Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минфин расширил перечень кодов для платежек». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С правовой точки зрения, отправка заполненной надлежаще установленным требованиям платежки в банк выступает юридическим основанием для перевода денежных средств со счета заявителя (клиента) на счет получателя, зарегистрированный в этой же, либо в другой кредитно-финансовой организации. Для подобного распоряжения используется бумажный или электронный формат. Оно сохраняет силу на протяжении десяти календарных дней с момента составления, и заполняется исходя из утвержденной Положением Центробанка № 383-П актуальной формы, перечень полевой нумерации, для которой закреплен в рамках приложения №3 к указанному документу.
Альтернативный вариант заполнения налоговых платежек в 2023 г.
Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ (пп. 12-14 ст. 4) устанавливает на 2023 г. следующие переходные положения:
- в течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (прим. – т.е. платежных поручений), на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности;
- налогоплательщики могут воспользоваться правом на представление в течение 2023 года уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации при условии, что ранее ими указанные уведомления в налоговые органы не представлялись;
- денежные средства, поступившие по распоряжениям на перевод денежных средств, учитываются в качестве единого налогового платежа и определяются по принадлежности в соответствии со статьей 45 НК РФ.
Получается, что при желании в 2023 г. вместо «классических» уведомлений, о которых речь шла в предыдущем разделе, можно направлять в налоговые органы «образы» платежных поручений в те же сроки, что и уведомления – до 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов – и в тех же случаях, т.е. если уплата происходит до представления соответствующей налоговой декларации (расчета) либо если обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) не установлена НК РФ.
Чтобы такая платежка дала налоговому органу все необходимые для распределения платежей сведения, в ней должны быть заполнены привычные нам реквизиты, идентифицирующие платеж.
Когда налогоплательщик, выбравший этот вариант коммуникации с налоговыми органами, собирается внести платежи в бюджет, он направляет в банк такие же платежки – по отдельности на каждый налог, авансовый платеж, страховые взносы с учетом места их уплаты, включая, естественно, и те, которые декларируются до уплаты, т. е. не требуют подачи уведомлений в виде распоряжений на перевод денежных средств в налоговые органы.
Это объясняет особенности заполнения отдельных реквизитов платежных поручений, предусмотренные на такой случай вышеназванным проектом Приказа Минфина:
Реквизит платежного поручения | Значение |
---|---|
Статус плательщика | «01» – налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) — юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, представивший в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ |
наименование плательщика |
для юридических лиц – наименование юридического лица (его обособленного подразделения); для ИП, нотариусов, занимающиеся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ – фамилию, имя, отчество (при наличии); |
ИНН плательщика | ИНН налогоплательщика, чья обязанность по уплате (перечислению) налогов, сборов, страховых взносов исполняется |
КПП плательщика | КПП подразделения, чья обязанность по уплате исполняется |
наименование получателя | 0 |
ИНН получателя | 0 |
КПП получателя | 0 |
банковские реквизиты получателя платежа | БИК и наименование банка, номер счета банка получателя средств (номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета), номер счета получателя (номер казначейского счета) |
КБК | КБК конкретного налога, страховых взносов |
ОКТМО | код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора, страховых взносов и иного платежа |
основание платежа | 0 |
период | значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, 8 из которых имеют смысловое значение, а 2 являются разделительными знаками и заполняются точкой («.»). Например, «МС.02.2023»; «КВ.01.2023»; «ГД.00.2023» |
номер документа – основания для перечисления налога | 0 |
дата документа – основания для перечисления налога | 0 |
назначение платежа |
Переход ФНС на систему казначейского обслуживания бюджетных поступлений обусловил необходимость указания в реквизитах на оплату сразу двух счетов, а также появление новых банковских идентификационных кодов, утвержденных приказом №15H от 1 апреля 2020 г. Корректировки затронули четыре сегмента стандартной формы:
- 13 — внесены уточнения по названию банка.
