а) гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы, б) гражданам, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет), в) гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения, независимо от продолжительности нахождения в зоне отчуждения (при наличии трудового стажа не менее 5 лет).
Отказ Пенсионного Фонда и позиция судов
Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.
Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.
Результат рассмотрения жалобы
Таким образом, оспариваемые Алексеем Львовичем подпункт 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по своему буквальному смыслу не предполагают возможности отказа гражданам, которые, являясь военнообязанными, были призваны на специальные сборы, направлены для выполнения работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполняли обязанности военной службы и стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в предоставлении права на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению) и страховой пенсии по старости (с учетом назначения ее ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).
Отметим, что на данный момент Управление Пенсионного Фонда реализовало право Алексея Львовича на получение двух пенсий: управление провело повторную медико-социальную экспертизу, по результатам которой причина установленной ему инвалидности II группы изменена на «заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС», и с 23 декабря 2020 года ему назначены страховая пенсия по старости и пенсия по инвалидности (по государственному пенсионному обеспечению).