Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экспертиза результатов инженерных изысканий — полное руководство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ИСОГД — единая информационная система обеспечения градостроительной деятельности, разработанная и применяемая в отношении всех регионов России. Результаты экспертизы проектной документации необходимо заносить именно в нее — в электронном формате.
Комментарий к ст. 49 ГрК РФ
1. Комментируемая статья посвящена экспертной деятельности в сфере строительства и объектам экспертизы.
Понятие «экспертиза» не нашло своего общего определения в законодательстве РФ. Однако, проанализировав нормативные правовые акты РФ в сфере экспертной деятельности, можно увидеть составляющую, которая объединяет все виды экспертиз — это оценка соответствия чего-либо требованиям нормативным правовых документов РФ. В то же время оценка соответствия представляет собой «прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту» . Требования к объекту в зависимости от его назначения, как правило, изложены как в нормативных правовых, так и в нормативно-технических документах.
———————————
ГрК РФ, ФЗ «Об экологической экспертизе», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
ФЗ «О техническом регулировании» (ст. ст. 5 и 6).
В ч. 1 комментируемой статьи законодатель выделяет такие формы экспертизы, как:
— государственная;
— негосударственная.
В Модельном законе о государственной экспертизе определение понятия «государственная экспертиза» сформулировано следующим образом: «Деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определенного объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы» . Очевидно, что данное определение имеет отношение, прежде всего, к государственному заказу, когда экспертиза проводится по заказу (поручению) государственных органов либо государственных предприятий и финансируется из средств государственного бюджета.
———————————
Модельный закон о государственной экспертизе (принят в г. Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 Постановлением 20-7 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
Вместе с тем в сфере строительства государственная экспертиза проводится по поручению как государственных органов, подведомственных им организаций, так и коммерческих организаций.
Отличительным признаком государственной экспертизы от негосударственной экспертизы является ее обязательный характер.
Негосударственная экспертиза, в отличие от государственной, проводится на добровольной основе, то есть застройщик или технический заказчик вправе направить объект (проектную документацию или результаты инженерных изысканий) на экспертизу в любую экспертную организацию, уполномоченную на проведение экспертизы (подробнее об организациях, имеющих право на проведение негосударственной экспертизы в сфере строительства, см. комментарий к ст. 50 ГрК РФ, о лицах, которые могут быть застройщиками и (или) техническими заказчиками, — комментарий к ст. 1 ГрК РФ).
В сфере строительной деятельности законодатель выделил объекты, в отношении которых проводится экспертиза, вне зависимости от того, является она государственной или негосударственной. Так, к объектам экспертизы отнесены: проектная документация и результаты инженерных изысканий, которые подготавливаются по тому или иному объекту капитального строительства (здания, строения или сооружения).
Под проектной документацией законодатель понимает решения (конструктивные, технические, инженерные, технологические, архитектурные), которые способствуют обеспечению строительства, реконструкции, капитальному ремонту: здания, строения, сооружения (подробнее см. комментарий к ч. 15 ст. 1 и ч. 2 ст. 48 ГрК РФ).
Инженерные изыскания представляют собой всестороннее исследование, изучение, обследование территории, на которой планируется строительство (реконструкция) здания, сооружения, строения (подробнее см. комментарий к ст. 47 ГрК РФ).
Результаты инженерных изысканий оформляются в виде отчета, который может быть направлен на экспертизу как самостоятельно, так и в составе уже подготовленной проектной документации.
2. Не все объекты капитального строительства, в отношении которых разработаны документация и результаты инженерных изысканий, подлежат экспертизе. К таким объектам в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи относятся:
1) объекты индивидуального жилищного строительства.
К объектам индивидуального жилищного строительства законодатель относит отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, которые предназначены для проживания одной семьи (ст. 11 ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»).
Под жилым домом следует понимать индивидуально-определенное здание, состоящее из комнат, а также помещений вспомогательного использования, которые предназначены для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Жилой дом является одним из видов жилых помещений в соответствии с ЖК РФ и Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 5).
В качестве семьи в законодательстве понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство» (ст. 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ»).
Для того чтобы жилой дом не подпадал под требования проведения экспертизы, он должен обладать следующими признаками:
а) наличие этажей не более 3-х. При этом в качестве полноценных жилых этажей могут учитываться подвалы, мансарды и цокольные этажи;
б) наличие функционального назначения — для проживания одной семьи;
в) обособленность от других домов.