- 14 — скорректирован БИК.
- 15 — указывается номер, входящий в единый состав единого казначейского счета.
- 17 — добавлено соответствующее значение ЕКС.
В каждом субъекте Российской Федерации применяются определенные типы обязательных сведений, общее количество которых на сегодняшний день достигло 85. Федеральной налоговой службой соответствующая информация была представлена в табличном формате, в рамках письма № КЧ-4—8/16504@ от октября 2020 г.
Ошибка №1: Налогоплательщик оставил поле «Код» платежного поручения пустым.
Комментарий: С 2017 года заполнение поля 22 является обязательным требованием. Несмотря на то, что налоговая служба сможет идентифицировать отправителя платежа по другим реквизитам в платежном поручении, Центробанк требует вносить данные в поле. Если УИН не присвоен или неизвестен, следует проставить значение «0».
Ошибка №2: Невнимательное заполнение УИН в платежном документе на основании того, что можно было указать нулевое значение, и это не считалось бы нарушением.
Комментарий: Если в поле «Код» вписан ноль, автоматическая программа распознавания платежа будет ориентироваться на другие реквизиты платежного документа, такие как ИНН и КБК. Если же УИН указан, платеж идентифицируется по нему. И в случае возникновения ошибки, перечисленные деньги не дойдут до получателя, и обязательство по уплате налога или сбора будет неисполненным.
Что такое УИН в платежке
До 2014 года организации-налогоплательщики не заполняли поле «Код» (22) в платежных документах.
В 2014 году, в соответствии с п. 1.21.1 Положения ЦБ РФ № 383 от 19.06.2012, плательщики при оплате бюджетных трансфертов (налоги и страховые взносы) обязаны ставить код УИН в платежке (что это такое, расскажем далее).
Расшифровывается название данного кода как уникальный идентификатор начисления. Его необходимо проставлять для каждого перевода в бюджет в текущем году. Также прописывался УИН в платежках 2017: что это за идентификатор и где его необходимо указывать?
Уникальный код цифровых значений вводится в платежные поручения для дальнейшей идентификации произведенной учреждением оплаты. Минфин РФ ввел его с целью снижения объемов невыясненных платежей, поступающих в бюджетные и внебюджетные государственные органы. Также с помощью данного шифра упрощается система финансовых начислений и производится контроль над корректностью поступлений платежей в органы и фонды.
Что такое УИН в платежке
УИН — уникальный идентификатор начисления, состоящий из 20 или 25 цифр, которые не могут одновременно принимать значение «0». Код УИН иногда (но не всегда) указывается в платежках при перечислении налогов, сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним.
Для УИН предназначено поле платежного поручения с реквизитом 22, которое называется «Код». Это следует из Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (утв. приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н ).
Примечательно, что в приложении № 1 к положению Банка России от 19.06.12 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» реквизит 22 носит иное название — уникальный идентификатор платежа (УИП). Но это не должно смущать бухгалтера. На практике при переводе денег в бюджет в поле 22 ставится именно УИН.
Такая длина кода имеет свою причину, потому что все части кода расшифровываются особым образом.
Комбинация цифр | Расшифровка |
1 — 3 | Информация о получателе средств |
4 | Не имеет обозначения, ставится 0 |
5 — 19 | Индекс документа, показывает номер платежа |
20 — 25 | Рассчитывается особым образом и является последней комбинацией цифр |
Идентификатор при текущих операциях
При внесении платежей текущего характера (то есть, взносов по страховке и платежей по налогам, размер которых плательщики рассчитали самостоятельно; эти платежи не являются уплатой долга) значение УИН в платежном поручении прописывать не нужно. Значит, в строчке 22 необходимо проставить значение «0». Идентификация таких платежей будет осуществляться налоговиками по другим основным реквизитам (ИНН, КПП, КБК, ОКТМО, ОКАТО).
С 31 марта 2014 года в реквизите « Код » в платежках, платежных поручений о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ указывается уникальный идентификатор начисления (УИН ).
УИН — это уникальный номер, который позволит проверяющим быстрее отразить полученный платеж в программе. Зная УИН, чиновникам не надо будет вбивать другие данные — ИНН компании, КПП, КБК. Присваивать уникальные коды налогам будут инспекторы налоговой службы. А коды по страховым взносам — специалисты ПФР и ФСС.
В соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» в распоряжениях указывается УИН в случаях его присвоения получателем средств , например Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ) или ФНС РФ.
Что будет, если ошибиться при указании УИН или не заполнить информацию
Ошибки в указании кода или не заполнение сведений о УИН ведут к чреватым последствиям.
В первом случае банковская организация просто не сможет принять платеж, оформленный некорректно заполненным платежным поручением. Сотрудник банка, либо автоматизированная банковская система попросит внести правки в соответствии с утвержденными правилами и произвести операцию вновь.
Если же плательщик при указании УИН допустил ошибки, то контролирующий орган просто напросто не сможет идентифицировать его. Таком образом, недоимка, штраф, задолженность не погасятся, что приведет к:
- начислению пени;
- увеличению долга;
- возникновению задолженности перед налоговой или фондами.
Отлично, если плательщик во время заметил, то что неправильно указал УИН. В таком случае ему необходимо незамедлительно обратиться в контролирующий орган и рассказать об ошибке. Но нужно понимать, что в таком случае платеж поступит с некоторым опозданием, что гарантирует начисление дополнительных пени.
Как уже было сказано ранее. УИН – это один из реквизитов платежного поручения, заполняемое в значении «Код», который расшифровывается, как «уникальный идентификатор начисления». Он состоит из 20, либо из 25 символов. Его формирует платежный контрагент, например налоговая служба.
Фактически УИН является уникальным идентификатором платежа, то есть УИП. Но, как сказано в комментариях Министерства финансов России, данные показатели можно объединить. То есть УИН, можно назвать УИП и, наоборот.
Надо отметить, что факт об объединении понятий уникального идентификатора начисления и платежа не закреплен на законодательном уровне. Если говорить простыми словами, замена одного показателя другим производится только на основании комментарий чиновников, так как фактически и УИН и ИП – это две одинаковые числовые комбинации.
Данный код представляет собой комбинацию из 20 знаков. Каждая из них очень важна.
Вам будет интересно:
Проводки по реализации товаров и услуг: примеры, какие счета применяются
Код разбивается на четыре блока:
- Первые три означают государственную структуру, которая выступает администратором по платежу — то есть он указывает кто, является получателем денег. Например, для обозначения налоговой используется код 183, соцстрах — 393 и т.д.
- Четвертый символ чаще всего обозначается 0. Так как в настоящее время четвертая цифра для определенной идентификации, не используется.
- Пятая по девятнадцатую цифры используются для обозначения уникального индекса документа, который присваивается ему во время начисления.
- Двадцатая цифра формируется соответствующими органами по специальному алгоритму. Это контрольное значение, с помощью которого проверяется правильность указания УИН.
Как заполнить поле 22 при самостоятельном расчёте платежа в бюджет?
В процессе подготовки п/п для оплаты текущих налогов, сборов и взносов, которые рассчитаны в декларации или другом расчётном документе юридического лица, указывать код не нужно. Речь идёт о квартальном НДС, годовом налоге на прибыль, ежемесячном НДФЛ и так далее. Такое правило действует и в случае с расчётом пеней и штрафом за предыдущие периоды своими силами.
Примечание: банк примет и проведёт платёжку без указания идентификатора, если организация сама рассчитывает и переводит средства по текущим налогам и взносам, либо недоимкам. Для этого достаточно внести свой ИНН в соответствующей строке платёжного поручения.