Форма подачи результатов экспертизы проектной документации
Соответствующее распоряжение вступило в силу благодаря Постановлению Правительства Российской Федерации за номером 1330 от 07.12.2015 года. Нововведение отметило ряд условий, обозначенных в Постановлении Правительства РФ за номером 145 от 05.03.2008 года.
Согласно действующим и в 2021 году поправкам, с 01.01.2017 года документы по объекту капитального строительства, подлежащие государственной экспертизе проектной документации, следует предоставлять в ИСОГД в электронном виде.
Нужно ли тратить деньги на проведение строительной экспертизы?
К сожалению, случаи, когда споры с подрядчиками удается урегулировать самостоятельно, без вмешательства профессиональных экспертов, крайне редки. Завышая сметы, приписывая объемы выполненных работ, скрывая строительный брак всеми возможными способами, подрядчик будет отстаивать свою позицию, приводя аргументы, которые покажутся вполне убедительными человеку, далекому от строительства.
Поэтому наиболее конструктивное решение возникших проблем (или даже просто сомнений в качестве строительства) — обращение в независимую экспертную организацию, получение профессионального заключения, и в случае необходимости, обоснованное обращение в суд. Средства, затраченные на проведение экспертизы, возвращаются подрядчиком заказчику по итогам суда или (что составляет, по нашей статистике, 40-50% случаев) без обращения в суд, на основании нашего экспертного заключения.
Когда экспертиза не требуется
Ст. 49 п.2, 3, 3.1 ГрК указывают на объекты, для которых проведение ЭПДР необязательно.
К ним относятся:
- индивидуальные жилые и садовые дома;
- жилые помещения до 3-х этажей, построенные по блочной системе (для размещения не более 10 семей) на отдельном участке;
- нежилые здания в 1-2 этажа и общей площадью до 1500 кв.м., не предназначенные для производства (исключение — ст. 48.1 ГрК);
- отдельно стоящие производственные здания и сооружения малой этажностью (1-2), площадью до 1500 кв.м. (санзона отсутствует, находится в границах земельного участка объекта);
- буровые скважины (виды указаны в ФЗ №533 от 31.12.2014г.);
- объекты капстроительства, на переделку которых не требуется разрешения на строительство.
Изучение и оценка документов проекта на реконструкцию выступают гарантией безопасности в процессе эксплуатации объекта. В ряде случаев она проводится в обязательном порядке.
Реестр зданий и сооружений, для изменения которых необходимо проводить ЭПДР содержится в Градостроительном Кодексе, Постановлениях Правительства РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, техническими регламентами. В нашем случае это «Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержден постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870 (с изм. от 20.01.2017).
Требования технического регламента обязательны к применению и приоритетнее требований, в данном случае Градостроительного кодекса Российской Федерации. Положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации пользуемся в том случае, где технический регламент непосредственно указывает на необходимость их выполнения.
В соответствии с требованиями технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 870:
(п.12) К материалам идентификации объектов технического регулирования относятся:
а) проектная документация;
б) заключение экспертизы проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей газораспределения и газопотребления.
(п. 88) Оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах:
а) при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления – экспертиза проектной документации и результатов инженерных изыс- каний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
(п. 89) Применение иных форм оценки соответствия сетей газораспределения и газопотребления требованиям технических регламентов, не предусмотренных пунктом 88 настоящего технического регламента, не допускается.
(п. 90) При проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий проверяется выполнение требований, установленных пунктами 15–17 раздела III и разделом IV настоящего технического регламента, а также требований, установленных иными техническими регламентами, к объектам технического регулирования настоящего технического регламента.
(п. 91) Заключение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий включается в состав доказательственных материалов при получении разрешения на строительство сети газораспределения и сети газопотребления.
(п. 95) При приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы:
а) проектная документация (исполнительная документация);
б) положительное заключение экспертизы на проектную документацию.
(п. 102) Лица, виновные в нарушении требований настоящего технического регламента, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ст. 2 «основные понятия», ст.7 п.6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»:
— технический регламент – документ, который может быть принят:
Международным договором Российской Федерации;
Федеральным законом;
Указом Президента;
Постановлением Правительства Российской Федерации;
Нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
— технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
— технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым он принят.