Есть ещё один фактор, почему компания не указывает УИН в п/п. Когда в полученном письме с требованием от государственных органов отсутствует значение идентификатора, то бухгалтер оставляет строку 22 нулевой.
Как узнать и где проставить УИН в платежном поручении?
Платежные поручения готовят юридические лица и ИП для перевода средств с расчетных счетов. В Приказе Минфина №107н между этими двумя формами собственности бизнеса не делают различий, поэтому с указанием УИН в платежке нужно действовать следующим образом:
-
При уплате текущих налогов и других сборов УИН не формируется — об этом указано в разъяснении от ФНС. Так как банк не примет платежное поручение, то в поле идентификатора нужно проставить «0». В таком случае важно в поле 104 вписать код КБК, выбранный из классификатора.
-
УИН указывают бюджетные организации, когда необходимо внести пени, недоимки или штрафы. В этом случае они формируют извещение с заполненным полем «Индекс документа» или вписывают идентификатор в его верхней части рядом со штрихкодом. В таком случае пропускать УИН нельзя — его нужно обязательно указать в платежке.
В платежном поручении под внесение УИН предусматривается поле №22. Оно располагается в нижней части документа, где находится код, означающий вид оплаты, а также указывается назначение, срок платежа и его очередь.
Если УИН неизвестен, то нельзя оставлять поле в платежном поручении пустым. Сначала нужно попытаться выяснить идентификатор у бюджетной организации, в пользу которой будет совершен платеж. Так как УИН формируется для каждого взноса в бюджет, то его нужно брать из личного кабинета сайта или приложения, а также из документов, которые оповещают о требующихся платежах.
Если бюджетная организация не сформировала код для оплаты, то в платежном поручении в 22 поле проставляется «0». Пустым его можно оставлять только в том случае, если платежное поручение отправляется через Интернет. При обработке платежей это поле пропускается или система вносит в него отметки, что идентификатора нет.
Что делать, если у вас нет УИН?
Физические лица также платят несколько видов налогов, вносят пошлины, пени и штрафы. Чтобы платеж прошел верно, им потребуется УИН. Его нужно вносить в платежную квитанцию при уплате следующих налогов и сборов:
-
транспортных;
-
земельных;
-
штрафов ГИБДД;
-
госпошлины за выдачу документов;
-
пеней за несвоевременное внесение налоговых платежей.
В этих случаях ФНС и другие государственные органы готовят платежный документ и направляют гражданину в системе электронного документооборота или обычной почтой. При оплате клиенту нужно найти УИН, который обычно располагается в поле «Индекс» документа и находится в его верхней части. Идентификатор нужно переписать в платежную квитанцию вместе с остальными реквизитами или указать в специальном поле при проведении оплаты через Интернет.
Если налогоплательщик не получает бумажные квитанции от ФНС, то сформировать УИН для оплаты налога можно на сайте. Для этого потребуется:
-
Авторизоваться в личном кабинете налогоплательщика приложения или сайта ФНС, используя подтвержденную учетную запись Госуслуг.
-
Просмотреть свои начисления по налогам и сборам.
-
Выбрать налог, который нужно срочно внести, и перейти к его оплате.
-
Указать вариант внесения средств «По реквизитам». После этого на странице будут отображены все необходимые для платежа данные, в том числе и УИН.
С сайта или приложения также можно скачать квитанцию, в которой будут заполнены все поля, указаны верные реквизиты. В нее останется только внести данные плательщика и отнести в банк.
Отличаются принципом формирования УИН только штрафы ГИБДД — у них УИН совпадает с номером постановления о нарушении. Вписывать при платеже нужно именно его. Оно может состоять из букв, цифр. Этот идентификатор формируется автоматически и не повторяется. Под ним получатель фиксирует правонарушение в базе ГИБДД и проведение оплаты штрафа за него.
При уплате имущественного налога код УИН обычно не используют — его заменяет номер КБК (код бюджетной классификации), который указывают в квитанции на оплату или в сформированном счете на оплату. Именно его нужно переносить в платежную форму, а в разделе УИН указать «0». Если имущественный налог будет просрочен, то необходимо будет внести пени за его несвоевременную уплату — в этом случае УИН уже будет присвоен. Его можно узнать в поле «Код» или «Индекс» документа.
Внимание! Некоторые отделения ФНС используют УИН для всех платежей — если этот код был назначен, его нужно внести в реквизиты квитанции.
Типичными ошибками при отсутствии УИН являются:
-
Использование идентификатора, который вписан в поле 22 в квитанции-образце. УИН отличается тем, что это уникальный код, указывающий назначение платежа. Код формируют индивидуально, поэтому нельзя пользоваться чужими номерами или комбинациями, которые плательщик встретил на других квитанциях.
-
Самостоятельное формирование номера — произвольные комбинации также не подходят. Казначейская система использует УИН, чтобы направить платеж в нужную бюджетную организацию. Если код будет неверным, то деньги просто затеряются. Найти их можно только после проверки и сверки данных в платежках.
-
Указание в квитанции старого УИН, по которому ранее проводилась оплата. Таким образом будет проведена повторная оплата старого штрафа, налога или сбора. По текущему же начислению будет расти долг. В таком случае нужно сначала вернуть излишне уплаченную сумму, а затем перевести ее с верными реквизитами, указав правильный УИН.
Этих ошибок стоит избегать, как физическим лицам, так и предпринимателям или юридическим лицам. Представители бюджетных организаций часто сталкиваются с неправильным зачислением средств из-за ошибок с кодом УИН, но самостоятельно они не в силах перевести деньги по верным реквизитам. Сначала нужно провести возврат средств, а затем перейти к оплате. Чаще всего приходится проводить повторные платежи начислений, чтобы не тратить деньги на пени и штрафы, ведь на проверки и поиск ошибок в платежах может уйти до 45 дней.
УИН в платежках где взять
Предоставляет этот код только администратор платежа, то есть государственный или муниципальный орган, который начислил данный платеж. Пока никто из администраторов платежей не готов его сообщать. Только в МВД России уже вписывают идентификатор в постановления о штрафах за нарушения правил дорожного движения. Код УИН можно будет взять из постановления и написать в платежке или квитанции на оплату штрафа. А ФНС России, которая оказывает услуги, например, по выдаче выписок из реестров, пока не планирует сообщать плательщикам новый идентификатор. Так же поступает и Пенсионный фонд РФ, который является администратором страховых взносов в ПФР и ФФОМС, и Фонд социального страхования России аналогично.
Кроме того, Письмо не является нормативно-правовым актом, и носит рекомендательный характер даже для Участников ГИС ГМП, которыми являются, в частности банки, но никак не клиенты банков. Клиенты банков не являются участниками системы ГИС ГМП.
А Центральный банк РФ, издал Указание от 15 июля 2013 г. № 3025-У О внесении изменений в Положение Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», которым ввёл свой уникальный идентификатор — уникальный идентификатор платежа – УИП, который проставляется в платежках, в случаях его присвоения получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. Банк установил, что «В распоряжениях о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации указывается уникальный идентификатор платежа в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых федеральными органами исполнительной власти совместно или по согласованию с Банком России». И указываться данный идентификатор будет в специальном поле платежного поручения.
Указание ЦБ РФ, в отличие от письма, является нормативным документом и обязательно к исполнению. Вступает в силу оно 31 марта 2014 года. Надо полагать, что УИП, будет иметь то же самое назначение, или даже более широкое, чем УИН, который придумали Минфин и Казначейство. Будем надеяться, что к дате вступления в силу Указания ЦБ РФ, государственные ведомства придут к единому соглашению о единообразном указании универсального идентификатора УИН или УИП в распоряжениях о переводе денежных средств.