С 1.06.2017 для газопроводов с проектным рабочим давлением не более 0,6 МПа, когда протяженность от существующих сетей газоснабжения до точки подключения, измеряемая по прямой линии (наименьшее расстояние), составляет не более 500 метров в сельской местности и не более 300 метров в границах городских поселений, а также для сетей инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона, не требуется подготовка документации по планировке территории. Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержден постановлением Правительства РФ от 7.03.2017 № 269.
В соответствии с п.5.4 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер территории которого, как правило, от 5 до 60 га.
В соответствии с частью 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, если планируется строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, включены (п.6) в «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (с изм. на 30.06.2018). Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 3.12.2014 № 1300.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (редакция действует на 01.09.2018) выдача разрешения на строительство не требуется в случае пп. 4.4 «строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 МПа включительно».
С 1.09.2018 вступил в силу Федеральный закон от 3.08.2018 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части упрощения размещения линейных объектов».
Вид топлива, на котором должна работать котельная, а также необходимость аварийного вида топлива для котельных устанавливаются в задании на проектирование с учетом категории котельной и требований п. 4.5, п. 13.1 СП 89.13330.2012 «Котельные установки», также п.14 (ж) «Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 317.
Порядок обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах указан в приложении 1 «Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 16.12.2002 № 448 (действующий нормативный правовй акт).
Требования к оснащенности газоиспользующего оборудования теплоутилизирующим оборудованием, средствами автоматизации, теплотехнического контроля, учета выработки и потребления энергоресурсов – в приложение 2 вышеуказанного документа.
Зачем вносить изменения?
Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса)
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:
Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Альтернативой повторному прохождению экспертизы проектной документации является Экспертное и Проектное сопровождение проекта. Выбор между Экспертным и Проектным сопровождением — за заказчиком. В случае, если требуется заменить вендора инженерной системы — более дешевым и простым вариантом является Проектное сопровождение. Но при этом решение не должно увеличить сметную стоимость, если финансирование ведется из бюджетов любого уровня. Нужно выполнить ряд требований:
- изменения не должны противоречить заданию на проектирование, либо в задание на проектирование застройщик / технический заказчик должен внести соответствующие изменения
- смета должна соответствовать выделенным бюджетным ассигнованиям (при гос. финансировании) или увеличиться менее чем на 10% (при частном финансировании) или согласовать доп. смету (при частном финансировании)
- изменения не должны нарушать требования технических регламентов
- изменения должны быть подтверждены проектной организацией с СРО и аттестованным ГИПом, находящимся в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
- изменения должны быть внесены в рабочую и проектную документацию
- о принятом решении нужно уведомить органы государственного надзора не позднее 10 рабочих дней
- для этого требуется по-новой загрузить ИРД + решение застройщика + подтверждение ГИПа + откорректированную проектную документацию на портале ИСОГД и получить новый регистрационный номер ИСОГД
Прохождение экспертизы проектной документации
Как пройти исследование проекта строительства в электронном виде, мы объяснили выше. У вас нет усиленной электронной подписи или же вы предпочитаете личное общение со специалистами? Можете пройти экспертизу, предоставляя документы в печатном виде и обращаясь лично.
В этом случае алгоритм обращения выглядит так:
- Определиться по ГрК РФ, какой вид экспертизы (государственная или негосударственная) вам нужен.
- Определить место оказания услуги и договориться о приеме.
- Собрать, подготовить, подать документацию.
- Подписать договор и заплатить за услугу.
- Вернуться в организацию за результатом в определенное договором время.
Прохождение экспертизы проектной документации
Порядку организации и прохождения экспертизы проектной документации посвящены постановления Правительства РФ № 145 от 5 марта 2007 года и № 272 от 31 марта 2012 года. Согласно их положениям, заказчику надлежит обратиться в специализированное государственное учреждение или частную аккредитованную организацию с необходимым пакетом документов.
Экспертиза проектной документации осуществляется на основании заключенного между заказчиком и исполнителем (экспертным учреждением) договора. В договоре обговариваются все значимые условия оказания услуги по проведению экспертизы проектной документации, в том числе:
- сроки проведения работ;
- стоимость услуги;
- права и обязанности сторон;
- комплект необходимых для проведения экспертизы документов.
Минимальный перечень документов (могут быть представлены как в электронном, так и в бумажном виде), необходимых для проведения экспертизы проекта, включает в себя:
- заявление на экспертизу;
- проектную документацию;
- задание на проектирование;
- документ, подтверждающий полномочия представителя заказчика;
- опись документов.
Какие объекты подлежат экспертизе проектной документации?
В соответствии с п.2 статьи 49 ГрК экспертизу проектной документации необходимо проводить для всех объектов капитального строительства и линейных объектов, кроме:
- индивидуальных жилых домов не выше трех этажей;
- некоторых видов блочных жилых домов не выше трех этажей (например, таунхаусов);
- некоторых видов многоквартирных жилых домов не выше трех этажей;
- отдельно стоящих зданий или сооружений не выше двух этажей, при общей площади не более 1500 м2, которые при этом не предназначены для проживания людей или производственной деятельности;
- отдельно стоящих зданий или сооружений не выше двух этажей, при общей площади не более 1500 м2, которые предназначены для производственной деятельности, и при этом для них не требуется установление санитарно-защитных зон или такие зоны необходимы, но располагаются в пределах границ земельных участков, на котором расположены объекты;
- большинство буровых скважин;
- объектов, на которые не требуется получать разрешения на строительство.
Правовое обеспечение экспертизы проектно-сметной документации
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года впервые предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. В статье 50 Градостроительного кодекса говорится, что лицо (или лица), осуществляющее подготовку проектной документации, может обратиться для проведения экспертизы в негосударственную организацию. Проведение негосударственной экспертизы сопровождается заключением договора. Организация, проводящая негосударственную экспертизу проектно-сметной документации, должна быть аккредитована в определенном порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Следующим шагом утверждения законности негосударственной экспертизы проектно-сметной документации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, закрепленное под номером 1070. Постановление утвердило следующие документы, прилагаемые к Градостроительному кодексу:
Положение о порядке проведения негосударственной экспертизы. Это положение на сегодняшний момент утратило силу. Вместо него теперь действует Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года.
Правила проведения аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Данные правила были скорректированы Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года.
Когда можно не проходить
Существуют случаи, когда в проведении экспертизы нет нужды.
В первую очередь, она не требуется во время текущего ремонта здания. Конечно, если у владельца есть необходимо разрешение от органов власти и поэтому экспертиза не нужна.
Кроме того, на основании Градостроительного Кодекса РФ, экспертиза не требуется:
- При строительстве гаража на участке, пребывающем в частной собственности.
Эта земля не может использоваться в коммерческих целях и подходит только для строительства помещений или посадки сада. Поэтому возведение такого сооружения не требует проведения поверки.
- Экспертиза не нужна при ремонте зданий, которые не входят в перечень сооружений, к которым можно применить капстроительство. К примеру, это могут быть навесы и киоски.
- Для строительства зданий, которые будут использоваться дополнительно.
- Для строительства объектов, предназначенных для капстроительства, если работы не затронут критерии качества здания. И если изменения не превысят разрешенные нормы.
- В других случаях, предусмотренных российским законодательством.
Что такое строительно-техническая экспертиза и зачем она нужна
Проведение экспертизы позволяет получить фактические данные о качестве выполненных строительно-монтажных работ, установить полноту, достоверность и правильность представленных материалов, оценить принятые технические решения с точки зрения их соответствия требованиям действующих стандартов. Именно поэтому строительная экспертиза зданий является одним из надежных инструментов урегулирования споров между застройщиками и заказчиками.
При проведении экспертизы используются различные нормативные документы — ГОСТы, своды правил по строительству, методики, среди которых можно выделить:
- СП 13-102-2003. Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений.
- ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.
- МДС 13-20.2004. Комплексная методика по обследованию и энергоаудиту реконструируемых зданий. Пособие по проектированию.
- МРР 2.2.07-98. Методика обследования зданий и сооружений при их реконструкции и перепланировке и др.
Строительно-техническая экспертиза может быть проведена в отношении практически любого строительного сооружения. При этом в перечень входят не только сами здания (жилые или промышленные), сооружения и конструкции (мосты, эстакады, дороги и пр.), но и следующие объекты:
- документация строительного проекта, в которую включена смета со списком применяемых в строительстве материалов;
- данные инженерно-геодезических изысканий;
- земельные участки;
- системы коммуникаций;
- незавершенные строительные объекты.
Основная цель проведения строительно-технической экспертизы — определение технического состояния здания или иной конструкции. В рамках этой цели обычно решается целый список задач. Их количество зависит от того, какой именно объект подвергается экспертизе:
- определение качества проведенных работ — выявление брака, дефектов и нарушений, прогнозирование их возможных последствий;
- определение рыночной стоимости здания или помещения (с учетом проведенных работ);
- проверка на соответствие ГОСТам, пожарным, экологическим, санитарно-эпидемиологическим нормам, пунктам заключенного между сторонами договора;
- определение степени износа здания;
- описание величины ущерба, нанесенного заливом, пожаром, фиксация его объемов и расчет стоимости восстановления;
- контроль качества и/или испытания строительных конструкций и материалов;
- проведение обследования при перепланировке здания, включая надстройку и углубление подвальной части;
- разработка проектно-сметной документации;
- геодезический мониторинг деформаций;
- контрольный обмер помещений;
- определение причин протечки крыши;
- определение причин образования плесни на конструкциях;
- установление причин аварий в инженерных коммуникациях;
- экспертиза несущих конструкций и др.
Комментарий к статье 49 ГрК РФ
1. Комментируемая статья вводится в действие с 1 января 2006 г. за исключением ч. 6, которая вводится в действие с 1 января 2007 г.
Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных комментируемой статьей.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в комментируемую статью были внесены изменения. Данная статья в настоящее время распространяется не только на государственную экспертизу проектной документации, но и также на государственную экспертизу результатов инженерных изысканий. Соответствующие изменения были внесены в название данной статьи (ч. 1, 4, 5, 7 — 11).
2. Части 2 и 3 комментируемой статьи устанавливают случаи, когда государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства не проводится. Государственная экспертиза не проводится, если для строительства не требуется выдача разрешения. В соответствии с ч. 17 ст. 51 комментируемого Кодекса выдача разрешения на строительство не требуется в случае:
строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
иных случаях, если в соответствии с Градостроительным кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
3. Комментируемая статья была дополнена ч. 3.1 и 3.2 (Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»), где установлено, в каких случаях государственная экспертиза результатов инженерных изысканий не проводится и когда результаты инженерных изысканий могут быть направлены на государственную экспертизу.
4. Части 4 — 7 комментируемой статьи содержат нормы, определяющие орган, который может проводить государственную экспертизу, предмет государственной экспертизы проектной документации, максимальный срок ее проведения, а также предусматривает невозможность проведения иных экспертиз, кроме установленных комментируемой статьей.
Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 286 (в ред. от 19 марта 2005 г.) утверждено Положение о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которым установлено, что Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству организует проведение в установленном порядке государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации.
Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. от 3 июня 2006 г.) в ч. 4 ст. 49 были внесены изменения и дополнения. В настоящее время государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий может проводиться как федеральным органом исполнительной власти, так и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, или подведомственными указанным органам государственными учреждениями.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 4 была изложена в новой редакции, а также статья была дополнена новыми частями 4.1 и 4.2.
Часть 4.1 устанавливает полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства или подведомственного ему государственного учреждения в области государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения), указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации указанных объектов, а также в области государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации. Исключение из общего правила содержится в п. 1 ст. 4.2 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», которым установлено, что Российская Федерация передает в порядке, установленном статьей 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органам государственной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы на срок до 1 января 2011 г. осуществление полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации уникальных объектов капитального строительства, которые указаны в части 2 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории города федерального значения Москвы, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации таких объектов.
Особые случаи, когда государственную экспертизу указанной документации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти, могут устанавливаться указом Президента РФ в отношении объектов обороны и безопасности или нормативным правовым актом Правительства РФ в отношении объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
Часть 6 была дополнена словами, допускающими проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
5. Часть 8 устанавливает основания для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу.
6. Части 9 и 10 комментируемой статьи содержат положения относительно заключения государственной экспертизы, а также устанавливают право застройщика или заказчика оспорить отрицательное заключение в судебном порядке.
В соответствии с ч. 2 ст. 60 комментируемого Кодекса, если государственная экспертиза дала положительное заключение проектной документации, а впоследствии был причинен вред жизни или здоровью физического лица, имуществу физического или юридического лица, то Российская Федерация несет субсидиарную ответственность за указанный вред.
7. Часть 11 комментируемой статьи устанавливает, что порядок организации и проведения государственной экспертизы, порядок и размер платы за ее проведение относится к компетенции Правительства Российской Федерации.